Какие типы настройки пианино бывают
От того, какие работы будет выполнять настройщик, зависит цена. Выделяют следующие виды работ:
Черновая настройка. Чтобы строй был стабильным, а корпус не деформировался, необходимо, чтобы нагрузка на натянутую струну составляла 156 тонн.
Чистовая настройка. Этот тип работ наиболее значимый, однако работа не может быть выполнена без предварительной подготовки. Качество настройки непосредственно зависит от подготовительного этапа.
Регулировка. Чтобы музыкальный инструмент работал как положено, надо тщательно перепроверить все механизмы с целью устранения мелких неполадок. Такие, на первый взгляд, мелочи, как заедание педали или клавиш причиняют много неудобств и мешают нормальной игре. Нередко пианисты привыкают к таким особенностям и даже не замечают их, но следует помнить, что неисправности значительно сокращают срок службы пианино.
Укрепление строя
Важно следить за осадкой вирбелей, иначе даже настроенный инструмент очень быстро придет в негодность.
Можно ли обойтись без обращения к специалисту
Многие музыканты – как новички, так и опытные – интересуются, можно ли самостоятельно привести в порядок свой музыкальный инструмент. В принципе, это возможно, но для выполнения работ по настройке пианино понадобится заниматься такой деятельностью далеко не один год. Справиться с таким заданием сможет только человек, у которого хороший слух и музыкальное образование. При этом настройщик не просто выполняет акустическую отладку, он должен разбираться в механизме в целом. Также специалист обычно умеет ремонтировать части инструмента.
На протяжении своей деятельности мастер постоянно совершенствуется и учится новому. Настоящий специалист чувствует инструмент и знает, каким должен быть звук.
Учитывая все эти моменты, вряд ли получится самостоятельно разобраться со всеми нюансами и настроить инструмент. Лучше всего обратиться к профессионалу, который имеет опыт в проведении данного типа работ. Не пугайтесь цены на такие услуги, ведь действительно квалифицированный мастер ценит свое время, и соответственно, дорого просит за качественную настройку.
Обеспечение сохранности пианино и рояля
В процессе настройки
Поскольку фортепиано — сложный и дорогостоящий инструмент, а его рама находится под большой нагрузкой, настройка требует от мастера не просто очень ответственного подхода, а профессионализма, под которым подразумевается профессиональное обучение у фортепианного мастера и опыт работы.
Фортепианный мастер (настройщик-техник) умеет не только настраивать фортепиано, но и выполнять его ремонт, вплоть до полной переборки, замены деталей и, зачастую, реставрации.
В российских музыкальных школах в обязанности настройщика, кроме настройки, входят ремонт и регулировка клавишно-молоточкового механизма.
Инструменты
Струны в фортепиано держатся на раме, конец каждой струны (их, кстати, более 200) намотан на вирбель — стержень с квадратной головкой. Вращая вирбель, мы меняем натяжение струны, что и требуется при настройке. Главным инструментом тут является ключ.
Лучше всего приобрести ключ в специализированных магазинах (цена вопроса от 1000 р.), хотя может подойти и обычный накидной, главное, чтобы его диаметр точно подходил. Категорически не рекомендуется использовать «подручные средства» типа пассатижей или прочего — расстояние между вирбелями очень мало, и высок шанс все испортить. Если специализированных магазинов поблизости нет, самый надежный способ — это снять крышку инструмента и померить размер головки вирбеля.
Следующим моментом является то, что каждой ноте в фортепиано (кроме басовых) соответствует не одна, а три струны. Настраивать их нужно по очереди, а чтобы заглушить соседние, можно либо использовать треугольник из куска резины, либо слегка ударять по нужной струне чем-нибудь небольшим, не затрагивая остальные.
Готовые наборы для настройки можно приобрести на eBay, это получается дешевле, чем в российских магазинах, однако посылка придет лишь через несколько недель. Цена набора при этом может составить чуть более 1000 р., в него входит все необходимое (ключ, камертон, резиновые вставки и войлочная лента для заглушения струн).
Описание [ править | править код ]
Традиционно существуют 2 основные системы настройки фортепиано — квинто-квартовая (кварто-квинтовая) и терц-секст, однако правильность темперирования невозможна без использования обеих систем. Но окончательный акцент на качество настройки необходимо делать на контроль вибраций терций и секст, а также на вибрационное звучание одноимённых аккордов, двигаясь по полутонам вверх или вниз, в пределах начала формирования темперации, то есть в малой и 1 октавах. И далее к краям диапазона по тому же принципу.
Обычно отправным звуком является ля первой октавы, эта нота настраивается по камертону 440 Гц. В концертных залах сегодня применяется настройка в 442 Гц, иногда выше. Далее настройщик выстраивает темперацию в так называемой «зоне темперации» — обычно в пределах одной октавы от «ля» малой до «ля» первой октавы
Суть процесса настройки интервалов
Суть процесса настройки интервалов состоит в слуховом контроле частоты биений между определёнными гармониками двух тонов, образующих контролируемый интервал.
Пример. Для настройки квинты между тонами ре 1 и ля 1 необходимо контролировать биения между третьей гармоникой ре 1 и второй гармоникой ля 1 . Расчёты, сведённые в соответствующие таблицы или номограммы, показывают, что темперированная квинта ( 2 7 12 ≈ 1,498 307 = 700 C e n t ] >>approx 1 498307=700,mathrm >
Слишком быстрые или, наоборот, слишком медленные биения контролировать трудно. Практика настройки показывает, что точность счета биений удовлетворительна при частоте биений в пределах от одного биения за 10 секунд, до нескольких биений за 1 секунду. Применяются специальные электронные метрономы с индикацией ритма световыми вспышками. С помощью такого метронома можно синхронизировать частоту вспышек с биениями, а затем по шкале метронома, предварительно отградуированной, получить отсчет числа биений в секунду. При известной тренировке и соответствующем опыте настройщики могут контролировать 5, 10 и даже 20 биений в секунду, но в таком случае требуется знать на слух характер их звучания, то есть ту окраску звука, которую придают интервалу соответствующие биения.
Возможность использования тюнера
В настоящее время в среде российских настройщиков ведутся дискуссии об использовании тюнера. Противники считают, что настройка с помощью тюнера не так надёжна, так как современные тюнеры не охватывают необходимый диапазон частот и уступают человеческому уху. «Тренированное человеческое ухо слышит все уровни интервальных частот, к чему не способна никакая современная электроника». Сторонники полагают, что чистая настройка без тюнера невозможна. В пользу второй позиции говорит то, что современные приборы позволяют охватить весь диапазон фортепиано; западные настройщики постоянно используют в работе тюнеры; объективная проверка качества работы настройщика возможна только с использованием промышленного тюнера.
Кривые Рейлсбека
В 1937 году американский ученый О. Л. Рейлсбек опубликовал результаты своих инструментальных измерений точности строя фортепиано . Большое число пианино и роялей, в том числе относящихся к премиум-классу, настроенных высококвалифицированными настройщиками, О. Л. Рейлсбек испытал сразу же после настройки. Обработка этих результатов позволила построить т. н. кривые Рейлсбека, представляющие собой измеренные отклонения основных тонов настроенного инструмента от равномерной темперации. Как правило, отклонения увеличиваются к краям диапазона в сторону расширения интервалов, то есть дискант повышается, а бас понижается. В пересчете на октаву это расширение составляет от 0 до ± 6 центов в середине и от ± 3 до ± 24 центов к краям диапазона. С некоторым приближением к равномерной темперации согласуется лишь участок среднего регистра, примерно от ля малой октавы до ля второй октавы. Физической причиной этого явления называется негармоничность обертонов струн, вызванная сложным влиянием факторов их толщины, натяжения и жёсткости. Так, измерения показывают, что вторая гармоника тона ля 1 не равна точно 880 Гц, а отклоняется в сторону завышения примерно на 2 цента, что составляет для этой частоты 1 Гц, следовательно, она будет равна 881 Гц. На эту же частоту будет настроена и первая гармоника ля 2 .
Настройка
После вышеописанного процесс настройки, наверное, понятен. В качестве тюнера используется любая программа (например, бесплатная программа для iPad). При настройке удерживаем соответствующую ноту для разблокировки струны, затем слегка ударяем по струне и смотрим на экран. Программа показывает название ноты в буквенном виде (нотам Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль соответствуют буквы ABCDEFG) и отклонение частоты от номинальной. Отклонение корректируется небольшими движениями ключа, т.к. каждой клавише соответствует 3 струны, действие нужно повторять 3 раза. Учитывая количество клавиш фортепиано, процесс получается весьма долгий и кропотливый.
Определенные сложности есть лишь с басовыми нотами — толстые витые струны имеют большое количество обертонов, и тюнер часто не может определить правильную частоту. Так что для самых низких регистров проверка на слух все же остается актуальной. Это не так уж сложно, достаточно сыграть октаву с верхней, правильно настроенной нотой, диссонанс сразу чувствуется, если он есть. Да и если будет небольшое несоответствие, это не так уж критично, нижние регистры практически не используются в реальной игре.
Объяснение: как образуется квинтовый круг?
Квинта в этой схеме – самый главный интервал. Почему именно чистая квинта? Потому что квинта – это физически (акустически) наиболее естественный способ перехода от одного звука к другому, и этот простой интервал был рождён самой природой.
Итак, диезные тональности располагаются по чистым квинтам вверх. Первая квинта строится от ноты «до», то есть от тоники До мажора, чистой тональности без знаков. Квинта от «до» — это «до-соль». Значит, нота «соль» становится тоникой следующей тональности по квинтовому кругу, это будет тональность Соль мажор и в ней будет один знак – фа-диез.
Следующую квинту строим уже от звука «соль» — «соль-ре», полученный звук «ре» — тоника очередной тональности квинтового круга – тоника гаммы Ре мажор, в которой два знака – два диеза (фа и до). С каждой построенной квинтой мы будем получать новые диезные тональности, и количество диезов будет все более возрастать, пока не достигнет семи (пока все ступени не окажутся повышенными).
Таким образом, если строить квинты, начиная от «до», то у нас получается следующий ряд тональностей: Соль мажор (1 диез), Ре мажор (2 диеза), Ля мажор (3 диеза), Ми мажор (4 диеза), Си мажор (5 диезов), Фа-диез мажор (6 диезов), До-диез мажор (7 диезов). Ряд записанных тоник оказался настолько широк своим размахом, что приходится начинать записывать его в басовом ключе, а заканчивать в скрипичном.
Порядок, в котором прибавляются диезы: ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ. Диезы также отстоят друг от друга на интервал чистой квинты. Это связано вот с чем. Каждый новый диез появляется на седьмой ступени гаммы, об этом мы говорили ещё в статье «Как запомнить знаки в тональностях». Соответственно, если тоники новых тональностей всё время отодвигаются на чистую квинту, то и их седьмые ступени также отодвигаются друг от друга ровно на чистую квинту.
Бемольные мажорные тональности располагаются по чистым квинтам вниз от «до». Точно также с каждой новой тональностью происходит увеличение количества бемолей в гамме. Ряд бемольных тональностей следующий: Фа мажор (один бемоль), Си-бемоль мажор (2 бемоля), Ми-бемоль мажор (3 бемоля), Ля-бемоль мажор (4 бемоля), Ре-бемоль мажор (5 бемолей), Соль-бемоль мажор (6 бемолей) и До-бемоль мажор (7 бемолей).
Порядок появления бемолей: СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА. Бемоли так же, как и диезы, добавляются по квинтам, только вниз. Более того, порядок бемолей совпадает с порядком тональностей бемольной ветви кварто-квинтового круга, начиная с Си-бемоль мажора.
Ну а теперь, наконец, представим собственно весь круг тональностей, в который для полноты отображения мы добавим ещё и параллельные миноры для всех мажоров.
Кстати, квинтовый круг нельзя строго назвать кругом, он представляет собой скорее некое подобие спирали, так как на определённом этапе некоторые тональности пересекаются из-за совпадения по высоте звучания. Кроме того, квинтовый круг не является замкнутым, его можно продолжить новыми более сложными тональностями с двойными знаками альтерации – дубль-диезами и дубль-бемолями (такие тональности используются в музыке крайне редко). О совпадающих по звучанию тональностях мы ещё поговорим отдельно, но чуть позже.
Устройство пианино
1 — боковые стенки корпуса, 2 — верхняя крышка, 3 — чугунная рама, 4 — вирбели, 5 — резонансная дека, 6 — молотки, 7 — рулейстик, 8 — фенгеры, 9 — клавиатура, | 10 — бакенклёцы, 11 — штеги, 12 — рычаг левой педали, 13 — педальные цуги, 14 — педальные лапки, 15 — цокольный пол, 16 — ролики, 17 – модератор. |
Как из пианино извлекается звук?
Клавиша является своеобразным рычагом, который приводит в действие механизм молоточка. Тот, в свою очередь, ударяет по нужной струне, а когда звук уже не нужен (вы отпустили клавишу), колебания струны моментально «гасятся» специальной подушечкой – демпфером.
В вашем инструменте всего 88 клавиш (белых – 52, черных – 36). Но струн при этом в несколько раз больше, 220! Для чего нужны «лишние»? За звук, исходящий при нажатии клавиши отвечают до 3 струн сразу (они вместе называются хором). Хочется отметить, что количество белых и черных клавиш у разных инструментов может отличаться как и количество струн.
Когда какая-то одна струна перестает звучать соответствующим образом и выходит из строя, звук становится «грязным». В такой ситуации и нужна помощь профессионального мастера-настройщика.
Нужно ли настраивать пианино, если на нем не играют?
Если фортепиано используется как рабочий инструмент музыканта, разумеется, настраивается он не столько по графику, сколько по необходимости. Профессионал заметит фальшь и пригласит настройщика.
Но есть ли необходимость в настройке пианино или рояля, если нагрузка на инструмент минимальна или вообще отсутствует?
Человек, играющий на пианино по настроению, редко обращает внимание на незначительные расхождения в строе и может вызывать настройщика раз в 3 – 4 года (бывает и реже). Тот, у кого фортепиано стоит без использования, вообще не думает о его настройке
Хорошо если мастер будет приглашен, хотя бы раз в десятилетие
Тот, у кого фортепиано стоит без использования, вообще не думает о его настройке. Хорошо если мастер будет приглашен, хотя бы раз в десятилетие.
Какой из этих вариантов лучше для фортепиано?
На самом деле плох и тот и другой, но последний – самый плохой.
Причин, по которым пианино должно настраиваться регулярно – несколько.
1. Пианино расстраивается. Независимо от того, играли на нем или нет, через 6 месяцев строй необходимо поправить. Только регулярная настройка через каждые полгода, может гарантировать хороший, гармоничный строй. Многие владельцы фортепиано считают это утверждение ложным. Для того, чтобы убедиться в необходимости 2 настроек в год, рекомендую почитать статью «Почему расстраивается пианино?»
2. Пианино изнашивается. Если инструмент не настраивался очень долго, со временем строй становится намного, ниже, пианино привыкает к небольшим нагрузкам. Настроить такой инструмент сразу невозможно. Деформации корпуса в процессе настройки снова расстраивают фортепиано. Постепенно увеличивая нагрузку его можно стабилизировать, но настраивать придется несколько раз. На регулярно настраивающемся инструменте слегка поправив колки можно добиться правильного звука. Колки старого, давно не настраивавшегося пианино приходится крутить очень много, что в свою очередь изнашивает старый вирбельбанк еще больше.
3. Струны привыкают к маленькой нагрузке. Со временем струны теряют эластичность и способность вытягиваться. Если это произошло в момент, когда строй пианино был значительно ниже стандартного, то при настройке инструмента струны могут рваться. Если это случиться со струнами без навивки, возможность их заменить есть. Многие настройщики имеют струнную проволоку. Но если порвутся басовые струны (с навивкой), их придется искать. Такие струны можно либо снять со старого пианино аналогичной модели, либо изготавливать заново. Басовые струны на фортепиано в промышленных масштабах в России не изготавливаются.
Отсюда два вывода:
- Чистый строй может быть только у регулярно настраиваемого пианино.
- Хранение инструмента с пониженным строем может привести к повышенному износу или поломке некоторых деталей.
Типы механизмов
Клавиатура является самой важной частью цифрового пианино, поэтому мировые производители, постоянно совершенствуют механику клавиатур своих инструментов, патентуют и дают им названия. Рассмотрим самые популярные из них
ROLAND
Клавиатура ROLAND PHA-4 (Progresive Hummer Action – прогрессивное молоточковое действие) передает естественные ощущения игры на большом концертном рояле. В ней отсутствуют какие-либо пружины, предусмотрен только молоточковый механизм, что способствует реалистичному сопротивлению клавиши. Также некоторые модели инструментов имеют функцию Escapement (послекасание или отпускание), которая позволяет передать все нюансы игры Pianissimo и Fortissimo. Специальное мягкое демпфирование позволяет добиться меньшего механического шума при сильной игре.
Механизм клавиатуры ROLAND PHA-4
Покрытие клавиш может быть двух видов: «под пластик» или «под слоновую кость» (Ivory Feel). В последнем случае на клавиатуре удобней играть, так как даже слегка влажные пальцы не скользят по поверхности.
Клавиатура PHA-4 выпускается в трех модификациях: старшая CONCERT, средняя PREMIUM и младшая STANDARD.
YAMAHA
Компания YAMAHA давно и успешно использует в своих инструментах механизм клавиатуры GH-3 (Graded Hummer 3), в котором цифра «3» указывает на наличие трех сенсоров на одной клавише, что позволяет более точно воспроизвести интенсивность нажатия на нее. Именно YAMAHA стала первопроходцем в этом вопросе. Сейчас три сенсора устанавливают и в устройствах других производителей.
Механизм клавиатуры GH-3
KAWAI
Это не самый известный в обывательских кругах, но один из лучших производителей японских цифровых пианино. Если вы любитель классики, то цифровые пианино KAWAI – это ваш выбор.
Клавиатура пианино KAWAI
В серии цифровых пианино CA (Concert Artist) используется клавиатура RM3, клавиши механизма которой имеют полную длину, что идеально подходит классическим исполнителям. Настоящая клавиатура рояльного типа в сочетании с превосходным классическим звучанием фортепиано сделали эту марку очень популярной во многих странах.
Клавиатура RM3
В серии KAWAI CN используется клавиатура с пластиковыми клавишами, которая получила название RH II (Responsive Hammer II). Каждая клавиша этого механизма имеет не менее трех сенсоров касания для полной передачи особенностей любого музыкального произведения.
Клавиатура с пластиковыми клавишами RH II
CASIO
Имея более тридцати лет опыта производства электронных музыкальных инструментов, компания CASIO каждый год выпускает более новые серии инструментов, совершенствуя их клавиатуру. Несмотря на относительно невысокую цену, цифровые пианино, особенно серии Celviano и Privia, имеют весьма достойную механику, удовлетворяющую требованиям преподавателя музыкальной школы. В последних версиях цифровых пианино CASIO также имеется несколько сенсоров на каждой клавише. Дополнительно «градация чувствительности» к скорости касания (velocity) разделена на 128 частей, что позволяет передать малейшие нюансы и характер любого произведения.
Клавиатуры CASIO
Теперь вы знаете, что механика всех видов клавиатур электронных пианино очень сложна
Производители уделяют ей особое внимание, доводя до совершенства клавишный механизм в своих проектных мастерских
Историческая справка
В конце XVII века великие композиторы и музыканты начали искать новый клавишный инструмент, который по нежности звучания и широте эмоций не уступал бы скрипке и органу. Хотелось иметь глубокий звук, корой мог бы плавно перетекать из громового фортиссимо в лёгкое пианиссимо.
Первое название пианино дословно передавалось как «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Назвал инструмент Бартоломео Кристофори – итальянский мастер музыкальных инструментов в 1709 году. Исходившая из настроенного пианино музыка не устаревает и по сегодняшний день, затрагивая самые глубокие струны души.
Литература [ править | править код ]
1. Богино Г. Современная настройка фортепиано // Музыкальное искусство и наука. – (Вып.1.). – М.: Музыка, 1970. — С.191-218.
2. Порвенков В.Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов. — М. , 1980.
3. Фадеев И.Г., Аллон С.М. Ремонт и настройка пианино и роялей. — М. , 1973.
4. Сергеев М. В. О профессионализме настройщиков фортепиано // Общество и цивилизация. 2015. Т. 1. С. 142—158.
У многих, кто занимается музыкой, стоят дома старые советские фортепиано 20−30-летнего возраста. Можно ли настроить их в домашних условиях? Попробуем разобраться.
Для начала немного теории. Наверное, все знают, что за основу при настройке музыкальных инструментов используют тон ноты «Ля», частота которой составляет 440 Гц. Соотношение частот фактически является логарифмическим, частота ноты каждой следующей октавы вдвое больше предыдущей (Ля второй октавы имеет частоту 880 Гц и пр). Нотный строй называется равномерно темперированным, в нем каждая октава делится на 12 равных «долей», частота тона определяется по формуле F (i) = F0*2^(i/12), где F0 — начальная частота, а i — номер полутона. Таким образом, можно определить частоту любой ноты на клавиатуре фортепиано, в этом плане гармония вполне проверяется алгеброй. Из этого следует вполне практический вывод: раз звук может быть математически подсчитан и измерен, значит, и процесс настройки вполне может быть запрограммирован и поручен компьютеру.
Теперь вернемся к настройке фортепиано. Разумеется, настроить инструмент на слух без опыта невозможно, не зря раньше этим занимались исключительно настройщики-профессионалы. Сейчас все стало несколько проще: существуют как приборы-тюнеры (их цена колеблется от 1 тыс.р. за любительские модели, до 30 тыс.р. за профессиональные), так и программы для различных платформ (ПК, смартфоны, планшеты). Их суть довольна проста, они показывают на экране частоту ноты и ее отклонение от точного значения. Дальше, как говорится, дело техники. К технической части и приступим.
Сколько стоит настройка в Москве
Независимо от региона страны, стоимость на услуги настройки пианино будут примерно одинаковой. В целом стоимость зависит от объема работы и квалификации мастера. Представляем вашему вниманию средние цены на следующие услуги:
- диагностика пианино – от 1 000 рублей;
- настройка, при которой строй не поднимается – от 2 500 рублей;
- работы по поднятию или опусканию строя стоят от 3 500 рублей;
- исправление мелких дефектов в механизме – от 2 000 рублей.
§ 16. Настройщик пианино и роялей 7-го разряда
Характеристика работ. Выравнивание клавиатуры по линии
подъема и опускания клавиш. Проверка качества струнной одежды: раскладки струн
по хорам, их направлению, высоте, углу прилегания к штегу и каподастру.
Проверка правильности навивки и закрепления струн на вирбелях. Осмотр состояния
вирбельбанка, чугунной рамы, резонансного щита, педального механизма и других
узлов рояля. Настройка первой струны тона «ля» первой октавы по
камертону 440 Гц (443 — 444 Гц «Оркестровый строй») для специальных
фортепианных классов и концертных площадок. Подстройка под первую струну
остальных струн хора ноты «ля» в унисон. Настройка всех хоров струн в
зоне темперации с использованием кварт, квинт, больших терций и больших секст.
Настройка всех струн инструмента по всему диапазону с проверкой по октавам,
терциям, квартам, квинтам, секстам и дециям. Интонировка инструмента по всему
диапазону. Проверка качества фильца молоточков и выравнивания яркости звучания
по всем струнам, не допуская резкости звучания. Многократное проигрывание при
настройке музыкального инструмента хроматической гаммы по всему диапазону и
отдельных участков с целью определения равномерности звучания по тембру
отдельных нот. Просмотр дефектной ведомости и сопоставление ее с наличием
дефектов при просмотре музыкального инструмента на месте. Своевременный
контроль процессов старения органов и устранение неполадок, появляющихся
вследствие их воздействия. Проведение ежегодных чисток с частичным демонтажем и
ремонта изношенных деталей в условиях мастерских. Проведение темперации и
генеральной настройки органов, ремонта поврежденных труб. Окончательное
регулирование клавишного и педального механизмов на точность установки клавиш, шпаций
между ними, легкость работы и быстроту ответа удара при нажиме на клавишу.
Настройка двух роялей в унисон. Обеспечение работы специальных фортепианных
классов высших учебных заведений культуры, осуществляющих подготовку
профессиональных музыкантов-исполнителей (консерваторий). Обеспечение
проведения филармонических концертов.
Должен знать: конструкции концертных роялей ведущих мировых
фирм, установленных в специальных фортепианных классах и концертных залах;
методы проверки и регулирования взаимодействия узлов и деталей рояля; правила
точного установления деталей механики в положение максимального извлечения
звука определенной тональности и частоты каждой струны; различные методы
настройки рояля по всему диапазону; строй, интервалы и звукоряды двенадцатиступенного
темперированного строя; правила интонировки концертных роялей; специфику
концертных роялей фирм: «Стенвей», «Ямаха»,
«Бехштейн», «Безендорфер»; особенности подготовки
концертных роялей к международным конкурсам пианистов; основные сведения о консервации,
реконструкции и реставрации органов; международные нормы содержания
исторических органов-памятников; индивидуальные требования ведущих исполнителей
мира; специфику подготовки и проведения сеансов звукозаписи в концертных залах
и студиях звукозаписи.
При выполнении работ по настройке концертных роялей в
«оркестровый строй», настройке двух, трех и более роялей в унисон с
общей интонировкой применительно к акустике данного концертного зала,
окончательном регулировании механики рояля на точность по линии удара молоточка
по струнам, быстроту передачи удара, легкость и точность взаимодействия всего
механизма согласно требованиям фирмы-изготовителя и с учетом особенностей
музыканта-исполнителя, выработке режима эксплуатации обслуживаемого органа и выработке
методики его консервации, проведении экспертных работ по определению школы
авторства — 8-й разряд.
Клавиатурщик |
Заключение
Во-первых, хочется сказать о качестве настройки. Программы-тюнеры обеспечивают определение частоты с точностью менее 1%, что более чем достаточно. Хотя среди музыкантов-профессионалов настройка «по тюнеру» считается черновой: настоящий инструмент отличается от математической модели наличием большого количества обертонов, гармоник, и «свести» их воедино для идеального звука довольно-таки сложно, это уже скорее искусство, чем мастерство. Существует так называемая кривая Рейлсбека, показывающая несоответствие реальных и расчетных частот на краях диапазона. Но это скорее актуально для концертных инструментов и вряд ли актуально для уровня домашнего исполнения или музыкальной школы. Более реальной проблемой бывает то, что инструмент может не держать высоту тона — со временем дерево высыхает, бывает, что некоторые колки не обеспечивают натяжения струны. В таком случае лучше обратиться к специалисту, самостоятельный ремонт тут вряд ли целесообразен.
Во-вторых, вопрос цены: целесообразна ли домашняя настройка? Можно сказать сразу — если говорить о деньгах, то нет. Потраченный целый день и больная спина после 8 часов стояния, согнувшись над инструментом, не стоят 500−1000 р. экономии. Но если говорить о техническом и познавательном интересе, то процесс настройки вполне интересен и стоит того, чтобы его выполнить. Ничего нереального и сверхсложного тут нет. И наконец, бывают ситуации, когда настройщика вызвать просто невозможно (например, в поселках или небольших городах).
Так что воспользоваться или нет приведенной информацией, каждый может решить сам. Главное, что есть выбор.
Уже много говорилось о том, что фортепиано имеет свойство со временем терять свой строй, а, помимо этого, могут возникнуть и иные проблемы, которые негативным образом сказываются на качестве звучания инструмента и, соответственно, на качестве исполняемой вами музыки.
Сразу скажу, в этом случае я настоятельно рекомендую вызвать мастера, который сможет все безукоризненно исправить. Но, возможно, вы решили сами углубиться в эту тему, сочли, что уровень вашего слуха уже вполне достаточен для того, чтобы самому с этим справиться, и что вы подходите для этой работы. В любом случае знания никогда не бывают лишними, и я не могу отказать вам в их получении по мере моих скромных возможностей.
Для этой статьи мне специально пришлось пообщаться с очень опытным мастером-настройщиком, ибо в этом деле необходимо на самом деле недюжинное мастерство и развитый слух, который будет максимально близок к абсолютному. Но, если вы только начали играть, не имеете особого музыкального опыта, то, пожалуйста, не делайте этого сами!
Я вас предупредил, струны, конечно, порвать достаточно сложно (только если вы перетяните их минимум на октаву), но если такое произойдет, то их будет достать значительно сложнее, чем гитарные, которые можно приобрести в любом музыкальном магазине.
Данный материал даст вам общее представление о настройке пианино, ведь, чтобы познать тонкости этого процесса, тот самый настройщик предложил переслать мне бандеролью пару «книжек» размером с томик Маркса-Энгельса каждая.