Целебный эффект частот сольфеджио
Нотная грамота была изобретена учителем музыки, монахом из города Ареццо (Италия, близ Флоренции) по имени Гвидо еще в первом веке нашей эры. Со временем она претерпела некоторые изменения. В результате сегодня всем известны семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
У нот есть полные имена (на латыни):
- До — Do – Dominus – Господь Бог.
- Ре — Re – rerum – Материя.
- Ми — Mi – miraculum – Чудо.
- Фа — Fa – familias рlanetarium – Семья (семьЯ) планет, солнечная система.
- Соль — Sol – solis – Солнце.
- Ля — La – lactea via – Млечный путь.
- Си — Si – siderae – Небеса.
Что за послание зашифровано в средневековой нотной грамоте? Уже интересно!
А в наше время понимание значения каждой ноты и всей гаммы расширилось настолько, что удивляться можно до бесконечности.
Каждый тон — электромагнитная волна и конкретная частота, которая соответствует определенному энергетическому центру в теле человека — чакре.
Конкретная частота настраивает, а затем исцеляет созвучную ей чакру, соответственно, оздоравливаются соотносящиеся с этим энергетическим центром части тела.
Нота | Частота колебаний, цвет волны | Чакра | Органы, железы | Эффект воздействия звука |
До (Бог) |
396 Гц Красный |
Корневая Муладхара | Ноги, позвоночник, кости, половые органы, мочеполовая система, прямая кишка, надпочечники |
Освобождает от:
|
Ре (Материя) |
417 Гц Оранжевый |
Сексуальная Свадхистана | Поджелудочная железа, почки, кишечник, селезенка, половые органы, половые железы |
|
Ми (Чудо) |
528 Гц Желтый |
Чакра солнечного сплетения Манипура | Печень, желудок, желчный пузырь, поджелудочная железа |
|
Фа (Солнечная система) |
639 Гц Зеленый |
Сердечная Анахата Читайте “Сердечная чакра: как открыть в себе любовь” |
Сердце, легкие, бронхи, вилочковая железа |
|
Соль (Солнце) |
741 Гц Голубой |
Горловая Вишудха | Лицо, глаза, уши, зубы, шея, горло, плечи, щитовидная железа |
|
Ля (Млечный путь) |
852 Гц Синий |
“Третий глаз” Аджна | Мозг |
|
Си (Небо) |
963 Гц Фиолетовый |
Коронная Сахасрара |
|
Подробнее о связи чакр и нот в нашем видео. В нем Вы также услышите как звучит ваше сердце — частота сольфеджио Вознесения 639 Гц (Анахата):
Следующие две частоты не имеют нотного выражения и названия, так как были открыты совсем недавно:
- 174 Гц — природное обезболивающее. Помогает, когда болит тело и душа. Дает ощущение веры в себя, безопасности жизни, любви, единения с Духом.
- 285 Гц — восстанавливает поврежденные ткани (лечит раны, ожоги, порезы, прочее), возбуждает, омолаживает, тонизирует, дает чувство единения с Землей.
Уже найдена, но еще не до конца изучена еще одна частота сольфеджио — 1074 Гц. Уже известно, что она дает глубокое чувство покоя и равновесия.
Лад и тоника
Подробно о самом первом знакомстве с Волшебным замком и сказочной Королевской семьёй вы узнаете в этой статье, а также познакомиться с начальным вариантом релятива Д. Е. Огороднова. В Королевскую семью можно играть год-два, всё время придумывая новые повороты сюжета.
На экран выводится эта картинка. Глядя на ней и соотнося с ладовыми жестами Д. Е. Огороднова, которые показывает педагог, дети запоминают интонирование ступеней в ладу. Лад – дружба звуков, их красивая связь друг с другом. Мажор – светлое, радостное звучание. Минор – тёмное печальное звучание. Тоника – Король лада, Первая ступень (первый этаж замка). В ладу в замке) семь ступеней (семь этажей). Восьмая повторяет первую.
Нужно ли «пение по нотам» гитаристам?
Научить человека игре на гитаре можно, конечно, и без знания нот. Однако активизировать процесс глубокого понимания и осознания музыки помогут именно занятия сольфеджио. Как же понять, что такое сольфеджио на гитаре? Это, прежде всего, формирование в сознании музыканта устойчивых закономерностей различных звуковых сочетаний, которыми по мере обучения будет все легче и легче пользоваться, смешивать их и получать возможность писать новую музыку.
Сольфеджио формирует у гитариста совершенно новое, более качественное видение грифа, позволяет иначе воспринимать процесс написания новых музыкальных композиций, соло-партий, аккомпанементов. Игра молодых гитаристов, не изучавших сольфеджио, становится однобокой и примитивной. Такие музыканты практически не поддаются переучиванию, а техника их игры неэластична.
Музыкальные штрихи
Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».
Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.
Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:
Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:
Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.
Паузы
Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:
Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.
Определение сольмизации
Сольмизация – это система соответствий определенных слогов и ступеней звукоряда. Проще говоря – любой способ распева мелодий условными слогами. Сольмизация в европейской традиции именуется сольфеджированием или просто сольфеджио. Всем знакомое название музыкальной дисциплины означает именно это Конечно, кроме европейской сольмизации существуют и другие, как более старые, так и более новые системы.
Среди приемов музыкальной педагогики сольмизация является одним из старейших. Предполагается, что у всех народов с развитой музыкальной нотацией можно обнаружить наличие самобытной системы сольмизации. Известно о существовании таких систем у древних китайцев, индийцев, греков, персов и арабов.
Другие виды интервалов в музыке
Выше вы узнали, что основные виды интервалов в музыке делятся на простые и составные. Но есть дополнительные типы, о которых стоит упомянуть ниже.
Большие и малые интервалы
Интервалы могут быть большими «б» и малыми «м». Таким образом, расстояние между До и Ре ♭ — малая секунда (м2). А между До и Ре натуральной — большая секунда (б 2).
Между До и Ми ♭ будет интервал в малую терцию (м 3). До и Ми натуральное образуют большую терцию (б 3). Интервал в кварту является чистым (ч 4).
Но если поднимем верхнюю ноту кварты на полутон, то получим увеличенную кварту (ув). Она называется тритоном. Потому что между нотами До и Соль бемоль три тона.
Далее добираемся до пятой ступени, образуя чистую квинту (ч 5). Затем идет малая секста (м 6). А До и Ля натуральные образуют большую сексту (б 6).
После идет малая (м 7) и большая септима (б 7). Затем чистая октава (ч 8).
Давайте вернемся к прошлой схеме (картинке) «Главные музыкальные интервалы». Посмотрим, какие у нас были интервалы в диатонической гамме.
В гамме До мажор мы имеем большую секунду. На рисунке обозначено, как Second. Затем идет большая терция, чистая кварта и чистая квинта. Далее большая секста, большая септима и чистая октава.
То есть все другие интервалы не участвуют в формировании диатонической гаммы. Но здесь их можно встретить если отчитывать не от ноты До, а от других ступеней.
Например, можно найти малую секунду (м 2) между седьмой ступенью и восьмой. Между ними полутон, но две ступени.
Малая терция (м 3) между третьей ступенью и пятой. То есть между Ми и Соль.
Малая терция
Большую терцию (б 3) мы можем найти между первой и третьей ступенью.
Большая терция
А между третьей ступенью и восьмой у нас малая секста (м 6). То есть между Ми и До.
Малая секста
В итоге, гамма содержит в себе все возможные интервалы. Но если будем добавлять полутона по ступенькам последовательно, то получим то, как на картинке «Главные музыкальные интервалы»
Чистые интервалы
Чистые интервалы при исполнении звучат слитно (мягко). При обращении они тоже образуют чистые интервалы. Поэтому их еще называют консонирующими.
Слитность звучания обусловлена тем, что гармоники двух нот тесно связаны друг с другом.
В диатонической гамме все кварты, квинты, примы и октавы являются чистыми.
Увеличенные и уменьшенные интервалы
Слова уменьшенный или увеличенный могут прибавляться к названию интервала. Они означают его расширение или сужение на хроматический полутон.
Если интервал большой и малый, но не чистый, тогда уменьшается малый, а увеличивается большой. Например, увеличенная секунда составляет 1,5 тона, а уменьшенная ноль тонов.
Возможны также дважды увеличенные и уменьшенные интервалы.
Например, нужно построить дважды увеличенную кварту. В таком случае, от основания До отсчитываем 3 ступени и получаем вершину Фа.
Дважды увеличенная кварта составляет 3,5 тона. А интервал До — Фа 2,5 тона. Тогда вершиной дважды увеличенной кварты будет Фа дубль диез.
Ниже показаны видоизмененные интервалы.
Если возьмем чистую квинту и сузим ее на полутон, то получим уменьшенную квинту (ум.5). Увеличивая на полутон чистую кварту, получаем увеличенную кварту (ув.4).
Эти две ноты одинаковые. Поэтому их еще называют энгармоническими. Потому что Соль бимоль и Фа диез, это одна и та же высота.
Увеличивая квинту, получаем увеличенную квинту (ув.5). Понижая шестую ступень, получаем уменьшенную сексту (ув.6). Но чаще всего такой интервал мы называем увеличенной квинтой.
А дальше идет пример пониженной второй ступени. Теоретически, мы получаем уменьшенную секунду (ум.2). Но на практике, применяем название малая секунда (м.2).
Тоже самое и с терцией.
Понятие уменьшенная терция на практике не применяется. Такая комбинация тонов обычно называется малой терцией (м.3).
В общем, если в чистый интервал добавлен полутон, то он становится увеличенным. А если из чистого расстояния вычли полутон, то такой интервал становится уменьшенным.
Развить музыкальность
Что же делать, чтобы развить в себе музыкальность и научиться петь с листа по нотам?
-
Самое главное с чего следует начать — изучение нотной грамоты. В первую очередь, вам необходимо выучить ноты. Это то же самое, что начать учиться чтению с изучения алфавита. Правда в музыкальном алфавите всего 7 нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Изучите их расположение на нотном стане, написание нот на латинском языке, а также основные аккорды и интервалы.
Если вы ощутили трудности в запоминании нотной грамоты, то попробуйте подойти к ее изучению через систему “нот в виде геометрических фигур”. Изначально данная методика создавалась для обучения церковному пению, но со временем стала использоваться многими педагогами. Идея системы в том, что ноты представляются в виде геометрических фигур. Благодаря записи фигурных нот, партитура учится легче и быстрее. Такая система помогает выработать ученику устойчивую связь между гаммой, формой и звуком. Сначала звуки пропевают в виде названия фигур, после уже со словами.
Также отличным способом запомнить тональности является квинтовый круг. Это запись всех мажорных и минорных тональностей в виде круга, а интервал между соседними знаками составляет квинту. На внешней части круга изображают мажорные тональности, а на внутренней их параллельные минорные. Также на круг прописываются знаки при ключе каждой из тональностей. - Обязательно возьмите уроки сольфеджио. Это не самый любимый предмет учеников музыкальной школы, да и не самый простой, но очень полезный. На этих уроках учат петь музыкальные интервалы, а также ноты. Вы можете заняться этим самостоятельно, взяв учебник за 1-2 классы музыкальных школ. Пойте, для начала, самые простые мелодии, в которых ноты идут по порядку. Постепенно переходите к более сложным — к чередованию нот. Так со временем, вы научитесь петь с листа любую мелодию, видеть и чувствовать ее звучание.
- Отличным способом для развития “внутреннего” слуха считается распевание интервалов “про себя”. На уроках сольфеджио такое часто практикуют. Пишут на доске короткую мелодию, задача учеников воспроизвести ее про себя, а потом пропеть по одному или небольшими группами. Если ученик в данный момент не поет, то он все равно озвучивает ее мысленно. Также кого-то из учеников могут попросить воспроизвести хорошо знакомую всем мелодию в другой тональности.
- Обязательно контролировать ритм мелодии. Для этого рекомендуют читку с листа начинать с народных песен. Они более мелодичные и лирические, легче воспроизводить голосом. Чтобы избежать сбивания ритма, можно отсчитывать ритм “про себя”, простукивать его рукой или дирижировать. Также можно использовать метроном.
Пробуйте аккомпанировать себе на инструменте, чтобы было проще тренировать связки и запоминать звучание нот. Начинайте с нот, после переходите к гаммам в пределах первой октавы. Она самая популярная в мелодиях. После того как вы научитесь улавливать голосом звучание нот, попробуйте спеть без помощи музыкального инструмента. Лучше всего записать свои занятия на видео или диктофон, чтобы можно было корректировать ошибки.
Перед тем как начинать пение с листа по нотам, внимательно ознакомьтесь с произведением. Просмотрите мелодию, все тональные скачки, паузы, ритм, интервалы. Мысленно пропойте ее. Это поможет вам избежать неприятных неожиданностей в виде шестнадцатых и тридцать вторых нот.
Тренируйтесь как можно чаще. Можете подпевать известным исполнителям, когда слушаете музыку дома или в машине. Тренируйтесь попадать в резонанс с певцами.
Учитесь чувствовать свой голос и связки. Обязательно распевайтесь перед началом занятия. Если почувствовали дискомфорт в горле во время тренировки или боль, сразу прекращайте практику. Перенапряжение мышц голосового аппарата может привести к травме и даже полной потере голоса. Ни в коем случае не пойте с больным горлом.
Если вы чувствуете, что не попадаете в ноты, не переживайте. Это происходит из-за раскоординированности мышц вокального аппарата. В разговорной речи мы задействуем лишь малую часть связок, поэтому, когда мы начинаем учиться петь, непривычные для нашего горла мышцы включаются в работу. А так как раньше они практически не использовались, то сразу слаженного звучания добиться будет тяжело. Идеальное звучание достигается регулярными занятиями и желанием научиться петь красиво любую мелодию.
Тритон
Новый интервал – «Тритон». Он так называется потому, что охватывает целых три тона, что равно 6 полутонам. Давайте построим Тритон от ноты Фа: получим ноты Фа – Си.
Количество ступеней в этом интервале равно 4, что характерно для Кварты. Но прежде чем сделаем вывод, послушаем как он звучит:
http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/13-triton-Fa-Si.mp3
Звучание не характерно для Кварты, не смотря на расстояние между звуками в 4 ступени.
А теперь отсчитаем 3 тона от ноты Си. Получились те же ноты, но в другом порядке — Си – Фа.
Вот как звучит этот тритон:
Теперь количество ступеней равно 5, что свойственно Квинте, но звучание не квинтовое. Так что это за интервал такой: Кварта, Квинта или Тритон? Чтобы разобраться в этом, нам надо затронуть еще одно понятие.
Диезы, бемоли, полутоны, тоны
- Полутон – самое маленькое расстояние между клавишами, нотами, звуками.
- Диез # – повышение звука на полутон.
- Бемоль b – понижение звука на полутон.
- Тон – это два полутона.
Показываем на своих бумажных клавиатурах с помощью двух указок. Одну фиксируем на заданной ноте, вторую двигаем по заданию влево или вправо, считая полутоны и тоны, диезы и бемоли. Осознаём, что одна и та же чёрная клавиша может называться по-разному. Практика показывает, что ребёнку сначала легче понять полутон и затем сложить тон. Считать большое расстояние также легче по полутонам, чтобы потом проще перейти к изучению подсчёта интервалов и аккордов.
Интервалы в музыке: консонансы и диссонансы
Также интервалы делятся на группы по звучанию консонансы и диссонансы.
Диссонанс-резкое звучание звуков, консонанс же противоположность.
К диссонансам относятся такие интервалы как м.2(малая секунда), б.2(большая секунда), м.7(малая септима), б.7(большая септима), ув.4(увеличенная кварта), ум.5(уменьшённая квинта)
Консонансы подразделяются на группы:
- Весьма совершенные ч.1(чистая прима), ч.8(чистая октава)
- Совершенные ч.4(чистая кварта), ч.5(читая квинта)
- Несовершенные м.3(малая терция), б.3(большая терция), м.6(малая секста), б.6(большая секста)
Есть такие интервалы как тритоны , они строятся так:
- ув.4 (IV) ум.5(VII) в натуральном мажоре и в гармоническом миноре (VII#)
- ув.4 (VI) ум.5(II) в натуральном миноре
Пение с листа: техника
При пении с листа не нужно забывать и о правильной технике. Вы уже почти профессионал и, конечно же, все знаете и помните о правильном дыхании и работе голоса. Но если вдруг вы по-прежнему что-то забываете или упускаете из вида, давайте вспомним все основные секреты красивого звучания.
- В первую очередь, работы с дыханием. Все профессиональные певцы учатся дышать диафрагмой, а не легкими. Так вы сможете вдохнуть больше воздуха, вдох будет происходить незаметным для слушателей. А при пении вы сможете удерживать мелодию без прерываний намного дольше. В начальных классах музыкальной школы учат дышать диафрагмой через ощущение мячика в животе. Обычно ученикам советуют надуть живот и положить на него руки;
- Когда мы смотрим на исполнителей по телевизору, мы часто замечаем, как они широко открывают рот и улыбаются во все 32 зуба. Это называется музыкальной гримасой. Иногда так советуют делать, чтобы избегать напряжения и першения в горле. Но такое исполнение дает “плоский” и некрасивый звук. На самом деле нужно стараться открывать рот широко в виде буквы О. Но при этом вы не должны испытывать дискомфорта или напряжения в мышцах лица;
- Ни в коем случае не перенапрягайтесь. Если у вас болит горло или вы ощущаете неприятные ощущения в горле во время исполнения, немедленно прекращайте занятия. Вы же не хотите лишиться своего самого прекрасного дара — голоса?
Перед занятием и после его окончания не забывайте делать разминку. Они называются распевка и запевка. Первая нужна чтобы подготовить ваши связки к уроку, разогреть их, а вторая чтобы мышцы гортани расслабились после урока и снять возможное напряжение. Для распевок и запевок существуют специальные упражнения, особенно важны распевки в процессе обучения академическому вокалу. Обычно они начинаются с провевания гамм и различных слогов (ма, мо, мы, му и т.д.) в разных тональностях, ритмах и интервалах;
Желательно при исполнении принять правильную позу и избегать резких движений. Наверняка, вы замечали, как популярные артисты бегают по сцене, танцуют вместе со своей командой, а потом, как ни в чем ни бывало, продолжают петь? Достичь такого уровня очень сложно и на него требуются годы тренировок, и достигают такого мастерства далеко не все. Ведь во время танца и активных движений очень сильно сбивается дыхание, и продолжить дальше тянуть мелодию, как ни в чем не бывало, очень сложно. Если вы только начинаете свой путь в музыке, самой лучшей позой для вас будет: стоя с руками сжатыми в замок на уровне диафрагмы. При этом ноги должны твердо стоять на полу на ширине плеч. Такая поза поможет вам лучше контролировать дыхание и избегать излишней зажатости;
Пение с листа, как и любое другое, требует регулярных тренировок. Занятия должны быть ежедневными примерно по часу в день. Если будете заниматься дольше, рискуете перенапрячь голосовые связки.
Такт и размер такта. Слильные и слабые доли.
Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) – такты. Такт – это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.
Первая нота каждого такта имеет ударение — акцент. Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте. Такты отделяются друг от друга вертикальными чертами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.
После ключа выставляется размер такта. Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой в виде дроби: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д. Верхняя цифра указывает на число долей в такте, а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета – четверть, половинная, и т.д.). Например: размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности, а размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности. Но в большинстве случаев вы обнаружите две четверки. Сокращено этот размер еще обозначают буквой С на месте цифр. Иногда вы можете увидеть перечеркнутую вертикальной линией букву С – это равнозначно размеру 2/2.
Как мы уже говорили, первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков – акцентируются. При этом сохраняется периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений. Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном стане отмечается знаком акцента >) и нескольких следующих за ней слабых. В двухдольном такте (2/4) первая доля («раз») – сильная, вторая («два») – слабая. В трехдольном такте (3/4) первая доля («раз») – сильная, вторая («два») – слабая, третья («три») – слабая.
Двухдольные и трехдольные такты называются простыми. Четырехдольный такт (4/4) — сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента на первой и на третьей долях, причем первый акцент — на наиболее сильной доле такта, а второй — на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.
Обращение интервалов
Если нужно сделать обращение интервалов, то достаточно передвинуть одну из нот в другую октаву. Причем сделать так чтобы верхняя нота стала нижней, а нижняя верхней.
Обращение интервалов
В результате получается другой интервал, который в сумме с исходным составляет октаву.
Обращением является вычитание из октавы первоначального расстояния. Оба этих интервала являются взаимообратимыми.
Если мы вычтем название исходного интервала из девяти, то получим название обращенного. Например, между До и Ля расстояние в сексту (6 ступеней).
Для того чтобы узнать, какой интервал мы получим при обращении сексты, вычтем шесть из девяти. В итоге, получим три ступени или терцию между Ля и До.
Между До и Си интервал в септиму. 9 — 7 = 2. Поэтому между Си и До интервал в секунду.
Это правило работает во всем диапазоне.
Качество интервалов при обращении сменяется на противоположное. Исключение лишь составляют чистые. Последние всегда обращаются в чистые.
Большой интервал обращается в малый. А малый всегда обращается в большой. Например, обращение большой сексты в малую терцию.
И возьмем, к примеру, расстояние в малую терцию между Ми и Соль. Давайте я перенесу основание интервала Ми на октаву выше. В итоге, это будет большая секста.
Увеличенный интервал обращается в уменьшенный, а уменьшенный в увеличенный.
Итак, интервалы определяются охватом ступеней. То есть внутри малой секунды всегда две ступени, но при этом один полутон. А внутри большой секунды тоже две ступени, но уже два полутона.
Малая терция охватывает три ступени, но при этом три полутона. Четыре полутона дают большую терцию. Пять полутонов дают чистую кварту и так далее.
Ступеневой охват дает прима, секунда, терции и так далее. А тоновый охват определяет, будет ли интервал малым или большим, чистым, увеличенным или уменьшенным.
Пара взаимообратимых интервалов в ступеневых величинах выглядят так. Секунда и септима. Терция и секста. Кварта и квинта.
Равенством интервалов по их тоновой величине при различных названиях, называется энгармонизмом интервалов.
Энгармонизм интервалов в музыке
Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.
Также интервалы делятся на консонансы (мягкие на слух) и диссонансы (резкие).
Что такое сольфеджио и зачем оно нужно?
У учеников и выпускников музыкальных школ есть представление о том, что сольфеджио – это слишком сложная наука, освоение которой не каждому под силу. Многие считают, что его и вовсе не нужно осваивать, поскольку на практике результат не столь очевиден, как от других музыкальных дисциплин. Подобные суждения связаны с недостаточным пониманием того, что такое сольфеджио и чему оно учит, как его применить в жизни.
Результат от уроков игры на любом музыкальном инструменте виден сразу – это умение играть. Результат же этого курса далеко не так очевиден, хоть он и развивает основные музыкальные навыки – чувство ритма, музыкальный слух, память, что, в свою очередь, способствует лучшему освоению других музыкальных предметов.
Что такое сольфеджио?
Сольфеджио — один из самых недооцененных предметов в музыкальной школе. В то же время, можно сказать, что это целый комплекс упражнений, целью которых является развитие навыков применения теоретической части музыки на практике и изучать такой предмет надо всесторонне и особенно тщательно.
Сольфеджио в широком смысле можно определить как пение по нотам. Кстати, стоит заметить, что данное слово образовано путем сложения названий двух нот — соль и фа, потому и звучит столь музыкально.
Для чего нужны уроки сольфеджио в школах?
Прежде всего — для воспитания музыкального слуха, для тренировки его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? — с помощью практик и специальных упражнений – этим как раз и занимаются на сольфеджио.
Вопросом о том, что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу.
К сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками математики в общеобразовательной школе).
Поскольку процесс обучения на сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать посещаемость этого урока своим ребёнком.
В отличии от других музыкальных дисциплин, практический результат курса сольфеджио не так явно заметен. Результат уроков фортепиано или вокала виден практически сразу – это умение играть на фортепиано, или петь.
Результат же курса сольфеджио не настолько очевиден, так как содержание этого предмета очень многогранно. Сольфеджио развивает в целом многие музыкальные навыки – музыкальный слух, чувство ритма, память, чем помогает осваивать другие музыкальные предметы.
Также на сольфеджио изучают основы музыкальной теории.
Но кроме этого результатом курса сольфеджио являются несколько очень нужных, практичных и применимых в жизни навыков.
Итак, какие же навыки могут и должны быть приобретены в результате курса сольфеджио?
1) Умение чисто спеть с листа любую мелодию. Очень полезный для жизни навык, освоив который, Вы сможете спеть мелодию любой песни из нотного сборника. Да и само по себе умение чисто петь доставит удовольствие Вам и окружающим.
3) Умение подобрать и сыграть к любой мелодии акомпанемент. Думаю, полезность этого пункта ни у кого не вызывает сомнения, кстати, этому ученики просят научить их особенно часто.
- Теория музыки, сольфеджио и нотная грамота — это схожие понятия, однако у них есть и существенные различия.
- Теория музыки и нотная грамота — это теория, в то время как сольфеджио — это практика.
- Сольфеджио можно охарактеризовать как:
учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование (сольмизацию), музыкальный диктант, анализ на слух.
сборники упражнений для одно- или многоголосного сольфеджирования или анализа на слух;
специальные вокальные упражнения для развития голоса, называемые также вокализами;
Как и всякий предмет, сольфеджио подразумевает сначала прохождение теоретической части, однако в музыкальных школах теория неотделима от практики, и потому вскоре после изучения нотной грамоты начинается практическая часть — разучивание и пение гамм, а также номеров и упражнений с дирижированием.
При пении мелодии в сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио пишутся во всех мажорных и минорных тональностях
Подведем итоги. С помощью описанных приложений можно:
- получить начальное представление об игре на фортепиано;
- улучшить знания по музыкальной грамоте;
- потренироваться в распознавании сольфеджийных элементов;
- испытать свой слух.
И, главное – сделать все это в адекватной, привлекательной для современных, вечно занятых людей, форме.
Ощутимой преградой для некоторых начинающих музыкантов может стать английский язык многих приложений. Но их простота в использовании и приближенность к игровому процессу, думаю, помогут преодолеть это препятствие, а в некоторых случаях – еще и способствовать изучению другого языка.
Предложенные приложения позволят легче и быстрее перейти к полноценным упражнениям сольфеджио. Ведь по-настоящему овладеть сольфеджио помогут только регулярные и упорные занятия, лучше под контролем педагога.