Знаки альтерации

Знаки альтерации — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар

Дубль-диез, дубль-бемоль

Знаки альтерации, акциденции (нем. Versetzungszeichen, Akzidentien, англ. accidentals) — знаки музыкальной нотации (подразумевается, как правило, 5-линейная тактовая нотация), указывающие на повышение или понижение какого-либо звука без изменения его названия. Основные знаки альтерации — диез, бемоль и бекар. Диез повышает звук на полтона, бемоль понижает звук на полтона, а бекар отменяет действие диеза и бемоля.

В 5-линейной тактовой нотации ключевые знаки альтерации ставятся в начале нотной строчки, сразу за ключом: диезы, бемоли, при перемене знаков также бекары — действительны во всех октавах до окончания пьесы или до перемены знаков. При этом если, например, на линейке при ключе стоит диез, а в тексте нужно повысить ноту ещё на полутон, то при ней ставится дубль-диез (то есть знак при ноте обозначает изменение высоты ноты по сравнению с её обычным положением, независимо от уже имеющихся знаков при ключе).

Ключевые знаки пишутся каждый на своей строчке, порядок их расположения строго регламентирован правилами, а количество зависит от тональности, в которой написано произведение. При переходе (модуляции) в другую тональность на достаточно длительное время используется перемена ключевых знаков: на месте прежних знаков (если таковые имелись) ставятся бекары, а затем указываются знаки новой тональности (если они не встречались в прежней тональности).

Случайные или встречные знаки ставятся перед нотой, к которой они относятся — действительны только в одной октаве и только до конца такта, в котором находятся, если не отменяются до того другими знаками альтерации. Случайные знаки могут быть диезы, бемоли, бекары, дубль-диезы, дубль-бемоли, полудиезы, полубемоли, а также вышедшие ныне из употребления бекар-диезы, бекар-бемоли и дубль-бекары.

Термин «знак альтерации» условно применяют не только по отношению к музыке мажорно-минорной тональности и диатоническим модальным ладам (одноголосным и многоголосным), в которых есть традиционное для европейской музыки представление о взаимосвязи (корреляции) диатоники и хроматики, но также и по отношению к музыке, в которой альтерации как феномена гармонии нет (например, в древнегреческой с её независимыми друг от друга родами мелоса или в 12-тоновой музыке Шёнберга, Веберна и Берга). По отношению к такой музыке исследователи вместо термина «знаки альтерации» зачастую используют термин «акциденции».

Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М. : Музгиз, 1962.

Ноты

Ноты располагаются на нотоносцах. Нотоносец – это набор из пяти линеек. Для записи нот используют набор из двух нотных станов: на верхнем располагается скрипичный ключ, на нижнем – басовый. Обычно те ноты, расположенные в верхнем нотоносце, играют правой рукой, на нижнем – левой.

Давайте посмотрим на расположение нот:

А вот так ноты расположены на фортепиано

Длительности и начертание нот

Любой музыкальный звук в произведении имеет определенную длину. Длина звука называется длительностью. Она не привязана ко временному интервалу в нашем обычном понимании и высчитывается только в рамках определенного произведения, опираясь на тот темп, который выбрал композитор. Для занятий используется метроном — специальный прибор, который отмечает заданные промежутки времени равномерными ударами.

Если под рукой отсутствует метроном, то счёт можно вести ногой. Когда касаемся пола, считаем цифры (один, два, три, четыре), когда поднимаем носок, считаем «И».

Основные длительности

Целая – самая продолжительная нота. Выглядит она как незакрашенный овал.

Половинная – в два раза короче целой ноты. Она также изображается полым овалом, но у нее появляется штиль.

Четвертная – длительность в два раза короче половинной ноты. По отношению к целой ноте — это одна четверная от нее. Выделяется она тем, что ее овал закрашивается и она также имеет штиль.

Восьмая – восьмая нота, как не трудно догадаться из предыдущих пунктов, в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче половинной. Восьмая нота – это 1/8 часть целой. Ее овал закрашен, она имеет штиль и у нее появляется флажок. Восьмые могут собираться в группы по две или четыре нотки, в этом случае им не рисуют хвостики, а объединяют общей линией, которая соединяет их шпили.

Шестнадцатая нота в два раза короче восьмой, чтобы охватить время целой ноты, нам понадобится 16 подобных нот. Внешне она напоминает восьмую и отличается при написании тем, что ей пририсовывают второй флажок. Если такие ноты группируются по 2 или по 4, их шпили соединяют две прямых линии.

Диезы и бемоли по буквенной системе

Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).

Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).

Однако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.

И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.

Ответы Mail.ru: повышает звук на полтона:бекар,бемоль,диез?

Диез и бекар (в случае когда он отменяет бемоль).

бекар отменяет повышение и понижение бемоль — понижает диез повышает

Знаков альтерации не так уж много. Даже меньше, чем было раньше: дубль-диез, диез, бекар, бемоль и дубль-бемоль. Раньше были ещё бекар-диез, дубль-бекар и бекар-бемоль. Их отменили за ненадобностью. Так что шкала по полутонам очень простая: +2, +1, 0, -1, -2. Зато появились полубемоли и полудиезы. А ещё — полуторабемоли и полуторадиезы. Для записи нот с четвертьтонами. Графически обозначаются как те же диезы, но с разным количеством «поясков», и как бемоли с хвостиками, «а-ля» восьмушки-тридцатьвторые. Дубль-диез — крестиком типа «х». С ув. Н. И.

Повышает?, диез, конечно же.

Урок 51. Двойные знаки альтерации: дубль-диез и дубль бемоль

Если ты хочешь научиться читать и писать, то учишь азбуку и правописание, если ты мечтаешь открыть неизвестную звезду, то изучаешь карту звездного неба и астрономию, а если ты хочешь научиться играть и сочинять музыку, то не обойтись без нотной грамоты и музыкальной теории.

Ничего не поделаешь – нужно продолжать осваивать нотную письменность. Мне, например, она всегда была интересней любой другой науки, кроме только чтения.

Мы по урокам о знаках альтерации до сей поры знали о существовании только трех таких знаков: диезе, бемоле и бекаре. Первый из них повышает ноту на половину тона, второй, наоборот, ее понижает на ту же половину тона, а бекар – отменяет любой знак альтерации.

Но бывают частые случаи, когда необходимо повысить или понизить еще на половину тона ноту, уже имеющую диез или бемоль. В таких случаях применяют двойные знаки альтерации, которые называются дубль-диез (повышает ноту на целый тон, так как обозначает двойное повышение на 1/2 тона):

и дубль бемоль (понижает ноту на целый тон, так как обозначает двойное понижение на 1/2 тона):

Эти знаки в нотном письме ставятся перед нужной нотой, то есть также, как и все остальные знаки альтерации.

Были времена, когда для отмены знаков двойной альтерации применялся двойной бекар, но в настоящее время обходятся простым бекаром.

Имейте в виду, что в любом случае знак альтерации относится к основному (неальтерированному) звуку, даже если эта нота, согласно ключевым знакам альтерации, должна быть повышена или понижена. Например, в ключе присутствует знак диез для звуков “фа”. В нотном тексте перед нотой “фа” стоит дубль-диез. Не обращая внимания на ключевой знак диез, ты повышаешь “чистый” звук “фа” на целый тон, как того требует дубль, и берешь “чистый” звук “соль”. Все просто!

На следующем уроке наш кругозор и возможности правильной игры на гитаре расширится (пока что теоретически), так как мы узнаем почти все об артикуляции. Что это? Переходи и читай!

Паузы

Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:

Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.

Вместо послесловия

Если посмотреть на саму гамму фа-диез минор, она является очень популярной среди многих композиторов и исполнителей, только благодаря тому, что соответствует параллельному ей ля-мажору. Особенно сильно это проявляется среди гитаристов, поскольку сам ля-мажор в аппликатуре относится к самым простым аккордам и берется всего лишь тремя пальцами на втором ладу с зажатием второй, третьей и четвертой струны.

С фа-диез минором дело обстоит несколько сложнее, ведь для извлечения стандартного аккорда требуется освоить прием баррэ.

У пианистов же эта минорная гамма даже при скоростном исполнении особых трудностей не вызывает.

По использованию этой тональности в связке с параллельным мажором можно привести достаточно много примеров, даже рокеры, исполняющие музыку в стиле глэм или софт-метал, в большинстве своем обращаются именно к этим гаммам и последовательностям на их основе. Кроме того, обе тональности подходят как для мужских, так и для женских голосов. Неудивительно, что именно в этих жанрах встречается больше всего композиций, основанных именно на стандартном «итальянском квадрате» (ля-мажор-фа# ми-мажор) и его разновидностях.

В этой статье продолжим разговор о нотной грамоте – будем изучать знаки альтерации. Что такое альтерация? Альтерация
– это изменение основных ступеней звукоряда (основные ступени – это до ре ми фа соль ля си


). Что конкретно изменяется? Меняется их высота и чуть-чуть название.

Диез
– это повышение звука на полтона, бемоль
– понижение его на полтона. После того, как нота изменена, то к её основному названию просто прибавляется одно слово – соответственно, диез или бемоль. Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, ми-бемоль
и т.д. В нотах же диезы и бемоли обозначаются специальными знаками, которые тоже называются диезами
и бемолями
. Используется и ещё один знак – бекар
, он отменяет всякую альтерацию, и тогда, вместо диеза или бемоля, мы играем основной звук.

Посмотрите, как это выглядит в нотах:

Что такое полутон?

Теперь разберёмся во всём подробнее. Что же за полутоны такие? Полутон
– это кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками. Давайте рассмотрим всё на примере клавиатуры фортепиано. Вот перед вами октава с подписанными клавишами:

Что мы видим? Белых клавиш у нас 7 штук и на них располагаются основные ступени. Вроде бы между ними и так довольно краткое расстояние, но, тем не менее, между белыми клавишами есть чёрные. Чёрных клавиш у нас 5. Получается, что в общей сложности в октаве 12 звуков, 12 клавиш. Так вот, каждая из этих клавиш по отношению к ближайшей соседней располагается на расстоянии полутона. То есть, если мы сыграем подряд все 12 клавиш, то мы сыграем все 12 полутонов.

Дубль-диез и дубль-бемоль

Кроме простых диезов и бемолей в музыкальной практике применяется дубль-диезы
и дубль-бемоли
. Что такое дубли – это двойные изменения ступеней. Другими словами, дубль-диез
повышает ноту сразу на два полутона (то есть на целый тон), а дубль-бемоль
– понижает ноту на целый тон (один тон – это два полутона
).

Бекар
– это знак отмены альтерации, он действует по отношению к дублям абсолютно так же, как и к обычным диезам и бемолям. Например, если мы сыграли фа-дубль-диез
, а затем через некоторое время перед нотой фа
появляется бекар, то мы играем «чистую» ноту «фа»
.

Итак, подведём итоги.

Мы разговаривали об альтерации: узнали, что такое альтерация и какие бывают знаки альтерации. Диез
– это знак повышения на полтона, бемоль
– это знак понижения ноты на полтона, а бекар
– знак отмены альтерации. Кроме того, существуют так называемые дубли: дубль-диез и дубль-бемоль
– они повышают или понижают звук сразу на целый тон (целый тон
– это два полутона).

Вот и всё! Желаю вам дальнейших успехов в освоении музыкальной грамоты. Заходите к нам чаще, будем разбирать другие интересные темы. Если вам понравился материал, нажимайте «Мне нравится» и делитесь информацией с друзьями. Сейчас предлагаю вам немного отвлечься и послушать хорошую музыку в прекрасном исполнении блестящего пианиста современности Евгения Кисина.

Людвиг ван Бетховен – Рондо «Ярость по поводу потерянного гроша»

Аккорд F – это тот самый прием баррэ, которого боятся все новички. Вы можете избегать его, тем самым ограничивая свой репертуар. Но, если вы действительно хотите научиться играть на гитаре, то рано или поздно вам придется научиться играть баррэ. Тем более что ничего сложного в нем нет. Если вы будете регулярно заниматься, то быстро освоите аккорд F.

Хроматизм в музыке

Хроматизм в музыке — это введение в тональность звуков, не входящих в ее диатонический ряд, путем изменения ступеней тональности на полутон. Название «хроматизм» произошло от греческого слова «хрома», которым пользовались для обозначения трех понятий: цвет, краска, эмоции. Музыканты прошедших столетий представляли диатонические ступени звукоряда как цвета радуги, а полутоновые изменения — как их оттенки.

Вспомогательный хроматизм заключается в появлении после основной ступени тональности измененного на полутон звука, который сразу же возвращается в эту ступень. Вспомогательный звук возвращается в ту же ноту, из которой вышел, при этом не оказывает значительного влияния на мелодию. Пример вспомогательного хроматизма: фа — соль бемоль — фа.

Проходящий хроматизм представляет собой переход от одной диатонической ступени к другой через хроматический звук. Примером здесь может быть: фа — фа диез — соль. Проходящий хроматизм участвует в движении мелодии.

В этюде Шопена a-moll op. 10 N2 можно наблюдать мелодический хроматизм при диатонических аккордах. Мелодическая линия романса «Ночь» Рубинштейна содержит хроматизмы восходящего тяготения. Бетховен в 32-й сонате для фортепиано (2-я часть, в начале 1-й вариации) использует хроматизм, направленный от звуков тонического трезвучия, уводящий в другую тональность. Хроматизм широко использовал в своих произведениях Вагнер, например, в опере «Тристан и Изольда».

Хроматической называется гамма, движение в которой осуществляется только полутонами. Хроматическая гамма создается заполнением больших секунд полутонами, звукоряды натурального мажора и минора составляют ее основу.

В целом считается, что в зависимости от темпа хроматизм преследует различные цели в музыке: при медленном темпе добавляет эмоциональные интонации, а при быстром играет звукоизобразительную роль.

В гармонии под альтерацией подразумевается хроматическое изменение неустойчивых ступеней лада, усиливающее их тяготение к устойчивым ступеням. Альтерация считается частным случаем хроматизма, так как альтерируются только неустойчивые ступени, а ступени тонического трезвучия остаются неизменны.

При применении альтерации ладовые тяготения аккордовых и мелодических звуков усиливаются, возникает свежее, нехарактерное звучание, ярче проявляется гармонический колорит. К альтерации часто обращаются при модуляции.

Чем отличается ноты Ми диез от Фа бемоля?

Да хотя бы названием.

как минимум по написанию 0_о

Фламедибазолом

ми диез это фа, а фа бимоль это ми кароче следующие по тональности

при написании на нотном стане — высота разная, а по звучанию — ничем. :)

ми диез не бывает

По звучанию они действительно не отличаются, но в партитуре по правилам нотной грамоты нельзя произвольно ставить одну или другую. Да, на внимательность)))

По звуку ничем. А отличия только с точки зрения муз. грамоты. Тоесть если лад с пониженной ступенью а там нота фа, значит фа бемоль. Играешь ми, но по теории название фа бемоль.. Ну и наоборот..

Устные 1. Перечислить все основные ступени звукоряда по буквенной системе вверх и вниз. 2. Назвать все производные ступени по буквенной системе, образовавшиеся от повышения и понижения каждой основной ступени на полутон. 3. Назвать по буквенной системе ступени, образовавшиеся от повышения и понижения каждой основной ступени на целый тон. 4. Построить диатонические полутоны вверх и вниз от следующих звуков: до, ре, соль, ми-бемоль, фа-диез, фа-бемоль, до-дубль-диез; си-дубль-бемоль. 5. Построить хроматические полутоны: а) вверх и вниз от следующих звуков: си, ми, фа, до-диез, соль-диез, ля-диез; б) вверх от следующих звуков: ре-дубль-бемоль, соль-дубль-бемоль; в) вниз от следующих звуков: фа-дубль-диез, соль-дубль-диез. 6. Построить диатонические тоны вверх и вниз от следующих звуков: до, ми, фа, ре-бемоль, ми-диез, соль-диез, фа-дубль-диез, ля-дубль-бемоль. 7. Построить хроматические тоны: а) вверх и вниз от следующих звуков: ре, ми, соль, ля, си; б) вверх от следующих звуков: ре-бемоль, соль-бемоль, си-бемоль, ми-дубль-бемоль, до-бемоль; в) вниз от следующих звуков: си-диез, ре-диез, фа-диез, до-дубль-диез, соль-дубль-диез. 8. Назвать звуки, энгармонически равные данным: си, ре, фа, ля, до-диез, ми-диез, соль-бемоль, си-бемоль, ре-дубль-диез, ми-дубль-бемоль. 9. Назвать звуки, энгармонически равные данным по буквенной системе: с, е, g, ais, his, des, ges, aisis, deses. Письменные 1. Написать буквенные обозначения основных ступеней звукоряда в большой, малой и первой октавах. 2. Написать буквенные обозначения следующих звуков: си-бемоль субконтроктавы, ре контроктавы, фа-диез большой октавы, ля малой октавы, до первой октавы, ми-бемоль второй октавы, соль-дубль-диез третьей октавы, си четвертой октавы. 3. Данные названия звуков переписать нотами, построив от них диатонические полутоны вверх и вниз: си, ре-бемоль, фа-диез, ми, соль-бемоль, си-диез, фа-дубль-диез, ми-дубль-бемоль 4. а) Данные названия звуков переписать нотами, построив от них хроматические полутоны вверх; до, ми-бемоль, ре, фа-диез, соль, ля-дубль-бемоль, си-бемоль; б) сделать то же вниз: до-диез, ре-бемоль, фа, соль-дубль-диез, си-бемоль. 5. Данные названия звуков переписать нотами, построив от них диатонические тоны вверх и вниз: фа, соль-бемоль, ля-диез, до, ми-дубль-бемоль. 6. а) Данные названия звуков переписать нотами, построив от них хроматические целые тоны вверх: до, ми-бемоль, pe-дубль-бемоль, ля; б) сделать то же вниз: фа, соль-дубль-диез, ля-диез, си. 7. Написать нотами звуки, энгармонически равные нижеследующим:

Решил музыкантов поискать?). Ни той ни другой ноты не бывает. Бывают ля диез и си бемоль. Это называется энгармонизм.) Т. е. звучит по разному а пишется одинаково.

ми диез- это фа, а фа бемоль -это ми, это же так просто!

Всётки отличаются по звуку, я беру во внимание муз. инструменты, кот

не имеют фиксированных нот, например Тромбон и разные смычковые. Музыканты по разному их интонируют, всё дело в том, что нота с диезом стремиться вверх, а с бемолем вниз, естественно от основной ноты. Личноя, сам так слышу, я спрашивал многих моих коллег, струнников и они тоже так считают. По акустической шкале в герцах (измерение частоты звука) они у скрипачей так же разнятся.

Эмм между ми фа нет полутоннов))))

Не знаю, как это объяснить, проще расскажу вторая ступень в миноре является входящим звуком. В пентатонике полутона исключают. Вторую и шестую. А по Русски Фа и Си уберай к ебеням в миноре, В можоре по сложнее, Фа и Си нахрен. Но это только для Ля минора и До можора!

Упражнения для запоминания нот на грифе гитары

Чтобы научиться быстро находить нужные ноты на каждой струне и безошибочно составлять аккорды, не глядя в книгу, гитаристу стоит прибегнуть к небольшим подсказкам:

  • При проигрывании нот повторяйте название каждой и смотрите на лады. Так активизируются все виды памяти, и информация лучше откладывается. Еще один плюс этого – развитие слуха – мозг запоминает не только название или расположение, но и звучание каждой ноты.
  • Проигрывать ноты нужно как в прямой, так и обратной последовательности.
  • Начинать игру следует с 1 струны. Постепенно, по мере освоения, нужно подключать по порядку дальше, пока все 6 не будут задействованы в игре.
  • Репетиции. Самое главное – практика. Чем больше уделяется времени занятию на инструменте, тем быстрее произойдет освоение нужной информации.
  • Первое время можно использовать наклейки на лады. Первое время можно будет подсматривать, а затем они уже и не понадобятся.

Хроматическая гамма

Гамма – это последовательное исполнение 7 нот с повышением на тон. Гаммы бывают 2 типов: мажорные и минорные. Они находятся в параллели друг от друга. Хроматическая гамма – это такой вид, при котором все звуки повышаются на пол тона, за исключением одной ноты. На гитаре это выглядит как проигрывание звуков, начиная с открытой струны, заканчивая 12 ладом. С помощью хроматической гаммы отрабатывается техника игры и быстрота движений пальцев и кисти

Важно соблюдать темп и играть ритмично каждую гамму в прямом и обратном порядке

Октавы

Гитарный гриф при классическом строе содержит малую, первую, вторую и третью октавы.

Малая располагается на струнах басового регистра. Представлена не полностью: от открытой ми до 7 лада – си на шестой струне.

Первая октава занимает треть всех звуков на гитаре. Не задействована в данном случае только 1 струна.

Вторая октава имеет звучание на каждой струне. На 6 – это 20 лад, а на первой – восьмой.

Третья – самая высокая и играется на 1,2,3 струнах.

Тест на память

После прохождения всех этапов запоминания звуков, отработки на практике, попробуйте самостоятельно тренировать воспроизведение их по памяти.

Такой тест нужно проходить ежедневно до успешного и безошибочного заполнения каждой его вариации.

Принцип у него следующий:

В текстовом файле создать таблицу из 6 столбцов – это будут струны, и 22 строк – это лады.

Каждый день заполняйте эту таблицу разными способами: сначала столбцы, затем строки, потом только определенные звуки.

Когда результат теста будет 100%, попробуйте его перенести на гриф, проигрывая и называя каждый звук.

Простейшие мелодии

Пройдя все уроки, выучив все ноты, отработав на практике движение пальцев по ладам и между струнами, можно приступить к исполнению несложных композиций, которые можно проигрывать на каждой струне поочередно. К таким произведениям относятся «В траве сидел кузнечик», «Мурка», «Три веселых гуся», «В лесу родилась ёлочка» и прочие. При игре нужно следить не только за перемещениями пальцев левой руки, но и за техникой правой. Не следует сильно зажимать струны или натягивать их – движения должны быть плавными и четкими. Если используется медиатор, то он должен двигаться параллельно струнам.

Если следовать всем советам и щепетильно осваивать каждый урок, то научиться на гитаре играть не составит большого труда. Даже небольшие неудачи при терпении, и старательности помогут в обучении.

Видео для новичков:

Дополнительные музыкальные знаки

Помимо общепринятых обозначений длительности используют дополнительные обозначения, к коим можно отнести: одну точку, две, лигу и фермату.

Одна точка увеличивает длительность какой-то отдельной ноты в половину. Ее ставят от головы с правой стороны.

Пара точек немного удлиняет длительность звучания на половину с четвертью. Знак ставят у головы ноты.

Лига — изогнутая кривая, которая связывает между собой пару нот, расположенные рядом друг с другом. Длительности могут быть абсолютно любыми и отличными друг от друга, а продолжительность музыкального звучания одной ноты станет соответствовать сумме залигованных. Лигу можно применять не только в конкретном такте, но и для того, чтобы перенести между нами звучание.

Фермата — это знак изображается в качестве полукруга с точкой, дает нам понять, что нота может звучать чуть ли не бесконечное время.

Как диезы и бемоли меняют ноты?

Начнем, пожалуй, вот с такого наблюдения. Каждый, кто посмотрит на клавиатуру пианино, заметит, что на нем есть белые и черные клавиши. И с белыми то клавишами обычно все понятно, именно на них можно сыграть всем знакомые нотки ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Чтобы найти ноту ДО на пианино, мы ориентируемся по черным клавишам: там, где черных клавиш две, слева от них и находится нота ДО, а уж все остальные ноты идут от ДО подряд. Если вы пока еще плохо разбираетесь с клавишами пианино, рекомендуем к изучению материал «Расположение нот на фортепиано».

А для чего тогда нужны черные? Только лишь для ориентации в пространстве? А вот на черных-то как раз играются так называемые диезы и бемоли – повышенные и пониженные ноты. Но об этом чуть позже, а сейчас нужно разобраться с принципом. Диезы и бемоли повышают или понижают ноты на ПОЛУТОН. Что это значит и что такое полутон?

Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. А на клавиатуре пианино полутон – это расстояние от одной клавиши до ближайшей соседки. Причем тут учитываются и белые, и черные клавиши – без пропусков.

Полутона образуются, когда мы поднимаемся с белой клавиши на следующую черную, или когда, наоборот, спускаемся с какой-то черной на ближайшую белую. А еще есть полутона между белыми клавишами, вернее между звуками МИ и ФА, а также СИ и ДО. Посмотрите внимательно на эти клавиши – между ними нет черных, ничто их не разделяет, значит, они тоже друг другу самые близкие и между ними тоже расстояние в полутон. Рекомендуем эти два необычных полутона (МИ-ФА и СИ-ДО) запомнить, они вам потом не раз еще пригодятся.

Значение пауз в музыке

Паузы в музыке играют такую же роль как знаки препинания в речи. Чаще всего паузами отграничиваются друг от друга музыкальные фразы и предложения. Такие разделительные паузы еще называют ЦЕЗУРАМИ.

Однако иногда короткими паузами разделяются звуки в мелодии, особенно часто это встречается в вокальной оперной музыке. Допустим тогда, когда композитор хочет с помощью прерывистости речи передать взволнованный характер поющего персонажа или, например, хочет показать заостренную, колкую музыкальную реплику. Бывает, что в вокальных партиях героев музыкальных повествований моменты пауз вводятся по театральным причинам (например, для изображения моментов напряженного размышления).

В инструментальной музыке паузы бывают также связаны с цезурами, с моментами разрядки напряжения в мелодической линии. Но бывает и по-другому, иногда с помощью пауз, наоборот, накапливается напряжение. А иногда паузы просто раздирают мелодию изнутри. И это тоже художественный прием. Так или иначе, введение пауз в музыкальный текст всегда бывает оправдано художественными задачами, которые поставил перед собой композитор.

Виды пауз и их написание

Посмотрите на приведенный рисунок и запомните названия и внешний вид знаков, обозначающих паузы.

ЦЕЛАЯ ПАУЗА – по звучанию (в своей тишине) соответствует целой ноте, то есть продолжительность ее составляет четыре счета или четыре удара пульса (если пульс бьется четвертными нотами). По написанию целая пауза – это небольшой закрашенный прямоугольник, который «подвешивается» под четвертой линейкой нотного стана. В редких случаях целая пауза может быть смещена вверх или вниз, иногда она также записывается отдельно. Тогда самое главное – писать ее под линейкой (как бы под добавочной).

ПОЛОВИННАЯ ПАУЗА – по длительности равна половинной ноте, то есть просчитывается на два удара пульса. Интересно, что по написанию это точно такой же прямоугольник, как и у целой паузы, только он «лежит» на третьей линейке нотоносца. А в случае смещения или отдельной записи просто лежит над линейкой.

СОВЕТ. Многие начинающие музыканты долгое время путают целую паузу с половинной, и никак не приноровятся их различать. Тут поможет такая хитрость. Запомните, что половинная пауза располагается в том месте, где нотный стан делится на две половины (на третьей линейке). В моменты сомнений просто вспоминайте местоположение половинной паузы, и вся ваша неуверенность улетучится как дым.

ЧЕТВЕРТНАЯ ПАУЗА – по времени, конечно же, то же самое, что и четвертная, то есть один счет или один удар пульса. А вот по графическому изображению такая пауза несколько необычная. Немногие музыканты умеют писать эту паузу точно. Для этого сначала слега перечеркиваются с наклоном влево третья и четвертая линейки нотоносца, затем эти два штриха соединяются. Получается своеобразная «молния». А затем снизу к этой «молнии» прибавляется вывернутая наоборот запятая.

ВОСЬМАЯ ПАУЗА – равна по длительности и по методу своего просчета совпадает с восьмой нотой. По написанию она представляет собой слегка накрененный вправо колышек, к которому сверху присоединяется «завиток», тоже похожий на вывернутую запятую, только направленную своим острым концом вверх, к вершине колышка. Этот завиток-запятую можно сравнить с хвостом, то есть с флажком у восьмой нотки.

ШЕСТНАДЦАТАЯ ПАУЗА – в своих временных характеристиках аналогична шестнадцатым нотам. По написанию она похожа на восьмую паузу, только с двумя флажками-завитками. Другими словами, в основе графического изображения восьмых, шестнадцатых и более мелких длительностей лежит один и тот же принцип: чем больше хвостов, тем мельче длительность (у 32-ой ноты и паузы – три хвоста, у 64-ой – соответственно, четыре)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: