Как построить главные трезвучия лада в мажоре

Какие же функции выполняют эти группы и ступени?

Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.

Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.

Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.

Обращения интервалов

Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву.

Обращение интервалов:

  • прима обращается в октаву;
  • секунда обращается в септиму;
  • терция обращается в сексту;
  • кварта обращается в квинту.

И наоборот:

  • квинта — в кварту;
  • секста — в терцию;
  • септима — в секунду;
  • октава — в приму.

Изменения вида интервала при обращении:

  • большие интервалы обращаются в малые;
  • малые — в большие;
  • увеличенные — в уменьшенные;
  • уменьшенные — в увеличенные;
  • чистые — в чистые.
< Предыдущая   Следующая >

Обращение трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд

Любые созвучия, в том числе и трезвучия, можно обращать – то есть путём перестановки звуков получать новые . Все обращения выполняются по единому принципу: нижний звук исходного аккорда переносится на октаву выше, в результате получается другой аккорд.

Все трезвучия имеют по два обращения: первое называется секстаккордом, а второе – квартсекстаккордом.

Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с помощью двух чисел: 6 и 4.

Например, выполним обращение мажорного трезвучия «до-ми-соль». Нижний звук «до» переносим на октаву выше, остальные звуки просто переписываем, оставляя их на своих местах. У нас получился секстаккорд «ми-соль-до».

Теперь выполним следующее обращение, работать мы будем уже с полученным нами секстаккордом. Нижний звук «ми» переносим вверх на интервал чистой октавы, остальные звуки просто переписываем. Получаем, таким образом, квартсекстаккорд из звуков «соль-до-ми». Это обращение было второе и последнее.

Если же попытаться сделать ещё одно обращение, то мы вернёмся к тому, от чего изначально отталкивались. То есть если в квартсекстаккорде «соль-до-ми» перенести бас «соль» на октаву выше, то получится обыкновенное трезвучие «до-ми-соль». Таким образом, мы убеждаемся в том, что трезвучие действительно имеет только два обращения.

Как использовать трезвучия

Из трезвучий состоит большая часть современной и академической музыки. Они используются для создания гармонии и текстуры композиции, а также нужного настроения. Если вы хотите написать песню – то в первую очередь будете пользоваться обычными аккордами, прежде чем переходить к усложнению и задавать добавочные ступени.

Очень часто трезвучия раскладывают на голоса – когда отдельные инструменты играют отдельную ступень, либо дают дополнительные октавы друг к другу – это прием очень часто используется в оркестровой музыке. За счет этого получаются консонансные, но очень широкие и яркие аккорды, звучащие несколько по-другому. То же самое можно делать с голосами – когда вокалист и его партия поет мелодию, бэк-вокалы поют то же самое, но на разных ступенях.

Экспериментируя с трезвучиями и способом их воспроизведения, вы сможете значительно расширить свой композиционный и музыкальный арсенал, и сделать свою музыку интересной и запоминающейся.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Минорное трезвучие

В основе минорного трезвучия лежит, соответственно, минорная малая терция, и над ней уже надстраивается большая. Таким образом, его интервальный состав будет таким: малая терция + большая терция. Для обозначения такого трезвучия используют заглавную букву М, и, как всегда, числа 5 и 3 – М53.

Если строить малое трезвучие от «до», сначала откладываем «до ми-бемоль» — малую терцию, затем к «ми-бемолю» добавляем большую – «ми-бемоль соль». В итоге у нас получается аккорд из звуков ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ.

Ещё один пример – построим минорное трезвучие от «ре». Малая терция от «ре» — это «ре-фа», плюс от «фа» большая терция – «фа-ля». Все звуки искомого трезвучия, таким образом, это РЕ, ФА и ЛЯ.

УПРАЖНЕНИЕ:

постройте минорные трезвучия от звуков МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и СИ.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

  • От звука «ми» минорное трезвучие образуется из нот МИ, СОЛЬ, СИ, так как между «ми» и «соль», как это и должно быть, малая терция, а между «соль2 и «си» — большая.
  • От «фа» малое трезвучие проходит по звукам ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и ДО. В основании лежит малая терция «фа ля-бемоль», и к ней присовокупляется сверху большая терция «ля-бемоль до».
  • От «соль» малое трезвучие можно получить из звуков СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и РЕ, потому что нижняя терция должна быть малой (ноты «соль» и «си-бемоль»), верхняя терция – большая (ноты «си-бемоль» и «ре»).
  • От «ля» минорное трезвучие складывается звуками ЛЯ, ДО и МИ. Малая терция «ля до» + большая терция «до ми».
  • От «си» такое трезвучие будет образовано звуками СИ, РЕ и ФА-ДИЕЗ. Базируется оно на малой терции «си ре», к которой сверху добавлена большая терция – «ре фа-диез».

Минорное трезвучие тоже широко используется в музыке в самых разных композициях, иногда и с его звучания начинаются песни. Так, например, с малого трезвучия начинается мелодия известнейшего хита своего времени – песни «Подмосковные вечера» композитора Василия Соловьева-Седого.
В самом начале на словах «Не слышны в саду…» мелодия как раз и проходит по звукам малого трезвучия:

Параллельные тональности

Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.

Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.

Подытожим: параллельные тональности имеют одинаковые звуки, одинаковые знаки альтерации (диезы или бемоли), но у них разные тоники и разный лад.

Как найти параллельную тональность

Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.

Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.

Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:

Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.

Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:

В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.

Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:

Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора

В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.

Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.

Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.

Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:

Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:

Определение главных трезвучий лада

Главными трезвучиями лада называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях гаммы. Называются они так же, как и эти ступени гаммы — тоника — I ступень, субдоминанта — IV ступень, доминанта — V ступень. Тоническое трезвучие (на I ступени), Субдоминантовое трезвучие (на IV ступени), и Доминантовое трезвучие (на V ступени).

ИНТЕРЕСНО: Кто кому дал названия? Ступени дали название трезвучиям или, наоборот, по названию трезвучий стали называть ступени, на которых они строились? До прихода эпохи классицизма, не было мажорного и минорного ладов. Тогда существовали ладыдиатонические ( их также называют древнегреческими ладами, средневековыми, ладами народной музыки). А вместе с приходом мажора и минора пришли названия — Тоника, Субдоминанта, Доминанта с их функциональностью. Получается, что трезвучия дали название ступеням? Ну а что тут такого? Мы же не удивляемся, что курица появилась сначала, а потом яйцо!

Обозначаются главные трезвучия латинскими буквами T (тоника), S (субдоминанта), D (доминанта). К этим буквам добавляются цифры 5/3. Это означает, что между крайними звуками трезвучия образуется квинта (5), а между нижним и средним — терция (3). Любое трезвучие, на какой бы ступени оно не было построено, обозначается цифрами 5/3.

Какие же функции выполняют эти группы и ступени?

Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.

Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.

Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.

Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта

В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.

В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.

Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.

УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.

  • Ля мажор – тональность с тремя диезами (фа, до, соль), по буквенному способу обозначения – A-dur. Главные ступени – ЛЯ (T), РЕ (S), МИ (D).
  • Тональность Си-бемоль мажор – бемольная (B-dur), в ней два знака (си-бемоль и ми-бемоль). Тоника – звук СИ-БЕМОЛЬ, субдоминанта – МИ-БЕМОЛЬ, доминанта – ФА.
  • Ми минор (e-moll) – гамма с одним диезом (фа-диез). Главными ступенями здесь являются звуки МИ (t), ЛЯ (s) и СИ (d).
  • Наконец, фа минор (f-moll) – это звукоряд с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре). Главные ступени – ФА (t), СИ-БЕМОЛЬ (s) и ДО (d).

Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура)

Приступая к этому уроку, музыкант-любитель, который хочет научиться подбирать гармонию к мелодии и импровизировать, уже знает:

  1. Основы нотной грамоты, владеет основными понятиями в ритме и может сыграть мелодию по нотам с листа
  2. Умеет строить трезвучия (мажорные, минорные) в тональностях и от разных звуков, а также знает об увеличенных и уменьшенных трезвучиях.
  3. Имеет представления о септаккордах и более сложных аккордах, встречающихся редко.

Предыдущий урок

был посвящен устойчивым и неустойчивым ступеням лада.

На этом уроке мы более подробно познакомимся с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры.

Начинающий музыкант начинает игру аккомпанемента с тонической квинты, потом «заполняет» ее терцовым тоном и получает трезвучие. На всякий случай напомним: основной тон или прима, это «до» в до-мажорном трезвучии, терцовый тон или терция – «ми», квинтовый тон или квинта – «соль».

Не путать с названиями интервалов: в доминантовом трезвучии основным тоном будет «соль», терцовым «си» и квинтовым «ре». В субдоминантовом – основной тон «фа», терцовый «ля», квинтовый «до».

Потренируйтесь немного, постройте трезвучия в разных тональностях и определите в них основной, терцовый и квинтовый тон.

С помощью тонического, субдоминантового и доминантового трезвучий можно подобрать аккомпанемент ко многим песням, но в какой-то момент музыкант понимает, что левой руке неудобно «прыгать», перемещаясь по разным регистрам, но гораздо удобнее, когда звуки разных аккордов расположены близко, на соседних клавишах. Некоторым могут показать друзья или учитель, другие прочитают в интернете или догадаются самостоятельно о простейших аккордовых последовательностей, которые представляют собой связное соединение аккордов. Для таких последовательностей применяют не только трезвучия, но и их обращения.

Обращением трезвучия (и также септаккорда) называется перенос нижнего звука и октаву вверх или верхнего на октаву вниз. Каждое обращение имеет свое название, образованное от интервальной структуры аккорда. Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом.

Поиграйте подряд обращения трезвучий. Следите, чтобы рука была мягкой, кистью можно немного «пружинить» при нажатии, тогда звук получится глубоким и красивым.

Учащиеся фортепианных отделений знают, что при игре аккордов важно опираться на мизинцы, чтобы подчеркнуть главные звуки аккорда – басовый в левой руке и мелодический в правой, но это более сложная задача — для продвинутых музыкантов, часто играющих гаммы и аккорды. Для музыканта-любителя не очень принципиально, играют они трезвучие или одно из обращений – главное, чтобы гармония подходила к мелодии по своей функции (T, S, D)

Более заинтересованные могут узнать, что секстаккорды часто применяются при аккомпанементе оперных речитативов

Для музыканта-любителя не очень принципиально, играют они трезвучие или одно из обращений – главное, чтобы гармония подходила к мелодии по своей функции (T, S, D). Более заинтересованные могут узнать, что секстаккорды часто применяются при аккомпанементе оперных речитативов.

Квартсекстаккорды применяются не часто, они требуют особых условий – например, проходящих, вспомогательных или кадансовых оборотов. Тонический квартсекстаккорд часто переходит в доминанту в конце законченной музыкальной фразы или целого произведения и поэтому называется кадансовым. Такие примеры можно найти во множестве музыкальных произведений.

Итак, сочетание трезвучий и их обращений сделает ваш аккомпанемент к несложным песенкам гораздо более удобным, например:

Построение аккордов

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.

До-мажор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
  • Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
  • Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
  • Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – I и IV ступени
  • Малый мажорный – V ступень
  • Малый минорный – II, III и VI ступени
  • Малый уменьшенный –  VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
  • Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
  • Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
  • Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре

Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.

Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.

Септаккорды:

до-минор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
  • Минорные – I, IV, V ступени
  • Уменьшенные –  II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – III и VI ступени
  • Малый мажорный –  VII ступень и V в гармоническом миноре
  • Малый минорный – I, IV и V ступень
  • Малый уменьшенный – II ступень
  • Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
  • Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре

Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:

Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.

Трезвучия:

Септаккорды:

Как построить трезвучие от ноты по шагам

Чтобы построить любое трезвучие, выберите любую ноту из гаммы, в которой вы играете. После этого вам нужно построить от нее интервал, который находится в той же октаве, что и ваша первая нота. Кроме того, можно взять терцию через октаву – это изменит характер звучания.

Шаг 1

Если это мажорное или увеличенное трезвучие, то первая терция будет большой – отсчитайте от ноты четыре полутона и зажмите нужную ноту на другой струне. Например, если вы выбрали ноту C, то через четыре полутона от нее лежит нота E.

Если вам требуется минорное или уменьшенное  — то отсчитайте три полутона. Например, для ноты C это будет D# (E♭).

Шаг 2

Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.

Следующий шаг – достроить вторую терцию от второй ноты.

Если это мажорный или увеличенный аккорд – то отсчитайте от второй ноты три полутона. В случае с аккордом До, этой нотой будет G. То есть, аккорд До-мажор состоит из нот C E G.

Если вы строите минорный или уменьшенный аккорд, то вам нужно найти большую терцию – отсчитайте четыре полутона. В случае с Cm, это будет G. То есть, аккорд до-минор состоит из нот C D# G.

Главные трезвучия лада

Так вот, именно по мажорному звучанию трезвучий мы понимаем, что имеем дело с мажором и по минорному звучанию трезвучий определяем на слух минор. Таким образом, главными трезвучиями в мажоре являются мажорные трезвучия, а в миноре – очевидно, минорные.

Трезвучия в ладу строятся на любой ступени – всего их семь штук (семь ступеней), но главными трезвучиями лада из них являются только три – те, которые построены на 1-й, 4-й и 5-й ступенях. Остальные четыре трезвучия называются побочными, они не идентифицируют данный лад.

Давайте проверим данные утверждения на практике. В тональностях до-мажор и до минор построим трезвучия на всех ступенях (читайте статью – «Как построить трезвучие?») и посмотрим, что получится.

Сначала в до мажоре:

Как видим, действительно – мажорные трезвучия образуются только на I, IV и V ступенях. На II, III и VI ступенях образуются трезвучия минорные. И единственное трезвучие на VII ступени – уменьшённое.

Теперь в до миноре:

Тут на I, IV и V ступенях – наоборот, минорные трезвучия. На III, VI и VII ступеньках – мажорные (они уже не являются показателем минорного лада), и на II ступени есть одно уменьшённое стрезвучие.

Как называются главные трезвучия лада?

Кстати, первая, четвёртая и пятая ступени имеют название «главные ступени лада» именно по той причине, что на них строятся главные трезвучия лада.

Как известно, все ступени лада имеют свои функциональные названия и 1-я, 4-я и 5-я здесь не исключение. Первая ступень лада называется «тоника», пятая и четвёртая – соответственно, «доминанта» и «субдоминанта». Трезвучия, которые строятся на этих ступенях, перенимают себе их имена: тоническое трезвучие (от 1-й ступеньки), субдоминантовое трезвучие (от 4-й ступеньки), доминантовое трезвучие (от 5-й ступеньки).

Как и любые другие трезвучия, трезвучия, которые строятся на главных ступенях, имеют по два обращения (секстаккорд и квартсекстаккорд). Для полного названия используются два элемента: первый – это определяющий функциональную принадлежность (тоническое или тонический, субдоминантовое или субдоминантовый, доминантовое или доминантовый), и второй – тот, которым обозначается вид структуры аккорда (трезвучие это или одно из его обращений – секстаккорд, квартсекстаккорд).

На каких ступенях строятся обращения главных трезвучий?

Тут всё довольно просто – даже нет нужды что-то дополнительно объяснять. Вы ведь помните, что любое обращение аккорда образуется тогда, когда мы перемещаем вверх на октаву его нижний звук, да? Так вот, это правило здесь тоже действует.

Чтобы каждый раз не вычислять, на какой ступени строится то или иное обращение, просто перерисуйте себе в рабочую тетрадочку представленную табличку, в которой всё это есть. Кстати, на сайте есть и другие таблицы по сольфеджио – смотрите, может кое-что пригодится.

Главные трезвучия в гармонических ладах

В гармонических ладах с некоторыми ступеньками кое-что происходит. Что? Если не помните, напомню: в гармонических минорах происходит повышение последней, седьмой ступени, а в гармонических мажорах – понижение шестой ступени. Эти изменения отражаются и на главных трезвучиях.

Так, в гармоническом мажоре из-за изменения VI ступени субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску, становятся прямо-таки минорными. В гармоническом миноре из-за изменения VII ступени, напротив, одно из трезвучий – доминантовое – становится мажорным по своему составу и звучанию. Пример в ре мажоре и ре миноре:

Главные трезвучия лада

Главные трезвучия лада – это те трезвучия, которые идентифицируют данный лад, его вид и его звучание. Как это понимать? У нас два основных лада – мажор и минор.

Так вот, именно по мажорному звучанию трезвучий мы понимаем, что имеем дело с мажором и по минорному звучанию трезвучий определяем на слух минор. Таким образом, главными трезвучиями в мажоре являются мажорные трезвучия, а в миноре – очевидно, минорные.

Трезвучия в ладу строятся на любой ступени – всего их семь штук (семь ступеней), но главными трезвучиями лада из них являются только три – те, которые построены на 1-й, 4-й и 5-й ступенях. Остальные четыре трезвучия называются побочными, они не идентифицируют данный лад.

Давайте проверим данные утверждения на практике. В тональностях до-мажор и до минор построим трезвучия на всех ступенях (читайте статью – «Как построить трезвучие?») и посмотрим, что получится.

Сначала в до мажоре:

Как видим, действительно – мажорные трезвучия образуются только на I, IV и V ступенях. На II, III и VI ступенях образуются трезвучия минорные. И единственное трезвучие на VII ступени – уменьшённое.

Теперь в до миноре:

Тут на I, IV и V ступенях – наоборот, минорные трезвучия. На III, VI и VII ступеньках – мажорные (они уже не являются показателем минорного лада), и на II ступени есть одно уменьшённое стрезвучие.

Как называются главные трезвучия лада?

Кстати, первая, четвёртая и пятая ступени имеют название «главные ступени лада» именно по той причине, что на них строятся главные трезвучия лада.

Как известно, все ступени лада имеют свои функциональные названия и 1-я, 4-я и 5-я здесь не исключение. Первая ступень лада называется «тоника», пятая и четвёртая – соответственно, «доминанта» и «субдоминанта».

Трезвучия, которые строятся на этих ступенях, перенимают себе их имена: тоническое трезвучие (от 1-й ступеньки), субдоминантовое трезвучие (от 4-й ступеньки), доминантовое трезвучие (от 5-й ступеньки).

Как и любые другие трезвучия, трезвучия, которые строятся на главных ступенях, имеют по два обращения (секстаккорд и квартсекстаккорд).

Для полного названия используются два элемента: первый – это определяющий функциональную принадлежность (тоническое или тонический, субдоминантовое или субдоминантовый, доминантовое или доминантовый), и второй – тот, которым обозначается вид структуры аккорда (трезвучие это или одно из его обращений – секстаккорд, квартсекстаккорд).

На каких ступенях строятся обращения главных трезвучий?

Тут всё довольно просто – даже нет нужды что-то дополнительно объяснять. Вы ведь помните, что любое обращение аккорда образуется тогда, когда мы перемещаем вверх на октаву его нижний звук, да? Так вот, это правило здесь тоже действует.

Чтобы каждый раз не вычислять, на какой ступени строится то или иное обращение, просто перерисуйте себе в рабочую тетрадочку представленную табличку, в которой всё это есть. Кстати, на сайте есть и другие таблицы по сольфеджио – смотрите, может кое-что пригодится.

Главные трезвучия в гармонических ладах

В гармонических ладах с некоторыми ступеньками кое-что происходит. Что? Если не помните, напомню: в гармонических минорах происходит повышение последней, седьмой ступени, а в гармонических мажорах – понижение шестой ступени. Эти изменения отражаются и на главных трезвучиях.

Так, в гармоническом мажоре из-за изменения VI ступени субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску, становятся прямо-таки минорными. В гармоническом миноре из-за изменения VII ступени, напротив, одно из трезвучий – доминантовое – становится мажорным по своему составу и звучанию. Пример в ре мажоре и ре миноре:

Почему эти ступени называются главными?

Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.

Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.

Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.

Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.

В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.

В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.

Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.

Виды трезвучий, их обращения. Главные трезвучия лада

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие

Приокского района г. Н. Новгорода

Шпаргалка

Для использования на уроках специальности в инструментальных классах и сольфеджио

(Учебное пособие для учащихся музыкальных школ и студий)

Автор-составитель

 педагог дополнительного образования первой категории

Манакова Юлия Андреевна

                         г. Н. Новгород

2018г.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

ДЛИТЕЛЬНОСТИ.

Нота с точкой –точка, стоящая после ноты, удлиняет её длительность ровно на половину.

ПАУЗЫ.

РЕПРИЗА

Знак повторения какого-либо отрывка или части музыкального произведения.

ТОНАЛЬНОСТЬ –гамма, на которой построено музыкальное произведение.

ОДНОИМЕННЫМИназываются мажорная и минорная тональности с одной тоникой (ДО-мажор – ДО-минор; ЛЯ-мажор – ЛЯ-минор и т.д.).

ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИназываются мажорная и минорная тональности с одинаковыми знаками (ДО-мажор – ЛЯ-минор; МИ♭-мажор – ДО-минор и т.д.).

ТРИ ВИДА МИНОРА.

Натуральный –простая гамма, выстроенная по формуле.

Гармонический – вид минора, в котором ПОВЫШАЕТСЯСЕДЬМАЯ  ступень.

Мелодический –вид минора, в котором ПОВЫШАЮТСЯШЕСТАЯ, СЕДЬМАЯ ступени при движении ВВЕРХ, а вниз – как по натуральному минору.

ТРИ ВИДА МАЖОРА.

Натуральный –простая гамма, выстроенная по формуле.

Гармонический – вид мажора, в котором ПОНИЖАЕТСЯ ШЕСТАЯ ступень.

Мелодический – вид мажора, в котором ПОНИЖАЮТСЯ ШЕСТАЯ, СЕДЬМАЯ ступени при движении ВНИЗ, а вверх – как по натуральному мажору.

Таблица расположения мажорных и минорных

тональностей по возрастанию количества знаков:

ДИЕЗЫ

1
2
3
4
5
6
7

МАЖОР
ДО
СОЛЬ
РЕ
ЛЯ
МИ
СИ
ФА
#
ДО#

МИНОР
ля
ми
си
фа#
до#
соль#
ре#
ля#

ДИЕЗЫ

1
2
3
4
5
6
7

БЕМОЛЬ

1
2
3
4
5
6
7

МАЖОР
ДО
ФА
СИ♭
МИ♭  
ЛЯ♭  
РЕ♭  
СОЛЬ♭  
ДО♭  

МИНОР
ля
ре
соль
до
фа

си♭
ми ♭
ля♭

БЕМОЛЬ

1
2
3
4
5
6
7

Порядок диезов и бемолей в тональностях:

# ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ

В Диезных тональностях последний знак ниже ТОНИКИ на пол тона. (Например, в тон-ти МИ-мажор тоника – МИ, значит последним знаком будет РЕ#, соответственно в тон-ти МИ-мажор 4 диеза – ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ)

♭ СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА

В бемольных тональностях тоника является предпоследним знаком в тональности. (Например, найдем знаки для тон-ти ЛЯ♭мажор: СИ, МИ, ЛЯ + еще один знак РЕ. Получилось 4♭)

ИНТЕРВАЛЫ, АККОРДЫ.

Интервал –расстояние между двумя звуками.

ГДЕ СТРОИТСЯ
минорНа всех ступенях
II, V
I,III,IV,VI, VII
I,II,IV,V
III, VI, VII
все кроме VI
VI
II
Все кроме II
I, II, V
III, IV, VI, VII
I, II, IV, V, VII
III, VIНа всех ступенях

мажор
III, VII
I, II, IV, VI
II, III, VI, VII
I, IV, V
все кроме IV
IV
VII
Все кроме VII
III, VI, VII
I, II, IV, V
II,III,V,VI, VII
I, IV

ВЕЛИЧИНА
тоны

0,5
1
1,5
2
2,5
3
3
3,5
4
4,5
5
5,5
6

ступени
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
7
7
8

ИНТЕРВАЛ
Обраще ние
Ч.8
Б.7
М.7
Б.6
М.6
Ч.5
Ум.5
Ув.4
Ч.4
Б.3
М.3
Б.2
М.2
Ч.1

Обозначе ние
Ч.1
М.2
Б.2
М.3
Б.3
Ч.4
Ув.4
Ум.5
Ч.5
М.6
Б.6
М.7
Б.7
Ч.8

названиеЧистая примаМалая секундаБольшая секундаМалая терцияБольшая терцияЧистая кварта
Ув. кварта
Ум. квинтаЧистая квинтаМалая секстаБольшая секстаМалая септимаБольшая септимаЧистая октава

Тритон

Характерные интервалы —это интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и миноре.

ГДЕ СТРОИТСЯ
минор
VII+
III
VI
VII+

мажор
III
VI-
VI+
VII

ВЕЛИЧИНА
тоны
2
4
1,5
4,5

ступени
4
5
2
7

ИНТЕРВАЛ
Разреше ние
м.3
б.6
ч.4
ч.5

Обраще ние
ув.5
ум.4
ум.7
ув.2

Обозна чение
ум.4
ув.5
ув.2
ум.7

Название
Уменьшенная кварта
Увеличенная квинта
Увеличенная секунда
Уменьшенная септима

Аккорд –сочетание трех или более звуков.

Разновидности аккордов:

• Трезвучие –аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

• Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям.

• Нонаккорд – аккорд, состоящий из пяти звуков, расположенных по терциям

• Кластер – аккорд, состоящий из тесно расположенных по малым и/или большим секундам звуков.

Виды трезвучий, их обращения. Главные трезвучия лада.

Виды трезвучий:

Название
Обозначение
Из каких интервалов состоит
Интервал в основе

Мажорное
Б53
б3+м3
ч5

Минорное
М53
м3+б3
ч5

Увеличенное
Ув53
б3+б3
ув5

Уменьшенное
Ум53
м3+м3
ум5

Обращения трезвучий:

Обращение трезвучия – это вид трезвучия, нижним звуком которого является терция или квинта основного вида трезвучия. Трезвучие имеет 2 обращения:

Название
Обозначение
Из каких интервалов состоит
Интервал в основе

Секстаккорд
Б6
м3+ч4
м6

М6
б3+ч4
б6

Ув6
б3+ум4
м6

Ум6
м3+ув4
б6

Квартсекстаккорд
Б64
ч4+б3
б6

М64
ч4+м3
м6

Ув64
ум4+б3
м6

Ум64
ув4+м3
б6

Главные трезвучия лада:

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 247;

Как научиться различать 4 вида трезвучий на слух?

На уроках сольфеджио в музыкальных школах или колледжах есть форма работы, как слуховой анализ, когда ученику предлагают угадать, какой аккорд или интервал звучит в данный момент на фортепиано или на другом инструменте. Как же запомнить звучание четырех видов трезвучий, как научиться различать их и не путать меж собой?

Возможно, вы слышали поговорку: «Всё познаётся в сравнении». Эта мысль из народной мудрости применима здесь как нельзя кстати. Нужно и петь, и играть все виды трезвучий, запоминать их звучание и выявлять их сходство и разность.

Попробуем охарактеризовать каждое из трезвучий:

Мажорное трезвучие

звучит уверенно, светло, ярко.

Минорное трезвучие

тоже звучит устойчиво, но с оттенком мрака, оно более темное.

Увеличенное трезвучие

звучит неустойчиво и ярко, как сирена, очень привлекает внимание.

Уменьшённое трезвучие

тоже звучит неустойчиво, но оно как бы более сжатое, блёклое.

Послушайте эти виды трезвучий, построенные от звука РЕ, несколько раз и постарайтесь запомнить особенности каждого из них.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: