Параллельные миры

Творческие особенности Веры Горностаевой

Игра самой Горностаевой — прекрасное подтверждение этого высказывания. Действительно, в ее исполнительстве можно расслышать очень многое. Не только и не столько силу, яркость исполнения, фразировку, аккордику и мелкую технику, сколько тонкий ум исполнительницы, ее аристократичность, интеллигентность, утонченность… Лучшее в исполнительстве Горностаевой — это музыкальная выразительность.

В своей игре Горностаева полностью реализует свои исполнительские возможности. Рояль беспрекословно подчиняется каждому движению ее руки. Кому-то в игре Горностаевой может не хватить силового напора, энергичности, бури эмоций. Этого в ней действительно нет. Зато есть удивительно тонкие эмоциональные переживания, оттенки и полутона.

Более всего Горностаевой удается лирико-созерцательная музыка, широкая, задумчивая кантилена. Например, звучание второй части «Патетической сонаты» Бетховена в исполнении Горностаевой приближается к абсолютному идеалу. А вот бурная, насыщенная музыка, исполняемая на фортиссимо, впечатляет немного меньше.

Фортепианный язык Веры Горностаевой богат и метафоричен, в ее музыке слышна не одна лишь музыка — игра пианистки открывает слушателю множество образов, стоящих за звучанием, затрагивает образно-ассоциативные сферы, заставляет думать, чувствовать, переживать, смотреть на мир сквозь музыкальную призму.

Литературный талант

Вера Горностаева вела активную концертную деятельность, преподавала в консерватории, участвовала в телепередачах, писала литературные эссе…

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Действительно, Вере Горностаевой досталась от природы не только склонность к музыке. Она с удовольствием пишет статьи об известных музыкальных исполнителях, с которыми ее сводила жизнь. Вышла в свет и книга «Два часа после концерта», в которой Горностаева делится своим музыкальным и жизненным опытом.

Ее литературные заметки и очерки читаются очень легко, они написаны живым, тонким и изящным языком. Меткие характеристики, интересные наблюдения — все это делает статьи Веры Васильевны прекрасным чтением для всех, кто в какой-то степени интересуется музыкой.

Прекрасны статьи-зарисовки Горностаевой о Михаиле Плетневе, Юрии Башмете, Святославе Рихтере, эссе о Генрихе Густавовиче Нейгаузе, воспоминания об Александре Слободянике и других своих учениках.

О творческой молодежи

Часто Горностаева пишет о судьбах творческих молодых людей. Рассказывает о своих учениках, размышляет о том, что помогает, а что мешает молодым исполнителям стать большими музыкантами, мастерами своего дела.

За свою жизнь Вера Васильевна видела многое: что происходит за кулисами филармонии, в учебных заведениях, на концертных площадках. Ее довольно резкая статья «Любит ли музыку директор филармонии» совершенно точно отражает ее мнение на этот счет. Но и слишком быстрые и ранние достижения молодых людей настораживают Веру Васильевну. В одной из статей она назвала успех «очень сильно действующим средством», и действительно, сколько творческих юношей и девушек в жизни не смогли удержать планку, которую сами себе поставили в 17 лет…

Вредит молодым музыкантам, по мнению Горностаевой, и банальное ремесленничество. Страшно, когда талантливый смолоду человек так и не становится артистической личностью, не развивается интеллектуально и духовно, и с возрастом утрачивает свою непосредственность, не получая взамен мудрости и глубокого опыта.

Всенародное признание

Горностаева объездила многие страны мира со своими мастер-классами, и везде они проходили с большим успехом. Её имя было хорошо известно в Германии, Великобритании, Швейцарии, Франции, США, Италии. В Японии уроки пианистки даже транслировались по центральному телевидению, а о ней самой написали книгу.


Смотреть галерею

Методика обучения Горностаевой была настолько прогрессивной, что женщине предлагали работу в лучших музыкальных вузах планеты. Но Вера Васильевна категорически отказывалась покидать ставшее для неё родным учебное заведение. Она заявляла, что никогда не оставит консерваторию, по коридорам которой ходили такие великие русские композиторы, как Чайковский, Рахманинов и Скрябин.

Творчество[ | ]

По мнению советских музыковедов Я. М. Платека и Л. Г. Григорьева, «Горностаева раскрывает свои исполнительские возможности едва ли не на все сто процентов — примета и сильных характеров, и (главное!) умов незаурядных».

Горностаева является создателем единственного, специально посвящённого фортепиано просветительского проекта на советском телевидении, — «Открытый рояль». Ею создан Московский союз музыкантов. Вера Васильевна проявила себя не только в музыкально-педагогическом, но и в литературном творчестве. Её перу принадлежат книга «Два часа после концерта», рецензии и эссе о великих музыкантах-современниках на фоне эпохи.

LiveInternetLiveInternet

Как всем давно известно, новую ведущую шоу Black 2 White на радио Energy решили искать среди слушательниц, для чего и был затеян игривый конкурс «Битва блондинок».

Наш журнал даже выступил информационным спонсором конкурса. Честно говоря, мы не особо вникали в суть предлагаемой затеи, а согласились сразу, как только услышали название. И вот итог битвы: Екатерина Горностаева. Из студенток – в диджеи. Теперь она будет безжалостно будить тебя на волне 104.2. Расскажи, как ты решилась вступить в жесточайшую «Битву блондинок»? Стоя в пробке, я услышала объявление о кастинге на роль ведущей утреннего шоу Black 2 White. Анкету я заполняла около недели – очень ответственно подошла к этому. Прослушала почти все эфиры, настроилась на победу. И выиграла – контракт на год вещания на радио Energy! Что тебе показалось самым веселым на конкурсе? Например, надо было изобразить беседу с гжелевым членом. Передо мной поставили эту статуэтку, а я говорила что-то вроде: «Здравствуй, милый, ты такой приятной формы…» А вообще, весь конкурс носил сексуальную окраску. Девочки в основном раздевались, танцевали стриптиз. А я решила подойти к задаче более творчески. Ведь слушатели вряд ли увидят меня обнаженной, так что лучше создать некую аудиовизуальную картинку, подключающую воображение. Я придумала гадание по форме груди. Нужно потрогать и определить, на какой фрукт похожа грудь, и так выявить темперамент девушки. А какой фрукт кроется под твоей розовой майкой? Помело. Но не Андерсон! Этот фрукт олицетворяет яркую и экзотичную девушку. А в целом на конкурсе было много неожиданных заданий. Там был этап провокационных вопросов. Нужно было не просто ответить, а сделать это креативно, с фантазией. Работа радиоведущей требует мгновенной реакции. Например, мне дают задание: «Все, эфир включен. Три минуты говори о покупке нижнего белья». И конечно, заранее мы не планируем нашу речь. Чистая импровизация. А представь себя на месте задающего провокационные вопросы. Что бы ты спросила у красивой девушки? Ну, например: «Что самое яркое у тебя было в сексе?» Ответ охарактеризует человека на все сто. Ты, наверное, уже догадалась, какой вопрос будет следующим. (Смеется). Самый яркий секс – после долгой разлуки с любимым человеком. Еще смена мест очень стимулирует. Если я попытаюсь вспомнить свой самый клевый сексуальный опыт, то мне представится не привычная обстановка, а у кого-нибудь на даче, внезапно, три раза утром, потом еще три… Потом сели в машину и, стоя в пробке, еще раз занялись сексом. А вот в клубе ни разу не случалось. Хотя я люблю потусить, послушать хорошую музыку. А сексом ты под какую музыку обычно занимаешься? Лучше вообще без нее. А хуже всего, когда включен телевизор и ты никогда не знаешь, что там будет в следующую минуту. Стоит отвлечься на секунду – и тут «Комеди Клаб» на заднем плане шуточки отмачивает, не всегда в тему. Мужчины обычно не любят, когда девушки в постели смеются. Они почему-то воспринимают это на свой счет

Просто мы ждем другой реакции – воплей, криков… Ну, не важно. Расскажи немного про съемку

Это вообще отдельная история! Сначала вроде как решили, что я буду такая блондинка-блондинка, в шелках, в розовом, невинный образ Лолиты. В итоге место действия – грязная раздевалка и душевая гастарбайтеров. Трудно представить себе что-то более противоположное. Мне даже пришлось залезть в облезлый шкафчик… Это мы специально сюрприз тебе приготовили, чтобы запечатлеть живые эмоции. Эмоции били через край… Особенно когда я столкнулась в душе с одним из рабочих этого завода. Я думаю, это был их самый счастливый день. Они, наверное, решили, что выбрали правильную работу. А я немного переживаю, не слишком ли я обнажена на фотографиях. У вас ведь очень умелые люди работают, настоящие психологи! Достаточно сказать даже самой невинной девушке: «Какая у тебя попка красивая! И грудь!» – и она уже готова полностью раздеться. Если хочешь, приходи на частный сеанс психотерапии. Адрес ты знаешь. К слову, какую роль ты играешь в утреннем эфире? Моя роль – ахать и сексуально вздыхать! У меня образ такой идеальной блондинки с женским стереотипным мышлением. Говорю в основном о косметике, мужиках и шопинге — а что поделаешь, положение обязывает. Об умных вещах говорит Морозова, а Саймон читает рэп. Мы втроем ведем шоу. А вообще, мне нравится моя новая работа: не нужно особенно напрягаться. Если мне нечего сказать, то я просто вздохну: «Ах!» — и так как я блондинка, этого будет достаточно. То, что нужно мужчинам в семь утра!

Актуальный Шостакович и космический Десятников в одном концерте

В рамках фестиваля «Эстафета Веры», посвященного памяти выдающейся пианистки Веры Горностаевой (1929–2015), в Малом зале Московской консерватории 1 октября состоялся незаурядный концерт. Слушателям предстал парный портрет двух композиторов (Дмитрия Шостаковича и Леонида Десятникова) и двух пианистов (Полины Осетинской и Алексея Гориболя).

Алексей Гориболь открыл вечер кратким сердечным славословием Вере Васильевне, с которой он имел счастье дружить и от которой многому научился, не будучи формально ее учеником. Концерт начался эффектным произведением, которое Шостакович написал в 1953 году для юных музыкантов, – одночастным Концертино для двух фортепиано ор. 94. Здесь мало что напоминает о «настоящем» Шостаковиче: нет ни внутреннего трагизма, ни горького сарказма, ни резких контрастов. Музыка отнюдь не проста, но звучит так, как если бы ее написал кто-то из композиторов «Могучей кучки», если бы дожил до второй половины XX века и сохранил бы живые воспоминания об эпической старине и о безмятежной радости стремительной езды на тройке наперегонки с мчащимся рядом паровозом. Оба солиста с искренним удовольствием передали и эту музыкальную связь времен, и по-детски яркое ощущение свободы и простора.

Далее Полина Осетинская на одном дыхании исполнила 24 прелюдии Шостаковича ор. 34 (1932–1933). Хорошо известное произведение заиграло свежими красками и приобрело целостность высшего порядка, представ не собранием миниатюр, а «исповедью сына века» (воспользуемся названием романа Альфреда де Мюссе). Первое и последнее слово в этой исповеди осталось за пронзительной, ломкой и острой, как тонкий лед, лирикой Шостаковича. Эта лирика просвечивала даже сквозь самые бесшабашные и ёрнические эпизоды цикла – все столь типичные для зрелого стиля Шостаковича польки, галопы, марши, пародирующие простецкие развлечения веселящейся толпы и таящие в себе горечь безысходности. В мастерском и вдохновенном исполнении Осетинской 24 прелюдии Шостаковича воспринимались не как почтенная классика советской музыки, а как произведение вполне современное и актуальное.

Во второй части концерта перед слушателем открылся портал в новый мир: впервые в Москве в исполнении Алексея Гориболя прозвучали «Буковинские песни» – 24 прелюдии для фортепиано Леонида Десятникова. Цикл, посвященный Гориболю, был написан в 2016–2017 годах и уже исполнялся в Нью-Йорке (частично), в Перми (июнь 2018 – мировая премьера всего произведения) и Петербурге. Материалом для композитора, родившегося и проведшего юность в Харькове, стали как ранние впечатления от звучавших по радио украинских песен, так и конкретные мелодии из хрестоматии западноукраинского фольклора, изданной в 1955 году. Казалось бы, генезис цикла должен отсылать слушателя к неофольклористическим пьесам Бартока и Кодая, освеживших музыкальный язык постромантической эпохи терпкими гармониями и непредсказуемо ассиметричными  ритмами венгерских и балканских песен и танцев. Поначалу так оно и кажется. Однако после нескольких первых пьес, в которых, как в народных рапсодиях, чередуются импровизационные речитативы и моторные зажигательные пляски, происходит завораживающее и неудержимое погружение в особый звуковой и духовный мир, параллельный здешней реальности. «Буковинские песни» Десятникова – не стилизация под фольклор, сопряженная обычно с ностальгическим любованием стариной или нагруженная идеологемами, а путешествие в иное пространство, многослойное, многокрасочное, многоголосное, пульсирующее яростными вспышками и заманчиво мерцающее, как соседняя галактика. По мере продвижения пианиста в глубь этой галактики всё более явственным и мощным становится присутствие сил, которые несказанно древнее всякой цивилизации, и которые способны дать о себе знать разве что через музыку.

Символично, что столь значимая премьера состоялась в Москве в Международный день музыки, и блистательное исполнение «Буковинских песен» воспринималось как праздничный дар всему сущему и всем присутствовавшим.

Теги:

Текст:
Лариса Кириллина

ГТРК Владимир: Лукас Генюшас впервые выступит во Владимире

Добавлено 21 декабря 2014 muzkarta

Молодой выдающийся пианист Лукас Генюшас впервые выступит во Владимире.Первый сольный концерт во владимирской областной филармонии этим вечером даст Лукас Генюшас. Молодой выдающийся пианист, из числа звезд ХХI века. На его счету — победа во множестве международных конкурсов. В том числе — на конкурсе имени Шопена.Лукас Генюшас и камерный струнный оркестр. Это концерт уже называют событием. Молодой пианист играет с 5 лет и продолжает династию музыкантов. Лукас — внук профессора Московской консерватории Веры Горностаевой, сын известных пианистов Пятраса Генюшаса и Ксении Кноре. Старшая сестра Лукаса — Лика Кремер музыкантом стать отказалась. Пианист замечает: «он внял уговорам родителей».ЛУКАС ГЕНЮШАС, ПИАНИСТ, ЛАУРЕАТ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ: «Меня не то что принуждали, меняли склоняли к этому активно. И если я выражал свое недовольство, то как-то мягко. Поэтому я кое-как согласился, если это надо.А потом наступил такой момент, когда мне стало интересно. Благодаря всем этим годам все со мной сделали правильно, я считаю».По словам музыканта, ему очень повезло с первым учителем. Им стал замечательный пианист и педагог Александр Беломестнов. Он заложил первоосновы. Именно поэтому Генюшас так бережно относится к композиторскому тексту. Во Владимире Лукас играет Баха.ЛУКАС ГЕНЮШАС: «Я перед ним просто на коленях стою. Я считаю, что я еще не готов в большом объеме играть Баха. Потому что к этому надо прийти. Люди к этому всю жизнь идут и не приходят. Потому что это бездонное по потенциалу и глубине музыка и материал».С владимирским камерным оркестром Лукас Генюшас работает впервые. Руководитель оркестра — Александр Сонин сразу отметил его неординарное исполнение.АЛЕКСАНДР СОНИН, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КАМЕРНОГО СТРУННОГО ОРКЕСТРА: «Оно не серийное, как принято в академической школе. А что-то новое появляется там. Мы впервые сталкиваемся с Лукасом, я надеюсь не в последний раз».В свои 24 Лукас — лауреат множества престижных конкурсов. В том числе знакового для всех пианистов — Международного конкурса имени Шопена в Варшаве. Генюшас по праву — в числе «Звёзд 21 века». Все они воспитанники Московской консерватории — главной кузницы музыкальных кадров страны. Именно они — продолжатели легендарной русской пианистической школы.Вера Куликова, Александр Чернышевwww.vladtv.ru

Мой Мир LiveJournal

Отрывок, характеризующий Горностаева, Вера Васильевна

– Как что? – заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. – Да ты пойми, что мы, или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Quarante milles hommes massacres et l’ario mee de nos allies detruite, et vous trouvez la le mot pour rire, – сказал он, как будто этою французскою фразой закрепляя свое мнение. – C’est bien pour un garcon de rien, comme cet individu, dont vous avez fait un ami, mais pas pour vous, pas pour vous. Мальчишкам только можно так забавляться, – сказал князь Андрей по русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его. Он подождал, не ответит ли что корнет. Но корнет повернулся и вышел из коридора. Гусарский Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек. Эскадронному командиру, ротмистру Денисову, известному всей кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова, была отведена лучшая квартира в деревне. Юнкер Ростов с тех самых пор, как он догнал полк в Польше, жил вместе с эскадронным командиром. 11 октября, в тот самый день, когда в главной квартире всё было поднято на ноги известием о поражении Мака, в штабе эскадрона походная жизнь спокойно шла по старому. Денисов, проигравший всю ночь в карты, еще не приходил домой, когда Ростов, рано утром, верхом, вернулся с фуражировки. Ростов в юнкерском мундире подъехал к крыльцу, толконув лошадь, гибким, молодым жестом скинул ногу, постоял на стремени, как будто не желая расстаться с лошадью, наконец, спрыгнул и крикнул вестового. – А, Бондаренко, друг сердечный, – проговорил он бросившемуся стремглав к его лошади гусару. – Выводи, дружок, – сказал он с тою братскою, веселою нежностию, с которою обращаются со всеми хорошие молодые люди, когда они счастливы. – Слушаю, ваше сиятельство, – отвечал хохол, встряхивая весело головой. – Смотри же, выводи хорошенько! Другой гусар бросился тоже к лошади, но Бондаренко уже перекинул поводья трензеля. Видно было, что юнкер давал хорошо на водку, и что услужить ему было выгодно. Ростов погладил лошадь по шее, потом по крупу и остановился на крыльце. «Славно! Такая будет лошадь!» сказал он сам себе и, улыбаясь и придерживая саблю, взбежал на крыльцо, погромыхивая шпорами. Хозяин немец, в фуфайке и колпаке, с вилами, которыми он вычищал навоз, выглянул из коровника. Лицо немца вдруг просветлело, как только он увидал Ростова. Он весело улыбнулся и подмигнул: «Schon, gut Morgen! Schon, gut Morgen!» повторял он, видимо, находя удовольствие в приветствии молодого человека. – Schon fleissig! – сказал Ростов всё с тою же радостною, братскою улыбкой, какая не сходила с его оживленного лица. – Hoch Oestreicher! Hoch Russen! Kaiser Alexander hoch! – обратился он к немцу, повторяя слова, говоренные часто немцем хозяином. Немец засмеялся, вышел совсем из двери коровника, сдернул колпак и, взмахнув им над головой, закричал: – Und die ganze Welt hoch! Ростов сам так же, как немец, взмахнул фуражкой над головой и, смеясь, закричал: «Und Vivat die ganze Welt»! Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищавшего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и улыбаясь разошлись – немец в коровник, а Ростов в избу, которую занимал с Денисовым. – Что барин? – спросил он у Лаврушки, известного всему полку плута лакея Денисова. – С вечера не бывали. Верно, проигрались, – отвечал Лаврушка. – Уж я знаю, коли выиграют, рано придут хвастаться, а коли до утра нет, значит, продулись, – сердитые придут. Кофею прикажете? – Давай, давай. Через 10 минут Лаврушка принес кофею. Идут! – сказал он, – теперь беда. – Ростов заглянул в окно и увидал возвращающегося домой Денисова. Денисов был маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмоченными усами и волосами. На нем был расстегнутый ментик, спущенные в складках широкие чикчиры, и на затылке была надета смятая гусарская шапочка. Он мрачно, опустив голову, приближался к крыльцу.

Признание заслуг

  • 1966 — заслуженная артистка РСФСР.
  • 1988 — народная артистка РСФСР.

1985 — премия журнала «Огонёк» за лучшие статьи года.

Любовь к музыке и служение ей Вера Горностаева пронесла через всю жизнь. Среди учеников Веры Васильевны Горностаевой более пятидесяти лауреатов международных конкурсов.

Имя Веры Васильевны Горностаевой знакомо всему музыкальному миру. Прекрасный музыкант, удивительный педагог, тонкий и интеллигентный человек, Горностаева особенно хорошо известна воспитанникам Московской Государственной Консерватории. Именно в стенах этого учебного заведения Вера Васильевна провела большую часть своей жизни. Среди выпускников фортепианного факультета немало ее музыкальных “детей” и “внуков”, людей, имеющих счастье учиться у Горностаевой, общаться с ней.

Вера Горностаева родилась в Москве, в интеллигентной семье. Ее отец был инженером-экономистом, мать – музыкальным педагогом, выпускницей консерватории. Стоит ли говорить о том, что первые фортепианные уроки юная Вера получила дома. Мать внимательно следила за музыкальным развитием девочки и вскоре отдала ее в Центральную музыкальную школу. Там Горностаева обучалась у Екатерины Клавдиевны Николаевой, которую потом всю жизнь вспоминала с теплом и благодарностью. А спустя десять лет Вера Горностаева попала в руки к самому Генриху Густавовичу Нейгаузу.

В годы обучения в аспирантуре Вера Горностаева начала свою преподавательскую деятельность. Она работала в одной из детских музыкальных школ Москвы, чуть позже – в институте имени Гнесиных. А через несколько лет после окончания консерватории Горностаева вновь вернулась в родные стены – уже в качестве педагога.

Связь Веры Васильевны с Московской консерваторией – глубокая, сильная, кровная. Ведь и ее мать в свое время училась в этих стенах. Там пианистка получила образование и воспитание, сформировалась как многогранная творческая личность. Этому месту она и решила посвятить всю свою жизнь. Всякий раз, когда ей предлагали перейти на работу в другие музыкальные учреждения (а предлагали многократно, причем лучшие мировые университеты), она удивлялась:

Для многих было загадкой: почему такая блестящая пианистка не стала смолоду делать себе фортепианную карьеру, не ушла с головой в концертную деятельность, а решила посвятить себя преподаванию.

Музыкальный путь Веры Горностаевой не похож на жизненные сценарии большинства известных пианистов. Обычно музыканты заняты в первую очередь концертной деятельностью, и только небольшую часть своего времени они готовы посвятить педагогическим занятиям. Горностаева, напротив, поставила на первое место преподавательскую деятельность.

Педагогика

Вера Горностаева всегда была мудрой женщиной. Она знала: педагогика – это совсем не потеря времени для музыканта. Напротив: тот, кто преподает, получает от занятий такую же огромную пользу, как и тот, кто учится. Работа с одаренным и сильным учеником требует от педагога не только компетентности и собранности, но и мыслительной деятельности, творческого поиска, постоянного анализа, непрерывного движения вперед.

В одном из интервью Горностаева говорила, что именно педагогика сформировала в ней настоящего музыканта. Через несколько лет преподавательской деятельности Горностаева почувствовала, что теперь ей действительно есть, что сказать слушателю через музыку.

Она начала давать регулярные концерты, выезжать на гастроли, записывать пластинки.

Музыка в исполнении Горностаевой всегда преисполняется глубиной и значительностью. В игре Веры Васильевны нет подчеркнутой эмоциональности, нет любви к внешним эффектам, стремления блеснуть техникой. Ни в коем случае. Горностаева всегда спокойна и погружена в музыку.

Неординарная, с собственным творческим почерком, В.В. Горностаева и в жизни, и на сцене всегда вела людей к музыке, и только к ней одной.

Самарские музыканты посвятили свое выступление памяти Веры Горностаевой

Добавлено 02 февраля 2015

О том, что народная артистка России Вера Горностаева ушла из жизни, солисты Самарской филармонии Николай Фефилов, Ирина Смолякова и Елена Трохина узнали практически перед концертом к 175-летию Чайковского. Решение посвятить исполнение выдающейся пианистке и педагогу было принято единогласно. Трио ля-минор «Памяти великого художника» прозвучало в этот день с особым смыслом. Напомним, Николай Фефилов является учеником Веры Васильевны, и она сыграла в его музыкантской судьбе огромную роль.

Мой Мир LiveJournal

Спектр деятельности

Телепередача «Открытый рояль», 1987 год

Вера Горностаева известна широкой публике не только по выступлениям на концертной сцене и статьям. Она много выступала на радио и телевидении, вела циклы музыкально-образовательных передач. Некоторые из них и сейчас можно найти в интернете.

Необыкновенно интересно слушать, как Горностаева рассказывает об известных композиторах и их произведениях, тут же иллюстрируя на рояле свою речь. Особой популярностью в свое время пользовались ее телепередачи «Открытый рояль» и «Представляем молодых».

Помимо всего прочего, Вера Васильевна успевала посещать разнообразные семинары и конференции, посвященные музыкальной педагогике и фортепианному исполнительству. Она постоянно читала доклады и сообщения, давала отрытые уроки и мастер-классы, проводила консультации, всячески помогала молодым музыкантам на пути к совершенству.

Горностаева постоянно говорила о том, что главное в педагогике — не навязывать ученику готовых решений. Создавая и разрабатывая концепцию исполнения для каждого ученика, Вера Васильевна всегда отталкивалась от природных возможностей своих студентов, от их творческой индивидуальности, душевной направленности. По ее мнению, для настоящего педагога нет другого пути, кроме этого. И практика показывает, что Горностаева была полностью права.

За долгую педагогическую жизнь Горностаевой через ее удивительные руки прошло множество талантливых учеников. Стоит упомянуть такие имена как Александр Слободяник, Дина Иоффе, Этери Анджапаридзе, Иво Погорелич, Александр Палей… Но все без исключения студенты Горностаевой, даже если они не получили высоких наград на мировых конкурсах и не стали известными исполнителями, во время учебы в консерватории имели радость соприкоснуться с миром высокой музыкальной культуры и духовности.

Последний аккорд

Вера Васильевна Горностаева умерла 19 января 2015 года в одной из московских больниц на 86-м году жизни. До последних недель своей жизни она продолжала вести активную деятельность, преподавать, выступать на конференциях.

Жизнь Веры Горностаевой всегда была полна событий. И она сама была событием — для всех, кто имел радость встречаться с ней, работать с ней, учиться у нее.

Педагогическая деятельность[ | ]

«Универсальный дух великого учителя, неподражаемого Генриха Нейгауза, по праву был унаследован и развит ею, будь то концертная деятельность или обширная педагогика, телебеседы у рояля или газетная публицистика. И во всём этом — глубинное, историческое видение культуры в разветвлении её великих идей, связей и духовных смыслов, нескончаемый диалог с творцами музыки всех времён. На свете мало музыкантов, в которых сочетались бы блистательный, энциклопедически образованный ум и настоящий дар художественно-артистического внушения.»Тамара Грум-Гржимайло, музыкальный критик С момента окончания аспирантуры Московской государственной консерватории (1955) преподавала в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1955−).

С 1959 — в Московской государственной консерватории (профессор с 1968 года).

Среди учеников Веры Горностаевой:

Этери Анджапаридзе, Павел Егоров, Сергей Бабаян (англ.)русск., Дина Иоффе, Валерий Сигалевич, Марат Губайдуллин, Вадим Агеев, Семён Кручин, Александр Палей, Александр Слободяник (англ.)русск., Михаил Ермолаев, Ирина Чуковская, Вадим Холоденко, Карен Корниенко, Андрей Гугнин, Иво Погорелич, Елена Татулян, Алексей Ботвинов, Андрей Ярошинский,Ксения Родионова, Ольга Козлова.

Сама Вера Васильевна к числу своих любимейших учеников относила Лукаса Генюшаса, Андрея Гугнина, Вадима Холоденко.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: