Сольфеджио. все правила по сольфеджио в муз.школе — iii

Переборы с басовым ходом

Ну что ж, продолжаем обучение – далее красивые переборы для гитары с басовым ходом. В том смысле, что если перебирать струны по этим схемам, дополнительно ещё и прослушивается линия баса в аккомпанементе. Как бы одна гитара за две: аккорды + бас.

бас-3-2-1-2-3-бас

С баса начинаем перебор (восходящий + нисходящий) и басом заканчиваем. Затем схема повторяется: и опять же начинается с баса.

бас-3-2-1-2-3-бас

А разобраться с ритмическим рисунком этого перебора нам поможет упражнение в ля миноре (скачать в файле guitar pro тут).

Играем на «раз и, два и»:

  • на «раз» – бас, на «и» – 3-ая, затем 2-ая;
  • на «два» – 1-ая, 2-ая (начинаем обратный ход);
  • на «и» – 3-ая, бас.

В каждом такте упражнения схема повторяется два раза (на два аккорда)

Обратите внимание, в завершении перебора басовая нота на аккорде может звучать уже другая (как на Dm – начинаем с ре и заканчиваем фа)

аккорды + басовая линия восьмыми

Возможно, вам уже приходилось слышать инструментальные аранжировки, когда бас ритмично выдаёт одну и ту же ноту, а на гитаре аккорды звучат лишь отдельными штрихами (протяжные акценты на весь такт или полтакта).

И вот этот вариант струнного щипка позволяет создавать на гитаре примерно такое же звучание.

  • бас – большим пальцем;
  • аккорд защипывается с басом на верхних струнах: 1-ая – безымянным; 2-ая – средним; 3-я – указательным.

Используя этот приём, сыграйте аккорды в ми миноре – Em/ C/ Am/ B7/ (файл .gp):

Придумайте свой вариант на 4/4. Добавьте больше акцентов с аккордами или, наоборот, меньше.

Последовательность аккордов ii V i в миноре

Приблизительно четверть репертуара джазового музыканта это песни в минорных тональностях. Кроме этого даже в мажорных пьесах встречаются отклонения в минор внутри прогрессии.

Хотя использование ii — V — i в миноре практически идентично использованию в мажоре, особенно в плане установления нового тонального центра, структуры отдельных аккордов более сложны. Для подготовки минорного тонального центра нужны нужны такие типы аккордов 2 и 5, которые будут говорить именно о приближении минорной тоники.

Рассмотрим аккорд второй ступени. Поскольку мы находимся в миноре, то и гамму мы должны рассматривать минорную. А на второй ступени минорной гаммы у нас строится полууменьшенный аккорд. Было D F A C в до-мажоре, стало D F Ab C в до-миноре, поскольку в до-миноре 3 бемоля (си, ми и ля) при ключе.

Теперь посмотрим на аккорд 5 ступени. Даже при наличии си-бемоль при ключе, мы будем, как и в мажоре, использовать ноты G B D F как основу для построения аккорда, т.к. нота си-бекар дает большее тяготение в тонику. В принципе, в самом простейшем случае на этом можно было бы и закончить.

Но, давайте добавим немного минорных красок в этот аккорд. Как на счет b9 ступени? Это нота Ab, которую мы можем оставить от аккорда 2 ступени.

Теперь давайте обратим внимание на квинту аккорда. Это нота D

Но, раз мы находимся в миноре, то мы можем видеть что между D и следующей нотой гаммы Eb всего лишь пол-тона. Подняв ре на пол-тона мы попадем в терцовый тон тонического аккорда. Для нашего же доминантового аккорда это будет повышенная квинта #5.

Альтерация #5 и b9 уже дадут нам очень яркую минорную окраску. Попробуйте сыграть этот пример на фортепиано и вы услышите всю красоту минорной последовательности 2 5 1. Но, можно пойти еще дальше и расщепить терцию доминантового септаккорда. Т.е. в аккорде одновременно будут звучать и B и Bb, только Bb мы запишем как A#, или #9 в цифровом эквиваленте.

Итак, общий вид прогрессии 2 5 1 в миноре будет иметь такой вид: IIm7b5 — V7alt — Imin7

Иногда композитор может подготавливать слушателя к минорной тонике, но в конце удивляет его большим мажорным септаккордом Imaj7. Вот несколько примеров:

  • Everything Happens To Me
  • Pensativa
  • What’s New
  • For Heaven’s Sake

Но! Наоборот звучит не очень хорошо. Вы не сможете подготовить наступление минорной тоники аккордами IIm7 и V7.

Главные трезвучия лада — разрешение

Разрешением называется переход неустойчивых ступеней в ближайшие устойчивые. Ведь все трезвучия состоят из устойчивых и неустойчивых ступеней. Так, тоническое трезвучие (Т53, t53) состоит только из устойчивых ступеней ( I, III, V) . Поэтому оно не требует разрешения, ведь его ступени все устойчивые. Субдоминантовое трезвучие ( S53, s53 ) состоит из IV, VI, I ступеней. Здесь IV и VI — неустойчивые и требуют разрешения в ближайшие устойчивые. А I ступень остается на месте. Доминантовое трезвучие ( D53 ) состоит из V, VII, II ступеней. В нем VII и II являются неустойчивыми и требуют разрешения в ближайшие устойчивые ступени. А V ступень является устойчивой и остается на месте. Основным же правилом соединения аккордов является плавное голосоведение, и по возможности — противоположное. Это когда один голос идет вверх, а другой вниз или остается на месте.

ИНТЕРЕСНО:При разрешении неустойчивых ступеней в устойчивые, в основном, используется нисходящее тяготение II ступени — в I; IV ступени — в III; и VI ступени — в V. Только VII ступень имеет восходящее тяготение в I верхнюю ступень. На самом же деле тяготение неустойчивых ступеней в устойчивый имеет двухстороннее направление — как вниз, так и вверх. II ступень может разрешаться как в I, так и в III ступень. IV ступень может разрешаться как в III, так и в V ступень. VI ступень имеет только один вариант разрешения — в V ступень, т.к. выше нее находиться неустойчивая VII ступень, разрешение в которую невозможно. Ну и VII ступень имеет только одно — верхнее разрешение в I ступень.

Примеры разрешения главных трезвучий лада

Как построить главные трезвучия лада в мажоре

На всех ступенях мажора можно построить трезвучия. Напомним, что интервалы между соседними нотами трезвучия должны составлять «>терцию . Строя трезвучия от ступеней лада, разрешено использовать только те звуки, которые входят в рассматриваемый лад. Например, рассматриваем C-dur . Строим трезвучие, от ноты E . Возможны варианты трезвучий:

  1. Мажорное: E-G ♯ -H
  2. Минорное: E-G-H
  3. Уменьшенное: E-G-B
  4. Увеличенное: E-G ♯ -H ♯

Видим, что только в минорном трезвучии нет знаков альтерации. В остальных трёх обязательно есть диез или бемоль. Поскольку рассматриваемый нами звукоряд не содержит нот с диезами или бемолями, мы можем выбрать только минорное трезвучие (без знаков альтерации).

По такому принципу построим трезвучия от каждой ступени мажорного лада (на примере C-dur ):

Рисунок 1. Главные трезвучия в мажоре

На рисунке от каждой ступени построено трезвучие. Рамками выделены ступени (I, IV и V, это главные ступени), от которых построены мажорные трезвучия. Это главные трезвучия, они имеют индивидуальные названия:

  • Трезвучие, построенное от I ступени: тоническое. Обозначается: T.
  • Трезвучие, построенное от IV ступени: субдоминантовое. Обозначается: S.
  • Трезвучие, построенное от V ступени: доминантовое. Обозначается: D.

Обращаем ещё раз внимание: все три главных трезвучия — мажорные. Они наиболее соответствуют звучанию мажорного лада: и лад мажорный, и трезвучия мажорные

Главные трезвучия построены от I, IV и V ступеней.

Главные трезвучия в миноре

Аналогично строим трезвучия в миноре. На главных ступенях будут располагаться минорные трезвучия. Названия трезвучий такое же, как и в мажоре, только они обозначаются маленькими буквами: t, s, d. На рисунке ниже изображён A-moll :

Рисунок 2. Главные трезвучия в миноре

В практике доминантовое трезвучие почти всегда используется с повышенной 7 ступенью минора, то есть терцией аккорда. Таким образом, вместо ми-соль-си мы скорее всего услышим в музыке ми-соль диез-си. Такое трезвучие помогает музыке двигаться вперед, развиваться:

Рисунок 3. Главные трезвучия в миноре

Главные трезвучия построены от I, IV и V ступеней.

Соединение аккордов

Соединением (двух) аккордов называют их последовательность в музыкальном произведении. Последовательность из нескольких аккордов называют гармоническим оборотом.

Главные трезвучия являются гармонической основой лада. Они очень широко распространены в музыке. Полезно знать их простейшие соединения, приводим список для мажора и минора:

Советы по изучению

  1. Изучая позиции, помните, какая нота на клавиатуре каким пальцем вашей левой руки играется.
  2. Изучая сетки расположения гитары, запоминайте положение ступеней гаммы на грифе. Во-первых, вы можете сосредоточиться на отрывках минорных аккордов: там, где есть шаги 1, b3 и 5. Если эта задача кажется трудной, вы должны просто запомнить основную ноту: на каких струнах в поле находится 1-я ступень минорной гаммы.
  3. Включите игру гамм на позициях в свою ежедневную практику игры на гитаре. Вы можете последовательно переключаться между тональностями по мере изучения: сначала ля минор, затем ми минор, си минор и так далее. Или вы можете работать только над тональностью, в которой играется произведение, которое вы сейчас разучиваете, или только над риффом.
  4. В ключах отдельные позиции повторяются каждую октаву. Например, в ля минор есть 1 позиция от основной ноты (A) до 5-го и 17-го ладов. Играйте повторяющиеся аппликатуры. Это поможет вам быстро узнать положение звуков шкалы на всех клавишах клавиатуры.
  5. Запомните позиции аккордов. Вы можете сыграть аккорд, а затем гамму. Например, ля минор: полоса Am на 5-м ладу и тональная гамма.

Удачной разучки минорной гаммы на гитаре!

Основы построения аккордов для начинающих: изучаем струны и пальцы

Начнем с самого простого: взгляните на свою гитару. У неё есть некоторое количество струн (будем рассматривать пример с 6-струнной гитарой), а также лады на грифе.

Все струны пронумерованы с 1-й по 6-ю: первая является самой тонкой, шестая – самой толстой. Также струны с 4 по 6 иногда называют «басовыми» или «низкими», 1-3 струны – «высокими», несмотря на то, что на плоскости гитары они расположены ниже.

Нумерация струн на гитаре

Для удобства записи гитарных партий и игры гриф гитары по горизонтали разделен на лады – на отдельных ладах есть отметки для быстрого визуального понимания и ориентации на грифе (обычно это 12-й лад, а также 3-5-7-9 лады и 15-17-19-21).

Нумерация ладов на гитаре

Таким образом, гитаристы имеют простую и универсальную схему обозначения зажатых на грифе нот: например, на рисунке показана точка, куда необходимо поставить палец, если вам говорят «зажмите 5-й лад 2-й струны».

Второй этап – нумерация пальцев левой руки. Здесь все достаточно просто:

  • Указательный — №1
  • Средний – №2
  • Безымянный — №3
  • Мизинец — №4
  • Большой палец – T (от англ. thumb), он в данном уроке участвовать не будет

Практика изучения аккордовых звуков

Всё что вы изучили в этому уроке, было нацелено на то, чтобы дать вам понимание и упростить сложный материал. Несмотря на это, я дал вам очень много информации и запомнить всё это быстро у вас не получится. Для того, чтобы запомнить и усвоить данный материал, вы должны практиковаться.

Что практиковать?

Вот несколько рекомендаций:

  1. Изучите мажорные и минорные трезвучия.
  2. Изучите мажорные, минорные и доминантсептаккорды.
  3. Изучите уменьшенные трезвучия и minor 7♭5.
  4. Изучите аккорды с задержанием sus2 и sus4.
  5. Изучите расширенные аккорды.

Как практиковаться?

  1. Играйте диатоническую последовательность в наиболее популярных тональностях. Например в тональности C (До-мажор): C, Dm, Em, F, G, Am Bdim. Затем сыграйте тоже самое, но использую септаккорды: Maj7, Dm7, Em7, FMaj7, G7, Am7, Bm7♭5.
  2. Играйте диатоническую последовательность двигаясь сначала вверх на квинту (5), затем вниз на кварту (4). Например: С, G, Dm, Am, Em, Bdim, F, C. Затем тоже самое, но уже с использование септаккордов.
  3. Возьмите одну аппликатуру форм CAGED и попробуйте сыграть по всему грифу. Например сыграйте форму C, затем форму A, форму G, форму E и форму D. Если вам попалась сложная аппликатура или позиция, попробуйте выбрать другую. Обычно форму G наиболее сложно сыграть (если вы конечно не находитесь в открытой позиции).
  4. Попробуйте по импровизировать поверх аккордовой последовательности используя известные вам гаммы.
  5. Хотя я не рассматривал арпеджио в данной статье, но вы так же можете попробовать их сыграть.

Как определить интервальные составы секстаккордов и квартсекстаккордов?

Так как трезвучие имеет всего четыре вида, значит, секстаккордов тоже и квартсекстаккордов также будет по четыре штуки – мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые. Чтобы определить интервальные составы новых аккордов, давайте их построим.

Для примера возьмём трезвучия от звука МИ и сразу же выполним их первое и второе обращения, чтобы получились секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем мы проанализируем полученные аккорды и увидим, из каких интервалов они состоят.

Мажорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Мажорное трезвучие от МИ, это звуки МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. Следовательно, мажорный секстаккорд (Б.6) будет образован звуками СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ и МИ – именно в таком порядке. А большой квартсекстаккорд (Б.64) будет сложен из нот СИ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ.

Само по себе большое трезвучие состоит из двух терций – большой и малой, это мы уже знаем.

Мажорный секстаккорд складывается из малой терции (в нашем примере это «соль-диез си») и чистой кварты (ход «си-ми»).

Мажорный квартсекстаккорд начинается с чистой кварты (звуки «си-ми» в основании аккорда), к которой затем прибавляется большая терция (в примере – «ми соль-диез»).

Таким образом, мы получили следующее правило: Б.6 = малая терция + чистая кварта; Б.64 = чистая кварта + большая терция.

Минорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Малое трезвучие от МИ строится по звукам МИ, СОЛЬ, СИ (без лишних знаков альтерации). Значит, минорный секстаккорд (М.6) – это ноты СОЛЬ, СИ, МИ, а минорный квартсекстаккорд (М.64) – СИ, МИ, СОЛЬ.

Минорное трезвучие образовано двумя терциями – малой «ми-соль» и большой «соль-си».

Малый секстаккорд состоит из большой терции (звуки «соль-си») и чистой кварты (звуки «си-ми»), а малый квартсекстаккорд, наоборот, начинается с кварты (в примере – «си-ми»), к которой добавлена малая терция (в примере это звуки «ми-соль»).

Таким образом, мы выяснили, что: М.6 = большая терция + чистая кварта; М.64 = чистая кварта + малая терция.

Увеличенный секстаккорд и квартсекстаккорд

Увеличенное трезвучие от МИ – это аккорд МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ. Секстаккорд этого трезвучия – СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ, МИ, а квартсекстаккорд – СИ-ДИЕЗ, МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ. Интересной особенностью всех трёх аккордов является то, что все они звучат как увеличенное трезвучие (только построенное от разных звуков).

Увеличенное трезвучие, как нам уже известно, состоит из двух больших терций (в примере это «ми соль-диез» и «соль-диез си-диез»).

Секстаккорд увеличенного трезвучия – это большая терция (в примере – «соль-диез си-диез»), к которой добавлена уменьшённая кварта (в примере – «си-диез ми»).

Квартсекстаккорд этого же трезвучия — уменьшённая кварта (ми соль-диез) и большая терция (от соль-диеза до си-диеза).

Вывод следующий: Ув.6 = большая терция + уменьшённая кварта; Ув.64 = уменьшённая кварта + большая терция.

Уменьшённый секстаккорд и квартсекстаккорд

Уменьшённое трезвучие от звука МИ представляет собой созвучие из нот МИ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ. Секстаккорд данного трезвучия – СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и МИ, а его квартсекстаккорд – СИ-БЕМОЛЬ, МИ, СОЛЬ.

Само рассматриваемое трезвучие симметрично, состоит из двух малых терций (в нашем случае – это звуки «ми соль» и «соль си-бемоль»).

Уменьшённый секстаккорд получается при сцеплении малой терции (у нас – «соль си-бемоль») с увеличенной квартой (в примере – «си-бемоль ми»).

Уменьшённый квартсекстаккорд начинается с увеличенной кварты (по примеру – «си-бемоль ми»), к которой присоединяется малая терция («ми соль»).

Итак, в результате выясняется вот что: Ум.6 = малая терция + увеличенная кварта; Ум.64 = увеличенная кварта + малая терция.

Минорное трезвучие

В основе минорного трезвучия лежит, соответственно, минорная малая терция, и над ней уже надстраивается большая. Таким образом, его интервальный состав будет таким: малая терция + большая терция. Для обозначения такого трезвучия используют заглавную букву М, и, как всегда, числа 5 и 3 – М53.

Если строить малое трезвучие от «до», сначала откладываем «до ми-бемоль» — малую терцию, затем к «ми-бемолю» добавляем большую – «ми-бемоль соль». В итоге у нас получается аккорд из звуков ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ.

Ещё один пример – построим минорное трезвучие от «ре». Малая терция от «ре» — это «ре-фа», плюс от «фа» большая терция – «фа-ля». Все звуки искомого трезвучия, таким образом, это РЕ, ФА и ЛЯ.

УПРАЖНЕНИЕ: постройте минорные трезвучия от звуков МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и СИ.

  • От звука «ми» минорное трезвучие образуется из нот МИ, СОЛЬ, СИ, так как между «ми» и «соль», как это и должно быть, малая терция, а между «соль2 и «си» — большая.
  • От «фа» малое трезвучие проходит по звукам ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и ДО. В основании лежит малая терция «фа ля-бемоль», и к ней присовокупляется сверху большая терция «ля-бемоль до».
  • От «соль» малое трезвучие можно получить из звуков СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и РЕ, потому что нижняя терция должна быть малой (ноты «соль» и «си-бемоль»), верхняя терция – большая (ноты «си-бемоль» и «ре»).
  • От «ля» минорное трезвучие складывается звуками ЛЯ, ДО и МИ. Малая терция «ля до» + большая терция «до ми».
  • От «си» такое трезвучие будет образовано звуками СИ, РЕ и ФА-ДИЕЗ. Базируется оно на малой терции «си ре», к которой сверху добавлена большая терция – «ре фа-диез».

Минорное трезвучие тоже широко используется в музыке в самых разных композициях, иногда и с его звучания начинаются песни. Так, например, с малого трезвучия начинается мелодия известнейшего хита своего времени – песни «Подмосковные вечера» композитора Василия Соловьева-Седого. В самом начале на словах «Не слышны в саду…» мелодия как раз и проходит по звукам малого трезвучия:

Четыре вида трезвучий

Всего разделяют четыре типа трезвучий, каждый из которых выстраивается по определенным правилам. В основе каждого из аккордов лежит терция, над которой надстраивается еще одна. Именно первая придает трезвучию характерный звук и настроение, а вторая дополняет и усиливает его. Добавляя к трезвучию дополнительные ступени, вы будете получать более широкие аккорды, которые меняют свои краски и задают немного иной тон настроения.

Мажорные

Мажорное трезвучие соответствует мажорным аккордам, и выстраивается по схеме «Тоника – большая терция – малая терция». По характеру трезвучие получается возвышенным, торжественным, стремящимся вверх. На письме они обозначаются буквой тоники, от которых были взяты.

Минорные

Соответствуют минорным аккордам. Минорные трезвучия выстраиваются как «Тоника – малая терция – большая терция». Характер – мягкое, тревожное, драматичное звучание. В буквенном обозначении к тонике добавляется m, например, Am – Ля минор. а

Увеличенные

Как можно понять из названия, увеличенные трезвучия содержат в себе две большие терции, построенные друг за другом

По своему звуку это диссонанс, имеющий напряженное, неустойчивое звучание, привлекающее внимание. На письме обозначается припиской aug

Уменьшенные

Обратные увеличенным, этот вид трезвучий содержит две малые терции. Это точно так же диссонирующий аккорд, который имеет менее напряженное, но более минорное звучание. На письме такие трезвучия обозначаются припиской dim (подробнее в статье про dim аккорды).

Как придумать оригинальный аккомпанемент?

Гитарные аккорды способны отобразить смысл, настроение, атмосферу песни не хуже текста, мелодии, вокальной партии. И пусть в композиции незамысловатая гармоническая последовательность, и пусть один аккорд звучит несколько тактов. Всё равно на основе даже такого простого материала можно придумать красивый, мелодичный аккомпанемент.

Чем больше звуковых оттенков, красок в арсенале исполнителя, тем лучше. Имея на руках богатую палитру, он, как художник, может в деталях и подробностях ярко передать эмоциональный посыл темы — грусть, радость, загадочность, мистическое таинство, тревогу. Да что угодно, что будет уместно в контексте творческой задачи. Развернуть в пределах одной функции, например, того же обычного ля минора, натюрморт, пейзаж, ноктюрн. Создать фоническую декорацию для музыкального повествования.

Давайте, вооружившись этой теорией, попробуем придумать интересный аккомпанемент на простые гармонические последовательности в тональностях ля/ми/ре минор. В каждом из ниже рассмотренных примеров смоделирована своего рода творческая задача, которая заключается не только в том, чтобы наполнить стандартные «связки» замысловатыми аппликатурами, но и ещё в передаче настроения темы.

Тональность СИ-бемоль мажор

СИ-бемоль мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук СИ-бемоль (лад с двумя бемолями в ключе).Звуки, из которых состоит СИ-бемоль мажор:

СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бемоль, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль.

Ключевые знаки в тональности СИ-бемоль мажор:

СИ-бемоль на третьей линейке и МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками.

Гамма СИ-бемоль мажор и ее ступени:

СИ-бемоль(I), ДО(II), РЕ(III), МИ-бемоль(IV), ФА(V), СОЛЬ(VI), ЛЯ(VII), СИ-бемоль(I).

Тоническое трезвучие в СИ-бемоль мажоре:

СИ-бемоль(I) — РЕ(III) — ФА(V).

Неустойчивые звуки с разрешением в СИ-бемоль мажоре:

ЛЯ(VII) в СИ-бемоль(I), ДО(II) в СИ-бемоль(I), ДО(II) в РЕ(III), МИ-бемоль(IV) в РЕ(III), МИ-бемоль(IV) в ФА(V), СОЛЬ(VI) в ФА(V).

Как создаются аккорды

Для того чтобы понять, как работает аккордовая прогрессия, необходимо сначала разобраться, что такое аккорд. По сути, аккорд — это набор тонов или нот. Эти ноты обычно имеют тесную связь друг с другом, установленную в определенном ключе.

Аккорды обычно состоят как минимум из трех нот. Они называются по ключевой тональности, на которой они основаны. Например, в аккорде до мажор используются ноты из мажорной гаммы. В ключе до мажор мажорная гамма — это C D E F G A B C. Мы знаем это, используя универсальную формулу для мажорной гаммы: целый шаг-целый шаг-половина шага-целый шаг-целый шаг-целый шаг-половина шага (WWHWWWWH), как показано ниже.

Целый шаг составляет два полутона или две клавиши на фортепиано, а половинный шаг — это расстояние в одну клавишу на фортепиано или один полутон. В рамках одной шкалы существуют различные типы нот, называемые градусами шкалы. Степени шкалы и соотношения между определенными нотами одинаковы независимо от того, какую шкалу вы используете. Вы увидите, что основное различие между разными шкалами заключается в начальной ноте и типе шкалы (мажорная, минорная, пентатоническая, уменьшенная и т.д.).

Для примера рассмотрим градусы гаммы в ключе до-мажор:

7: B — Ведущий тон

Мажорный аккорд состоит из тоники, медианты и доминанты или 1-й, 3-й и 5-й ступеней шкалы. Поэтому в тональности до мажор мажорный аккорд — это C-E-G. Аккорды, состоящие из трех нот, называются триадами. Также могут быть аккорды с дополнительными нотами.

Например, мажорный 7-й аккорд, или Cmaj7, состоит из C-E-G-B

Обратите внимание, что этот аккорд похож на мажорный, только с добавлением 7-й гаммы или ведущего тона, которым является B. Существуют различные формулы для разных типов аккордов, которые мы подробно рассмотрим ниже

На графике выше вы можете видеть, как различные степени гаммы могут быть использованы для создания различных аккордов. У каждого типа аккордов есть своя формула, так сказать, которую мы рассмотрим ниже.

Мажорные аккорды

Мажорный аккорд — одна из самых популярных основ для распространенных прогрессий в западной музыке. Мажорное трезвучие можно создать, добавив третью и пятую мажорные степени к тонике в мажорной гамме. Мажорные трезвучия имеют более счастливое звучание и помогают подчеркнуть корневую ноту или тонику шкалы. В мажоре мажорный аккорд состоит из нот G, B и D в соответствии с мажорной шкалой. Любой аккорд, построенный на 1-й, 3-й и 5-й степенях мажорной шкалы, считается мажорным трезвучием.

Минорные аккорды

Минорный аккорд — это еще один популярный аккорд, который является корневым аккордом минорной гаммы. Как и мажорный аккорд, минорное трезвучие состоит из первой, третьей и пятой ступеней минорной шкалы. Возьмем для примера минорную гамму, которая состоит из A, B, C, D, E, F и G. Используя формулу, мы можем вывести, что минорный аккорд состоит из A, C и E.

Уменьшенные аккорды

Как и другие трезвучия, уменьшенные аккорды основаны на первой, третьей и пятой степенях шкалы. Чтобы создать уменьшенный аккорд, тоника мажорной гаммы наслаивается на уплощенную третью и уплощенную пятую доли гаммы. Так, для образования C diminished мажорный аккорд C, E, G меняется на C, E flat и G flat.

Седьмые аккорды 

Если вы хотите придать аккордам больше глубины, вы можете добавить к ним седьмую степень. Седьмые аккорды образуются путем взятия трезвучия и добавления ведущего тона. Если мы используем в качестве примера аккорд до-мажор, то C, E, G превращается в CMaj7 с нотами C, E, G, B.

Инверсии относятся к аккордам, которые состоят из тех же нот, что и обычный аккорд, за исключением того, что корневая нота не находится в основании ноты. Возьмем для примера до-мажор — до-мажор обычно нотируется как C, E и G с тоникой в качестве основания. Таким образом, инверсия до-мажорного аккорда может быть E G C или G C E.

Увеличенное трезвучие

Увеличенное трезвучие получается в том случае, когда соединяются две большие терции. Для записи трезвучия используют сокращённое обозначение «Ув», к которому прибавляются числа 5 и 3, указывающие на то, что аккорд является именно трезвучием – Ув53.

Рассмотрим примеры. От звука «до» увеличенное трезвучие идёт по нотам ДО, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Обе терции – «до ми» и «ми соль-диез», как и должно быть, большие.

От остальных звуков вы, уже имея некоторый опыт, можете легко построить такие трезвучия самостоятельно, что мы и предлагаем вам сделать незамедлительно. Для того чтобы вы могли себя проверить, ответы мы пока спрячем в спойлер.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

Увеличенное трезвучие, как и мажорное, и минорное, естественно, применяется в музыке во многих случаях. Но из-за того, что оно звучит неустойчиво, с него музыкальные произведения, как правило, не начинают. Увеличенное трезвучие можно встретить, главным образом, в середине песни или инструментальной пьесы.

Модификаторы аккордов

Формулы приведённые выше рассматривают большинство аккордов, которые вам нужно знать. Но помимо них, есть ещё модифицированные аккорды. Следующие правила помогут вам модифицировать уже известные вам аккорды и изучить почти все оставшейся.

  • Аккорды с приставкой Add. Их особенность заключается в том, что к обычному трезвучию добавляется 9 ступень. Например, для того чтобы построить аккорд Cadd9, мы должны взять мажорное трезвучие и добавить к нему 9 ступень. Аккорд Cadd9 — это не тот же самое, что аккорд C9. Аккорд Cadd9 строится без 7 ступени, когда как у аккорда C9 она должна быть.
  • Аккорды с пропущенной нотой. Этот вид аккордов просто пропускает ноту из аккорда. В аккордах довольно часто пропускают ноты, которые создают диссонанс, но как-то по особенному их не обозначают.
  • Модифицированные ступени. Играя какие-то песни, вы можете наткнуться на аккорды с модифицированными ступенями. Например аккорд minor7♭5. Это минорный септаккорд, в котором понижена 5 ступень (квинта) на пол тона. Другой пример — это модифицированный add аккорд E7♯9. Это обыкновенный доминантсептаккорд, к которому добавлена повышенная ♯9 ступень. Обычно такой вид аккордов называют аккордом Hendrixa, в честь легендарного гитариста Jimi Hendrixa.

Обращение трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд

Любые созвучия, в том числе и трезвучия, можно обращать – то есть путём перестановки звуков получать новые виды аккордов. Все обращения выполняются по единому принципу: нижний звук исходного аккорда переносится на октаву выше, в результате получается другой аккорд.

Все трезвучия имеют по два обращения: первое называется секстаккордом, а второе – квартсекстаккордом. Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с помощью двух чисел: 6 и 4.

Например, выполним обращение мажорного трезвучия «до-ми-соль». Нижний звук «до» переносим на октаву выше, остальные звуки просто переписываем, оставляя их на своих местах. У нас получился секстаккорд «ми-соль-до».

Теперь выполним следующее обращение, работать мы будем уже с полученным нами секстаккордом. Нижний звук «ми» переносим вверх на интервал чистой октавы, остальные звуки просто переписываем. Получаем, таким образом, квартсекстаккорд из звуков «соль-до-ми». Это обращение было второе и последнее.

Если же попытаться сделать ещё одно обращение, то мы вернёмся к тому, от чего изначально отталкивались. То есть если в квартсекстаккорде «соль-до-ми» перенести бас «соль» на октаву выше, то получится обыкновенное трезвучие «до-ми-соль». Таким образом, мы убеждаемся в том, что трезвучие действительно имеет только два обращения.

Теоретический блок

Представленные ниже статьи дополнят и расширят все ваши знания, полученные из первого раздела. Здесь также основной упор сделан на новичков. Вся информация изложена максимально понятным языком, без употребления сложных терминов и сильного углубления в музыкальную теорию. Кроме того, эти уроки подойдут и для обычных гитаристов, которые уже имеют какие-то навыки и хотят расширить их.

Также здесь имеются статьи о том, как играть аккорды, строить, а также лучше гармонизировать их. Подобный материал подходит опытным музыкантам, которые желают увеличить свой пласт знаний. Тут уже будет происходить углубление в теорию музыки, интервалы, тональности и ноты. Однако даже такая сложная информация подается простым и понятным языком, после чего у вас не будет надобности в дополнительном поиске информации.

  • Последовательности аккордов. Практические примеры
  • Построение аккордов на гитаре
  • Транспонирование аккордов
  • Аккорды в тональности
  • Кварто-квинтовый круг тональностей

Как играть боем

Скользящий удар по струнам в музыкальной терминологии называется боем. Его играют внешней стороной пальцев или ногтями. Для овладения этой техникой выполняют сначала простые, затем более сложные упражнения.

Главная задача боя — извлечь ровный по интенсивности звук из всех струн, выдержать ритм и создать музыкальный рисунок. Подобный метод применяют многие эстрадные рок- и поп-звезды.

У новичков часто пальцы цепляются за струны, выделяя из аккорда отдельные звуки. Со временем это проходит, но требуется упорная тренировка. Начинать нужно с движения вверх-вниз.

Затем бой усложняют, переходя на сочетания:

  • «четверка»;
  • «шестерка»;
  • «восьмерка».

Наиболее красивый — испанский бой с нисходящим, восходящим или кольцевым расгеадо. Его исполняют во время фламенко — зажигательного темпераментного танца жителей южной Андалузии.

Практические правила построения аккордов

Давайте рассмотрим ещё раз то, что мы только что изучили.

2 наиболее популярные формы

Наиболее популярные формы основаны на следующих формулах:

  • R-5-R-3-(5)-(R) – используется для построения следующих аккордовых форм:  E, A, и D.
  • R-3-5-(R)-(3)-(R) – используется для построения G и C форм.

Распространённые модификации для септаккордов

Для построения септаккордов, можно пользоваться следующими правилами:

  • Мы можем заменять дублированные тональные ступени (1) на септимы (7).
  • Мы можем модифицировать квинты (5) и зажимать септимы (7) вместо них.

Распространённые модификации для расширенных аккордов

Мы знаем, что мы не всегда можем зажать все ноты, которые требует теория расширенного аккорда. Мы сначала можем модифицировать дублированные ноты, но чаще всего приходится идти на выбирать исходя из следующих правил:

  • Исключаем дублирующую тонику (1) для построения 9 аккорда.
  • Исключаем квинту, чтобы построить 11 и 13 аккорды.

Движение струны к струне

В скором времени вы заметите, что следующие правила применимы почти ко всем аккордам при переходе с более низкой струны, на более высокую:

  • Тоническая (1) ступень либо спускается к терции (3), либо поднимается на квинту (5).
  • Терция (3) либо спускается к квинте (5), либо поднимается на септиму (7).
  • Квинта (5) либо спускается к септиме, либо поднимается на тонику (1).
  • Септима (7) либо спускается к тонике (1), либо поднимается на терцию (3).

Все эти правила могут быть упрощены до такого вида:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: