Кварто-квинтовый круг тональностей. как пользоваться

Используйте плагины

Если вы разобрались с тональностями и поняли принцип квинтового круга, пришло время воспользоваться этим в секвенсоре. Опытные музыканты способны определять тональность на слух. Если вы еще не достигли таких высот, пользуйтесь анализаторами, которые  справляются с задачей поиска тональности.

В коммерческих коллекциях семплов указывается тональность для каждого семпла. Но что делать, если у понравившегося звука отсутствует такая информация? Например, вам понравилась бас-линия, которую вы хотели бы использовать в треке. Найдем тональность баса, чтобы подыграть на синтезаторе. Руководствуясь принципом поиска тональности, с которым вы познакомились ранее, вы сможете легко найти тональность семплов из вашей библиотеки.

Итак, повесив анализатор на дорожку с басом, найдем частоту первой ноты. Анализатор определит самую громкую гармонику сигнала — тонику, определяющую тональность.

В данном случае она расположена на частоте 80,15 Hz. Согласно частоте E1 — это тоника ноты. Таким образом, тоника баса приходится на ноту E (Ми). Мы нашли тонику, но не тональность. Чтобы найти тональность, придется прибегнуть к теории.

Назначение квинтового круга

Квинтовый круг используют в решении нескольких задач:

  • поиск родственных тональностей;
  • определение количества ключевых знаков заданной тональности;
  • определение степени родства тональностей.

Поиск родственных тональностей по квинтовому кругу

К тональностям первой степени родства (проще говоря, родственным) относятся те мажоры и миноры, которые отличаются от исходной тональности на один знак. В квинтовом круге все связи тональностей видны как на ладони. К родственным относятся тональности, находящиеся в круге по соседству от исходной, а также параллельные к ним и к исходной. Теоретики относят к первой степени родства также: минорную одноименную субдоминантовой тональность — для мажоров (например, для до мажора — фа минор); мажорную одноименную доминантовой тональность — для миноров (например, для ля минора — ми мажор). Это связано с гармоническими видами соответствующих ладов: в мажоре понижается шестая ступень, а в миноре повышается седьмая (они и входят в соответствующие тонические аккорды).

Определение количества знаков при ключе

В некоторых моделях квинтового круга количество знаков при ключе отмечается над тоном. Как правило, ставится число от 0 до 7 (тональности с большим количеством знаков в практике не используются). Рядом стоит обозначение самого знака — бемоля или диеза. Если такой подсказки нет, посчитать не составит труда. Просто двигайтесь от до мажора в нужную сторону, считая шаги, пока не найдете искомую тональность. Определение степени родства тональностей
Чем ближе друг к другу стоят две заданные тональности, тем ближе степень родства. Если между тонами расстояние в один шаг — это первая степень родства. Два шага — вторая, три — третья (по системе Римского-Корсакова). Если между тональностями больше 3-4 шагов, о родстве не говорят.

Принцип нахождения мажорных тональностей с диезами

Далее посмотрим, как «работает» пятый круг и как складываются случайности в разных ключах. Принцип работы системы следующий: сначала берется начальный ключ. Мы знаем его тоник. Чтобы определить первый шаг следующего ключа, отсчитайте пять нот. Тоника связанной тональности будет на пятом уровне исходной, то есть ее доминантой. Следовательно, пятый интервал — это интервал для расчетов. Именно из-за использования пяти шагов для определения ключей круг квинтов получил свое название. Теперь посмотрим на следы выветривания. Правило таково, что они переносятся с исходного ключа на следующий, плюс к ним добавляется знак (на шестом шаге) — диез.

Рассмотрим тональность до мажор, в которой отсутствуют дорожные знаки (острые и плоские). Его тоник — С, а его доминант — соль. Следовательно, согласно принципу пятого круга, следующей тональностью будет соль мажор (иначе соль мажор). Теперь определим знак изменения. В полученном коррелированном ключе шаг 6 — fa. Именно на нем и будет лезвие. Чтобы определить следующий ключ от G, выделите интервал в пять шагов. Его доминирующая черта — король. Это означает, что следующий ключ будет ре мажор. Уже будет две случайности: из предыдущего ключа (фа-диез) и до-диез, соединяющего шестую ступень. Все остальные оттенки можно найти по аналогии. При определении ключом того, что имеет семь знаков, круг замкнется негармонично.

в квинтовом круге. Каков их принцип построения?

Итак, мы рассмотрели 12 мажорных тональностей. У каждой из них имеются родственные минорные. Вы можете увидеть это на квинтовом круге, представленном на рисунке выше. Гамма родственной тональности минорной строится на тех же самых звуках, что и мажорная. Но она начинается с другой ноты. К примеру, родственные тональности без знаков альтерации до-мажор и ля-минор строятся на простых звуках. В C-dur устойчивыми звуками выступают до, ми и соль. Они составляют мажорное тонические трезвучие.

Интервал между тоникой и третьей ступенью является большой терцией. При первой ступени в ноте A звуки ля, до и ми формируют устойчивое трезвучие. Интервал между первой и третьей ступенью получается равным 1,5 тонам (малая терция). Это делает a-moll минорной тональностью. Ля-минор и до-мажор являются параллельными: тоника первого отстоит на малую терцию вниз от тоники второго

Важной их характеристикой является одинаковое число знаков альтерации. К примеру, соль-минор и си-бемоль-мажор содержат при ключе два бемоля, а ми-минор и соль-мажор — один диез

В параллельных тональностях применяется одинаковый звукоряд, поэтому мелодия, звучащая в мажорном ладе, может достаточно легко трансформироваться в минорный, и наоборот. Этот прием часто используется в русских народных песнях (см. «А мы просо сеяли»). Таким образом, если мы опустим тоники всех мажорных тональностей на терцию малую вниз, то получим минорный квинтовый круг. На рисунке показаны знаки альтерации, которые имеются в каждой диезной и бемольной минорной тональности.

Как пользоваться квинтовым кругом

Разберемся сначала для чего нужен квинтовый круг.

  • Можно понять, какие аккорды будут хорошо звучать в определенной тональности. Например, вы сочиняете песню. Выбрали тональность Ре-минор. Чтобы придумать аккордовую последовательность, можно использовать квинтовый круг.
  • Узнать количество знаков (диезов и бемолей) в тональности, и, как следствие, быстро узнать ноты, входящие в эту тональность.
  • Понять, как можно гармонично из одной тональности перейти в другую (модуляция)
  • Быстро составлять аккорды
  • Увидеть параллельные тональности.

Для начинающего музыканта, круг является шпаргалкой при сочинении музыки. По нему очень легко ориентироваться, и он реально помогает в работе. Опытному музыканту данная шпаргалка уже не пригождается. Как правило, он уже знает ее наизусть.

Какой аккорд выбрать

По кругу можно увидеть какие аккорды входят в определенную тональность. Это обязательно нужно знать при сочинении аккордовой последовательности. Другими словами, здесь круг решает такую задачу для музыканта — какой аккорд взять.

Помним, что тональность состоит из 7 ступеней. И 6 из них находятся вокруг тонического (основного аккорда). Возьмем тональность до-мажор (C). Рядом с ней на круге располагаются такие аккорды как F, G, Am, Em, Dm. В до-мажор также входит уменьшенный аккорд Bdim. В итоге аккорды, которые будут входить в тональность расположены вокруг основного по ступеням. Схема показана на рисунке ниже.

То же самое работает и с минорными аккордами. Но расположение ступеней, конечно же, другое.

Транспонирование аккордов

Что делать, если композиция написана в тональности, в которой исполнителю трудно петь? Ответ — транспонировать. С помощью данного приема, можно перевести песню из одной тональности в другую, тем самым понизив ее, либо повысив. Возникает другой вопрос, какие тогда аккорды играть. И тут на помощь снова приходит кварто-квинтовый круг тональностей.

Для того чтобы транспонировать песню с помощью круга, необходимо сначала расписать гармоническую последовательность по ступеням. Например, аккорды меняются так: C, F, Am, G, то есть по ступеням I, IV, VI, V. Транспонирование в тональность D, делает тоникой аккорд D. И по тем же ступеням строится аккордовая последовательность, но уже в новой тональности: D, G, Bm, A. Номера ступеней вокруг тонического аккорда на квинтовом круге показаны на схемах выше. Желтым закрашены аккорды в составе тональности до-мажор. Голубым в тональности до-минор. Номера ступеней мажора и минора также приведены на схеме.

Как составить аккорд

Как уже было написано ранее, по квинтовому кругу можно узнать номер ступени заданной тональности. Эти же номера соответствуют номерам ступеней гаммы. То есть, если взять гамму C, то можно сказать, что нота G это чистая квинта, а нота F это кварта по отношению к тонике C. Зная это, а также зная формулы аккордов, можно легко и просто их составить. Ниже приведены схемы составления мажорных и минорных аккордов, а также септаккордов. Мажор и минор это «галочки», а септаккорды к этим галочкам подставляют еще одну ступень. Просто запомните схему и быстро собрать аккорд не составит труда!

Знаки в тональностях

Самая простая гамма это до-мажор (C) благодаря тому, что ни одна ее ступень не имеет диезов или бемолей (знаков). Параллельный до мажору ля минор также не имеет на борту ни одного знака, потому что входящие ноты те же самые. Но вот с другими гаммами дела обстоят иначе. Кварто-квинтовый круг может подсказать сколько диезов/бемолей имеет та или иная тональность. Все подчиняется простому правилу, схема которого приведена на рисунке ниже.

Зачем нужно знать кол-во знаков в гамме? По большому счету незачем. Но, с помощью этой информации можно легко запомнить наизусть входящие ноты в каждую гамму. А это уже полезное практическое знание для аранжировщика и музыканта.

Переход из одной тональности в другую

В современной музыке нередко используется такой прием как модуляция. По своей сути это обычная смена тональности. Но на практике сделать такое не всегда просто. Если просто сходу «влететь» в другой аккорд, то на слух это будет не совсем гармонично. Будет казаться, что резко и неблагозвучно что-то поменялось. С помощью кварто-квинтового круга можно понять какие аккорды использовать в качестве переходных.

Как известно, аккорды на кругах расположены по чистым квинтам (в правую сторону) и по квартам (в левую). Пусть основная тональность песни это до-мажор (C), и стоит задача перейти в ля-мажор (A). На круге между этими аккордами расположены G и D. Таким образом, можно после очередного квадрата (4 такта) в тональности C, сыграть аккорд G, после него D и затем уже A. И чтобы ушам окончательно привыкнуть к новой тональности, обыгрываем 4 такта в ля-мажоре.

Построение круга через интервалы

Круг тональностей представляет собой схему, на которой обозначены все музыкальные минорный и мажорные ключи, построенные в определенном порядке. Благодаря ему музыкант сможет быстро и точно узнать все ноты, входящие в натуральную гамму ключа, и от них построить последовательности аккордов, солирующие партии или импровизацию. Чтобы лучше понять, как работает кварто-квинтовый круг, мы настоятельно рекомендуем построить его самостоятельно.

Шаг 1

Для начала начертите круг и разделите его на двенадцать сегментов, как будто это циферблат. На внешней стороне, на 12 часов напишите «До-мажор» или «C-maj».

Шаг 2

После этого от ноты C отсчитайте полную квинту – пять полных ступеней, или тонов. Вы должны прийти к ноте G. На циферблате на отметке 1 час напишите G-maj. Далее повторите тоже самое, вы должны прийти к ноте D. Двигайтесь строго по часовой стрелке.

Замкнуться круг должен на тональности F-maj. После нее вы снова вернетесь в C.

Таким образом, сейчас вы составили круг мажорных тональностей. Теперь то же самое надо сделать с минорными ключами.

Шаг 3

На внутренней стороне круга, так же на 12 часов, под До-мажором напишите Ля-минор. После этого точно так же от тоники Ля отсчитайте пять полных тонов. Вы придете к ноте Ми. Напишите ее на 1 час, под G-maj. Повторите то же самое, пока круг не замкнется тональностью D-min.

Кварто-квинтовый круг тональностей можно построить не только от квинты, но и от кварты. В этом случае вам потребуется двигаться против часовой стрелки, и отсчитывать не пять, а четыре полных тона. Кроме этого, вместо диезов вам потребуется писать бемоли.

Последнее, что стоит запомнить, это то, что при построении круга по часовой стрелке, мы как бы двигаемся вверх, а против – вниз по тонам.

Объяснение принципа устройства и работы квинтового круга

Квинтовый круг принято изображать как круг или спираль. На верхней точке указывается нота до (буквой C или слогом «До»). Далее по часовой стрелке располагаются ноты соль, ре, ля и т.д. Обратно — фа, си-бемоль, ми-бемоль и далее. Такой порядок (до вверху) традиционен, потому что в до мажоре нет ни одного знака при ключе.

Кварты и квинты

Нота, указанная на круге, соответствует мажорной тонике заданной тональности. Часто под ней для удобства ставится другая нота. Она обозначает тонику параллельной минорной тональности. Например, под Cdur
может находиться am
(именно строчными буквами). Интервал между соседними нотами на круге равен квинте или кварте. К примеру, при движении от до мажора по часовой стрелке ближайшей справа тональностью будет соль-мажор. Он находится в интервале квинты (вверх) или кварты (вниз). При обратном движении ближайший тон — фа. Он находится на интервале кварты (вверх) или квинты (вниз). Собственно, из-за этого движения по квартам и квинтам система и получила название. Если двигаться от до мажора вверх квинтами, то в каждой следующей тональности будет больше знаков при ключе на один диез (или меньше на один бемоль). В обратном направлении — на один бемоль больше (или на один диез меньше).

Чтобы определить какие аккорды в той или иной тональности, проще всего использовать квинтового круг, на внешней стороне которого мажорные тональности, на внутренней — минорные. Выбрав нужный нам аккорд в качестве тоники (или проще — определив тональность), можно найти все тональные аккорды. Выше приведен пример для тональности ДО-МАЖОР и ФА-МИНОР.

Данная статья посвященна в основном начинающим гитаристам, но возможно, будет полезна и людям, осваивающим другой инструмент.

Мы решили коротко рассказать почему же в процессе игры одни сочетания нот звучат красиво, а другие, мягко говоря, вызывают боли в ушах, а так же откуда берутся злополучные диезы и бемоли в тональностях. На наш взгляд, это минимум который должен знать каждый уважающий себя музыкант.

Возможно, вы встречали данную картинку:

На ней изображен квинтовый круг. Не пугайтесь этого страшного словосочетания, ведь на самом деле ничего сложного в этом нет. Он всего лишь навсего показывает знаки при ключе в минорных и мажорных тональностях. В данном случае нет смысла объяснять, что такое мажорная и минорная тональность, а вот что такое знаки при ключе и откуда они берутся с удовольствием попробуем объяснить.

Обратимся к следующей картинке, на которой изображены кливаши пианино:

На каждой клавише подписанны ноты:

С=до, D=ре, E=ми, F=фа, G=соль, A=ля, B=си

Вы спросите почему не подписали черные клавиши? Все очень просто, они имеют те же названия что и ноты окружающие их. Простой пример: черная клавиша между нотой C и D . Мы можем назвать её либо C# (диез) , либо Db (бемоль) , что эквивалентно. Т.е. если называем её в честь ноты стоящей перед ней, добавляем диез, если после нее-бемоль. Идем далее. Две соседнии ноты отделяет полутон, и не стоит забывать про черные клавиши, это тоже ноты (на гитаре полутону соответствует 1 лад, а тону соответственно — 2 лада).

Характеристика обертоновых биений во всех 13 основных интервалах *

Все биения в интервалах данной таблицы приведены от звука ЛЯ малой октавы (220 Гц). Количество биений в каждом последующем интервале (по хроматическим полутонам) постепенно увеличивается, и пройдя полную октаву, произойдет двойное количественное увеличение числа биений.

Таблица 1.

Интервал и характеристика его биений

Число наиболее ярких обертоновых биений, находящихся в диапазоне слышимости человека (от 0 до 60 биений в секунду)

1

УНИСОН. Полное совпадение всех обертонов. Биения полностью отсутствуют.

2

ОКТАВА. Полное совпадение всех обертонов. Биения полностью отсутствуют. Самый яркий обертон (2-ой) нижнего звука входит в резонанс с 1-ым обертоном верхнего звука.

3

КВИНТА. До полного совпадения 3-го обертона нижнего звука и 2-го обертона верхнего звука недостает –0,75 биения в секунду. То есть, у́же чистой квинты на 0,75 биения.

–0,75

4

КВАРТА. До полного совпадения 4-го обертона нижнего звука и 3-го обертона верхнего звука недостает +1,1 биения. То есть, шире чистой кварты на 1,1 биения.

+1,1

5

Большая ТЕРЦИЯ. В резонанс входят 5-ый обертон нижнего звука и 4-ый обертон верхнего (1100 и 1108,5 Гц).  То есть, шире чистой большой терции на 8,5 биения.

+8,5

6

Большая СЕКСТА. В резонанс входят 5-ый обертон нижнего звука и 3-ий обертон верхнего звука (1100 и 1110 Гц). То есть, шире чистой большой сексты на 10 биений в секунду.

+10

7

Малая ТЕРЦИЯ. В резонанс входят 6-ой обертон нижнего звука и 5-ый обертон верхнего звука (1320 и 1308 Гц). То есть, у́же чистой малой терции на 12 биений.

–12

8

Малая СЕКСТА. В резонанс входят 8-ой обертон нижнего звука и 5-ый верхнего звука (1760 и 1746 Гц). То есть, у́же чистой малой сексты на 14 биений.

–14

9

ТРИТОН. В интервале происходит наложение биений +16 и –38. Подсчёт количества биений на слух затруднён.

+16
–38

10

Большая СЕПТИМА. Наложение обертоновых биений –25 и –50. Подсчёт биений на слух затруднён.

–25
–50

11

Малая СЕПТИМА. Наложение обертоновых биений +28 и –48. Подсчёт биений на слух затруднён.

+28
–48

12

Большая СЕКУНДА. Наложение обертоновых биений +27 и +54. Подсчёт биений на слух затруднён.

+27
+54

13

Малая СЕКУНДА. Наложение обертоновых биений +13 на +26 и на +39. Подсчет количества биений на слух затруднён.

+13
+26
+39

* Таблица составлена в 1995 году

Ознакомившись с обертоновой характеристикой интервалов (см. таблицу 1), выбор метода настройки фортепиано может быть самым различным в зависимости от способностей в прослушивании биений конкретным человеком.

  1. Самый лёгкий способ настройки (грубая настройка) может быть выполнен почти любым музыкантом. Необходимо по камертону настроить звук ЛЯ 1-ой октавы (440 Гц), от него вниз звук ЛЯ малой октавы (220 Гц). Теперь в пределах полученной октавы (зона темперации) любыми ходами вверх-вниз чистыми квинтами, суженными на 1 биение в секунду (усредненное число биений для всех квинт) и чистыми квартами, расширенными на 1,5 биения (усредненное число биений для всех кварт), настраиваем все хроматические звуки зоны темперации. Далее октавными ходами настраиваем весь диапазон звуков фортепиано.
  2. Значительно лучший результат дает настройка по большим, терциям (расширенными от чистой терции на 8,5-14 биений) и большим секстам (расширенными на 10-13 биений). Необходимо помнить, что количество обертоновых биений, в любых интервалах, постепенно пройдя октаву вверх, увеличивается ровно в два раза.
  3. Настройка наивысшего качества (с точностью до 1/200 доли от тона) выполняется по малым терциям, суженным на 12-23 биения и суженным на 14-23 биения малым секстам. Такую настройку может выполнить только настройщик высшей квалификации с уникальным слухом, знанием теории музыкального строя и большим опытом работы.

Обертоновые биения очень быстро расстраиваются и поэтому фортепиано необходимо настраивать через каждые 2-3 месяца. В филармонических и концертных залах фортепиано настраивается перед каждым концертом. Проверка настроенного инструмента производится по составным интервалам, квинтдецимами, а также большими и малыми децимами, имеющими обертоновые характеристики больших и малых терций.

Минорные тональности в квинтовом круге. Каков их принцип построения?

Итак, мы рассмотрели 12 основных ключей. У каждого из них есть родственники несовершеннолетних. Вы можете увидеть это в круге пятых, показанном на изображении выше. Относительная тональность минорной тональности основана на тех же звуках, что и мажорная тональность. Но начнем с другой ноты. Например, связанные ключи без случайностей до мажор и ля минор основаны на простых звуках. В C-dur C, E и G — стабильные звуки. Они составляют главную тоническую триаду.

Интервал между корнем и третьим — большая треть. На первом шаге ноты A звуки A, C и E образуют устойчивое трезвучие. Интервал между первой и третьей ступенью — 1,5 тона (малая треть). Это делает минорную тональность минорной тональностью. Минор и до мажор параллельны: корень первого — второстепенная треть вниз от корня второго. Важная их особенность — такое же количество отметин выветривания. Например, соль минор и си-бемоль мажор содержат две квартиры в тональности, а ми минор и соль мажор — одну диез. В параллельных тональностях используется одна и та же гамма, поэтому мелодию, играющую в мажорной гамме, можно легко превратить в минор и наоборот. Этот прием часто используется в русских народных песнях (см. «А мы пшено посеяли»). Итак, если мы понизим корневые ключи всех основных ключей на малую треть, мы получим пятый второстепенный круг. На рисунке показаны случайности, обнаруженные в каждом остром и плоском малом ключе.

Еще один способ определения ТПР

Например, как обычно, возьмем гамму без случайностей — до мажор и запомним тональности, имеющие с ней первую степень родства:

  • Минор
  • Фа мажор
  • Фа минор
  • Ре минор
  • Соль мажор
  • Ми минор

Возьмем их тоники и выровняем по принципу возрастания степеней:

Теперь вспомним, как выглядит гамма до мажор:

Как видите, тоники ключей первой степени родства находятся на шкале оригинального ключа. Из каждой из этих нот мы можем построить триаду (с учетом признаков изменения или их отсутствия). У нас получится 6 триад, которые также помогут определить первую степень родства. Тоника трезвучия укажет название оттенка, а цвет трезвучия (мажорный или минорный) укажет режим тона. В до мажоре вы получите следующие трезвучия:

Минор:

Вы уже заметили, что в тональности до мажор и ля минор мы не использовали трезвучие из ноты C. Это трезвучие уменьшено и не имеет мажорной или минорной окраски. В результате не используются и си-мажорные / си-минорные ключи.

Далее следует следующий паттерн:

Триада VII степени не участвует в мажорных тональностях; в минорной тональности — трезвучие II степени. Значит, тональность этих отрывков тоже не участвует

Диезные тональности

Точка отсчета для мажорных тональностей – тональность C-dur в верхней точке круга. Двигаясь по часовой стрелке от неё, мы увидим цепочку мажорных диезных тональностей, обозначенных заглавными латинскими буквами (C – G – D – A – E – B – F# — C#). Напомню, что нота «СИ» обозначается по-разному: в классической гармонии латинской буквой «H», а в американской — буквой «B». На рисунке ниже вы можете увидеть, как расположены тоники этих тональностей на клавиатуре пианино:

Интервал, который разделяет две ближайшие тоники называется квинтой. Потому круг и получил название «Квинотвый».

Как мы уже сказали, точка отсчета – тональность C-dur, в которой отсутствуют знаки альтерации. Теперь от ноты C построим квинту – получим ноту G. Эта нота будет тоникой нашей новой тональности G-dur, в которой появится 1 знак – фа#. От ноты G строим квинту и находим следующую тонику – ноту D. Тональность D-dur имеет 2 диеза — фа# и до#.

Таким образом, каждая новая квинта будет открывать новую диезную тональность, в которой на 1 диез больше, чем в предыдущей. Так будет продолжаться пока количество диезов не достигнет 7.

Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты До: Соль мажор (1 диез) => Ре мажор (2 диеза) => Ля мажор (3 диеза) => Ми мажор (4 диеза) => Си мажор (5 диезов) => Фа-диез мажор (6 диезов) => До-диез мажор (7 диезов). Дальше цепочка не может продолжаться, потому что все ступени уже повышены.

Пока понятно33Совсем запутался22

Для минорных тональностей ориентиром будет тональность a–moll, которая также находится в верхней точке круга. По часовой стрелке от нее расположена цепочка параллельных минорных тональностей. Минорные тональности принято записывать маленькими латинскими буквами (a – e – h – f# — с# — g# — d# — a#).

В параллельных тональностях всегда одинаковое количество знаков альтерации. Чтобы определить количество знаков в любой минорной тональности, достаточно знать сколько знаков у параллельного мажора.

А сейчас, давайте воспользуемся квинтовым кругом и определим сколько знаков в минорных тональностях. За точку отсчета берем тональность a–moll и прибавляем квинту. Получаем ноту e, которая служит тоникой в тональности e–moll (1 диез). Дальше строим квинту от ноты e, получаем тональность h-moll (2 диеза) и так дальше, пока не окажемся в тональности a#-moll, в которой все 7 нот будут повышены.

Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты Ля: Ми минор (1 диез) => Си минор (2 диеза) => Фа# минор (3 диеза) => До# минор (4 диеза) => Соль# минор (5 диезов) => Ре# минор (6 диезов) => Ля# минор (7 диезов).

Тональности с бемолями при ключе

В этой картинке идем против часовой стрелки.

С каждой построенной вниз квинтой прибавляется один бемоль.

От до вниз квинту – получаем ноту фа. В тональности фа мажор один бемоль. Какой? Смотрим порядок бемолей. Видим, что это си бемоль.

От фа строим вниз еще одну квинту и получаем ноту си бемоль. В тональности си b мажор уже два бемоля – си и ми.

От си b строим очередную квинту и попадаем на ноту ми b. И в ми b мажоре уже 3 бемоля – си, ми, ля. И так далее.

Если вы поймете этот принцип, то определить количество знаков в любой тональности не составит труда. Теперь понятно почему “квинтовый”? Потому что он строится по квинтам. А почему круг? Посмотрите внимательно на картинки выше – начинаем с тональностей до мажор, а заканчиваем до# мажор или доb мажор – не совсем, конечно круг, но все-таки. То же самое и с минорными тональностями – начинается от ля, а заканчивает ля# или ляb минором.

Для удобства восприятия я разделила тональности и отдельно показала диезные и бемольные. В учебниках теории квинтовый круг тональностей представлен в виде такой картинки.

А напоследок предлагаю вам послушать вальс До# минор Фредерика Шопена. Очень известное произведение, красивое, полетное и в великолепном исполнении Александра Малкуса.

Тональность. Квинтовый круг тональностей.

Тональность
– это высотное положение лада. Понятие тональности состоит из двух элементов: названия тоники и вида лада. Мажорные лады темперированного строя образуют между собой определенную систему тональностей, связанных между собой общими тетрахордами. Если верхний тетрахорд данного мажорного лада принять за нижний тетрахорд другого лада и построить на расстоянии тона от его верхнего звука аналогичный тетрахорд – получится звукоряд новой мажорной тональности. Эта тональность отличается от предыдущей на один ключевой знак, и ее тоника лежит квинтой выше. Если продолжить приравнивание тетрахордов, то выстроится ряд тональностей, который называется квинтовым. Аналогичный ряд тональностей можно выстроить и увеличивая количество бемолей.

Квинтовым кругом
называется расположение мажорных тональностей в порядке прибавления ключевых знаков: диезов – вверх по чистым квинтам, а бемолей – вниз по чистым квинтам.

В мажоре последний диез появляется на VII ступени, а последний бемоль – на IV ступени. Порядок появления диезов: фа-до-соль-ре-ля-ми-си, а бемолей – в обратную сторону: си-ми-ля-ре-соль-до-фа. Минорные тональности, как и мажорные, могут быть расположены по порядку в зависимости от количества ключевых знаков. При этом новый диез появляется на II ступени, а новый бемоль – на VI ступени.

Параллельные тональности
– это мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоники этих тональностей находятся на расстоянии малой терции, в которой верхний звук – тоника мажорной тональности. Например, до мажор и ля минор.

Одноименные тональности
– это мажорная и минорная тональности с общей тоникой. Например, до мажор и до минор.

Однотерцовые тональности
– это мажорная и минорная тональности с общим терцовым тоном, то есть третьей ступенью. Минорная тональность в такой паре всегда на полтона выше мажорной. Например, до мажор и до-диез минор.

Энгармонически равные тональности
– это две мажорных или две минорных тональности, имеющие общий звукоряд, который записывается по-разному. Сумма знаков в таких тональностях равна 12. Любая тональность может быть заменена энгармонически, но практически применяются шесть пар таких тональностей (с пятью, шестью и семью ключевыми знаками).

Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о у нас уже была

Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в .
Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.

По наличию ключевых знаков тональности можно разделить на три группы: без знаков, с диезами при ключе, с бемолями при ключе. Не бывает в музыке такого, что знаками в одной тональности будут и диезы и бемоли одновременно.

А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.

Знаки альтерации внутри ключей

Второе, на что стоит обратить внимание, — это следы выветривания — острые и плоские. Как вы помните, каждый ключ — это набор нот, расположенных по определенному принципу

Вы можете понять конструкцию ключа, изучив структуру гаммы на гитаре. В зависимости от того, является ли это минорной или мажорной тональностью, в дополнение к тоникам меняется их порядок. Следовательно, в ключе могут быть как целые, так и половинные ноты, которые обозначаются острыми и плоскими знаками. Это означает, что, зная, сколько незавершенных нот в ключе, мы можем определить, что это за ключ. И наоборот, зная название ключа, мы можем точно сказать, сколько в нем признаков изменения.

Четверть пятая части круга ключей позволяет очень легко запомнить и рассчитать, сколько диезов или бемолей содержится в конкретном ключе, что нам нужно. Это можно очень легко запомнить, записав, сколько раз вы считаете четвертый или пятый, прежде чем дойдете до нужной тональности. Так, в до мажоре все ноты заполнены, а в соль мажоре только один знак аварии. По аналогии с этим считаются ля минор, ми минор и так далее.

Итак, мы знаем количество острых или плоских предметов. Но как мы узнаем, что это за ноты? Здесь необходимо запомнить порядок их появления в каждой из клавиш. Похоже на то:

FCGDAEB — считать острые предметы.

BEADCGF — посчитать квартиры.

То есть в тональности соль мажор есть только одна неполная нота — F #. В ре мажоре их два, F # и C # и так далее.

Здесь есть очень тонкий момент — это ноты E и B. Дело в том, что они не могут быть неполными — в них просто нет диезов и бемолей. Таким образом, предполагается, что вместо этих нот вы будете играть соответственно F и C, однако на нотной записи все еще есть знаки аварии, чтобы уточнить, в какой тональности вы находитесь.

Вернитесь в свой круг, который вы создали. Теперь, двигаясь по часовой стрелке, поместите количество диезов на каждую из клавиш, пока не дойдете до C # -maj или A # -min. Если вы все сделали правильно, то у этих ключей семь случайностей.

Теперь начните двигаться против часовой стрелки, регулируя лыски на тональность B-maj или G # -min. В них семь квартир под ключ.

Обратите внимание, что приведенный выше пример C # -maj содержит пять бемолей и семь диезов, что кажется довольно странным. Причина этого кроется в так называемой ангармонии, когда два одинаковых звука можно записать по-разному

До-диез мажор на круге ключа выравнивается при движении по часовой стрелке, то есть на октаву. Если вы строите круг вниз, то есть против часовой стрелки, вместо до-диез мажор напишите ре-бемоль мажор. Но ведь на самом деле это один и тот же ключ, с одинаковыми нотами, просто они написаны по-разному. Это ангармония.

Другой классический пример — упомянутый выше до-диез, который, по сути, совпадает со звуком до C. Поэтому принято, что при значительном увеличении количества диезов или бемолей на ключе для оформления используются ангармонические аналоги ключей. Он исходит из академической теории музыки, и для вашего удобства вы можете просто запомнить круговую диаграмму.

Немного теории

В действительности, вся система кругового кварто-квинтового устройства представляет собой спираль. Более того, она ни в одном месте не соединяется, а увеличивается до бесконечности. Но на практике данная тенденция считается неуместной, ведь вся тональность распределяется на восемь или девять шагов. Начало берет «до»-мажор, который потом уже не используется. Причем если взять тональность с меньшим показателем, то все равно гамма будет полностью совпадать.

До большего количества спираль развивать никто не станет, ведь тональность, например, с тринадцатью символами, даже трудно произносить. Появляются такие понятия, как «соль-дубль-диез» и так далее.

Мажорный квинтовый круг с бемолями

Бемольные мажорные тональности стоятся, в отличие от диезных, наоборот, по чистым квартам вниз. За исходную точку берется тоника до-мажора, так как C-dur не имеет знаков альтерации. Отсчитывая пять ступеней вниз, получаем тонику второй после нее тональности — фа-мажор. В бемольных тональностях знаки альтерации возникают не на шестой, а на четвертой ступени лада, то есть на субдоминанте. В фа-мажоре это си-бемоль. Пройдя весь квинтовый круг, получим следующие мажорные бемольные тональности: При этом последняя имеет целых семь бемолей. Далее круг энгармонически замыкается. Конечно, после этого по спирали появляются и другие тональности — с дубль-бемолями, но они используются достаточно редко в силу их сложности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: