Обращение трезвучий и септаккордов на примере тоники, субдоминанты и доминанты

Введение

Говорят, что трудно научиться игре на музыкальном инструменте, за исключением игры на гитаре, ведь для неё – каждый подъезд консерватория. Когда наш двор решил, что пора научиться исполнять на гитаре песни типа «… Я готов целовать песок по которому ты ходила», а спросить, с чего начать, было не у кого, то почти каждый купил по самоучителю и попытался разобраться в нотных премудростях. Оказалось, что аккордов очень много, один и тот же аккорд имеет множество вариантов построения, одинаковые по «распальцовке» аккорды могут иметь несколько названий. Через непродолжительное время безуспешных попыток освоения гитары мне подарили с десяток самоучителей, которые я использовал для поиска нераскрытой в самоучителях, но существующей системы построения аккордов.

Много лет назад я открыл для себя систему построения любых аккордов, и «дворовых», и с баррэ, аккордов группы «Битлз» и даже джазовых, и теперь хотел бы максимально просто показать, как строить аккорды для любых музыкальных инструментов, прежде всего струнных, и как выделить аккорды из нотных записей для «не гитарных» инструментов, например, пианино.

Построение аккордов в тональности

Музыка хоть и не является точной наукой, как например, математика, но все равно имеет некоторые основополагающие законы. Правда их часто можно нарушать, но сейчас не об этом. Благодаря этим законам, мы можем облегчить себе слух (и жизнь) и почти без проблем подбирать аккорды под любую мелодию. Главное только знать ее тональность и паттерны построения.

Аккорды, которые входят в тональность, неразрывно связаны с ее ступенями. То есть, если вы играете в тональности до-мажор (C), то в аккордах должны быть только те ноты, которые входят в эту тональность. Для до-мажора это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Соответственно, каждый аккорд должен иметь в себе ноты только из этого набора.

Как вы знаете, аккорды строятся по терциям. Это значит, что расстояние между соседними ступенями равно терции большой или малой в зависимости от типа аккорда. Таким образом, у нас получатся и мажорные и минорные аккорды в рамках одной тональности. Давайте разберем подробнее, какие аккорды входят в тональность до-мажор от каждой ее ступени.

C-D-E-F-G-A-B

  • C: C-E-G — аккорд до-мажор (б3+м3) C
  • D: D-F-A — аккорд ре-минор (м3+б3) Dm
  • E: E-G-B — аккорд ми-минор (м3+б3) Em
  • F: F-A-C — аккорд фа-мажор (б3+м3) F
  • G: G-B-D — аккорд соль-мажор (б3+м3) G
  • A: A-C-E — аккорд ля-минор (м3+б3) Am
  • B: B-D-F — аккорд си уменьшенный Bdim

По такому же принципу строятся аккорды и в других тональностях. Все они работают по одним и тем же законам построения или паттернам. В таблице ниже для вашего удобства приведены аккорды во всех тональностях.

Стили аккомпанемента

В зависимости от стиля музыки, может меняться и аккомпанемент на шестиструнной гитаре. Это зависит от традиций и происхождения самого жанра. Скажем, у рэгги уникальная ритмическая основа, которая не подойдёт для рок-песни или тем более дворового шансона. А дворовый бой никак не прозвучит в качестве сопровождения для «Ace of Spades» Motorhead. Однако часто стили заимствуют бои и переборы друг у друга. Например, фанковый ритм часто применяется в поп-песнях, используется в роке и метале. В свою очередь существуют практически универсальные бои, которые могут подойти сразу к нескольким жанрам.

Обозначения без дополнительных уточнений

Обозначения без дополнительных уточнений (С6, С6/9, C7, C9, C11 и т.д., а также sus) относятся к аккордам, построенным в миксолидийском ладу (считаем от баса аккорда). Обозначения с минусами, плюсами, диезами и бемолями, m, dim, aug  указывают на появления ступеней, не вписывающихся в миксолидийский лад.

Трезвучия

  • C — мажорное трезвучие
  • Cm, Cmi, Cmin — минорное трезвучие
  • Cm-5, Cm♭5 (иногда C°, Сdim, как и уменьшённый септаккорд) — уменьшенное трезвучие
  • С+, Caug — увеличенное трезвучие

Септаккорды

Септаккорды — основа джазовой гармонии. Как Вы уже знаете, септаккордов существует семь видов, так как септаккорд это аккорд состоящий из четырех звуков построенных, прежде всего, по терциям. (плюс Малый увеличенный и Большой уменьшённый, которые являются, строго говоря, септаккордами нетерцовой структуры) Естественно, что каждый из них обозначается по-разному:

  • Большой мажорный — Cmaj7, Cmaj, CΔ, CM
  • Большой минорный — Cmmaj7, CmΔ,  C-Δ7
  • Малый мажорный — C7
  • Малый минорный — Cm7
  • Малый уменьшённый (полууменьшённый) — CmØ, Cm7/-5, Cm7/♭5, Cm5-/7
  • Уменьшенный — C° (иногда обозначает ум. трезвучие), C°7, Cdim7, Cdim , Cverm
  • Большой увеличенный — C5+/maj7, C5♯/maj7, Сaug/maj7, C+Δ7
  • *Малый увеличенный — C5+/7, C5♯/7, C7+, C+7
  • *Большой уменьшённый — СmM7♭5, C-Δ7♭5

Нонаккорды

Нонаккорды — это теже септаккорды с добавленной ноной.

  • C9 — малый мажорный септаккорд + большая нона
  • С-9 — малый мажорный септаккорд + малая нона
  • CM9, Cmaj9 — большой мажорный септаккорд + большая нона
  • Cm9 — малый минорный септаккорд + большая нона
  • C+9, C7/+9 — малый мажорный септаккорд + увеличенная нона

Другие аккорды:

  • C6 — мажорное трезвучие с добавленной секстой
  • Cm6 — миноное трезвучие с добавленной секстой
  • С add9 — мажорное трезвучие с добавленной ноной (без септимы!)
  • Csus4 — трезвучие с задержанной квартой (вместо терции берётся кварта)
  • Csus2 — трезвучие с задержанной секундой (вместо терции берётся секунда)
  • C9omit5 — нонаккорд с пропуском квинты

Обращения

  • C/E — мажорное трезвучие «до», в басу «ми» (мажорный секстаккорд)
  • Cm/G — минорное трезвучие «до», в басу «соль» (минорный квартсекстаккорд)
  • C7/G — малый мажорный септаккорд «до», в басу «соль»

С помощью данных обозначений, теперь вы можете прочитать и сыграть любой аккорд. Главное понимать из чего он состоит.

Различные типы аккордовых прогрессий

В мире музыки существует несколько различных типов аккордовых прогрессий.

Прогрессии диатонических аккордов

Слово «диатоника» означает использование нот в рамках одной шкалы. Поэтому диатоническая аккордовая прогрессия использует только ноты, содержащиеся в шкале. Так, диатоническая аккордовая прогрессия, использующая мажорную гамму, будет выглядеть как C-G-Am-F. Это довольно простые аккордовые прогрессии, которые достаточно гармоничны.

Прогрессии аккордов натурального минора

Эти аккордовые прогрессии используют ноты только в минорной гамме. Так, аккордовая прогрессия натурального минора в тональности ля-минор может быть такой, как Am-F-G. Это также может быть что-то вроде Em-G.

Прогрессии аккордов мелодического минора

Мелодические минорные аккордовые прогрессии построены на основе минорной гаммы, но с повышенной 6-й и повышенной 7-й степенью гаммы. Поэтому в этих прогрессиях используются аккорды в мелодической минорной гамме. Так, мелодическая минорная аккордовая прогрессия может быть такой, как Cmin-F-G-Cmin.

Прогрессии гармонических минорных аккордов

Гармонические минорные аккорды — это аккорды, построенные на основе гармонической минорной гаммы. Она похожа на натуральную минорную гамму, только в гармонической минорной гамме присутствует повышенная 7-я. Таким образом, гармоническая минорная аккордовая прогрессия может быть такой, как Am-F-G#dim.

Обозначения возле основной буквы

     Обозначения возле основной буквы аккорда могут появляться рядом выше (верхний индекс), ниже (нижний индекс), частично сверху, частично снизу. В разных школах приняты различные обозначения, что иногда вносит путаницу. Это не должно вас смущать. Не все обозначения употребляются часто. Некоторые достаточно редкие, единичные, вышедшие из употребления и т.д. Однако, кто знает какие ноты попадуться вам? В какой системе будет цифровка ? Никто не знает

Поэтому желательно иметь представление обо всём.Важно запомнить и понять, что в основе обозначения аккордов лежит миксолидийский лад (или мажорный лад с понженной VII седьмой ступенью). Поэтому если в аккорде написана цифра 7, то в аккорде будет звучать малая септима

Так же, если цифра стоит больше 7, н апример 9 или 11, то, как правило, септима будет в составе аккорда по умолчанию.

Буквенно-цифровые обозначения аккордов

Для того, чтобы не записывать каждый раз аккорды нотами, приняли решение записывать их буквами, и, если у них есть какие-либо надстройки или добавления, то эти надстройки записываются цифрами. Понять соотношение букв и звуков легко. Достаточно вспомнить английский алфавит и обычный звукоряд, но только не от ноты «до», как мы привыкли, а от ноты «ля». A-B-C-D-E-F-G, и, соответственно, ноты: ля-си-до-ре-ми-фа-соль. Буква A соответствует ноте «ля», буква В ноте «си» и т.д. Например Am7. Буква A значит основание аккорда, т.е. звук, с которого он начал формироваться по терциям, «m» – что он минорный, т.е. в его основании лежит малая терция, а цифра 7 означает, что к нему добавлена надстройка. В данном случае седьмая ступень. Об этом подробнее позже.

Здесь сразу же нужно сказать о путанице в музыкальном мире в связи с разной трактовкой аккордов от ноты «си». В советской школе принято обозначать аккорд Си – буквой «H», а Си-бемоль – буквой B. Это отличается от современных европейских стандартов, где буква B – это аккорд от ноты «си», а «си-бемоль» обозначается Bb. Откуда взялась эта разница трактовок, сказать сложно. Существует множество теорий на эту тему. Я придерживаюсь современных взглядов, и называю «си-бемоль» – Bb.

Джазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.

Скорее всего вы уже сталкивались с интересными названиями аккордов  наподобие таких: Cmaj7, Daug, A9. В этих названиях нет ничего сложного. Нам нужно просто с вами разобраться в том, что из себя представляют цифры или слова которые будут стоять рядом с основным аккордом. Очень удобно играть с листа, понимая какие аккорды с какими ступенями нужно играть.    Конечно, если вы не встречали подобных обозначений, то вам будет сложно  это сделать. Поэтому просмотрев несколько словарей, открыв свои старые тетради по джазовой цифровке, которую когда-то проходил в музыкальном колледже, сделал небольшую памятку, которая, думаю многим пригодиться.

Как научиться аккомпанировать на гитаре

Аккорды

Заучите предложенные последовательности и пробуйте подставлять их в подбираемые песни.

  1. Am – C– G – Dm
  2. C – Am – Em – C
  3. Am – G – Dm – E
  4. Em – D – C – B7
  5. Em – C – G – C – G – D
  6. Em – C – G – D
  7. Am – Em – Am – G
  8. Am – Dm – E – Am – F — Dm – E
  9. Am – F – C – E
  10. Am – F – C – G

Ритмические рисунки

Предложенные ритмические фигуры универсальны для многих треков. Поэтому стоит их заучить, чтобы потом применять на практике.

Арпеджио (переборы)

Схема #2

Мелодия

Чтобы аккомпанировать на гитаре, нужно хорошо слышать основную мелодию. Часто она присутствует в самой гармонии. Поэтому помимо аккордов можно также играть и мелодическую линию песни.

Комбинирование приемов

Совмещение разных приёмов значительно украсит ваше исполнение. Это может быть чередование боя и перебора, вкрапление мелодии песни в бой, добавление перкуссионных эффектов и т.д.

Виды аккомпанемента на гитаре

Музыкальная теория выделяет несколько видов аккомпанемента на гитаре. 

Удары по струнам (бой)

Один из самых распространенных видов аккомпанемента на гитаре, которые разучивают начинающие гитаристы-любители. Часто удары повторяют сильные доли, имитируют ритм ударной установки или бас-гитары. Является основой для обучения игре на акустической гитаре. Выучив несколько основных ритмов, вы сможете исполнять десятки песен.

В каждой из них может быть свой нюанс, отличающий от других произведений. Также существуют стилистические особенности. Примеры:

  • кантри;
  • бардовская песня;
  • акустический рок;
  • шансону;
  • дворовые песенки;
  • эстрада.

Бас-Щипок

Это не только самостоятельный гитарный бой, но вариант для разбавления композиции. Сначала дергается басовая струна, а затем остальные. От ритмического рисунка зависит не только звучание трека, но его стиль. 

Вопреки расхожему мнению, такой вид используется не только в простых жанрах, вроде шансона или легкой эстрадной музыки. Он применим в романсах, бардовской песне, босса-нове, смежных евро-латинских направлениях.

Арпеджио

Аккомпанемент на гитаре, который в простонародии именуется «перебором». Это чередование басовых нот и щипания струн в определенном порядке. Регулярно применяется в романсах, балладах, медленных неторопливых композициях. Характеризуется лирическим звучанием. Часто комбинируется с другими техниками, что придает особую окраску.

Извлечение звуков с добавлением перкуссии

Вид аккомпанемента на гитаре, который даже эволюционировал в самостоятельный жанр – фингерстайл. «Пальцевый стиль» даже не требует певца, а исполняет мелодию (а также средний, нижний голос) самостоятельно. 

Обычно в сопровождение песни «продвинутые» гитаристы добавляют некоторые элементы из fingerstyle. Подключаются глушеные, «мертвые» ноты, удары по корпусу гитары – как отдельно от защипывания струны, так совместно с ней.

Фингерстайл (2 голоса ритм и мелодия)

Если добавлять все фишки в один большой котел, то пение может не понадобиться. Но если вырезать кусочки мелодии и заменить их вокальной партией, то получится очень необычное звучание.

Мелодия – основная тема композиции

Обычно используется, если гитарист только начинает разучивать песню. Этот способ отлично помогает выучить ритм и не путаться в мелодии. Сначала можно разучить мелодию на гитаре, а потом подыгрывать себе. Это может явиться самостоятельным аккомпанементом. Родоначальники блюза часто давали пару нот на гитаре, а потом допевали строчку голосом.

Аккомпанемент в музыке

Существует целое направление – искусство аккомпанирования. Такой музыкальный специалист называется концертмейстер. Это человек, который не просто подыгрывает солисту, но «ловит» его в моменты неточности ритма. Также он может громче сыграть какую-либо ноту, которую неточно поет вокалист. Поэтому искусство концертмейстерства порой труднее, чем сольное исполнение.

Сыграть может не только один человек, но группа, ансамбль. Это еще сложнее, им сначала необходимо сыграться между собой. Солисту проще петь, когда «не заняты руки, и мысли», т. е. он занят только воспроизведением своей песенной партии. Но многие музыканты (участники групп или сольные исполнители) являются частью инструментального состава коллектива, одновременно аккомпанируют себе.

Уменьшённое трезвучие

Уменьшённое трезвучие является полной противоположностью по отношению к увеличенному аккорду. Оно состоит из двух малых терций. Принцип обозначения – аналогичный: сокращённая запись «Ум» и числа трезвучия (5 и 3) – Ум53.

Если мы строим уменьшённое трезвучие от звука «до», то нужно построить и соединить две малых терции: первая – «до ми-бемоль», вторая – «ми-бемоль соль-бемоль». Итак, мы получили следующее: ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ – вот те звуки, которые образуют нужное нам трезвучие.

Уменьшённые трезвучия от остальных основных ступеней (РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ) постройте самостоятельно. Ответы для самопроверки вы можете посмотреть в спойлере ниже.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

Так же, как и увеличенное трезвучие, уменьшённое звучит напряженно и неустойчиво, поэтому его очень редко применяют вначале произведения, гораздо чаще можно встретить этот аккорд в середине или конце песни или пьесы для какого-нибудь инструмента.

Аккомпанемент

Когда вы хорошо усвоите обращения трезвучий, можно приступать к аранжировке мелодий. А именно добавить к ней собственный аккомпанемент. Но как это сделать?

До сего момента вы пользовались просто фоном из длинных аккордов, такой тип аккомпанемента называется «аккордовым».

Возьмем всем известную мелодию «В лесу родилась елочка», и на её примере сделаем аранжировку с разными видами сопровождения. Заметим, что характер её, в зависимости от аккомпанемента, будет меняться, местами — кардинально.

Итак, аккордовый тип аккомпанемента может быть и не таким скучным, как вы представляете. Между прочим, это весьма многоликий тип аккомпанемента. Такой остинатный аккомпанемент (то есть однообразная пульсация, повторение) создает

— в быстром темпе — напряжение, ожидание какой-то развязки или — реже — воодушевление, приподнятость

— а в медленном темпе — либо эффект траурного шествия, либо мягкую качку медленного танца

— полностью аккордовое оформление как темы, так и сопровождения — прекрасное средство для кульминаций и придания весомости, гимничности.

Другой вид сопровождения – это чередование баса и аккорда. Он тоже разделяется на несколько подвидов:

— когда берется бас и оставшаяся часть аккорда

— бас и аккорд целиком

— бас и многократное повторение аккорда (такой аккомпанемент используется, например, в вальсе)

— ну и наиболее распространенный вид сопровождения – это арпеджированная фигурация.

Итальянское слово «арпеджио» означает «как на арфе». То есть арпеджио представляет собой исполнение звуков аккорда последовательно, как на арфе, а не одновременно, как собственно в аккорде.

Видов арпеджио большое количество, и, в зависимости от размера, произведения могут быть самые разные. Вот некоторые из них:

Пример:

Этот список можно продолжать до бесконечности. Но, пожалуй, стоит остановиться, чтобы вы освоили хотя бы эти. На самом деле, овладев основами аккомпанемента, можно положиться на собственные ощущения и попробовать поэкспериментировать.

Итак, дерзайте. Вот вам несколько популярных мелодий с записанными аккордами. Поиграйте их с разными видами аккомпанемента. Но не забывайте порядок разучивания произведений:

  • выучите только мелодию в верхнем голосе;
  • выучите аккордовое сопровождение, играя его просто аккордами;
  • поищите наиболее удобное расположение аккордов, используя не только основной вид аккордов, но и его обращения, добиваясь того, чтобы при игре было поменьше скачков вверх и вниз;
  • соедините мелодию и аккордовый аккомпанемент воедино;
  • добавьте немного импровизации, изменив фактуру аккомпанемента на более сложную.

Ну и для совсем ленивых, которые не хотят составлять аккорды самостоятельно, привожу вот такую таблицу аккордов. Скажу заранее, что в ней встречаются два не совсем распространенных знака альтерации. Наряду с диезом ( ) и бемолем (), которые соответственно повышают и понижают ноту на пол тона, есть дубль-диез ( ) и дубль-бемоль (), которые повышают и понижают ноту на целый тон.

Аккорды

Аккордом в принципе можно назвать любое созвучие, но наибольшее распространение имеют аккорды, состоящие из трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям путём октавных переносов (о таких аккордах и пойдёт речь дальше). Например, «ля-до-ми» или «до-ми-ля». Естественно, аккорды могут содержать октавные удвоения, которые «не считаются». Например, вышеприведённый аккорд может содержать несколько «ля» в разных октавах (скажем, «ля-до-ми-ля»), но его суть от этого не изменится (как и от октавных перестановок звуков).

Аккорд получает своё название от своего самого нижнего звука после расположения этих звуков по терциям. Например, аккорд «до-ля-ми» называется «ля». Звуки аккорда имеют свои названия по интервалам от нижнего звука, который называется основным тоном аккорда. Следующий по высоте за основным тоном звук называется терцовым тоном или терцией аккорда, за ним идут квинтовый тон или квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима. Например, аккорд «ми-ля-до-ми» взят с удвоенной квинтой. Некоторые звуки в аккорде могут быть, наоборот, пропущены. Например, аккорд «до-ля-до» взят с пропущенной квинтой.

Аккорды классифицируются в зависимости от количества звуков, из которых они состоят:

  • 3 — трезвучие
  • 4 — септаккорд
  • 5 — нонаккорд
  • 6 — ундецимаккорд
  • 7 — терцдецимаккорд

Поскольку терции бывают двух видов (большая или малая), трезвучия бывают четырёх видов:

  • мажорное трезвучие = большая терция + малая терция
  • минорное трезвучие = малая терция + большая терция
  • уменьшенное трезвучие = малая терция + малая терция
  • увеличенное трезвучие = большая терция + большая терция

Примечание: чтобы превратить минорное трезвучие в мажорное, достаточно повысить в нём терцовый тон на полтона.

Ещё одно примечание: уменьшенное и увеличенное трезвучия используются довольно редко.

Септаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к трезвучиям. К каждому из четырёх видов трезвучий можно надстроить большую или малую терцию. Однако, септаккордов существует только семь, а не восемь видов, поскольку при надстраивании большой терции к увеличенному трезвучию получится звук, октавно удваивающий по звучанию основной тон этого трезвучия.

  • малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) — мажорное трезвучие + малая терция
  • большой мажорный септаккорд — мажорное трезвучие + большая терция
  • малый минорный септаккорд — минорное трезвучие + малая терция
  • большой минорный септаккорд — минорное трезвучие + большая терция
  • уменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + малая терция
  • полууменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + большая терция
  • увеличенный септаккорд — увеличенное трезвучие + малая терция

Примечание: большой минорный и увеличенный септаккорды используются крайне редко.

Нонаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к септаккордам. Свои названия имеют только два наиболее распространённых нонаккорда:

  • малый нонаккорд — доминантсептаккорд + малая терция
  • большой нонаккорд — доминантсептаккорд + большая терция

Ундецимаккорды и терцдецимаккорды образуются аналогично путём дальнейшего надстраивания терций и не имеют общепринятых названий.

Схемы основных аккордов для гитары

Ниже приведены схемы самых распространенных аккордов для гитары сопровожденных видео. Можно посмотреть как зажимать и послушать звучание. Зная эти основные аккорды, Можно сыграть практически любую композицию.
Как правильно читать схемы, можно понять из примера:

Кликайте на название ноты и попадёте на отдельную страницу с видео исполнения, схемами и описанием. Аккорды построенные от ноты:

«До» (C, Cm, Cm7, C7, Cm7-5, C+7)

«Ре» (D, Dm, Dm7, D7, D+7, Dm7-5)

«Ми» (E, Em, Em7, E7, E+7, Em7-5)

«Фа» (F, Fm, Fm7, F7, F+7, Fm7-5)

«Соль» (G, Gm, Gm7, G7, G+7, Gm7-5)

«Ля» (A, Am, Am7, A7, A+7, Am7-5)

«Си» (B, Bm, Bm7, B7, B+7, Bm7-5)

Здесь нет диезных и бемольных аккордов. Они строятся путем понижения или повышения аккорда, который зажимается с помощью барре. Например, если вы хотите получить F#m, повысьте на пол тона Fm (сдвиньте вперед на один лад). А если хотите получить Bb, понизьте на пол тона B (сдвиньте назад на один лад) и т. д.

Пример №3: Dm-Bbm-Gm-Dm

Ну а от этой последовательности (I — VIm — IV — I) откровенно веет мистикой — а-ля Doom metal.

Впрочем, и в ней можно отойти от стандартных аппликатур и «разукрасить» аккомпанемент в мрачные, «колдовские» тона.

Dm — Dm b5/9, Dm b5 и Dm9; Bbm — Bbm #11; Gm — Gm 6/#11;

Та же последовательность, тот же перебор, но звучит уже совершенно по-другому.

Табы и ноты «мистического» аккомпанемента.

Смело экспериментируйте на этом творческом поприще: постоянно пребывайте в поиске интересного звучания; не бойтесь выходить за рамки стандартных аппликатур; пополняйте свой «словарь» аккордов — много аккордов не бывает. Оригинальное, необычное звучание — это наше всё. Индивидуальный почерк — одна из граней мастерства музыкального искусства.

Источник статьи: http://mirgitar.com/kak-pridumat-originalnyj-akkompanement.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: