Основы построения аккордов для начинающих: изучаем струны и пальцы
Начнем с самого простого: взгляните на свою гитару. У неё есть некоторое количество струн (будем рассматривать пример с 6-струнной гитарой), а также лады на грифе.
Все струны пронумерованы с 1-й по 6-ю: первая является самой тонкой, шестая – самой толстой. Также струны с 4 по 6 иногда называют «басовыми» или «низкими», 1-3 струны – «высокими», несмотря на то, что на плоскости гитары они расположены ниже.
Нумерация струн на гитаре
Для удобства записи гитарных партий и игры гриф гитары по горизонтали разделен на лады – на отдельных ладах есть отметки для быстрого визуального понимания и ориентации на грифе (обычно это 12-й лад, а также 3-5-7-9 лады и 15-17-19-21).
Нумерация ладов на гитаре
Таким образом, гитаристы имеют простую и универсальную схему обозначения зажатых на грифе нот: например, на рисунке показана точка, куда необходимо поставить палец, если вам говорят «зажмите 5-й лад 2-й струны».
Второй этап – нумерация пальцев левой руки. Здесь все достаточно просто:
- Указательный — №1
- Средний – №2
- Безымянный — №3
- Мизинец — №4
- Большой палец – T (от англ. thumb), он в данном уроке участвовать не будет
Список аккордов для начинающих
И вот мы подошли к самой важной части статьи – списку и разбору аккордов для начинающих. Всего их восемь, и для их игры не требуется никаких других навыков кроме зажатия струн
Они без проблем играются на первых трех ладах, и именно из них состоит большая часть популярных песен.
Аккорд C – До Мажор
Более сложный аккорд, особенно в комбинации с некоторыми, однако стоит немного потренироваться и поделать упражнения – и он окажется таким же простым, как и остальные. Состоит из нот До, Ми и Соль.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 2 | 1 |
Средний | 4 | 2 |
Безымянный | 5 | 3 |
Мизинец | — | — |
Аккорд Dm – Ре Минор
Это трезвучие похоже по своему составу на предыдущее, лишь с одним изменением – оно состоит из нот Ре, Фа и Ля.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 1 | 1 |
Средний | 3 | 2 |
Безымянный | 2 | 3 |
Мизинец | — | — |
Как и в случае с предыдущим аккордом, для чистого звучания требуется бить только по первым четырем струнам.
Аккорд D – Ре Мажор
Этот аккорд состоит из нот Ре, Фа Диез и Ля.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 3 | 2 |
Средний | 1 | 2 |
Безымянный | 2 | 3 |
Мизинец | — | — |
Важно отметить, что для чистого звучания этого трезвучия нужно бить по струнам начиная с четвертой – как со струны-тоники. Остальные при этом в идеале звучать не должны
Аккорд Em – Ми Минор
Еще один популярный аккорд для начинающих, который по частоте использования может соперничать с Am. Состоит из нот Ми, Си, Соль.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 5 | 2 |
Средний | 4 | 2 |
Безымянный | — | — |
Мизинец | — | — |
Это трезвучие также относится к так называемым «пауэр-аккордам», если в нем играть только на последних трех струнах.
Песни в ми миноре
Для закрепления изученных аккордов, последовательностей, в ми миноре – поиграть, например, такие песни:
Пачка сигарет – КИНО:
Em/ Am/ C/ D/
Бой: вниз-вверх – вниз-вверх
Просвистела – ДДТ:
Em/ C/ G/ B7
Бой: 2 вниз – 2 вверх – 1 вниз
Также в ми миноре несложные песни:
- Когда твоя девушка больна – КИНО
- Метель – ДДТ
- Выхода нет – Сплин
- Танцуй! – Сплин
- Яблони – Ляпис Трубецкой
Аккорд E – Ми Мажор
Один из самых популярных аккордов даже в метал музыке – поскольку хорошо звучит на электрогитаре. Состоит из нот Ми, Си, Соль Диез.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 3 | 1 |
Средний | 5 | 2 |
Безымянный | 4 | 2 |
Мизинец | — | — |
Состоит из нот Соль, Си, Ре.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 5 | 2 |
Средний | 6 | 3 |
Безымянный | — | — |
Мизинец | 1 | 3 |
Аккорд Am – Ля минор
Это трезвучие состоит из трех нот – Ля, До и Ми. Этот аккорд присутствует в огромном количестве песен, и каждый гитарист начинал именно с него.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 2 | 1 |
Средний4 | 4 | 2 |
Безымянный | 3 | 2 |
Мизинец | — | — |
Популярные песни на Am, Dm и E
«Частушки» – народный мотив, просто играем:
Dm/ Am/ E/ Am
Ритм (бой) уже знакомый вам по предыдущим упражнениям: вниз-вверх 2 раза на каждом аккорде.
«Летел голубь» – русская народная песня:
Текст с аккордами:
Сыграть можно так:
Бой – комбинирование двух простых ритмов из упражнений. Можно сразу потренироваться под метроном на одном аккорде медленно: на «раз и» – один удар вниз; на «два» – вниз, на «и» – вверх; на «3 и», «4 и» бой повторяется.
- Первая строчка по куплету: мотив «летел…» начинаем без гитары;
- На слово «голубь» играем Am – бой 1 раз (вниз – вниз-вверх);
- Потом на E – бой 1 раз;
- Am – играем ритм уже 2 раза, из вторым разом мотив 2-ой строчки;
- E – 2 раза;
- Возвращаемся на Am – 2 раза;
- И последние две строчки на каждый аккорд бой 2 раза: Dm/Am/E/Am.
«Коробейники» – всё те же самые популярные 3 аккорда:
Играется таким же боем, как и «Летел голубь», но в более быстром темпе. А разучивать песню, конечно, сначала нужно медленно.
Аккорд A – Ля мажор
Менее популярный аккорд, который, тем не менее, присутствует в огромном количестве знакомых всем песен. Он состоит из нот Ля, Ми и До Диез.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 4 | 2 |
Средний | 3 | 2 |
Безымянный | 2 | 2 |
Мизинец | — | — |
Основные длительности нот
Сначала мы предложим вам просто рассмотреть все часто встречающиеся в музыке длительности и запомнить их названия, а чуть позже разберемся с их значением в музыкальном ритме и с тем, как их чувствовать.
Основных длительностей не так уж и много. Это:
ЦЕЛАЯ – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный. В музыкальных кругах целые ноты любят обзывать «картошками».
ПОЛОВИННАЯ – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Например, если целую ноту держать 4 секунды, то половинную – всего 2 секунды (все эти секунды сейчас чисто условные единицы, чтобы вы только лишь поняли принцип). Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка (картошка) у нее не такая жирная, а еще у нее имеется палочка (правильно говорить – штиль).
ЧЕТВЕРТНАЯ – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Значит, если целая звучит 4 секунды, половинная – 2 секунды, то четвертная будет играться всего лишь 1 секунду. Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
ВОСЬМАЯ – как вы уже, наверное, догадались, восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой). А длиться она будет, соответственно, всего половину секунды (0,5 с). Восьмая или, как любят говорить музыканты, восьмушка – это хвостатая нота. От четвертной она отличается наличием хвоста (гривы). Вообще, по-научному, этот хвост называется флажком. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (правильно говорить – ребро).
ШЕСТНАДЦАТАЯ – в два раза короче восьмушки, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 штучек таких нот. А на одну секунду приходится по нашей условной схеме аж четыре шестнадцатых нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмушку, только вот хвоста у нее целых два (две косички). Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра (две «крыши», две перекладины).
Конечно, существуют и длительности более мелкие, чем шестнадцатые – например, 32-е или 64-е, но пока ими забивать голову не стоит. Сейчас самое главное – понять базовые принципы, тогда остальное придет само собой. Кстати, есть длительности, которые больше целой (например, бревис), но это тоже тема отдельного разговора.
Как считать длительности нот?
Когда начинающие музыканты разучивают произведения для своего инструмента, им часто приходится считать вслух. Считаются именно удары пульса. Счет может вестись до двух, до трех или до четырех. Причем, для того чтобы легче было делить удар пульса пополам при игре восьмыми длительностями, после каждого счета вставляется разделительный слог «и». Вот и получается, что музыкантский счет выглядит так: РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И или РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, а иногда просто РАЗ-И, ДВА-И.
Как в этом разобраться. Здесь все довольно просто. Целая нота просчитывается до четырех, так как в ней помещается четыре удара пульса (РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И). Половинная – это два удара, поэтому она просчитывается до двух (РАЗ-И, ДВА-И или ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И, если половинная приходится на третий и четвертый удары пульса). Четвертные считаются по одной штуке на каждый счет: одна четверть на РАЗ-И, вторая четверть на ДВА-И, третья – на ТРИ-И, и четвертая – на ЧЕТЫРЕ-И.
Эта добавка «И» существует для удобного счета восьмушек. Одиночные восьмушки встречаются редко, чаще они попадаются парами или по четыре штуке. И тогда одна восьмушка считается на само число счета (на РАЗ, ДВА, ТРИ или ЧЕТЫРЕ), а вторая восьмушка всегда на «И».
Что такое аккорды на гитаре
Что же такое «аккорд» на гитаре и в музыке в целом? Если совсем просто, то определение будет таким: аккорд — это три одновременно звучащие ноты с определённым интервалом между собой. Сыгранные вместе они образуют музыкальный аккорд — он же аккорд гитарный.
В гитарном аккорде может быть более трёх нот и они могут быть достаточно сложными для новичка, но об этом чуть позже.
Сыгранные 6 открытых струн(то есть, если левую руку вообще не использовать) тоже будут составлять гитарный аккорд, не смотря на то, что нот аж целых шесть, сыграть такой гитарный аккорд не составит никакого труда ни только начинающему гитаристу, но и человеку абсолютно далёкому от музицирования.
Соотношение длительностей между собой
На следующей картинке будет показана схема-таблица дробления длительностей. Каждая новая, более мелкая длительность возникает при делении более крупной на две части. Этот принцип называется «принципом четного деления». Целая нота делится на число два в разных степенях, то есть на 2, 4, 8, 16, 32 или другое, большее количество частей. Отсюда, кстати происходят и названия «четвертная», «восьмая», «шестнадцатая» и другие. Рассмотрите эту таблицу и постарайтесь ее понять.
Пожалуй, самым важным в изучении длительностей является понимание их соотношения между собой. Дело в том, что музыкальное время условно, оно не измеряется точно выверенными секундами. И поэтому мы не можем сказать точно, сколько будет длиться целая или половинная нота в секундах. Примеры, которые мы приводили, условны – всего лишь один из возможных вариантов. Что же тогда делать? Как тогда точно соблюдать ритм?
Первые три аккорда
Освоим первых три аккорда – Am, Dm, E.
Am
Am (ля минор) – первая буква аккордового гитарного алфавита. Давайте рассмотрим в сетке этот аккорд и сыграем:
Левой рукой:
- Указательным прижимаем 2-струну на 1-ом ладу.
- Средним – 4-ую струну на 2-ом ладу.
- Безымянным – 3-ую струну на 2-ом ладу.
- 5-ая и 1-ая струны не прижимаются, но звучат (открытые).
- 6-ая струна не звучит.
Правой рукой:
Итак, аккорд вы взяли на грифе (согласно аппликатуре, указанной в сетке), теперь извлекаем звук:
Сначала большим пальцем проводим по каждой струне медленно. Проверяем: должен звучать каждый звук аккорда (каждая струна). Не получается – снова пробуем поставить пальцы по аппликатуре и качественно прижать струны.
Затем ударьте вниз по струнам указательным пальцем правой руки, или всеми пальцами (без большого) слегка согнутыми. Удар должен быть резкий, но не слишком сильный, громкий.
Сделайте несколько ударов. Снимите аккорд с грифа. Дайте пальцам отдохнуть и повторите упражнение.
Dm
Dm (ре минор) – аппликатура на три лада. Пальцы придётся немного растянуть
- Басовые 6-ая и 5-ая не звучат, 4-ая открытая.
- Указательным – 1-ую струну на 1-ом ладу.
- Средним – 3-ую струну на 2-ом ладу.
- Безымянным – 2-ую струну на 3-ем ладу.
Извлекаем звуки Dm, слушаем.
E
E (ми мажор) – схожая аппликатура с Am, но от 3-ей струны.
- Указательным – 3-ю струну на 1-ом ладу.
- Безымянным – 4-ую на 2-ом ладу.
- Средним – 5-ую на 2-ом ладу.
Аккорд на шесть струн. Проводим большим пальцем по каждой струне. Слушаем – качественно ли прижали струны. Затем удары вниз указательным пальцем или четырьмя пальцами правой руки.
Am, E, Dm ритмом
Тренируйтесь играть три изученных аккорда. Вы должны научиться уверенно ставить пальцы, и чтобы хорошо звучали все струны в аккорде. Без «заминок», и «поправок» в постановке.
Потом разыщите в интернете метроном. Подойдёт любой – онлайн или программа. Задайте очень медленный темп – примерно 60-80 ударов в минуту. Размер установите 4/4 (просто в настройках выберите это значение). Это значит, что отсчёт ударов будет в порядке – раз, два, три, четыре.
Как только настроите метроном, приступайте к упражнению.
Сначала только на Am, сыграйте простейший бой.
Простой вариант записи боя – стрелочками, указывается направление ударов вверх-вниз.
Упражнение на Am:
Сначала удары вниз указательным пальцем правой руки, синхронно на каждый щелчок метронома. И при этом отсчитываем – раз, два, три, четыре. Сразу проговариваем вслух, потом отстукиваем ногой (ступнёй).
Затем на каждый щелчок метронома два удара: первый – вниз, второй – вверх. Считаем так:
- На «Раз» – удар вниз, на «и» – удар вверх.
- Повторяем: на «два» – вниз, на «и» – вверх и т.д.
Таким же образом под метроном играем это упражнение на E (ми мажор) и Dm (ре минор).
Старайтесь, чтобы удары звучали ровно, синхронно под метроном. Не слишком громко и не слишком тихо.
Аккордовые последовательности на трёх аккордах
Проиграв отдельно каждый из аккордов в ритме, тренируйтесь уже играть последовательности аккордов – эти три аккорда, но в определённой очерёдности.
То есть мы уже отрабатываем переходы с аккорда на аккорд, как они играются в песенном аккомпанементе.
Am-E-Am
Правая рука повторяет ритм из предыдущего упражнения. Сначала играем последовательности ударами вниз на каждый щелчок метронома.
Получается:
- 4 удара (1, 2, 3, 4) на Am;
- переходим на E (ми мажор) и снова четыре удара вниз в ритме;
- возвращаемся на Am, ещё 4 удара.
Второй вариант упражнения – немного усложняем ритм: на «раз» вверх, на «и» вниз – по два удара на щелчок метронома. На каждый аккорд последовательности получается по 8 ударов.
И таким же образом играем другие упражнения – последовательности:
- Am – Dm – Am
- Am – Dm – E
- Dm – Am – E – Am
Добивайтесь чёткого ритма, без остановок. Быстрый темп пока не обязателен. Лучше медленно, но уверенно.
Другие аккорды
Аккорд E7 |
Аккорд A7 |
Аккорд G7 |
Аккорд Cadd9 |
Аккорд Em7 |
Аккорд Dm7 |
Аккорд Bm7 (Hm7) |
Аккорд D7 |
Аккорд C7 |
Аккорд Bb |
Аккорд Eb |
Таким образом, по своей сути, основных аккордов (не баррэ) всего 9 штук. Их будет достаточно для того, чтобы сыграть 90% песен по аккордам. Если Вы новичок, то Вам обязательно стоит изучить эти аккорды для начинающих, которые я привел выше.
Аккордов — несметное количество (больше 1000), но это не значит, что Вам нужно учить все — или учить много. Есть несколько основных аккордов, которых достаточно для игры практически любой песни по аккордам. Итак, для того, чтобы научиться играть на гитаре, вам нужно начать обучение с аккордов, которые я указал выше.
Характерные черты вальса
Изначально вальс был танцем для светских салонов. Изысканные дамы в пышных нарядах по вечерам собирались во дворцах, чтобы насладиться волшебной музыкой и двигаться в такт. Постепенно распространился и в народ. Его даже можно было лицезреть на городских площадях. Родиной считается Австрия. Основное распространение получил в Германии, Франции, а оттуда уже по всему миру. «Walzen» (нем. «прокатывать») – отсюда один из характерных признаков – плавность. Народные танцы были с шероховатостями и подпрыгиваниями. Вальс на гитаре же славится своей элегантностью.
Самое главное, что его выделяет – трёхдольный размер. В числителе дроби находится тройка, а в знаменателе цифра кратная четвёрке (например, ¾, 3/8 или 6/8). Чаще всего он размеренный и неторопливый. Но многие вальсы бывают и быстрыми. Как раз в таких прописывается размер с «шестёркой» или «девяткой» в числителе.
Отличительными особенностями также являются лиричность и проникновенность. Танец всегда изящный с красивой мелодической линией. Часто линия мелодии постепенно развивается и к концу фразы (куплета, припева) «взмывается» вверх.
Ритмические упражнения на разные длительности
Давайте теперь постараемся познать все то же самое, только уже на практике.
УПРАЖНЕНИЕ №1. Допустим, что пульс у нас отбивается ровными четвертями на ноте СОЛЬ. Все, что мы здесь описываем, будет представлено и на нотном примере, под которым также размещена аудиозапись. Послушайте, как это звучит. Уловите этот ровный ритм. Хлопайте его в ладоши, щелкайте пальцами или отбивайте ручкой по столу, а после того, как мелодия закончится, попытайтесь продолжить этот же ритм или повторить самостоятельно без аудио.
https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/01/ritm-upr-01.mp3
УПРАЖЕНИЕ №2. Теперь попробуйте уловить звучание других длительностей. Например, половинных. Половинные звучат, конечно же, в два раза медленнее, чем четверти, которыми у нас в данном случае отбивается пульс. В начале следующего примера вы услышите удары пульса четвертями – мы напомним таким образом вам этот тепм. Четвертные ноты прозвучат четыре раза, а затем пойдут половинные длительности. В каждой половинной постарайтесь уловить, прочувствовать продолжение тех же самых ударов. То есть второй удар в половинной ноте вам нужно как бы представить, ощутить внутри себя.
Получилось? Если да, то хорошо. Если нет, то попробуйте другой вариант упражнения. Сейчас на нотном примере вы увидите двухголосие. Нижний голос будет тихо играть ровными четвертями на ноте СОЛЬ в басовом ключе, а верхний голос после первых четырех ударов переключится на половинные, которые будет играть погромче на ноте СИ. Таким образом, в каждой половинной вы сможете услышать реальный отголосок второго удара пульса, который будет подыгрывать второй голос. После этого варианта упражнения вы можете вернуться к первому варианту.
УПРАЖНЕНИЕ №3. Сейчас нужно будет ловить ритм из восьмых нот. Восьмые ноты исполняются быстрее, чем четвертные, и поэтому на каждый удар пульса будет приходиться сразу по две восьмушки. В приведенном ниже примере сначала, как всегда, пройдут четыре удара четвертями, а затем пойдет пульсация восьмыми. Вы при этом стучите про себя пульс ровными четвертями. Почувствуйте, как на один ваш удар приходится две восьмых ноты.
И второй вариант этого упражнения. С двухголосием, во втором голосе от начала и до конца сохранена пульсация ровными четвертями на ноте СОЛЬ. В верхнем голосе идет переключение на восьмушки.
УПРАЖНЕНИЕ №4. Эта задача познакомит вас с ритмом шестнадцатых нот. Их на один удар пульса приходится сразу четыре штуки. Разгоняться мы будем постепенно. Сначала будет 4 удара четвертями, затем 8 ударов восьмушками, и только потом пойдут шестнадцатые. Шестнадцатые здесь для удобства собраны в группы по четыре штуки под одну «крышу» (под одно ребро). Начало каждой группы совпадает с ударом основного пульса.
И второй вариант этого же упражнения: один голос — в скрипичном ключе, другой — в басовом. У вас все должно получиться.
Вальс на гитаре для начинающих. Табы двух простых этюдов Ф. Карулли
Отличным упражнением для знакомства с жанром будут этюды для гитары.
Ferdinando Carulli — Warltz #1
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Произведение хорошо тем, что в нём всего две части. Первая повторяется два раза. В ней присутствуют чередование пальцев i-m-a (берутся вместе с басовой нотой). Также есть элемента перебора. Полезно будет ознакомиться с различными видами переборов на гитаре.
https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2018/10/Carulli-Ferdinando-Warltz-1.mp3
Ferdinando Carulli — Warltz #2
Этюд написан в размере 3/8, поэтому выглядит как классическое «раз-два-три» в довольно бодром темпе (примерно 100 bpm). Такие табулатуры можно использовать как аккомпанемент на гитаре.