Осваиваем три вида минора

Определение

Мажорный и минорный ряды используются для того, чтобы придать музыкальному произведению определенное звучание.

Мажор

Под этим термином понимают музыкальный лад, который применяется для создания веселых произведений. Его аккорд создается на основе большой терции. По сути, это набор звуков, который отличается бодрой и веселой тональностью. Благодаря использованию этого лада музыкальное произведение получается радостным.

Существует несколько видов мажора, каждый из которых отличается определенными особенностями:

  1. Натуральный – представляет собой обыкновенную мажорную гамму, которая имеет свои ключевые знаки. К тому же она лишена случайных знаков альтерации. Из всех разновидностей мажора натуральный считается наиболее распространенным.
  2. Гармонический – это мажор, который имеет пониженную шестую ступень. Она понижается для того, чтобы приблизиться к пятой. Пониженная шестая ступень в мажорном ладу отличается очень интересным и необычным звучанием. Оно немного нежнее и приобретает восточную томность.
  3. Мелодический – представляет собой мажорный звукоряд, в котором в случае движения вверх играется натуральная гамма. При движении вниз 2 ступеньки понижаются. Это касается шестой и седьмой ступеней.

Минор

Под этим термином понимают лад гармоничной тональности. Его отличительной особенностью считается третья ступень, которая отстоит от первой на малую терцию. Тоника, или основная ладовая функция минора, представлена в виде минорного трезвучия. Как правило, минорные произведения обладают лирической и грустной окраской.

Вначале звучание было представлено исключительно натуральным минором. Но со временем к нему добавлялись новые «оттенки», которые позволяли разнообразить лад. Таким образом появились другие разновидности минора – мелодический и гармонический. Каждый из них обладает своими особенностями:

  1. Натуральный – таким термином называют простую гамму, в которую не добавляются случайные знаки. При этом учитываются только ключевые. При восходящем и нисходящем движении прослеживается одинаковый звукоряд. В целом лад обладает простым и строгим звучанием, в котором отсутствуют лишние элементы.
  2. Мелодический – его характерной чертой считается то, что при восходящем движении становятся выше одновременно 2 ступени. К ним относятся шестая и седьмая. При игре в нисходящем направлении это правило отменяется. Это означает, что человек исполняет почти натуральный минор. При этом повышение шестой ступени требуется для перекрывания увеличенного интервала. Он характерен для гармонического вида. Это требуется потому, что минор является мелодическим. При этом в мелодии движение на увеличенную секунду использовать запрещено.

Гармонический минор em аппликатура. Как построить гармонический ми минор

Основное отличие от натурального звукоряда – повышение 7 ступени на полтона. В гамме E minor гармонический вид будет состоять из следующих звуков:

Для того чтобы запомнить и грамотно отрабатывать игру этого звукоряда на гитаре, для начала необходимо четко выучить натуральную гамму, научиться ее играть в разных позициях и находить звуки на гитарном грифе.

Аппликатуры гармонического минора от ноты ми e

Как и для натуральной гаммы, гармоническую можно построить в 5 разных позициях на гитаре.

Первая позиция берет начало на 2 ладу.

На второй позиции начало звучания происходит с 5 лада.

В данной позиции движение начинается с 7 лада, а строение по большей части совпадает с 3 позицией натурального звукоряда.

Строение этой позиции сместилось на 11 лад.

Последняя позиция является максимально простой. В ней звучат все отрытые струны, кроме 3 – на ней зажимается ре – диез.

Гармонический минор – сердце Востока

В гармоническом миноре по сравнению с натуральным видом лада повышена седьмая ступень. Если в натуральном миноре седьмая ступень была «чистой», «белой» нотой, то она повышается с помощью диеза, если она была бемолем, то с помощью бекара, ну а если же, это был диез, то дальнейшее повышение ступени возможно с помощью дубль-диеза. Таким образом, эту разновидность лада всегда можно распознать по появлению одного случайного знака альтерации.

Например, в том же ля миноре седьмая ступень – звук соль, в гармоническом виде будет не просто соль, а соль-диез. Ещё пример: до минор – тональность с тремя бемолями при ключе (си, ми и ля бемоли), на седьмую ступень приходится нота си-бемоль, её мы повышаем бекаром (си-бекар).

По причине повышения седьмой ступени (VII#) в гармоническом миноре меняется структура звукоряда. Расстояние между шестой и седьмой ступенями становится целых полтора тона. Такое соотношение вызывает появление новых увеличенных интервалов, которых не было ранее. К таким интервалам можно отнести, например, увеличенную секунду (между VI и VII#) или увеличенную квинту (между III и VII#).

Гамма гармонического минора звучит напряжённо, имеет характерный арабско-восточный колорит. Однако, не смотря на это, именно гармонический минор является самым употребительным из трех видов минора в европейской музыке – классической, народной или эстрадно-популярной. Свое название «гармонический» он получил за то, что очень хорошо проявляет себя в аккордах, то есть в гармонии.

Пример мелодии в таком ладу – русская народная «Песня бобыля» (тональность ля минор, вид – гармонический, о чём нам говорит случайный соль-диез).

Композитор может использовать в одном и том же произведении разные виды минора, например, чередовать натуральный минор с гармоническим, как это делает Моцарт в главной теме своей знаменитой Симфонии № 40:

Минор k-го порядка матрицы $A_{n\times n}$. Дополнительный минор. Алгебраическое дополнение к минору квадратной матрицы.

Вновь вернёмся к квадратным матрицам. Введём понятие дополнительного минора.

Пусть задан некий минор $M$ k-го порядка матрицы $A_{n\times n}$. Определитель (n-k)-го порядка, элементы которого получены из матрицы $A$ после вычеркивания строк и столбцов, содержащих минор $M$, называется минором, дополнительным к минору $M$.

Для примера рассмотрим квадратную матрицу пятого порядка:

Выберем в ней строки №1 и №3, а также столбцы №2 и №5. На пересечении оных строк и столбцов будут элементы минора $M$ второго порядка. Эти элементы выделены в матрице $A$ зелёным цветом:

Теперь уберём из матрицы $A$ строки №1 и №3 и столбцы №2 и №5, на пересечении которых находятся элементы минора $M$ (элементы убираемых строк и столбцов показаны красным цветом на рисунке ниже). Оставшиеся элементы образуют минор $M’$:

Минор $M’$, порядок которого равен $5-2=3$, является минором, дополнительным к минору $M$.

Алгебраическим дополнением к минору $M$ квадратной матрицы $A_{n\times n}$ называется выражение $(-1)^{\alpha}\cdot M’$, где $\alpha$ – сумма номеров строк и столбцов матрицы $A$, на которых расположены элементы минора $M$, а $M’$ – минор, дополнительный к минору $M$.

Словосочетание «алгебраическое дополнение к минору $M$» часто заменяют словосочетанием «алгебраическое дополнение минора $M$».

Для примера рассмотрим матрицу $A$, для которой мы находили минор второго порядка
$
M=\left| \begin{array} {ccc}
2 & -14 \\
-6 & 41 \end{array} \right|
$ и дополнительный к нему минор третьего порядка:

$M’=\left| \begin{array} {ccc}
3 & -3 & 19\\
-5 & 16 & -20 \\
-7 & 14 & -36 \end{array} \right|$. Обозначим алгебраическое дополнение минора $M$ как $M^*$. Тогда согласно определению:

Параметр $\alpha$ равен сумме номеров строк и столбцов, на которых находится минор $M$. Этот минор расположен на пересечении строк №1, №3 и столбцов №2, №5. Следовательно, $\alpha=1+3+2+5=11$. Итак:

В принципе, используя формулу №2 из темы вычисления определителей второго и третьего порядков, можно довести вычисления до конца, получив значение $M^*$:

Заметили ошибку, опечатку, или некорректно отобразилась формула? Отпишите, пожалуйста, об этом в данной теме на форуме (регистрация не требуется).

Тональность

Итак, что такое тональность? Как и для многих других музыкальных терминов, для тональности существуют разные определения. Сам по себе термин произошел от латинского слова tonus. В анатомии и физиологии это означает длительное возбуждение нервной системы и напряжение мышечных волокон, не приводящее к усталости.

Все отлично понимают, что значит словосочетание «быть в тонусе». В музыке дела обстоят примерно таким же образом. Мелодия и гармония пребывают, условно говоря, в тонусе на протяжении всего времени звучания музыкальной композиции.

Мы уже знаем, что любой лад – минорный или мажорный – начинается с тоники. И минорный, и мажорный лады можно отстраивать от любого звука, который будет принят за основной звук, т.е. тонику произведения. Высотное положение лада с его привязкой к высоте тоники называется тональностью. Таким образом, образование тональности можно свести к простой формуле.

Формула тональности:

Тональность = тоника + лад

Именно поэтому определение тональности часто дают как принцип лада, главная категория которого – тоника. Теперь подытожим.

Основные виды тональностей:

Минорная.
Мажорная.

Что означает эта формула тональности и эти виды тональности на практике? Допустим, мы слышим минорное музыкальное произведение, где минорный лад выстроен от ноты «ля». Это будет означать, что тональность произведения «ля минор» (Am). Сразу скажем, что для обозначения минорной тональности к тонике добавляется латинская m. Другими словами, если вы видите обозначение Cm, это «до минор», если Dm – это «ре минор», Em – соответственно, «ми минор» и т.д.

Если вы видите в графе «тональность» просто большие буквы, обозначающие ту или иную ноту – C, D, E, F и прочие – это значит, вы имеете дело с мажорной тональностью, и перед вами произведение в тональности «до мажор», «ре мажор», «ми мажор», «фа мажор» и т.д.

Пониженная или повышенная относительно основной ступени звукоряда тональность обозначается известными вам значками диеза и бемоля. Если вы видите запись тональности в формате, к примеру, F♯m или G♯m, это значит, что перед вами произведение в тональности «фа-диез минор» или «соль-диез минор». Сниженная тональность будет со значком бемоля, т.е. A♭m (ля-бемоль минор»), B♭m («си-бемоль минор») и т.д.

В мажорной тональности возле обозначения тоники будет стоять значок диеза или бемоля без дополнительных символов. Например, C♯ («до-диез мажор»), D♯ («ре-диез мажор»), A♭ («ля-бемоль мажор»), В♭ («си-бемоль мажор») и т.д. Можно встретить и другие обозначения тональностей. Например, когда к ноте дописывается слово major или minor, а вместо значка диеза или бемоля – слово sharp или flat.

Есть и другие варианты записи, которые мало используются в повседневной практике. Поэтому мы не будем на них подробно останавливаться, а приведем в виде нижеследующих картинок исключительно в ознакомительных целях.

Это варианты представления минорных тональностей:

Далее варианты обозначения мажорных тональностей:

Все вышеперечисленные тональности являются гармоническими, т.е. предопределяющими гармонию музыки.

Итак, гармоническая тональность – это мажорно-минорная система тональной гармонии.

Существуют и другие виды тональностей. Перечислим их все.

Разновидности тональностей:

  • Одноименные – образованные от одной тоники, но принадлежащие к разным ладам. Например, «фа минор» и «фа мажор».
  • Параллельные – с разницей между тониками минорной и мажорной тональностей в 3 полутона (малая терция). Например, «ля минор» и «до мажор», «соль-диез минор» и «си-бемоль мажор».
  • Однотерцовые – с совпадающей терцией и разницей между тониками в 1 полутон (малая секунда). Например, «до мажор» и «до-диез минор», общая терция «ми».

В последней разновидности нам встретился термин «терция». Ранее мы выяснили, что терция может быть малой (3 полутона) или большой (4 полутона). Тут мы подходим к такому понятию как «гамма», с которым нужно разобраться, чтобы окончательно понять, что же такое лады, тональности и прочие составляющие гармонии.

Лады

Второй центральный элемент гармонии – это лад. По мере развития теории музыки господствовали разные определения лада. Его понимали как систему объединения тонов, как организацию тонов в их взаимодействии, как звуковысотную систему соподчинения тонов. Сейчас больше принято определение лада как системности звуковысотных связей, объединенных при помощи центрального звука либо созвучия.

Если это пока сложно, просто представьте по аналогии с окружающим миром, что лад в музыке – это когда звуки как бы ладят друг с другом. Как о некоторых семьях можно сказать, что они живут в ладу, точно так об определенных музыкальных звуках можно сказать, что они находятся в ладу друг с другом.

В прикладном значении термин «лад» наиболее часто используется применительно к минору и мажору. Слово «минор» происходит от латинского mollis (переводится как «мягкий», «нежный»), поэтому минорные музыкальные произведения воспринимаются как лирические или даже грустные. Слово «мажор» происходит от латинского major (переводится как «больший», «старший»), поэтому мажорные музыкальные произведения воспринимаются в большей степени как напористые и оптимистичные.

Таким образом, основные виды ладов – это минорный и мажорный. Зеленым для наглядности отмечены ступени (ноты) ладов, которые отличаются для минора и мажора:

На обывательском уровне существует упрощенная градация и такая характеристика минора как «грустный», а мажора как «веселый». Это весьма условно. Вовсе необязательно, что минорное произведение всегда будет печальным, а мажорная мелодия всегда прозвучит радостно. Причем этот тренд прослеживается, как минимум, с 18 столетия. Так, произведение Моцарта «Соната №16 до мажор» звучит местами весьма тревожно, а зажигательная песенка «В траве сидел кузнечик» написана в минорной тональности.

И минорный, и мажорный лады начинаются с тоники – основного звука или основной ступени лада. Далее идет сочетание устойчивых и неустойчивых звуков в своей для каждого лада последовательности. Тут можно провести аналогию с возведением кирпичной стены. Для стены нужны как твердые кирпичи, так и полужидкая связующая смесь, иначе конструкция не обретет нужную высоту и не удержится в заданном состоянии.

И в мажоре, и в миноре есть 3 устойчивые ступени: 1-я, 3-я, 5-я. Остальные ступени считаются неустойчивыми. В музыкальной литературе можно встретить такие термины, как «тяготение» звуков, или «стремление к разрешению». Если сказать проще, мелодию нельзя обрывать на неустойчивом звуке, а всегда нужно завершать на устойчивом.

Далее в уроке вам встретится такой термин как «аккорд». Во избежание путаницы сразу скажем, что устойчивые ступени лада и основные ступени аккорда – это не тождественные понятия. Тем, кто хочет быстрее приступить к игре на музыкальном инструменте, для начала стоит пользоваться готовыми аппликатурами аккордов, а принципы построения будут понятны по мере того, как вы будете осваивать приемы игры и простые мелодии.

Более подробно про лады, минор и мажор можно прочитать в учебнике «Элементарная теория музыки», который написал российский музыковед, профессор Московской консерватории Игорь Способин . Там, к слову, разобраны примеры из классической музыки, которые помогут вам лучше понять, как применяются эти понятия в классике.

Кроме того, в специальных музыкальных изданиях вам могут встретиться такие названия ладов как ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский. Это лады, которые строятся на основе мажорной гаммы, а в качестве тоники используется одна из ступеней гаммы. Они еще называются натуральными, диатоническими или греческими.

Греческими их называют потому, что их названия произошли от племен и народностей, населявших территорию Древней Греции. Собственно, с тех времен ведут отсчет и музыкальные традиции, лежащие в основе каждого из названных диатонических ладов. Если вы намерены в будущем писать музыку, вам есть смысл вернуться к этому вопросу позже, когда разберетесь с построением мажорной гаммы. Кроме того, стоит изучить материал «Диатонические лады для начинающих» с аудиопримерами звучания каждого из них []:

А пока подытожим более применимые на практике понятия мажорного и минорного ладов. В целом, когда нам встречаются словосочетания «мажорный лад» или «минорный лад», имеются в виду лады гармонической тональности. Разберемся, что такое тональность вообще и гармоническая тональность в частности.

Параллельные тональности

И здесь всплывает понятие параллельных тональностей.

Мажорная и минорная тональности с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае с до мажор и ля минор) называются параллельными.

Они всегда отстоят друг от друга на малую терцию — минорная всегда будет строиться на шестой ступени мажорной гаммы.

Тоники у параллельных тональностей разные, разным является и состав интервалов, но соотношение белых и черных клавиш всегда одинаково. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство строгих математических закономерностей, и, поняв их, можно двигаться в нем легко и свободно.

Понять взаимосвязь параллельных тональностей не так уж сложно: сыграйте гамму до мажор, а затем ее же, но не с первой ступени, а с шестой, и на шестой вверху остановитесь — вы сыграли не что иное, как гамму «натуральный минор» в тональности ля минор.

Перед вами список параллельных тональностей с их латинскими обозначениями и числом ключевых знаков.

  • До мажор/ля минор — C-dur/a-moll
  • Соль мажор/ми минор — G-dur/e-moll (1 диез)
  • Ре мажор/си минор — D-dur/h-moll (2 диеза)
  • Ля мажор/фа-диеэ минор — A-dur/f:-moll (3 диеза)
  • Ми мажор/до-диез минор — E-dur/cis-moll (4 диеза)
  • Си мажор/соль-диез минор — H-dur/gis-moll (5 диезов)
  • Фа-диез мажор/ре-диез минор — Fis-dur/dis-moll (6 диезов)
  • Фа мажор ре минор — F-dur/d-moIl (1 бемоль)
  • Си-бемоль мажор/соль минор — B-dur/g-moll (2 бемоля)
  • Ми-бемоль мажор/до минор — Е -dur/c-moll (3 бемоля)
  • Ля-бемоль мажор/фа минор — As-dur/f-moll (4 бемоля)
  • Ре-бемоль мажор/си-бемоль минор — Des-dur/b-moll (5 бемолей)
  • Соль-бемоль мажор/ми-бемоль минор — Ges-dur/es-moll (6 бемолей)

Ну вот, теперь вы имеете представление о миноре, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начать надо, конечно же, с гамм. Ниже приведена таблица всех существующих мажорных и параллельных им минорных гамм со всей аппликатурой (номерами пальцев). Занимайтесь, не спешите.

Напомню технику игры гамм:

Играть медленно каждой рукой гамму в 4 октавы вверх и вниз

Обратите внимание, что в нотном приложении номера пальцев даны сверху и снизу нот. Те номера, которые находятся над нотами, относятся к правой руке, ниже – к левой.
Заметьте, что Мелодический минор, в отличие от двух других видов минорного лада, при движении вверх и вниз будет строиться неодинаково

Это связано с тем, что в нисходящем движении внезапный переход из мажора (с которым интервалы мелодического минора совпадают от первой ступени до четвертой) в минор будет звучать не стишком приятно. И чтобы разрешить эту проблему, в нисходящем движении используется натуральный минор – седьмая и шестая ступени возвращаются в исходное положение минорного лада.
Соединить двумя руками.
Постепенно наращивать темп воспроизведения гамм, но при этом следить, чтобы игра была ровной и ритмичной.

На самом деле, композитор не обязан использовать в своей мелодии все ноты из какой-либо гаммы. Гамма для композитора — меню, из которого можно выбирать ноты.

Мажорные и минорные гаммы, без всякого сомнения, являются самыми популярными, но это не единственные гаммы, которые существуют в музыке. Не бойтесь, поэкспериментируйте немного с порядком чередования интервалов в мажорной и минорной гамме. Замените где-нибудь тон полутоном (и наоборот) и послушайте, что получится.

А получится, что вы создадите новую гамму: ни мажорную, ни минорную. Некоторые из этих гамм будут звучать прекрасно, другие — просто отвратительно, а третьи — очень экзотично. Создавать новые гаммы не только разрешается, а даже рекомендуется. Свежие новые гаммы дают жизнь свежим новым мелодиям и созвучиям.

Люди экспериментируют с соотношением интервалов со времен появления музыки. И хотя большинство экспериментальных гамм не завоевало такой популярности, как мажорная и минорная, в некоторых музыкальных стилях эти изобретения используются в качестве основы мелодий.

И напоследок подкину вам немного интересной музыки в минорных тональностях

Состав и ступени гаммы ми минор

E minor, как и большинство гамм, представлен в 3 вариантах:

  • Натуральный. Самый распространенный и часто встречающийся вид. Для его звучания достаточно сыграть по порядку все ноты от тоники до тоники следующей октавы. На основе натурального звукоряда строится пентатонический (блюзовый) звукоряд.
  • Гармонический. Звукоряд, в котором 7 ступень повышается на пол тона в миноре. Вместо ноты ре звучит ре-диез. Эта метаморфоза полностью меняет звучание гаммы. Такой звукоряд используется достаточно часто для оживления звучания и придания восточных мотивов произведению. На гитаре тоже получил свое применение.
  • Мелодический. Звучание этого типа звукорядов зависит от направления движения мелодии. В случае восходящего движения изменению подлежат 6 и 7 ступени. Они повышаются на полтона. Для нисходящего движения сохраняется строение натурального звукоряда без каких-либо изменений.
  • Хроматический. В этом варианте играются все звуки с интервалом в полтона.

Как построить гамму ми минор

E – moll строится по стандарту, как любые минорные гаммы. Он включает в себя следующие звуки:

МИ – ФА-ДИЕЗ – СОЛЬ – ЛЯ – СИ – ДО – РЕ – МИ

В буквенном обозначении:

Стоит обратить внимание, что в натуральной гамме присутствует только одна нота со знаком альтерации – фа-диез. В гармонической добавляется ре-диез — D♯

В гармонической добавляется ре-диез — D♯

В мелодической при восхождении имеет 2 ноты со знаками альтерации – ре-диез — D♯ и до-диез — C♯.

Кроме того, E minor относится к гаммам, которые имеют параллельные им звукоряды. Для ми минора это соль мажор. В его составе такие звуки.

Устойчивые ступени гаммы ми минор

Устойчивые ступени – это те, которые не требуют разрешения – тоника, третья ступени и пятая. В гамме ми минор это – Ми, Соль, Си, которые образуют основное трезвучие и аккорд. Все остальные звуки требуют разрешения до устойчивых.

Как гармонизировать мелодию

Хотя гармонизация мелодий не требует тонкого знания теории музыки, есть несколько основных теоретических концепций, которые сделают гармонизацию с нотами мелодии гораздо более легкой.

Понимание мелодических интервалов

Прежде чем приступить к гармонизации нот, необходимо понять, какие
мелодические интервалы
встречаются в различных ключах. Для примера мы рассмотрим
мажорный
лад, поскольку в этом ладу нет ни диезов, ни бемолей. Если бы вы играли ноты до-мажора на фортепиано, это выглядело бы следующим образом:

C-D-E-F-G-A-B

Чтобы получить представление о ключе, полезно играть или петь эти ноты последовательно. Например, как только вы почувствуете ключ C, вы можете начать изучать его аккорды, которые состоят из этих интервалов.

Самый основной аккорд в ключе
до мажор
состоит из трех нот
(C-E-G)
. Мы рекомендуем сыграть эти ноты одновременно на фортепиано или инструменте, чтобы услышать, как они сочетаются и гармонируют друг с другом.

C — это
тоника
или
корневая
нота аккорда. По отношению к ноте E, C — это
мажорная терция
. По отношению к G, C — совершенная пятая. Мажорные трети и совершенные пятые — две самые приятные гармонии в западной музыке, и вы, вероятно, поймете, как знакомо они звучат, когда играются вместе.

Нахождение интервалов от корневых нот

Хотя ваша практика должна состоять в нахождении интервалов от
всех
нот, для данного примера мы остановимся на С. Вот интервалы от С и то, на сколько полушагов они отстоят друг от друга:

  • C-C#/Db — минорная секунда — один полушаг
  • C-D — мажорная секунда — два полушага
  • C-D#/Eb — минорная терция — три полушага
  • C-E — мажорная терция — четыре полуступени
  • C-F — Совершенная четвертая — пять полушагов
  • C-F#/Gb — увеличенная четвертая/уменьшенная пятая — шесть половинных шагов
  • C-G — Совершенная пятая — семь полушагов
  • C-G#/Ab — минорная шестая — восемь полутактов
  • C-A — мажорная шестая — девять полушагов
  • C-A#/Bb — минорная седьмая — десять полушагов
  • C-B — мажорная седьмая — одиннадцать полушагов
  • C-C — октава — двенадцать полушагов

Независимо от того, от какой корневой ноты вы начинаете, количество полустепеней и качества этих аккордов останутся одинаковыми. Например, если вы играете мажорный аккорд C и считаете от корневой ноты C до мажорной терции E, вы увидите, что это четыре полушага. С другой стороны, если вы играете в тональности ля мажор и начинаете от корневой ноты А в аккорде ля мажор, вы можете двигаться на четыре полушага, чтобы добраться до мажорной терции C#.

При попытке найти интервалы, которые хорошо сочетаются друг с другом, полезно практиковаться в пении или напевании, когда вы играете ноты. Например, если вы споете корневую ноту и ее мажорную терцию, вы поймете, насколько приятны тональности аккордов. С другой стороны, если вы последовательно споете корневую ноту и ее дополненную четвертую, вы поймете, насколько
диссонируют
тональности аккордов.

Понимание разницы между мажором и минором

Ноты в мажорных тональностях отличаются от нот в минорных тональностях, поэтому важно научиться чувствовать и те, и другие. Например, если мы возьмем наш пример с мажором и поменяем его на минор, нашим корневым или тоническим аккордом будет минорный аккорд

Например, если мы возьмем наш пример с мажором и поменяем его на минор, нашим корневым или тоническим аккордом будет минорный аккорд.

В то время как мажорный аккорд читается как
C-E-G
, минорный аккорд читается как
C-Eb-G
. Третья ступень на полступени ниже. В минорных ладах мы понижаем терции, шестые и седьмые. Когда вы практикуете гармонизацию, хорошо бы практиковаться как в мажорных, так и в минорных тонах.

Минорные гаммы

Сразу сообщу вам: минорные гаммы не меньше по размеру (и ничуть не менее важные), чем мажорные. Просто им дали такое несправедливое имя.

Как и мажорные гаммы, минорные состоят из восьми нот, первая и последняя из которых носят одно и то же имя. А вот порядок интервалов в них различается. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме таково:

Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон

Напомню, в мажоре это: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон

Возможно, оно и похоже на сочетание интервалов мажорной гаммы, но на самом деле тоны и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ почувствовать это звуковое различие — сыграйте и прослушайте мажорную и минорную гаммы одну за другой.

Как вы, наверно, заметили, главное отличие мажорного и минорного ладов заключено в третьей ступени, так называемом терцовом тоне: в миноре он понижен, образуя с тоникой интервал малой терции (м.З).

Еще одно отличие — то, что в мажорном ладу состав интервалов всегда постоянный, а в минорном на верхних ступенях он может меняться, что создает три разных вида минора. Может, именно от этой многоликости минора и получаются гениальные произведения?

Итак, какие же это разные виды, спросите вы?

Существует три вида минора:

  1. натуральный
  2. гармонический
  3. мелодический.

Каждый из видов минора характеризуется своим составом интервалов. До пятой ступени во всех трех они одинаковы, а на шестой и седьмой возникают варианты.

Натуральный минор — Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон — Тон – Тон

Гармонический минор отличается от натурального повышенной седьмой ступенью: поднятая на пол тона, она придвинута к тонике. Интервал между шестой и седьмой ступенями тем самым становится шире — он составляет теперь полтора тона (называется увеличенная секунда — ув.2), что придает гамме, особенно в нисходящем движении, своеобразное «восточное» звучание.

В гармоническом миноре состав интервалов следующий: Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон – Полтора тона – Полутон

Другая разновидность минора — мелодический минор, известный также как джазовый минор (он встречается в большинстве джазовых музыкальных произведений). Конечно, еще задолго до появления джазовой музыки композиторы, например, Бах и Моцарт, использовали этот вид минора в качестве основы своих произведений.

И в джазе, и в классической музыке (да и в других стилях тоже) мелодический минор отличается тем, что у него повышены две ступени – шестая и седьмая. Вследствие этого порядок интервалов в мелодической минорной гамме становится таким:

Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон — Тон – Полутон.

Я люблю называть эту гамму непостоянной гаммой, так как она никак не может решить, как ей звучать — мажорно или минорно. Еще раз посмотрите на порядок интервалов в ней

Обратите внимание, что первые четыре интервала в ней такие же, как в минорной гамме, а последние — как в мажорной.

Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых знаков в той или иной минорной тональности.

Гамма Ре-минор натуральный вид в 5-позициях на гитаре

Ниже представлены все паттерны, включающие гамму ре минор. Черные кружки на рисунках указывают, с каких тоников стоит начинать. Обязательно запомните, на каких ладах они находятся, чтобы в будущем быстро перемещаться по грифу. Это будет большим подспорьем при импровизации, а также при запоминании остальных гамм и нот

Также обязательно обратите внимание на то, что каждая из лестниц по своей сути является продолжением предыдущей. Это еще больше упростит процесс запоминания и изучения всех ящиков

Аппликатура

Как вы можете видеть ниже, все коробки используют 4-5 ладов, а ноты расположены рядом друг с другом. Главное помнить, что вы должны использовать свой палец для каждого лада. Сначала это будет сложно, но так вы поймете технику игры правильно, а в будущем, исполняя сольные партии, вы будете располагать кисть максимально эффективно и удобно. Кроме того, понимая аппликатуру, вы можете играть быстрые соло, что делает ее даже более сложной, чем обычно, если ваши пальцы не на своем месте.

Разница между мажором и минором

Мажор отличается от минора целым рядом параметров. Одним из ключевых моментов в музыке считается контраст между ладами. Минор считается полной противоположностью мажору. По музыкальной традиции европейских стран, звуки делятся путем использования тонов и полутонов. В силу особенностей звуков и физиологии уха человека даже полутон приводит к появлению заметных отличий в восприятии звуков.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Чаще всего мажорные аккорды воспринимаются слушателями как веселые, а минорные – считаются грустными. В качестве примера стоит привести мажорный «Свадебный марш» Мендельсона. При этом может сложиться ощущение, что все марши являются бодрыми и энергичными. Однако это далеко не всегда так. «Похоронный марш» Шопена выполнен в миноре, потому при его прослушивании у людей возникает трагическое и скорбное настроение.

Таким образом, главным отличием рассматриваемых музыкальных ладов считается то, что мажор имеет выраженную положительную окраску, а минор – отрицательную. Люди их часто обозначают как радость и печаль.

Примечателен тот факт, что на эмоциональный окрас аккордов почти не влияют изменения в тембре или громкости элементов звучания. К тому же встречаются ситуации, когда мажор помогает выражать лирические настроения и трагические чувства, а минор – отражает светлые и радостные состояния. Так, американские блюзы часто пишут в мажоре. При этом русская «Цыганочка» выполнена в миноре.

Чтобы разобраться в ключевых отличиях рассматриваемых музыкальных ладов, стоит учитывать следующее:

  1. В музыкальных произведениях мажорный аккорд выполняется на большой терции, а минорный – на малой.
  2. Разница между мажорной и минорной гаммами кроется в порядке интервалов – это касается тонов и полутонов.
  3. Мажор характеризуется светлой, а минор – темной окраской звучания. Проще всего этот контраст определять на слух.
  4. Мажор вызывает положительные эмоции, пробуждая в человеке радость. При этом минор может стать причиной появления отрицательных эмоций – скорби, уныния, печали.
  5. Мажором часто называют веселое и бодрое настроение. При этом понятие «минор» используется для обозначения состояния грусти, подавленности и уныния.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: