Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Зачем нужны диктанты по сольфеджио?

Диктант показывает уровень развития музыкального слуха. Вы же не будете спорить, что для настоящего музыканта развитый музыкальный слух очень важен?

Правда, в наше время появилось очень много «музыкантов», которые даже нотной грамоты не знают, но сочиняют и громко поют свои песни.

Конечно, такое творчество существовало и раньше. И называлось оно — устное народное творчество. Талантливые образцы народного творчества дошли до наших дней. Благодаря кому?

Благодаря музыкантам с развитым слухом, которые записали эти песни!

Музыкант, не знающий нотной грамоты, — всё равно что писатель, не умеющий читать и писать.

Музыкант, не умеющий записать мелодию (диктант), — всё равно что учитель английского, не умеющий перевести фильм на языке оригинала.

Таким образом, музыкальный диктант — это не только проверка уровня развития музыкального слуха, но и практический навык записи услышанной мелодии. Научиться писать диктант по сольфеджио — это необходимая задача каждого музыканта.

Как добиться высокого уровня развития гармонического слуха?

Подбирайте на фортепиано как можно больше музыки.

Решайте гармонические задачи следующим способом. Сыграйте несколько раз мелодию задачи, проверьте, знаете ли ее наизусть, спойте ее. Попробуйте представить, как звучит мелодия, если бы вы играли ее на фортепиано, как она звучит, если бы вы ее пели.

Не получилось? Ничего страшного. Вы же делаете это в первый раз. Сыграйте или спойте мелодию столько раз, сколько нужно, чтобы вы «заболели» этой мелодией, чтобы она прочно «засела » в вашей голове. Решайте задачу так, как если бы вы подбирали аккомпанемент. Постарайтесь мыслить (слышать) функциями аккордов ( тоника, доминанта, субдоминанта), а также представлять и  звучание конкретных нот аккорда. Естественно, для записи решения задачи вы будете пользоваться гармоническими правилами, такими как определение формы задачи, определение и расстановка цезур, каденций, правильное удвоение тонов в аккордах, соединение аккордов, логика гармонического развития в ладу, будете следить за красотой и логичностью линии баса, проверять пары голосов на наличие параллельных квинт и октав, а также следить за множеством других нюансов, связанных с темой задачи.

Самым последним и самым важным действием в решении задачи должно быть ее проигрывание на фортепиано в правильном ритме и в подходящем для жанра задачи темпе — здесь вы услышите, хорошо ли звучит решенная таким образом задача, не нужны ли другие варианты ее гармонизации. При этом велика вероятность ошибок в игре, значит, вы так и не определите, все ли звучит хорошо. Поэтому мой вам совет — решайте задачу в музыкальном редакторе. Нажав кнопку «проигрывание», вы услышите все сильные и слабые стороны вашей задачи.

Вот советы, как научиться представлять звучание всей задачи.

1) Научитесь представлять мелодию задачи (об этом уже говорилось)

2)Научитесь представлять линию баса

3)Пропойте или сыграйте каждый аккорд вашей задачи снизу вверх

4)Cыграйте первый аккорд задачи снизу вверх очень быстро, как бы арпеджиато, опору делайте на бас и мелодию

5)Представляйте этот аккорд мысленно так же быстро

6)Сыграйте все звуки аккорда одновременно

7)Представьте мысленно его звучание. Получилось?

8)Сделайте те же упражнения со вторым аккордом

9)Сыграйте оба аккорда снизу вверх один за другим сначала медленно, мысленно представьте, сыграйте арпеджиато, мысленно представьте, сыграйте оба аккорда с одновременным звучанием звуков каждого, мысленно представьте.

Если у вас все получилось, мои поздравления, но вы должны научиться представлять звучание всей задачи.

10)Играйте и представляйте первые 4-5 аккордов задачи медленно, арпеджиато и, наконец, в гармоническом звучании (4-хзвучными аккордами).

11)Разбейте всю задачу на несколько отрывков по 4-5 аккордов в каждом. Научитесь играть и представлять любой из  отрывков.

12)Проверьте, как вы знаете звучание отрывков, попытавшись представить их звучание не по порядку.

13)Сыграйте всю задачу от начала и до конца. Попробуйте представить ее звучание.

14)Не оставляйте попыток до тех пор, пока вы не будете знать в ней всех нот и пока не сможете ясно представить звучание задачи.

Первое время вы будете тратить на подобные упражнения примерно полтора-два часа, однако оно того стоит. Ваш музыкальный слух будет заметно отличаться от слуха ваших одногруппников остротой и тонкостью.

15)Если вы ездите в транспорте или у вас есть любое незанятое время, вы можете вспоминать звучание задачи или любого музыкального произведения, которое вы выучили, каждый день. В этом случае ваш слух всегда будет активным и способным к сочинению музыки или к написанию музыкального диктанта.

Развитие слуха.

< Предыдущая   Следующая >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник диктантов. 8-9 класс

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8-9 классов….

Сборник диктантов

Сборник текстов контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…

Сборник диктантов с грамматическими заданиями для 9-11 классов.

В сборнике представлены целостные и адаптированные тексты диктантов для промежуточного и итогового контроля знаний учащихся 9-11 классов. Тексты сопровождаются грамматическими заданиями.Сб…

Методические указания

Первый класс (№№ 1-78) 3
Второй класс (№№ 79-157) 12
Третий класс (№№ 158-227) 22
Четвертый класс (№№ 228-288) 34
Пятый класс (№№ 289-371) 46
Шестой класс (№№ 372-454) 64
Седьмой класс (№№ 455-555) 84
Дополнение (№№ 556-608) 111

Раздел первый(№№1-57)125
Раздел второй(№№ 58-156) 135
Дополнение ко второму разделу(№№ 157-189) 159
Раздел третий(№№ 190-232) 168
Раздел четвертый(№№ 233-264) 181
Дополнение к четвертому разделу(№№ 265-289) 195

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Музыкальный диктант воспитывает у учащихся навыки слухового анализа, способствует развитию музыкальных представлений и осознанию отдельных элементов музыки. Диктант помогает развитию внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства лада, метра и ритма.
При обучении записи музыкального диктанта необходимо использовать различные формы работы в данной области. Укажем на некоторые из них.
1. Обычный диктант. Педагог играет на инструменте мелодию, которую учащиеся записывают.
2. Подбирание на инструменте знакомых мелодий, а затем запись их. Предлагается учащимся подобрать на инструменте знакомую мелодию (знакомую песню), а затем правильно записать ее. Этот вид работы рекомендуется учащимся в тех случаях, когда невозможно организовать их домашние занятия по диктанту.
3. Запись знакомых песен по памяти, без подбирания их на инструменте. Такой вид диктанта учащиеся также могут использовать в домашней работе.
4. Запись мелодии, предварительно выученной с текстом. Мелодия, которую необходимо записать, сначала выучивается наизусть с текстом, после чего записывается учащимися без проигрывания.
5. Устный диктант. Педагог играет на инструменте короткую мелодическую фразу, а учащийся определяет лад, высоту звуков, метр и длительность звуков, после чего поет мелодию с названием звуков и дирижированием.
6. Диктанты для развития музыкальной памяти. Учащиеся, прослушав короткую мелодию один-два раза подряд, должны запомнить ее и записать сразу целиком.
7. Ритмический диктант, а) Учащиеся записывают продиктованную мелодию вне звуковысотности (ритмический рисунок), б) Педагог записывает на доске звуки мелодии точками или нотами одинаковой длительности, а учащиеся оформляют мелодию метроритмически (разделяют мелодию на такты и правильно расставляют длительности звуков в тактах).
8. Аналитический диктант. Учащиеся определяют в сыгранной педагогом мелодии лад, метр, темп, фразы (повторяющиеся и измененные фразы), каденции (законченные и незаконченные) и т. д.
При записи обычных диктантов сначала рекомендуется давать учащимся короткие мелодии с тем, чтобы они проигрывались небольшое количество раз и запись велась наизусть. Для стимулирования записи диктанта по памяти, при многократном проигрывании мелодии, следует делать относительно длительные перерывы между его повторениями. Протяженность диктуемого должна увеличиваться постепенно и регулироваться развитием памяти учащихся.
Первоначальные диктанты начинаются и кончаются тоникой. Затем вводятся диктанты, начинающиеся с тонической терцин или квинты, позже с других звуков (с обязательным окончанием на тонике).
После того как учащиеся достигнут уверенной техники в записи подобных диктантов, можно начать варьировать их заключения, подводя учащихся в дальнейшем к записи однотональных и модулирующих построений с любым началом и концом.
Перед диктантом необходимо давать тональную настройку в виде гаммы и тонического трезвучия или несложную каденцию. Если педагог называет лад и тональность, то начальный звук мелодии определяют сами учащиеся. В том случае, когда педагог называет тонику и воспроизводит ее на инструменте (или называет начальный звук примера), тогда лад и тональность определяют сами учащиеся. Размер в большинстве случаев определяют сами учащиеся. Педагог должен следить за тем, чтобы запись диктантов велась учащимися грамотно и аккуратно.
Г. Фридкин

Формы диктантов:

1.
показательный (цель – показать процесс
записи)

2.
диктант с предварительным анализом

3.
эскизный (например, сначала запись
только каденций)

4.
по памяти

5.
диктант – стенография (не обращен к
внутреннему слуху, муз. памяти, а, значит,
его нельзя делать основным видом работы)

6. с
настройкой в произвольной тональности
(или без определения тональности)

8.
автодиктант или самодиктант (запись по
памяти знакомых мелодий, возможен в
качестве домашней работы)

9.
ритмический.

Устный
диктант


способствует тренировке памяти, развитию
умения воссоздать «графический»,
интонационный и ритмический облик
мелодии. Запоминанию способствует
анализ, направленный на осознание формы,
характерных интонационных, ладовых,
ритмических, регистровых и жанровых
особенностей музыки. Проверка – игра
на инструменте, сольфеджирование этой
мелодии; транспонирование в другую
тональность, задание на дом для записи
проработанной мелодии либо возвращение
к ней на следующем уроке.

Вариант
этого задания – запоминание музыки,
глядя в нотный текст с последующей
записью (с опорой на внутренний слух, а
не на зрительную память). Затем –
сольфеджио, транспонирование. Домашнее
задание: сочинение подобных мелодий с
последующим коллективным разбором и
критикой на уроке.

Наиболее
важным во время устного диктанта является
процесс расчленения слышимого, выяснения
композиционной логики; во время записи
по возможности необходимо удерживать
в памяти все фазы музыкальной структуры,
сравнивая их в отношении повторности,
видоизменения, контраста. В связи с
этим, наиболее существенным является
условие использования адаптированного
материала.

Выделяется
4
этапа в процессе устного диктанта

:

– формирование
представления о стилистической
принадлежности музыкального отрывка
(с установкой на определенные выразительные
средства)

– синтаксическое
расчленение фрагмента

– анализ
музыкального построения в отношении
интонационных оборотов

– сравнение
и сопоставление построений.

По
фактурному признаку


различаются 1-голосные, 2-голосные и
многоголосные диктанты.

1.уяснить
структуру мелодии, количество построений,
фраз, характер заключительных оборотов,
ощущение опоры на устойчивые звуки
тональности

2.определить
ладофункциональное значение отдельных
оборотов и частей

3.умение
записывать отдельные интонационные
обороты, осознавая линию движения
мелодии. Выверяя расстояние между
отдельными ступенями, нельзя терять
перспективу целого; ориентирование на
интервал при проверке больших скачков,
линий скрытого 2-голосия и при записи
мелодий с отклонениями и модуляциями

4.нельзя
отделять звуковысотные и метроритмические
соотношения: в процессе записи следует
одновременно оформлять и высоту и ритм.
Нужно приучить, определив размер и темп,
продирижировать мелодию, затем, мысленно
вспоминая, слегка простучать ритм.

записывать
созвучиями, опираясь на вертикальное
слышание

Первый
способ разработан Ладухиным в пособии
«1000 примеров музыкального диктанта»
(однако этот метод не способствует
развитию гармонического слуха учащихся).

Островский
предлагает сначала записывать диктант
цифровкой интервалов (без нот), но в этом
случае внимание не направлено на слышание
мелодии и нарушается целостность
впечатления. В
группах вокалистов, духовиков, народников
возможна схематическая запись
многоголосия:

В
группах вокалистов, духовиков, народников
возможна схематическая запись
многоголосия:

а)
тональный план, функции и ритм;

Полифонические
примеры могут записываться следующим
образом:

Запись только темы и ответа в предварительно
размеченных тактах

Запись только противосложений к заранее
выписанным педагогом проведениям темы.

Диктант

– интересная и плодотворная форма
занятий по развитию музыкального слуха.
Следовательно, преподавателю сольфеджио
нужно подходить к работе со знанием
психологии учащихся, учитывать их
возрастные и индивидуальные особенности
и интересы, планировать урок так, чтобы
музыкальному диктанту постоянно
уделялось самое пристальное внимание. Психология

Психология

Алгоритм написания диктанта по сольфеджио

На написание диктанта дается 8-10 проигрываний. За это время вы должны успеть написать диктант.

Не сидите в полуобморочном состоянии до пятого проигрывания диктанта, а сразу мобилизуйтесь и приступайте к работе с первого же проигрывания.

Алгоритм написания диктанта состоит всего из 3 шагов. Помните это!

ШАГ 1. Первое проигрывание

Перед ним преподаватель скажет вам обратить внимание на движение мелодии, на особенности ритма или что-то еще. Спокойно прослушайте мелодию

Отметьте про себя, что она вполне себе красива)

Были ли повторения в этой мелодии? Это очень важно

В это же время преподаватель совместно со всем классом определяет тональность, в которой звучит диктант, и размер.

Сразу же напиши:

  • скрипичный ключ
  • ключевые знаки нужной тональности
  • размер
  • раздели нотную строку на 8 тактов
  • между четвертым и пятым тактом поставь знак цезуры, разделяющий первое и второе предложения
  • в конце восьмого такта поставь двойную тактовую черту

У тебя получится такая заготовка уже после первого проигрывания:

ШАГ 2. Второе-третье проигрывание. Слушая мелодию, смотри на свою тактовую заготовку, которую ты уже нарисовал.

Слушай и отмечай:

  • движение мелодии — поступенное или скачками
  • направление мелодии — вверх или вниз

Отметь условными знаками (стрелками, точками) всё, что услышишь.

  • напиши тонику в конце диктанта
  • определи, на какой ноте заканчивается четвертый такт

После третьего проигрывания твоя запись будет выглядеть примерно так:

ШАГ 3. Четвертое — пятое проигрывание. Начинай записывать ритм над нотной строкой или прямо на ней.

отмечай короткими и длинными палочками восьмые и четвертные длительности.

Посмотри, как это делается:

Обрати внимание, что в мелодии имеется пунктирный ритм — в первом, третьем, четвертом, пятом, седьмом, восьмом тактах. После пятого проигрывания у тебя уже будет написан ритм

Примерно так:

В оставшиеся пять проигрываний записывай мелодическую линию. Направление мелодии и скачки ты уже отметил в предыдущие проигрывания. Вспомни, что первый и пятый такты одинаковые. Заполни услышанные такты:

Заполни оставшиеся такты. Сотри над нотной строкой вспомогательный ритм и переписывай аккуратно и внимательно на чистовик.

Теперь проверь свою запись. Скорее всего, твой диктант будет выглядеть приблизительно так:

Материал музыкального диктанта

Материал
для диктанта оказывает существенное
влияние на его запоминание. В
качестве примеров для диктантов используются
как художественные
образцы музыки, так и образцы инструктивного
плана.

Преобладание
инструктивного,
нехудожественного


материала резко снижает эффективность
запоминания. Его стилистическое
однообразие обедняет слуховой опыт
учащегося, может привести к стандартности
(шаблонности) мышления (особенно если
примеры часто сочиняются педагогом). В
качестве упражнений инструктивный
материал вполне целесообразен, но в
умеренных рамках.

При
восприятии же образца художественной
музыки


слуховое сознание получает поддержку
мощного фактора – художественной
эмоции. Положительные эмоции порождают
заинтересованность учащихся в работе
над диктантом, активизируют процесс
запоминания.

Алгоритм
записи диктанта (Островский):

общее
впечатление

анализ-детализация

цельный,
но уже четко осознанный образ

При
записи диктанта могут быть применены
основные и вспомогательные формы работы.

Подготовка:

– переписывание
нотного текста

– автодиктант
(подбор знакомой мелодии – ее запись)

– письменное
транспонирование подобранных мелодий

– графическая
фиксация линии мелодии

– устный
диктант

– ритмическое
оформление записанных на доске нот

– диктанты-вариации
(игра педагога записанной на доске
мелодии в измененном варианте)

– диктант
«с ошибками» (ученики ищут ошибки на
доске)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: