Гамма ля-минор на гитаре: как построить, ступени, позиции, упражнения

Лады

Второй центральный элемент гармонии – это лад. По мере развития теории музыки господствовали разные определения лада. Его понимали как систему объединения тонов, как организацию тонов в их взаимодействии, как звуковысотную систему соподчинения тонов. Сейчас больше принято определение лада как системности звуковысотных связей, объединенных при помощи центрального звука либо созвучия.

Если это пока сложно, просто представьте по аналогии с окружающим миром, что лад в музыке – это когда звуки как бы ладят друг с другом. Как о некоторых семьях можно сказать, что они живут в ладу, точно так об определенных музыкальных звуках можно сказать, что они находятся в ладу друг с другом.

В прикладном значении термин «лад» наиболее часто используется применительно к минору и мажору. Слово «минор» происходит от латинского mollis (переводится как «мягкий», «нежный»), поэтому минорные музыкальные произведения воспринимаются как лирические или даже грустные. Слово «мажор» происходит от латинского major (переводится как «больший», «старший»), поэтому мажорные музыкальные произведения воспринимаются в большей степени как напористые и оптимистичные.

Таким образом, основные виды ладов – это минорный и мажорный. Зеленым для наглядности отмечены ступени (ноты) ладов, которые отличаются для минора и мажора:

На обывательском уровне существует упрощенная градация и такая характеристика минора как «грустный», а мажора как «веселый». Это весьма условно. Вовсе необязательно, что минорное произведение всегда будет печальным, а мажорная мелодия всегда прозвучит радостно. Причем этот тренд прослеживается, как минимум, с 18 столетия. Так, произведение Моцарта «Соната №16 до мажор» звучит местами весьма тревожно, а зажигательная песенка «В траве сидел кузнечик» написана в минорной тональности.

И минорный, и мажорный лады начинаются с тоники – основного звука или основной ступени лада. Далее идет сочетание устойчивых и неустойчивых звуков в своей для каждого лада последовательности. Тут можно провести аналогию с возведением кирпичной стены. Для стены нужны как твердые кирпичи, так и полужидкая связующая смесь, иначе конструкция не обретет нужную высоту и не удержится в заданном состоянии.

И в мажоре, и в миноре есть 3 устойчивые ступени: 1-я, 3-я, 5-я. Остальные ступени считаются неустойчивыми. В музыкальной литературе можно встретить такие термины, как «тяготение» звуков, или «стремление к разрешению». Если сказать проще, мелодию нельзя обрывать на неустойчивом звуке, а всегда нужно завершать на устойчивом.

Далее в уроке вам встретится такой термин как «аккорд». Во избежание путаницы сразу скажем, что устойчивые ступени лада и основные ступени аккорда – это не тождественные понятия. Тем, кто хочет быстрее приступить к игре на музыкальном инструменте, для начала стоит пользоваться готовыми аппликатурами аккордов, а принципы построения будут понятны по мере того, как вы будете осваивать приемы игры и простые мелодии.

Более подробно про лады, минор и мажор можно прочитать в учебнике «Элементарная теория музыки», который написал российский музыковед, профессор Московской консерватории Игорь Способин . Там, к слову, разобраны примеры из классической музыки, которые помогут вам лучше понять, как применяются эти понятия в классике.

Кроме того, в специальных музыкальных изданиях вам могут встретиться такие названия ладов как ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский. Это лады, которые строятся на основе мажорной гаммы, а в качестве тоники используется одна из ступеней гаммы. Они еще называются натуральными, диатоническими или греческими.

Греческими их называют потому, что их названия произошли от племен и народностей, населявших территорию Древней Греции. Собственно, с тех времен ведут отсчет и музыкальные традиции, лежащие в основе каждого из названных диатонических ладов. Если вы намерены в будущем писать музыку, вам есть смысл вернуться к этому вопросу позже, когда разберетесь с построением мажорной гаммы. Кроме того, стоит изучить материал «Диатонические лады для начинающих» с аудиопримерами звучания каждого из них []:

А пока подытожим более применимые на практике понятия мажорного и минорного ладов. В целом, когда нам встречаются словосочетания «мажорный лад» или «минорный лад», имеются в виду лады гармонической тональности. Разберемся, что такое тональность вообще и гармоническая тональность в частности.

Формула натурального минора

Любая гамма — как математическое уравнение — может быть построена по формуле. Формула минорной гаммы такова:

Если вам необходимо построить минорную гамму от какой-либо ноты, просто используйте формулу. Но вам нужно знать, что эта формула пригодна для построения лишь НАТУРАЛЬНОГО минора. В то время как в мелодическом и гармоническом видах минора, некоторые звуки будут повышаться или понижаться.

Полутон — это минимальное расстояние между двумя звуками. На пианино это две ближайшие клавиши. Например, расстояние между клавишами ДО и Ре бемоль — полутон. Соответственно тон — это сумма двух полутонов — например расстояние между нотами ДО и РЕ.

Для примера, построим натуральную гамму в Соль-миноре опираясь на формулу:

Вы видите, что нам пришлось использовать Си-бемоль и Ми-бемоль, чтобы звукоряд соответствовал формуле.

Послушайте, как звучит Соль-минор натуральный

Гамма Ре-минор натуральный вид в 5-позициях на гитаре

Ниже представлены все паттерны, включающие гамму ре минор. Черные кружки на рисунках указывают, с каких тоников стоит начинать. Обязательно запомните, на каких ладах они находятся, чтобы в будущем быстро перемещаться по грифу. Это будет большим подспорьем при импровизации, а также при запоминании остальных гамм и нот

Также обязательно обратите внимание на то, что каждая из лестниц по своей сути является продолжением предыдущей. Это еще больше упростит процесс запоминания и изучения всех ящиков

Аппликатура

Как вы можете видеть ниже, все коробки используют 4-5 ладов, а ноты расположены рядом друг с другом. Главное помнить, что вы должны использовать свой палец для каждого лада. Сначала это будет сложно, но так вы поймете технику игры правильно, а в будущем, исполняя сольные партии, вы будете располагать кисть максимально эффективно и удобно. Кроме того, понимая аппликатуру, вы можете играть быстрые соло, что делает ее даже более сложной, чем обычно, если ваши пальцы не на своем месте.

Как правильно играть гаммы

Первое и самое важное условие — всегда играйте под метроном! Все ваши ноты должны иметь правильную длительность, иначе вы привыкнете играть криво и в дальнейшем придется переучиваться. Да и правильная игра развивает не только ваш слух, но и чувство ритма

Также обратите внимание на то, что диатонические гаммы имею одну и ту же аппликатуру на грифе. Просто в зависимости от тональности ее нужно двигать влево или вправо

Например, вы знаете аппликатуру гаммы ля-минор. Подвиньте ее на 2 лада вправо и вы получите гамму си-минор. Таким же образом, можно получить и другие. И не забывайте про параллельные гаммы. Например, для ля-минора это до-мажор. Таким образом, заучив одну аппликатуру, вы как минимум знаете две! Зная это, учить гаммы вам будет намного проще.

Отличное видео про гаммы:

Зачем учить гаммы

Это вопрос задавал себе и я. На самом деле все просто — чтобы свободно ориентироваться на грифе гитары. Это даст вам возможность без труда импровизировать под неизвестный трек, а также сочинять красивые мелодии.

А может быть такой случай, что вы забыли часть своей партии на концерте. Что делать? Если вы хорошо выучили гаммы, то ошибиться в выборе ноты вам будет намного труднее. Ведь у вас появилась некая «чуйка», куда ткнуть, чтобы извлечь нужный звук. Учите гаммы, чтобы развить музыкальный слух.

Значение гамм для исполнителя

Как уже было сказано выше, гаммы позволят вам свободно импровизировать внутри любой из тональностей. Это особенно удобно, если на сцене вы вдруг сбиваетесь во время исполнения песни, и не можете найти нужный фрагмент вашего соло. Зная гаммы вы, вместо того, чтобы застопориться, просто начинаете играть что-то другое, и возвращаетесь в нужный отрезок.

Кроме того, нередко случается так, что композиция видоизменяется внутри выступления. Вы можете на эмоциях сыграть больше квадратов песни, чем надо, и тогда вам будет гораздо проще заполнить это пространство модуляциями и сольными партиями.

Мелодическая минорная гамма

Конструкция

Отличительный звук гармонической минорной гаммы исходит от увеличенная секунда между шестой и седьмой ступенями шкалы. В то время как некоторые композиторы использовали этот интервал с успехом в мелодической композиции, другие сочли это неудобным прыжком, особенно в вокальной музыке, и предпочли целый шаг между этими степенями шкалы для плавного написание мелодии. Чтобы исключить увеличенную секунду, эти композиторы либо повышали шестую ступень на полутон, либо понижали седьмую на полутон.

мелодическая минорная гамма формируется с использованием обоих этих решений. В частности, повышенная шестая часть появляется в восходящей форме шкалы, а пониженная седьмая — в нисходящей форме шкалы. Традиционно эти две формы называются:

  • восходящей мелодической минорной гаммой (также известной как heptatonia seconda, джазовая минорная гамма или ионийский ♭ 3): Эта форма гаммы также является 5-й режим акустической гаммы.
  • нисходящей мелодической минорной гаммы: эта форма идентична естественной минорной гамме.

Восходящая и нисходящая формы мелодической минорной гаммы A показаны ниже:

восходящая мелодическая минорная гамма может быть обозначена как

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

, а нисходящая мелодическая минорная гамма —

1, 2, ♭ 3, 4, 5, 6, ♭ 7, 8

Используя эти обозначения, можно построить две мелодические минорные гаммы путем изменения параллельной мажорной гаммы.

Использует

ВивальдиL’estro armonicoДорианпериода общепринятой практикиионический ладэолийский режим

Композиторы не всегда использовали две формы мелодической минорной гаммы. Так же часто композиторы выбирают ту или иную форму в зависимости от того, является ли одна из двух нот частью последнего аккорда (преобладающей гармонии). Композиторам часто требуется пониженная 7-я ступень естественного минора, чтобы избежать расширенной триады (III), которая возникает в восходящей форме гаммы.

В джазе только восходящая форма гаммы называется «мелодический минор».

В индийской карнатической музыке этот мелодический минор шкала соответствует Gourimanohari.

Примеры использования мелодического минора в рок и популярная музыка включают Элтона Джона «Извините Кажется, самое трудное слово «, что делает» намек на общепринятую практику… за счет использования F♯ в качестве предпоследней ноты final cadence.»

Гармонический минор

Конструкция

ШуманаПервая симфония

гармоническая минорная гамма (или эолова шкала ♯7) имеет те же ноты, что и естественная минорная гамма, за исключением того, что седьмая ступень повышена на единицу полутон, создавая увеличенную секунду между шестой и седьмой ступенями.

Таким образом, минорная гармоническая гамма представлена ​​следующими обозначениями:

1, 2, 3, 4, 5, ♭ 6, 7, 8

Таким образом, гармоническая минорная гамма может быть построена путем понижения 3-я и 6-я ступени параллельной мажорной гаммы на один полутон.

Из-за этой конструкции 7-я ступень гармонической минорной гаммы функционирует как ведущий тон по отношению к тонике, потому что она на полтона ниже тоники, а чем на целый тон ниже тоника, как в натуральных минорных гаммах. интервалы между нотами гармонической минорной шкалы следуют следующей последовательности:

целое, половина, целое, целое, половина, увеличенная секунда, половина

гармония

гамма называется гармонической минорной шкалой, потому что она является общей основой для гармоний (аккордов) в минорных тональностях. Например, в тональности ля минор (трезвучие, построенный на 5-й ступени шкалы E) является минорным трезвучием в натуральном минорном масштабе. Но когда седьмая ступень повышается от G ♮ до G♯, триада становится мажорным трезвучием.

Аккорды на ступенях, отличных от V, могут также включать повышенную 7-ю ступень, например, уменьшенное трезвучие на самой VII (vii), которая имеет доминантную функцию, а также на расширенную триаду на III (III +), которая не встречается ни в какой «естественной» гармонии (что То есть гармония, происходящая от гармонизации семи западных ладов, включая «мажор» и «минор»). Этот расширенный пятый аккорд (аккорд ♯5) сыграл роль в развитии современного хроматизма.

Трезвучия, построенные на каждой ступени звукоряда, следуют определенному шаблону. Анализ римских цифр показан ниже.

Интересное свойство гармонической минорной гаммы состоит в том, что он содержит два аккорда, каждый из которых генерируется всего одним интервалом:

  1. расширенное трезвучие (III), которое генерируется мажорными третями
  2. a уменьшенным септаккордом (vii), который генерируется второстепенными долями

Поскольку они генерируются только одним интервалом, расширенных трезвучий и уменьшенных септаккордов не вводят новых интервалов (с учетом энгармонических эквивалентов ), которые отсутствуют в его корневой позиции. То есть любая инверсия расширенного трезвучия (или уменьшенного септаккорда) энгармонически эквивалентна новому расширенному трезвучию (или уменьшенному септаккорду) в корневой позиции. Например, триада E ♭ –G – B в первой инверсии есть G – B – E ♭, которая энгармонически эквивалентна расширенной триаде G – B – D♯. Таким образом, один аккорд с различным написанием может иметь различные гармонические функции в разных тональностях.

Использует

Хотя он развивался в основном как основа для аккордов, гармонический минор с его увеличенной секундой иногда используется в мелодии. Примеры можно найти в Моцарт, Бетховен (например, финал его Струнного квартета № 14 ) и Шуберт ( например, в первой части квартета Смерть и дева ). В этой роли он используется при спуске гораздо чаще, чем при подъеме.

Гармонический минор также иногда называют мусульманской гаммой, поскольку ее верхний тетрахорд соответствует хиджазу , обычно встречающемуся в музыке Ближнего Востока. Гармоническая минорная гамма в целом называется Nahawand в арабской номенклатуре, Bûselik Hicaz в турецкой номенклатуре, а в индийской raga — Кееравани / Кирвани.

венгерский минор похож на гармонический минор, но с повышенной 4-й степенью. Эта шкала иногда также упоминается как «Цыганский бег» или, альтернативно, «Малая египетская шкала», как упоминает Майлз Дэвис, который описывает ее в своей автобиографии как «то, чему я научился в Джульярде».

В популярной музыке примеры песен в гармоническом миноре включают «Easy Please Me » Кэти Би, Бобби Брауна » Моя прерогатива «и Джазмин Салливан » Bust Your Windows «. Масштаб также оказал заметное влияние на хэви-метал, породив поджанр, известный как неоклассический металл, с такими гитаристами, как Ингви Мальмстин, Ричи Блэкмор и Рэнди Роудс использует его в своей музыке.

Табы с гаммами

Для каждого вида и тональности разработаны соответствующие табулатуры.

Прежде чем начинать играть любую гамму по ней, следует научиться считывать информацию правильно.

Основные табулатуры представлены в соответствии со списком:

  • Позиции мажорных гамм:
  • Позиции минорных:
  • Хроматические:
  • Блюзовые:
  • Гаммы для импровизаций:
  • Упражнения:

Игра гамм на гитаре служит определенной ступенью к овладению техникой игры на этом инструменте. Для начинающих исполнителей является неотъемлемой частью обучения и отработки техники и приемов игры. Но не стоит забывать, что гаммы – это только один из этапов и помощников в обучении. Не стоит зацикливаться только на игре гамм, ведь в музыке много всего интересного.

Разновидности гамм

Гаммы бывают двух типов – мажорные и минорные. Их двадцать четыре штуки, по числу всех существующих тональностей, однако есть одна особенность, которая упростит вам их разучивание. Дело в том, что гамма, которая входит в мажорную тональность, также имеется и в параллельно ей миноре, и наоборот. Таким образом, вам по факту надо только запомнить, какие ключи параллельны друг другу, и разучить двенадцать гамм.

Сами по себе эти боксы могут быть диезными и бемольными – если внутри них есть, соответственно, ноты с этими знаками. Кроме того, имеется и особый подвид – хроматическая гамма, при которой каждая нота, входящая в тональность, повышается на полтона, за исключением одной.

Минорные гаммы

Сразу сообщу вам: минорные гаммы не меньше по размеру (и ничуть не менее важные), чем мажорные. Просто им дали такое несправедливое имя.

Как и мажорные гаммы, минорные состоят из восьми нот, первая и последняя из которых носят одно и то же имя. А вот порядок интервалов в них различается. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме таково:

Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон

Напомню, в мажоре это: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон

Возможно, оно и похоже на сочетание интервалов мажорной гаммы, но на самом деле тоны и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ почувствовать это звуковое различие — сыграйте и прослушайте мажорную и минорную гаммы одну за другой.

Как вы, наверно, заметили, главное отличие мажорного и минорного ладов заключено в третьей ступени, так называемом терцовом тоне: в миноре он понижен, образуя с тоникой интервал малой терции (м.З).

Еще одно отличие — то, что в мажорном ладу состав интервалов всегда постоянный, а в минорном на верхних ступенях он может меняться, что создает три разных вида минора. Может, именно от этой многоликости минора и получаются гениальные произведения?

Итак, какие же это разные виды, спросите вы?

Существует три вида минора:

  1. натуральный
  2. гармонический
  3. мелодический.

Каждый из видов минора характеризуется своим составом интервалов. До пятой ступени во всех трех они одинаковы, а на шестой и седьмой возникают варианты.

Натуральный минор — Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон — Тон – Тон

Гармонический минор отличается от натурального повышенной седьмой ступенью: поднятая на пол тона, она придвинута к тонике. Интервал между шестой и седьмой ступенями тем самым становится шире — он составляет теперь полтора тона (называется увеличенная секунда — ув.2), что придает гамме, особенно в нисходящем движении, своеобразное «восточное» звучание.

В гармоническом миноре состав интервалов следующий: Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон – Полтора тона – Полутон

Другая разновидность минора — мелодический минор, известный также как джазовый минор (он встречается в большинстве джазовых музыкальных произведений). Конечно, еще задолго до появления джазовой музыки композиторы, например, Бах и Моцарт, использовали этот вид минора в качестве основы своих произведений.

И в джазе, и в классической музыке (да и в других стилях тоже) мелодический минор отличается тем, что у него повышены две ступени – шестая и седьмая. Вследствие этого порядок интервалов в мелодической минорной гамме становится таким:

Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон — Тон – Полутон.

Я люблю называть эту гамму непостоянной гаммой, так как она никак не может решить, как ей звучать — мажорно или минорно. Еще раз посмотрите на порядок интервалов в ней

Обратите внимание, что первые четыре интервала в ней такие же, как в минорной гамме, а последние — как в мажорной.

Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых знаков в той или иной минорной тональности.

Разница между мажором и минором

Мажор отличается от минора целым рядом параметров. Одним из ключевых моментов в музыке считается контраст между ладами. Минор считается полной противоположностью мажору. По музыкальной традиции европейских стран, звуки делятся путем использования тонов и полутонов. В силу особенностей звуков и физиологии уха человека даже полутон приводит к появлению заметных отличий в восприятии звуков.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Чаще всего мажорные аккорды воспринимаются слушателями как веселые, а минорные – считаются грустными. В качестве примера стоит привести мажорный «Свадебный марш» Мендельсона. При этом может сложиться ощущение, что все марши являются бодрыми и энергичными. Однако это далеко не всегда так. «Похоронный марш» Шопена выполнен в миноре, потому при его прослушивании у людей возникает трагическое и скорбное настроение.

Таким образом, главным отличием рассматриваемых музыкальных ладов считается то, что мажор имеет выраженную положительную окраску, а минор – отрицательную. Люди их часто обозначают как радость и печаль.

Примечателен тот факт, что на эмоциональный окрас аккордов почти не влияют изменения в тембре или громкости элементов звучания. К тому же встречаются ситуации, когда мажор помогает выражать лирические настроения и трагические чувства, а минор – отражает светлые и радостные состояния. Так, американские блюзы часто пишут в мажоре. При этом русская «Цыганочка» выполнена в миноре.

Чтобы разобраться в ключевых отличиях рассматриваемых музыкальных ладов, стоит учитывать следующее:

  1. В музыкальных произведениях мажорный аккорд выполняется на большой терции, а минорный – на малой.
  2. Разница между мажорной и минорной гаммами кроется в порядке интервалов – это касается тонов и полутонов.
  3. Мажор характеризуется светлой, а минор – темной окраской звучания. Проще всего этот контраст определять на слух.
  4. Мажор вызывает положительные эмоции, пробуждая в человеке радость. При этом минор может стать причиной появления отрицательных эмоций – скорби, уныния, печали.
  5. Мажором часто называют веселое и бодрое настроение. При этом понятие «минор» используется для обозначения состояния грусти, подавленности и уныния.

Гаммы в музыке

Наверняка, вы слышали слово гамма в применении не только к музыке. Это может быть и гамма чувств для описания эмоций и событий, а может быть гамма цветов для создания картины. Гамма нот для музыканта, как палитра для художника. На ней тренируют пальцы для игры на музыкальном инструменте, учатся ориентироваться среди струн или клавиш, привыкают к звучанию. При написании произведений, при отсутствии музыкального инструмента рядом звуки вспоминают по гаммам. Можно, наверное, обойтись и без них, и результат получить неплохой. Но зачем отказываться от удобного и проверенного инструмента.

Любая таблица гамм является подсказкой для музыканта, конечно, зная правила, можно построить любую гамму самому, но со шпаргалкой проще. Ведь чтобы построить нужный интервал между нотами, достаточно взглянуть на гамму той же тоники, что и создаваемое произведение, и оставить необходимые ноты.

Тональность

Итак, что такое тональность? Как и для многих других музыкальных терминов, для тональности существуют разные определения. Сам по себе термин произошел от латинского слова tonus. В анатомии и физиологии это означает длительное возбуждение нервной системы и напряжение мышечных волокон, не приводящее к усталости.

Все отлично понимают, что значит словосочетание «быть в тонусе». В музыке дела обстоят примерно таким же образом. Мелодия и гармония пребывают, условно говоря, в тонусе на протяжении всего времени звучания музыкальной композиции.

Мы уже знаем, что любой лад – минорный или мажорный – начинается с тоники. И минорный, и мажорный лады можно отстраивать от любого звука, который будет принят за основной звук, т.е. тонику произведения. Высотное положение лада с его привязкой к высоте тоники называется тональностью. Таким образом, образование тональности можно свести к простой формуле.

Формула тональности:

Тональность = тоника + лад

Именно поэтому определение тональности часто дают как принцип лада, главная категория которого – тоника. Теперь подытожим.

Основные виды тональностей:

Минорная.
Мажорная.

Что означает эта формула тональности и эти виды тональности на практике? Допустим, мы слышим минорное музыкальное произведение, где минорный лад выстроен от ноты «ля». Это будет означать, что тональность произведения «ля минор» (Am). Сразу скажем, что для обозначения минорной тональности к тонике добавляется латинская m. Другими словами, если вы видите обозначение Cm, это «до минор», если Dm – это «ре минор», Em – соответственно, «ми минор» и т.д.

Если вы видите в графе «тональность» просто большие буквы, обозначающие ту или иную ноту – C, D, E, F и прочие – это значит, вы имеете дело с мажорной тональностью, и перед вами произведение в тональности «до мажор», «ре мажор», «ми мажор», «фа мажор» и т.д.

Пониженная или повышенная относительно основной ступени звукоряда тональность обозначается известными вам значками диеза и бемоля. Если вы видите запись тональности в формате, к примеру, F♯m или G♯m, это значит, что перед вами произведение в тональности «фа-диез минор» или «соль-диез минор». Сниженная тональность будет со значком бемоля, т.е. A♭m (ля-бемоль минор»), B♭m («си-бемоль минор») и т.д.

В мажорной тональности возле обозначения тоники будет стоять значок диеза или бемоля без дополнительных символов. Например, C♯ («до-диез мажор»), D♯ («ре-диез мажор»), A♭ («ля-бемоль мажор»), В♭ («си-бемоль мажор») и т.д. Можно встретить и другие обозначения тональностей. Например, когда к ноте дописывается слово major или minor, а вместо значка диеза или бемоля – слово sharp или flat.

Есть и другие варианты записи, которые мало используются в повседневной практике. Поэтому мы не будем на них подробно останавливаться, а приведем в виде нижеследующих картинок исключительно в ознакомительных целях.

Это варианты представления минорных тональностей:

Далее варианты обозначения мажорных тональностей:

Все вышеперечисленные тональности являются гармоническими, т.е. предопределяющими гармонию музыки.

Итак, гармоническая тональность – это мажорно-минорная система тональной гармонии.

Существуют и другие виды тональностей. Перечислим их все.

Разновидности тональностей:

  • Одноименные – образованные от одной тоники, но принадлежащие к разным ладам. Например, «фа минор» и «фа мажор».
  • Параллельные – с разницей между тониками минорной и мажорной тональностей в 3 полутона (малая терция). Например, «ля минор» и «до мажор», «соль-диез минор» и «си-бемоль мажор».
  • Однотерцовые – с совпадающей терцией и разницей между тониками в 1 полутон (малая секунда). Например, «до мажор» и «до-диез минор», общая терция «ми».

В последней разновидности нам встретился термин «терция». Ранее мы выяснили, что терция может быть малой (3 полутона) или большой (4 полутона). Тут мы подходим к такому понятию как «гамма», с которым нужно разобраться, чтобы окончательно понять, что же такое лады, тональности и прочие составляющие гармонии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: