Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?

Давайте разберемся с тонами и полутонами

Если вы забыли, что такое тона и полутона, то давайте это повторим. Полутон – это кратчайший промежуток от одного звука до следующего. Очень наглядно полутона между звуками нам показывает клавиатура фортепиано. Если играть все клавиши подряд, не пропуская ни белых, ни черных, то при переходе от одной клавише к следующей мы как раз будем проходить расстояние в один полутон.

Как видите, полутон можно сыграть, поднимаясь с белой клавиши на ближайшую черную, или спускаясь с черной на белую, которая тут же, рядышком. Кроме того, которые образуются только между «белыми» звуками: это МИ-ФА и СИ-ДО.

Полутон – это половинка, а если воссоединить две половинки вместе, то получится нечто целое, получится один целый тон. На клавиатуре фортепиано целые тона можно легко найти между двумя соседними белыми клавишами, если их разделяет черная. То есть ДО-РЕ – это тон, и РЕ-МИ – тоже тон, а вот МИ-ФА – это не тон, это полутон: эти белые клавиши ничто не разделяет.

Чтобы получить целый тон от ноты МИ в пару нужно взять не простую ФА, а ФА-ДИЕЗ, то есть добавить еще полтона. Или можно оставить ФА, но тогда придется понизить МИ, взять МИ-БЕМОЛЬ.

Что касается черных клавиш, то на пианино они расположены группами – по две или по три. Так вот, внутри группы две соседние черные клавиши тоже удалены друг от друга на один тон. Например, ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, а также СОЛЬ-БЕМОЛЬ и ЛЯ-БЕМОЛЬ – это все сочетания нот, которые дают нам целые тона.

А вот в больших промежутках между группами черных «кнопочек», то есть там где между двумя черными клавишами помещены две белых, расстояние будет уже полтора тона (три полутона). Например: от МИ-БЕМОЛЯ до ФА-ДИЕЗА или от СИ-БЕМОЛЯ до ДО-ДИЕЗА.

Еще больше подробностей о тонах и полутонах можно узнать из статьи «Знаки альтерации».

Интервалы как составная часть трезвучий

Интервал в музыке применяется еще и для построения трезвучий. Для тонических трезвучий используются малая и большая терция, а для построения их обращений – то же самое, но в сочетании с квартой сверху или снизу.

Проще всего это показать на примере обращения тонического мажорного трезвучия, которое строится от ноты «до» (до-ми-соль). В данном случае мы имеем два интервала — большую, а затем малую терцию. При обращении трезвучия вверх первая нота «до» просто переносится на октаву выше, исходя из чего получается сочетание малой терции и чистой кварты. При следующем обращении на октаву вверх переносится уже вторая нота, присутствовавшая в тоническом трезвучии («ми»). В такой последовательности на первом месте стоит чистая кварта, а на втором — большая терция. То же самое касается и минорных трезвучий, только большая и малая терции меняются местами.

Последовательности интервалов в гаммах и ладах

Теперь остановимся на том, как строятся некоторые гаммы и ладовые последовательности. Интервалы в музыке сольфеджио определяет еще и как составные элементы любого лада, однако, исходя из того, что это все-таки именно последовательности, основным элементом при их построении выступает интервал секунда, который строится с использованием двух соседних ступеней лада.

Для наглядности в качестве примера возьмем натуральный мажор и минор, а также гармоническую и мелодическую минорные последовательности.

На основе вышесказанного для натурального мажора последовательность секунд выглядит следующим образом: б2-б2-м2-б2-б2-б2-м2. Аналогичная последовательность для натурального минора имеет несколько другой вид: б2-м2-б2-б2-м2-б2-б2. Гармонический минор выражается так: б2-м2-б2-б2-м2-ув2-м2. Мелодический минор играется по восходящей как последовательность б2-м2-б2-б2-б2-б2-м2, по нисходящей – б2-б2-м2-б2-б2-м2-б2.

Наверное, у многих уже возник вопрос насчет обозначения ув2. Это увеличенная секунда. Она звучит как малая терция, но в последовательности гармонических ступеней гаммы назвать этот интервал именно терцией нельзя, поскольку должны присутствовать две соседние ступени.

Что такое музыкальные интервалы

Это 2 звука, соотносящиеся по высоте. Название термина переводится как «расстояние» или «промежуток». Если максимально упростить, это 2 звука разной высоты, сыгранные одновременно (гармонический) или последовательно (мелодический).

Основная единица исчисления называется тон, а минимальная – полутон. Тон – это одна нота из 7, одна ступенька. А полутон – это половина ступеньки, та же нота с повышением или понижением. Повышающий знак называется диез (#), а понижающий – бемоль (♭).

Проще всего учиться на примере фортепиано. Здесь каждая белая клавиша – это тон, а черная – полутон.

Движение от клавиши к клавише – это движение на полтона.

Движение через клавишу – это целый тон. В других системах есть и меньшие расстояния, например четвертьтоны и др.

Виды интервалов

  • Прима (первая ступень)
  • Секунда (вторая ступень)
  • Терция (третья ступень)
  • Кварта (четвертая ступень)
  • Квинта (пятая ступень)
  • Секста (шестая ступень)
  • Септима (седьмая ступень)
  • Октава (восьмая ступень)

В определении интервала играет роль количество тонов (или полутонов), заключенных в нем. В зависимости от этого перед названиями, определяющими количество ступеней, добавляются слова: чистая, увеличенная, уменьшенная, большая, малая. Например, большая терция, малая секста, увеличенная кварта, уменьшенная квинта и т.д.

Для наглядности построим малую терцию от ноты до. Терция — это третья ступень. Отсчитываем: нота до — первая ступень, ре — вторая, а третьей ступенью будет нота ми. В малой терции должно быть заключено только три полутона (полтора тона). Начинаем отсчет: до-диез — это полтона, ре — тон, ре-диез — полтора тона, то есть три полутона. Но ре-диез — это секунда — вторая ступень, а терция — это третья ступень, то есть нота ми, значит, надо написать не ре-диез, а ми-бемоль. Большая терция от ноты до — это ми, потому что в большой терции заключено четыре полутона (два тона).

Предположим, нам нужно построить малую терцию от ноты до-диез. Как мы уже знаем, третьей ступенью от ноты до, а следовательно, и от до-диез будет ми; остается проверить, сколько полутонов (тонов) от до-диез до ми. Получается три полутона (полтора тона) — значит, это нужная нам малая терция.

Чтобы получилась большая терция, надо добавить еще полтона. От ми на полтона вверх отстоит фа, но фа писать нельзя, потому что это уже будет кварта (четвертая ступень), а мы строим терцию (третью ступень); следовательно, вместо ноты фа надо написать ноту ми-диез, которая по звучанию тождественна ноте фа, то есть энгармонически равна ей.

Попробуем построить малую терцию от соль-бемоль. От соль, а следовательно, и от соль-бемоль второй ступенью будет ля, а третьей ступенью — терцией — нота си. От ноты соль-бемоль до ноты си — пять полутонов (два с половиной тона), а в малой терции должно быть всего три полутона (полтора тона). Если мы к ноте си подставим бемоль, получится не три, а четыре полутона , следовательно, необходимо выставить дубль-бемоль, то есть понизить си на целой тон.

По звучанию нота си-дубль-бемоль тождественна ноте ля, то есть энгармонически равна ей; но ля нельзя было написать, потому что это секунда (вторая ступень) от ноты соль-бемоль, а мы строим терцию (третью ступень). Перепишите указанные построения терций нотами на нотном стане и потренируйтесь в построении большой и малой терций от других нот, так как умение безошибочно определять и записывать разные интервалы необходимо при изучении аккордов.

Все интервалы до октавы включительно называются простыми интервалами. Интервалы, превышающие диапазон октавы, называются составными интервалами. К ним относятся: нона, децима, ундецима и т.д. Составные интервалы, аналогично простым, бывают большими, малыми, чистыми и т.д. Например, большая нона состоит из чистой октавы плюс малая секунда. Надо уметь строить все интервалы от любой ноты, так как система буквенно-цифровой записи аккордов основана на сочетании букв с цифровыми обозначениями квинты, сексты, септимы и ноны.

Похожие материалы

Разновидности интервалов

Как мы уже сказали, интервалом в музыке называют соотношение двух звуков по высоте. Но прежде чем начать отличать и запоминать интервалы, нужно разобраться какими они бывают, в каком виде их можно встретить.

Интервалы могут быть гармоническими или мелодическими. Гармоническими называются те, в которых обе ноты звучат одновременно:

Мелодические – такие интервалы, в которых ноты звучат последовательно одна за другой:

Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы те, где оба звука лежат в пределах одной октавы. Составные интервалы — такие, в которых два звука отдалены друг от друга на октаву и более. Теперь подробнее поговорим об этом.

Тритон

Новый интервал – «Тритон». Он так называется потому, что охватывает целых три тона, что равно 6 полутонам. Давайте построим Тритон от ноты Фа: получим ноты Фа – Си.

Количество ступеней в этом интервале равно 4, что характерно для Кварты. Но прежде чем сделаем вывод, послушаем как он звучит:

Звучание не характерно для Кварты, не смотря на расстояние между звуками в 4 ступени.

А теперь отсчитаем 3 тона от ноты Си. Получились те же ноты, но в другом порядке — Си – Фа.

Вот как звучит этот тритон:

Теперь количество ступеней равно 5, что свойственно Квинте, но звучание не квинтовое. Так что это за интервал такой: Кварта, Квинта или Тритон? Чтобы разобраться в этом, нам надо затронуть еще одно понятие.

Аппликатура гаммы

Для ориентировки по схемам, сначала изучите условные обозначения:

  1. Черный кружок – тоника гаммы.

  2. Зеленый кружок – остальные ступени.

  3. Цифра в кружке – номер пальца.

Позиция #1

Начинается с 10 лада (9 также входит). Если вы уже учили до мажор, то заметите, что они идентичны, только отличаются двумя ладами.

Позиция #2

В отличие от до-мажорного звукоряда, в Ре имеются диезы. Не забывайте проговаривать их, когда изучаете данные позиции.

Позиция #3

Так как предыдущая схема была основана на открытых струнах, далее мы идем на второй лад. Посмотрите, как далеко расположены тоники. Когда играете – сделайте на них акцент.

Позиция #4

Это предпоследняя вариация набора нот из этой тональности. Используется не очень часто, но может пригодиться для построения аккордов.

Работа над ступенями гаммы Соль мажор

Когда работа над письменной частью почти закончена, стоит вернуться к фортепиано и начать работать со ступенями для их закрепления. Вариантов интересной и эффективной работы довольно много. Чтобы дети не уставали, а также чтобы слух их развивался всесторонне следует менять формы работы. Среди них могут быть:

  • Пение гаммы ступенями.
  • Пение устойчивых ступеней в различных комбинациях (I-III-V, III-V-I, V-I-III и так далее).
  • Определение ступеней на слух и пропевание их за педагогом.
  • Задание, аналогичное предыдущему, но с записью ступеней в нотных тетрадях.
  • Анализ музыкальных примеров в Соль мажоре с определением ступеней гаммы.
  • Работа с разрешением неустойчивых ступеней в устойчивые.
  • Наиболее «продвинутый» ученик может сам придумывать последовательности ступеней, в то время как его одноклассники будут записывать их на слух.

Это лишь часть форм работы, которые можно применять на уроках сольфеджио

Также при работе следует уделять внимание тому, чтобы ступени ассоциировались у детей с нотами в данной тональности. При пении устойчивых ступеней сначала следует называть их словами: «раз-три-пять», а затем повторить эту же комбинацию, называя звуки: «соль-си-ре»

Домой на закрепление материала можно дать как письменные, так и устные задания. Для закрепления тональности (а заодно и для приобретения новых навыков) нужно придумать задания на транспонирование. Нужно, чтобы дети показали письменно в тетради стрелочками разрешения неустойчивых ступней в устойчивые, как на примере ниже.

Устные задания по проработке гаммы Соль мажор также необходимы. Это может быть пение ступеней, разрешений, самой гаммы и примеров в нужной тональности.

Аппликатура

Чтобы научиться играть гаммы, нужно выбирать правильную аппликатуру. Поэтому для начала пронумеруем пальцы рук. Большой палец – первый, мизинец – пятый.

Такая нумерация пальцев принята на тех инструментах, где участвуют все 10 пальцев. Гитаристы, например, в левой руке при игре используют только 4 пальца – большой не участвует. Так что их нумерация выглядит по-другому. Для начинающих музыкантов во всех нотных текстах прописывается порядок пальцев. Он называется аппликатурой. Номер пальца, которым играется каждая нота, указывается цифрой над или под ней. Взгляните:

Интервалы в музыке: консонансы и диссонансы

Также интервалы делятся на группы по звучанию консонансы и диссонансы.

Диссонанс-резкое звучание звуков, консонанс же противоположность.

К диссонансам относятся такие интервалы как м.2(малая секунда), б.2(большая секунда), м.7(малая септима), б.7(большая септима), ув.4(увеличенная кварта), ум.5(уменьшённая квинта)

Консонансы подразделяются на группы:

  • Весьма совершенные ч.1(чистая прима), ч.8(чистая октава)
  • Совершенные ч.4(чистая кварта), ч.5(читая квинта)
  • Несовершенные м.3(малая терция), б.3(большая терция), м.6(малая секста), б.6(большая секста)

Есть такие интервалы как тритоны , они строятся так:

  • ув.4 (IV) ум.5(VII) в натуральном мажоре и в гармоническом миноре (VII#)
  • ув.4 (VI) ум.5(II) в натуральном миноре

Качественная величина интервала

До этого момента мы строили интервалы только между белыми клавишами, но ноты могут быть понижены или повышены знаками альтерации, в следствие чего появится интервал между белой и черной клавишами. Об этом и поговорим.

Как мы выяснили, каждый интервал охватывает какое-то количество ступеней. Но кроме ступеней, каждый интервал охватывает еще и определенное количество полутонов . Рассмотрим подробнее Секунду: посчитаем количество полутонов между нотами До и Ре:

Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?

Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2. Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда. Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:

До-Ре:

До-Ре бемоь:

Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова. Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».

То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия.

Малыми или Большими бывают только Секунды, Терции, Сексты и Септимы.

Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д. Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.

Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:

Что такое музыкальные интервалы

Интервалами называют созвучие, которое образуется от одновременной игры двух любых нот. Зажмите любые две струны на двух любых ладах и сыграйте их одновременно – это будет интервал. Ноты, из которых состоит интервал, могут находиться в одной или разных октавах – от этого меняется их звучание и функция, которую они выполняют внутри композиции

Европейская музыкальная теория разделяет интервалы на консонирующие и диссонирующие. Первые – те, которые дают приятный человеческому уху звук, вторые – те, которые вместе не звучат и режут слух. Раньше диссонансы почти не применялись внутри музыкальной гармонии, однако со временем все больше и больше композиторов начали использовать их, и сейчас неблагозвучные интервалы плотно вошли в музыкальный обиход.

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

 Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени. Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты: хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз. Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ

Интервалы от ноты ДО вниз

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени . Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты : хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз. Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ

Интервалы от ноты ДО вниз

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

Заключение

Вот, собственно, вкратце мы и рассмотрели вопрос о том, что собой представляет интервал в музыке. Мы не касались курса теории музыки, которая больше посвящена интервалам, выходящим за пределы октавы, и более подробно описывает некоторые специфичные ладовые гармонии (лидийский лад, мисколидийский, фригийский и т. д.). Однако думается, что даже на основе этих простых примеров и классификации основного ряда интервалов можно получить хотя бы какие-то начальные знания. Для становления человека как серьезного музыканта такие азы просто необходимы, а без понимания принципов построения интервалов, трезвучий, аккордов, гамм и ладовых последовательностей ни о каком профессионализме и говорить не приходится.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: