Кварто-квинтовый круг тональностей: подробный разбор

Усовершенствованный градусник тональностей

Для того чтобы на градуснике можно было подсмотреть не только количество диезов и бемолей в какой-то из тональностей, но также увидеть, какие именно это будут знаки, мы решили изготовить и представить вам его усовершенствованную модель.

На картинке вы можете видеть градусник с двойной шкалой. По правую сторону показано количество знаков в той или иной тональности. По левую сторону записаны: вверх порядок диезов (ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ), а вниз – порядок бемолей (СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА).

Для того чтобы назвать знаки тональности мы находим её на градуснике, смотрим количество знаков, а затем от нуля поднимаемся или спускаемся по левой шкале, называя все знаки до тех пор, пока не доберёмся до выбранной тональности. Диез или бемоль, который выставлен напротив нужной тональности будет в ней последним.

Например, мы хотим узнать, сколько знаков в тональности Си мажор. Находим её на градуснике – она находится среди диезных строёв, в ней 5 диезов, а именно (от «нуля»): фа, до, соль, ре и ля.

Ещё пример – разберёмся с тональностью Ре-бемоль мажор. Она записана на «морозной», бемольной стороне, знаков по градуснику пять, а именно (спускаемся от «нуля»): си, ми, ля, ре и соль.

Ниже мы представим вам ещё один вариант градусника – с буквенными обозначениями тональностей. Использовать в учёбе можно любой, какой больше понравится. Скачать оба градусника для распечатки можно ЗДЕСЬ.

Как убрать ртуть самому?

Кто хоть раз разбивал термометр, тот знает, что ртуть при падении разлетается на маленькие блестящие капли. Перед уборкой лучше надеть бахилы и перчатки, ненужную одежду и постараться не наступать на то место, где разлилась ртуть, чтобы не разнести опасные шарики по квартире.

На различных сайтах пишут, что, если служба демеркуризации не будет вызвана вовремя, человек может умереть. Но это не так. Вас намеренно стараются запугать, чтобы вы вызвали службу и заплатили. Ведь вы боитесь ртути и понятия не имеете, что с ней нужно делать.

Для начала расскажу, чего делать не нужно. Нельзя смахивать ртуть веником, иначе вы разметете ее на мелкие кусочки. Нельзя убирать вещество пылесосом: горячий воздух из него только ускорит испарение ртути, а сам пылесос придется выбросить после такой уборки. Робот-пылесос тоже не подойдет, так как он просто раскидает капли ртути по помещению. Также ни в коем случае не следует выбрасывать собранное вещество в мусоропровод, смывать в унитаз или раковину, зарывать в землю во в дворе — это опасно для здоровья окружающих.

Для сбора ртути нужно взять баночку с крышкой. Подойдет контейнер для анализов или тара из-под варенья. В нее нужно налить воды — она защитит вас от паров ртути. Для сбора капель с пола можно использовать обычный листок бумаги или даже два.

Кстати, ртуть не может попасть в организм через кожу. Если засунуть палец в баночку с ртутью, он не отвалится и никакого ожога не будет (я проверял)! Удивительно, но факт: с помощью ртути голыми руками добывают золото. Если вы собираете остатки термометра без перчаток, следите, чтобы на ладони не налипли маленькие капельки.

Приступая к уборке, в первую очередь нужно собрать крупные шарики ртути. Это легко сделать с помощью бумаги, а затем положить в баночку с водой. Как только ртуть окажется под водой, ее пары вам больше не страшны… но только семь дней. Дело в том, что ртуть все равно «испаряется под водой», и примерно через семь дней давление паров ртути над водой будет таким же, как над каплей ртути, лежащей не под водой. Так что не храните дома банку больше недели!

Крупные капли ртути можно собрать также шприцом без иголки или спринцовкой. Мелкие капли легко убрать скотчем, затем поместить в пакет, прочно завязать и сдать на переработку вместе с баночкой. Куда отвезти собранную ртуть в вашем районе, узнайте по номеру 112.

Напоследок убедитесь, что вы собрали все шарики ртути. Воспользуйтесь фонариком в телефоне или другим ярким источником света. Ртуть блестит, и если увидите маленькие блестящие капли ртути, то вы сделали еще не все. Придется продолжить уборку.

Проблема в том, что ртуть может затекать в маленькие щели в стыке ламината или под плинтус. Если у вас пол со множеством щелей, то есть плохая новость: пол придется вскрывать.

После того как вы собрали всю ртуть, надо хорошенько промыть полы. Я советую сделать это с помощью мыльно-содового раствора в два этапа.

Первый этап. В пластиковом (не металлическом!) ведре приготовьте раствор хлорсодержащего отбеливателя «Белизна» из расчета 1 л отбеливателя на 8 л воды (2-процентный раствор). Полученным раствором с использованием губки, щетки или половой тряпки промойте загрязненную поверхность.

Второй этап. Приготовьте мыльно-содовый раствор из расчета 40 г тертого мыла и 50 г соды на 1 л воды и обработайте им место загрязнения. На протяжении следующих нескольких дней данную процедуру нужно регулярно повторять. Не забывайте регулярно проводить влажную уборку и проветривать помещение.

Можно и просто протереть полы мыльным раствором, если у вас нет времени и сил на вышеописанную дезинфекцию

Уделяйте особое внимание щелям, чтобы вымыть из них мелкие капли ртути, которые там могли оказаться. На протяжении следующих нескольких дней процедуру нужно регулярно повторять

Не забывайте также проводить влажную уборку и проветривать помещение. В итоге у вас получится идеально чистый пол, без ртути и грязи.

Первая степень родства

Первая степень родства включает ключи, которые имеют наиболее общее: триады и ключевые знаки. Однако ключевые признаки — это не первичный признак родства, а скорее внешний признак, на который не следует полагаться.

А теперь об этом подробнее на примере тональности до мажор и ля минор. Начнем с основного:

  • Параллельная тональность до мажор — ля минор. На этих клавишах отсутствуют ключевые метки, что означает, что все звуки для них общие.
  • Субдоминанта до мажор — фа мажор. Эти ключи отличаются одним звуком: си-бемоль, который присутствует в тональности фа мажор. Остальные звуки являются общими для этих клавиш.
  • Ключевая параллель субдоминанте (фа мажор) — ре минор. Он также имеет знак ключа, си-бемоль, который отличает до мажор от ре минор.
  • Доминирующая тональность до мажор — соль мажор. Они оба имеют 6 общих звуков, как и вышеупомянутые клавиши, за исключением фа-диез, который присутствует в тональности соль мажор.
  • Ключевая параллель с доминантой — ми минор. Как и в случае с доминантой, между до мажором и ми минором все звуки, кроме фа-диез, будут общими.
  • Номер 6 — это ключ, который будет исключением, и вам просто нужно помнить об этом. Это тональность субдоминанты, но взятая в гармонической форме, то есть в минорной тональности. Получается, что шестая тональность до мажор будет фа минор.

Теперь перейдем к минорной тональности. Принцип определения оттенков такой же:

  • Параллельный — до мажор
  • Субдоминанта — Ре минор
  • Параллельная субдоминанта — фа мажор
  • Доминант — ми минор (натуральный)
  • Параллельная доминанта — соль мажор
  • Шестая тональность в минорной тональности будет доминирующей в гармонической форме, то есть мажорная доминанта является тональностью в ми-мажоре.

Зачем измеряют ректальную температуру?

Измерение базальной температуры часто помогает не только определить на какой фазе находится менструальный цикл женщины, но и позволяет выявить отклонения от его нормальных показаний. На протяжении всего менструального цикла гормональный фон женщины изменяется и это приводит к колебаниям температуры в прямой кишке. Например, если началась овуляция, то показания термометра будут больше обычных на 0,4°С или 0,8°С. Таким образом, измерив БТ, можно точно определить наиболее благоприятные дни для зачатия ребенка. Или наоборот — если беременность не планируется, то знание, когда в организме произошла овуляция, помогут определить дни, в которые стоит избегать сексуальных контактов или применить методы контрацепции.

В случае так называемой “задержки”, измерение ректальной температуры позволит выяснить женщине с чем это связано — забеременела она или это просто небольшой сбой в графике месячных.

При бесплодии, гормональной дисфункции, маточных кровотечениях составление графика измерений базальной температуры также играет далеко не последнюю роль. Исследование такого графика позволяет в диагностике некоторых заболеваний женской половой системы, а именно:

  • если базальная температура повышается позже, чем ожидается овуляция, и такой подъем продолжается не дольше недели, то можно говорить о недостаточности желтого тела;
  • при эндометриозе или хроническом эндометрите температура будет выше 37° С даже во время месячных;
  • если же термометр на протяжении всего менструального цикла показывает повышенную температуру, т.е. намного больше 37° С, то можно с уверенностью сказать, что в организме идет острый воспалительный процесс.

Сколько всего в музыке тональностей?

В музыке применяется, главным образом, 30 тональностей, из которых одна половина – мажорные, а другая – минорные. Мажорные и минорные тональности образуют пары по принципу совпадения в них ключевых знаков альтерации – диезов и бемолей. Тональности с одинаковыми знаками называются параллельными. Всего, таким образом, есть 15 пар параллельных тональностей.

Из 30 тональностей две не имеют знаков – это До мажор и ля минор. 14 тональностей имеют диезы (от одного до семи по порядку диезов ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ), из этих 14 семь тональностей будут мажорные, а семь, соответственно, минорные. Ещё 14 тональностей имеют бемоли (аналогично от одного до семи, но только по порядку бемолей СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА), из них также семь мажорных и семь минорных.

Таблицу всех используемых музыкантами в практике тональностей вместе с их знаками можно скачать ЗДЕСЬ, распечатать и пользоваться ей как шпаргалкой.

Энгармонически равные тональности

Энгармонизм в музыке – это совпадение элементов по звучанию, но разность их по названию, написанию или обозначению. Энгармонически равными могут быть простые ноты: например, до-диез и ре-бемоль. Энгармонизм характерен и для интервалов или аккордов. А в данном случае мы будем иметь дело с энгармонически равными тональностями , соответственно, звукоряды гамм этих тональностей также будут совпадать по звучанию.

Как мы уже отметили, такие совпадающие по звучанию тональности появляются на пересечении диезной и бемольной ветвей квинтового круга. Это тональности с большим числом знаков – с пятью, шестью или семью диезами или бемолями.

К энгармонически равным относят следующие тональности:

  • Си мажор (5 диезов) и До-бемоль мажор (7 бемолей)
  • Параллельные названным соль-диез минор (5 диезов) и ля-бемоль минор (7 бемолей);
  • Фа-диез мажор (6 диезов) и Соль-бемоль мажор (6 бемолей);
  • Параллельные им ре-диез минор и ми-бемоль минор с таким же количеством знаков;
  • До-диез мажор (7 диезов) и Ре-бемоль мажор (5 бемолей);
  • Параллельные этим строям ля-диез минор (тоже 7 диезов) и си-бемоль минор (5 бемолей).

Что нужно знать, чтобы выучить квинтовый круг

Чтобы быстро выучить и понять суть кварто-квинтового круга тональностей, разберемся в этих терминах:

  • музыкальный интервал;
  • тональность;
  • знаки альтерации.

Музыкальный интервал

Музыкальный интервал — это сочетание двух звуков, взятых одновременно (гармонический интервал) или последовательно (мелодический интервал). Нижний звук интервала называется основанием, верхний — вершиной.

Гармонические интервалы подразделяются простые и составные, консонансы и диссонансы. Для работы с квинтовым кругом требуется знать 2 простых совершенных консонанса: квинту и кварту.

Таблица простых музыкальных интервалов

Название Тоновая величина Характер звучания
Прима 0 (унисон) Абсолютный консонанс
Секунда (малая) 0,5 (полутон) Диссонанс
Секунда (большая) 1 (целый тон) Диссонанс
Терция (малая) 1,5 (полудитон) Несовершенный консонанс
Терция (большая) 2 (дитон) Несовершенный консонанс
Кварта (чистая) 2,5 Совершенный консонанс
Кварта (увеличенная) 3 (тритон) Диссонанс
Квинта (уменьшенная) 3 (тритон) Диссонанс
Квинта (чистая) 3,5 Совершенный консонанс
Секста (малая) 4 Несовершенный консонанс
Секста (большая) 4,5 Несовершенный консонанс
Септима (малая) 5 Диссонанс
Септима (большая) 5,5 Диссонанс
Октава 6 Абсолютный консонанс

Из этой таблицы видно, что тоновая величина чистой квинты — 3,5 тона, чистой кварты — 2,5 тона. С помощью этих интервалов строится кварто-квинтовый круг тональностей.

Магия кварто-квинтового круга заключается в том, что чистая квинта — это обращение чистой кварты, т.е. если переместить основание чистой квинты на октаву вниз — получится чистая кварта.

Что такое тональность

Тональность — это высотное положение лада, построенного от определенной ноты. Другими словами: тональность — это высота звучания музыкального произведения, которая определяется тоникой.

Параллельные тональности — это мажорная и минорная тональность, которые имеют разные тоники, но содержат одинаковый набор нот и ключевых знаков.

Знаки альтерации – это знаки, которые используются при нотном письме и обозначают повышение или понижение высотности звука без изменения его названия.

Построение круга через интервалы

Круг ключа — это диаграмма, на которой указаны все минорные и мажорные музыкальные клавиши, построенные в определенном порядке. Благодаря ему музыкант сможет быстро и точно распознавать все ноты, входящие в естественную гамму тональности, и строить из них последовательности аккордов, сольные партии или импровизации. Чтобы лучше понять, как устроен четвертый-пятый круг, настоятельно рекомендуем построить его самостоятельно.

Шаг 1

Начните с рисования круга и разделите его на двенадцать сегментов, как если бы это был квадрант. Снаружи, в 12, вы пишете «До мажор» или «До мажор».

Шаг 2

Затем, начиная с ноты C, отсчитайте полную пятую часть — пять полных шагов или тонов. Вы должны прийти к ноте G. Напишите G-maj на циферблате в положении «1 час». Затем повторите то же самое, вы должны прийти к ноте D. Двигайтесь строго по часовой стрелке.

Кружок должен замкнуться на клавише F-maj. После этого вы вернетесь в C.

Итак, вы заполнили круг основных клавиш. Теперь то же самое нужно проделать с второстепенными клавишами.

Шаг 3

Внутри круга, снова в 12 часов, напишите минор под до мажор. Затем таким же образом отсчитайте пять полных тонов от тоники A. Вы дойдете до ноты E. Пишите в течение 1 часа, под соль мажор. Повторяйте то же самое, пока не закроете круг клавишей D-min.

Четвертый или пятый круг ключей можно построить не только из пятого, но и из четвертого. В этом случае вам нужно будет двигаться против часовой стрелки и отсчитывать не пять, а четыре полных тона. Кроме того, вместо острых предметов нужно писать плоско.

Последнее, что нужно помнить, это то, что когда мы строим круг по часовой стрелке, создается ощущение, что мы движемся вверх и против — вниз по тонам.

Как пользоваться квинтовым кругом тональностей?

Во-первых, пятый круг можно использовать как удобную шпаргалку для изучения всех ключей и их знаков.

Во-вторых, разницу в знаке между двумя тонами легко определить по кругу квинт. Для этого просто посчитайте сектора от исходного ключа до того, с которым мы сравниваем.

Например, между соль мажор и ми мажор разница в три сектора и, следовательно, в три цифры. Между до мажором и ля-бемоль мажор разница в 4-бемоль.

Различие знаков наиболее ярко показывает пятый круг, разделенный на сектора. Чтобы изображение круга было компактным, клавиши в нем можно записать с помощью буквенного обозначения:

Наконец, в-третьих, по кругу пятых можно сразу определить «ближайших родственников» того или иного ключа, то есть определить ключи первой степени родства. Они находятся в том же секторе, что и исходный ключ (параллельно), и примыкают к каждой стороне.

Например, для соль мажор такими коррелированными ключами будут ми минор (в том же секторе), мажор и минор (соседний сектор слева), ре мажор и си минор (соседний сектор справа).

Мы вернемся в будущем к более глубокому изучению актуальных оттенков, тогда мы узнаем все методы и секреты их исследования.

Что такое квинтовый круг тональностей

Квинтовый круг тональностей — это графическая схема изображения мажорных и минорных тональностей, которые группируются по степени родства и количества общих нот. Интервал между соседними тональностями в квинтовом круге составляет чистую квинту.

На внешней стороне кварто-квинтового круга изображены мажорные тональности, на внутренней — их параллельные миноры.

Помимо визуализации отношений между мажорными и минорными тональностями, квинтовый круг позволит моментально определить количество знаков при ключе в каждой из тональностей и поможет решать на практике более тривиальные задачи, с которыми рано или поздно сталкиваются как начинающие, так и опытные музыканты, композиторы и аранжировщики.

Используйте плагины

Если вы разобрались с тональностями и поняли принцип квинтового круга, пришло время воспользоваться этим в секвенсоре. Опытные музыканты способны определять тональность на слух. Если вы еще не достигли таких высот, пользуйтесь анализаторами, которые  справляются с задачей поиска тональности.

В коммерческих коллекциях семплов указывается тональность для каждого семпла. Но что делать, если у понравившегося звука отсутствует такая информация? Например, вам понравилась бас-линия, которую вы хотели бы использовать в треке. Найдем тональность баса, чтобы подыграть на синтезаторе. Руководствуясь принципом поиска тональности, с которым вы познакомились ранее, вы сможете легко найти тональность семплов из вашей библиотеки.

Итак, повесив анализатор на дорожку с басом, найдем частоту первой ноты. Анализатор определит самую громкую гармонику сигнала — тонику, определяющую тональность.

В данном случае она расположена на частоте 80,15 Hz. Согласно частоте E1 — это тоника ноты. Таким образом, тоника баса приходится на ноту E (Ми). Мы нашли тонику, но не тональность. Чтобы найти тональность, придется прибегнуть к теории.

Как пользоваться кругом тональностей

Нахождение нужной тональности

Как уже было сказано выше, зная, сколько неполных нот содержится в партии, которую вы играете, можно очень быстро и точно определить тональность всей композиции. Точно так же вы можете определить ключ по тому, какие аккорды используются в песне. Сделать это можно таким образом.

Снова посмотрите на ваш круг. Вас интересует только внешняя сторона, с мажорными ключами. Выберите нужную вам тональность. Если вы запишите следующие за ней по часовой стрелке шесть нот, то получите натуральную гамму выбранной тональности. Однако нот шесть, нужна еще одна. А она – это первая нота до выбранной вами тональности. Таким образом, руководствуясь кварто-квинтовым кругом, в тональность До-мажор входят ноты:

F C G D A E B.

Благодаря этой информации вы можете, зная аккорды композиции, определить тональность, в которой она играется.

Транспонирование тональности

Кварто-квинтовый круг поможет вам для транспонирование аккордов в тональности, если, например, композиция для вас слишком высокая или низкая. Данный способ поможет вам выделить самые удачные ключи для модуляции.

Снова выберите тональность. Следующий и предыдущий ключ от нее – самые удачные для модуляции, поскольку имеют родственные друг другу аккорды. После этого просто сдвиньте трезвучия композиции на квинту вверх или кварту вниз, в зависимости от того, в какую сторону происходит модуляция. Если мы берем все тот же до-мажор, то ближайшие в нему ключи – Фа-мажор и Соль-мажор.

Поэтому ноты

C D E F G A B

Превратятся в

F G A Bb C E

Или

G A B C D E F#

Соответственно.

Параллельные тональности

Если вы все делали правильно, то по итогу у вас должен получиться круг минорных и мажорных тональностей, где на внешней стороне находится мажор, а на внутренней, под ними, минор. Тональности, которые находятся друг под другом параллельны друг другу, и имеют внутри себя одни и те же ноты, только в разной последовательности.

Знаки альтерации внутри ключей

Второе, на чем стоит заострить внимание – это знаки альтерации: диезы и бемоли. Как вы помните, каждая тональность представляет собой ряд нот, выстроенных по определенному принципу

Вы можете понять построение ключа, выучив структуру гамм на гитаре. В зависимости от того, минорная тональность, или мажорная, а также ее тоники, изменяется и их порядок. Соответственно, внутри одной тональности могут быть как полные, так и половинные ноты – которые обозначаются знаками диез и бемоль. Это означает, что зная, сколько внутри тональности неполных нот, мы можем определить, что это за ключ. И наоборот, зная название тональности, мы можем точно сказать, сколько внутри нее знаков альтерации.

Кварто-квинтовый круг тональностей позволяет очень просто запомнить и просчитать, сколько диезов или бемолей содержит конкретная нужная нам тональность. Это можно очень просто запомнить, зафиксировав, сколько раз вы отсчитываете кварту или квинту, прежде чем дойдете до нужного ключа. Так, в До-мажоре все ноты полные, а в Соль-мажоре – знак альтерации только один. По аналогии с этим считается и Ля-минор, Ми-минор, и так далее.

Итак, мы знаем количество диезов или бемолей. Но как мы узнаем, какие это конкретно ноты? Тут нужно запомнить их порядок появления в каждом из ключей. Он выглядит так:

F C G D A E B – для подсчета диезов.

B E A D G C F  — для подсчета бемолей.

То есть, в тональности Соль-мажор есть только одна неполная нота – F#. В Ре-мажоре – две, F# и C#, и так далее.

Здесь есть очень тонкий момент – это ноты E и B. Дело в том, что они не могут быть неполными – у них просто не существует диезов и бемолей. Поэтому подразумевается, что вместо этих нот вы будете играть F и C соответственно, однако на нотном письме знаки альтерации все равно прописываются, чтобы уточнить, в каком конкретно ключе вы находитесь.

Вернитесь к вашему кругу, который вы сделали. Теперь, двигаясь по часовой стрелке, расставьте количество диезов на каждом из ключей, до тех пор, пока вы не дойдете C#-maj, или A#-min. Если вы все сделали правильно, эти ключи имеют семь знаков альтерации.

Теперь начните двигаться против часовой стрелки, расставляя бемоли до тональности B-maj или G#-min. Они содержат в себе семь бемолей при ключе.

Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.

Обратите внимание на то, что приведенные выше пример C#-maj содержит в себе пять бемолей, и семь диезов – что выглядит довольно странно. Причина этого заключается в так называемой энгармонии, когда два одинаковых звука могут быть записаны по-разному

До-диез мажор на кругу тональностей выстроен во время движения по часовой стрелке – то есть, вверх по октаве. Если вы будете строить круг вниз – то есть, против часовой стрелки, то вместо До-диез мажора вы напишите Ре-бемоль мажор. Но ведь фактически это одна и та же тональность, с одними и теми же нотами, просто записаны они по-разному. Это и есть энгармония.

Еще один классический пример – упомянутый выше Си-диез, который, по факту, является тем же самым звуком До. Поэтому, принято, что при значительном увеличении числа диезов или бемолей при ключе, на запись идут энгармонические аналоги тональностей. Это пошло из академической музыкальной теории, и вы можете просто запомнить схему круга тональностей для своего удобства.

Объяснение: как образуется квинтовый круг?

Пятый в этой схеме — самый важный интервал. Почему чистая пятая? Потому что пятое — это физически (акустически) наиболее естественный способ перехода от одного звука к другому, и этот простой интервал был рожден самой природой.

Следовательно, острые клавиши находятся и в пятых частях выше. Первая квинта построена из ноты «До», то есть из корня до мажор, чистой тональности без знаков. Пятая от «а» — «то-соль». Это означает, что нота «G» становится корнем следующего ключа в пятом круге, это будет ключ соль мажор и в нем будет знак — F-диез.

Строим следующую квинту из звука «G» — «GD», получившийся звук «D» — корень следующей тональности пятого круга — корня шкалы D мажор, в которой два знака — это две диезы (F и C). С каждым пятым построенным мы будем получать новые острые ключи, и количество острых ключей будет увеличиваться все больше и больше, пока не достигнет семи (до тех пор, пока все классы не будут повышены).

Итак, если мы построим квинты, начиная с «C», мы получим следующий диапазон тональности: соль мажор (1 диез), ре мажор (2 диеза), ля мажор (3 диеза), ми мажор (4 диеза), си мажор (5-диез), Фа-диез мажор (6-диез), До-диез мажор (7-диез). Количество записанных тоников оказалось настолько большим, что нужно начинать записывать в басовом ключе, а заканчивать в скрипичном.

Порядок добавления острых предметов: F, C, G, D, A, MI, SI. Острые предметы также разделены чистой пятой. Это связано со следующим. Каждый новый диез появляется на седьмой ступени шкалы, о чем мы говорили в статье «Как запоминать знаки в клавишах». Следовательно, если тоника новых клавиш всегда приближается к чистой пятой, их седьмые шаги также удаляются друг от друга точно на чистую пятую.

Плоские мажорные клавиши расположены пятыми вниз от «C». Точно так же с каждым новым ключом увеличивается количество квартир в гамме. Диапазон бемольских тональностей следующий: фа мажор (ля-бемоль), си-бемоль мажор (2-бемоль), ми-бемоль мажор (3-бемоль), ля-бемоль мажор (4-бемоль), ре-бемоль мажор (5-бемоль), соль-бемоль мажор (6 квартир) и до-бемоль мажор (7 квартир).

Порядок внешнего вида квартир: СИ, МИ, ЛА, РЕ, СОЛ, ДО, ФА. Плоские, как и острые предметы, добавляются в пятых, только внизу. При этом порядок квартир совпадает с порядком клавиш плоской ветви четверти пятой окружности, начиная с си-бемоль мажор.

Ну а теперь, наконец, мы представим весь набор ключей, в который для полноты картины добавим второстепенные параллели для всех основных.

Кстати, пятый круг нельзя назвать строго кругом, это скорее своего рода спираль, так как в какой-то момент некоторые клавиши пересекаются из-за совпадения тона. Более того, пятый круг не замкнут; его можно продолжить новыми, более сложными ключами с двойными случайностями: дабл-диез и дабл-бемоль (такие ключи очень редко используются в музыке). О совпадении тонов в звуке поговорим отдельно, но чуть позже.

Как измерить ректальную температуру?

Как можно понять из всего вышесказанного, исследование базальной (ректальной) температуры иногда играет далеко не последнюю роль при диагностике и планировании беременности. И многие женщины об этом знают, но не все имеют представление, как же правильно проводить эту процедуру.

Для начала нужно усвоить одно правило — ректальную температуру нужно измерять каждый день, независимо от самочувствия, настроения, и не делая перерыв во время месячных. Делать это нужно на протяжении трех циклов. И только в случае диагностики ранних сроков беременности этот процесс может быть периодическим, т.е. БТ измеряют несколько дней.

Еще одна немаловажная составляющая — это время измерения базальной температуры. Оно должно производится все время в одни и те же часы, плюс-минус полчаса, не более.

Термометр для измерения ректальной температуры нужно приготовить заранее, вечером. Он должен находиться не дальше, чем на расстоянии вытянутой руки, так как процедуру необходимо проводить не вставая с кровати и не делая никаких лишних и резких движений

Женщина должна вставить термометр в задний проход, соблюдая при этом осторожность, и подождать 5-10 минут. Если температуру измерять меньшее количество времени, то показания могут быть некорректными

Затем градусник извлекается, а данные сразу же записываются. Для измерения ректальной температуры нужно использовать один и тот же термометр, который не будет применяться ни в каких других случаях.

Для чего используется эта система?

Четверть пятой части круга ключей используется для определения количества символов (диез, бемоль) на ключе. Он также используется для поиска связанных оттенков и определения степени их близости. Связанные ключи первой степени включают в себя старший и второстепенный ключи, которые отличаются от оригинала признаком изменения. К ним также относятся окружности окружности, параллельные им и оригиналу. Чем ближе оттенки друг к другу в круге, тем больше степень их родства. Если между ними больше трех-четырех ступеней, близости нет. Многие композиторы использовали принцип движения по кругу при написании своих произведений, например Ф. Шопен («24 прелюдии») и И. С. Бах («Хорошо темперированный клавир»). В XIX и XX веках она нашла отражение в джазовых композициях и рок-музыке, но использовалась в преобразованном виде, названном «золотой последовательностью» (для построения аккордов использовалась не только пятая, но и четвертая).

Еще один способ определения ТПР

Например, как обычно, возьмем гамму без случайностей — до мажор и запомним тональности, имеющие с ней первую степень родства:

  • Минор
  • Фа мажор
  • Фа минор
  • Ре минор
  • Соль мажор
  • Ми минор

Возьмем их тоники и выровняем по принципу возрастания степеней:

Теперь вспомним, как выглядит гамма до мажор:

Как видите, тоники ключей первой степени родства находятся на шкале оригинального ключа. Из каждой из этих нот мы можем построить триаду (с учетом признаков изменения или их отсутствия). У нас получится 6 триад, которые также помогут определить первую степень родства. Тоника трезвучия укажет название оттенка, а цвет трезвучия (мажорный или минорный) укажет режим тона. В до мажоре вы получите следующие трезвучия:

Минор:

Вы уже заметили, что в тональности до мажор и ля минор мы не использовали трезвучие из ноты C. Это трезвучие уменьшено и не имеет мажорной или минорной окраски. В результате не используются и си-мажорные / си-минорные ключи.

Далее следует следующий паттерн:

Триада VII степени не участвует в мажорных тональностях; в минорной тональности — трезвучие II степени. Значит, тональность этих отрывков тоже не участвует

Ступени лада

У каждой ступени лада, помимо цифрового обозначения, имеется свое собственное название. Одно название мы уже знаем, это тоника, первая ступень. Остальные ступени называются так:

I — Тоника (Т)
II — Нисходящий вводный звук
III — Медианта
IV — Субдоминанта (S)
V — Доминанта (D)
VI — Субмедианта
VII — Восходящий вводный звук

Тоника, субдоминанта и доминанта являются главными ступенями лада, остальные — побочными. Почему именно эти ступени являются главными в ладу я расскажу позднее, в другой главе

Сейчас важно запомнить что первая, четвертая и пятая ступени являются главными. Не надо путать устойчивые ступени лада с главными, это разные вещи

Почему ступени так называются, и расположены в октаве без видимой логики? Все станет на свои места и будет выглядеть логично, если мы поместим тонику в центр, а остальные ступени разместим по бокам.

Седьмая и вторая ступени получили название вводных из-за тяготения их в тонику:

Доминанта (в переводе господствующая) находится квинтой выше тоники.

Субдоминанта (нижняя доминанта) находится квинтой ниже тоники.

Медианта (средняя) находится посередине между тоникой и доминантой, отсюда и название.

Субмедианта (нижняя медианта) находится между субдоминантой и тоникой.

Чем измерить

В термоскопе Галилея не было делений, и им нельзя было измерить температуру. В 1657 г. флорентийские учёные снабдили термоскоп шкалой из бисера и мерили температуру количеством бисеринок, на высоту которых по трубке поднималась вода. Прибор стал измерительным и получил название воздушного термометра (therme — тепло и metreo — измеряю). Но бисеринки не могли быть точными единицами измерения, а сам прибор был негоден для измерения низких температур — вода в нём замерзала и разрывала стекло.

В 1700 г. воду заменили спиртом с температурой плавления (замерзания) -114 °C, прибор перевернули шариком вниз, откачали из него воздух и запаяли, а на стекло нанесли деления для измерения температуры. Теперь температуру мерили не расширением воздуха, а расширением спирта при нагревании, и запаянный прибор не испытывал воздействия атмосферного давления. Так появился жидкостный термометр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: