Разучиваем расположение нот на грифе гитары. два способа

Полезные советы родителям

Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:

  • использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
  • играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
  • устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
  • в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
  • хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.

Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.

Как читать ноты

Ноты — это своеобразный алфавит. Они обозначают длительность и высоту звука.

Как быстро выучить ноты?

Существует также международный музыкальный алфавит, где ноты обозначаются латинскими буквами. Расшифровка нот:

  • C — до;
  • D — ре;
  • E — ми;
  • F — фа;
  • G — соль;
  • A — ля;
  • H — си.

Как читать ноты для фортепиано? Чтобы научиться читать ноты нужно также познакомиться с нотным станом.

Скрипичный ключ использую для написания всех нот, начиная с первой октавы, то есть высоких. На нотном стане в скрипичном ключе снизу вверх на линиях располагаются ноты: ми-соль-си-ре-фа, а на промежутках: фа-ля-до-ми.

Басовый ключ — это нижний регистр. Также как и в скрипичном ключе, ноты басового ключа на нотном стане читаются снизу вверх, только имеют другое значение. Ноты басового ключа на линиях: соль-си-ре-фа-ля, в промежутках: ля-до-ми-соль.

Оба знака следует писать вначале нотного стана слева.

Если мы изучаем нотную грамоту для начинающих для фортепиано, то нужно запомнить, что часто  ключи объединяют в систему во время написания нот для инструмента.

Вы также можете встретить знаки — диез и бемоль.

Диез — повышение на полтона. Так, например, если необходимо повысить ноту «ми» на полтона, то необходимо написать — ми диез, а если понизить, то ми бемоль.

Бемоль — понижает звук на полтона.

Бекар — знак, который отменяет диез и бемоль.

Как рассказать про ноты?

Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое.

Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: и высоких, и низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу.

Нарисуйте нотный стан на большом листе бумаги и на нем напишите ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами). Затем вместе с ребенком пропойте их все.

Начало положено – ребенок имеет общее представление о нотах. Только после проявления интереса к нотам можно начинать учить их всерьез (лучше это делать уже в другой день).

Как появились ноты?

Нотам уже много лет. В неизменном виде как сегодня они существуют примерно с 16 века. Но сначала это были церковные песнопения, Григорианские хоралы Гвидо д’Ареццо. Управляя церковным хором, он столкнулся с проблемой, которая его беспокоила.

Каждый раз, когда приходили новенькие, он помогал им учить вокальные партии. На следующий день всё начиналось с нуля — никто ничего не помнил. Мало кому удавалось с первой репетиции выучить мелодии. В то время запоминали только по слуху.

Гвидо д’Ареццо тратил много времени и сил. Каждый раз приходилось возвращаться, показывать всё заново. Тогда он придумал нотную систему с помощью, которой стало возможным записывать музыку. Теперь каждый участник хора имел при себе ноты. Глядя в них он мог исполнить свою вокальную партию.

История говорит о том, что сам Папа Римский проявил к этому интерес. После того как он познакомился с нотами их стали применять во многих католических храмах.

Октавы

Хоть названий нот семь, белых клавиш на пианино намного больше (пятьдесят две). Это потому, что любую ноту можно играть то выше, то ниже. Поэтому, чтобы правильно прочитать ноты для пианино, учитывайте, в какой октаве они записаны.

Октава – кусочек звукового диапазона пианино (и других инструментов) из семи нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. У пианино 9 октав, но две из них представлены не полностью. Чтобы не запутаться, в каком месте клавиатуры играть ту или иную мелодию, в начале нотного стана указан ключ: басовый или скрипичный. В басовом ключе записаны ноты до малой октавы, а в скрипичном — малая октава и выше (см. рисунок).

Если взглянуть на ноты для пианино, видно, что в них одна строка записана в скрипичном ключе, а вторая – в басовом. Так показаны мелодии для двух рук. В басовом ключе играет левая, а в скрипичном – правая. Но внимательно: расположение нот в двух ключах различается (но не порядок). В ключе соль (другое название скрипичного) на первой линейке пишется ми, а в ключе фа (басовый) – соль. Положение остальных нот тоже другое.

2 этап – лесенка на фортепиано

Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками

Заодно попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано.

Каково же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д. Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них, внизу «под горой» всегда находится нота ДО.

Дальше можно попросить ребенка (а взрослому – попросить себя) найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО, можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вдоль и поперек

Более подробно о расположении нот и октав на фортепиано можно прочитать ЗДЕСЬ.

Почему важно знать ноты на грифе?

Мы все приходим в музыку разными путями. Кто-то уже имеет опыт игры на других инструментах, для кого-то бас гитара — это первая дверь в мир музыки. Так или иначе, мы начинаем учиться играть и пробуем разучивать какие-то песни или их части. И если вы новичок, то для вас есть хорошая новость — делать это в 2018 гораздо легче, чем 10-15 лет назад.

Интернет изменил все. Вспоминая начало нулевых, когда я сам начинал учиться игре на гитаре и на басу, я понимаю, насколько мало информации у нас было, и когда видео-школа Джона Патитуччи ценилась на вес золота. И вообще, информация ценилась! Современный мир дает столько возможностей для обучения игре на басу (YouTube, сайты, приложения для телефонов и планшетов), что может пройти огромное количество времени, пока в какой-то момент вы не поймете, что, например, совершенно не знаете ноты на грифе и тем более, не умеете их читать с листа. Серьезно! Подумайте над этим немного. Я постоянно вижу, что люди, даже играющие давно, ищут табы к песням, вижу видео разборы песен на ютуб, где говорят что-то вроде: «просто прижми вот эту струну на этом ладу, а затем на этом». Приложения для телефонов или планшетов часто делают тоже самое, только в более интерактивной форме. Чаще всего, вам просто показывают, как сыграть что-то уровня «total beginner», но редко кто рассказывает почему это было сыграно.

Мыслительный процесс и слуховой анализ при таком подходе откладываются на второй и третий план. А ведь серьезная музыка и ее понимание лежит в «копании» и анализе музыки через теорию, гармонию и ноты. Раньше же, чтобы сыграть любимую песню, нужно было самому снимать ее на слух или же искать ноты в каких-то сборниках. И вы знаете, в этом было что-то правильное, на мой взгляд, что мотивировало и развивало нужные качества для музыканта.

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта в Telegram

Кстати, все достоинства и недостатки табулатур я уже рассматривал в одной из своих статей. Обязательно прочтите, если не до конца мотивированы изучать нотную грамоту. Может оно вам и не надо :-)

Кроме того, знание нот на грифе своего инструмента даст вам возможность без особого напряга общаться с другими музыкантами на репетициях и не только.

Как учить ноты на гитаре используя табы

Это способ запоминания является очень действенным, так как многие гитаристы очень хорошо ориентируются по табам. Почему бы не использовать это, для запоминания нот. Ниже приведена таблица в формате pdf. Первая  строка – это весь звукоряд гитары от шестой струны до первой 12 лада. Далее каждая строчка  – это струна. Вы смотрите в табулатуру, затем в ноты, и стараетесь запомнить что где находится. Полную версию pdf скачайте ниже.

Выучив ноты на грифе гитары, вы можете переходить к следующему шагу – учить ноты песен для гитары. Это закрепит ваши знания, и даст навыки необходимые любому гитаристу мечтающему хорошо играть на своём инструменте.

Некоторые материалы этой статьи использовались с сайта www.guitarprofy.ru

Главные правила

В процессе обучения полезными будут такие подсказки:

  1. Сделайте распечатку грифа и повесьте его на видном месте. Чтобы быстро разучить, где какие ноты находятся, требуется выстроить формулы на всех струнах. Для практики используют аккорд из C и Dm, отсчитав шестую струну. Чтобы не сбиваться в процессе проигрывания, следует записать формы по три сразу, но проигрывать нужно по одной: взять ноту «до», а «ре» пропустить. Далее играем «фа», а «соль» пропускаем. Три этих звука в процессе обучения являются главными, в них заключается гамма и мажор: C, Dm, Em, F, G, Am. Это обусловлено расстоянием в три полутона, при минорных расстояние берется 3 или 4.
  2. Чтобы запомнить ноты на гитаре, изучите их интервальное расположение на грифе гитары. Если необходимо определить интервал нот, не нужно заниматься математическим вычислением полутонов, достаточно иметь подсказку интервальных показателей.
  3. Для лучшего запоминания интервалов можно воспользоваться специальным методом. Для этого потребуется простая мажорная гамма. В пределах гаммы нужно начинать игру, исходя из требуемого интервала. Используя это знание раз в неделю, познание нотной грамоты приобретет высокие границы.
  4. Обучившись интервалам, можно приступить к изучению аккордов. Доведя до сведения, как устроены аккорды, придет понимание устройства грифа. После данной фазы обучения можно спокойно определять аккордную взаимосвязь в разных позициях на грифе.
  5. В процессе освоения гитары не стоит останавливаться на изучении грифа. Каждодневные занятия, направленные на новый материал по аккордам и музыкальным формам, позволят полноценно освоить гриф и струны.

Обучиться игре на гитаре можно даже без наличия инструмента, главное — запомнить ноты на грифе. Также для более обширного понимания можно делать чертеж грифа и расписывать мажорные ноты и гамму аккордов.

← Перебор на гитареПравая рука →

comments powered by HyperComments

Что же делать?

Чтобы не тратить время впустую, мы должны правильно сориентировать наше сознание и изначально оперировать правильными абстракциями. Необходимо найти такой инвариант, который не будет ломаться при смене ключа. Еще лучше, если удастся найти симметрию, которая позволит учить меньше.

И математики и физики в один голос говорят, что симметричный объект изучать проще. Законы и уравнения, использующие принципы симметрии, оказываются существенно проще несимметричных альтернатив.

Тихо Браге посвятил всю свою жизнь астрономическим наблюдениям и составил подробнейшие таблицы, на основании которых Иоганн Кеплер вывел свои знаменитые законы движения небесных тел. До Кеплера астрономы пытались предсказывать движение планет, но ничего путного не получалось из-за чрезмерной сложности траекторий, если смотреть на них с Земли.

Так что симметрия — ключ к пониманию.

Разложим все ноты на 4 группы

До V лада проблем с запоминанием нот обычно не возникает, потому как есть привязка к открытым струнам и ориентиры в виде основных аккордов, а вот после V лада могут возникать затруднения. Чтобы преодолеть эти трудности — разложим все ноты на 4 группы.

Когда будете играть эти группы нот — старайтесь запомнить как выглядят эти последовательности нот аппликатурно на грифе.

A – B – C (Ля – Си – До)

Начнём с открытой 5 струны (Ля). Если повысить ноту Ля на целый тон (2 лада на гитаре), то вы всегда получите ноту Си. Это справедливо для любого места на грифе и для любой струны. Правило работает и для ноты До, которую можно получить, повысив ноту Си на полутон (1 лад на гитаре).

Обратите внимание на изображение ниже. Как видите, аппликатурно эта последовательность нот выглядит одинаково на 6 и 5 струнах

Ноты Ля, Си, До на грифе гитары

C – D – E (До – Ре – Ми)

Совершенно тот же принцип будет сохраняться в группе нот До – Ре – Ми, с той лишь разницей, что в этой группе между всеми нотами будет целый тон (2 лада на гитаре).

Запомните аппликатуру этой группы нот на 6 и 5 струнах. Сразу откладывайте в голове информацию, что повысив ноту До на целый тон в любом месте на грифе вы получите ноту Ре, а повысив на тон ноту Ре — всегда получите ноту Ми.

Ноты До, Ре, Ми на грифе гитары

E – F – G (Ми – Фа – Соль)

Теперь давайте сгруппируем ноты Ми – Фа – Соль. Эти ноты располагаются на участке 6 струны от открытой позиции до III лада. На 5 струне — от VII до X лада.

Чуть раньше уже упоминалось, что интервал между нотами Ми и Фа — полутон, а между нотами Фа и Соль — тон. Из этого следует, что найдя ноту Ми на грифе — следующий лад всегда будет нотой Фа, а повысив ноту Фа на один тон — вы получите ноту Соль. Теперь запомните аппликатуры этой последовательности на 6 и 5 струнах.

Ноты Ми, Фа, Соль на грифе гитары

F – G – A (Фа – Соль – Ля)

В последней группе нот Фа – Соль – Ля интервалы между соседними нотами составляют тон. Это значит, что найдя в любом месте грифа ноту Фа и повысив её на 1 тон — вы получите ноту Соль, а повысив таким же образом ноту Соль — получите ноту Ля.

На 6 струне эта последовательность нот играется с I до V, а на 5 струне с VIII до XII лада. Взгляните на картинку и запомните, как выглядит на грифе эта последовательность нот.

Ноты Фа, Соль, Ля на грифе гитары

Мы разобрали основу, на которой будет построена методика запоминания нот на грифе гитары. Если здесь вы будете плавать — ничего хорошего не получится, поэтому всё, что вы только что прочитали, нужно знать как таблицу умножения.

Когда вы будете чётко видеть каждую ноту на 6 и 5 струнах до XII лада, можете приступать к дальнейшему изучению грифа. После XII лада все ноты повторяются, поэтому пока что об этом не думайте, сосредоточьтесь на первых 12 ладах.

Чтобы быстрее запомнить ноты на 6 и 5 струнах предлагаю вам действовать следующим образом:

  • играйте все группы нот в прямой и обратной последовательности. Играйте много, играйте долго, играйте вдумчиво. Смотреть телевизор и гонять по грифу не получится. Точнее, получится, но толку от этого будет мало. В этот процесс обязательно должны быть включены не только руки, но и голова;
  • как уже говорилось, при проигрывании нот проговаривайте их названия вслух. Ещё эффективнее будет пропевать эти ноты в унисон. Это кажется бесполезным занятием, но это только кажется, поверьте. Если будете пропевать ноты, то помимо запоминания их расположения на грифе вы будете лучше запоминать, как они звучат;
  • когда у вас нет времени посидеть с гитарой часок-другой и погонять эти группы нот по грифу — используйте любое свободное время, чтобы напрягать голову. Заставляйте мозг визуализировать гриф и расположение нот. К примеру, вместо того, чтобы послушать музыку в метро — заведите блокнот, расчертите там 12 ладов и вписывайте туда ноты. Начинайте с открытой струны и заканчивайте XII ладом. Делайте это для 6 и 5 струн, в прямом и обратном порядке;
  • когда почувствуете, что можете выбрать рандомный лад на этих струнах и без промедления назвать ноту ничего не высчитывая — вы готовы продолжить изучение грифа. Обычно для этого достаточно нескольких дней сфокусированной работы.

5 этап – работа с «музыкальной азбукой»

Что представляет собой детский букварь? Изображение букв и предметов, названия которых с этих букв начинаются. Если освоение нотной грамоты идёт тяжело (например, если возрастом ребенок еще совсем малыш), то имеет смысл на некоторое время отвлечься и разбавить серьезность занятий красивыми наглядными материалами.

Музыкальную азбуку вы можете изготовить вместе с ребенком. Каждой ноте можно посвятить отдельный листок альбома – на нем нужно красиво написать название ноты, ее положение на нотном стане рядом со скрипичным ключом, а затем дополнить эту основу чем-нибудь интересным – стихами, словами, которые начинаются с названий нот, рисунками. При необходимости музыкальную азбуку можно использовать и на более ранних этапах обучения.

Пример карточки для музыкальной азбуки:

Скачать готовую музыкальную азбуку: СКАЧАТЬ

Появление нотной грамоты

 

Полностью развитая система создана греками в VII в. Эллины различали цветность, четверть тона и гармонию. Однако изобретатели сильно запутали систему, поэтому путали названия и применяли одни и те же слова для обозначения разных явлений. Знаки были написаны в трех разных позициях: вертикальном, горизонтальном и перевернутом, что в принципе соответствовало современным хроматическим знакам. Инструментальная партия писалась финикийским алфавитом, а вокальная — греческим. Обе записи указывали интервалы, а не высоту исполнения. Были отмечены ритм, размер, паузы, динамика.
 

В средневековье монастыри и церкви были главными центрами развития музыкальной культуры. Начали создаваться теоретические сочинения о музыке. Боэций (470–525) описал двухактавную шкалу и взял для обозначения 15 букв алфавита. Шкала в одну октаву была описана Одо из Клюни, а звуки были названы от а до г. В 11 веке Гвидо из Ареццо создал 6-нотные гаммы — гексахорды, которые должны были облегчить пение. Они обозначались, как C (cdefga), G (gabcde), а затем F (fgabcd). Позже проблема тритона (diabolus in musica) возникла между F и B. Поэтому звук b molle, ниже на полтона, стал использоваться для отличия от старого b, называвшегося b durum.. Для написания использовался определенный графический знак, который в руках невнимательных переписчиков превратился в H. 
 

Современные обозначения были написаны до VIII века монастырскими хорами и использовались для записи григорианских песнопений. Отдельные обозначения (более 20) воспроизводили движения рук кантора и качались примерного направления мелодии. Система носила название хирономической (от греч. «рука”). Подобные приемы использовались и в Древнем Египте, и сегодня, когда певчие не знают музтеории.
 
 

Полезные советы родителям

Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:

  • использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
  • играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
  • устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
  • в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
  • хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.

Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.

Изучение грифа

Гитара состоит из шести струн, где самая массивная располагается вверху панели, а тонкая внизу. Отсчет ведется снизу вверх. Они соответствуют аккордам E B D G A E. Как быстро выучить ноты? Запомнить созвучность поможет такое сочетание: E (ми), B (си), G (соль), D (ре), A (ля), E (ми).

Стоит принять во внимание, что вторая струна имеет тональность ниже, чем у остальных. Если требуется найти пару для октав, необходимо отсчитать две струны внизу, переместившись вправо на один лад

Чтобы выучить ноты легко, следует распределить по дням аккордное изучение, каждый раз закрепляя полученные знания практикой.

Для семиструнной гитары:

Картинки ритмические карточки

Пояснительная записка.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка»)

Цель. Развитие чувства ритма.

Задачи. Закрепить длительности, освоить ритмические фигуры.

Для старшего дошкольного возраста.

Игра в оркестре по ритмической партитуре – один из любимых видов музыкальной деятельности у дошкольников. Очень много ритмических партитур для малышей мы можем найти на разных музыкальных форумах. Авторы этих работ используют доступную дошкольникам музыку: детские песни, вальсы, польки, русскую народную музыку.

Я стараюсь знакомить детей с музыкой родного края – Мордовии – во всех видах музыкальной деятельности, и с этой целью создаю музыкально-ритмические партитуры на основе мордовской музыки. Так появилась партитура к «Танцу с колокольцами» В. Белоклокова.

Но, прежде чем дети начнут играть по ритмической партитуре, они должны усвоить ритмические фигуры, которые в ней используются. Для этого они предварительно прорабатываются по карточкам.

Так пляшет мишка.

Так пляшет зайка.

Так пляшет белка.

Так пляшет ёжик.

Так пляшет лиса.

Одновременно с работой над ритмическими фигурами, дети знакомятся с музыкальным произведением В. Белоклокова. После того, как дети научатся ориентироваться в разных ритмах, им предлагается исполнить музыку вместе с оркестром, глядя на видео. Инструменты на усмотрение педагога или по желанию детей.

«Танец с колокольцами», муз. В. БелоклоковаMP4 / 59.87 Мб

Карточки с нотами на все случаи жизни

Для начинающих музыкантов хороши самые разные способы запоминания нот. Один из них – карточки с нотами на быстрое узнавание. Нотные карточки хороши не только для тренировки быстрого определения нот вразброс, но и для проверки того, как усваивает ноты кто-либо из учеников. Поэтому музыкальные карточки – незаменимый и очень эффективный инструмент любого преподавателя.

Изготовить такие материалы к уроку не так уж и трудно, тем не менее, для экономии времени предлагаю воспользоваться моей разработкой – вы можете прямо с этого сайта.

Файл в формате pdf – – который вы скачаете, содержит 108 нотных карточек, размеченных на 12 страницах, которые остаётся только распечатать на белой или цветной бумаге и разрезать по линиям на отдельные карты.

Диапазон нот, которые встречаются на карточках – четыре октавы в скрипичном и басовом ключах (от ноты «до» большой октавы до ноты «до» третьей октавы), плюс все эти ноты с альтерацией (отдельные нотные карточки для диезов и бемолей). Целый блок карточек посвящён записи на дополнительных линейках.

Размер карточек – 6х8 см – специально рассчитан так, чтобы можно было показывать их как с близкого расстояния, так и издалека. Повторюсь, что весь набор карточек умещается всего на 12 страницах. Карточки с нотами не имеют подписей, поэтому, если вы изучаете ноты самостоятельно, то сначала можно подписать на обороте ответы.

Итак, скачать карточки с нотами вы можете (размер 150 кб, размещено на «народе»). Пользуйтесь на здоровье! Успехов в применении!

P.S. Для того чтобы быстро запомнить ноты и научиться их мгновенно распознавать приглашаю вас пройти упражнения вот этого практического тренинга – “Как быстро и лекго выучить ноты”.

Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате  малыш   просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: