Кварто-квинтовый круг тональностей. подробное руководство по построению и использованию круга тональности

Разбирайте аккорды

Если вы не понимаете, что такое тональность и откуда она берется, рассмотрим пример на аккордах.

Разберем аккорд C major. Предположим, что с этого аккорда начинается партия. Чтобы определить тональность  партии, найдем тонику первого аккорда. Тоникой называется первая нота аккорда (слева направо). Для текущего аккорда, это нота C (До), собственно поэтому он называется C major. Если с этого аккорда начинается партия, то ее тональностью становится тональность первого аккорда — C major.

Но что, если мы отредактируем midi клип партии чтобы перейти в другую тональность, например в minor? В этом случае нам поможет квинтовый круг. Согласно внутреннему кругу, в котором расположены минорные тональности, мы перейдем из C major в A minor.

Такие переходы бесконечны. Помните, что тональность мелодии или последовательности аккордов —  это тональность аккорда или ноты, с которых началась партия. В нашем примере — C major.

Еще проще найти тональность семпла или трека с помощью специальных утилит. Принцип работы таких программ прост — они сканируют папки с музыкой и показывают тональность. Группируйте композиции и добавляйте теги чтобы поддерживать порядок в вашей коллекции. Программы подходят для семплов, треков и акапелл.

Как пользоваться кругом тональностей

Нахождение нужной тональности

Как уже было сказано выше, зная, сколько неполных нот содержится в партии, которую вы играете, можно очень быстро и точно определить тональность всей композиции. Точно так же вы можете определить ключ по тому, какие аккорды используются в песне. Сделать это можно таким образом.

Снова посмотрите на ваш круг. Вас интересует только внешняя сторона, с мажорными ключами. Выберите нужную вам тональность. Если вы запишите следующие за ней по часовой стрелке шесть нот, то получите натуральную гамму выбранной тональности. Однако нот шесть, нужна еще одна. А она – это первая нота до выбранной вами тональности. Таким образом, руководствуясь кварто-квинтовым кругом, в тональность До-мажор входят ноты:

F C G D A E B.

Благодаря этой информации вы можете, зная аккорды композиции, определить тональность, в которой она играется.

Транспонирование тональности

Кварто-квинтовый круг поможет вам для транспонирование аккордов в тональности, если, например, композиция для вас слишком высокая или низкая. Данный способ поможет вам выделить самые удачные ключи для модуляции.

Снова выберите тональность. Следующий и предыдущий ключ от нее – самые удачные для модуляции, поскольку имеют родственные друг другу аккорды. После этого просто сдвиньте трезвучия композиции на квинту вверх или кварту вниз, в зависимости от того, в какую сторону происходит модуляция. Если мы берем все тот же до-мажор, то ближайшие в нему ключи – Фа-мажор и Соль-мажор.

Поэтому ноты

C D E F G A B

Превратятся в

F G A Bb C E

Или

G A B C D E F#

Соответственно.

Параллельные тональности

Если вы все делали правильно, то по итогу у вас должен получиться круг минорных и мажорных тональностей, где на внешней стороне находится мажор, а на внутренней, под ними, минор. Тональности, которые находятся друг под другом параллельны друг другу, и имеют внутри себя одни и те же ноты, только в разной последовательности.

Как определить знаки в минорных тональностях?

Для минорных тональностей, конечно, тоже можно было бы придумать какие-то удобные правила. Например: в диезных минорных тональностях последний диез на ступень выше тоники, или в бемольных минорных тональностях последний бемоль на две ступени ниже, чем тоника. Но чрезмерно большое число правил может вызвать путаницу, поэтому лучше всего в минорных тональностях знаки определять по параллельным мажорным.

ИНСТРУКЦИЯ: 1) сначала определить параллельную мажорную тональность (для этого поднимаемся на интервал малой терции от тоники); 2) определяем знаки параллельной мажорной тональности; 3) такие же знаки будут и в исходной минорной гамме.

Например. Определим знаки фа-диез минора. Сразу понятно, что мы имеем дело с диезными тональностями (слово «диез» в названии уже себя проявило). Найдём параллельную тональность. Для этого откладываем от фа-диеза малую терцию вверх, получим звук «ля» — тонику параллельного мажора. Значит, нам теперь нужно выяснить, какие знаки в Ля мажоре. В Ля мажоре (диезная тональность): тоника – «ля», последний диез – «соль», всего диезов – три (фа, до, соль). Следовательно, в фа-диез миноре тоже будет три диеза (фа, до, соль).

Иной пример. Определим знаки в фа миноре. Пока не понятно – диезная это тональность или бемольная. Наёдем параллельность: строим малую терцию вверх от «фа», получаем «ля-бемоль». Ля-бемоль мажор – это параллельный строй, в названии есть слово «бемоль», значит, и фа минор тоже будет бемольной тональностью. Определяем количество бемолей в Ля-бемоль мажор: идём по порядку бемолей, доходим до тоники и плюсуем ещё один знак: си, ми, ЛЯ, ре. Итого – четыре бемоля в Ля-бемоль мажоре и столько же в фа миноре (си, ми, ля, ре).

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ: Найти знаки в тональностях до-диез минор, си минор, соль минор, до минор, ре минор, ля минор.

РЕШЕНИЕ (отвечаем на вопросы и постепенно приходим к нужным выводам): 1) Какая тональность параллельная? 2) Она диезная или бемольная? 3) Сколько в ней знаков и каких? 4) Делаем вывод – какие знаки будут в исходной тональности.

ОТВЕТЫ:

  • до-диез минор: параллельная тональность – Ми мажор, она диезная, диезов – 4 (фа, до, соль, ре), следовательно, и в до-диез миноре тоже четыре диеза;
  • си минор: параллельная тональность – Ре мажор, она диезная, диезов – 2 (фа и до), в си-миноре, таким образом, тоже два диеза;
  • соль минор: параллельный мажор – Си-бемоль мажор, бемольная тональность, бемолей – 2 (си и ми), значит, и в соль миноре 2 бемоля;
  • до минор: параллельная тональность – Ми-бемоль мажор, бемольная, бемолей – 3 (си, ми, ля), в до миноре – аналогично, три бемоля;
  • ре минор: параллельная тональность – Фа мажор, бемольная (тональность-исключение), один только си-бемоль, в ре миноре будет также всего лишь один бемоль;
  • ля минор: параллельная тональность – До мажор, это тональности без знаков, нет ни диезов, ни бемолей.

Определение знаков тональности

Теперь следует важный момент. Нам нужно научиться определять по названию тональности, какие у неё ключевые знаки и сколько их. Прежде всего необходимо запомнить, что знаки определяются по мажорным тональностям. Это значит, что для минорных тональностей придется сначала найти параллельную мажорную тональность, а дальше уже действовать по общей схеме.

Если в названии мажора (кроме фа мажора) вообще не упоминаются знаки, либо присутствует только диез (например, фа диез мажор), то это мажорные тональности с диезными знаками. Для Фа мажора нужно запомнить, что си бемоль при ключе. Далее начинаем перечислять последовательность диезов, которая была определена выше в тексте. Нужно остановить перечисление, когда очередная нота с диезом будет на ноту ниже тоники нашего мажора.

Например, нужно определить знаки тональности Ля мажор. Перечисляем диезные ноты: фа, до, соль. Соль на ноту ниже, чем тоника ля, следовательно, у тональности ля мажор три диеза (фа, до, соль).

Для мажорных бемольных тональностей правило немного другое. Перечисляем последовательность бемолей до ноты, которая следует за названием тоники.

Например, у нас тональность Ля бемоль мажор. Начинаем перечислять бемоли: си, ми, ля, ре. Ре – это следующая нота после название тоники (ля). Поэтому в тональности Ля бемоль мажор четыре бемоля.

Использование интерактивного квинтового круга

Вы можете изменить ключ, нажав кнопку » Ключ». Нажмите кнопку «Скрыть ключевые знаки», чтобы скрыть все ключевые знаки. Нажмите «Сохранить как PDF», чтобы сохранить квинтовый круг в виде PDF-файла для печати. Выбранная вами версия квинтового круга будет сохранена в PDF-файле.

Щелкните любую клавишу в квинтовом круге, чтобы просмотреть аккорды в этой тональности. Каждый аккорд отмечен римской цифрой, обозначающей ступень звукоряда аккорда. В частности, заглавная римская цифра обозначает мажорный аккорд, строчная римская цифра — минорный аккорд, а маленький кружок после римской цифры — уменьшенный аккорд.

В таблице под квинтовым кругом показаны аккорды выбранной тональности и название каждой ступени звукоряда. Щелкните любой аккорд в таблице, чтобы сыграть его. Над таблицей аккордов указано название тональности, относительная тональность и параллельная тональность. Щелкните любой аккорд в таблице, чтобы сыграть его. Над таблицей аккордов указано название тональности, относительная тональность и параллельная тональность.

Мажорный квинтовый круг с бемолями

Плоские мажорные клавиши действительны, в отличие от резких, наоборот, в чистых басовых кварталах. За отправную точку берется тоника до мажор, так как до мажор не имеет следов изменения. Отсчитывая пять шагов, получаем корень второго после него ключа — фа мажор. В плоских тональностях случайности появляются не на шестой, а на четвертой гамме тональности, то есть на субдоминанте. Для фа мажор это си-бемоль. Пройдя весь пятый круг, мы получаем следующие бемоль мажор: до мажор, фа мажор, си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор, ля-бемоль мажор, ре-бемоль мажор, соль-бемоль мажор, до-бемоль мажор. В последнем также семь квартир. Так круг замыкается негармонично. Конечно, после этого появляются другие клавиши спиральные — с двойным фломастером, но они редко используются из-за своей сложности.

Строение мажорной гаммы

Представьте человеческое тело – две руки, две ноги, есть голова, внутренние органы и т. д. То есть существует некий костяк, единый для всех. Так же и в теории музыки – есть костяк, на который опираются все музыканты. И один из «костяков» (нет-нет, не «косяков», именно – «костяков») — строение мажорной гаммы.

В одной из статей мы разбирали гамму до мажор. Давайте освежим ее в памяти.

На рисунке До мажорная гамма обозначена цифрами. Согласно строению мажорной гаммы между клавишами

  • между 1 и 2  —  тон,
  • между 2 и 3 –  тон,
  • между 3 и 4 – полутон
  • между 4 и 5 – тон
  • между 5 и 6 – тон
  • между 6 и 7 – тон
  • между 7 и 1 — полутон

Вот и получается, что любимая гамма, исполняемая по белым клавишам, имеет строение то, которое сложилось веками – тон, тон, полутон, тон, тон, тон,  полутон. И любая мажорная гамма будет строиться именно по такой схеме.

Теперь возьмем другую гамму – скажем, соль мажор. Теперь цифру 1 переместим на клавишу «соль», цифру 2 – на «ля» и т. д. Смотрим рисунок:

Строение гаммы соль мажор

Все, что подписано черным – правильно, а красным – неправильно, только для примера. Итак,

  • между 1 и 2 – тон (нам так и надо)
  • между 2 и 3 – тон (все верно)
  • между 3 и 4 – полутон (того и ждем)
  • между 4 и 5 – тон (ожидаемо)
  • между 5 и 6 – тон (хорошо-то как)
  • между 6 и 7 – о как, если идти по красному направлению, то там образовывается полутон, а он нам не нужен. Чтобы не ломать формулу строения, то придется воспользоваться диезом и вместо «фа» взять «фа диез» – она обозначена цифрой 7. Тогда все сходится – между 6 и 7 – тон, как того требует формула,
  • между 7 и 1 – полутон – тоже все требования выполнены.

Вот и взялся наш первый диез

Чтобы обосновать важность бемолей, покажу еще одну картинку с другой тональностью – фа мажор. Смотрим рисунок

Цифру один плавно перемещаем на ноту «фа» — ведь теперь она становится тоникой, а значит – первой. (Если кто не понимает, почему я так циферки перемещаю, то посмотрите эту статью)

Анализируем.

Между 1 и 2 – тон
Между 2 и 3 – тон
Между 3 и 4 – полутон, если идти по черному направлению

Обратите внимание, что красным обозначен тон, а он нам всю формулу поломает, поэтому вместо белой клавиши «си» берем пониженную «си бемоль»
Между 4 и 5 – тон
Между 5 и 6 – тон
Между 6 и 7 – тон
Между 7 и 1 – полутон. Красота, все соответствует формуле

Красота, все соответствует формуле.

Пару слов о бекарах

Бывает, что муза композитора посещает как-то необычно, и хочется ему вместо «правильного» диеза, что повышает ноту, или бемоля, который понижает, отменить их. Ну вот в той строчке было, а в этой – уже он не хочет. Такое сплошь и рядом.

Вот для таких отмен и придуман бекар – знак, который отменяет диез или бемоль. У нас 12 мажорных гамм, и все они до единой строятся по одной и той же формуле, от какой бы ноты мы ее ни строили. А чтобы ее нечаянно не сломать, и нужны все эти диезы, бемоли и бекары.

Видео версия сегодняшнего урока

Как самому перевести аккорды песни в другую тональность!

Транспонирование аккордов. Таблица.

Доброго времени суток!

3 простых способа перевода аккордов из одной тональности в другую:

Для начала вспомним зачем все это нужно?

Когда, вам не удобен тот или иной аккорд песни, как правило это аккорды на баррэ. Например, возьмем песенку » Детство золотое» (дворовая), которая в тональности Am имеет аккорд F ( на баррэ). Так вот, если ее перевести в тональность Em , то аккорд F (фа-мажор) поменяется на C (до-мажор) . Или самый распространенный случай, когда тональность композиции не удобна для голоса, поэтому приходиться транспонировать аккорды песни.

1. Способ намба уан:

Большой тайны не открою, если скажу, что сейчас есть много сайтов, где легко можно транспонировать аккорды песен в он-лайне. Вставляешь, в пустое окошко текст песни с аккордами или просто одни аккорды и жмешь на кнопочки + или — (повышение или понижение) и тональность песни меняется в соответствующую сторону.

Это самый простой способ. Чтобы найти такие сайты, банально наберите в поисковке «транспонирование аккордов, он-лайн«, а дальше по вышеописанному.

Может быть он будет еще проще, чем первый, т.к. осуществить задуманное вы сможете в дальнейшем без доступа в интернет. Но для этого сначала скачайте программу к себе на компьютер, запустите и действуйте все по той же схеме — копируете аккорды в одно окно программы, а переведенные получаете в другом.

Для тех, кто привык рассчитывать больше на себя любимого, да и вообще с саморазвитием на «ты». Представляю вашему вниманию полезную таблицу для транспонирования аккордов. Сначала вы научитесь работать с ней, а затем она вам будет необходима только в редких случаях (при частой практике) . Для этого ее и придумали.

Как с ней работать?

Для начала, напомню, что тональность песни чаще всего определяется, по первому аккорду ее куплета, а также по самому последнему. В зависимости от сложности композиции.

Допустим, ваша любимая песня в тональности Hm , и вам петь высоковато под такие аккорды. Смотрите на таблицу и ищите данный аккорд в самом левом вертикальном столбике. Нашли, и теперь там же находите главный аккорд удобной для вас тональности, возьмем для примера — Am . ( Искать нужно в этом же столбце)

А теперь от этих двух аккордов фокусируем свое внимание на строки по горизонтали. Получим две параллельные линии аккордов

Если в Hm песня имеет аккорды, например такие: Em, A, D, Hm, F#,Hm . Найдите их в горизонтальной строке от аккорда Hm и затем смотрите какие аккорды стоят в этом же месте в параллельной линии от Am . Получаться они такими: Dm, G, C, Am,E, Am . Это и будут ваши необходимые аккорды. ( Аппликатура всех аккордов!)

Надеюсь, что понятно объяснил. На этом у меня все! Если что-то не ясно или может быть есть чего дополнить-исправить, то пожалуйста пишите не стесняйтесь!

Транспонирование

Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.

Есть три основных способа транспонирования нот:

  • Транспонированные на заданный интервал
  • Смена ключевых знаков
  • Смена ключа

Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.

Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.

Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:

Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню)

Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез)

Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.

Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).

При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.

Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.

Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.

Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.

Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.

Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.

Объяснение: как образуется квинтовый круг?

Квинта в этой схеме – самый главный интервал. Почему именно чистая квинта? Потому что квинта – это физически (акустически) наиболее естественный способ перехода от одного звука к другому, и этот простой интервал был рождён самой природой.

Итак, диезные тональности располагаются по чистым квинтам вверх. Первая квинта строится от ноты «до», то есть от тоники До мажора, чистой тональности без знаков. Квинта от «до» — это «до-соль». Значит, нота «соль» становится тоникой следующей тональности по квинтовому кругу, это будет тональность Соль мажор и в ней будет один знак – фа-диез.

Следующую квинту строим уже от звука «соль» — «соль-ре», полученный звук «ре» — тоника очередной тональности квинтового круга – тоника гаммы Ре мажор, в которой два знака – два диеза (фа и до). С каждой построенной квинтой мы будем получать новые диезные тональности, и количество диезов будет все более возрастать, пока не достигнет семи (пока все ступени не окажутся повышенными).

Таким образом, если строить квинты, начиная от «до», то у нас получается следующий ряд тональностей: Соль мажор (1 диез), Ре мажор (2 диеза), Ля мажор (3 диеза), Ми мажор (4 диеза), Си мажор (5 диезов), Фа-диез мажор (6 диезов), До-диез мажор (7 диезов). Ряд записанных тоник оказался настолько широк своим размахом, что приходится начинать записывать его в басовом ключе, а заканчивать в скрипичном.

Порядок, в котором прибавляются диезы: ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ. Диезы также отстоят друг от друга на интервал чистой квинты. Это связано вот с чем. Каждый новый диез появляется на седьмой ступени гаммы, об этом мы говорили ещё в статье «Как запомнить знаки в тональностях». Соответственно, если тоники новых тональностей всё время отодвигаются на чистую квинту, то и их седьмые ступени также отодвигаются друг от друга ровно на чистую квинту.

Бемольные мажорные тональности располагаются по чистым квинтам вниз от «до». Точно также с каждой новой тональностью происходит увеличение количества бемолей в гамме. Ряд бемольных тональностей следующий: Фа мажор (один бемоль), Си-бемоль мажор (2 бемоля), Ми-бемоль мажор (3 бемоля), Ля-бемоль мажор (4 бемоля), Ре-бемоль мажор (5 бемолей), Соль-бемоль мажор (6 бемолей) и До-бемоль мажор (7 бемолей).

Порядок появления бемолей: СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА. Бемоли так же, как и диезы, добавляются по квинтам, только вниз. Более того, порядок бемолей совпадает с порядком тональностей бемольной ветви кварто-квинтового круга, начиная с Си-бемоль мажора.

Ну а теперь, наконец, представим собственно весь круг тональностей, в который для полноты отображения мы добавим ещё и параллельные миноры для всех мажоров.

Кстати, квинтовый круг нельзя строго назвать кругом, он представляет собой скорее некое подобие спирали, так как на определённом этапе некоторые тональности пересекаются из-за совпадения по высоте звучания. Кроме того, квинтовый круг не является замкнутым, его можно продолжить новыми более сложными тональностями с двойными знаками альтерации – дубль-диезами и дубль-бемолями (такие тональности используются в музыке крайне редко). О совпадающих по звучанию тональностях мы ещё поговорим отдельно, но чуть позже.

Объяснение принципа устройства и работы квинтового круга

Квинтовый круг принято изображать как круг или спираль. На верхней точке указывается нота до (буквой C или слогом «До»). Далее по часовой стрелке располагаются ноты соль, ре, ля и т.д. Обратно — фа, си-бемоль, ми-бемоль и далее. Такой порядок (до вверху) традиционен, потому что в до мажоре нет ни одного знака при ключе.

Кварты и квинты

Нота, указанная на круге, соответствует мажорной тонике заданной тональности. Часто под ней для удобства ставится другая нота. Она обозначает тонику параллельной минорной тональности. Например, под Cdur
может находиться am
(именно строчными буквами). Интервал между соседними нотами на круге равен квинте или кварте. К примеру, при движении от до мажора по часовой стрелке ближайшей справа тональностью будет соль-мажор. Он находится в интервале квинты (вверх) или кварты (вниз). При обратном движении ближайший тон — фа. Он находится на интервале кварты (вверх) или квинты (вниз). Собственно, из-за этого движения по квартам и квинтам система и получила название. Если двигаться от до мажора вверх квинтами, то в каждой следующей тональности будет больше знаков при ключе на один диез (или меньше на один бемоль). В обратном направлении — на один бемоль больше (или на один диез меньше).

Чтобы определить какие аккорды в той или иной тональности, проще всего использовать квинтового круг, на внешней стороне которого мажорные тональности, на внутренней — минорные. Выбрав нужный нам аккорд в качестве тоники (или проще — определив тональность), можно найти все тональные аккорды. Выше приведен пример для тональности ДО-МАЖОР и ФА-МИНОР.

Данная статья посвященна в основном начинающим гитаристам, но возможно, будет полезна и людям, осваивающим другой инструмент.

Мы решили коротко рассказать почему же в процессе игры одни сочетания нот звучат красиво, а другие, мягко говоря, вызывают боли в ушах, а так же откуда берутся злополучные диезы и бемоли в тональностях. На наш взгляд, это минимум который должен знать каждый уважающий себя музыкант.

Возможно, вы встречали данную картинку:

На ней изображен квинтовый круг. Не пугайтесь этого страшного словосочетания, ведь на самом деле ничего сложного в этом нет. Он всего лишь навсего показывает знаки при ключе в минорных и мажорных тональностях. В данном случае нет смысла объяснять, что такое мажорная и минорная тональность, а вот что такое знаки при ключе и откуда они берутся с удовольствием попробуем объяснить.

Обратимся к следующей картинке, на которой изображены кливаши пианино:

На каждой клавише подписанны ноты:

С=до, D=ре, E=ми, F=фа, G=соль, A=ля, B=си

Вы спросите почему не подписали черные клавиши? Все очень просто, они имеют те же названия что и ноты окружающие их. Простой пример: черная клавиша между нотой C и D . Мы можем назвать её либо C# (диез) , либо Db (бемоль) , что эквивалентно. Т.е. если называем её в честь ноты стоящей перед ней, добавляем диез, если после нее-бемоль. Идем далее. Две соседнии ноты отделяет полутон, и не стоит забывать про черные клавиши, это тоже ноты (на гитаре полутону соответствует 1 лад, а тону соответственно — 2 лада).

Длительности нот

Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать

Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.

Как считать длительности:

1

Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2

Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3

Четвертная – тянется на «раз и».
4

Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5

Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».

Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.

В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.

Длительности (обозначения):

  • Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
  • Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
  • Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
  • Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
  • Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
  • Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
  • Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.

Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:

Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.

Объединение нот в группу:

  • 1 ребро – восьмые.
  • 2 ребра – шестнадцатые.
  • 3 ребра – тридцать вторые.
  • 4 ребра – шестьдесят четвертые.

Вот как это выглядит:

Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:

Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.

Направление штиля:

  • Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
  • Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.

Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки .

И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.

Ступени лада

У каждой ступени лада, помимо цифрового обозначения, имеется свое собственное название. Одно название мы уже знаем, это тоника, первая ступень. Остальные ступени называются так:

I — Тоника (Т)
II — Нисходящий вводный звук
III — Медианта
IV — Субдоминанта (S)
V — Доминанта (D)
VI — Субмедианта
VII — Восходящий вводный звук

Тоника, субдоминанта и доминанта являются главными ступенями лада, остальные — побочными. Почему именно эти ступени являются главными в ладу я расскажу позднее, в другой главе

Сейчас важно запомнить что первая, четвертая и пятая ступени являются главными. Не надо путать устойчивые ступени лада с главными, это разные вещи

Почему ступени так называются, и расположены в октаве без видимой логики? Все станет на свои места и будет выглядеть логично, если мы поместим тонику в центр, а остальные ступени разместим по бокам.

Седьмая и вторая ступени получили название вводных из-за тяготения их в тонику:

Доминанта (в переводе господствующая) находится квинтой выше тоники.

Субдоминанта (нижняя доминанта) находится квинтой ниже тоники.

Медианта (средняя) находится посередине между тоникой и доминантой, отсюда и название.

Субмедианта (нижняя медианта) находится между субдоминантой и тоникой.

Расположение нот на нотном стане

Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.

Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1

Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:

У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».

Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей . Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:

Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:

Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.

Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.

Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

Порядок диезов и порядок бемолей

Прежде чем мы перейдём собственно к определению собственно знаков в той или иной тональности, сначала разберёмся с такими понятиями, как порядок диезов и порядок бемолей. Дело в том, что диезы и бемоли в тональностях появляются постепенно и не как попало, а в строго определённой последовательности.

Порядок диезов следующий: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. И, если в гамме всего один диез, то это будет именно фа-диез, а не какой-то ещё другой. Если в тональности три диеза, то, соответственно, это будут фа, до и соль-диезы. Если пять диезов, то фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез и ля-диез.

Порядок бемолей – это тот же порядок диезов, только «шиворот -навыворот», то есть в ракоходном движении: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА. Если в тональности один бемоль, то это будет именно си-бемоль, если два бемоля – си и ми-бемоли, если четыре, то си, ми, ля и ре.

Порядок диезов и бемолей нужно выучить. Это несложно, быстро, и очень пригодится. Выучить можно, просто проговорив каждый ряд вслух по 10 раз, или запомнить их как имена каких-нибудь сказочных персонажей, типа королева Фадосоль ре Лямиси и король Симиля ре Сольдофа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: