Четыре вида трезвучий и их обращения

Разрешение уменьшенных трезвучий.

Стр 2 из 7 Уменьшенное трезвучие и увеличенное трезвучие требуют после себя разрешения, т. к. крайние звуки Ум53 – уменьшенная квинта (тритон, требующий разрешения), а крайние звуки Ув53 – увеличенная квинта(характерный интервал, требующий разрешения). Уменьшенные трезвучия разрешаются в терцию с удвоением ее нижнего звука.

Уменьшенное трезвучие на VII(на VII натур. мажора или на VII# гармонич. минора) разрешается в терцию на I (тоническую терцию), т.

е. нижнюю терцию тонического трезвучия с удвоением ее нижнего звука(иначе говоря, в неполное тоническое трезвучие). Уменьшенное трезвучие на II (в натур. миноре или гармонич. мажоре) разрешается в терцию на III, т.

е. верхнюю терцию тонического трезвучия с удвоением ее нижнего звука. * Почему Ум53 разрешается в терцию с удвоением ее нижнего звука.

Главные трезвучия лада — разрешение

Разрешением называется переход неустойчивых ступеней в ближайшие устойчивые. Ведь все трезвучия состоят из устойчивых и неустойчивых ступеней. Так, тоническое трезвучие (Т53, t53) состоит только из устойчивых ступеней ( I, III, V) . Поэтому оно не требует разрешения, ведь его ступени все устойчивые. Субдоминантовое трезвучие ( S53, s53 ) состоит из IV, VI, I ступеней. Здесь IV и VI — неустойчивые и требуют разрешения в ближайшие устойчивые. А I ступень остается на месте. Доминантовое трезвучие ( D53 ) состоит из V, VII, II ступеней. В нем VII и II являются неустойчивыми и требуют разрешения в ближайшие устойчивые ступени. А V ступень является устойчивой и остается на месте. Основным же правилом соединения аккордов является плавное голосоведение, и по возможности — противоположное. Это когда один голос идет вверх, а другой вниз или остается на месте.

ИНТЕРЕСНО:При разрешении неустойчивых ступеней в устойчивые, в основном, используется нисходящее тяготение II ступени — в I; IV ступени — в III; и VI ступени — в V. Только VII ступень имеет восходящее тяготение в I верхнюю ступень. На самом же деле тяготение неустойчивых ступеней в устойчивый имеет двухстороннее направление — как вниз, так и вверх. II ступень может разрешаться как в I, так и в III ступень. IV ступень может разрешаться как в III, так и в V ступень. VI ступень имеет только один вариант разрешения — в V ступень, т.к. выше нее находиться неустойчивая VII ступень, разрешение в которую невозможно. Ну и VII ступень имеет только одно — верхнее разрешение в I ступень.

Примеры разрешения главных трезвучий лада

Главные и побочные трезвучия лада

Из семи трезвучий, построенных на основных ступенях мажора и минора, три являются главными — тоника, субдоминанта и доминанта, остальные четыре — побочными.

Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными потому, что в натуральных видах мажора и минора соответствуют ладовому наклонению (то есть в мажоре все они будут мажорными, а в миноре — минорными) и тем самым выявляют специфику лада. Побочные трезвучия II, III, VI и VII ступеней самостоятельной функции не имеют, а на основании терцового родства входят в одну из неустойчивых функциональных групп (субдоминанты или доминанты) и, соответственно, с той или иной степенью яркости представляют данную функцию: До мажор группа аккордов субдоминанты группа аккордов доминанты Отличительным признаком всех аккордов доминантовой группы является наличие в них звука VII ступени лада — восходящего напряженного вводного тона.

Отличительным

Главные и побочные трезвучия в тональности.

Стр 3 из 7 Задание к теме: спеть главные трезвучия с обращениями в D-dur. I. Главные трезвучия лада. Любой аккорд можно определить по структуре, т. е. по строению (4вида трезвучий по структуре – Б53 (мажорное), М53 (минорное), Ум53 и Ув53) и по функции (функция зависит от расположения трезвучия в ладу, т.

е. от того, на какой ступени оно находится). Полная функциональная система – совокупность главных и побочных трезвучий лада (а также и септаккордов) в их закономерных функциональных взаимоотношениях. Рассмотрите схему трезвучий натурального мажора (C-dur), среди которых три трезвучия являются мажорными по структуре, три – минорными, одно – уменьшенным.

Главные трезвучия мажора – трезвучия, звучание которых более всего отражает характер лада (мажор – веселый), т. е. трезвучия мажорные (Б53). Как видно на схеме, они строятся на I, IV и V ст. Рассмотрите схему трезвучий натурального

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма — гамма, состоящая из полутонов. Хроматическая гамма образуется посредством заполнения больших секунд промежуточными полутонами.

Правописание хроматических гамм

Мажорная хроматическая гамма вверх — хроматически не изменяются III и VI ступени.Мажорная хроматическая гамма вниз — хроматически не изменяются I и V ступени.Минорная хроматическая гамма вверх — хроматически не изменяются I и V ступени.Минорная хроматическая гамма вниз — хроматически не изменяются I и V ступени.

Хроматические изменения основных ступеней гаммы ДО мажор вверх:

ДО -ДО-диез- РЕ- РЕ-диез — МИ-ФА- ФА-диез- СОЛЬ- СОЛЬ-диез- ЛЯ- СИ-бемоль-СИ-бекар- ДО

Хроматические изменения основных ступеней гаммы ДО мажор вниз:

ДО-СИ- СИ-бемоль -ЛЯ- ЛЯ-бемоль -СОЛЬ -ФА-диез -ФА-бекар- МИ- МИ-бемоль-РЕ- РЕ-бемоль -ДО

Хроматические изменения основных ступеней гаммы ЛЯ минор вверх:

ЛЯ- СИ-бемоль -СИ-бекар- ДО- ДО-диез -РЕ- РЕ-диез -МИ- ФА- ФА-диез- СОЛЬ- СОЛЬ-диез -ЛЯ

Хроматические изменения основных ступеней гаммы ЛЯ минор вниз:

ЛЯ -СОЛЬ-диез- СОЛЬ-бекар- ФА-диез- ФА-бекар- МИ- РЕ-диез- РЕ-бекар- ДО-диез-ДО-бекар- СИ- СИ-бемоль- ЛЯ

Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия

На мы начали изучать аккорды.

Итак, продолжим. Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило).

В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде. Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.

К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда.

Четыре вида трезвучий и их обращения

Трезвучием в музыке называется аккорд, составленный из трёх звуков, которые расположены по терциям. Для того чтоб получилось трезвучие, нужно соединить всего лишь две терции, но, так как интервал терция может быть , комбинации этих терций могут быть различными, и, соответственно, в зависимости от состава можно выделить различные виды трезвучий.

Всего применяется четыре вида трезвучий: мажорное (или большое), минорное (или малое), увеличенное и уменьшённое. Все трезвучия обозначаются с помощью двух чисел – 5 и 3, которые и передают суть структуры аккорда (трезвучие образуется при добавлении к основанию интервалов квинты и терции).

В основе мажорного трезвучия лежит большая терция, над которой сверху надстраивается малая.

Билет№18 Виды трезвучий и их интервальное строение.
Таким образом, интервальный состав этого трезвучия – большая терция + малая терция.

Как определить интервальные составы секстаккордов и квартсекстаккордов?

Так как трезвучие имеет всего четыре вида, значит, секстаккордов тоже и квартсекстаккордов также будет по четыре штуки – мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые. Чтобы определить интервальные составы новых аккордов, давайте их построим.

Для примера возьмём трезвучия от звука МИ и сразу же выполним их первое и второе обращения, чтобы получились секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем мы проанализируем полученные аккорды и увидим, из каких интервалов они состоят.

Мажорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Мажорное трезвучие от МИ, это звуки МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. Следовательно, мажорный секстаккорд (Б.6) будет образован звуками СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ и МИ – именно в таком порядке. А большой квартсекстаккорд (Б.64) будет сложен из нот СИ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ.

Само по себе большое трезвучие состоит из двух терций – большой и малой, это мы уже знаем.

Мажорный секстаккорд складывается из малой терции (в нашем примере это «соль-диез си») и чистой кварты (ход «си-ми»).

Мажорный квартсекстаккорд начинается с чистой кварты (звуки «си-ми» в основании аккорда), к которой затем прибавляется большая терция (в примере – «ми соль-диез»).

Таким образом, мы получили следующее правило: Б.6 = малая терция + чистая кварта; Б.64 = чистая кварта + большая терция.

Минорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Малое трезвучие от МИ строится по звукам МИ, СОЛЬ, СИ (без лишних знаков альтерации). Значит, минорный секстаккорд (М.6) – это ноты СОЛЬ, СИ, МИ, а минорный квартсекстаккорд (М.64) – СИ, МИ, СОЛЬ.

Минорное трезвучие образовано двумя терциями – малой «ми-соль» и большой «соль-си».

Малый секстаккорд состоит из большой терции (звуки «соль-си») и чистой кварты (звуки «си-ми»), а малый квартсекстаккорд, наоборот, начинается с кварты (в примере – «си-ми»), к которой добавлена малая терция (в примере это звуки «ми-соль»).

Таким образом, мы выяснили, что: М.6 = большая терция + чистая кварта; М.64 = чистая кварта + малая терция.

Увеличенный секстаккорд и квартсекстаккорд

Увеличенное трезвучие от МИ – это аккорд МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ. Секстаккорд этого трезвучия – СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ, МИ, а квартсекстаккорд – СИ-ДИЕЗ, МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ. Интересной особенностью всех трёх аккордов является то, что все они звучат как увеличенное трезвучие (только построенное от разных звуков).

Увеличенное трезвучие, как нам уже известно, состоит из двух больших терций (в примере это «ми соль-диез» и «соль-диез си-диез»).

Секстаккорд увеличенного трезвучия – это большая терция (в примере – «соль-диез си-диез»), к которой добавлена уменьшённая кварта (в примере – «си-диез ми»).

Квартсекстаккорд этого же трезвучия — уменьшённая кварта (ми соль-диез) и большая терция (от соль-диеза до си-диеза).

Вывод следующий: Ув.6 = большая терция + уменьшённая кварта; Ув.64 = уменьшённая кварта + большая терция.

Уменьшённый секстаккорд и квартсекстаккорд

Уменьшённое трезвучие от звука МИ представляет собой созвучие из нот МИ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ. Секстаккорд данного трезвучия – СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и МИ, а его квартсекстаккорд – СИ-БЕМОЛЬ, МИ, СОЛЬ.

Само рассматриваемое трезвучие симметрично, состоит из двух малых терций (в нашем случае – это звуки «ми соль» и «соль си-бемоль»).

Уменьшённый секстаккорд получается при сцеплении малой терции (у нас – «соль си-бемоль») с увеличенной квартой (в примере – «си-бемоль ми»).

Уменьшённый квартсекстаккорд начинается с увеличенной кварты (по примеру – «си-бемоль ми»), к которой присоединяется малая терция («ми соль»).

Итак, в результате выясняется вот что: Ум.6 = малая терция + увеличенная кварта; Ум.64 = увеличенная кварта + малая терция.

Как использовать трезвучия

Из трезвучий состоит большая часть современной и академической музыки. Они используются для создания гармонии и текстуры композиции, а также нужного настроения. Если вы хотите написать песню – то в первую очередь будете пользоваться обычными аккордами, прежде чем переходить к усложнению и задавать добавочные ступени.

Очень часто трезвучия раскладывают на голоса – когда отдельные инструменты играют отдельную ступень, либо дают дополнительные октавы друг к другу – это прием очень часто используется в оркестровой музыке. За счет этого получаются консонансные, но очень широкие и яркие аккорды, звучащие несколько по-другому. То же самое можно делать с голосами – когда вокалист и его партия поет мелодию, бэк-вокалы поют то же самое, но на разных ступенях.

Экспериментируя с трезвучиями и способом их воспроизведения, вы сможете значительно расширить свой композиционный и музыкальный арсенал, и сделать свою музыку интересной и запоминающейся.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Билет№18 Виды трезвучий и их интервальное строение. Обращение трезвучий и их интервальное строение.

Секстаккорд всегда строится на терцовом тоне, а квартсекстаккорд — на квинтовом тоне трезвучия. Обращения трезвучий образуются в результате перемещения нижнего звука аккорда на октаву вверх или наоборот, верхнего звука на октаву вниз (остальные звуки при этом остаются на месте).

Б53 Б6 Б64 (Б53) Интервальный состав трезвучий и их обращений Трезвучия Секстаккорды Квартсекстаккорды Б53 = б.3+м.3 Б6 = м.3+ч.4 Б64 = ч.4+б.3 М53 = м.3+б.3 М6 = б.3+ч.4 М 64 = ч.4+м.3 Ум 53 = м.3+м.3 Ум6 = м.3+ув.4 Ум 64 = ув.4+м.3 Ув53 = б.3+б.3 Ув6 = б.3+ум.4 Ув 64 = ум.4+б.3 Билет№19 Главные трезвучия мажора и минора и их обращения.

Разрешение аккордов субдоминанты и доминанты. На каждой ступени гаммы может быть расположены любые трезвучия.

Трезвучие, построенное на I ступени, называется тоническим; На IV ступени — субдоминантовым; Построенное на V ступени — доминантовым.

Главные и побочные трезвучия лада

Отличительным признаком всех аккордов субдоминантовой группы является наличие в них звука VI ступени лада, имеющего нисходящее тяготение к квинте тоники. На основании терцовых связей трезвучия III и VI ступеней мог ли бы также условно образовать группу тонических аккордов: 218

VI I T III Однако они содержат по одному неустойчивому звуку и в целом не в состоянии быть подлинными выразителями устойчивой функции — тоники, которая едина и практически ничем заменена быть не может.

Таблица трезвучий мажорного лада Виды трезвучий На каких ступенях строятся в натуральном мажоре в гармоническом мажоре в мелодическом мажоре б.

5/3 I(Т), IV(S), V(D) I(Т), V(D) I(Т), VII

м.

5/3 II, III, VI III, IV (sг) IV(s), V (d) ум.

Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий.

Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов.

В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, приносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада: Вследствие того, что главные трезвучия являются гармонической основой лада, они широко применяются в музыке, поэтому необходимо знать их простейшие соединения. Соединением аккордов называется последовательность их при плавном движении голосов (голосоведении).

Под «голосом» мы подразумеваем один звук аккорда. При восприятии музыки любой человек подсознательно отслеживает горизонтальные связи между этими голосами.

Энгармонически равные интервалы

Энгармонически равные интервалы — интервалы одинаковые по звучанию (по количеству содержащихся в них тонов), но различные по названию (по количеству содержащихся в них ступеней).

Таблица энгармонически равных интервалов:

1/2 тона—малая секунда(СОЛЬ-ЛЯ-бемоль)=увеличенной приме(СОЛЬ-СОЛЬ-диез)

1 тон   — большая секунда(ФА-диез-СОЛЬ-диез)=уменьшенной терции(ФА-диез-ЛЯ-бемоль)

1 1/2 тона — малая терция(СОЛЬ-СИ-бемоль)=увеличенной секунде(СОЛЬ-ЛЯ-диез)

2 тона — большая терция(ФА-диез-ЛЯ-диез)=уменьшенной кварте(ФА-диез-СИ-бемоль)

2 1/2 тона — чистая кварта(ДО-ФА)=увеличенной терции(ДО-МИ-диез)

3 тона — увеличенная кварта(СОЛЬ-ДО-диез)=уменьшенной квинте(СОЛЬ-РЕ-бемоль)

3 1/2 тона — чистая квинта(МИ-СИ)=уменьшенной сексте(МИ-ДО-бемоль)

4 тона — малая секста(ДО-ЛЯ-бемоль)=увеличенной квинте(ДО-СОЛЬ-диез)

4 1/2 тона — большая секста(ФА-диез-РЕ-диез)=уменьшенной септиме(ФА-диез-МИ-бемоль)

5 тонов — малая септима(ДО-СИ-бемоль)=увеличенной сексте(ДО-ЛЯ-диез)

5 1/2 тонов — большая септима(ДО-СИ)=уменьшенной октаве(ДО-ДО-бемоль)

6 тонов — чистая октава(ДО-ДО)=увеличенной септиме(ДО-СИ-диез)

Построение аккордов от данного звука

Для того чтобы строить аккорды от данного звука, необходимо знать, из каких интервалов они состоят.

Таблица наиболее употребительных аккордов, их обозначения и интервальный состав

Название аккорда Обозначение Интервальный состав
Мажорное, или большое, трезвучие    Б53 б.3, ч.5 или б.3, м.3
Минорное, или  малое, трезвучие М53 м.3, ч.5 или м.3, б.3
Мажорный секстаккорд Б6 м.3, м.6 или м.3, ч.4
Минорный секстаккорд М6 б.3, б.6 или б.3, ч. 4
Мажорный квартсекстаккорд Б64 ч.4, б.6 или ч.4, б.З
Минорный квартсекстаккорд М64 ч.4, м.6 или ч.4, м.З
Доминантсептаккорд D7 б.3, ч.5, м.7 или б.3, м.3, м.3
Доминантовый квинтсекстаккорд D65 м.3, ум.5, м.6 или м.3, м.3, б.2
Доминантовый терцквартаккорд D43 м.3, ч.4, б.6 или м.3, б.2, б.3
Доминантовый секундаккорд D2 б.2, ув.4, б.6 или б.2, б.3, м3
Малый вводный септаккорд м.VII7 м.3, ум.5, м.7 или м.3, м.3, б.3
Уменьшенный вводный септаккорд ум.VII7 м.3, ум.5, ум.7 или м.3, м.3, м.3
Увеличенное трезвучие ув.53 б.3, ув.5 или б.3, б.3
Уменьшенное трезвучие ум.53 м.3, ум.5 или м.3, м.3

Увеличенное трезвучие — это… Что такое Увеличенное трезвучие?

Увеличенное (чрезмерное) трезвучие — трезвучие, состоящее из двух больших терций, между крайними звуками которого образуется интервал увеличенной квинты.

Общая информация

Увеличенное трезвучие включает диссонирующий интервал — увеличенную квинту — и является сильным диссонансом. Вследствие диссонирующего и неопределённого характера, увеличенное трезвучие и содержащие его септаккорды зачастую рассматриваются в теории гармонии не как самостоятельные аккорды, а как случайные сочетания.

Увеличенное трезвучие находится в гармоническом миноре на III ступени и в гармоническом мажоре на VI (пониженной)ступени, и разрешается в мажоре в тонический квартсекстаккорд, в миноре — в тонический секстаккорд:

Увеличенное трезвучие с разрешением в гармоническом ля-миноре

Увеличенное трезвучие с разрешени­ем в гармоническом до-мажоре

Увеличенное трезвучие является видоизменённым аккордом, образованным при помощи хроматических проходящих нот, и происходит от хроматического повышения квинты в мажорном трезвучии или от понижения тоники в минорном трезвучии. Оно может появляться во время гармонизации мелодии как проходящий аккорд, но может употребляться и самостоятельно, предваряясь тем же трезвучием, в которое разрешается.

Обращения

В состав увеличенного трезвучия и его обращений входят энгармонически равные интервалы: большая терция и уменьшенная кварта, являющаяся обращением увеличенной квинты:

Основное трезвучие Увеличенное трезвучие б. 3 + б. 3
Первое обращение Увеличенный секстаккорд б. 3 + ум. 4
Второе обращение Увеличенный квартсекстаккорд ум. 4 + б. 3

Энгармонизм увеличенного трезвучия

Увеличенное трезвучие и его обращения — увеличенный секстаккорд и увеличенный квартсекстаккорд — энгармонически равны. Всего имеется 4 разрешения увеличенного трезвучия, но так как каждому из них соответствуют ещё два равных созвучия, то всего можно получить 12 разрешений одного увеличенного трезвучия.

Энгармонизм увеличенного трезвучия служит средством для внезапной модуляции, однако в четёрыхголосном сложении применяется лишь изредка.

Звучание

Cоветский музыковед и педагог Юлий Кремлев охарактеризовал увеличенное трезвучие как «выразительно-изобразительный элемент неопределённости (чему способствует акустический состав увеличенного трезвучия, не укладывающегося в натуральный обертоновый ряд…».

Примечания

  1. Г. Фридкин Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. — С. 207-208. — ISBN 5-7140-0592-7
  2. Н. Римский-Корсаков Практический учебник гармонии / Под редакцией М. О. Штейнберга. — 16-е издание. Исправленное и дополненное. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1937. — С. 11. — ISBN 978-5-397-00863-1
  3. Увеличенное трезвучие. Starvocal.Ru. — Cольфеджио. Архивировано из первоисточника 16 апреля 2012.
  4. Александр Спендиаров / сост. Г. Ш. Геодакян. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1973. — С. 177. — 211 с.

Разрешение неустойчивых трезвучий

Септаккорды лада Как и трезвучия, септаккорды могут быть построены на любой ступени лада, однако их структура и функциональное значение при этом будут различными. Ниже приводятся сравнительные таблицы септаккордов, встречающихся на ступенях мажора и минора.

Таблица септаккордов мажорного лада Виды септаккордов На каких ступенях строятся в натуральном мажоре в гармоническом мажоре в мелодическом мажоре б. маж. 7-акк. I. IV I нет м. маж.

нет VI

VI Таблица септаккордов минорного лада Виды септаккордов На каких ступенях строятся в натуральном миноре в гармоническом миноре в мелодическом миноре б.

7-акк. V V I, VII^ б. мин. 7-акк. нет IV IV м. мин. 7 акк. II, III, VI III V м. 7-акк. с ум. 5 VII II II, III ум. 7-акк. нет VIIг нет ув. 7-акк.

Побочные трезвучия, ладовые тяготения, устойчивые-неустойчивые ступени (Урок 6)

В мажоре на II ступени имеем минорное трезвучие, а на VII – уменьшенное.

В миноре картина несколько иная, но об этом я расскажу на другом занятии. То есть разные трезвучия лада имеют различную окраску, и окраска эта зависит от ступеней, входящих в состав данного трезвучия. Примерно так же складывается ваше сиюминутное настроение. Оно является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, которые вы испытываете на данный момент.

И если изменить хотя бы одну составляющую вашего настроения – и все настроение становится несколько иным, верно?

Например, вы попали на цветочную поляну, вы радуетесь пестроте цветов, слышите жужжание насекомых, радуетесь солнышку. Но вот как раз солнышко слишком сильно бьет по глазам, и хочется пить.

Согласитесь, достаточно вам надеть панаму – и ваше настроение от прогулки сразу меняется.

Или выпить прохладной воды – сразу же и все остальные впечатления окрашиваются немного иначе… Так же складывается и окраска – уникальная, неповторимая!

– любого созвучия.

Побочные трезвучия, ладовые тяготения, устойчивые-неустойчивые ступени (Урок 6)

» » Итак, на мы остановились на аккордах главных ступеней лада.

В этом уроке мы попробуем разобраться в том, что же такое аккорды побочных ступеней, или побочные трезвучия, как они строятся и зачем вообще они нужны.

Трезвучия, которые строятся на II, III, VI и VII ступенях – называются побочными, потому что «имеют в ладу второстепенное значение» (это цитата из официального учебника).

То есть, на всех ступенях, кроме I, IV и V (главные ступени), мы можем построить те самые трезвучия, которые именуются «побочными».

Если вы усердны, попробуйте проделать такое построение в известных вам ладах: До мажор, Соль мажор и Фа мажор.

Напомню, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада. То есть в До мажоре аккорды будут строиться на всех белых клавишах, в Соль мажоре вместо фа будет фа-диез, а в Фа мажоре вместо си будет си-бемоль. Проделав эту работу (то есть, потратив минут десять), можно сделать такие выводы:

Строим мажорные и минорные трезвучия на пианино

Как показывает опыт, для многих начинающих пианистов особую сложность представляет построение каких-либо аккордов, основные из которых – трезвучия. А ведь именно на трезвучиях строится  аккомпанемент к любой композиции.  Вот и расскажу я вам как строить минорные и мажорные трезвучия

Но сначала про интервалы

Есть такое понятие – интервал, буквально означающее «расстояние» или «промежуток». Ну да, вспомните на автобусных остановках «Интервал движения 5 минут».

Вот в музыке под словом «интервал» тоже подразумевается расстояние от одного звука до другого. Простых интервалов – 8.

Я не буду сейчас затрагивать все и углубляться в дебри теории музыки, а расскажу только про те, которые нам нужны для построения наших трезвучий.

до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до…… и т. д.

Так вот, чтобы построить терцию от любой ноты, надо «прыгнуть» через одну. К примеру, берем ноту «до», терция от нее будет «до – ми», или «до – ля», если строим интервал вниз. От любой другой ноты – «ре-фа», «ми – соль», «фа-ля» и т. д. В нотах это выглядит так:

Так выглядят терции на белых клавишах в скрипичном и басовом ключах

Пока просто, не так ли? Но вот в чем оказия – есть еще черные клавиши, и они тоже участвуют в построении интервалов и аккордов. Называются диезами или бемолями. Ниже две терции от ноты «до»

Большая терция от ноты ДО Малая терция от ноты ДО

Обратите внимание – оба интервала называются терциями, потому что оба содержат три ступени (до, ре, ми или ноты через одну – до-ми), а различаются они только знаком. Большая терция – «до-ми», а малая – «до-ми бемоль»

Поиграйте их на пианино, послушайте и попытайтесь найти отличия в звучании. А чтобы отличить визуально, посчитайте внутри клавиши – и черные и белые. Внутри большой терции вмещаются три клавиши. Не верите? На рисунок посмотрите внимательно.

А внутри малой терции – две.

Для примера дам вам еще пару терций.

Малая терция от МИ вверх Большая терция от МИ вверх

Вот  и все отличие большой и малой терции. В музыкальных школах учат считать полутона –  большая терция содержит 2 тона, а малая – полтора. Как показывает многолетний опыт, куда проще посчитать клавиши внутри и определить, какая эта терция.

Итак, чтобы построить терцию, надо:

  • найти ноты через одну;
  • посчитать внутри клавиши и определить, какая терция у нас получилась;
  • если получилась не та, то исправляем ее – или расширяем, переползая на соседнюю клавишу выше, или сужаем, соответственно, переползаем на клавишу ниже.

Когда вы научитесь строить терции, вам не составит труда построить любое трезвучие. Почему? А потому, что трезвучие состоит из двух терций.

Строим мажорное трезвучие

Мажорное трезвучие строится по формуле – сначала большая терция, а затем – малая.

Мажорное трезвучие от ноты ДО

Для примера возьмем трезвучие от ноты до и начинаем его изучать. Сначала от до построили терцию «До-ми», посчитали внутри клавиши, их три (до диез, ре, ре диез), значит терция большая.

Но «до-ми» – еще не трезвучие, теперь надо от ми построить малую терцию – «ми-соль». Посчитали внутри клавиши – их две (фа, фа диез).

То есть, трезвучие которое мы построили от ноты «до» является мажорным, потому что сначала была большая терция, а потом – малая.

Строим минорное трезвучие

Допустим нам надо построить от той же «до» минорное трезвучие. Чтобы вы долго не мучились, скажу сразу – крайние ноты трогать не будем, то есть «до» и «соль» оставляем на месте. А вот ноту «ми» надо изменить. Это будет выглядеть так.

Минорное трезвучие от ноты ДО

 Давайте проанализируем. До – ми бемоль – терция малая, потому что внутри вмещаются две клавиши (до диез, ре). А ми бемоль – соль – терция большая, потому что внутри три клавиши (ми, фа, фа диез).

Поиграйте оба трезвучия – и мажорное и минорное, чтобы вы умели их отличать на слух. Ну а в видео уроке я расскажу то, что вы сейчас прочитали – как строить большие и малые терции и мажорные и минорные трезвучия. Ведь это – основа любого аккомпанемента.

(8

Качественная величина интервала

До этого момента мы строили интервалы только между белыми клавишами, но ноты могут быть понижены или повышены знаками альтерации, в следствие чего появится интервал между белой и черной клавишами. Об этом и поговорим.

Как мы выяснили, каждый интервал охватывает какое-то количество ступеней. Но кроме ступеней, каждый интервал охватывает еще и определенное количество полутонов . Рассмотрим подробнее Секунду: посчитаем количество полутонов между нотами До и Ре:

Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?

Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2. Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда. Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:

До-Ре:

До-Ре бемоь:

Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова. Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».

То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия.

Малыми или Большими бывают только Секунды, Терции, Сексты и Септимы.

Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д. Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.

Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:

Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:

Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.

Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным.  Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.

Уменьшенные интервалы

Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда. 

Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».

Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.

Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: