Решение
Истинный выход из ситуации – коррекционные занятия для развития концентрации внимания, памяти, сенсорного и зрительного восприятия.
Если у ребенка нет концентрации, родители задаются вопросом: «Что делать?». Установить режим для своего чада. Подъем, отбой, дневной и ночной сон должен начинаться всегда в одно и то же время. Жизнь крохи заключить в четкие рамки жесткого графика. Это необходимо для того, чтобы малыш постепенно научился прогнозировать свои действия. Например, после ночного сна, он сам пойдет в ванную комнату для выполнения водных процедур.
Первое, чему необходимо научиться – соблюдать обязательные ритуалы. После прогулки на улице обязательно мойте руки, а перед сном читайте книгу, рассказывайте сказку. Так малыш сможет переключиться и настроиться на привычный вид деятельности, который следует за ритуалом.
Второе, приучайте к однозадачности, о которой я говорила выше. Пример — если кушаете, то делайте это в определенном месте без сторонних развлечений (мультики, музыка и т.п.).
Третье, прогулки в лесу, в парке, в тихом месте для очистки оперативной памяти.
Родственные тональности
Родственные тональности — тональности, имеющие наибольшее число общих звуков.К ним относятся следующие1:
- Параллельная тональность.
- Доминантовая тональность.
- Тональность, параллельная к доминанте.
- Субдоминантовая тональность.
- Тональность, параллельная к субдоминанте.
Родственные тональности к ДО мажору:
ЛЯ минор СОЛЬ мажор МИ минор ФА мажор РЕ минор
Родственные тональности к ЛЯ минору:
ДО мажор МИ минор СОЛЬ мажор РЕ минор ФА мажор
1 Кроме перечисленных тональностей диатонического родства, к числу родственных тональностей относятся также: в мажоре тональность минорной (гармонической) субдоминанты, в миноре тональность мажорной (гармонической) доминанты.
Другие виды интервалов в музыке
Выше вы узнали, что основные виды интервалов в музыке делятся на простые и составные. Но есть дополнительные типы, о которых стоит упомянуть ниже.
Большие и малые интервалы
Интервалы могут быть большими «б» и малыми «м». Таким образом, расстояние между До и Ре ♭ — малая секунда (м2). А между До и Ре натуральной — большая секунда (б 2).
Между До и Ми ♭ будет интервал в малую терцию (м 3). До и Ми натуральное образуют большую терцию (б 3). Интервал в кварту является чистым (ч 4).
Но если поднимем верхнюю ноту кварты на полутон, то получим увеличенную кварту (ув). Она называется тритоном. Потому что между нотами До и Соль бемоль три тона.
Далее добираемся до пятой ступени, образуя чистую квинту (ч 5). Затем идет малая секста (м 6). А До и Ля натуральные образуют большую сексту (б 6).
После идет малая (м 7) и большая септима (б 7). Затем чистая октава (ч 8).
Давайте вернемся к прошлой схеме (картинке) «Главные музыкальные интервалы». Посмотрим, какие у нас были интервалы в диатонической гамме.
В гамме До мажор мы имеем большую секунду. На рисунке обозначено, как Second. Затем идет большая терция, чистая кварта и чистая квинта. Далее большая секста, большая септима и чистая октава.
То есть все другие интервалы не участвуют в формировании диатонической гаммы. Но здесь их можно встретить если отчитывать не от ноты До, а от других ступеней.
Например, можно найти малую секунду (м 2) между седьмой ступенью и восьмой. Между ними полутон, но две ступени.
Малая терция (м 3) между третьей ступенью и пятой. То есть между Ми и Соль.
Малая терция
Большую терцию (б 3) мы можем найти между первой и третьей ступенью.
Большая терция
А между третьей ступенью и восьмой у нас малая секста (м 6). То есть между Ми и До.
Малая секста
В итоге, гамма содержит в себе все возможные интервалы. Но если будем добавлять полутона по ступенькам последовательно, то получим то, как на картинке «Главные музыкальные интервалы»
Чистые интервалы
Чистые интервалы при исполнении звучат слитно (мягко). При обращении они тоже образуют чистые интервалы. Поэтому их еще называют консонирующими.
Слитность звучания обусловлена тем, что гармоники двух нот тесно связаны друг с другом.
В диатонической гамме все кварты, квинты, примы и октавы являются чистыми.
Увеличенные и уменьшенные интервалы
Слова уменьшенный или увеличенный могут прибавляться к названию интервала. Они означают его расширение или сужение на хроматический полутон.
Если интервал большой и малый, но не чистый, тогда уменьшается малый, а увеличивается большой. Например, увеличенная секунда составляет 1,5 тона, а уменьшенная ноль тонов.
Возможны также дважды увеличенные и уменьшенные интервалы.
Например, нужно построить дважды увеличенную кварту. В таком случае, от основания До отсчитываем 3 ступени и получаем вершину Фа.
Дважды увеличенная кварта составляет 3,5 тона. А интервал До — Фа 2,5 тона. Тогда вершиной дважды увеличенной кварты будет Фа дубль диез.
Ниже показаны видоизмененные интервалы.
Если возьмем чистую квинту и сузим ее на полутон, то получим уменьшенную квинту (ум.5). Увеличивая на полутон чистую кварту, получаем увеличенную кварту (ув.4).
Эти две ноты одинаковые. Поэтому их еще называют энгармоническими. Потому что Соль бимоль и Фа диез, это одна и та же высота.
Увеличивая квинту, получаем увеличенную квинту (ув.5). Понижая шестую ступень, получаем уменьшенную сексту (ув.6). Но чаще всего такой интервал мы называем увеличенной квинтой.
А дальше идет пример пониженной второй ступени. Теоретически, мы получаем уменьшенную секунду (ум.2). Но на практике, применяем название малая секунда (м.2).
Тоже самое и с терцией.
Понятие уменьшенная терция на практике не применяется. Такая комбинация тонов обычно называется малой терцией (м.3).
В общем, если в чистый интервал добавлен полутон, то он становится увеличенным. А если из чистого расстояния вычли полутон, то такой интервал становится уменьшенным.
Четыре вида трезвучий
Всего разделяют четыре типа трезвучий, каждый из которых выстраивается по определенным правилам. В основе каждого из аккордов лежит терция, над которой надстраивается еще одна. Именно первая придает трезвучию характерный звук и настроение, а вторая дополняет и усиливает его. Добавляя к трезвучию дополнительные ступени, вы будете получать более широкие аккорды, которые меняют свои краски и задают немного иной тон настроения.
Мажорные
Мажорное трезвучие соответствует мажорным аккордам, и выстраивается по схеме «Тоника – большая терция – малая терция». По характеру трезвучие получается возвышенным, торжественным, стремящимся вверх. На письме они обозначаются буквой тоники, от которых были взяты.
Минорные
Соответствуют минорным аккордам. Минорные трезвучия выстраиваются как «Тоника – малая терция – большая терция». Характер – мягкое, тревожное, драматичное звучание. В буквенном обозначении к тонике добавляется m, например, Am – Ля минор. а
Увеличенные
Как можно понять из названия, увеличенные трезвучия содержат в себе две большие терции, построенные друг за другом
По своему звуку это диссонанс, имеющий напряженное, неустойчивое звучание, привлекающее внимание. На письме обозначается припиской aug
Уменьшенные
Обратные увеличенным, этот вид трезвучий содержит две малые терции. Это точно так же диссонирующий аккорд, который имеет менее напряженное, но более минорное звучание. На письме такие трезвучия обозначаются припиской dim (подробнее в статье про dim аккорды).
Как развивать гибкие навыки
Спортивные, настольные, интеллектуальные игры
Квесты. Учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения.
Спортивное ориентирование. Тренирует умение быстро думать, принимать решения, руководить и подчиняться, помогать другим членам команды, чувствовать и правильно определять время.
Настольные игры. Для развития гибких навыков подойдут не все настольные игры, а лишь те, которые требуют постоянного взаимодействия с другими игроками, умения распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков: «Манчкин», «Мафия», «Монополия».
Спортивные игры. Эстафеты, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) тренируют лидерские качества, дисциплинированность, умение воспринимать критику и достойно принимать поражения.
Проектная работа в школе
Во время выполнения школьных проектов развиваются умения распределять роли, руководить и подчиняться, обсуждать тему, приводить аргументы, анализировать информацию и делать выводы, тренируются навыки планирования и выступления на публике.
Внеурочная деятельность в школе
Для развития гибких навыков полезно принимать участие в подготовке праздников, выступлений, конкурсов, викторин. Драматический кружок или школьный КВН научат находить общий язык с разными людьми и уверенно держаться на сцене. Выпуск школьной стенгазеты научит понимать людей и их потребности, работать с информацией, предлагать разные варианты решения проблем. Чем разнообразнее внеурочная деятельность, тем больше гибких навыков можно приобрести.
Образовательные лагеря
Образовательный лагерь — одна из новых современных форм обучения, позволяющая одновременно тренировать и жёсткие, и гибкие навыки. В любом образовательном лагере обязательно есть два направления:
- Обучение навыкам в той профессиональной сфере, которой посвящён лагерь: физике, математике, программированию, графическому дизайну, журналистике. Оно проходит в форме уроков, лекций, семинаров и практикумов, на которых педагоги делятся своими профессиональными секретами.
- Тренировка навыков общения и командной работы. Для этого в образовательном лагере устраиваются специальные тренинги, викторины, турниры по настольным играм, спортивные соревнования.
Курсы и тренинги
Многим гибким навыкам можно научиться на специальных тренингах или курсах, проходящих очно и онлайн. Курсы в интернете подойдут для обучения тайм-менеджменту и креативности, а вот коммуникативным и командным навыкам лучше обучаться очно. Существуют специальные курсы для подростков, развивающие навыки общения и совместной деятельности. Полезны для развития гибких навыков и тренинги по профориентации и самоопределению — они помогут определить сильные и слабые качества и понять, какие гибкие навыки уже освоены на достаточном уровне, а какие необходимо развивать.
Упражнения для детей
В этом разделе мы подобрали ТОП-5 упражнений для увеличения скорости чтения у детей. В отличие от просмотра текста по диагонали и других «взрослых» методик они подойдут даже для ребенка, который только-только научился читать. В данном случае наша цель — увеличить не столько скорость, сколько продуктивность чтения и способность сосредотачиваться на задаче.
Популярные упражнения:
1. «Следи за строкой»
Во время чтения ребенок должен вести пальцем или карандашом вдоль каждой строчки, отслеживая свой взгляд. Это помогает устранить возвратные движения глаз, не перескакивать со строки на строку и не возвращаться назад.
2. «Пройди лабиринт»
Дети любят решать головоломки, в которых нужно найти выход из запутанного лабиринта. Предложите ребенку пройти очередной такой лабиринт, отслеживая путь только глазами — без помощи рук. Это упражнение тренирует способность не отвлекаться от задачи, концентрируясь на ней длительное время.
3. Техника «Сбор урожая»
Эта методика скорочтения для детей была предложена Павлом Палагиным. Она помогает усвоить прочитанный материал и перевести его из оперативной памяти в долговременную. Суть техники: ребенок после прочтения каждого смыслового блока должен сделать паузу, отвернутся от текста и представить его в виде образов или схем. После этого он кратко рассказывает о прочитанном в 1-2 предложениях и продолжает дальше.
4. «Непослушная книжка»
В этом упражнении нужно читать тексты, которые находятся с разных сторон от читателя. Ребенку можно объяснить, что книжки тоже иногда шалят и не хотят лежать спокойно. Подобные методики часто используются в обучении скорочтению онлайн, но они также удобны и для домашнего использования.
5. «Отыщи слово»
Это одно из самых простых упражнений на внимательность и умение вычленять из текста нужную информацию. Ребенку нужно предложить игру: отыскать на странице книги определенное слово и посчитать, сколько раз оно упоминается.
Какие навыки относят к Soft skills
Какие же конкретные навыки можно отнести к Soft skills? Условно их можно разделить на пять групп:
- коммуникативные;
- социальные;
- self-менеджмент (самоуправление);
- развивающие мышление;
- управленческие.
Чтобы было проще разобраться, к какой группе какие «гибкие» навыки относятся, мы разместили их в таблице:
Коммуникативные | Социальные | Self-менеджмент (самоуправление) | Развивающие мышление | Управленческие |
Коммуникабельность | Клиентоориентированность | Целеполагание | Эмоциональный интеллект | Управление проектами |
Самопрезентация | Гибко менять роли | Тайм-менеджмент | Критическое мышление | Менторинг (наставничество) |
Деловая переписка | Нетворкинг | Умение непрерывно обучаться | Креативное мышление | Бережливое производство (Lean-менеджмент) |
Ведение переговоров | Управление позиционированием | Принятие решений | Системное мышление | Анализирование |
Умение слушать и слышать | Работать в команде | Решение проблем | Экологическое мышление | Прогнозирование |
Сильные тексты | Управление конфликтами | Стресс-менеджмент | Проактивное мышление | Модернизация систем |
Ненасильственное общение | Саморефлексия | Когнитивная гибкость | Делегирование задач | |
Адаптивность к изменениям | ||||
Самомотивация | ||||
Управление ресурсами |
Пять видов слушания
Система дополнительного образования хороша тем, что дети оказываются в новом окружении и новых условиях для общения. При обучении подростков акцент делается на профориентацию, а значит полученные навыки, в том числе и навык слушать, будут полезны на протяжении всей жизни. Ведь согласитесь, любое обучение готовит детей к будущей профессиональной деятельности.
Поэтому предлагаю рассматривать навык слушания с позиции сотрудника — молодого человека, который начинает свою профессиональную карьеру.
Кого необходимо уметь слушать: команду, аудиторию, заказчика, себя, сам продукт, над которым работаете.
Команда
Чаще всего мы работаем в коллективе и решения принимаем совместно. Если подросток научился внимательно слушать свою команду и по-настоящему и общаться с ней, команда будет работать как единое целое.
Аудитория
Это те люди, которые будут пользоваться продуктом. Использование продукта (услуги) делает людей счастливыми. И единственный способ узнать, делает ли результат вашей работы людей счастливыми — слушать их очень внимательно.
Как развивать музыкальный слух игрой на музыкальном инструменте
Очень полезно закрепить свои наблюдения практически. Например, попытаться подобрать услышанную мелодию по памяти на музыкальном инструменте или имитаторе. Это, кстати, полезное для развития интервального слуха действо. Даже если вы не сориентируетесь, с какой ноты стартовала мелодия, вам достаточно вспомнить ходы мелодии вверх-вниз и понять разницу (интервал) между соседними звуками.
Верно и обратное: люди с развитым интервальным слухом быстрее и точнее подбирают мелодии на слух. Даже если оригинальные ноты изначально не угаданы, подобранную мелодическую линию остается лишь транспонировать в нужную тональность, оригинальную или удобную для вашего исполнения.
В целом, если работа над музыкальным слухом для вас актуальна, никогда не спешите сразу искать аккорды к понравившейся песне. Сначала попробуйте подобрать ее самостоятельно, хотя бы основную мелодическую линию. А потом сверьте свои догадки с предложенным подбором. Если ваш подбор не совпадет с найденным в Интернете, это не означает, что вы подобрали не верно. Возможно, кто-то выложил свой вариант в удобной для себя тональности.
Чтобы понять, насколько верно вы подобрали, смотрите не на аккорды как таковые, а на интервалы между тониками аккордов. Если это пока трудно, найдите понравившуюся песню на сайте mychords.net и «подвигайте» тональности вверх-вниз. Если вы подобрали мелодию верно, одна из тональностей покажет вам те аккорды, которые услышали вы. Сайт содержит массу песен, старых и новых, и имеет простую навигацию:
Когда вы зайдете на страничку с нужной композицией, вы сразу увидите окошко «Тональность» со стрелочками вправо (на повышение) и влево (на понижение):
Для примера рассмотрим песню с простыми аккордами. Допустим, композицию «Камень» группы «Ночные Снайперы», вышедшую в 2020 году. Так, нам предлагается сыграть ее на следующих аккордах:
- «Ре-минор».
- «Ми-мажор».
- «Ля-минор».
- «Фа-мажор».
Если же мы поднимем тональность на 2 полутона, увидим аккорды:
- «Ми-минор».
- «Фа-диез мажор».
- «Си-минор».
- «Соль-мажор».
Таким образом, для транспонирования тональности нужно сдвинуть тонику каждого аккорда на нужное количество полутонов. Например, повысить на 2, как в представленном примере. Если вы перепроверите разработчиков сайта и прибавите по 2 полутона к каждому исходному аккорду, то увидите, как это работает:
- «Ре-минор» + 2 полутона = «Ми-минор».
- «Ми-мажор» + 2 полутона = «Фа-диез мажор».
- «Ля-минор» + 2 полутона = «Си-минор».
- «Фа-мажор» + 2 полутона = «Соль-мажор».
На клавиатуре фортепиано вы просто переносите аппликатуру аккорда вправо или влево на нужное количество клавиш, учитывая белые и черные. На гитаре при повышении тональности можно просто повесить каподастр: плюс 1 полутон – на первом ладу, плюс 2 полутона – на втором ладу и т.д.
Ввиду того, что ноты повторяются через каждые 12 полутонов (октаву), при понижении для наглядности можно использовать тот же принцип. Получается следующее:
- Минус 1 = плюс 11.
- Минус 2 = плюс 10.
- Минус 3 = плюс 9.
- Минус 4 = плюс 8.
- Минус 5 = плюс 7.
- Минус 6 = плюс 6.
Обратите внимание, что при повышении и при понижении на 6 полутонов мы приходим в одну и ту же ноту. Вы это легко услышите, даже если ваш музыкальный слух пока не совсем развит
Далее вам останется лишь выбрать удобную аппликатуру аккорда на гитаре. Разумеется, что с каподастром на 10-11 ладу играть неудобно, поэтому такое движение по грифу рекомендовано исключительно для наглядного понимания принципа транспонирования тональностей. Если вы поймете и услышите, какой аккорд вам нужен в новой тональности, вы запросто подберете удобную аппликатуру в любой библиотеке аккордов.
Так, для уже упоминавшегося аккорда «фа-мажор» есть 23 варианта, как его можно взять на гитаре . А для «соль-мажора» и вовсе предлагается 42 аппликатуры . К слову, если вы просто поиграете их все, это тоже будет способствовать развитию вашего музыкального слуха. Если данный раздел урока вам не вполне понятен, вернитесь к нему еще раз после того как пройдете урок 6, посвященный игре на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре. А пока продолжим работу над музыкальным слухом.
Как развивать музыкальный слух с помощью специального софта
Помимо традиционных методов развития музыкального слуха, сегодня можно прибегнуть к помощи специальных программ. Расскажем о нескольких наиболее интересных и эффективных.
Абсолютный слух
Это, во-первых, приложение «Абсолютный Слух – Тренировка Слуха и Ритма». Там представлены специальные упражнения на музыкальный слух, а перед ними – краткий экскурс в теорию на случай, если вы что-то забыли. Вот основные разделы приложения:
Результаты оцениваются по 10-балльной системе, их результаты можно сохранить и затем сравнивать с последующими результатами, которые вы будете показывать по мере работы над своим музыкальным слухом.
Слух абсолютный
«Слух абсолютный» – это не то же самое, что «Абсолютный слух». Это совершенно разные приложения, и «Слух абсолютный» позволяет выбрать даже музыкальный инструмент, под который вы хотели бы тренироваться:
Очень подходит и тем, кто уже определился со своим музыкальным будущим, и тем, кто хотел бы попробовать звучание разных инструментов, и только потом выбрать что-то по душе.
Functional Ear Trainer
Во-вторых, есть приложение Functional Ear Trainer, где вам предложат натренировать музыкальный слух по методу композитора, музыканта и программиста Алена Бенбассата (англ. Alain Benbassat). Он, будучи композитором и музыкантом, совершенно искренне не видит ничего страшного, если кому-то с трудом дается запоминание нот. Приложение позволяет просто угадывать и нажимать кнопку с тем звуком, который вы только что услышали. Вы можете почитать о методе, выбрать базовую тренировку или мелодический диктант:
Другими словами, тут предлагается сначала научиться слышать разницу между нотами, а уже потом запоминать их названия.
Главные трезвучия лада — построение
В мажорных тональностях
ИНТЕРЕСНО: Построить трезвучие очень просто
Обратите внимание, что если нижний звук трезвучия (он называется основной или прима) располагается на линейке, то и остальные два звука (терцовый и квинтовый) — тоже располагаются на линейках. Если же нижний звук трезвучия располагается между линейками, то и остальные звуки находятся между линейками
В любой заданной тональности стройте T53- на I ступени, S53 — на IV ступени, D53 — на V ступени.
В минорных тональностях
ИНТЕРЕСНО: Почему в миноре t53 и s53 звучат минорно, а D53 звучит мажорно?Потому что D53 в миноре используется в гармоническом виде. В гармоническом миноре повышается VII ступень, что придает остроту тяготения VII ступени в I. В классической музыке наиболее распространен гармонический вид минора, а не натуральный. И так как повышенная VII ступень входит в состав доминантового трезвучия, в миноре всегда используется мажорное D53, если в задаче специально не оговаривается, что d53 должно быть минорным.
В любой заданной минорной тональности стройте t53 — на I ступени, s53 — на IV ступени, D53 — на V ступени.ВАЖНО: D53 на V ступени строится в ГАРМОНИЧЕСКОМ виде минора, поэтому всегда имеет повышенную VII ступень. Поэтому в гармоническом миноре t53 и s53 звучат минорно и обозначаются малыми буквами t и s, а D53 звучит мажорно (из-за повышения VII ступени) и обозначается большой буквой D
Поэтому в гармоническом миноре t53 и s53 звучат минорно и обозначаются малыми буквами t и s, а D53 звучит мажорно (из-за повышения VII ступени) и обозначается большой буквой D.
Рабочие тетради с готовыми домашними заданиями вы можете скачать на этой странице.
Профилактика
- Создайте малышу свободное пространство, необходимое для того, чтобы полностью сосредоточиться на одном деле.
- Не нужно таскать ребенка из одного кружка в другой, даже если предложения кажутся вам очень интересными.
- Не следует недооценивать время, необходимое ребенку для переработки своих впечатлений. Поведение детей при этом бывает очень разным: некоторые проговаривают ситуации, другие обдумывают их про себя, так что кажется, будто они целый день только тем и занимаются, что мечтают.
- У детей свое отношение ко времени. Если вы будете учитывать это при планировании своего дня, вы поможете ребенку избежать стрессовых ситуаций.
- Не прерывайте то занятие, в которое погрузился ребенок. Предупредите его о необходимости смены занятия заранее, чтобы он мог свыкнуться с этой мыслью.
Классификация по количеству звуков
Аккорды различаются по количеству звуков, основная строка звука состоит из 7 звуков, она начинается с «до», заканчивается «да».
Эти ноты относятся к первой октаве. В последующих октавах они будут иметь похожие имена. Также внизу расположены звуки, расположенные до начальной октавы.
«До» — своеобразная основа для этого диапазона. Теория музыки называет это первой степенью гармонии.
Что называется ладом? Это звуковая аранжировка, выбранная в октаве, которая служит особым взаимодействием между ними.
Каждому звуку гаммы присваивается определенный шаг (номер), выраженный римскими цифрами. Обычно октава заканчивается номером шага на 1 октаву выше, иногда обозначаемым как VIII.
Чтобы играть аккорды на фортепиано, вам нужно удерживать несколько нот одновременно или по одной.
Аппликатура очень много значит, важно уметь правильно держать пальцы. Учтите рекомендации:
- Держите пальцы расслабленными, в естественном положении, свободными.
- При игре на пианино действует сила рук, а не сила пальцев.
- Не перенапрягайте руки, плечи.
- Для триады используйте один и тот же большой, средний и мизинец левой руки параллельно.
- Аккорда имеет характерное мерное время.
Совершенствуйте технику игры на музыкальном инструменте, ориентируйтесь на конкретное положение пальцев. Так что научитесь быстро и правильно разучивать фортепианные аккорды.
Трезвучие
За количеством тонов трезвучие состоит из элементарных основных звуков, соответственно квинты, трети, первая. Во-первых, это также дает определение — тонизирующее.
Для игры достаточно трех пальцев, однако добавленные трезвучия других октав не так легко воспроизвести.
Септаккорды
Изысканный звук состоит из более чем трех звуков. Украсить, обогатить музыку помогают седьмые аккорды — 4 звука, расположенные в третьем. Пара экстремальных звуков имеет семеричный диапазон.
Теоретически их 7 видов, но их больше. Самые распространенные из них называются мажор мажор, минор минор, мажор, большой увеличенный.
Фонизмы этих аккордов различны: от светлого, мажорного, до темного, интенсивного.
Большинство остальных требует виртуозности, сноровки. Септакорды используются для добавления цвета, яркости и полноты популярным песням.
Нонаккорды
Разнообразие на этом не заканчивается. Добавление девятого шага к звукам приводит к отсутствию аккорда.
Их функциональные отличия (основные — основные) образуют расстояние между шагами. Мажорные неаккорды называются минорными и мажорными.
Рекомендации для начинающих музыкантов:
- Сыграйте аккорды на белых клавишах.
- Только в соответствии с настроением музыки, ее характером выбирайте правильную последовательность.
Почему важно учить и учиться концентрации внимания
Есть люди с диагнозом умственной отсталости, которые становятся гениями в определенной сфере. Вспоминается Форрест Гамп – главный герой фильма Роберта Земекиса (кстати, у этого героя есть реальный прототип). Страдая лёгкой степенью умственной отсталости, он, тем не менее, смог добиться выдающихся успехов в разных сферах жизни
Помните, как у него это получалось? Просто он всё своё внимание без остатка отдавал тому, чем занимался в данный момент, ни о чём больше не думая и ни на что больше не отвлекаясь. И этого было достаточно!
Успех во всех наших делах зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо мы можем концентрировать своё внимание на решаемой задаче или проблеме: как долго и настолько чётко мы можем удерживать её в фокусе нашего сознания, ни на что больше не отвлекаясь
Какие бывают навыки
Hard skills, или жёсткие навыки — профессиональные или технические навыки. Мы получаем их в процессе обучения и оттачиваем, применяя в работе. Жёсткие навыки поддаются довольно точному измерению: можно определить и указать свой уровень английского, степень владения той или иной программой, опыт вождения.
Soft skills, или гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.
Как развивать музыкальный слух онлайн
Кроме того, музыкальный слух можно тренировать прямо онлайн, ничего не скачивая. Например, на Music Tests можно найти массу интересных тестов, разработанных американским врачом и профессиональным музыкантом Джейком Мэнделлом:
Тесты Джейка Мэнделла:
- Проверка музыкального слуха – прослушать 36 пар музыкальных отрывков и определить, они одинаковые (зеленая кнопка) или разные (красная кнопка).
- Адаптивный тест высоты звука – прослушать два звука подряд и ответить, является второй звук выше или ниже.
- Тест на ритм – прослушать 2 ритмические фразы и ответить, одинаковые они или разные.
- AMVI – проверить ассоциативный музыкальный интеллект.
Как вы понимаете, такого рода тесты не просто проверяют, а еще и тренируют ваше музыкальное восприятие. Поэтому пройти их стоит, даже если вы заранее сомневаетесь в результатах.
Столь же интересен и полезен для развития музыкального слуха онлайн-тест «Какой инструмент играет?» Там предлагается прослушать несколько музыкальных отрывков, и для каждого выбрать 1 из 4-х вариантов ответа. В числе прочего, там прозвучат банджо, скрипка-пиццикато, оркестровый треугольник и ксилофон. Если вам кажется, что подобные задания – это катастрофа, то такой вариант ответа там тоже есть:
Изучив советы и рекомендации по развитию музыкального слуха, вы наверняка поняли, что возможностей для этого – целый океан, даже если у вас нет ни музыкально инструмента, ни времени долго сидеть за компьютером. И эти возможности – все те звуки и вся та музыка, что звучит вокруг нас.
Откуда проблемы с общением
Самый важный, фундаментальный навык — умение слушать. Как часто общаясь с человеком вы слушаете, но не слышите?
Сосредотачиваетесь на своих возникших мыслях? Сразу отвергаете аргументы и точку зрения собеседника? Перебиваете и начинаете говорить сами. Элементарно отвлекаетесь? Или ещё хуже — игнорируете?
Проблема неумения слушать совсем не новая. Но навык эффективного слушания — самый необходимый.
Ребёнок не сможет поддержать разговор, в котором он невнимательный слушатель. Подросток не сможет критически оценить информацию, если не смог её нормально воспринять, то есть услышать. Молодой человек не сможет эффективно работать, если не развил умение слушать.
Свежий пример из моей педагогической практики.
В конце декабря мои ученики участвовали в межрегиональном хакатоне по виртуальной реальности. Ребятам предстояло три дня работать в командах по три человека. При этом в состав входили учащиеся из разных учебных групп и большинство ребят не были знакомы друг с другом.
Таких команд было шесть, и в каждой процесс коммуникации протекал по-разному, что в итоге отразилось и на конечном продукте. Так команды, в которых в первый день не наладилось эффективное общение, либо подготовили слабый проект, либо вообще не дошли до финала.