Теория музыки: музыкальное изложение, полифония, строгий стиль

список прилагательных описывающих музыку

ангельская2. божественная3. безупречная4. бесподобная5. бескорыстная6. весёлая7. великолепная8. восхитительная9. волнительная10. возбуждающая11. грациозная12. добрая13. душевная14. дружелюбная15. дивная16. единственная17. женственная18. желанная19. жизнерадостная20. заботливая21. завораживающая22. загадочная23. заманчивая24. застенчивая25. зажигательная26. изысканная27. интригующая28. искренняя29. искромётная30. игривая31. изумительная32. красивая33. классная34. кокетливая35. креативная36. коммуникабельная37. лучезарная38. ласковая39. лучшая40. легкая41. милая42. мечтательная43. манящая44. миниатюрная45. нежная46. неповторимая47. незабываемая48. неотразимая49. невообразимая50. непредсказуемая51. непосредственная52. ненаглядная53. необходимая54. обалденная55. отзывчивая56. ослепительная57. обольстительная58. очаровательная59. обворожительная60. одурманивающая61. обаятельная62. привлекательная63. понимающая64. прелестная65. романтичная66. разносторонняя67. самая-самая68. сказочная69. страстная70. стильная71. сногсшибательная72. стройная73. соблазнительная74. сладкая75. симпатичная76. совершенная77. скромная78. тактичная79. таинственная80. трогательная81. умопомрачительная82. умненькая83. утончённая84. улыбчивая85. феерическая86. фантастическая87. честная88. чистосердечная89. чудесная90. чарующая91. целеустремлённая92. шикарная93. энергичная94. яркая

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/189624524

Подростки в наушниках

Наше знакомство с музыкой начинается еще в раннем детстве, с особого «языка», который взрослые используют, когда общаются с маленькими детьми. Это семантически очень простой язык, с утрированными интонациями, особым ритмом, завышенными частотами и короткими фразами. Эхо воспоминаний об этом «мелодическом лепете» можно различить и во взрослой музыкальной культуре. Например, песня-хит 1984 года Стиви Уандера «I Just Called to Say I Love You» апеллирует к детскому опыту беззаветной любви.

Но критический возраст для формирования вкуса — подростковый. К 11 годам лимбическая система мозга, которая отвечает за обработку социальной информации и эмоциональное реагирование, уже полностью развита. Подросток фокусируется на своей роли в социуме и осознании своей индивидуальности. Музыка, которая раньше была лишь культурным фоном, становится инструментом для поиска себя и снятия эмоционального напряжения. А музыкальные пристрастия подростка формируются под влиянием значимой для него социальной группы

Слушать ту или иную музыку важно, чтобы быть «своим», чувствовать сопричастность и выражать общие представления и идеалы

Конечно, подросток постоянно слушает музыку не только из-за социализации. Есть объяснение и получше. Лимбическая система связана с прилежащим ядром, центром вознаграждения и удовольствия мозга. Сканирование мозга показывает: центр вознаграждения у подростков намного чувствительнее, чем у взрослых и детей. Подростки получают гораздо больше удовольствия от музыки.

Лобная доля мозга, отвечающая за контроль эмоций, принятие решений и планирование, развивается полностью только после двадцати лет. Поэтому музыкальный вкус подростка — отражение его эмоций. Настолько точное, что канадские исследователи научились по плейлисту подростков определять их проблемы и составили три типовых музыкальных профиля. По ним, конечно, нельзя судить о личности конкретного подростка, но можно понять, какие особенности характера и поведения типичны для любителей тех или иных музыкальных жанров.

Портрет 1. Тяжелая музыка: рок, метал и рэп

Подростки, которые предпочитают тяжелый и классический рок, метал и рэп, — независимые нонконформисты. Они склонны подвергать сомнению чужие мотивы, способности и правила. Они не признают авторитеты и противятся давлению родителей и учителей. Часто они не получают особого удовольствия от учебы. При этом из-за напряженных или конфликтных отношений с родителями их самооценка и уверенность в себе невысоки. Отсюда проблемы с идентичностью. Эти подростки не понимают, кто они и какими должны быть. Мрачная, тяжелая, бунтарская музыка, отражающая их мысли и чувства, дает им пространство для самопознания и ощущение того, что они не одиноки в своих переживаниях. А еще она может заглушать эмоции, когда они становятся невыносимыми. 

Портрет 2. Легкая музыка: софт-рок, поп и танцевальная

Любители софт-рока, попа и танцевальной музыки сдерживают свои эмоции. Они озабочены тем, как их оценивают другие. Часто им сложно совместить свои детские представления о любви и новые для них эротические импульсы с тем, как секс изображают в медиа. В отношениях со сверстниками им трудно достичь баланса между зависимостью и самостоятельностью. Поп-музыка позволяет им выражать и регулировать эмоции, связанные с сексуальностью и отношениями: тревогу, волнение, растерянность и нежность. Еще их волнуют темы взаимной зависимости, которые часто затрагиваются в софт-роке.

Портрет 3. Эклектичный плейлист

Подростки с разносторонними вкусами, которые слушают и легкую, и бунтарскую музыку, переживают пубертат легче других. У них нет ни серьезных конфликтов с родителями или учителями, ни беспокойства о своей сексуальности, ни проблем в отношениях со сверстниками. У них стабильная самооценка. Они выбирают музыку в зависимости от настроения (чтобы подчеркнуть или поменять эмоциональный фон), ситуации (в одиночестве или в компании сверстников) и конкретных потребностей: когда на первый план выходят отношения — это поп, а когда волнуют вопросы автономии — метал.

Музыкальный жанр

Как и в других искусствах, но с гораздо большим разнообразием, в музыке есть большое количество жанров, которые развились (некоторые даже исчезли) и продолжают проявлять себя с течением времени.

Можно сказать, что музыкальный жанр может быть рожден из одного произведения, настолько влиятельного, что порождает вокруг себя целый феномен аналогичного творчества.

Музыкальный жанр — это классификация или набор музыкальных композиций, которые обладают определенными общими качествами в отношении их гармонии, мелодий, ритмических основ и даже текстов (где присутствует пение).

Важность и признание жанра определяется его инструментарием, функцией и даже социально-историческим контекстом, в котором он развивается. Исторически сложилось так, что вокруг жанров возникли макроклассификации, которые позволяют более легко группировать музыку; и большое количество других подкатегорий возникает из них

Исторически сложилось так, что вокруг жанров возникли макроклассификации, которые позволяют более легко группировать музыку; и большое количество других подкатегорий возникает из них.

Жанры возникают в основном из экспериментов или слияния предыдущих музыкальных проявлений, сочетание которых порождает новый музыкальный дискурс, который может распространяться и практиковаться поколениями.

Уточнение музыкальных темпов

Нередко в нотах рядом с основным обозначением темпа стоит одно или несколько дополнительных слов, которые уточняют характер нужного движения или характер музыкального произведения в целом.

Например, Allegro molto: аллегро – это просто быстро, а аллегро мольто – это очень быстро. Еще примеры: Allegro ma non troppo (быстро, но не слишком) или Allegro con brio (Быстро, с огнем).

Значение таких дополнительных обозначений всегда можно узнать с помощью специальных словарей иностранных музыкальных терминов. Однако наиболее часто употребляемые термины вы можете посмотреть в специальной шпаргалке, которую мы для вас приготовили. Ее можно распечатать и всегда иметь при себе.

ШПАРГАЛКА ТЕМПОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ – СКАЧАТЬ

Классика и джаз – музыка для аристократов?

Здесь уместно будет сделать небольшое отступление. Дело в том, что ещё в Средние века музыкальное искусство разделилось на два вида – народное и церковное. Первое было сугубо функциональным – оно служило аккомпанементом для торжеств, службы и прочих бытовых сторон жизни человека низших сословий. Второму, максимально обособленному от идей обыденных и потому понятных каждому, отдавали предпочтение представители духовенства и аристократии.

Гармония и композиция церковной музыки намерено строились так, чтобы не походить на «низшие» жанры, «не распалять чувства» и «не возбуждать страсти»

Для ее понимания, в противоположность народному музыкальному творчеству, необходима была тишина, покой и внимание.  Именно эта музыка, кстати, стала истоком западноевропейской классической музыки. И здесь можно провести параллель между восприятием «высоких» и «низких» жанров тысячу лет назад и в наше время

Несмотря на условность такого сопоставления, можно заметить, что и тогда и сейчас существовало два разных вида музыки – музыки, как незатейливого аккомпанемента знаковых моментов человеческой жизни, и музыки, как самоценного искусства.

Выходит, что у нас до сих пор есть выбор из тех самых «низких» и «высоких» направлений, и наши предпочтения целиком зависят от социальной среды, знаний и опыта.

Так ли это? Ведь XXI век тем и характерен, что мы медленно, но верно избавляемся от предрассудков и потому более открыты всему новому. И, тем не менее, что-то ведь заставляет нас слушать классическую музыку, в то время как в нашей культурной копилке собралось бесчисленное количество простейших композиций на все случаи жизни, прослушивание которых не требует от человека и намека на усилие.

Ученые попытались ответить и на этот вопрос.

Темпы электронной музыки

Сегодня классическая музыка немного омрачена

Поэтому ритмы электронной музыки привлекают ваше внимание

Transce — это стиль электронной танцевальной музыки, разработанный в 1990-х годах. Характерные черты стиля включают. 130-150 ударов в минуту (bpm). В трансе обычно используются прямые ритмы.

Trance sub -sub -sente: full on -140-150 импульсов в минуту (bpm) Psy -146-155 (bpm) dark -160 и в минуту.

Drum and bass — это разновидность электронной музыки. Изначально drum and bass был ответвлением британского брейкбита и акклайм-сцены, он возник, когда музыканты начали смешивать бас регги и темповые брейкбиты хип-хопа. Вообще говоря, нет существенной разницы между терминами «drum and bass» и «jungle». Некоторые люди называют джанглом старые альбомы начала 90-х годов, а другие рассматривают drum and bass как довольно сложный джангл с новыми элементами пост-техно. Для многих людей такой темп изначально сложен для восприятия. Из-за ритмической разбивки очень трудно судить о скорости этого стиля. Ритмические колебания в этом направлении, вероятно, одни из самых больших. Звуки барабанов и басов начинаются от 140 импульсов в минуту (обычно это старая школа) и могут достигать даже 200. О темпе этого стиля можно легко судить по малым барабанам.

Хаус — это разновидность электронной музыки, зародившаяся в Чикаго в начале 1980-х годов танцевальными диджеями. В хаусе преобладают некоторые элементы соула 1970-х годов и стиля танцевальной музыки диско. Хаус создается при участии ударного баса дискотечного типа и нового вида «тяжелой» электронной музыки (басы, биты, различные звуковые эффекты и т.д.). До сих пор ведутся споры о происхождении названия этого стиля. На данный момент, однако, основной теорией является то, что название произошло от чикагского клуба Warehouse Club. Так диджей Фрэнки Наклз смешал классическое диско с европейской синтетической поп-музыкой и добавил свои собственные ритмы на драм-машине Roland 909. Ритмы в этой музыке очень статичны. Обычно они составляют около 130 импульсов.

Техно — это разновидность электронной музыки, которая возникла в Детройте и его окрестностях в середине 1980-х годов и была принята европейскими продюсерами. Для него характерны искусственность звука, акцент на механических ритмах и многократное повторение компонентов музыкального трека. Для техно характерен темп 135-145 ударов в минуту. Техно — это музыка, которая звучит как технология, — говорит Хуан Аткинс, один из основателей жанра. Действительно, если в США техно-музыка была не более чем андеграундным явлением, то в Великобритании она вторглась на основную музыкальную сцену страны в конце 1980-х годов. Этот стиль музыки был очень популярен и в других странах.

Около 20 лет назад в культуре электронной музыки возник стиль, являющийся ответвлением музыки техно. Название этого стиля — хардкор.

Хардкор (крепкий орешек). Все, кто поклонялся электронной музыке в 1990-х годах, должны помнить знаменитый Rave Thunderdome, который привлек огромное количество людей в Нидерланды. Однако этот стиль музыки был очень популярен не только в этой стране, но и в Германии и других европейских странах.

Первоначально эти термины указывали на характер музыки. Allegro, например, означало веселье, а вскоре после этого стало означать. Для определения темпа иногда используются названия композиций с традиционно установленным темпом. Чаще всего используются сочетания слов Minueto, Waltz, Mazourka, Polish и т.д.

Итальянский термин Транскрипция Обозначение Метроном
Largo лАрго очень медленно, широко 42-66
Lento лЕнто медленно, протяжно 52-108
Adagio адАжио медленно, спокойно 66-76

Умеренные (средней скорости) темпы

Итальянский термин Транскрипция Характеристика Метроном
Andante андАнте свободно, не спеша 56-88
Andantino андантИно немного быстрее, чем andante 80
Moderato модерАто умеренно 66-126
Allegretto аллегрЕтто подвижно, медленнее, чем allegro 100-108

Быстрые темпы

Итальянский термин Транскрипция Характеристика Метроном
Allegro аллЕгро быстро 84-144
Vivo вИво бодро 80
Vivance вивАче резво, быстрее, чем allegro 140
Presto прЕсто ыстро, быстрее, чем виваче 150
Prestissimo престИссимо очень быстро, как можно быстрее 200-208

Немного о профессиональном разборе

Разобрать произведение профессионально очень сложно, ведь такой анализ требует не только прочной теоретической базы, но и наличия музыкального слуха, умения чувствовать все оттенки музыки.

Существует дисциплина, которая так и называется «Анализ музыкальных произведений».

Студенты музыкальных учебных заведений изучают анализ музыкальных произведений как отдельную дисциплину

Обязательные компоненты для этого вида анализа:

  • музыкальный жанр;
  • разновидность жанра (если есть);
  • стиль;
  • музыкальная форма и система средств выразительности (мотивы, метрическая структура, лад, тональность, фактура, тембры, есть ли повторения отдельных частей, зачем они нужны и др.);
  • музыкальный тематизм;
  • характеристика созданного музыкального образа;
  • функции составляющих музыкальной композиции;
  • определение единства содержания и формы подачи музыкальной структуры.

Пример профессионального анализа — https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPceHpIZ0VBS093NHM/view?usp=sharing

Дать характеристику названным компонентам не получится без знания и осмысления типичных закономерностей музыкальных произведений и структур.

Во время анализа важно обращать внимание на плюсы и минусы с теоретической позиции

Замедление и ускорение темпа произведения

Как правило, темп, взятый в начале произведения, сохраняется до конца произведения. Однако нередко встречаются и музыкальные моменты. Это моменты, когда движение должно замедлиться или, наоборот, ускориться. Существуют также специальные термины для обозначения этих «оттенков» движения: accelerando, stringando, strretto, animando (все об ускорении), retinato, retardando, larantando, aralgando (все о задержке).

В большинстве случаев оттенки используются для замедления темпа в конце произведения, особенно в старой музыке. Постепенное или внезапное ускорение ритма более характерно для романтической музыки.

Полифония

Думаем, вам знакомо само слово “полифония”, и, возможно, вы имеете представление о том, что бы оно могло значить. Мы все помним всеобщий восторг, когда появились телефоны с полифонией, и мы наконец-то сменили плоские моно-мелодии на что-то более похожее на музыку.

Полифония – это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух или более мелодических линий или голосов. Полифония является гармоническим слиянием нескольких самостоятельных мелодий воедино. В то время, как звучание нескольких голосов в речи станет хаосом, в музыке такое звучание создаст нечто прекрасное и ласкающее слух.

Полифония может быть:

1. Подголосочной. Образуется, когда одновременно звучит и основная мелодия, и ее вариации-подголоски. Обычно такой вид полифонии встречается в народной музыке.

2. Имитационной. Такая полифония разрабатывает одну и ту же тему, которая имитационно переходит из голоса в голос. На таком принципе основаны:

  • Канон – вид полифонии, где второй голос повторяет мелодию первого голоса с опозданием в такт или несколько, в то время, как первый голос продолжает свою мелодию. Канон может иметь несколько голосов, но каждый следующий голос все равно будет повторять изначальную мелодию
  • Фуга – вид полифонии, в котором звучит несколько голосов, и каждый повторяет основную тему, короткую мелодию, которая проходит через всю фугу. Мелодия зачастую повторяется в немного измененном виде.

3. Контрастнотематической. В такой полифонии голоса производят самостоятельные темы, которые могут даже относиться к разным жанрам.

Упомянув выше о фуге и каноне, хотелось бы показать вам их более наглядно.

Канон Frère Jacques

Фуга до-минор, И.С. Бах

Учение о типах темперамента Павлова И.П.

Психологи утверждают, что в жизни довольно редко удается встретить ярких представителей того или иного типа темперамента, в основном в людях соединяются черты разных типов темперамента, среди которых преобладает в большей степени один, остальные дополняют.

Однако, согласно исследованиям И.П. Павлова, каждому типу темперамента соответствует только один определенный тип высшей нервной деятельности (ВНД), что полностью исключает существование «смешанного» типа темперамента у человека.

  • Скорость обмена веществ.
  • Скорость протекания нервных процессов у человека.
  • Сила проявления эмоций.
  • Конструктивные особенности строения тела (соматотип).

И.П. Павлов утверждал, что основа темперамента  человека – это соотношение основных черт психической деятельности и свойств нервной системы (быстрота и характер уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения).

И. П. Павлов доказал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента:

  • Сила — индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при напряженном и длительном труде, не реагирует на слабые раздражители, быстро восстанавливается. Человек обладает стрессоустойчивостью и выносливостью. 
  • Уравновешенность — в возбуждающей обстановке индивид остается спокойным,  легко подавляет свою подвижность и неадекватные желания.
  • Подвижность процессов торможения и возбуждения, протекающих в нервной системе — человек быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки.

И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темперамента человека и обнаружил их полное сходство. В следствие чего можно сделать вывод, что темперамент — это проявление типа нервной системы в деятельности и поведения человека.

Именно тип высшей нервной деятельности является физиологической основой темперамента. 

Соотношение типов нервной системы и темпераментов по Павлову И.П. 

Сангвинический тип темперамента —  сильный, уравновешенный, подвижный («живой»).

Флегматический тип темперамента — сильный, уравновешенный, инертный (малоподвижный) («спокойный»).

Холерический тип темперамента — сильный, неуравновешенный, подвижный, с преобладанием возбуждения («безудержный»).

Меланхолический тип темперамента — слабый, неуравновешенный, малоподвижный  («слабый»).

Человеку со слабым типом темперамента несмотря на слабость происходящих нервных процессов, способен добиться больших успехов в учебе, трудовой и творческой деятельности, карьере.

Эпические портреты в музыке

В переводе с греческого «эпос» имеет значение рассказа, слова, песни. В эпических произведениях автор повествует о людях, событиях, в которых они принимают участие. На первое место выплывают характеры, обстоятельства, общественная и природная среда. К литературным эпическим произведениям относятся рассказы, легенды, былины, повести. Чаще всего для написания эпических произведений композиторы используют поэмы, именно они повествуют о героических деяниях. Из эпоса можно узнать о жизни древних людей, их истории и подвигах. Основные драматические музыкальные образы и мастерство композитора представляют конкретных героев, события, истории, природу.

Эпос опирается на реальные события, но есть в нем и доля вымысла. Автор идеализирует и мифологизирует своих героев. Они наделены геройством, совершают подвиги. Присутствуют также и отрицательные персонажи. Эпос в музыке показывает не только конкретные лица, но и события, природу, символизирующую родную землю в ту или иную историческую эпоху. Так, урок по музыкальному образу в 6 классе многие учителя представляют с помощью отрывков из оперы Римского-Корсакова «Садко». Ученики стараются понять, какими средствами музыки композитор смог нарисовать портрет героя, после прослушивания песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». Дети слышат напевную, плавную мелодию, ровный ритм. Постепенно мажор сменяется минором, темп замедляется. Опера довольно грустная, тоскливая и задумчивая.

В эпическом стиле работал композитор «Могучей кучки» А. П. Бородин. В перечень его эпических работ можно включить «Богатырскую симфонию» №2, оперу «Князь Игорь». В симфонии №2 Бородин запечатлел могучую героическую Родину. Вначале идет напевная и плавная мелодия, потом она превращается в отрывистую. Ровный ритм сменяется пунктирным. Медленный темп сочетается с минором.

Памятником средневековой культуры считается известная поэма «Слово о полку Игореве». Произведение повествует о походе князя Игоря на половцев. Здесь созданы яркие эпические портреты князей, бояр, Ярославны, половецких ханов. Опера начинается увертюрой, затем идет пролог о том, как Игорь готовит свое войско в поход, наблюдает за солнечным затмением. Дальше следуют четыре действия оперы. Очень ярким моментом в произведении выступает плач Ярославны. В конце народ поет славу князю Игорю и его жене, хоть поход закончился поражением и гибелью войска. Для отображения исторического героя той эпохи очень важен музыкальный образ исполнителя.

Стоит также включить в перечень эпических творений произведение Мусоргского «Богатырские ворота», Глинки «Иван Сусанин», Прокофьева «Александр Невский». Героические поступки своих героев композиторы передали различными музыкальными средствами.

Фантастическая музыка

Стоит упомянуть фантастические музыкальные образы в музыке. Фантастических произведений создается каждый год очень много. Еще с давних времен известны различные фольклорные баллады и песни, восхваляющие разных героев. Музыкальная культура стала наполняться фантастикой в эпоху романтизма. Элементы фантастики встречаются в творениях Глюка, Бетховена, Моцарта. Самыми яркими сочинителями фантастических мотивов стали немецкие композиторы: Вебер, Вагнер, Гофман, Мендельсон. В их сочинениях звучат готические интонации. Сказочно-фантастическая стихия этих мелодий переплетается с темой противостояния человека окружающему миру. Народный эпос с элементами фантастики положен в основу работ композитора Эдварда Грига из Норвегии.

Присуща ли фантастическая образность русскому музыкальному искусству? Композитор Мусоргский наполнил фантастическими мотивами творения «Картинки с выставки» и «Ночь на Лысой горе». Зрители могут наблюдать за шабашем ведьм ночью на праздник Ивана Купала. Мусоргский также написал интерпретацию к произведению Гоголя «Сорочинская ярмарка». Элементы фантастики проглядываются в сочинениях Чайковского «Русалка» и Даргомыжского «Каменный гость». Не остались в стороне от фантастики такие мастера, как Глинка («Руслан и Людмила»), Рубинштейн («Демон»), Римский-Корсаков («Золотой петушок»).

Настоящий революционный прорыв в синтетическом искусстве произвел экспериментатор Скрябин, использовавший элементы светомузыки. В своих произведениях он специально вписывал строчки для света. Фантастикой наполнены его сочинения «Божественная поэма», «Прометей», «Поэма экстаза». Некоторые приемы фантастики присутствовали даже у реалистов Кабалевского и Шостаковича.

Появление компьютерной техники сделало фантастическую музыку любимой для многих. На экраны телевизоров и кинотеатров стали выходить фильмы с фантастическими композициями. После появления музыкальных синтезаторов открылись большие перспективы для фантастических мотивов. Настала эпоха, когда композиторы могут лепить музыку, как скульпторы.

Звук

Звук — это физическое явление, которое делает возможной музыку. Эти колебания в волнах, которые распространяются через упругую среду, такую ​​как воздух, являются причиной всех упорядоченных и сложных явлений, которые в конечном итоге приведут к музыкальному произведению.

На протяжении всей истории человек встречал большое количество звуков, которыми он мог управлять по своему вкусу, придавая каждому выразительную интенциональность, поэтому одни звуки, как правило, более приятны для уха, чем другие.

В музыке и ее развитии даже естественные звуки стали важной частью звукового построения музыкального произведения

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: