Интервалы в ладу.
В натуральном мажоре и миноре ч1 строится на всех ступенях
В натуральном мажоре: м2 – на 3 и 7 ступенях, а б2 – на остальных ступенях
В натуральном миноре: м2 – на 2 и 5 ступенях, а б2 – на остальных ступенях
В натуральном мажоре: б3 – на главных ступенях лада (Т,S, D), а м3 – на остальных ступенях
В натуральном миноре: б3 – на 3,6,7 ступенях, а м3 – на остальных ступенях
В натуральном мажоре: ч4 – на всех ступенях, кроме 4 ступени – на ней ув4
В натуральном миноре: ч4 – на всех ступенях, кроме 6 – на ней ув4
В натуральном мажоре: ч5 – на всех ступенях, кроме 7 – на ней ум5.
В натуральном миноре: ч5 – на всех ступенях, кроме 2 – на ней ум5.
В натуральном мажоре: б6 – на 1, 2, 4, 5 ступенях, а м6 – на остальных ступенях
В натуральном миноре: б6 – на 3, 4, 6, 7 ступенях, а м6 – на остальных ступенях
В натуральном мажоре: б7 – на 1, 4 ступенях, а м7 – на остальных ступенях
В натуральном миноре: б7 – на 3, 6 ступенях, а м7 – на остальных ступенях
В натуральном мажоре и миноре ч8 строится на всех ступенях.
Часть 2. Аккорды на бас гитаре в тесном расположении.
Давайте сыграем мажорное трезвучие и его обращения на бас гитаре. За тонику как и раньше примем ноту G на третьем ладу струны E. На рисунке изображены диаграммы этих аккордов и точками обозначены лады, а цифрами обозначены пальцы, которыми нужно прижимать струны. Открытая струна обозначена кружком с цифрой «0». Струны E, A, D и G обозначены горизонтальными линиями в порядке снизу вверх (Пример 2).
Пример 2. G мажорное трезвучие и его обращения
В Примере 3 показаны диаграммы минорного трезвучия и его обращений
Проанализируйте их и обратите внимание что они отличаются от мажорных только одной нотой (терцией) и как эта нота смещается на грифе влево на один лад в каждой диаграмме
Пример 3. G минорное трезвучие и его обращения
Когда звуки трезвучия располагаются в аккорде один за другим с интервалом не больше кварты, то такое расположение называется тесным. Сыграв эти примеры на басу, вы сразу же обнаружите что аккорды в тесном расположении звучат грязно и некрасиво, поэтому они редко используются в таком виде, особенно в нижнем регистре. Тем не менее эти аппликатуры имеют практическую ценность для арпеджио и они звучат аккордом намного лучше в верхнем регистре инструмента на более тонких струнах. Поэтому их следует хорошо выучить и ориентироваться в их расположении на грифе во всех тональностях. Попробуйте сыграть их за 12 ладом на струнах A, D и G.
Обращение аккорда
Обращения трезвучия
Основной вид, первое и второе обращения трезвучия До мажор (основной тон выделен красным) Играть основной вид (инф.), Играть первое обращение (инф.), or Играть второе обращение (инф.)
Обращением трезвучия называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый или квинтовый тон основного трезвучия. Трезвучие может быть трёх видов, каждый из которого отличается от предыдущего тем, что нижний звук поднят на октаву выше. Проводимая операция также называется обращением. Третье обращение приводит к возврату к начальной форме трезвучия — основному виду, расположенному на октаву выше:
- трезвучие (основной вид) — с основным тоном в нижнем голосе.
- секстаккорд (или первое обращение трезвучия) — обращение с терцовым тоном в нижнем голосе. В классической гармонии секстаккорд обозначается цифрой 6.
- квартсекстаккорд (или второе обращение трезвучия) — обращение с квинтовым тоном в нижнем голосе. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 4 и 6 (или 6 и 4). В нём, как и в секстаккорде, крайние звуки образуют сексту, а признаком является положение чистой кварты в основании.
Главные ступени лада – основа музыкального сопровождения
Как вы помните с одного из прошлых уроков о тональностях, ступеней в музыке всего семь, и именно на их основе строятся различные аккорды. Три из них называются устойчивыми, а четыре – неустойчивыми. Есть еще понятие – главные ступени. Очень распространенная ошибка в освоении сольфеджио – это путаница между устойчивыми и главными ступенями. Эти понятия путать не нужно, это как горячее и зеленое – характеристики разные. Итак, главными ступенями лада считаются I, IV и V. И названия у них тоже есть:
- I – тоника,
- IV – субдоминанта,
- V – доминанта.
Как вы видите, главные ступени в до мажоре – ДО, ФА и СОЛЬ. В разных тональностях ступени будут всегда I, IV и V, но ноты всегда будут разные.
Вот главные ступени до мажора:
Если мы переместимся в другую тональность, то и ноты главных ступеней будут уже другие.
Для примера рассмотрим Ре мажор, это будут уже другие ноты:
Главные ступени в ре мажоре
Строим мажорные и минорные трезвучия на пианино
Как показывает опыт, для многих начинающих пианистов особую сложность представляет построение каких-либо аккордов, основные из которых – трезвучия. А ведь именно на трезвучиях строится аккомпанемент к любой композиции. Вот и расскажу я вам как строить минорные и мажорные трезвучия
Но сначала про интервалы
Есть такое понятие – интервал, буквально означающее «расстояние» или «промежуток». Ну да, вспомните на автобусных остановках «Интервал движения 5 минут».
Вот в музыке под словом «интервал» тоже подразумевается расстояние от одного звука до другого. Простых интервалов – 8.
Я не буду сейчас затрагивать все и углубляться в дебри теории музыки, а расскажу только про те, которые нам нужны для построения наших трезвучий.
до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до…… и т. д.
Так вот, чтобы построить терцию от любой ноты, надо «прыгнуть» через одну. К примеру, берем ноту «до», терция от нее будет «до – ми», или «до – ля», если строим интервал вниз. От любой другой ноты – «ре-фа», «ми – соль», «фа-ля» и т. д. В нотах это выглядит так:
Так выглядят терции на белых клавишах в скрипичном и басовом ключах
Пока просто, не так ли? Но вот в чем оказия – есть еще черные клавиши, и они тоже участвуют в построении интервалов и аккордов. Называются диезами или бемолями. Ниже две терции от ноты «до»
Большая терция от ноты ДО Малая терция от ноты ДО
Обратите внимание – оба интервала называются терциями, потому что оба содержат три ступени (до, ре, ми или ноты через одну – до-ми), а различаются они только знаком. Большая терция – «до-ми», а малая – «до-ми бемоль»
Поиграйте их на пианино, послушайте и попытайтесь найти отличия в звучании. А чтобы отличить визуально, посчитайте внутри клавиши – и черные и белые. Внутри большой терции вмещаются три клавиши. Не верите? На рисунок посмотрите внимательно.
А внутри малой терции – две.
Для примера дам вам еще пару терций.
Малая терция от МИ вверх Большая терция от МИ вверх
Вот и все отличие большой и малой терции. В музыкальных школах учат считать полутона – большая терция содержит 2 тона, а малая – полтора. Как показывает многолетний опыт, куда проще посчитать клавиши внутри и определить, какая эта терция.
Итак, чтобы построить терцию, надо:
- найти ноты через одну;
- посчитать внутри клавиши и определить, какая терция у нас получилась;
- если получилась не та, то исправляем ее – или расширяем, переползая на соседнюю клавишу выше, или сужаем, соответственно, переползаем на клавишу ниже.
Когда вы научитесь строить терции, вам не составит труда построить любое трезвучие. Почему? А потому, что трезвучие состоит из двух терций.
Строим мажорное трезвучие
Мажорное трезвучие строится по формуле – сначала большая терция, а затем – малая.
Мажорное трезвучие от ноты ДО
Для примера возьмем трезвучие от ноты до и начинаем его изучать. Сначала от до построили терцию «До-ми», посчитали внутри клавиши, их три (до диез, ре, ре диез), значит терция большая.
Но «до-ми» – еще не трезвучие, теперь надо от ми построить малую терцию – «ми-соль». Посчитали внутри клавиши – их две (фа, фа диез).
То есть, трезвучие которое мы построили от ноты «до» является мажорным, потому что сначала была большая терция, а потом – малая.
Строим минорное трезвучие
Допустим нам надо построить от той же «до» минорное трезвучие. Чтобы вы долго не мучились, скажу сразу – крайние ноты трогать не будем, то есть «до» и «соль» оставляем на месте. А вот ноту «ми» надо изменить. Это будет выглядеть так.
Минорное трезвучие от ноты ДО
Давайте проанализируем. До – ми бемоль – терция малая, потому что внутри вмещаются две клавиши (до диез, ре). А ми бемоль – соль – терция большая, потому что внутри три клавиши (ми, фа, фа диез).
Поиграйте оба трезвучия – и мажорное и минорное, чтобы вы умели их отличать на слух. Ну а в видео уроке я расскажу то, что вы сейчас прочитали – как строить большие и малые терции и мажорные и минорные трезвучия. Ведь это – основа любого аккомпанемента.
(8
Как определить интервальные составы секстаккордов и квартсекстаккордов?
Так как трезвучие имеет всего четыре вида, значит, секстаккордов тоже и квартсекстаккордов также будет по четыре штуки – мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые. Чтобы определить интервальные составы новых аккордов, давайте их построим.
Для примера возьмём трезвучия от звука МИ и сразу же выполним их первое и второе обращения, чтобы получились секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем мы проанализируем полученные аккорды и увидим, из каких интервалов они состоят.
Мажорный секстаккорд и квартсекстаккорд
Мажорное трезвучие от МИ, это звуки МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. Следовательно, мажорный секстаккорд (Б.6) будет образован звуками СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ и МИ – именно в таком порядке. А большой квартсекстаккорд (Б.64) будет сложен из нот СИ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ.
Само по себе большое трезвучие состоит из двух терций – большой и малой, это мы уже знаем.
Мажорный секстаккорд складывается из малой терции (в нашем примере это «соль-диез си») и чистой кварты (ход «си-ми»).
Мажорный квартсекстаккорд начинается с чистой кварты (звуки «си-ми» в основании аккорда), к которой затем прибавляется большая терция (в примере – «ми соль-диез»).
Таким образом, мы получили следующее правило: Б.6 = малая терция + чистая кварта; Б.64 = чистая кварта + большая терция.
Минорный секстаккорд и квартсекстаккорд
Малое трезвучие от МИ строится по звукам МИ, СОЛЬ, СИ (без лишних знаков альтерации). Значит, минорный секстаккорд (М.6) – это ноты СОЛЬ, СИ, МИ, а минорный квартсекстаккорд (М.64) – СИ, МИ, СОЛЬ.
Минорное трезвучие образовано двумя терциями – малой «ми-соль» и большой «соль-си».
Малый секстаккорд состоит из большой терции (звуки «соль-си») и чистой кварты (звуки «си-ми»), а малый квартсекстаккорд, наоборот, начинается с кварты (в примере – «си-ми»), к которой добавлена малая терция (в примере это звуки «ми-соль»).
Таким образом, мы выяснили, что: М.6 = большая терция + чистая кварта; М.64 = чистая кварта + малая терция.
Увеличенный секстаккорд и квартсекстаккорд
Увеличенное трезвучие от МИ – это аккорд МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ. Секстаккорд этого трезвучия – СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ, МИ, а квартсекстаккорд – СИ-ДИЕЗ, МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ. Интересной особенностью всех трёх аккордов является то, что все они звучат как увеличенное трезвучие (только построенное от разных звуков).
Увеличенное трезвучие, как нам уже известно, состоит из двух больших терций (в примере это «ми соль-диез» и «соль-диез си-диез»).
Секстаккорд увеличенного трезвучия – это большая терция (в примере – «соль-диез си-диез»), к которой добавлена уменьшённая кварта (в примере – «си-диез ми»).
Квартсекстаккорд этого же трезвучия — уменьшённая кварта (ми соль-диез) и большая терция (от соль-диеза до си-диеза).
Вывод следующий: Ув.6 = большая терция + уменьшённая кварта; Ув.64 = уменьшённая кварта + большая терция.
Уменьшённый секстаккорд и квартсекстаккорд
Уменьшённое трезвучие от звука МИ представляет собой созвучие из нот МИ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ. Секстаккорд данного трезвучия – СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и МИ, а его квартсекстаккорд – СИ-БЕМОЛЬ, МИ, СОЛЬ.
Само рассматриваемое трезвучие симметрично, состоит из двух малых терций (в нашем случае – это звуки «ми соль» и «соль си-бемоль»).
Уменьшённый секстаккорд получается при сцеплении малой терции (у нас – «соль си-бемоль») с увеличенной квартой (в примере – «си-бемоль ми»).
Уменьшённый квартсекстаккорд начинается с увеличенной кварты (по примеру – «си-бемоль ми»), к которой присоединяется малая терция («ми соль»).
Итак, в результате выясняется вот что: Ум.6 = малая терция + увеличенная кварта; Ум.64 = увеличенная кварта + малая терция.
Что такое музыкальные интервалы
Интервалами называют созвучие, которое образуется от одновременной игры двух любых нот. Зажмите любые две струны на двух любых ладах и сыграйте их одновременно – это будет интервал. Ноты, из которых состоит интервал, могут находиться в одной или разных октавах – от этого меняется их звучание и функция, которую они выполняют внутри композиции
Европейская музыкальная теория разделяет интервалы на консонирующие и диссонирующие. Первые – те, которые дают приятный человеческому уху звук, вторые – те, которые вместе не звучат и режут слух. Раньше диссонансы почти не применялись внутри музыкальной гармонии, однако со временем все больше и больше композиторов начали использовать их, и сейчас неблагозвучные интервалы плотно вошли в музыкальный обиход.
Обр трезвуч
Обращения трезвучий
Обращения трезвучия – это аккорды, состоящие из нот с теми же названиями, что у исходного трезвучия, но но в басу у которых находится не основной тон, а терцовый или квинтовый.
Это определение кажется сложным, но всё окажется гораздо проще, если обратиться к примерам. Возьмем мажорное трезвучие, построенное от ноты Ре.
Перенесём основной тон на октаву выше. Он окажется сверху, а внизу будет терцовый. При этом названия нот останутся те же самые. Так строится первое обращение трезвучия, которое называется секстаккорд.
И так:
— У трезвучия внизу основной тон. Трезвучие обозначается с помощью маленьких букв 5 и 3 (Б53, М53, Ум53 и Ув53). В простейшем виде оно состоит из двух терций.
— У секстаккорда внизу терцовый тон. Секстаккорд обозначается маленькой цифрой 6 (Б6, М6, Ум6 и Ув6). В простейшем виде внизу у него терция, а наверху – кварта.
— У квартсекстаккорда в басу квинтовый тон. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 6 и 4 (Б64, М64, Ум64, Ув64). В простейшем виде и него внизу кварта, а наверху – терция.
С обращениями трезвучия хорошо знакомы те, кто играет на музыкальном инструменте обычные упражнения: арпеджио и аккорды.
Упражнения из «Школы игры на фортепиано» под редакцией А. Николаева. После гаммы идут аккорды, которые представляют собой не что иное, как тоническое трезвучие с обращениями.
Отличить трезвучие и его обращения друг от друга на слух – непростая задача. Чтобы более успешно делать это, попробуйте найти подобрать свой мысленный образ для каждого из аккордов. К примеру, это могут быть дом, растущее рядом дерево и воздушный шар в небе над ними.
- Квартсекстаккорд создает ощущение полета. Он парит в
- небе, как воздушный шар.
-
-
- Секстаккорд – стройный, как дерево. Он тянется вверх,
- к небу.
-
-
- Трезвучие – спокойное и надежное, как дом.
-
-
- Если эти сравнения Вам не помогают, придумайте свои.
- Примеры звучания мажорного и минорного трезвучий с их обращениями также можно послушать здесь.
- Это нужно знать твердо
- Первое, что нужно выучить по данной теме, это ступени, на которых строятся обращения главных трезвучий:
- — Тоническое трезвучие T53 строится на первой ступени;
- — Тонический секстаккорд T6 – на третьей;
- — Тонический квартсекстаккорд T64 – на пятой;
- — Субдоминантовое трезвучие S53 строится на четвертой ступени;
- — Субдоминантовый секстаккорд S6 – на шестой;
- — Субдоминантовый квартсекстаккорд S64 – на первой;
- — Доминантовое трезвучие D53 строится на пятой ступени;
- — Доминантовый секстаккорд D6 – на седьмой;
- — Доминантовый квартсекстаккорд D64 – на второй.
- Расположение главных трезвучий и их обращений на ступенях мажора и минора.
Во вторых, необходимо знать строение трезвучия и его обращений (из каких интервалов они состоят). В первую очередь это касается мажорных и минорных аккордов. Что касается обращений уменьшенного и увеличенного трезвучий, то их строение должны знать старшеклассники.
Схема строения трезвучий с обращениями.
Для старшеклассников и родителей
Выше трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд рассматривались в своем простейшем виде. Однако, существует и много других вариантов построения этих аккордов. Один и тот же аккордовый тон может браться одновременно в разных октавах, тоны могут чередоваться в различном порядке.
Варианты мажорных секстаккордов от ноты Фа-диез. Все они представляют собой различные комбинации трех тонов: Ре, Фа-диез и Ля. При этом, внизу всегда звук Фа-диез (терцовый тон).
Строить такие аккорды учатся студенты музыкальных училищ с курсе гармонии
При это важно соблюдать следующие принципы:
— В состав аккорда входят звуки только с теми названиями, которые присутствуют и в простейшем виде
— В басу у трезвучия – основной тон, в басу у секстаккорда – терцовый тон, в басу у квартсекстаккорда – квинтовый тон.
Устойчивые и неустойчивые интервалы. Разрешение неустойчивых интервалов.
Все интервалы в ладу делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интервалы – это те, у которых оба звука устойчивы, т.е. входят в состав тонического трезвучия. Все устойчивые интервалы – консонирующие.
Неустойчивые интервалы – это те, в которых один или оба звука являются неустойчивыми, т.е. не входят в состав тонического трезвучия. Неустойчивые интервалы могут быть – консонирующими и диссонирующими. Все диссонирующие и неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение интервалов происходит по ладовому тяготению 2 способами: Если в интервале оба звука неустойчивые – то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Если в неустойчивом интервале один звук неустойчивый – то при разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук.
Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшённых – сходятся.
5. Трезвучия, обращения трезвучий. Основные трезвучия лада.
Обращение интервала — перемещение звуков интервала на октаву, при котором его основание становится верхним звуком, а вершина — нижним. Обращение простых интервалов (в пределах октавы) производится двумя способами: перенесением основания интервала на октаву вверх или вершины на октаву вниз. В результате возникает новый интервал, дополняющий исходный до октавы, напр., от обращения секунды образуется септима, от обращения терции – секста и т.п. Все чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие в малые, увеличенные в уменьшенные и наоборот, дважды увеличенные в дважды уменьшенные и наоборот. Обращение простых интервалов в составные и составных – в простые производится тремя способами: перемещением нижнего звука интервала на две октавы вверх или верхнего звука на две октавы вниз либо обоих звуков на одну октаву во встречном направлении.
Возможно также обращение составных интервалов в составные же; в этих случаях перемещение одного звука производится на три октавы, а обоих звуков – на две октавы во встречном направлении (перекрёстно). См. Интервал.
didi79
ГАММА
Гамма – это последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд в пределах октавы.
В одной октаве есть 12 ступеней. Выбрав последовательность из возрастающих 7 — мы получим Гамму из 7-ми нот.
Самих гамм существует несколько десятков. Построить гамму можно с абсолютно любой ноты. Самое главное — это название. К примеру, Ми минор – это минорная гамма, которая строиться от любой ноты Ми на грифе. Если будет Фа минор – это также гамма, но первая нота сдвинута на один лад ближе к деке. Гамма не обязательно должна содержать 7 нот. Может и меньше, но больше – никак.
МАЖОРНАЯ ГАММА
Мажорная гамма состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд. Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад — натуральным мажором.
Мажорная гамма состоит из восьми нот, причём последняя нота дублирует первую, но расположена на октаву выше. При записи гамм, ни одна из линий, равно как и ни одно междустрочие нотоносца не могут быть пропущены. С этим связана одна из особенностей обычных мажорных гамм: они содержат либо диезы, либо бемоли, но никогда в их составе не встречаются оба знака одновременно.
В гамме различают семь ступеней (а нот, как уже говорилось, восемь: последняя нота гаммы это опять первая ступень). Ступени гаммы нумеруются римскими цифрами и у каждой есть своё название: I: тоника II: нисходящий/верхний вводный тон III: верхняя медианта IV: субдоминанта V: доминанта VI: нижняя медианта, субмедианта VII: восходящий/нижний вводный тон
Мажорная гамма имеет следующее строение: тон тон полутон тон тон тон полутон . Чтобы построить мажорную гамму, нужно взять за основу (тонику) любую ноту и поднять её на тон выше – это будет вторая ступень гаммы. Затем, согласно шаблону, поднять вторую ноту на тон – это будет третья ступень, третью ноту поднять на полтона – это будет четвёртая ступень гаммы и так далее.
Рассмотрим на примере строение Гаммы Ре-мажор:
Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми — это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа. стоп! «Черненькой» клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками — полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост — повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез). Повторим: Ре — Ми — Фа-диез. То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша — а сама ступень «переселяется» на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре — Ми — Фа-диез — Соль. Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму, звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО:
Так как в октаве есть 12 полутонов, можно играть гамму начиная с каждого из них, соблюдая строение: тон тон полутон тон тон тон полутон.В итоге получится 12 Гамм:
До мажор
Ре мажор
Ми мажор
Фа мажор
Соль мажор
Ля мажор
Си мажор
Ре-бемоль мажор
Ми-бемоль мажор
Фа-диез мажор
Ля-бемоль мажор
Си-бемоль мажор
Самая оригинальная гамма здесь — это, конечно, фа-диез мажор. Мало того, что она почти полностью состоит из диезов, так ещё и нота фа записывается как ми-диез. Правила такие (?)
Часть 1. Теория.
В этой части я кратко расскажу теоретический материал, который необходимо знать для лучшего понимания принципов построения аккордов на басу. Если вы уже знаете, что такое трезвучия, как они строятся, какие у трезвучия есть обращения, то можете смело пропустить эту часть и перейти ко второй. Если нет, то я рекомендую продолжать чтение. Я постарался изложить материал в максимально краткой и доступной форме без лишней «воды». Более подробно об этом написано в любом учебнике по элементарной теории музыки.
Трезвучие — простейший аккорд, состоящий из трех звуков расположенных (или которые могут быть расположены) друг за другом по терциям. Нота от которой строится трезвучие называется тоникой аккорда или примой. Второй звук или ступень трезвучия называется терцией, а третий — квинтой. Терции в свою очередь могут быть большими (б.3) и малыми (м.3).
Ненавязчивая рассылка обновлений сайта в Telegram
Давайте построим теперь несколько трезвучий. За тонику примем ноту G на третьем ладу струны E. Всего их будет четыре, по количеству сочетаний б.3 и м.3 между собой. Вот они (Пример 1):
- б.3+м.3 — мажорное трезвучие;
- м.3+б.3 — минорное трезвучие;
- б.3+б.3 — увеличенное (мажорное) трезвучие;
- м.3+м.3 — уменьшенное (минорное) трезвучие;
Пример 1. Мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное трезвучия построенные от ноты G
Легко заметить, что мажорность или минорность звучания трезвучия определяется по первой терции: б.3 для мажора и м.3 для минора. Далее мы пока не будем рассматривать увеличенное и уменьшенное трезвучие, а сфокусируемся на мажорном и минорном, как самых употребительных
Еще один термин, понимание которого очень важно для правильного голосоведения — обращение трезвучия
Обращение трезвучия — аккорд, состоящий из звуков основного трезвучия, но построенный не от примы, а от терции (секстаккорд) или квинты (квартсекстаккорд) . Этого теоретического материала пока что будет достаточно, поэтому перейдем к практике.
Интервалы в музыке: консонансы и диссонансы
Также интервалы делятся на группы по звучанию консонансы и диссонансы.
Диссонанс-резкое звучание звуков, консонанс же противоположность.
К диссонансам относятся такие интервалы как м.2(малая секунда), б.2(большая секунда), м.7(малая септима), б.7(большая септима), ув.4(увеличенная кварта), ум.5(уменьшённая квинта)
Консонансы подразделяются на группы:
- Весьма совершенные ч.1(чистая прима), ч.8(чистая октава)
- Совершенные ч.4(чистая кварта), ч.5(читая квинта)
- Несовершенные м.3(малая терция), б.3(большая терция), м.6(малая секста), б.6(большая секста)
Есть такие интервалы как тритоны , они строятся так:
- ув.4 (IV) ум.5(VII) в натуральном мажоре и в гармоническом миноре (VII#)
- ув.4 (VI) ум.5(II) в натуральном миноре
Таблица интервалов в музыке
Ниже представлена таблица, в которой находятся названия интервалов в музыке, количество ступеней, их виды и как они звучат.
Простые интервалы
Название | Количество тонов | Возможные виды | Звучание |
Прима | Чистая | Плотное, нейтральное | |
Секунда | 0,5; 1 |
Малая (0,5 тонов)
Большая (1 тон) |
Колючее, жалобное, напряженное |
Терция | 1,5; 2 |
Малая (1,5 тонов)
Большая (2 тона) |
Малая – грустное, мягкое
Большая – мажорное, радостное, мягкое |
Кварта | 2,5; 3 |
Чистая (2,5 тона)
Увеличенная (3 тона) |
Чистая – уверенное, торжественное
Увеличенная – диссонирующее, напряженное |
Квинта | 3; 3,5 |
Уменьшенная (3 тона)
Чистая (3,5 тона) |
Уменьшенная – диссонирующее, напряженное
Чистая – пустое, нейтральное |
Секста | 4; 4,5 |
Малая (4 тона)
Большая (4,5 тона) |
Малая – певучее, грустное, широкое
Большая – торжественное, веселое, размашистое |
Септима | 5; 5,5 |
Малая (5 тонов)
Большая (5,5 тонов) |
Малая – напряженно, неблагозвучно
Большая – напряженное, кричащее |
Октава | 6 | Чистая | Нейтральное, более плотное |