Фактчек: 14 самых популярных легенд о моцарте

Названия знакомых опер

Опера «Садко». Николай Римский-Корсаков

Опера «Садко» – это образец народного стиля и шедевр, созданный в эпическом жанре. Либретто написано самим композитором на основе былин о гусляре по имени Садко. Бедный гусляр огорчен тем, что его не приглашают на празднества, на которых он зарабатывает на жизнь. Младшая дочь морского царя – Волхва, обернувшись лебедем,  обещает колоссальное богатство музыканту, ведь она уже давно влюблена в гусляра за его прекрасные песни. Его заветное желание исполняется, он много лет беззаботно путешествует по миру, но приходит день расплаты. Морской царь требует жертвы, герой оказывается в подводном царстве, где его ждут неизведанные приключения. Но вдруг, очнувшись на берегу реки, Садко не понимает, что это было: сон или реальность?

Что стоит послушать?

Нежно и ласкающе звучит колыбельная Волховы «Сон по бережку ходил». Наверняка эта песня знакома всем.

Опера «Иван Сусанин». Михаил Глинка

Первая русская опера рассказывает о событиях 1613 года, связанных с походом польского войска на Русь. Другое ее название «Жизнь за царя». Драматическое действо отражает подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который завел вражеский отряд в болота и не выдал местонахождение царя, за что был жестоко убит.

Патриотическую песню «Славься!» поныне исполняют по особым знаменательным датам.

Опера «Руслан и Людмила». Михаил Глинка

Либретто к опере написано по одноименной поэме Александра Пушкина. Это история любви храброго витязя Руслана и дочери киевского князя Светозара, Людмилы. Им уготованы тяжелые испытания, которые они преодолеют и приобретут радость, счастье.

Увертюра к опере или знаменитый «Марш Черномора» знакомы не только профессионалам, но и любителям музыки.

Опера «Князь Игорь». Александр Бородин

Народно-эпическая опера «Князь Игорь» – знаменитое произведение композитора, которое создавалось в течение 18 лет.

Оно пронизано идеей патриотизма, раскрывает величие и преданность русского человека своей родине. В основе сюжета лежит героическая поэма «Слово о полку Игореве», рассказывающая о неудачном походе князя Игоря против половцев.

Тоскливо и вместе с  тем призывно звучит мелодия из хореографической картины «Половецкие пляски».

Свадьба Фигаро. В. А. Моцарт

«Женитьба Фигаро» (В. А. Моцарт) — популярная опера австрийского композитора-виртуоза, получившая мировую известность. По одноименной пьесе Бомарше. Моцарт начал писать музыкальное произведение в 86-м году 18 века. На создание партитуры ушло пять месяцев. После того, как он впервые был представлен публике, особой популярности он не приобрел. Слава и лавры пришли после постановки оперы в Праге. Произведение впервые перевел на русский язык Петр Ильич Чайковский. Всего в опере четыре действия. Сюжет произведения связан с подготовкой к свадьбе горничной Сюзанны и официанта Фигаро.

Опера «Свадьба Фигаро»

Опера создана в 1786 г. Сюжет основан на одноимённой комедии Бомарше. Она была написана в предреволюционной Франции и критиковала общественное неравенство, утверждая, что у каждого человека, независимо от его социального положения, есть право на собственное достоинство и счастье. По сюжету это была борьба между господином и его слугой. В Австрии, на родине Моцарта, эта пьеса была запрещена.

В речах Фигаро выражена мысль, близкая самому композитору: о превосходстве ума над знатностью и богатством. Именно это и привлекло его.

Либретто написал Лоренцо да Понте. Он несколько сгладил по­литическую остроту комедии, убрал некоторые обличительные сцены и заострил комедийные моменты. Получилась опера-буффа. Но Моцарт не был бы Моцартом, если бы не расширил рамки жанра буффа и, прикрываясь комедийной формой, придал опере серьёзный смысл.

Внешние приметы комического жанра остались, но на их основе автор создал комедию характеров. Произошло реформирование жанра оперы-буффа. Многие музыканты считают эту оперу величайшей и самой любимой. И не только музыканты, но и слушатели.

Интересные факты:

  • премьера «Свадьбы Фигаро» прошла в мае 1786 г. в Вене под управлением автора. Успех был огромным, но начались интриги, и уже на следующий год оперу сняли с репертуара;
  • однако её поставили в Праге, там она горячо была принята;
  • на русский язык текст либретто перевел П.И. Чайковский специально для ученического спектакля в Московской консерватории. Моцарт был его любимым композитором.

Интересные факты об опере

Знаете ли вы, что:

  • По словам Аристотеля, театр был создан для того, чтобы люди испытывали «катарсис»- очищение души.
  • Что родиной оперы стала Италия, народ которой всегда славился своими голосами и песнями.
  • Что «opera» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение.
  • Что оперное искусство родилось в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.)
  • Что первый оперный спектакль был поставлен во Флоренции в 1600 году.
  • Что уже в 1637 году был открыт первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано», для которого писал свои первые оперы Клаудио Монтеверди.
  • Что опера настолько стала популярной, что распространилась по всей Европе.

Симфония № 36 до мажор («Линцская»)

Моцарт и Гайдн считаются основоположниками европейской симфонии. Композитор обратился к этому жанру тогда, когда он ещё не сформировался в том виде, каким знаем его мы. А первые свои симфонии он написал в возрасте 8 лет. Бо́льшая часть его симфоний написана в ранние годы. Наивысшим достижением Моцарта в этом жанре стали 3 последние симфонии.

«Линцская» симфония появилась в 1783 г. Моцарт уже был прославленным музыкантом, но это не дало ему материального благополучия. Он покинул придворную капеллу, где чувствовал себя слугой у заносчивого архиепископа Зальцбургского, женился на Констанции Вебер и решил поселиться в Вене, рассчитывая на успех. Но успеха не случилось, зато испортились отношения с отцом, который был против его женитьбы и против его ухода со службы.

Летом 1783 г. Моцарт с Констанцией поехал к отцу в Зальцбург с целью примирения, а на обратном пути заехал в австрийский город Линц. Здесь во дворце графа Туна была сочинена и исполнена под его управлением в ноябре этого же года симфония № 36.

Она состоит из 4 частей:

  1. adagio (медленно), allegro spiritoso (весело, с юмором);
  2. poco adagio (достаточно медленно);
  3. menuetto (в форме менуэта);
  4. finale presto (очень быстро).

Первая, вторая и четвёртая части написаны в сонатной форме. В финале разворачивается картина праздничного веселья.

9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер. 

Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.

Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять. 

Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.

Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Цитата С.С.Прокофьева: 

«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»

«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»

Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин 

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

2- Риголетто

Его авторство принадлежит Джузепе Верди, и это интенсивное драматическое произведение страсти, обмана, сыновней любви и мести, премьера которого состоялась 11 марта 1815 года в театре Ла Фениче в Венеции. Его либретто написано на итальянском языке Франческо Мария Пьяве.

Главный герой — Риголетто, горбатый шут из двора герцогства Мантуя, который будет вовлечен в драму, в которой изобилуют страсть, обман, месть и сыновняя любовь.

Спектакль основан на пьесе Виктора Гюго «Развлечение». Действие происходит в городе Мантуя, Италия, в 16 веке.

Он состоит из трех действий: первое действие происходит в комнате во дворце герцога, второе — в комнате, а третье — на берегу реки Минчо. Его герои: герцог Мантуанский (лирический тенор), Риголетто, шут герцога (драматический баритон), Джильда, дочь Риголетто (лирическое сопрано или легкое сопрано), Джованна, служанка Гильды (меццо-сопрано), Спарафучиле, киллер (бас). , Маддалена, сестра Спарафучиле (меццо-сопрано или контральто) среди других.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков должен был продолжить семейную традицию. Он стал морским офицером, на военном корабле обошел много стран Европы и двух Америк, но музыкальный дар, унаследованный от матери, определил судьбу великого русского композитора.

Центральное место в его музыкальном наследии занимают оперы. Это 15 произведений, которые демонстрируют разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений Римского-Корсакова. Все они имеют особый почерк — мелодичные вокальные линии на фоне оркестровой музыки. Ключевыми темами произведений Римского-Корсакова были русская история и мир сказки и эпоса. Его даже называли «сказочником».

Генри Перселл: “Дидона и Эней”, финал

Опера английского композитора Генри Перселла занимает одну из первых строчек в категории самых популярных барочных опер. В основе либретто – пьеса “Брут из Альбы, или Очарованные любовники” поэта Наума Тейта и эпическая поэма Вергилия “Энеида” (цитата “Бойся данайцев, дары приносящих” как раз оттуда).

Главный герой – странствующий троянец Эней, потомок царей, любимец богов – Афродиты и Аполлона

Отважного воина, потерпевшего у берегов Карфагена кораблекрушение, радушно встречает царица Дидона. Перселл лишает свою героиню переживаний счастливой любви, оставляя ей только мрачные минорные арии: в первой тревожной Ah Belinda I am Pressed with Torment – предощущение неминуемой беды, скорого фатального свершения

Функции рока берут на себя ведьмы, разрушающие кажущееся благополучие влюбленных.

Подосланный дух в облике Меркурия заверяет Энея в необходимости продолжить путь в Италию. Повинуясь, герой велит своей команде собираться в дорогу и покидает Дидону. Гордая царица решает покончить с собой.

Dido’s Lament (When I am Laid in Earth) или “Плач Дидоны” – трагическая кульминация оперы. Дидона прощается с жизнью. “Лебединую песнь” интерпретируют очень по-разному. К примеру, чернокожая дива Джесси Норман в партии Дидоны – глыба, настоящая амазонка, способная сокрушить любые враждебные силы, будь то сам дьявол во плоти. Ее образ царицы Карфагена создан в сумрачных тонах, в нем ощущается связь с потусторонним миром.

Трудно поверить, что обладающая такой мощью духа женщина может проявить слабость.

Моцарт Опера «Волшебная флейта»

В последнем оперном сочинении Моцарта – «Волшебной флейте» была осуществлена его мечта о создании национальной оперы, на немецком языке. Либретто «Волшебной флейты» Моцарту предложил друг драматург, режиссёр, артист, либреттист Эммануэль Шиканедер. Сюжеты были взяты в сказке «Лулу» Виланда, фантастических поэмах «Джиннистан, в избранных сказках про фей и духов.

Шиканедер обработал этот сюжет в духе популярных в то время экзотических чудес: царство ночи, солнечное царство, мистерии, посвящения и таинственные превращения Торжество света и разума, вера в братство людей и добро привлекли Моцарта и стали высшей философией «Волшебной флейты».

Премьера «Волшебной флейты» состоялась 30 сентября 1791 года. После премьеры он написал своей жене Констанце: «Я только что вернулся из оперы, театр, как и всегда, был переполнен…

Ясно видно, что успех оперы непрерывно возрастет…» А через два месяца Моцарт умирает. Но и сегодня для нас, любителей музыки, эта опера является величайшим творением композитора. Давайте послушаем Арию царицы Ночи из этой оперы.

И вот еще фрагмент из этой оперы. Евгений Кунгуров исполняет арию Папагено «Волшебная Флейта». Она называется «Известный всем я птицелов».

Томазо Альбинони: Адажио соль-минор для струнных, органа и скрипки соло

Мастер эпохи барокко, создатель десятков опер (большая часть утеряна во время бомбардировки государственной библиотеки в Дрездене), венецианский специалист в области инструментальной музыки не имеет отношения к Адажио. В биографии Альбинони множество лакун. Однако известно, что одной из самых удачных мистификаций в музыкальной культуре XX века мир обязан Ремо Джадзотто, автору ряда композиторских биографий и книг по истории музыки.

По одной из версий, у него в руках оказались крошечные фрагменты рукописи из второй, медленной части неизвестной сонаты, принадлежащей Альбинони. По басовому голосу и нескольким фрагментам мелодии итальянец восстановил всю середину произведения и опубликовал нотный материал в 1958 году, приписывая авторство своему знаменитому соотечественнику. Однако в 1965 году Джадзотто объявил, что Адажио написал он сам.

Во всей этой эпопее слишком много неизвестных. Джадзотто никогда не предъявлял общественности свою находку. Записи о его контактах с Дрезденской библиотекой отсутствуют – утверждают одни. Критик не мог не работать систематически с саксонскими каталогами в Дрездене, так как занимался написанием монографии, посвященной Альбинони – возражают другие.

Так или иначе Адажио получило широчайшую популярность. Итальянский дирижер Ино Савини (1904-1995) оркестровал Адажио и сам впервые исполнил его в чешском городе Острава в 1967 году с Филармоническим оркестром Яначека. Аккордовое шествие, поддерживаемое органом, скорбные струнные, безысходная тема у сольной скрипки, трагическая нота произведения с идеей прощания, моментом необратимости – все это оценили по достоинству рокеры, поп-звезды разной величины. Тонны ремиксов штурмом брали вершины всевозможных хит-парадов.

При этом Адажио Альбинони на тех же основаниях, что и Адажио Барбера, прочно обосновалось в плейлисте траурных церемоний.

Жанры оперы

Сегодня главенствуют следующие разновидности классической оперы:

  1. Эпическая. Получила значительное развитие в России, в ней используются сюжеты из народного эпоса. Композиторы вдохновляются народным творчеством, основой содержания эпической оперы служат былины, сказания, легенды. Произведение выдерживается в духе величаво-торжественного повествования.
  2. Лирическая. В ней отражены простые, общечеловеческие чувства, конфликты из повседневной жизни. Лирическая опера преисполнена чувств, она искренняя, проникновенная и трепетная.
  3. Драматическая. Музыка, в которой передаются страдания, тревога, смятения человека – эмоции, которые порождаются в спорах.
  4. Комическая. Легкая опера комического содержания, с забавными, смешными персонажами, которая обычно венчается счастливым финалом.

Симфонии, где авторство Моцарта под вопросом

Существует список из 39 симфоний, которые первоначально были приписаны австрийскому композитору. Позднее его авторство было отвергнуто или поставлено под сомнение.

Есть несколько причин, почему некоторые музыкальные произведения ошибочно приписывали Моцарту:

  • Молодой австриец переписывал партитуры других композиторов, чтобы изучать их. Когда обнаруживали записи симфоний, сделанные рукой Моцарта, их ошибочно приписывали ему. Так Вольфгангу приписали несколько произведений его отца Леопольда Моцарта.
  • Став признанным композитором, Моцарт включал в партитуры для своих концертов симфонии молодых музыкантов. Хотя он представлял публике подлинного автора, путаница иногда сохранялась.
  • В XVIII веке издавалось мало нотных записей, которые широко ходили в рукописных версиях, что способствовало путанице.
  • Некоторые симфонии Моцарта были утрачены. Поэтому находки рукописей музыкальных произведений в местах, связанных с жизнью и творчеством австрийского маэстро, поспешно приписывали ему, пока не находились опровержения.

Сложность вопроса, сколько симфоний написал Моцарт, показывает, что даже гений в начале пути не свободен от подражаний. Путаница с симфониями, приписанными композитору, частично связана с его ученическими опытами, когда он использовал произведения других мастеров.

Интересные факты о Моцарте

Напоследок, любопытные моменты из жизни и творчества Амадея:

  • У Леонарда и его жены было 7 детей, 5 из которых умерли в раннем возрасте,
  • Первые роды были тяжелые, все думали, что Анна Мария не выживет,
  • Моцарт не любил свое полное имя, предпочитал, чтобы его называли только Вольфганг,
  • Первые произведения были созданы музыкантом в возрасте 5 лет. Их записал отец,
  • Уже в 6 лет Моцарт сам научился играть на скрипке,
  • До 10 летнего возраста боялся звуков, которые производит труба,
  • Вольфганг не посещал школу. Его обучал отец. Маленький музыкант очень интересовался учебой. Также одним из учителей музыки был Иоганн Кристиан Бах,
  • Леонард научил своего сына играть на некоторых инструментах с завязанными глазами, а во время уроков накрывал тканью клавиши клавесина,
  • Услышав игру маленького Бетховена, музыкант так восхитился его талантом, что взял к себе на обучение. Но, к сожалению, вскоре он переехал,
  • Семья Моцарта была настолько бедна к моменту его смерти, что его похоронили без траурной церемонии, в простом гробу в общей могиле,
  • К сожалению, в те времена фото не делали, но сохранены пожизненные портреты Моцарта, на которых он молодо выглядит в силу того, что он умер молодым.

https://youtube.com/watch?v=updJKzBBe5A

Сэмюэл Барбер: Адажио

Летом 1936 года 26-летний Сэмюэл Барбер, проводя каникулы в Европе, задумал струнный квартет. Molto allegro e appassionato – первая часть, Molto adagio – вторая, Molto allegro – Presto – третья часть. Молодой человек рассчитывал на исполнение в кругу друзей. История распорядилась иначе, и Adagio, оркестрованное композитором и отосланное Артуро Тосканини, принесло своему автору оглушительную славу, правда у признания была и обратная сторона – тяжелейшая депрессия.

Впервые Адажио прозвучало в 1938 году на радио силами Симфонического оркестра NBC под управлением Тосканини. Критика была неоднозначной.

– цитирует американский журналист Алекс Росс бескомпромиссную Эшли Петтис из Федерального музыкального проекта.

Композитор из крошечного местечка Вест-Честер, штат Пенсильвания, создал икону всеобъемлющей скорби. Оно заняло прочное место в галерее самых значительных ее воплощений. При этом не отрицалось и прагматическое применение барберовского шедевра: он многократно исполнял функцию реквиема – по монаршим особам, политикам, голливудским светилам.

В 1945 году, в день смерти 32-го президента США Франклина Рузвельта звучало именно Адажио Барбера.

Не трудно догадаться, что композитор настрого запретил исполнять Адажио на собственных похоронах, желая хотя бы в смерти отбросить довлеющий ком, как ему казалось, необоснованной славы.

Один из виднейших американских музыкантов XX века, композитор яркого мелодичного дара под атакой эмоций в 1964 году уничтожил партитуру своей Второй симфонии, посвященной Американской авиации – войскам, в которых он служил во время Второй мировой войны. Произведение было восстановлено по сохранившимся отдельным голосам. Ощущение, что пик композиторской карьеры случился слишком рано, и последующие произведения останутся в тени Адажио, разъедало Барбера.

Новое поколение открыло Адажио в оскароносной киноленте “Взвод” Оливера Стоуна, где свою первую серьезную роль сыграл Чарли Шин.

Киноиндустрия поспособствовала тому, что в один прекрасный момент Адажио, точнее его замиксованная ди-джеями версия, зазвучала в ночных клубах. Пионеры клубной музыки сочли гипнотические гармонии Барбера привлекательными.

Несколько лет назад американский журналист Томас Ларсон посвятил Адажио целую книгу – “Самая грустная в мире музыка”. Автор говорит о ней как об

Когда появилась опера?

Появилась опера в начале 17 века, в те далекие времена она не была такой как сейчас. В ней отсутствовали торжественные выходы примадонн, виртуозное пение, танцевальное сопровождение. Первоначально даже название было другим: раннее название оперы – это «музыкальная драма». Драма – это род произведения, в котором показаны тревожные противоречия, напряженный конфликт, острая борьба противоположных сил. В основу ранней оперы был положен сказочно-мифологический сюжет, в ней звучали мадригалы – старинные многоголосные  произведения лирического содержания, исполнявшиеся хором. Номера соединялись декламационно-речитативным чтением, то есть  герои читали стихи подчеркнуто торжественно, величаво и напевно.

Эстетическое действо исполнялось при королевских дворах, оно было адресовано эрудитам и любителям искусств. Сегодня опера – это вовсе не элитарное искусство, в котором разбираются богатые интеллектуалы. Оно доступно всем, привязанность к классическим произведениям обнаруживается у многих людей с детства.

Литературная основа современной оперы – либретто. Сюжетом для либретто обычно служит литературное произведение известного автора, переделанное сообразно музыкально-сценическим требованиям. Словесный текст, полностью подчиненный музыке, может быть написан либреттистом специально для оперного действия.

Вольфганг Амадей Моцарт

Наверно нет такого известного композитора классической музыки, чьи произведения также популярны сегодня, как композиции Моцарта. Их в современной обработке исполняют даже многие рок-звезды и используют в качестве аккомпанемента знаменитые рэперы.

Музыкальное наследие Амадея составляет более шести сотен композиций. Он относится к гениям, чей музыкальный талант проявился в самом раннем возрасте. Уже в 5 лет Вольфганг стал писать свои первые произведения, а в 6 умел превосходно играть на клавесине и на скрипке.

К числу шедевров композитора относятся «Реквием», «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш», «Маленькая ночная серенада», «Дон Жуан», 41 симфония и пр. Они поражают своим совершенством и легкостью восприятия. Даже те, кто не считает себя поклонником классической музыки, с удовольствием слушают арии из опер композитора.

Война и мир. С. Прокофьев

«Война и мир» (С. Прокофьев) — одно из самых известных произведений, прогремевших по всему миру. Написано на основе одноименного романа выдающегося писателя XIX века Льва Николаевича Толстого. Всего в работе тринадцать картин. Опера начинается с появления на сцене Болконского, посещающего имение графа Ростова. Он слышит голос дочери графа Наташи, которая восхищает его своей красивой песней. На заключительном тринадцатом изображении изображены останки отступающей армии Бонапарта. Композитор давно вынашивал идеи написания оперы по знаменитому роману. Первые этюды появились в 1941 году, а на сцене Большого театра прогремели 59, став одним из лучших произведений в мире.

Опера «Дон Жуан, или Наказанный развратник»

Опера и симфония были любимыми жанрами Моцарта в его универсальном творчестве. Он признавался, что готов плакать, когда слышит оперную арию. Первая опера была им создана в возрасте 10 лет. В последний, венский период, он написал 6 опер, среди которых и «Дон Жуан».

Всё, что создано Моцартом, находится в рамках жанра, но он постоянно эти рамки расширял, обновлял, дополнял, преодолевал традиции. Это касается и оперы. Оперное творчество Моцарта обширно и разнообразно.

Традиционные оперные жанры совершенно преобразились в творчестве Моцарта, хотя целей реформировать оперу у него не было. «Свадьба Фигаро» стала первой комедией характеров. Опера «Дон Жуан» – психологической музыкальной драмой, получившей дальнейшее развитие в XIX в. Он не разделял жанры на «высшие» и «низшие», а смешивал в своих произведениях возвышенное и земное, трагическое и комическое – так фактически и бывает в реальной жизни.

В основе оперы – средневековая испанская легенда о «наказанном развратнике» Дон Жуане. Это один из самых популярных сюжетов в истории мирового театра

Он привлекал внимание многих поэтов и драматургов, в том числе Мольера и Пушкина

Моцарт использовал этот сюжет как повод для постановки проблемы личности. В герое воплощены противоречивые качества: отвага, оптимизм, энергия, жизнелюбие – и эгоизм, презрение к морали и законам чести. Он живёт по своим собственным законам и становится причиной несчастья для всех, кто встречается на его пути. Его гибель воспринимается как предостережение всем развратникам.

Опера написана и поставлена на сцене Пражского театра в 1787 г. Автор либретто – Лоренцо да Понте. Создано по пьесе Антонио де Саморы.

Музыка оперы Моцарта – шедевр мирового оперного искусства.

Людвиг ван Бетховен

Еще один великий немец Людвиг ван Бетховен был важной фигурой романтически-классического периода. О нем знают даже те, кто вообще ничего не знает о классической музыке

Бетховен — один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Великий композитор стал свидетелем грандиозных потрясений, произошедших в Европе и перекроивших ее карту. Эти великие перевороты, революции и военные противостояния нашли свое отражение в творчестве композитора, особенно симфоническом. Он воплотил в музыке картины героической борьбы. В бессмертных произведениях Бетховена вы услышите борьбу за свободу и братство людей, непоколебимую веру в победу света над мраком, а также мечты о свободе и счастье человечества. Один из самых известных и удивительных фактов его жизни — болезнь ушей переросла в полную глухоту, но несмотря на это композитор продолжал писать музыку. Он также считался одним из лучших пианистов. Музыка Бетховена удивительно проста и доступна пониманию самых широких кругов слушателей. Сменяются поколения, и даже эпохи, а музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей. Одна из его лучших работ — «Лунная соната»:

Симфонии Моцарта

Первые симфонии Моцарта служили вступлением или завершением для основного музыкального произведения. Поздние произведения в этом музыкальном жанре стали основным событием концертного вечера.

Жанр симфонии изобрели итальянские композиторы. В XVIII веке его переняли мастера музыки Германии и Австрии. Около 1760 года композиторы немецких земель стали добавлять в композицию менуэт, помещая его между медленной частью и финалом. В их руках рождался жанр четырехчастной симфонии. Усложнение содержания музыкальных произведений заставляло композиторов углублять содержание каждой из четырех частей симфонии. Так в XVIII столетии зарождался жанр венский симфонии.

В 1764 году восьмилетний Моцарт написал первую симфонию. Он уже был известен в Европе как исполнитель-вундеркинд. Оригинал нотной записи первой симфонии австрийского композитора сейчас хранится в библиотеке Ягеллонского университета (Краков).

Вольфганг и его отец Леопольд путешествовали по Европе. В Англии Моцарт-старший заболел, и отец с сыном задержались в Лондоне. Там юный музыкант написал первую симфонию, и памятная табличка на доме по Эбури-стрит напоминает современным людям об этом событии. Симфонию №1 впервые исполнили в феврале 1765 года. На музыкальное сочинение юного Моцарта повлияли стиль его отца и жившего в Лондоне композитора Иоганна Кристиана Баха, с которым Моцарты были знакомы.

Моцарт писал первые симфонические произведения в рамках итальянской традиции. Но он ориентировался на симфонии Иоганна Кристиана Баха, немца, писавшего под влиянием итальянской традиции. Моцарт писал под влиянием Баха, когда подростком жил и учился в Лондоне. Бах в начале своих симфоний чередовал forte и piano, и Моцарт использовал этот прием в большинстве своих симфонических произведений.

В 1767 году юный Моцарт посетил Вену. Знакомство с венской музыкальной традицией обогатило его музыкальные сочинения: в симфониях появился менуэт, а струнная группа пополнилась двумя альтами. В 1768 году юный композитор написал четыре симфонии с использованием полученного опыта.

В 1770 — 1773 годах Вольфганг Амадей Моцарт упорно трудился и путешествовал. За это время он написал 27 симфоний. В последующие годы он не писал сочинение в этом жанре. Наконец, в 1778 году, находясь в Париже, композитор получил заказ написать симфонию для открытия концертного сезона в день праздника Тела Христова в «Духовных концертах». Новое произведение предполагало использование большого числа инструментов, Моцарт даже написал на рукописи: «Симфония для десяти инструментов».

Это произведение, получившее номер KV297, Моцарт писал, ориентируясь на французские образцы симфоний. Вернувшись в Зальцбург, композитор сочинил еще два произведения в этом жанре, близких к «венскому стилю». В 1781 — 1788 годах Вольфганг жил в Вене и за семь лет в столице Австрии создал пять симфонических сочинений.

В августе 1788 года Моцарт закончил работу над симфонией «Юпитер», которая является 41-й и последней в официальном списке его симфонических сочинений. Свое название, как писал сын композитора Франц Моцарт, симфония получила от импресарио Иоганна Саломона.

Причина связана с музыкой и естественными науками. Финал произведения напоминает симфонию Карла Диттерса «Падение Фаэтона». Саломон знал, что планету Юпитер греки называли Фаэтоном, поэтому с долей иронии дал симфонии Моцарта величественное название. Последняя симфония Моцарта заслужила признание критиков, и ее скоро признали шедевром.

Музыкальные произведения Вольфганга Моцарта

Разнообразие жанров у Моцарта было невероятным. Самые известные оперы: «Аполлон и Гиацинт», «Заида» и др. Музыка для оркестра приобрела небывалый масштаб.

Он написал симфонии для одного, двух или трёх фортепиано, одной или двух скрипок, флейты. Что-либо из перечисленного исполнялось с оркестром. Основной коммерческой работой было создание маршей, менуэтов к танцам, церковных сонат.

Настоящими шедеврами, особенно популярными в настоящее время, стали симфонии №39, 40, 41.

Незавершенным произведением стала последняя опера «Реквием». Трагичная история создания такова, что работал над ней Моцарт до самой смерти. Ирония судьбы, но «Реквием» стал заупокойной мессой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: