Как определить параллельную тональность ещё быстрее?
Как можно найти параллельный мажор или минор еще проще? И, особенно, если мы не знаем, какие знаки вообще в данной тональности есть? А давайте снова выясним это на примерах!
Вот только что мы выявили такие параллельности: СОЛЬ МАЖОР // МИ МИНОР и ФА МИНОР // ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР. А теперь посмотрим, какое расстояние между тониками параллельных тональностей. Расстояние в музыке измеряется и если вы хорошо разобрались в теме , то легко сообразите, что интересующий нас интервал – это малая терция.
Между звуками СОЛЬ и МИ (вниз) – малая терция, потому что ступени мы проходим три штуки, а тонов – полтора. Между ФА и ЛЯ-БЕМОЛЕМ (вверх) тоже малая терция. И между тониками других параллельных гамм, также будет интервал малой терции.
Получается следующее ПРАВИЛО
(упрощённое и окончательное): чтобы найти параллельную тональность, нужно от тоники отложить малую терцию – вверх, если мы ищем параллельный мажор, или вниз, если мы ищем параллельный минор.
Общая характеристика
Для гармонической тональности типичны регулярные смены местных гармонических центров, не отменяющих центрального тяготения, а наоборот интенсифицирующих его. В развёртывании тональности большое значение имеет музыкальный метр (задающий местоположение консонанса и диссонанса) и метрическая экстраполяция (ожидание закономерного продолжения на основе данного начала) в форме.
Тональность некоррелятивна модальности, поскольку некоррелятивны основные признаки модальных и тональных ладов. В тональности непременно господствует центр, а звукорядная основа соблюдается в разной мере (например, звукоряд гармонического минора, мелодического мажора отклоняется от основной формы звукоряда этих ладов и т. п.). В модальности звукорядная основа непременна, а тяготения могут быть (например, в многоголосной музыке Машо и Лассо), а могут и вовсе отсутствовать (например, в большом знаменном распеве православных).
Средоточием теории мажорно-минорной тональности является теория функций, рассматривающая значения отдельных аккордов в пределах одной тональности и соотношения тональностей как функций высшего порядка. Главные элементы такого рода тональности — функции тоники (T), доминанты (D) и субдоминанты (S), совокупно именуемые «главными тональными функциями».
Дополнительная литература
- Аламбер, Жан ле Ронд д ‘. 1752. Elémens de musique, theorique et pratique, suivant les Principes de m. Рамо. Париж: Давид Лайне. Перепечатка факсимильного сообщения, Нью-Йорк: Broude Bros., 1966.
- Бенджамин, Томас. 2003. Искусство тонального контрапункта с примерами из музыки Иоганна Себастьяна Баха, второе издание. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-94391-4.
- Блюм, Стивен. 2006. «Навай: музыкальный жанр северо-восточного Ирана». «Аналитических исследованийх мировой музыки», под редакцией Майкла Тензера, 41–57. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517788-6 (ткань); ISBN 978-0-19-517789-3 (pbk)
- Кон, Ричард. 2012. Смелое благозвучие: хроматическая гармония и вторая природа триады. Оксфордские исследования в теории музыки. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-977269-8.
- ДеВото, Марк. 2004. Дебюсси и вуаль тональности: Очерки его музыки. Измерение и разнообразие: Исследования в области музыки 20-го века 4. Н.п.: Pendragon Press. ISBN 1-57647-090-3.
- Мануэль, Питер. 2006. «Фламенко в фокусе: анализ выступления Soleares». В «Аналитических исследованиях мировой музыки» под редакцией Майкла Тензера, 92–119. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517788-6 (ткань); ISBN 978-0-19-517789-3 (pbk)
- Самсон, Джим. 1977. Музыка в переходном периоде: исследование тонального расширения и атональности, 1900–1920. Нью-Йорк: У. В. Нортон. ISBN 0-393-02193-9. Самсон предлагает следующие обсуждения тональности, как это определено Фетисом, Гельмгольцем, Риманом, Д’Инди, Адлером, Яссером и другими:
- Бесвик, Делберт М. 1950. «Проблема тональности в музыке семнадцатого века».. Кандидат наук. Тезис. Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины. п. 1–29. Соответствующий номер OCLC 12778863.
- Ширлоу, Мэтью. 1917. Теория гармонии: исследование естественных принципов гармонии; с исследованием главных систем гармонии от Рамо до наших дней. Лондон: Novello Co. (Перепечатано в Нью-Йорке: Da Capo Press, 1969. ISBN 0-306-71658-5.)
- Rings, Стивен. 2011. Тональность и трансформация. Oxford Studies in Music Theory. Oxford and New York: Oxford University Press. ISBN 978-0-19-538427-7.
- Тимочко, Дмитрий. 2011. Геометрия музыки.: Гармония и контрапункт в расширенной практике Оксфордских исследований теории музыки. Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press. ISBN 978-0-19-533667-2.
Натуральный мажор
Это простейшая гамма, построенная по такому принципу чередования тонов и полутонов: «2 тона – полутон – 3 тона – полутон». Всего в такой гамме восемь музыкальных ступеней (I, II, III, IV, V, VI, VII и снова I).
И, согласно формуле строения этой гаммы, между I и II ступенями должно быть расстояние в один целый тон, между II и III ступенями также должен быть целый тон, III и IV ступени отстоят друг от друга на половину тона (полутон). Далее по той же формуле между IV и V, V и VI, VI и VII ступенями также нужно взять целый тон, чтобы все получилось. Наконец, замыкает цепочку полутон между VII и повторенной наверху I ступенью.
Очень подробно технику построения гамм по этой формуле мы уже разбирали в уроке «Лад в музыке: мажор и минор» – там можно найти и примеры, и разъяснения по поводу тонов и полутонов.
Сейчас для краткости рассмотрим только один пример. Допустим, нам нужно получить гамму Ля мажор (буквенное обозначение – A-dur). Гамма эта начинается со звука ЛЯ и заканчивается им же. Соответственно, для начала мы можем просто написать звукоряд нот от ЛЯ до следующей, более высокой ЛЯ, то есть сделать своеобразную заготовку.
Затем, нужно навести порядок в этой гамме, по формуле. Возможно, появятся какие-нибудь знаки альтерации – диезы или бемоли. Для удобства и наглядности при работе с тонами и полутонами на этом этапе обычно предлагается воспользоваться фортепианной клавиатурой.
Итак, приведем расстояние между ступенями нашей заготовки в соответствие с формулой натурального мажора.
СТУПЕНИ | РАССТОЯНИЕ ПО ФОРМУЛЕ |
КОРРЕКЦИЯ |
I-II | Тон | ЛЯ и СИ – между этими нотами один целый тон, так и должно быть, здесь никаких изменений не нужно, идём дальше. |
II-III | Тон | СИ и ДО – между этими звуками полутон, но по формуле необходим целый тон, поэтому здесь требуется коррекция. Так как нам до целого тона не хватает еще одного полутона, мы добавляем его путем повышения ноты ДО – берем ДО-ДИЕЗ, тем самым расстояние увеличивается, и у нас возникает первый знак. |
III-IV | Полутон | ДО-ДИЕЗ и РЕ – полутон: так и должно быть. Как видим, изменение на предыдущей позиции благотворно сказалось и здесь: в результате у нас полный порядок с обеих сторон. |
IV-V | Тон | РЕ и МИ – целый тон, так и должно быть, идем далее. |
V-VI | Тон | МИ и ФА – полутон, а нужен целый тон. Устраняем этот недостаток, повышаем ступень ФА, берем вместо нее ФА-ДИЕЗ, и теперь расстояние между ступенями МИ и ФА-ДИЕЗ стало целотонным. |
VI-VII | Тон | ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ – снова полутон, и снова по формуле требуется тон. Поступаем также – добавляем недостающее, и получаем, таким образом, СОЛЬ-ДИЕЗ. |
VII-I | Полутон | СОЛЬ-ДИЕЗ и ЛЯ – полутон, так и должно быть, здесь все нормально. |
В ходе работы над гаммой у нас появились три новых знака, три диеза – ФА-ДИЕЗ, ДО-ДИЕЗ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Причина их появления – соответствие отношений звуков формуле мажорной гаммы. Если бы хотя бы один из этих знаков не принять, то настоящей мажорной гаммы не получится, то есть она будет звучать или минорно, или еще как-нибудь иначе.
Однако для того, чтобы узнать какие диезы или бемоли должны присутствовать в той или иной гамме натурального мажора, совсем не обязательно каждый раз заново выстраивать гамму по формуле. Можно использовать таблицу уже готовых результатов – так называемый квинтовый круг тональностей, а также научиться мгновенно определять знаки в тональностях по способу, предложенному нами в уроке «Как запомнить знаки в тональностях». Профессиональный музыкант ни на секунду не должен задумываться о том, какие знаки есть в той или иной гамме, а должен просто это знать «как дважды два» (выучить, вызубрить, освоить).
Натуральный мажор очень часто встречается как в народной музыке, так и в классической музыке, сочиненной композиторами. Так, например, в тональности натурального До мажора записана мелодия Государственного гимна Российской Федерации.
Как определить параллельную тональность ещё быстрее?
Как вам еще проще найти большую или второстепенную параллель? И самое главное, если мы вообще не знаем, какие знаки есть в данной тональности? Давайте узнаем еще раз на примерах!
Мы только что обнаружили следующий параллелизм: SAL MAJEURE // MI MINOR и FA MINOR // LA-BEMOLE MAJEURE. Теперь посмотрим, какое расстояние между тиками параллельных клавиш. Расстояние в музыке измеряется интервалами, и если вы хорошо разбираетесь в теме «Количественное и качественное значение интервалов», то легко поймете, что интересующий нас интервал составляет незначительную треть.
Между звуками СОЛЬ и Ми (вниз) есть второстепенная треть, потому что мы делаем три шага и полутон. Между FA и LA-BEMOL (вверху) также есть второстепенная треть. А между тониками других параллельных гамм также будет небольшой третий интервал.
Результатом является следующее ПРАВИЛО (упрощенное и окончательное): чтобы найти параллельный ключ, вы должны отложить второстепенную треть от тоники — вверх, если вы ищете большую параллель, или вниз, если вы ищете второстепенную параллель.
В. А. Моцарт «Турецкий марш»
Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о у нас уже была
Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в .
Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.
По наличию ключевых знаков тональности можно разделить на три группы: без знаков, с диезами при ключе, с бемолями при ключе. Не бывает в музыке такого, что знаками в одной тональности будут и диезы и бемоли одновременно.
А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.
Виды лада: мажор и минор
Итак, лад – это всегда целая команда звуков, которые неустанно трудятся над созданием песен всяких настроений. Ладов в музыке очень много, но есть два самых главных. Они называются мажор и минор.
Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой. Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки.
Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса. Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка. Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки. Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.
СОВЕТ. Если вы занимаетесь с детьми, то полезно будет поработать с картинками. Покажите ребенку ряд картинок, пусть он представит, как они могли бы звучать – мажорно или минорно? Готовую подборку вы можете скачать у нас. В качестве творческого задания ребенку можно предложить создать свою галерею мажорных и минорных образов. Это пробудит в нем творческое воображение.
ПОДБОРКА КАРТИНОК «МАЖОР И МИНОР» — СКАЧАТЬ
В мажорном ладу сочинены такие известные песни, как «В лесу родилась елочка», торжественный Гимн Российской Федерации, солнечная «Улыбка». В минорном ладу сложены песни «В траве сидел кузнечик» и «Во поле береза стояла».
ВИКТОРИНА. Послушайте два музыкальных фрагмента. Это два танца из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Один танец называется «вальс», другой – «мазурка». Как вы думаете, какой из них написан в мажоре, а какой в миноре?
Фрагмент №1 «Вальс»
https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/03/lad-001.mp3
Фрагмент №2 «Мазурка»
Правильные ответы: «Вальс» — это мажорная музыка, а «Мазурка» — минорная.
Кому покровительствует Лада?
Бoгиня Лaдa заботится и поддерживает молодых влюбленных, будущий жен и мужей. Она ведет человека от его рождения и до седин. В ее власти защищать брак, рождение и плодородие. Для всего Мира Лaдa бoгиня cлaвян является живой силой природы, прободающей окружающее к росту и размножению.
Рассматривая сохранившиеся источники и собранные исследователями этнографические данные можно сделать вывод, что ей поклонялись:
- женщины всех возрастов;
- влюбленные пары;
- аграрии.
Любой посев и жатва проходили с чествованием имени богини. Лaдa бoгиня любви сопровождала уходящих в дальнее странствие. Она сохраняла связь человека с его родом, и уберегала от опасностей. Ей давалась власть эта власть, поскольку этим она сохраняла любовные узы.
Как найти параллельную тональность
Прежде всего, давайте вспомним, из чего состоит гамма. Каждая нота внутри нее – это ступень, которая обозначается своим номером по возрастанию. Если вы знаете ее номер, то легко сможете определить тонику, от которой начинается нужный ключ.
— Чтобы найти параллельную тональность минора, вам нужно взять третью ступень минорной гаммы и от нее сыграть все следующие ноты. Например, в Ля-миноре следующие звуки: A B C D E F G. Третья ступень – До, то есть, C. Все оставшиеся ноты и составляют мажорную гамму.
— Параллельная тональность мажора ищется точно так же, разница только в том, что нам нужна шестая ступень. Аналогично предыдущему примеру: в до-мажоре следующие ноты – C D E F G A B. Шестая ступень A – и это и есть тоника нужного нам минора.
В какие цвета радуги композиторы «окрашивают» тональности?
Каждая тональность, находясь в системе, обладает определенной функцией не только в динамико-гармонических отношениях, но и в колористическом плане. В связи с этим чрезвычайно распространены представления о характере и цвете (окраске в буквальном смысле).
великих композиторов,
Так, например, тональность «Ми мажор» ассоциировалась у него с несколькими: ярко-зеленым, цветом весенних березок и пасторальными оттенками. «Ми бемоль мажор» для него — это преимущественно темная и сумрачная тональность, которую он окрашивал в своем воображении в серо-синеватый тон, характерный для городов и крепостей. Людвиг ван Бетховен считал «Си минор» черной. Такой цвет не вызывает удивления, ведь произведения, написанные в этой тональности, всегда звучат скорбно и трагически. Как видим, цвета не возникают случайно, они полностью соответствуют выразительному характеру музыки. Если изменить тональность, то она приобретет совершенно иные краски. Наглядный тому образец, переложение мотета Вольфганга Амадея Моцарта (Ave verum corpus, K.-V. 618) Ференцом Листом. Из «Ре мажора» он транспонировал ее в «Си мажор», в связи с чем изменился стиль музыки, появились черты романтизма.
Песни под гитаруЧто такое тональность?
Разговор в данной теме пойдет о важном музыкальном понятии. Любая музыка – это своего рода путешествие, т.к
имеет свое развитие и имеет движение то вверх, то вниз. Но всегда заканчивается, приводя чувства слушателя к ощущению покоя и устойчивости
Любая музыка – это своего рода путешествие, т.к. имеет свое развитие и имеет движение то вверх, то вниз. Но всегда заканчивается, приводя чувства слушателя к ощущению покоя и устойчивости.
А все потому, что в конце любой мелодии стоит нота украшенная мажорным или минорным аккордом. Эта главная нота, которая имеет название – ТОНИКА. Другие ноты мелодии и аккорды подчиняются ей.
Отсюда можно сделать смелое определение:
ТОНАЛЬНОСТЬ – совокупность аккордов и нот, которые подчинены одной главной ноте.
Напрашивается вопрос. Но как равные 12 нот могут подчиняться друг другу?
Ответ прост: как только человек выбирает какой-то мелодии тональность (назначает главную ноту), как тут же остальные ноты следуют за ней. Например, если тонику понизить на полутон, то и все ноты композиции должны понизиться на полутон, при этом характер мелодии не изменится, а только ее высота.
Никто не может объяснить тот факт, что для человеческого слуха наилучшим интервалом является «КВИНТА». На данном интервале основана привычная нашему слуху музыка. Для лучшего понимания приведу рисунок, в котором расставлены ноты в ряд (нотный звукоряд), но с интервалом в квинту:
Получается, что самые простые мелодии устроены так, что звучащие в них аккорды двигаются (проигрываются) по квинтам.
Перейдем к практике:
Любая мелодия строится по образному правилу: выбираем дом (главную ноту), выходим из него и возвращаемся домой.
Возьмите гитару и проиграйте аккорды A – D – E – снова A и прислушайтесь как звучно и ровно они играются, как будто нет среди них лишнего аккорда. Постарайтесь запомнить мелодию .
А теперь проиграйте вот эти аккорды (много раз): D – G – A – D , затем: G – C – D – G. Только при этом не спешите. Если вы вникните в характер музыки, то обязательно заметите, что во всех случаях он не меняется.
Первые аккорды в своем ряду – это главные аккорды в своей тональности и являются тоникой. Как вы заметили их всего 3. В народе их называют «Три блатных». У профессионалов – «Тоника», «доминанта» и «субдоминанта». Я предлагаю называть их «Т», «2» и «3». А в минорной тональности к каждому названию добавлять букву «m».
Вот и дошли до таблицы основных аккордов тональностей:
Сразу скажу, что не нужно заучивать данную таблицу. Нужно просто в ней разобраться раз и навсегда
????
Обратите внимание и вы заметите, что все аккорды в любых тональностях исполняют по очереди одну из 3-ех функций. Вот например аккорд F тональности До-мажор будет — «2»
, в Фа-мажор он станет «Т», а в Ля- диез мажоре – «3».
И снова практика:
Проиграйте тройку основных аккордов в последовательности Т — 2 – 3 – Т во всех мажорных тональностях, а также Тm – 2m – 3m- Tm в любых минорных тональностях. Не обязательно играть сложные аккорды. Здесь главное понимание и спокойствие.
И для общего знания и понимания данной темы скажу, что существует всего 12 тональностей, в каждой есть мажорная и минорная часть аккордов. У данных частей основные ноты – общие.
И для особо любознательных приведу полную таблицу основных аккордов обобщенных тональностей:
ТОНАЛЬНОСТЬ (Нотная грамота)
nagitaru.ru!
Урок №7 (ТЕМА №1.7 Виды мажорных ладов)
- Знать названия и определения видов мажорного лада.
Один из них вы изучили и знаете, что можно построить его от любой ступени, главное — соблюдать правильные интервалы между ступенями. Скажем больше: меняя интервалы между ступенями, вы будете менять и сам лад, а значит и характер музыки (ведь лад это в первую очередь основной характер музыки). Т.
е. как бы много видов ладов не существовало, у каждого из них будет свой вполне определённый набор интервалов. Вроде бы что такого: взять и вместо полутона построить тон? Ан нет! На звучание, даже лучше сказать «настроение» произведения, такие изменения влияют крайне сильно. Как у художников есть огромная палитра цветов, так и у музыкантов есть огромный набор ладов.
Начиная с этой главы, мы расскажем Вам про существующие лады, их «изюминку», где и как обычно они используются. Осталось совсем чуть-чуть, но для того чтобы разобраться во всех остальных ладах. Нужно выучить все мажорные тональности.
Привет музыкант! Если ты всё выучил, то идём дальше.
Существуют три вида мажора: натуральный, гармонический, мелодический.
С натуральным мы уже разобрались. НАТУРАЛЬНЫЙ – это вид, в котором ничего не меняется (тон-тон-полутон- 3 тона- полутон). ГАРМОНИЧЕСКИЙ – при движении вверх и вниз понижается шестая ступень на полтона.
МЕЛОДИЧЕСКИЙ – при движении вверх как натуральный вид, а при движение вниз понижается шестая и седьмая ступени на пол тона.
Гармонический вид мажора
В До-мажоре появился Ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В Соль-мажоре появился знак Ми-бемоль, а в Фа-мажоре – Ре-бемоль.
Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!
Гармонический До-мажор:
Гармонический мажор в деле — мелодия из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».
Мелодический вид мажора
В мелодическом До-мажоре в нисходящем движении появляются два бемоля – Си-бемоль и Ля-бемоль. В Соль-мажоре мелодического вида сначала отменяется Фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой Ми (понижается шестая ступень). В мелодическом Фа-мажоре появляются два бемоля: Ми-бемоль и Ре-бемоль.
В Мелодическом виде звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.
Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже, и как правило для смены тональности (звучит очень красиво).
Мелодический До-мажор
Проверка:
- Дать определение гармоническому виду мажора
- Дать определение мелодическому виду мажора
- Определить тональность и вид
- Найдите ошибку и определите вид
- Определить вид
Проведем параллели
Чуть-чуть сложнее обстоит дело с параллельными тональностями, у которых при ключе идентичные знаки, а вот тоники отличаются друг от друга. Примером может стать до мажор и ля минор. Обнаружить параллели легко. Для мажора нужно построить от тоники малую терцию вниз, а для минора — вверх. Теперь вы знаете, что такое параллельные тональности в музыке. Без этих базовых знаний в сфере невозможно построить ни один мелодичный аккорд, написать мелодию или хотя бы считать ноты с листа.
В музыке есть масса интересных понятий, но их освоение — наука трудная и заковыристая. Попробуем провести параллели на практике. Все мы сталкивались с понятиями «параллельных прямых» и «параллельного мира» и можем вывести общее из них. Итак, параллельный — существующий с чем-то одновременно и похожий на что-то либо парный чему-либо. Если таковыми являются тональности, то они похожи друг на друга. Общего у них много, но есть и явные различия. Во-первых, совпадают абсолютно все звуки, а вместе с ними и все знаки при ключе, то есть, диезы и бемоли. Самым простым примером будут тональности до мажор и ля минор. Знаков при ключе нет, а звуки гармонично соединяются. Это классические параллели. Сложнее будет ми-бемоль мажор и до минор. При ключе по три бемоля. Вот и снова параллели. Надо заметить, что такие тональности характеризуются ладовым наклонением, но это их притягивает. Тоники в них, соответственно, отличаются. А как определить параллельные тональности? Если отталкиваться, к примеру, от до мажора, то на какой его ступени начнется «вход в параллель»? Ответ прост — на шестой. То есть тоникой минора станет нота ля. С переходом из минора в мажор все тоже просто — тоникой будет третья ступень.
Параллельные тональности
Как мы выяснили, ключи с одинаковым количеством случайностей называются параллелями. Оказывается, все эти тона имеют одинаковые звуки.
Но есть и отличия в параллельных ключах. Как вы помните, название ключа определяет корень и масштаб. Эти два компонента отличаются параллельными ключами. До мажор отличается от ля минор тоникой (звук до) и гаммой (мажорный цвет). Остальные параллельные ключи отличаются друг от друга одинаково.
В итоге: у параллельных клавиш одинаковые звуки, одинаковые знаки аварии (острые или плоские), но у них разные тоники и режимы.
Как найти параллельную тональность
Найти параллельный ключ можно двумя способами. Давайте рассмотрим оба.
Мы уже знаем, что до мажор и ля минор параллельны. Мы будем полагаться на них для дальнейших рассуждений.
Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, какая высота является нотой A до мажор. Считаем:
Нота A — это 6-я ступень в тональности до мажор. Из этого можно сделать вывод: чтобы найти второстепенную параллель, вы должны найти шаг VI в ключе, для которого мы ищем параллель. Нота 6-й степени будет основной нотой параллельного минора.
Чтобы найти основную параллель, проделаем ту же процедуру: посчитаем отрывки ля минор:
В тональности ля минор нота C находится на третьем уровне. Вывод напрашивается сам собой: чтобы найти большую параллель, нужно найти III степень в ключе, для которого мы ищем параллель. Нота третьей степени будет корнем большой параллели.
Чтобы быстрее найти шаг VI, воспользуйтесь небольшим трюком: считайте шаги не вверх, а вниз:
при подсчете ступенек очень важно учитывать признаки выветривания. Например, нам нужно определить параллельную мажорную тональность для ре минор
Есть переделка тональности ре минор — си-бемоль. Мы ищем 6-й шаг: это нота C, но давайте не забудем рассмотреть бемоль, и теперь наша нота C меняется на B-бемоль. Наша параллельная тональность си-бемоль мажор.
Второй метод определения параллельного ключа также прост и подойдет тем, кто знаком с диапазонами.
Чтобы начать использовать этот метод, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных клавиш. Давайте посчитаем, как обычно, на примере клавиш A и C. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется минорной третью.
Чтобы найти параллельный мажор, отмерьте минорную треть от корня минорной тональности, в которой мы находимся. Итак, в ля минор от ноты А мы измеряем минорную треть вверх и получаем ноту С, которая станет корнем параллельной мажорной ноты:
Мы делаем то же самое, ища небольшую параллель: мы измеряем небольшую треть и получаем то, что ищем:
Что такое тональность цвета?
Теория цвета определяет истинную тональность, как любой оттенок или смесь чистых цветов с добавлением только серого. Если быть точным, в этом определении серый считается действительно нейтральным. Другими словами, в сером нет дополнительных цветов, кроме белого и черного.
Нейтральная смесь серого, независимо от того, насколько она светлая или темная, снизит интенсивность любого цвета. В качестве общего предупреждения, будьте осторожны с тем, сколько серого вы добавляете. Слишком большое количество серого настолько притупляет цвет, что становится невозможно вернуть блеск.
Тональные цвета обычно считаются более приятными для глаз. Они сложные, тонкие и изощренные. Потому что яркие чистые цвета чаще всего ассоциируются с детьми.
Вообще говоря, почти каждый цвет, который мы видим в нашем повседневном мире, был в той или иной степени имеет тональность. На фото ниже посмотрите на сами цвета, не думая о них как о шерсти. Практически каждый комплект представляет собой слегка тональную версию оригинальных чистых цветов
Обратите внимание, как кажется, что почти каждый вариант содержит немного серого