Кварто-квинтовый круг тональностей. как пользоваться

Немного теории

В действительности, вся система кругового кварто-квинтового устройства представляет собой спираль. Более того, она ни в одном месте не соединяется, а увеличивается до бесконечности. Но на практике данная тенденция считается неуместной, ведь вся тональность распределяется на восемь или девять шагов. Начало берет «до»-мажор, который потом уже не используется. Причем если взять тональность с меньшим показателем, то все равно гамма будет полностью совпадать.

До большего количества спираль развивать никто не станет, ведь тональность, например, с тринадцатью символами, даже трудно произносить. Появляются такие понятия, как «соль-дубль-диез» и так далее.

Откуда взялось название «кварто-квинтовый круг»?

До сих пор мы рассматривали движение по кругу только для пятых и никогда не упоминали четвертый. Так при чем тут они? Почему полное название схемы звучит именно как «четвертый пятый круг»?

Дело в том, что четвертый — это инверсия пятого интервала. И такой же диапазон оттенков круга можно получить, если двигаться не на пятые, а на четвертые.

Например, диезные клавиши могут быть размещены не чистыми квинтами сверху, а чистыми четвертями ниже. Эта же строка будет выглядеть так:

Плоские клавиши можно разместить не чистыми квинтами внизу, а чистыми квинтами сверху. И снова результат будет тот же:

Тональности с бемолями при ключе

В этой картинке идем против часовой стрелки.

С каждой построенной вниз квинтой прибавляется один бемоль.

От до вниз квинту – получаем ноту фа. В тональности фа мажор один бемоль. Какой? Смотрим порядок бемолей. Видим, что это си бемоль.

От фа строим вниз еще одну квинту и получаем ноту си бемоль. В тональности си b мажор уже два бемоля – си и ми.

От си b строим очередную квинту и попадаем на ноту ми b. И в ми b мажоре уже 3 бемоля – си, ми, ля. И так далее.

Если вы поймете этот принцип, то определить количество знаков в любой тональности не составит труда. Теперь понятно почему “квинтовый”? Потому что он строится по квинтам. А почему круг? Посмотрите внимательно на картинки выше – начинаем с тональностей до мажор, а заканчиваем до# мажор или доb мажор – не совсем, конечно круг, но все-таки. То же самое и с минорными тональностями – начинается от ля, а заканчивает ля# или ляb минором.

Для удобства восприятия я разделила тональности и отдельно показала диезные и бемольные. В учебниках теории квинтовый круг тональностей представлен в виде такой картинки.

А напоследок предлагаю вам послушать вальс До# минор Фредерика Шопена. Очень известное произведение, красивое, полетное и в великолепном исполнении Александра Малкуса.

Кварто-квинтовый круг тональностей или просто квинтовый круг – это схема для удобного и быстрого запоминания всех тональностей и ключевых знаков в них.

В вершине квинтового круга находится тональность До мажор; по часовой стрелке – диезные тональности, тоники которых расположены по чистым квинтам вверх от тоники исходного До мажора; против часовой стрелки – круг бемольных тональностей, расположенных также по чистым квинтам, но только вниз.

При этом, при движении по квинтовому круг по часовой стрелке с каждой новой тональностью постепенно возрастает количество диезов (от одного до семи), при движении против часовой стрелки, соответственно, от одной тональности к другой возрастает количество бемолей (также от одного до семи).

Тональности с бемолями при ключе

В этой картинке идем против часовой стрелки.

С каждой построенной вниз квинтой прибавляется один бемоль.

От до вниз квинту – получаем ноту фа. В тональности фа мажор один бемоль. Какой? Смотрим порядок бемолей. Видим, что это си бемоль.

От фа строим вниз еще одну квинту и получаем ноту си бемоль. В тональности си b мажор уже два бемоля – си и ми.

От си b строим очередную квинту и попадаем на ноту ми b. И в ми b мажоре уже 3 бемоля – си, ми, ля. И так далее.

Если вы поймете этот принцип, то определить количество знаков в любой тональности не составит труда. Теперь понятно почему “квинтовый”? Потому что он строится по квинтам. А почему круг? Посмотрите внимательно на картинки выше – начинаем с тональностей до мажор, а заканчиваем до# мажор или доb мажор – не совсем, конечно круг, но все-таки. То же самое и с минорными тональностями – начинается от ля, а заканчивает ля# или ляb минором.

Для удобства восприятия я разделила тональности и отдельно показала диезные и бемольные. В учебниках теории квинтовый круг тональностей представлен в виде такой картинки.

А напоследок предлагаю вам послушать вальс До# минор Фредерика Шопена. Очень известное произведение, красивое, полетное и в великолепном исполнении Александра Малкуса.

Тональность. Квинтовый круг тональностей.

Тональность
– это высотное положение лада. Понятие тональности состоит из двух элементов: названия тоники и вида лада. Мажорные лады темперированного строя образуют между собой определенную систему тональностей, связанных между собой общими тетрахордами. Если верхний тетрахорд данного мажорного лада принять за нижний тетрахорд другого лада и построить на расстоянии тона от его верхнего звука аналогичный тетрахорд – получится звукоряд новой мажорной тональности. Эта тональность отличается от предыдущей на один ключевой знак, и ее тоника лежит квинтой выше. Если продолжить приравнивание тетрахордов, то выстроится ряд тональностей, который называется квинтовым. Аналогичный ряд тональностей можно выстроить и увеличивая количество бемолей.

Квинтовым кругом
называется расположение мажорных тональностей в порядке прибавления ключевых знаков: диезов – вверх по чистым квинтам, а бемолей – вниз по чистым квинтам.

В мажоре последний диез появляется на VII ступени, а последний бемоль – на IV ступени. Порядок появления диезов: фа-до-соль-ре-ля-ми-си, а бемолей – в обратную сторону: си-ми-ля-ре-соль-до-фа. Минорные тональности, как и мажорные, могут быть расположены по порядку в зависимости от количества ключевых знаков. При этом новый диез появляется на II ступени, а новый бемоль – на VI ступени.

Параллельные тональности
– это мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоники этих тональностей находятся на расстоянии малой терции, в которой верхний звук – тоника мажорной тональности. Например, до мажор и ля минор.

Одноименные тональности
– это мажорная и минорная тональности с общей тоникой. Например, до мажор и до минор.

Однотерцовые тональности
– это мажорная и минорная тональности с общим терцовым тоном, то есть третьей ступенью. Минорная тональность в такой паре всегда на полтона выше мажорной. Например, до мажор и до-диез минор.

Энгармонически равные тональности
– это две мажорных или две минорных тональности, имеющие общий звукоряд, который записывается по-разному. Сумма знаков в таких тональностях равна 12. Любая тональность может быть заменена энгармонически, но практически применяются шесть пар таких тональностей (с пятью, шестью и семью ключевыми знаками).

Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о у нас уже была

Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в .
Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.

По наличию ключевых знаков тональности можно разделить на три группы: без знаков, с диезами при ключе, с бемолями при ключе. Не бывает в музыке такого, что знаками в одной тональности будут и диезы и бемоли одновременно.

А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.

Мажорный квинтовый круг с бемолями

Плоские мажорные клавиши действительны, в отличие от резких, наоборот, в чистых басовых кварталах. За отправную точку берется тоника до мажор, так как до мажор не имеет следов изменения. Отсчитывая пять шагов, получаем корень второго после него ключа — фа мажор. В плоских тональностях случайности появляются не на шестой, а на четвертой гамме тональности, то есть на субдоминанте. Для фа мажор это си-бемоль. Пройдя весь пятый круг, мы получаем следующие бемоль мажор: до мажор, фа мажор, си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор, ля-бемоль мажор, ре-бемоль мажор, соль-бемоль мажор, до-бемоль мажор. В последнем также семь квартир. Так круг замыкается негармонично. Конечно, после этого появляются другие клавиши спиральные — с двойным фломастером, но они редко используются из-за своей сложности.

Как пользоваться квинтовым кругом

Разберемся сначала для чего нужен квинтовый круг.

  • Можно понять, какие аккорды будут хорошо звучать в определенной тональности. Например, вы сочиняете песню. Выбрали тональность Ре-минор. Чтобы придумать аккордовую последовательность, можно использовать квинтовый круг.
  • Узнать количество знаков (диезов и бемолей) в тональности, и, как следствие, быстро узнать ноты, входящие в эту тональность.
  • Понять, как можно гармонично из одной тональности перейти в другую (модуляция)
  • Быстро составлять аккорды
  • Увидеть параллельные тональности.

Для начинающего музыканта, круг является шпаргалкой при сочинении музыки. По нему очень легко ориентироваться, и он реально помогает в работе. Опытному музыканту данная шпаргалка уже не пригождается. Как правило, он уже знает ее наизусть.

Какой аккорд выбрать

По кругу можно увидеть какие аккорды входят в определенную тональность. Это обязательно нужно знать при сочинении аккордовой последовательности. Другими словами, здесь круг решает такую задачу для музыканта — какой аккорд взять.

Помним, что тональность состоит из 7 ступеней. И 6 из них находятся вокруг тонического (основного аккорда). Возьмем тональность до-мажор (C). Рядом с ней на круге располагаются такие аккорды как F, G, Am, Em, Dm. В до-мажор также входит уменьшенный аккорд Bdim. В итоге аккорды, которые будут входить в тональность расположены вокруг основного по ступеням. Схема показана на рисунке ниже.

То же самое работает и с минорными аккордами. Но расположение ступеней, конечно же, другое.

Транспонирование аккордов

Что делать, если композиция написана в тональности, в которой исполнителю трудно петь? Ответ — транспонировать. С помощью данного приема, можно перевести песню из одной тональности в другую, тем самым понизив ее, либо повысив. Возникает другой вопрос, какие тогда аккорды играть. И тут на помощь снова приходит кварто-квинтовый круг тональностей.

Для того чтобы транспонировать песню с помощью круга, необходимо сначала расписать гармоническую последовательность по ступеням. Например, аккорды меняются так: C, F, Am, G, то есть по ступеням I, IV, VI, V. Транспонирование в тональность D, делает тоникой аккорд D. И по тем же ступеням строится аккордовая последовательность, но уже в новой тональности: D, G, Bm, A. Номера ступеней вокруг тонического аккорда на квинтовом круге показаны на схемах выше. Желтым закрашены аккорды в составе тональности до-мажор. Голубым в тональности до-минор. Номера ступеней мажора и минора также приведены на схеме.

Как составить аккорд

Как уже было написано ранее, по квинтовому кругу можно узнать номер ступени заданной тональности. Эти же номера соответствуют номерам ступеней гаммы. То есть, если взять гамму C, то можно сказать, что нота G это чистая квинта, а нота F это кварта по отношению к тонике C. Зная это, а также зная формулы аккордов, можно легко и просто их составить. Ниже приведены схемы составления мажорных и минорных аккордов, а также септаккордов. Мажор и минор это «галочки», а септаккорды к этим галочкам подставляют еще одну ступень. Просто запомните схему и быстро собрать аккорд не составит труда!

Знаки в тональностях

Самая простая гамма это до-мажор (C) благодаря тому, что ни одна ее ступень не имеет диезов или бемолей (знаков). Параллельный до мажору ля минор также не имеет на борту ни одного знака, потому что входящие ноты те же самые. Но вот с другими гаммами дела обстоят иначе. Кварто-квинтовый круг может подсказать сколько диезов/бемолей имеет та или иная тональность. Все подчиняется простому правилу, схема которого приведена на рисунке ниже.

Зачем нужно знать кол-во знаков в гамме? По большому счету незачем. Но, с помощью этой информации можно легко запомнить наизусть входящие ноты в каждую гамму. А это уже полезное практическое знание для аранжировщика и музыканта.

Переход из одной тональности в другую

В современной музыке нередко используется такой прием как модуляция. По своей сути это обычная смена тональности. Но на практике сделать такое не всегда просто. Если просто сходу «влететь» в другой аккорд, то на слух это будет не совсем гармонично. Будет казаться, что резко и неблагозвучно что-то поменялось. С помощью кварто-квинтового круга можно понять какие аккорды использовать в качестве переходных.

Как известно, аккорды на кругах расположены по чистым квинтам (в правую сторону) и по квартам (в левую). Пусть основная тональность песни это до-мажор (C), и стоит задача перейти в ля-мажор (A). На круге между этими аккордами расположены G и D. Таким образом, можно после очередного квадрата (4 такта) в тональности C, сыграть аккорд G, после него D и затем уже A. И чтобы ушам окончательно привыкнуть к новой тональности, обыгрываем 4 такта в ля-мажоре.

Основные лады. Их структура.

А теперь поговорим о структуре ладов и рассмотрим самые распространенные из них.
Как мы уже знаем, в октаве помещается двенадцать звуков, расположенных по полутонам. Представим их в виде двенадцати пустых клеток с одной дополнительной, тринадцатой. Она нам нужна чтобы замкнуть октаву первой ступенью.

Я специально пока не использую для объяснения клавиатуру фортепиано. Деление на черные и белые клавиши не имеет никакого значения, и будет только мешать пониманию. Поэтому вместо клавиш просто тринадцать пустых клеток.

Теперь мы эти клетки будем заполнять ступенями ладов.

Ладов существует множество, и с разным количеством ступеней. Но наибольшее распространение получили два основных лада. Это мажорный лад и минорный лад. Или просто: мажор и минор. Они имеют по семь ступеней. Эти два лада, в традиционной музыкальной культуре, имеют фундаментальное значение. Практически вся музыка, которую мы слышим, основана на этих двух ладах и их разновидностях. Поэтому, в дальнейшем, если я буду говорить «лад», то буду подразумевать либо мажор, либо минор.

Схемы ниже отображают структуры мажора и минора, их расположение в октаве и интервальный состав (буквы Т и П означают тон или полутон соответственно)

Теперь понятно, зачем нам понадобилась тринадцатая клетка. Для иллюстрации расстояния между седьмой ступенью и первой.

Кстати, звуки лада, расположенные по порядку, как на схеме, называются гаммой.

У каждого лада свое характерное звучание, окраска. Часто можно встретить такое определение: мажор это радостно, а минор это грустно. В этом определении есть доля правды, но только доля. Мажор действительно звучит светлее по ощущению, из-за повышенной третьей ступени, по сравнению с минором. А минор темнее, лиричнее. Но это совершенно не означает, что веселая, бодрая музыка исключительно в мажоре, а грустная, лиричная исключительно в миноре. Есть немало примеров грустной музыки в мажоре и жизнерадостной в миноре.

У мажора и минора есть по две разновидности. Гармонический и мелодический виды. В таблице ниже они расставлены по степени значимости, распространенности.

Гармонический минор — VII ступень повышается на полтона
Мелодический минор — VI и VII ступени повышаются на полтона
Гармонический мажор — VI ступень понижается на полтона
Мелодический мажор — VI и VII ступени понижаются на полтона

А просто мажор или просто минор называются натуральными.

На практике, чаще всего используются гармонический и мелодический виды минора. Гармонический минор даже более распространен чем натуральный минор. Мажор же, практически всегда используется в натуральном виде.

Тут необходимо сказать об одной особенности гармонических и мелодических видов. Эти виды образуются только при восходящем движении, вверх. При движении вниз они преобразуются в натуральные виды. На это есть свои причины, но пока считайте что просто так принято.

Назначение квинтового круга

Квинтовый круг используют в решении нескольких задач:

  • поиск родственных тональностей;
  • определение количества ключевых знаков заданной тональности;
  • определение степени родства тональностей.

Поиск родственных тональностей по квинтовому кругу

К тональностям первой степени родства (проще говоря, родственным) относятся те мажоры и миноры, которые отличаются от исходной тональности на один знак. В квинтовом круге все связи тональностей видны как на ладони. К родственным относятся тональности, находящиеся в круге по соседству от исходной, а также параллельные к ним и к исходной. Теоретики относят к первой степени родства также: минорную одноименную субдоминантовой тональность — для мажоров (например, для до мажора — фа минор); мажорную одноименную доминантовой тональность — для миноров (например, для ля минора — ми мажор). Это связано с гармоническими видами соответствующих ладов: в мажоре понижается шестая ступень, а в миноре повышается седьмая (они и входят в соответствующие тонические аккорды).

Определение количества знаков при ключе

В некоторых моделях квинтового круга количество знаков при ключе отмечается над тоном. Как правило, ставится число от 0 до 7 (тональности с большим количеством знаков в практике не используются). Рядом стоит обозначение самого знака — бемоля или диеза. Если такой подсказки нет, посчитать не составит труда. Просто двигайтесь от до мажора в нужную сторону, считая шаги, пока не найдете искомую тональность. Определение степени родства тональностей
Чем ближе друг к другу стоят две заданные тональности, тем ближе степень родства. Если между тонами расстояние в один шаг — это первая степень родства. Два шага — вторая, три — третья (по системе Римского-Корсакова). Если между тональностями больше 3-4 шагов, о родстве не говорят.

Для чего используется эта система?

Четверть пятой части круга ключей используется для определения количества символов (диез, бемоль) на ключе. Он также используется для поиска связанных оттенков и определения степени их близости. Связанные ключи первой степени включают в себя старший и второстепенный ключи, которые отличаются от оригинала признаком изменения. К ним также относятся окружности окружности, параллельные им и оригиналу. Чем ближе оттенки друг к другу в круге, тем больше степень их родства. Если между ними больше трех-четырех ступеней, близости нет. Многие композиторы использовали принцип движения по кругу при написании своих произведений, например Ф. Шопен («24 прелюдии») и И. С. Бах («Хорошо темперированный клавир»). В XIX и XX веках она нашла отражение в джазовых композициях и рок-музыке, но использовалась в преобразованном виде, названном «золотой последовательностью» (для построения аккордов использовалась не только пятая, но и четвертая).

Мажорный квинтовый круг с бемолями

Бемольные мажорные тональности стоятся, в отличие от диезных, наоборот, по чистым квартам вниз. За исходную точку берется тоника до-мажора, так как C-dur не имеет знаков альтерации. Отсчитывая пять ступеней вниз, получаем тонику второй после нее тональности — фа-мажор. В бемольных тональностях знаки альтерации возникают не на шестой, а на четвертой ступени лада, то есть на субдоминанте. В фа-мажоре это си-бемоль. Пройдя весь квинтовый круг, получим следующие мажорные бемольные тональности: При этом последняя имеет целых семь бемолей. Далее круг энгармонически замыкается. Конечно, после этого по спирали появляются и другие тональности — с дубль-бемолями, но они используются достаточно редко в силу их сложности.

Квинтовый круг

Квинтовый круг тональностей
– это графическое изображение связей разных тональностей и соответствующих им знаков. Можно сказать, что всё то, что я объяснял вам до этого, наглядно присутствует на этой схеме.

В таблице квинтового круга тональностей исходной нотой или точкой отсчета является До мажор. По часовой стрелке от неё отходят диезные мажорные тональности, а против часовой стрелки – бемольные мажорные тональности. Интервалом между ближайшими тональностями является квинта. Также на схеме изображены параллельные минорные тональности и знаки. С каждой последующей квинтой у нас прибавляются знаки.

Объяснение принципа устройства и работы квинтового круга

Квинтовый круг принято изображать как круг или спираль. На верхней точке указывается нота до (буквой C или слогом «До»). Далее по часовой стрелке располагаются ноты соль, ре, ля и т.д. Обратно — фа, си-бемоль, ми-бемоль и далее. Такой порядок (до вверху) традиционен, потому что в до мажоре нет ни одного знака при ключе.

Кварты и квинты

Нота, указанная на круге, соответствует мажорной тонике заданной тональности. Часто под ней для удобства ставится другая нота. Она обозначает тонику параллельной минорной тональности. Например, под Cdur
может находиться am
(именно строчными буквами). Интервал между соседними нотами на круге равен квинте или кварте. К примеру, при движении от до мажора по часовой стрелке ближайшей справа тональностью будет соль-мажор. Он находится в интервале квинты (вверх) или кварты (вниз). При обратном движении ближайший тон — фа. Он находится на интервале кварты (вверх) или квинты (вниз). Собственно, из-за этого движения по квартам и квинтам система и получила название. Если двигаться от до мажора вверх квинтами, то в каждой следующей тональности будет больше знаков при ключе на один диез (или меньше на один бемоль). В обратном направлении — на один бемоль больше (или на один диез меньше).

Чтобы определить какие аккорды в той или иной тональности, проще всего использовать квинтового круг, на внешней стороне которого мажорные тональности, на внутренней — минорные. Выбрав нужный нам аккорд в качестве тоники (или проще — определив тональность), можно найти все тональные аккорды. Выше приведен пример для тональности ДО-МАЖОР и ФА-МИНОР.

Данная статья посвященна в основном начинающим гитаристам, но возможно, будет полезна и людям, осваивающим другой инструмент.

Мы решили коротко рассказать почему же в процессе игры одни сочетания нот звучат красиво, а другие, мягко говоря, вызывают боли в ушах, а так же откуда берутся злополучные диезы и бемоли в тональностях. На наш взгляд, это минимум который должен знать каждый уважающий себя музыкант.

Возможно, вы встречали данную картинку:

На ней изображен квинтовый круг. Не пугайтесь этого страшного словосочетания, ведь на самом деле ничего сложного в этом нет. Он всего лишь навсего показывает знаки при ключе в минорных и мажорных тональностях. В данном случае нет смысла объяснять, что такое мажорная и минорная тональность, а вот что такое знаки при ключе и откуда они берутся с удовольствием попробуем объяснить.

Обратимся к следующей картинке, на которой изображены кливаши пианино:

На каждой клавише подписанны ноты:

С=до, D=ре, E=ми, F=фа, G=соль, A=ля, B=си

Вы спросите почему не подписали черные клавиши? Все очень просто, они имеют те же названия что и ноты окружающие их. Простой пример: черная клавиша между нотой C и D . Мы можем назвать её либо C# (диез) , либо Db (бемоль) , что эквивалентно. Т.е. если называем её в честь ноты стоящей перед ней, добавляем диез, если после нее-бемоль. Идем далее. Две соседнии ноты отделяет полутон, и не стоит забывать про черные клавиши, это тоже ноты (на гитаре полутону соответствует 1 лад, а тону соответственно — 2 лада).

Построение круга через интервалы

Круг ключа — это диаграмма, на которой указаны все минорные и мажорные музыкальные клавиши, построенные в определенном порядке. Благодаря ему музыкант сможет быстро и точно распознавать все ноты, входящие в естественную гамму тональности, и строить из них последовательности аккордов, сольные партии или импровизации. Чтобы лучше понять, как устроен четвертый-пятый круг, настоятельно рекомендуем построить его самостоятельно.

Шаг 1

Начните с рисования круга и разделите его на двенадцать сегментов, как если бы это был квадрант. Снаружи, в 12, вы пишете «До мажор» или «До мажор».

Шаг 2

Затем, начиная с ноты C, отсчитайте полную пятую часть — пять полных шагов или тонов. Вы должны прийти к ноте G. Напишите G-maj на циферблате в положении «1 час». Затем повторите то же самое, вы должны прийти к ноте D. Двигайтесь строго по часовой стрелке.

Кружок должен замкнуться на клавише F-maj. После этого вы вернетесь в C.

Итак, вы заполнили круг основных клавиш. Теперь то же самое нужно проделать с второстепенными клавишами.

Шаг 3

Внутри круга, снова в 12 часов, напишите минор под до мажор. Затем таким же образом отсчитайте пять полных тонов от тоники A. Вы дойдете до ноты E. Пишите в течение 1 часа, под соль мажор. Повторяйте то же самое, пока не закроете круг клавишей D-min.

Четвертый или пятый круг ключей можно построить не только из пятого, но и из четвертого. В этом случае вам нужно будет двигаться против часовой стрелки и отсчитывать не пять, а четыре полных тона. Кроме того, вместо острых предметов нужно писать плоско.

Последнее, что нужно помнить, это то, что когда мы строим круг по часовой стрелке, создается ощущение, что мы движемся вверх и против — вниз по тонам.

Что такое квинтовый круг?

Квинтовый круг — это визуализация всех мажорных и минорных тональностей. Мажорные тональности находятся во внешнем круге, а родственные им минорные тональности — во внутреннем круге. Каждая буква в квинтовом круге также может обозначать аккорд или ноту.

Ключевые знаки для каждой тональности находятся на внешней стороне круга. Мажорные и параллельные им минорные тональности имеют идентичный ключевой знак. Например, Фа мажор и Ре минор имеют один бемоль в тональности.

Квинтовый круг помогает визуально понять отношения между тональностями и аккордами. Вы можете использовать квинтовый круг, чтобы:

  • Запомнить ключевые знаки. В верхней части круга показана тональность до мажор без диезов и бемолей. При каждом шаге по часовой стрелке добавляется диез (♯). С каждым шагом против часовой стрелки добавляется бемоль (♭).
  • Сочинять музыку. Идея для песни может начаться с нескольких аккордов, которые прекрасно звучат вместе. Три мажорных и три минорных аккорда в пределах любой четверти круга относятся к одной тональности и поэтому хорошо звучат вместе.
  • Транспонируйте аккорды. Аккорды песни можно расположить на квинтовом круге и впоследствии транспонировать, перемещая расположение аккордов по кругу. Например, расположите аккорды C, F и G на круге пятых. C находится в центре, F — на один шаг против часовой стрелки, а G — на один шаг по часовой стрелке. При транспонировании в Ля мажор аккордами будут A, D и E.

Если двигаться по кругу квинт по часовой стрелке, между каждой тональностью есть восходящая чистая квинта. Если двигаться против часовой стрелки, то между каждой тональностью будет нисходящая чистая квинта. Если вы начнете с любой тональности и подниметесь на чистую квинту 12 раз, вы придете к одной и той же тональности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: