Знаки в тональностях

Родственные тональности на кварто-квинтовом круге

Внутри круга тональностей вы сможете найти только родственные ключи первого порядка. Для этого вам нужно выбрать желаемую тональность, отступить от нее один сегмент как по часовой стрелке, так и против, и выделить область из шести входящих в этом поле ключей. Это – не только список аккордов в тональности, которую вы выбрали, но и ключи с родством первого порядка.  Если ваша тональность минорная – то просто выберите параллельный ей мажор.

Второй порядок можно получить схожим способом. Если области из шести аккордов, входящих в тональность, пересекаются друг с другом, то это родственные тональности второго порядка.

Таблица параллельных тональностей с их знаками

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНЫ
ИХ ЗНАКИ
БОЛЬШЕ
НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ
СКОЛЬКО ПЕРСОНАЖЕЙ
КАКИЕ ЗНАКИ
ТОНА БЕЗ ЗНАКОВ (1 // 1)
До мажор
незначительный
нет знака
нет знака
ТОНЫ С DIEZ (7 // 7)
Соль мажор
ми минор
1 диез
ж
Ре мажор
да второстепенный
2 острых
делать
Важно
фа-диез минор
3 диез
идет к солнцу
Ми мажор
до-диез минор
4 острых предмета
это только король
Да майор
соль-диез минор
5 диез
просто иди туда
Фа-диез мажор
ре-диез минор
6 диез
fa do sol re la mi
До-диез мажор
незначительный острый
7 диез
fa do sol re la mi si
ТОНА С КОЛЕСАМИ (7 // 7)
Фа мажор
ре минор
1 квартира
да
Си-бемоль мажор
соль минор
2 тарелки
да меня
Ми-бемоль мажор
до минор
3 тарелки
да я там
Бемоль мажор
фа минор
4 тарелки
да король
Ре-бемоль мажор
си-бемоль минор
5 квартир
да, ми ла ре соль
Соль-бемоль мажор
ми-бемоль минор
6 квартир
да, ми ла ре соль делать
До-бемоль мажор
в бемоль минор
7 квартир
да ми ла ре соль делать назад

Вы можете скачать тот же номерной знак в более удобном виде, например, шпаргалку в формате pdf для печати — СКАЧАТЬ

на этом пока все. В следующих частях вы узнаете, что такое одноименные ключи, как быстро и навсегда запомнить знаки в ключах и каков метод как можно скорее идентифицировать знаки, если вы их забыли.

Что ж, а теперь приглашаем вас на просмотр анимационного фильма, написанного под удивительную музыку Моцарта. Однажды Моцарт выглянул в окно и увидел идущий по улице военный полк. Настоящий военный полк в блестящей форме, с турецкими флейтами и барабанами. Красота и величие этого спектакля настолько потрясли Моцарта, что в тот же день он написал свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты № 11) — всемирно известную оперу.

А много ли вообще пар таких тональностей?

Всего в музыке используется три десятка ключей, половина из которых (15) — основные, а вторая половина (плюс 15) — второстепенные, и, знаете ли, не один ключ не один, у каждого есть пара. То есть получается всего 15 пар оттенков, имеющих одинаковые знаки. Хорошо, 15 пар запомнить легче, чем 30 отдельных шкал?

Плюс — еще красивее! Из 15 пар семь пар колючек (от 1 до 7), семь пар плоских (от 1 до 7 плоских), одна пара «белая ворона» без знаков. Кажется, вы легко можете сами назвать эти две чистые немаркированные клавиши. Разве это не МАЖОР с НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ?

То есть теперь нужно запомнить не 30 страшных оттенков с загадочными знаками и даже не 15 чуть менее страшных пар, а только магический код «1 + 7 + 7». Теперь для наглядности перенесем все эти оттенки в таблицу. В этой таблице оттенков сразу будет понятно, кто кому параллелен, сколько знаков и каких.

Таблица параллельных тональностей с их знаками

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНЫ
ИХ ЗНАКИ
БОЛЬШЕ
НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ
СКОЛЬКО ПЕРСОНАЖЕЙ
КАКИЕ ЗНАКИ
ТОНА БЕЗ ЗНАКОВ (1 // 1)
До мажор
незначительный
нет знака
нет знака
ТОНЫ С DIEZ (7 // 7)
Соль мажор
ми минор
1 диез
ж
Ре мажор
да второстепенный
2 острых
делать
Важно
фа-диез минор
3 диез
идет к солнцу
Ми мажор
до-диез минор
4 острых предмета
это только король
Да майор
соль-диез минор
5 диез
просто иди туда
Фа-диез мажор
ре-диез минор
6 диез
fa do sol re la mi
До-диез мажор
незначительный острый
7 диез
fa do sol re la mi si
ТОНА С КОЛЕСАМИ (7 // 7)
Фа мажор
ре минор
1 квартира
да
Си-бемоль мажор
соль минор
2 тарелки
да меня
Ми-бемоль мажор
до минор
3 тарелки
да я там
Бемоль мажор
фа минор
4 тарелки
да король
Ре-бемоль мажор
си-бемоль минор
5 квартир
да, ми ла ре соль
Соль-бемоль мажор
ми-бемоль минор
6 квартир
да, ми ла ре соль делать
До-бемоль мажор
в бемоль минор
7 квартир
да ми ла ре соль делать назад

Вы можете скачать тот же номерной знак в более удобном виде, например, шпаргалку в формате pdf для печати — СКАЧАТЬ

на этом пока все. В следующих частях вы узнаете, что такое одноименные ключи, как быстро и навсегда запомнить знаки в ключах и каков метод как можно скорее идентифицировать знаки, если вы их забыли.

Что ж, а теперь приглашаем вас на просмотр анимационного фильма, написанного под удивительную музыку Моцарта. Однажды Моцарт выглянул в окно и увидел идущий по улице военный полк. Настоящий военный полк в блестящей форме, с турецкими флейтами и барабанами. Красота и величие этого спектакля настолько потрясли Моцарта, что в тот же день он написал свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты № 11) — всемирно известную оперу.

Как различать диезные и бемольные тональности по названию?

Сразу оговоримся, что запоминать прямо сразу всё, нет необходимости. Сначала лучше разобраться, только с мажорными тональностями, потому что в минорных параллельностях будут те же самые знаки.

Итак, как различать диезные и бемольные мажорные тональности? Очень просто!

В названиях бемольных тональностей обычно есть слово «бемоль»: Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, Ре-бемоль мажор и т.д. Исключение – тональность Фа мажор, она тоже бемольная, хотя в ее названии и не упоминается слово бемоль. То есть, другими словами, в таких тональностях, как Соль-бемоль мажор, До-бемоль мажор или Фа мажор обязательно будут ключевые бемоли (от одного до семи).

В названиях диезных тональностей либо не упоминаются никакие знаки альтерации, либо присутствует слово диез. Например, диезными будут тональности Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор, Фа-диез мажор, До-диез мажор и др. Но тут, условно говоря, тоже есть простые исключения. До мажор, как вы знаете, это тональность без знаков, и поэтому она к диезным не относится. И ещё одно исключение – опять-таки Фа мажор (является бемольной тональностью, как мы уже сказали).

И ещё раз повторим ПРАВИЛА. Если есть слово «бемоль» в названии, значит, тональность бемольная (исключение Фа мажор – тоже бемольная). Если нет слова «бемоль» или есть слово «диез», то тональность диезная (исключения – До мажор без знаков и бемольный Фа мажор).

Диезные тональности

Точка отсчета для мажорных тональностей – тональность C-dur в верхней точке круга. Двигаясь по часовой стрелке от неё, мы увидим цепочку мажорных диезных тональностей, обозначенных заглавными латинскими буквами (C – G – D – A – E – B – F# — C#). Напомню, что нота «СИ» обозначается по-разному: в классической гармонии латинской буквой «H», а в американской — буквой «B». На рисунке ниже вы можете увидеть, как расположены тоники этих тональностей на клавиатуре пианино:

Интервал, который разделяет две ближайшие тоники называется квинтой. Потому круг и получил название «Квинотвый».

Как мы уже сказали, точка отсчета – тональность C-dur, в которой отсутствуют знаки альтерации. Теперь от ноты C построим квинту – получим ноту G. Эта нота будет тоникой нашей новой тональности G-dur, в которой появится 1 знак – фа#. От ноты G строим квинту и находим следующую тонику – ноту D. Тональность D-dur имеет 2 диеза — фа# и до#.

Таким образом, каждая новая квинта будет открывать новую диезную тональность, в которой на 1 диез больше, чем в предыдущей. Так будет продолжаться пока количество диезов не достигнет 7.

Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты До: Соль мажор (1 диез) => Ре мажор (2 диеза) => Ля мажор (3 диеза) => Ми мажор (4 диеза) => Си мажор (5 диезов) => Фа-диез мажор (6 диезов) => До-диез мажор (7 диезов). Дальше цепочка не может продолжаться, потому что все ступени уже повышены.

Пока понятно33Совсем запутался22

Для минорных тональностей ориентиром будет тональность a–moll, которая также находится в верхней точке круга. По часовой стрелке от нее расположена цепочка параллельных минорных тональностей. Минорные тональности принято записывать маленькими латинскими буквами (a – e – h – f# — с# — g# — d# — a#).

В параллельных тональностях всегда одинаковое количество знаков альтерации. Чтобы определить количество знаков в любой минорной тональности, достаточно знать сколько знаков у параллельного мажора.

А сейчас, давайте воспользуемся квинтовым кругом и определим сколько знаков в минорных тональностях. За точку отсчета берем тональность a–moll и прибавляем квинту. Получаем ноту e, которая служит тоникой в тональности e–moll (1 диез). Дальше строим квинту от ноты e, получаем тональность h-moll (2 диеза) и так дальше, пока не окажемся в тональности a#-moll, в которой все 7 нот будут повышены.

Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты Ля: Ми минор (1 диез) => Си минор (2 диеза) => Фа# минор (3 диеза) => До# минор (4 диеза) => Соль# минор (5 диезов) => Ре# минор (6 диезов) => Ля# минор (7 диезов).

Таблица «Тональности и их знаки при ключе»

А теперь, как и обещалось вначале, предлагаем вам таблицу тональностей с их ключевыми знаками. В таблице параллельные тональности с одинаковым количеством диезов или бемолей записаны вместе; во втором столбце приводится буквенное обозначение тональностей; в третьем – указывается число знаков, а в четвёртом – расшифровывается, какие конкретно знаки в той или иной гамме.

ТОНАЛЬНОСТИ

БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛО ЗНАКОВ

КАКИЕ ЗНАКИ

ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ

До мажор // ля минор C-dur // a-moll нет знаков

ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Соль мажор // ми минор G-dur // e-moll 1 диез Фа
Ре мажор // си минор D-dur // h-moll 2 диеза Фа, до
Ля мажор // фа-диез минор A-dur // fis-moll 3 диеза Фа, до, соль
Ми мажор // до-диез минор E-dur // cis-moll 4 диеза Фа, до, соль, ре
Си мажор // соль-диез минор H-dur // gis-moll 5 диезов Фа, до, соль, ре, ля
Фа-диез мажор // ре-диез минор Fis-dur // dis-moll 6 диезов Фа, до, соль, ре, ля, ми
До-диез мажор // ля-диез минор Cis-dur // ais-moll 7 диезов Фа, до, соль, ре, ля, ми, си

БЕМОЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Фа мажор // ре минор F-dur // d-moll 1 бемоль Си
Си-бемоль мажор // соль минор B-dur // g-moll 2 бемоля Си, ми
Ми-бемоль мажор // до минор Es-dur // c-moll 3 бемоля Си, ми, ля
Ля-бемоль мажор // фа минор As-dur // f-moll 4 бемоля Си, ми, ля, ре
Ре-бемоль мажор // си-бемоль минор Des-dur // b-moll 5 бемолей Си, ми, ля, ре, соль
Соль-бемоль мажор // ми-бемоль минор Ges-dur // es-moll 6 бемолей Си, ми, ля, ре, соль, до
До-бемоль мажор // ля-бемоль минор Ces-dur // as-moll 7 бемолей Си, ми, ля, ре, соль, до, фа

Эту таблицу также можно скачать для распечатывания, если вам необходима шпаргалка по сольфеджио – СКАЧАТЬ. После небольшой практики работы с разными тональностями большинство тональностей и знаки в них запоминаются сами собой.

Предлагаем вам посмотреть видео по теме урока. В видео предлагается ещё один похожий способ запоминания ключевых знаков в различных тональностях.

Тональности с бемолями при ключе

В этой картинке идем против часовой стрелки.

С каждой построенной вниз квинтой прибавляется один бемоль.

От до вниз квинту – получаем ноту фа. В тональности фа мажор один бемоль. Какой? Смотрим порядок бемолей. Видим, что это си бемоль.

От фа строим вниз еще одну квинту и получаем ноту си бемоль. В тональности си b мажор уже два бемоля – си и ми.

От си b строим очередную квинту и попадаем на ноту ми b. И в ми b мажоре уже 3 бемоля – си, ми, ля. И так далее.

Если вы поймете этот принцип, то определить количество знаков в любой тональности не составит труда. Теперь понятно почему “квинтовый”? Потому что он строится по квинтам. А почему круг? Посмотрите внимательно на картинки выше – начинаем с тональностей до мажор, а заканчиваем до# мажор или доb мажор – не совсем, конечно круг, но все-таки. То же самое и с минорными тональностями – начинается от ля, а заканчивает ля# или ляb минором.

Для удобства восприятия я разделила тональности и отдельно показала диезные и бемольные. В учебниках теории квинтовый круг тональностей представлен в виде такой картинки.

А напоследок предлагаю вам послушать вальс До# минор Фредерика Шопена. Очень известное произведение, красивое, полетное и в великолепном исполнении Александра Малкуса.

Тональность. Квинтовый круг тональностей.

Тональность
– это высотное положение лада. Понятие тональности состоит из двух элементов: названия тоники и вида лада. Мажорные лады темперированного строя образуют между собой определенную систему тональностей, связанных между собой общими тетрахордами. Если верхний тетрахорд данного мажорного лада принять за нижний тетрахорд другого лада и построить на расстоянии тона от его верхнего звука аналогичный тетрахорд – получится звукоряд новой мажорной тональности. Эта тональность отличается от предыдущей на один ключевой знак, и ее тоника лежит квинтой выше. Если продолжить приравнивание тетрахордов, то выстроится ряд тональностей, который называется квинтовым. Аналогичный ряд тональностей можно выстроить и увеличивая количество бемолей.

Квинтовым кругом
называется расположение мажорных тональностей в порядке прибавления ключевых знаков: диезов – вверх по чистым квинтам, а бемолей – вниз по чистым квинтам.

В мажоре последний диез появляется на VII ступени, а последний бемоль – на IV ступени. Порядок появления диезов: фа-до-соль-ре-ля-ми-си, а бемолей – в обратную сторону: си-ми-ля-ре-соль-до-фа. Минорные тональности, как и мажорные, могут быть расположены по порядку в зависимости от количества ключевых знаков. При этом новый диез появляется на II ступени, а новый бемоль – на VI ступени.

Параллельные тональности
– это мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоники этих тональностей находятся на расстоянии малой терции, в которой верхний звук – тоника мажорной тональности. Например, до мажор и ля минор.

Одноименные тональности
– это мажорная и минорная тональности с общей тоникой. Например, до мажор и до минор.

Однотерцовые тональности
– это мажорная и минорная тональности с общим терцовым тоном, то есть третьей ступенью. Минорная тональность в такой паре всегда на полтона выше мажорной. Например, до мажор и до-диез минор.

Энгармонически равные тональности
– это две мажорных или две минорных тональности, имеющие общий звукоряд, который записывается по-разному. Сумма знаков в таких тональностях равна 12. Любая тональность может быть заменена энгармонически, но практически применяются шесть пар таких тональностей (с пятью, шестью и семью ключевыми знаками).

Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о у нас уже была

Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в .
Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.

По наличию ключевых знаков тональности можно разделить на три группы: без знаков, с диезами при ключе, с бемолями при ключе. Не бывает в музыке такого, что знаками в одной тональности будут и диезы и бемоли одновременно.

А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.

Каким образом определяется

Рассмотрим гамму до-мажор. Нас интересуют все ступени со второй по шестую. Седьмую ступень трогать не будем, так как она не относится к родственным. Получаем Dm, Em, F, G, Am.

При использовании гаммы гармонического мажора и понижении шестой ступени имеем фа-минор. В результате у нас шесть трезвучий, а значит, и шесть тональностей.

Первая степень родства определяются по наименованиям данных аккордов, потому что они – тоники в их гаммах. Выходит, родственные ключи по отношению к до-мажору: Dm, Em, F, Fm, G и Am.

Вторая должна иметь хотя бы одно из трезвучий в собственной гамме. В нашем варианте:

  • D – общий аккорд Em;
  • Bb – D;
  • Db – Fm.

Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)

Задача: найти параллельные ключи для DO-DIEZ MINORA, SI-BEMOL MINORA, SI MAJORA, FADIEZ MAJORA.

Решение: необходимо создавать небольшие третьи стороны. Следовательно, младшая треть от DO-DIEZ вверх — DO-DIEZ и MI, что означает, что MI MAJOR будет параллельным ключом. С C-BEMOLE мы также наращиваем второстепенную треть, потому что ищем большую параллель, мы получаем — RE-BEMOLE MAJEURE.

Чтобы найти небольшую параллель, положите трети вниз. Таким образом, малая треть SI дает нам SOL-DIEZ MINOR, параллельную SI MAJOR. От FA-DIEZA второстепенная треть вниз дает звук RE-DIEZ и, следовательно, настройку RE-DIEZ MINOR.

Ответы: DO-DIEZ MINOR // MI MAJOR; SI-BEMOLES MINOR // RE-BEMOLES MAJOR; SI MAJOR // SOL-DIEZ MINOR; FA-DIEZ MAJOR // RE-DIEZ MINOR.

Родственные тональности на кварто-квинтовом круге

Внутри круга ключей вы можете найти только ключи, относящиеся к первому порядку. Для этого вам нужно выбрать желаемую клавишу, отойти от нее на один сегмент как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки, и выбрать область из шести клавиш, включенных в это поле. Это не только список аккордов в выбранной вами тональности, но и клавиш с родством первого порядка. Если ваш ключ второстепенный, просто выберите большую параллель.

Второй порядок получается аналогичным образом. Если области шести аккордов, входящих в тональность, пересекаются друг с другом, то это связанные клавиши второго порядка.

Как пользоваться квинтовым кругом

Разберемся сначала для чего нужен квинтовый круг.

  • Можно понять, какие аккорды будут хорошо звучать в определенной тональности. Например, вы сочиняете песню. Выбрали тональность Ре-минор. Чтобы придумать аккордовую последовательность, можно использовать квинтовый круг.
  • Узнать количество знаков (диезов и бемолей) в тональности, и, как следствие, быстро узнать ноты, входящие в эту тональность.
  • Понять, как можно гармонично из одной тональности перейти в другую (модуляция)
  • Быстро составлять аккорды
  • Увидеть параллельные тональности.

Для начинающего музыканта, круг является шпаргалкой при сочинении музыки. По нему очень легко ориентироваться, и он реально помогает в работе. Опытному музыканту данная шпаргалка уже не пригождается. Как правило, он уже знает ее наизусть.

Какой аккорд выбрать

По кругу можно увидеть какие аккорды входят в определенную тональность. Это обязательно нужно знать при сочинении аккордовой последовательности. Другими словами, здесь круг решает такую задачу для музыканта — какой аккорд взять.

Помним, что тональность состоит из 7 ступеней. И 6 из них находятся вокруг тонического (основного аккорда). Возьмем тональность до-мажор (C). Рядом с ней на круге располагаются такие аккорды как F, G, Am, Em, Dm. В до-мажор также входит уменьшенный аккорд Bdim. В итоге аккорды, которые будут входить в тональность расположены вокруг основного по ступеням. Схема показана на рисунке ниже.

То же самое работает и с минорными аккордами. Но расположение ступеней, конечно же, другое.

Транспонирование аккордов

Что делать, если композиция написана в тональности, в которой исполнителю трудно петь? Ответ — транспонировать. С помощью данного приема, можно перевести песню из одной тональности в другую, тем самым понизив ее, либо повысив. Возникает другой вопрос, какие тогда аккорды играть. И тут на помощь снова приходит кварто-квинтовый круг тональностей.

Для того чтобы транспонировать песню с помощью круга, необходимо сначала расписать гармоническую последовательность по ступеням. Например, аккорды меняются так: C, F, Am, G, то есть по ступеням I, IV, VI, V. Транспонирование в тональность D, делает тоникой аккорд D. И по тем же ступеням строится аккордовая последовательность, но уже в новой тональности: D, G, Bm, A. Номера ступеней вокруг тонического аккорда на квинтовом круге показаны на схемах выше. Желтым закрашены аккорды в составе тональности до-мажор. Голубым в тональности до-минор. Номера ступеней мажора и минора также приведены на схеме.

Как составить аккорд

Как уже было написано ранее, по квинтовому кругу можно узнать номер ступени заданной тональности. Эти же номера соответствуют номерам ступеней гаммы. То есть, если взять гамму C, то можно сказать, что нота G это чистая квинта, а нота F это кварта по отношению к тонике C. Зная это, а также зная формулы аккордов, можно легко и просто их составить. Ниже приведены схемы составления мажорных и минорных аккордов, а также септаккордов. Мажор и минор это «галочки», а септаккорды к этим галочкам подставляют еще одну ступень. Просто запомните схему и быстро собрать аккорд не составит труда!

Знаки в тональностях

Самая простая гамма это до-мажор (C) благодаря тому, что ни одна ее ступень не имеет диезов или бемолей (знаков). Параллельный до мажору ля минор также не имеет на борту ни одного знака, потому что входящие ноты те же самые. Но вот с другими гаммами дела обстоят иначе. Кварто-квинтовый круг может подсказать сколько диезов/бемолей имеет та или иная тональность. Все подчиняется простому правилу, схема которого приведена на рисунке ниже.

Зачем нужно знать кол-во знаков в гамме? По большому счету незачем. Но, с помощью этой информации можно легко запомнить наизусть входящие ноты в каждую гамму. А это уже полезное практическое знание для аранжировщика и музыканта.

Переход из одной тональности в другую

В современной музыке нередко используется такой прием как модуляция. По своей сути это обычная смена тональности. Но на практике сделать такое не всегда просто. Если просто сходу «влететь» в другой аккорд, то на слух это будет не совсем гармонично. Будет казаться, что резко и неблагозвучно что-то поменялось. С помощью кварто-квинтового круга можно понять какие аккорды использовать в качестве переходных.

Как известно, аккорды на кругах расположены по чистым квинтам (в правую сторону) и по квартам (в левую). Пусть основная тональность песни это до-мажор (C), и стоит задача перейти в ля-мажор (A). На круге между этими аккордами расположены G и D. Таким образом, можно после очередного квадрата (4 такта) в тональности C, сыграть аккорд G, после него D и затем уже A. И чтобы ушам окончательно привыкнуть к новой тональности, обыгрываем 4 такта в ля-мажоре.

Как найти параллельную тональность?

Если вы хотите узнать, как определить параллельный ключ, давайте эмпирически выясним ответ на этот вопрос. А потом мы сформулируем с вами правило.

Представьте: DO MAJEURE и A MINOR — параллельные ключи. А теперь скажите мне: на каком уровне ПРЕЖДЕ ЧЕМ «вход в параллельный мир»? Или, другими словами, какая степень C MAJOR является корнем параллельного минора?

Теперь займемся «вверх ногами». Как выйти из мрачного LA MINOR в солнечную и радостную параллель DO MAJEURE? Где на этот раз «портал» для перехода в параллельный мир? Другими словами, какая степень минорной тональности является корнем большой параллели?

Ответ прост. В первом случае: тоника параллельного минора — шестая ступень. Во втором случае: тонику большой параллели можно считать третьей степенью. Кстати, совсем не обязательно долго добираться до шестого класса мажора (т.е считая шесть ступеней от первого), достаточно спуститься на три ступени вниз от тонизирующего, и мы перейдем к этой шестой ступени в так же.

Теперь сформулируем ПРАВИЛО (но еще не окончательное). Следовательно, чтобы найти корень параллельного минорного тона, достаточно спуститься на три ступени вниз от первого исходного мажорного тональности. С другой стороны, чтобы найти корень большой параллели, вам нужно подняться на три ступени вверх.

Проверьте это правило на других примерах. Не забывайте, что у них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступенькам, мы должны произносить эти знаки, то есть учитывать их.

Например, мы находим параллельный минор для тональности G MAJOR. Этот ключ содержит диез (фа-диез), что означает, что параллельно будет диез. Спускаемся на три ступеньки от СОЛИ: СОЛЬ, ФАДЬЕЗ, МИ. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! MI — это как раз то, что нам нужно; это шестой шаг и это выход на малую параллель! Это означает, что ключ, параллельный GAL MAJOR, будет E MINOR.

Другой пример. Находим параллельный ключ для FA-MINOR. Этот ключ имеет четыре квартиры (да, E, A и D-бемоль). Поднимаемся на три ступеньки, чтобы открыть дверь на большую параллель. Гуляем: FA, SALT, LA-BEMOLE. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! A-BEMOLES — вот желаемый звук, вот заветный ключ! LA BEMOLE MAJEURE — это ключ, параллельный F MINOR.

Как определить параллельную тональность ещё быстрее?

Как вам еще проще найти большую или второстепенную параллель? И самое главное, если мы вообще не знаем, какие знаки есть в данной тональности? Давайте узнаем еще раз на примерах!

Мы только что обнаружили следующий параллелизм: SAL MAJEURE // MI MINOR и FA MINOR // LA-BEMOLE MAJEURE. Теперь посмотрим, какое расстояние между тиками параллельных клавиш. Расстояние в музыке измеряется интервалами, и если вы хорошо разбираетесь в теме «Количественное и качественное значение интервалов», то легко поймете, что интересующий нас интервал составляет незначительную треть.

Между звуками СОЛЬ и Ми (вниз) есть второстепенная треть, потому что мы делаем три шага и полутон. Между FA и LA-BEMOL (вверху) также есть второстепенная треть. А между тониками других параллельных гамм также будет небольшой третий интервал.

Результатом является следующее ПРАВИЛО (упрощенное и окончательное): чтобы найти параллельный ключ, вы должны отложить второстепенную треть от тоники — вверх, если вы ищете большую параллель, или вниз, если вы ищете второстепенную параллель.

Как определить параллельную тональность ещё быстрее?

Как вам еще проще найти большую или второстепенную параллель? И самое главное, если мы вообще не знаем, какие знаки есть в данной тональности? Давайте узнаем еще раз на примерах!

Мы только что обнаружили следующий параллелизм: SAL MAJEURE // MI MINOR и FA MINOR // LA-BEMOLE MAJEURE. Теперь посмотрим, какое расстояние между тиками параллельных клавиш. Расстояние в музыке измеряется интервалами, и если вы хорошо разбираетесь в теме «Количественное и качественное значение интервалов», то легко поймете, что интересующий нас интервал составляет незначительную треть.

Между звуками СОЛЬ и Ми (вниз) есть второстепенная треть, потому что мы делаем три шага и полутон. Между FA и LA-BEMOL (вверху) также есть второстепенная треть. А между тониками других параллельных гамм также будет небольшой третий интервал.

Результатом является следующее ПРАВИЛО (упрощенное и окончательное): чтобы найти параллельный ключ, вы должны отложить второстепенную треть от тоники — вверх, если вы ищете большую параллель, или вниз, если вы ищете второстепенную параллель.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: