Приемы звукоизвлечения и приемы игры на гитаре

Немного истории

Элементы этого приема встречаются в разной музыке, начиная с эпохи возрождения. Но сформировались они как полноценное тремоло в эпоху позднего романтизма. Самый значительный вклад сделал выдающийся испанский гитарист и композитор Франческо Таррега – основатель современной классической школы.
Когда в 1896 году Таррега написал «Воспоминание об Альгамбре», он и думать не мог, что в 21 веке его произведение войдёт в золотой фонд выдающихся исполнителей на классической гитаре. Ярким примером является исполнение легендарного испанского гитариста Андреса Сеговия.

Последовательность выглядит так — большой, безымянный, средний, указательный. В буквенном обозначении пишется как p,a,m,i.

Есть еще другие варианты исполнения тремоло на гитаре, но чаще применяется именно этот.

Основу тремоло составляет ровная ритмическая последовательность всех звуков. Без этого не добиться той красоты звучания, которой мы наслаждаемся, слушая гитару. Идеальная ровность сама собой не приходит — для этого придётся потрудиться и провести определённую подготовительную работу.

Испанская гитара фламенко

Виды и отличия от классической гитары

Главное ее отличие от классической гитары – в специальной пластинке гольпеадоре, которая защищает деку от ударов по ней во время исполнения приема гольпе. Кроме того, на гитаре фламенко чаще всего стоят нейлоновые струны, и по своей конструкции она максимально близка к классической гитаре.

Можно ли играть в таком стиле на обычной акустической гитаре

Да – можно. Но стоит учитывать, что это более сложно, поскольку струны на акустической гитаре более жесткие, и атака по ним должна быть сильнее. Кроме того, не стоит забывать и о гольпеадоре, который отсутствует на акустических гитарах.

Баррэ (иногда пишут Барре)

Начнем с простого – если вы начали разучивать аккорды или играть свои любимые песни, то уже наверняка заочно знакомы с приемом баррэ. Заключается он в том, что один из пальцев левой руки зажимает не одну струну, а сразу несколько. Большим баррэ называется ситуация, когда зажимаются 5 или 6 струн, малым – от 2-х до 4-х.

С этим приемом у новичков возникает обычно больше всего проблем. Вот несколько советов, которые помогут освоить баррэ максимально быстро и добиться правильной постановки пальцев:

Зажимайте баррэ как можно ближе к ладовой пластине. Т.е. если вам нужно баррэ на втором ладу, то постарайтесь приблизиться к ладовой перемычке между 2 и 3 ладом – но не забывайте о том, что все ноты должны звучать чисто и звонко. Посмотрите на пример ниже.

Тренируйтесь зажимать баррэ плашмя, то есть не поворачивайте кисть и не пытайтесь зажимать ребром – это проще, но это неправильно

Во-первых, это снижает возможности использования остальных пальцев левой руки, во-вторых, перенапрягает кисть.
Обратите внимание на большой палец левой руки – он должен упираться в гриф примерно посередине.
Не перенапрягайте руку. Если какие-то ноты звучат глухо, то начните с более простого малого баррэ: потренируйтесь сначала на двух-трех струнах, после переходите на более сложные аккорды.

Как научиться самостоятельно

Если вы переживаете, что эту информацию можно изучить только в течение нескольких лет усердных занятий с репетитором или в музыкальной школе, не волнуйтесь. Научиться играть на гитаре самостоятельно с помощью самоучителя по гитаре можно даже с нулевыми знаниями в этой области. Если говорить о том, за сколько можно научиться играть на гитаре, то этот вопрос индивидуален для каждого. Главное – проявить терпение и желание.

Видеокурсы

Сложно ли научиться играть на гитаре чайнику в этой области – нет. Ведь можно найти специальные обучающие видеокурсы в свободном доступе разной степени сложности: от новичка до профи. В основном они платные, разделяются на групповые или индивидуальные.

При выборе видеокурса отталкивайтесь от конечной цели обучения. Если вам достаточно разучить несколько базовых аккордов и отработать технику боя, не покупайте курсы по фингерстайлу. Если ваша цель — разбираться в музыке профессионально, открыть новые техники и приемы, то выбирайте повышенный уровень.

Статьи в интернете

Как в любой теме в интернете, вы можете наткнуться на авторов, не разбирающихся в теме, на которую пишут. Внимательно сортируйте ту информацию, которую предоставляет интернет. Особенно, если эти ресурсы бесплатные.

Видео на youtube

Видеоуроки – отличный самоучитель игры на гитаре, его преимущество – наглядность и доступность вместе. На ютубе можно найти все: от базовых уроков на гитаре по «трем главным гитарным аккордам» до «основ импровизации». А объяснят вам на конкретных примерах с практикой, подобранным видеорядом и ссылками на дополнительные материалы.

Настройка гитары

У расстроенного инструмента неправильная звуковая окраска, поэтому уроки игры на гитаре должны начинаться с настройки. Этот процесс не отнимает много времени, зато все музыкальные композиции будут звучать чисто и правильно. Ниже будут приведены способы настройки гитары.

По тюнеру или программам

Настройку на гитаре для начинающих лучше производить по тюнеру. Это устройство помогает музыкантам в настройке инструмента. Он оснащен дисплеем и индикаторами, которые подскажут, нужно ли натянуть струну сильнее или ослабить. 

Бесплатные версии доступны у приложений:

  • Guitar Tuna. С его помощью можно быстро настроить любой струнный инструмент.
  • Guitar Pro 6. Процесс настройки гитары происходит через микрофон.

Механические тюнеры используют продвинутые музыканты. Их можно приобрести в процессе обучения на Алиэкспресс или ОЗОН. Среди бюджетных моделей можно выделить «FZONE FT-18» и «Fzone MN-6».

По пятому ладу

Если у вас нет тюнера, всегда можно выполнить настройку по пятому ладу. Нумерация струн начинается от самой тонкой (верхняя струна). 

  • Первая струна настраивается по эталону. Нужно сыграть нужную ноту на клавишном музыкальном инструменте или послушать, как звучит нота в интернете. Увеличивая натяжение, звук будет становиться выше, а понижая сопротивление будет понижаться и звучание струны. 
  • Для настройки второй струны, нужно зажать ее на пятом ладу и сравнить звучание с открытой первой. Добейтесь правильного звука и продолжайте настройку остальных струн по аналогии.
  • Третья на четвертому ладу соответствует открытой второй струне. 
  • Четвертая струна на пятом ладу — открытой третьей.
  • Пятая на пятом ладу — четвертой открытой.
  • Шестая на пятому ладу — пятой открытой.

После успешной настройки можно приступать к практическим урокам игры на гитаре.

Бой

Игра боем – это основа основ, то, чему следует учиться с самого начала. Играть боем – значит ударять медиатором или пальцами сразу по всем струнам одновременно для получения полного звука, который отлично подходит для ритм-партий. Чтобы сыграть аккорд (несколько нот вместе), зажмите струны на правильных ладах, а другой рукой ударяйте по струнам.

Наиболее распространённый вид боя – удар медиатором вниз. Ударяйте по струнам так, чтобы ваша рука двигалась вниз к полу. Когда ваша рука возвращается в исходную позицию наверх, струны можно тоже задействовать. В большинстве случаев под игрой боем подразумевается чередование ударов по струнам вниз и вверх.

Как самостоятельно научиться играть на гитаре — пошаговая инструкция:

  • Найдите несколько песен, которые можно сыграть Простым боем и разучите их.

  • Найдите несколько песен, которые можно сыграть Эстрадным боем и разучите их.

  • Найдите несколько песен с использованием этих аккордов и разучите их.

  • . Найдите несколько песен, которые можно сыграть Перебором 1 «Шестёрка» и разучите их.

  • . Найдите несколько песен, которые можно сыграть Перебором 1 «Вальсовый» и разучите их.

  • . Найдите несколько песен, которые можно сыграть Перебором 1 «Четвёрка» и разучите их.

  • . Найдите несколько песен, которые можно сыграть Перебором 1 «Блатной» и разучите их.

  • . Найдите несколько песен, которые можно сыграть Перебором 1 «Восьмёрка» и разучите их.

  • Поздравьте себя — вы умеете играть песни на гитаре!

Боль

Это самый важный и сложный компонент физического барьера. С ним, скорее всего, сталкиваются абсолютно все гитаристы в период изучения гитарного ремесла. Причем для каждой из рук имеется «своя боль». Начну с наименее болезненной руки — правой.

Основным эпицентром болевых ощущений правой руки являются струны, которые могут повредить ногти и пальцы. Первые струны гитары довольно тонкие, поэтому получить порез кожи или ногтя — дело пустяковое. Например, играя быстрый ритм, можно наделать заусенцев на ногтях, или, играя перебором, порезать пальцы. Во избежание этих неприятных ситуация дам пару советов: подстригайте ногти вовремя, не допуская их чрезмерного вырастания (это касается не только правой руки. Большие ногти также являются помехой при зажатии струн левой рукой) ; не торопитесь дергать струны в желаемом темпе, лучше отработайте нужную тактику медленно, а после просто наращивайте темп; следите за состоянием струн на своем инструменте, поскольку к травмам приводят не только ошибки начинающих гитаристов, но и дефекты гитарных составляющих.

В дополнение к информации о ногтях хочу отметить, что многие гитаристы подстригают все ногти, кроме одного — ногтя на большом пальце правой руки (опять же для правшей). Длинный ноготь нужен им для получения звука из басовых струн, выполняя некий «эффект медиатора».

Что касается левой руки, то тут ситуация серьезнее. Начну, наверное, с мозолей на подушечках пальцев. У начинающих гитаристов пальцы не адаптированы к струнам, поэтому с каждым зажатие кожа на пальцах будет разбухать, создавая неприятные болевые ощущения. Так может продолжаться разное количество времени: от недели до нескольких месяцев, в зависимости от природной регенерации кожи. В итоге подушечки пальцев огрубеют и станут жесткими. Признаться честно, гитариста без труда можно узнать по пальцам.

Приведу пример из жизни: во время прохождения медицинского обследования кровь я сдавал из безымянного пальца не привычной левой руки, а правой. Медсестра, увидев пальцы левой руки, сразу догадалась о моем музыкальном увлечении и сказала, что такую кожу очень тяжело пробить, а забрать кровь — тем более. Поэтому в медицинских учреждениях в кабинете забора крови люди делятся на тех, кто сдает кровь из правой руки и гитаристов. Это, конечно, все лирика, а вот к мозолям на пальцах нужно отнестись серьезно, поскольку это неотъемлемая часть становления гитариста. Помимо мозолей, существуют боли в запястье левой руки при зажатии закрытых аккордов (баррэ).

Дело в том, что баррэ-аккорды представляют собой частое использование сразу всем пальцев на одну позицию, причем большую нагрузку получает большой палец, прижимающий остальные пальцы к грифу. Отсюда и вытекают болевые ощущения, ведь не у всех суставы сразу могут выдержать такую нагрузку. Признаюсь, за четыре года игры у меня до сих пор иногда бывают такие ощущения при долгой игре на баррэ. Проблема, конечно, кроется в поврежденном в ходе спортивных тренировок запястье, но это не отменяется тот факт, что у здорового человека не может быть такой проблемы. Лучшее лечение таких болей — опять же тренировки и забота о своей руке, ибо руки для гитариста — предмет творения

Описанные выше физические барьеры являются своего рода испытанием в период приобретения гитарных навыков, преодолеть которые должны все, кто хочет развивать свое мастерство.

Что касается психологических барьеров, то тут я хотел бы выделить две основных проблемы: «путаница» и сдержанность.

Что нужно для игры на гитаре фламенко

Для некоторых подобных песен вам может понадобиться холпеадор и босс. Мы опишем эти устройства ниже.

Гольпеадор

Гольпеадор — это защитная пластина, которая устанавливается под струнами возле отверстия резонатора. В отличие от обычных накладок, холпеадор можно размещать не только под струнами, но и над ними.

В качестве материала используется специальная пленка или пластик.

Голпеадор необходим для выполнения техники переворота. Защищает гитарную деку от повреждения гвоздями.

Каподастр

Гайка (иногда гайка) — это специальный зажим для струны. С его помощью гитарист укорачивает гамму гитары. Это увеличивает высоту звука инструмента.

Гайка необходима, чтобы не менять аппликатуру играемых аккордов.

16 видов испанского боя на гитаре с видеоуроками

В этом разделе мы более подробно рассмотрим все типы испанского боя, в которых сочетаются элементы, описанные выше. Для вашего удобства мы также включили сюда видеоуроки «Испанский бой», чтобы вы могли понять эту проблему не только с помощью слов и диаграмм.

3 базовых испанских боя

Первые три типа еще называют арабскими «битвами.

Фигура 1.1

Сначала ударьте большим пальцем по басовой струне. После этого указательным пальцем ударьте по всем струнам вниз, затем вверх, затем снова вверх и последний удар вниз.

Рисунок 1.2

Он также начинается с басовой ноты. После этого указательный палец совершает движение вниз по всем струнам. Итак, большой ударяет одинаково, а после этого указательный палец ударяет вверх и вниз одинаково на протяжении всего сюжета.

Фигура 1.3

Как и в предыдущих примерах, все начинается с игры басовой ноты. После этого указательным пальцем сначала ударяется по басу, а затем большим — дважды по всем струнам. Последний удар — вниз, даже указательным пальцем.

3 схемы боя с медиатором

Как и в приведенных выше упражнениях, эти конструкции сильно напоминают обычный файтинг, поэтому любому гитаристу не составит труда изучить их.

Рисунок 1.11

Схема ритма выглядит так:

Низко — Вниз — Вверх — Вверх — Вниз

Точно так же, как при игре пальцами, медиатором мы пропускаем через все струны и ударяем отдельно только по басовой струне.

Это упражнение научит вас очень важному аспекту боя фламенко: бренчанию. Бас — Вниз — Вверх — Без звука — Вверх — Вниз

Бас — Вниз — Вверх — Без звука — Вверх — Вниз

Рисунок 1.13

Бас — Вниз — Вверх — Без звука — Вниз

Добавление приема расгеадо к простому бою

Если раньше мы использовали только указательный палец, во всех последующих упражнениях вы начнете выполнять технику веера для извлечения расгеадо.

Схема 1.4

Все начинается с игры большим пальцем басовой ноты. После этого выполните восходящее расгеадо, затем дважды ударьте по струне указательным пальцем. Последний удар падает.

3 усложненных испанских боя с добавлением расгеадо

Фигура 2.3

Вы начинаете с того, что перебираете басовую струну. Затем указательным пальцем вниз извлеките ноты, затем выполните три движения: вниз, вверх и вниз. Затем снова извлекается басовая нота, после чего выполняется веерообразный прием восходящего типа, после чего индекс воспроизводится на два удара вверх и вниз.

Фигура 2.4

Начните с взятия басовой ноты аккорда. Затем ударяет указательный палец и трижды проигрывает ноты, начиная с нижнего направления. После этого дайте низкие ноты и сразу же — росгеадо вверх. После этого ударьте по всем струнам большим пальцем и в конце указательным пальцем надавите.

Фигура 2.5

Сначала сыграйте басовую ноту большим пальцем. После этого указательный палец поднимает ноты вниз, после чего делает три быстрых движения вверх-вниз. Затем снова ударяется басовая нота, за которой следует восходящее расгеадо. Большой палец снова поднимает все струны, а указательный палец делает два движения вниз, затем один раз вверх.

2 боя с расгеадо и добавлением ударов большого пальца

Рисунок 1.5

Сначала сыграйте басовую ноту большим пальцем, а затем сделайте восходящее расгеадо. Затем большой палец снова поднимает все струны, а затем следуют два движения указательным пальцем вверх и вниз.

Рисунок 1.6

Сначала опустите большой палец вниз, а затем сделайте трюк с веером вверх. Затем большим пальцем дважды ударьте по всем струнам большим пальцем и закончите узор движением вниз указательным пальцем.

2 простых боя с глушением струн

Схема 1.7

Вы начинаете с баса. Затем дважды ударьте по всем струнам указательным пальцем вверх и вниз. Затем следует варенье. После этого — еще два пальца тыкаем вверх-вниз.

Схема 1.8

Вы также начинаете с баса. Затем указательным пальцем сыграйте на всех струнах. Вдобавок — удар в верх с большим и вареньем. Затем два удара указательным пальцем вверх и вниз по всем струнам.

Как и везде, вы начинаете с баса. Затем вы играете расгеадо вверх. Затем указательным пальцем ударьте по всем струнам и смочите их. Затем следует два движения вверх и вниз по всем струнам.

Базовые приемы игры на гитаре фламенко

В отличие от других гитарных жанров фламенко обладает рядом характерных технических приемов.

Расгеадо одним пальцем

Этот прием называют испанским боем. Исполняется веерным ударом. При этом каждый палец проходит по каждой струне.

Расгеадо одним пальцем напоминает щелбан. Вы подгибаете указательный палец к основанию большого пальца и «выстреливаете» им по струнам.

Отрабатывать этот прием нужно медленно и очень аккуратно, чтобы не повредить кожу возле ногтя.

Альтернадо

Разновидность гитарного перебора. Играется чередованием большого и указательного пальцев. Большой палец ведет басовую линию, а указательный – основную мелодию.

Пульгар

Суть приема пульгар заключается в игре большим пальцем. Применяется для акцентирования отдельных фрагментов музыкального произведения. Чаще всего это вступление и проигрыш. Исполняя пульгар на басовых струнах, гитарист делает звук «темнее». Это нужно для создания мрачной, гнетущей атмосферы.

Легато

Классический технический прием игры на гитаре.

Исполнение легато во фламенко практически не отличается от исполнения в других жанрах.

Гитарист во фламенко должен великолепно владеть этим приемом и уметь играть легато только одной рукой. Это нужно, потому что легато часто играется одновременно с гольпе.

Арпеджио

Арпеджио во фламенко отличается от других стилей только лишь частотой перебора нот.

Гольпе

Гольпе является одним из самых характерных приемов жанра. Играя гольпе, гитарист выстукивает по деке гитары ритм. Гольпе исполняется ногтями, подушечками и костяшками пальцев и основанием ладони. Играется как по гольпеадору, так и по задней стороне деки.

Тремоло в 5 ударов

Испанское тремоло отличается от классического еще одной лишней нотой. Ритм считается так: раз, раз-два, раз-два. При этом создается ощущение триольности. Примеры исполнения тремоло в 5 ударов можно посмотреть на видео ниже.

6. Используйте метроном

Поначалу играть под метроном действительно сложно, но вскоре вы убедитесь насколько это полезная вещь. Хорошее чувство ритма это залог профессионализма любого музыканта. Не включайте метроном на слишком высокий темп.

Идея обучения состоит в том, чтобы отточить правильное исполнение гаммы или произведения на медленном ритме и только после этого постепенно наращивать темп.

Не увеличивайте темп до тех пор пока не добьетесь идеально техничного исполнения нужного музыкального фрагмента.

Вот здесь можно скачать метроном на компьютер, а здесь вы можете использовать онлайн-метроном.

Советы гитаристам

Ни один новичок не обходится без учебного пособия. Самый популярный самоучитель по игре на гитаре составил и опубликовал музыкант и композитор Фил Капоне. Существует самоучитель и книга под названием «Гитара. Отличная техника игры за 10 минут в день». Его система проста и доступна каждому желающему овладеть инструментом. В книге собраны уроки по разучиванию гамм, легато и последовательных аккордов.

Хороший инструмент — приятная игра. Каждый музыкант должен хранить и ухаживать за своим музыкальным орудием. Навык игры на гитаре во многом зависит от самого инструмента. Нужно следить за состоянием грифа, деки и накладки. Струны — расходный материал, который легко меняется. Повреждения и растянутости влияют на акустическое звучание струн. Для удачной игры меняйте комплекты струн один раз в два месяца.

Берегите корпус инструмента от воздействия влаги, солнечных лучей и сквозняков. Дека гитары состоит из дерева. Под влиянием окружающей среды деформируется и подвергается деструкции.

Усталость

В отличие от первой проблемы, данная ситуация имеет место быть гораздо чаще. Касается это, прежде всего, правой руки (для правшей). При любом варианте игры рука в районе запястья начинает уставать и это отрицательно сказывается не только на качестве звукоизвлечения, но и искажает сам ритмический рисунок игры. Решением такой проблемы могут послужить только тренировки. Не нужно прибегать к посторонним способам (работа над выносливостью рук вне гитарного искусства). Как говорится, клин клином вышибают, поэтому, чем чаще вы будете позволять руке уставать, тем быстрее эта усталость сойдет на «нет».

Основные приемы игры

Фламенко предполагает использование особых приемов, которых больше нет ни в одном жанре гитарной музыки.

Расгеадо

Этот прием еще называют испанской борьбой. Поиграл ударом вентилятора. Это включает в себя скрещивание каждого пальца на каждой струне

Практикуйте эту технику медленно и осторожно, чтобы не повредить пальцы. Вы можете постепенно увеличивать темп выступления

При игре на расгеадо большой палец правой руки опирается на шестую струну.

Затем другие пальцы скользят по остальным струнам. Звук должен быть чистым и максимально четким.

При опускании все струны проигрываются от 5 до 1, а при ударе по всем струнам ударяются от 1 до 3 или 4.

Триольное расгеадо

В этот тип играют в быстром темпе.

В этом случае большой палец правой руки не упирается в шестую струну, потому что рука должна быть легкой и свободной.

Чтобы сыграть тройку расгеадо:

  • ударьте по струнам большим пальцем;
  • затем подуйте средним пальцем;
  • затем подуйте большим пальцем.

Альтернадо

это разновидность медиатора. Выполняется попеременно большим и указательным пальцами. Большой отвечает за басовую линию, индексный — за мелодию.

Пульгар

Смысл техники заключается в игре большим пальцем правой руки. Необходимо выделить отдельные части композиции. Как правило, это знакомство и проигрыш. Используя пульгар на струнах нижнего регистра, гитарист придает звуку определенную сдержанность. Результат — мрачная и удручающая атмосфера.

Легато

Первая нота играется правой рукой, вторая — ударяя левой рукой по той же струне (легат восходящий) или отделяя тот же палец от струны (легат нисходящий).

Легато — техника, часто используемая в испанской гитарной музыке

Гитаристы фламенко используют эту технику при исполнении быстрых пассажей.

Арпеджио

Эта техника включает в себя восходящее, нисходящее или комбинированное воспроизведение нот аккорда. Звук басовой струны воспроизводится большим и указательным пальцами, средним и безымянным пальцами — остальной частью аккорда.

Гольпе

Это характерный удар по защитному кожуху гитарной деки (упомянутый выше golpeador) кончиком и ногтем (безымянный палец, средний палец или два одновременно).

Тремоло

Звук тремоло заставляет слушателя чувствовать себя хорошо. Этот прием очень часто используют гитаристы фламенко.

Как это сделать:

  • сыграйте на басовой струне большим пальцем правой руки;
  • и еще одна нота на струне, чередуя снова указательный, безымянный, средний и указательный пальцы.

Это последовательность из пяти нот. Каждая нота должна быть сыграна с одинаковой силой, а звук должен быть чистым и последовательным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: