Вопрос: как настроить валторну?

Составные интервалы

Стоит сказать, что составные интервалы состоят из простых с добавлением одной или нескольких октав.

Составные интервалы в музыке

Такой вид может быть большим, малым, либо чистым, как соответствующий ему простой интервал.

Выходя за пределы октавы, первый встречный интервал будет охватывать девять ступеней. Он называется нона (Nona). Это секунда + октава.

Далее идет децима (Decima) или терция + октава. Затем ундецима (Undecima).

А вот двенадцати ступеневой интервал (Duodecimus) на практике не используется. Интервал в сексту + октава имеет название терцдецима (Tredecimus). Тут охват в 13 ступеней.

Однако, на практике расстояние шире 13 ступеней тоже не используют.

В принципе, его можно увеличивать до бесконечности. Но в этом нет большого смысла. Поскольку если мы пишем мелодию, то часто используем диапазон одной октавы.

Психологически так легче воспринимать ноты. Они идут последовательно и не имеют большой разброс.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:

Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:

Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.

Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным.  Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.

Уменьшенные интервалы

Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда. 

Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».

Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.

Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.

Простые интервалы

Простых интервалов всего 8. Каждый из них обозначается цифрой от 1 до 8 и имеет свое латинское название:

  • 1 – прима
  • 2 – секунда
  • 3 – терция
  • 4 – кварта
  • 5 – квинта
  • 6 – секста
  • 7 – септима
  • 8 – октава

Переводятся эти названия просто: Прима – первая, Секунда – вторая и так далее. Каждый интервал можно строить от любой ноты вверх или вниз. Давайте детально рассмотрим простые интервалы.

Прима – интервал, который обозначается цифрой 1. Эта цифра говорит, что оба звука интервала располагаются на одной ступени. В нотной записи Прима выглядит как две ноты, расположенные на одной высоте, например. До – До, Ми – Ми.

Секунда – интервал, который обозначается цифрой 2 и это говорит нам, что Секунда объединяет две ступени. Звуки этого интервала находятся на двух соседних нотах: До – Ре, Ми – Фа, Ля – Си и так далее:

Терция — вмещает 3 ступени. Первый звук находится на расстоянии трех ступеней от второго. Например: До – Ми, Фа – Ля, Си – Ре.

Кварта – обозначается цифрой 4 и охватывает 4 ступени:

Квинта охватывает 5 ступеней. Один звук будет являться первой ступенью, второй звук – пятой:

Секста – обозначается цифрой 6, охватывает 6 ступеней:

Септима – предпоследний интервал из ряда простых, его ширина равна 7 ступеням:

Октава – интервал последний среди простых. Октава очень похожа на Приму, только звуки повторяются на разной высоте, например Ре – Ре, Соль – Соль:

На первый взгляд все прозрачно и предельно понятно, но есть нюанс, о котором необходимо поговорить.

валторна John Packer JP163 мнение дилетанта

Обзор студенческой модели валторны John Packer JP163 Bb/F английский брэнд, китайское производство?«И все-таки, где же у него кнопка?»… где производители спрятали номер модели?Шатающиеся трубки слабость конструкции или избыточное применение силы учеником?Возможно ли валторнистам бесшумно выливать воду на концерте или это бессмысленные мечты?Почему у начинающих валторнистов ужасно смешной звук?.))Излечимо ли это?)).Разница в диапазоне у валторнистов и прочих духовиков..и прочие нескучные размышления при тестировании валторны…John Packer английская фирма, предлагающая полный спектр ученических и студенческих моделей духовых инструментов по всему миру.

Как научиться отличать интервалы

Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.

Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.

Первый шаг.

Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.

Консонансы:

Диссонансы:

Второй шаг.

Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.

Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:

Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:

Септима — звуки расположены очень широко:

Третий шаг.

Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:

А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:

Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.

Прима – Свадебный марш

Малая Секунда – «К Элизе»

Большая Секунда – «Вальс собачек»

Малая Терция – «Оле-Оле»

Большая Терция – «Чижик Пыжик»

Чистая Кварта – «В траве сидел кузнечик» , Гимн РФ

Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей

Малая Секста – «Прекрасное далеко»

Большая Секста – «В лесу родилась елочка»

Малая Септима – Танго

Большая Септима –  «Sleepy Shores»

Чистая Октава – «Утиные истории»

Если у вас возникает какая-то своя ассоциация при звучании интервалов, это даже лучше. Это не обязательно должна быть какая-то часть популярной песни. Возможны и другие фантазии. Например, в музыкальной школе предлагают представить ёжика, когда звучит Малая Секунда. Она и правда «колючая», поэтому это сравнение хорошо работает. Терции похожи на голос кукушки. Большая Терция – веселая кукушка, а Малая – грустная…

Заключение

Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:

  1. Услышать консонанс это или диссонанс
  2. Близко звуки расположены или широко
  3. Привязать ассоциацию к каждому интервалу и привыкнуть к ней.
  4. Тренировать слух на гармонических и мелодических интервалах

Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.

Характерные интервалы

Характерные интервалы — это те расстояния между нотами, которые встречаются только в гармоническом мажоре или миноре.

То есть характерны только для гармонического вида лада. А также содержат в себе ступени, характерные только для него.

Ниже представлена таблица характерных интервалов.

Название Сокращенное обозначение Ступени
Гарм. мажор Гарм. минор
Уменьшенная септима ум. 7
Увеличенная секунда ув. 2
Уменьшенная кварта ум. 4
Увеличенная квинта ув. 5

Гармонический мажор

Ниже можно увидеть гамму натурального мажора в тональности До мажор.

До мажор натуральный

А в гармоническом мажоре понижается 6 ступень, что вносит в мажор частичку минорной гаммы. Это придает ей особый минорный оттенок.

В гармоническом мажоре в результате понижения шестой ступени появляются характерные для гармонического лада интервалы.

Первый из них, является ярким признаком лада. Это увеличенная секунда. Строится она на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Си.

Разрешается в чистую кварту от пятой. Поскольку Ля бимоль обращается в Соль, а Си в До.

Далее обращение увеличенной секунды в уменьшенную септиму, которая строится на 7 ступени Си — Ля бимоль. Она разрешается в чистую квинту от первой.

Следующая пара, у которых тоже пониженная шестая ступень. Это уменьшенная кварта от третьей Ми — Ля бимоль, которая разрешается в малую терцию от третьей.

Ля бимоль разрешается в Соль. А Ми остается на месте, так как это устойчивый звук.

И четвертый интервал, это обращение уменьшенной кварты. Это увеличенная квинта, которая строится на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Ми.

Разрешается она в большую сексту от пятой.

Гармонический минор

А теперь давайте рассмотрим гармонический минор. Ниже гамма натурального минора в тональности Ля минор.

Ля минор натуральный

А в гармоническом миноре повышается седьмая ступень. Это придает ему большую остроту тяготения в тонику.

Гармонический Ля минор

В результате повышения 7 ступени в гармоническом миноре тоже появляются четыре характерных интервала. Первый из них, это увеличенная секунда на 6 ступени Фа — Соль диез. Она разрешается в чистую кварту от пятой.

Обращение увеличенной секунды

Далее обращение увеличенной секунды. Это уменьшенная септима, которая строится на повышенной 7 ступени Соль диез — Фа. Разрешается в чистую квинту от первой.

Обращение уменьшенной септимы

Следующая пара характерных интервалов, это уменьшенная кварта от 7 ступени Соль диез — До. Разрешается в малую терцию от первой.

Обращение интервала уменьшенной кварты

И обращение уменьшенной кварты в увеличенную квинту от третьей До — Соль диез. Разрешается в большую сексту от третьей.

Обращение уменьшенной кварты

Таким образом, в гармоническом мажоре и миноре существует по четыре характерных интервала.

Еще одно замечание!

Во всех характерных интервалах содержится повышенная или пониженная ступень. И она характерная для гармонического мажора или минора.

Для мажора, это пониженная 6 ступень. А для минора — повышенная седьмая.

В заключение, подытожим правила построения характерных интервалов для гармонического мажора и минора.

Построение характерных интервалов

Снизу прямоугольниками выделено в каком ладу (мажоре или миноре) строятся интервалы. Левая часть к мажору. Правая к минору. А центральная часть к обеим одновременно.

То есть увеличенная секунда и уменьшенная септима строятся от 6 и 7 ступеней, как в гармоническом мажоре и миноре. А вот ступени с увеличенной квинтой и уменьшенной квартой, в мажоре и миноре различаются.

Качественная величина интервала

До этого момента мы строили интервалы только между белыми клавишами, но ноты могут быть понижены или повышены знаками альтерации, в следствие чего появится интервал между белой и черной клавишами. Об этом и поговорим.

Как мы выяснили, каждый интервал охватывает какое-то количество ступеней. Но кроме ступеней, каждый интервал охватывает еще и определенное количество полутонов . Рассмотрим подробнее Секунду: посчитаем количество полутонов между нотами До и Ре:

Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?

Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2. Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда. Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:

До-Ре:

До-Ре бемоь:

Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова. Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».

То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия.

Малыми или Большими бывают только Секунды, Терции, Сексты и Септимы.

Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д. Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.

Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:

Составные интервалы

Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:

  • 9 – Нона (интервал в 9 ступеней)
  • 10 – Децима (10 ступеней)
  • 11 – Ундецима (11 ступеней)
  • 12 – Дуодецима (12 ступеней)
  • 13 – Терцдецима (13 ступеней)
  • 14 – Квартдецима (14 ступеней)
  • 15 – Квинтдецима (15 ступеней)

Рассмотрим эти интервалы подробнее.

Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:

Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.

Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:

Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.

Ундецима – Октава + Кварта.

Дуодецима — Октава + Квинта.

Терцдецима — Октава + Секста.

Квартдецима – Октава + Септима.

Квинтдецима – Октава + Октава.

Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.

А теперь послушайте, как звучат составные интервалы:

Разновидности интервалов

Как мы уже сказали, интервалом в музыке называют соотношение двух звуков по высоте. Но прежде чем начать отличать и запоминать интервалы, нужно разобраться какими они бывают, в каком виде их можно встретить.

Интервалы могут быть гармоническими или мелодическими. Гармоническими называются те, в которых обе ноты звучат одновременно:

Мелодические – такие интервалы, в которых ноты звучат последовательно одна за другой:

Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы те, где оба звука лежат в пределах одной октавы. Составные интервалы — такие, в которых два звука отдалены друг от друга на октаву и более. Теперь подробнее поговорим об этом.

«Золотой ход валторн»

Разберем, что такое «золотой ход валторн», узнаем о его происхождении и научимся строить в разных тональностях..0:23 определение.0:55 история возникновения, натуральная валторна.2:19 Й.Гайдн Симфония №103 4 ч..3:37 золотой ход валторн в до мажоре.5:30 золотой ход валторн в до миноре.6:53 упражнение, золотой ход валторн в ля мажоре._Добро пожаловать на канал «Вся соль» Сольфеджио и теория музыки!._Меня зовут Вера Дмитриевна Крылова, я музыковед, кандидат искусствоведения, выпускница РАМ им. Гнесиных..Более 20 лет я преподаю сольфеджио в музыкальной школе и музыкальном колледже. Мои уроки предназначены для тех, кто уже имеет представление о теории музыки, кто уже занимался сольфеджио и хотел бы все обобщить и повторить..Они могут быть полезны ученикам старших классов музыкальной школы, абитуриентам музыкального колледжа и ВУЗа, а также всем тем, кто хочет разобраться в классическом сольфеджио и теории музыки.._Моя страница в контакте: https://vk.com/id258320484._На канале вы можете посмотреть видео на различные темы курса сольфеджио и теории музыки:.Золотой ход валторн https://www.youtube.com/watch?v=9GblkTcHTYA.Характерные интервалы https://www.youtube.com/watch?v=gbvjMI1vcl0.Увеличенное и уменьшенное трезвучие https://www.youtube.com/watch?v=6tgkEqlLLKs&t=319s.Септаккорд второй ступени https://www.youtube.com/watch?v=V959H8lXYzE&t=270s.Двойная доминанта https://www.youtube.com/watch?v=NpVZbYrugAs.Родственные тональности https://www.youtube.com/watch?v=NpVZbYrugAs.и многие другие..В разделе «Музыкальная перемена» интересные истории о музыке и музыкантах https://www.youtube.com/playlist?list=PLxvesOWCaxm3vfCQU4aV4q_kJJw5y8Uil

Заключение

Теперь вы знаете, что такое интервалы в музыке. По сути, это главная составляющая всей музыкальной гармонии. Красота песни во многом заключается в их правильном подборе.

Ведь вся мелодия состоит из разных расстояний между звуками.

На самом деле интервалов не так много. И у каждого есть своя персональная характеристика звучания. Если вы ее знаете, то сможете грамотно внедрить подходящий вид в нужную часть композиции.

Например, у нас начало мелодии. Есть серединная часть и та, которая подготавливает слушателя. Также есть кульминационная часть, ради которой слушается вся композиция.

Получается, что для каждой части идет индивидуальная задача. Но те интервалы, которые используются в различных частях, будут восприниматься по-разному.

В кульминационной части можно психологически неверно поставить интервал, который отвечает не тем эмоциям. В таком случае, вы испортите весь трек.

Есть и те, которые звучат приземленно. Их легко использовать в каких-то не нагружаемых эмоциональных композициях.

Конечно же, в разных мелодиях мы фактически можем использовать все интервалы. Но на эмоциональные части композиции лучше брать те, которые максимально точно передают эмоциональное содержание.

Есть интервалы, которые не будут звучать так роскошно и эпично. Потому что изначально они имеют другую характеристику звучания. И если такой тип вы засунете в кульминационную часть, то потом не сможете получить эффект масштабности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: