Ответы на вопросы о жизни артиста
Почему Сергей вынужден был сменить школу, чтобы закончить 8 классов? Заведение, где обучался талантливый музыкант, относилась к Московскому пединституту им. Ленина. Это определяет основную причину, на фоне которой руководство уделяло много внимания успеваемости Жилина.
Почему артист с юных лет увлекается джазом? Все дело в пластинках одного из старейших отечественных ансамблей традиционного джаза («Ленинградский диксиленд»). Проигрывая их изо дня в день, мальчик решил, что просто обязан посвятить себя этому направлению. В подростковые годы он пробовал воспроизвести полюбившиеся ему композиции. На вопрос, насколько успешен был результат, он отмалчивается с улыбкой на лице.
Где Сергей нашел своих единомышленников? Излюбленным местом артиста студия Молодежной Службы Импровизации, созданная в 60-х годах, на юге Москвы. Здесь он в 82-м году познакомился с любителями джаза, и принимал участие на музыкальных фестивалях.
Когда к Жилину пришла большая известность? В 95-м музыку «Фонографа» регулярно проигрывали по радио и ТВ, а ее руководитель стал ведущим собственного музыкального проекта на радиостанции «Юность», где проработал 3 года.
Где еще можно встретить имя Жилина? Его имя отображено в энциклопедии «Джаз. XX века».
Кто является участником группы ? В ее составе числится несколько бизнес-направлений: Event, Light&Sound, Records, JazzBand.
О семейном положении
Наличие жены и детей в личной жизни Сергея Жилина интересует всех его поклонников. Если вы один или одна из них, будьте готовы к тому, что вам придется буквально перевернуть с ног на голову весь интернет, чтобы найти хоть какое-то упоминание о том, свободен ли музыкант или холост. В сети отсутствуют фотографии некогда любимых Жилиным женщин.
Сергей Жилин со своей мамой
Шоумен предпочитает держать свое семейное положение в тайне. Он считает, что личная жизнь на то и личная жизнь, что должна оставаться в тайне от всех. «У меня хорошее семейное положение. Это единственное, что я вам могу сказать», — так отвечает Сергей Жилин на вопросе журналистов о жене и детях.
По предположительным данным у Сергея Жилина были 2 жены. От первого брака есть дети – сын. Что касается второго брака, жена Жилина были некоторое время солисткой «Фонографа».
Сергей Жилин сейчас
Друзья прозвали Сергея Супержилиным, имея в виду трудоспособность и умение не только творить, но и управлять. За десятки лет, в течение которых существует «Фонограф», ни федеральные, ни местные власти не оказывали поддержку. Административные, педагогические, организаторские вопросы тоже приходится решать Жилину.
Сергей Жилин и Дина Гарипова В 2020 году «Фонограф-симфоджаз» представил обновленную программу «Легендарные мелодии ХХ века». Выступления знаменитого коллектива состоялись на самой престижной площадке страны — в Государственном Кремлевском дворце. В числе участников концерта — Полина Гагарина, Леонид Агутин, победители и финалисты проекта «Голос» Дина Гарипова, Данила Плужников, Настя Рогинская.
Вместе с «Джаз-квартетом» Сергей выступает с «Посвящением Оскару Питерсену», своему любимому пианисту. Еще одна программа под названием «На бис!» — у «Фонограф-джаз-бенд». Это своеобразный экскурс в мир самбы, блюза, latin jazz и прочих стилей, присущих культуре Северной и Южной Америки.
Жизненный и творческий путь
Детство. Становление
Павел Серебряков родился 15 (28) февраля 1909 года в Царицыне (ныне Волгоград) в музыкальной семье. Отец А. А. Серебряков, воспитанник Московской консерватории, и мать А. И. Серебрякова — певцы. Всего в семье было пятеро детей.
Первые уроки музыки получил у отца и старшей сестры-пианистки. Гражданская война и ранняя смерть отца вынудили его начать работать уже подростком: в хоровом кружке госпиталя РККА, затем аккомпаниатором агитвагона в Политотделе.
В 1923 году окончил Царицынское музыкальное училище (ныне Волгоградская консерватория им. П. А. Серебрякова). Далее учился в Ленинградской консерватории по классу фортепиано Л. В. Николаева (окончил в 1930 году), у него же совершенствовался в аспирантуре (до 1932 года).
П. А. Серебряков как пианист
Концертировал с 1929 года. В течение многих лет был олицетворением музыкальной жизни Ленинграда, одним из её символов. Выступал и как сольный исполнитель, и в ансамбле со скрипачами М. И. Вайманом, Б. Л. Гутниковым, виолончелистом М. Л. Ростроповичем, певицей К. В. Изотовой и др. Играл под управлением дирижёров Е. А. Мравинского, К. П. Кондрашина, А. К. Янсонса, Н. С. Рабиновича и многих др. Среди них сын пианиста Юрий Серебряков (1939—2016).
Виртуозность, яркая эмоциональность, одухотворенность, крупный масштаб творческого мышления позволяли пианисту самобытно и убедительно исполнять как сочинения классического и романтического репертуаров, так и произведения современных советских композиторов, многие из которых в его исполнении прозвучали впервые (Первый фортепианный концерт Д. Д. Шостаковича). Отдавал предпочтение сочинениям Л. Бетховена, Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича.
Проводил обширные концертные циклы. Гастролировал во многих странах, в том числе в Австралии, Японии, Турции, Иране, Бразилии.
П. А. Серебряков как педагог
С 1932 года преподавал в Ленинградской консерватории (в 1938―1951 и 1961―1977 годах — ректор), а также в Латвийской консерватории (ныне Латвийская музыкальная академия имени Язепа Витола, 1954—1960). Профессор (1939).
Воспитал ряд известных пианистов республик Советского Союза и некоторых зарубежных стран. Среди учеников — М. С. Вовчок, И. А. Лазько, Е. А. Мурина, М. Б. Гусева, Г. П. Фёдорова, Е. А. Шафран, Н. А. Новик, Р. И. Хараджанян, Г. О. Корчмар, З. Адигезал-Заде, Л. П. Юшкевич, Н. Нуриджанян, А. Куртев, Ю. Шустер, Ю. Л. Щербинин (известен как музыкально-общественный деятель), С. А. Осколков, А. Затин, Р. А. Оганян, Б. К. Якимович, Е. В. Серкова, В. Б. Васильев, И. П. Подольская.
Член жюри фортепианных конкурсов, среди которых Международный конкурс имени П. И. Чайковского.
Общественная и просветительская деятельность
Член ВКП(б) с 1939 года
Как убеждённый коммунист, считал важной задачей приобщение широких народных масс к музыкальному искусству. Был одним из инициаторов возрождения идеи народной консерватории в Ленинграде (1961), преподавал в ней и сам, наряду со своей работой в «настоящей» консерватории
Учитывал фактор партийности в кадровой политике, что было естественным для ректора в то время, но воспринималось как несправедливость некоторыми педагогами и студентами-пианистами.
Кончина
Серебряков Павел Алексеевич умер 17 августа 1977 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Надгробие выполнено скульптором Л. К. Лазаревым и архитектором Л. И. Копыловским в 1986 году.
Стремление к музыке
Ольга Егорова, наверное, так чутко и тонко чувствует запросы юных музыкантов, потому что сама была в музыке с ранних лет. Её родители дали всем трём детям начальное музыкальное образование, хотя сами трудились в иной сфере. Иван Шелихов до войны закончил пединститут, после которого работал в райцентре Смоленской области преподавателем словесности, затем стал директором школы.
В ней он и познакомился со своей будущей супругой, которая приехала преподавать биологию. В 40-м году они поженились. А через год Иван Михайлович ушёл добровольцем на фронт, хотя ему давали бронь. Свою беременную жену он отправил в деревню, где и родилась старшая сестра Ольги. Пока Иван Шелихов героически сражался на фронтах Великой Отечественной, его супруга не менее героически добывала сведения, помогая партизанам на Смоленщине. Она выходила с грудным младенцем на шоссе и подсчитывала немецкую технику.
После войны Иван Михайлович стал кадровым военным и служил в Брянске, где и родилась Ольга. В 1952 году подполковника Шелихова направили служить в Тамбовское суворовское училище.
В остальное время маленькая Оля всё время играла в дирижёра. Брала ветку и дирижировала: сама себе и хор, и оркестр, и дирижёр. В детской музыкальной школе начинающая пианистка попала в класс Краснянской, куратором которой была знаменитая в Тамбове педагог-пианист Монвиж-Монтвид. Маленькая Оля оказалась очень впечатлительным ребёнком. Когда большая и грузная Монвиж-Монтвид сидела в своём специальном кресле, то девочке представлялось, что это колдунья из сказки царит на троне. Поэтому Оле было очень страшно, но в этом она боялась признаться. Позже Монвиж-Монтвид сказала матери девочки, что, мол, ваша девочка очень робкая, она профнепригодна, её бессмысленно обучать музыке. И педагог посоветовала найти ей другое увлечение. Но мама Оли настояла, чтобы дочь продолжила обучение.
Шуман и не только…
– Павел Григорьевич, большинство меломанов и в России, и за границей связывают Ваше имя, прежде всего, с именем Роберта Шумана. Как начался Ваш роман с великим саксонцем?
– Я думаю, также как и с Бахом, и с Моцартом, с Шопеном, Брамсом, Чайковским, Скрябиным… А с Шуманом роман сложился в моей далекой юности, когда я заканчивал музыкальное училище при московской Консерватории. Тогда, мой педагог профессор Татьяна Петровна Николаева посоветовала мне выучить для выпускного экзамена его «Симфонические этюды».
– Я слышал легенду, что когда Вы их играли на выпуске, пол-училища плакало. Вас сравнивали с Софроницким…
– Шуман был в те годы не так популярен, впрочем, он и сейчас остается композитором для избранных. Студентом 4-ого курса Консерватории в 1974 году мне довелось принять участие в конкурсе имени Роберта Шумана в его родном городе Цвиккау (Германия, тогда ГДР), где получил Первую премию. Немцы говорили, что есть нечто такое в моем Шумане, чего нет у других русских, какое-то особое немецкое понимание и проникновение в его музыку.
С тех пор судьба меня связала с великим немецким романтиком, как оказалось, на всю жизнь. Позже там же в Германии мне вручили Международную ежегодную премию «Шуман-прайс 1989». А через несколько лет, когда я уже работал в Ленинграде, издательство «Музыка» предложило мне сделать собственную редакцию всех фортепианных произведений Шумана. Когда я погрузился в эту работу, композитор открылся для меня совсем с другой и совершенно неожиданной стороны.
Благодаря моим дружеским связям с шумановским Домом в Цвиккау, мне даже удалось достать неизвестные у нас рукописи и впервые их опубликовать в России. Наверное, эта работа и то, что я каждый год играл повсюду программы из музыки Шумана, и превратили меня в «шуманиста». Но на самом деле это не так – мой мир не ограничивается гениальной музыкой Роберта Александра Шумана, мне кажется, что я довольно разносторонний музыкант.
Более того, я могу вам сказать, что не считаю себя исключительно «пианистом» в современном смысле этого слова. Ведь сейчас принято играть очень быстро, громко и заученно, а у меня совсем иной стиль игры – в широком смысле более музыкантский.
В последние годы я много играю с вокалистами, и это очень важно, потому что рояль по своей природе – ударный инструмент, и заставить его петь чрезвычайно трудно. Совместное музицирование с вокалистом всерьез расширяет границы восприятия музыки, хотя нас всё время «втравливают» в спортивное исполнительство, порожденное конкурсоманией
Роль эмоций в творческом процессе
Для начала определим круг разработанности даннои̌ проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой мышления: Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Э. Боно и др.
Далее рассмотрим понятие эмоций и творческого мышления, эмоции как стимул творческого мышления, а так потребность творчества в эмоциях.
Рассмотрим сущность творческого мышления, представленную на рисунке 1.
Рисунок 1. ʼʼСущность творческого мышленияʼʼ
Синонимом творческих методностей часто выступает термин ʼʼкреативностьʼʼ. Креативность может проявляться во всœех личностных сферах человека.
До появления данного термина многие ученые пытались по-другому обозначить данное свойство. Так, например, В. Джеймс называл ϶то ʼʼпроницательностьюʼʼ. Он считал, что в её основе лежит ассоциативный процесс.
- Г. Э. Мюллер (решение как результат возникает в сознании человека на основе ассоциации в процессе активизации определенных элементов мозга);
- Б. М. Бехтерев, И. П. Павлов и др.
Эмоции как стимул творческого мышления
При ϶том при таком раскладе творчество должно было угаснуть у современӊοго человека, у которого не так много ситуаций, приводящих к летальному исходу.
Но всœе творческое мышление работает лучше при выходе ᴎɜ экстремальных ситуаций, что к отрицательным последствиям. К примеру, школьники часто тратят время не на подготовку к самому экзамену, а на подготовку различных шпаргалок, чтобы обмануть преподавателя, делая ᴛᴇᴍ ху лишь себе.
Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что мы выяснили, что экстремальные ситуации являются не лучшим методом активации творческого мышления, из-за их побочных эффектов.
Потребность творческого мышления в эмоциях
Нет никакого сомнения в том, что творческое мышление — как и любое другое творчество — неразрывно связано с эмоцией. При ϶том в наши дни идеал состоит как раз в том, чтобы жить и мыслить без эмоций.
«Эмоциональность» стала синонимом неуравновешенности или душевного нездоровья. Приняв ϶тот стандарт, индивид чрезвычайно ослабил себя: ᴇᴦο мышление стало плоским. Вместе с тем, так как эмоции нельзя подавить до конца, существуют в полном отрыве от интеллектуальнои̌ стороны личности.
Наиболее ярким примером использования эмоциональнои̌ сферы в творчестве выступает деятельность дошкольников. У них ещё нет ʼʼвзрослыхʼʼ установок, сильно выражена непосредственность. Все ϶то им возможность творить без оглядки на что-либо, вне любых рамок. Эᴛο делает их творчество живым.
У взрослого человека такого рода непосредственность не про в достаточнои̌ мере, что часто затрудняет творческий процесс.
Х «Рахлинские сезоны»: приношение Бетховену.
Добавлено 04 апреля 2021 Анна Сахарова
3 апреля в Казани начался Х Международный фестиваль «Рахлинские сезоны». В этом году он посвящён творчеству Людвига ван Бетховена, чья музыка до обидного мало звучала в прошлом, юбилейном для композитора, году из-за мирового кризиса здравоохранения. Для концерта-открытия художественный руководитель фестиваля, главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александр Сладковский выбрал бетховенские «хиты» — увертюру «Эгмонт», Концерт № 1 для фортепиано с оркестром и Третью («Героическую») симфонию.
Мой Мир LiveJournal
Признание
Поэтому, наверное, в нашем городе нет такого человека, который хотя бы раз не слышал музыки этого композитора. Как признаются поклонники, её мелодии проникают в самое сердце слушателя и остаются там надолго. Ольга Егорова прекрасный мелодист. Поэтому её произведения получили признание на различных конкурсах и фестивалях.
Ольга Ивановна за несколько десятилетий творческой карьеры завоевала немало наград на престижных песенных конкурсах. Среди них дипломы лауреата XI Всероссийского конкурса патриотической музыки, лауреата Всероссийского конкурса «Наша песня», лауреата II Московского международного фестиваля национальных искусств «Красота спасёт мир», лауреата областных конкурсов песен о Тамбовском крае и так далее.
Егорова награждена Почётным знаком «За заслуги перед городом Тамбовом» и юбилейной медалью «75 лет Тамбовской области». Но главная награда для композитора, как и для любого творческого человека, – это уважение и любовь людей, ради которых пишется музыка. А всё это у Ольги Ивановны есть.
Авторитетный педагог, заслуженный работник культуры РФ, профессор ТГУ им. Г. Р. Державина Пётр Попов так несколько лет назад писал о Егоровой:
Ольга Егорова работает в различных жанрах. Это вокальная музыка для всех возрастов (хоры, ансамбли, песни и романсы для сольного исполнения), инструментальная музыка для фортепиано и духовых инструментов, музыка для оркестра русских народных инструментов. Ольга Ивановна пишет произведения для Тамбовского драматического театра, Театра кукол, Тамбовского молодёжного театра, а также музыку ко многим учебным спектаклям ТГМПИ им. С. В. Рахманинова и театральных классов школы № 22.
Надо отметить, что не только песни Егоровой востребованы жителями Тамбовщины, но и её инструментальные сочинения. К примеру, композитор выпустила несколько детских сборников, пьесы из которых юные пианисты, учат в детских музыкальных школах области, исполняют на уроках и во время концертов.
Пётр Попов однажды так вспоминал один из концертов в ДМШ № 2:
Детство и юность
Сергей родился 23 октября 1966 года в Москве. Ему не исполнилось и 3 лет, когда бабушка, педагог по фортепиано и скрипке, решила, что у внука будут если не творческая биография, то хотя бы хорошие познания в музыке. Ребенок сидел за инструментом по четыре, а иногда и по шесть часов в день.
При этом Жилин ходил в школу для одаренных детей при консерватории, где «стал чемпионом по количеству двоек за короткий промежуток времени». И все потому, что разрывался между театральной студией, авиамоделизмом, футболом, гонками на велосипеде и игрой в двух вокально-инструментальных ансамблях.
Учиться в военно-музыкальном училище Сергей отказался, когда понял, что с увлечениями придется порвать. Парня перевели в общеобразовательную школу, но и там он не удержался. После 8-го класса Жилин поступил в ПТУ на электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов, где занимался любимым делом. Даже в армии он служил в ансамбле песни и пляски, бегал в самоволку, чтобы репетировать.
Позднее Сергей получил диплом магистра искусств Международной академии наук в Сан-Марино. А из бывших одноклассников так никто всерьез музыкой и не проникся, не говоря уже о собственном оркестре. Через 35 лет директор ЦМШ попросил Жилина дать новому поколению учеников мастер-класс. А на концерте, посвященном юбилею заведения, oн закрывал праздничную программу.
В детстве и юношестве Сергею нравились композиторы-романтики Рахманинов, Лист, Григ. И вдруг появилось новое увлечение — джаз, что немало расстроило бабушку. «Виной» этому стала пластинка «Ленинградского диксиленда», заслушанная до дыр.
Провал в военно-музыкальном училище
Мама не одобряла последние увлечения сына. Она, как и бабушка, хотела, чтобы Сергей занимался академическим исполнением. Для этого она отвела его в военно-музыкальное училище. Здесь из парня должны были сделать настоящего профессионала. Если бы Сергей отучился в этом училище, в перспективе он был мог стать дирижером.
Сергей Жилин в программе «Наедине со всеми»
Преподавателям юный Жилин очень понравился. Он показал неплохие навыки игры. Немногие его сверстники могли продемонстрировать аналогичные результаты. Однако Сергей, поразмыслив над тем, что теперь ему придется забыть о любимых увлечениях, в том числе и о футболе, понял, что пока что он готов променять спорт и все остальное на музыку. Он отказался от поступления в училище.
Журналистика
С 7 января 2003 г. провел интервью с Олегом Митяевым, Тимуром Шаовым, Владимиром Черняковым, Катей Огонек, Сергеем Любавиным, Виктором Третьяковым, Виктором Тюменским, Юрием Лоресом, Алексеем Краевым, Григорием Заречным, Александром Дюминым, Иваном Кононовым, братьями Мищуками, Анатолием Кроллом, Виктором Бориловым, Волком, Иваном Кучиным, музыкантами групп «Лейся, песня!», «Беломорканал», «Лесоповал»… Авторские радиопрограммы: «Серебряные струны» (об авторской песне), «Время Высоцкого», «Место встречи» (беседы прямом эфире и «живые концерты» гостей студии), «Комната смеха» (игра со слушателями в прямом эфире), «Ростовская пятёрочка» (о творчестве донских бардов и шансонье), «Личные дела» (досье на известного шансонье, телефонное интервью и хит героя программы), «Русская Аляска» (Развлекательно-познавательная программа-игра). Продюсерская деятельность. Организовал фестиваль «Время Высоцкого» и вечер памяти Юрия Визбора «Напомним музыкой сердца» с участием авторов-исполнителей Ростовской области.
21-23 мая 2003 г. участвовал в организации и был ведущим 1-го регионального фестиваля «Шансон в Ростове — 2003», почетные гости фестиваля: руководство радио «Шансон» (Москва) – генеральный продюсер Сергей Кункин и промоушн-директор Елена Дедова, известные исполнители Гриша Заречный, Владимир Черняков и Катя Огонек. В октябре 2003 г. был председателем жюри 4-го Всероссийского фестиваля авторской песни и поэзии «Перекресток» (почетный гость — Юрий Лорес). В 2004 г. был в составе жюри и открывал концертным выступлением Областной фестиваль патриотической песни «Красные гвоздики». 31 января участвовал в организации и был ведущим бильярдного турнира среди представителей СМИ, посвященного годовщине радиостанции «Шансон в Ростове» (почетные гости – чемпион мира по бильярдному спорту Гиви Анфимиади, известный автор-исполнитель Гриша Заречный). 5 мая 2004 г. участвовал в организации и был ведущим благотворительного концерта для ветеранов «Нам дороги эти позабыть нельзя» (гости Алексей Краев – Санкт-Петербург и Волк — Москва).
26 мая 2004 г. был председателем жюри фестиваля авторской песни «Южная Россия». 30 мая в Центре им. Кима Назаретова организовал совместное выступление с первым солистом легендарного ВИА «Лейся, песня!» Владиславом Андриановым «По волне нашей памяти» (гость концертной программы — автор романа «Антикиллер» Данил Корецкий). Участие во Всероссийских фестивалях. Единственный раз принял участие во 2-м Всероссийском фестивале-конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» (5-7 декабря 2002г.), стал лауреатом в номинации автор-исполнитель. Принял участие в гала-концерте в Зале Церковных Обрядов Церкви Христа Спасителя. Подарил сыну трофей за лауреатство (бум-бокс).
Пианистические качества Павла Егорова
Павел Егоров славится своими интерпретациями Шумана и Шопена
Основные принципы пианизма П.Егорова сформировались еще в его студенческие годы. Профессор Московской консерватории В.В.Горностаева, в классе которой учился Егоров, так оценивает своего выпускника: «Он в состоянии всерьез завоевать слушательскую аудиторию и, что особенно ценно, не за счет столь распространенного среди молодежи пианистического напора, а прежде всего благодаря духовной насыщенности исполнительского почерка. Привлекательность его игры определяется комплексным сочетанием эмоционального начала с богатым интеллектом».
Мало кто из молодых музыкантов задумывается об интеллектуальной составляющей музыки. Большинство считает, что достаточно природного таланта и поверхностного блеска, где «настоящим мастерством» считается умение играть трудные пассажи. Павел Егоров очень рано понял, что, помимо обладания хорошей техникой, музыкант должен быть всесторонне развитым, грамотным, интеллигентным человеком. Важна также и эмоциональная сфера: музыкант должен обладать крепкой, но подвижной психикой, эмоциональной отзывчивостью и восприимчивостью, яркостью образного мышления, умением вдохнуть жизнь в исполняемое произведение, слиться с инструментом, через кончики пальцев передать самые сокровенные движения души – композитора и исполнителя.
Очень точно пишет о Егорове композитор С.Баневич:
Одна душа – на весь концертный зал
Павел Егоров всегда тонко выстраивает взаимодействия со своими слушателями. Он понимает, что главное на концерте – это в первую очередь душевный настрой, желание поделиться с людьми музыкой. Конечно, атмосфера больших и камерных залов отличается друг от друга. И если в камерном зале интимный и доверительный контакт со слушателями устанавливается относительно легко, то в большом тем более нужно добиться этого контакта, чтобы «токи» дошли по залу до самых последних рядов. Играть всегда нужно по-настоящему и всерьез – и слушатель всегда поймет это и будет благодарен исполнителю.
Помимо исполнительства
Помимо исполнительской деятельности, Павел Егоров вносит свой вклад в музыку и в другом качестве. Однако исследовательская сторона его деятельности известна в основном пианистам. Под его редакцией в Санкт-Петербурге было издано полное собрание сочинений Шумана, «Хорошо темперированный клавир» Баха, все сонаты Бетховена с примечаниями и комментариями Павла Егорова, а также два тома всех клавирных сонат Йозефа Гайдна (издательство «Планета музыки»). Кроме того, Павел Егоров сотрудничает с издательством «Азбука», которое выпустило уже целый ряд его отдельных изданий.
Павел Егоров часто присутствует в жюри международных и национальных конкурсов исполнителей фортепианной музыки. Среди них: Международный конкурс имени Шумана в Цвиккау, Международный юношеский конкурс им.Чайковского, «Ступень к Парнасу» и некоторые другие. А жюри Санкт-Петербургского Международного конкурса фортепианных дуэтов Павел Егоров возглавляет вот уже пятнадцать лет.
Педагогическая деятельность
Павел Григорьевич Егоров известен не только как превосходный исполнитель, но и как педагог и организатор музыкальных вечеров
Павел Григорьевич ведет активную преподавательскую деятельность. Он проводит мастер-классы во многих странах Европы. И, разумеется, преподает фортепиано в Санкт-Петербургской государственной консерватории. Егоров очень тепло отзывается о своих студентах, видит в них музыкальное будущее России. Среди его учеников много талантливых молодых людей, уже проявивших себя на конкурсах разного уровня, многие из них стали лауреатами первой степени.
Из наиболее отличившихся учеников Павла Егорова можно назвать Дмитрия Ефимова, Сергея Пашкевича, Ольгу Радвилович, Ингу Дзекцер, Елену Лебедеву, Марию Камшилину-Ларионову, Юрия Полосьмакова. Все ученики Егорова – не только талантливые, но и творчески инициативные люди. Они активно выступают, сольно и в ансамблях, организуют концерты и разнообразные творческие проекты. Хочется верить, что в будущем эти люди действительно смогут высоко поднять уровень российской музыкальной культуры.
Павел Григорьевич Егоров является членом Филармонического общества и Российской академии естественных наук. Несколько лет назад он отказался от должности ректора Санкт-Петербургской консерватории. Он объяснил это тем, что никогда не стремился к руководящей должности, и что пока он может заниматься своим главным делом – будет все силы посвящать ему. Павел Егоров – не из тех людей, которые разбрасываются на разные виды деятельности, посвятив свою жизнь музыке, он остается верен ей до конца.
Память
- Именем пианиста названа Волгоградская консерватория. В 2012 году недалеко от неё, на улице Мира, был открыт барельеф, на котором пианист изображен за инструментом. Автор скульптуры — народный художник России В. Г. Фетисов. Открытие приурочили к 95-летию консерватории.
- Имя пианиста в 2000 году было присвоено одной из ДМШ Центрального района Санкт-Петербурга. Современное название — Санкт-Петербургская Детская школа искусств имени П. А. Серебрякова
- В Санкт-Петербурге в 1984 году на доме по адресу: Бородинская улица, 13, была установлена мемориальная доска пианисту (архитектор Е. М. Полторацкий).
- В Волгограде проходит конкурс молодых пианистов. В 1993 году он получил имя Павла Алексеевича Серебрякова, а в 1998 году ему был присвоен международный статус. В числе лауреатов и дипломантов конкурса — молодые пианисты из России, Казахстана, Украины, Беларуси, Южной Кореи, Эстонии, Японии, США, Грузии, Латвии, Армении. Функцию директора конкурса в течение многих лет выполнял Дмитрий Рафаэлович Арутюнов, ректор (по 2015) Волгоградской консерватории им. П. А. Серебрякова.
Музыкант – это не спортсмен
– Павел Григорьевич, давно хотел задать Вам один частный, на первый взгляд, вопрос: куда в академической музыке ушло искусство импровизации?
– Давайте и здесь оттолкнемся от сравнения со спортом. Томас Манн писал, что в здоровом теле – здоровый дух, а что может быть скучнее здорового духа? Сейчас на конкурсах играют Баха, например: ноты одни и те же у всех, но играют их, как правило, вне ощущения стиля. А всё-таки Бах это высокое Барокко, которое предполагало свободу и обязательное со-творчество у исполнителя в рамках текста, конечно же.
То же самое мы встречаем в музыке Моцарта и Гайдна: Гайдн, например, в своих классических сонатных аллегро ставит знак «фермата» («остановка» по-итальянски), что означает предложение исполнителю сыграть каденцию, т.е. сымпровизировать на темы сонаты, высказать к ней свое отношение. И если в концертах с оркестром вы ещё можете встретиться с каденциями, то в клавирных сонатах как Гайдна, так и Моцарта никогда.
Так вот, согласно этой философии, исполнитель – это не спортсмен, который должен просто пробежать дистанцию по белым и черным клавишам, а со-творец композитора, который дополняет исполняемую музыку своим взглядом, своим отношением.
– Из того, что Вы сказали, напрашивается печальный вывод, что у большинства современных исполнителей академической музыки, собственное отношение к ней отсутствует…
– Более того, раньше в советских музыкальных ВУЗах в рамках программы преподавали искусство импровизации, а сейчас в нашей Консерватории нет такого предмета. А ведь, во многих музыкальных вузах Европы его преподают по сей день. Слава Богу, в Московской консерватории на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов восстановили теорию и практику импровизации.
А может быть, всё это потому, что новое поколение слушателей интересует, прежде всего, некий раскрученный бренд, а вовсе не со-творчество исполнителя?
Ребенок и искусство
— Да, у ребенка еще нет того багажа жизненного опыта, который есть у взрослого, — ребенок может разглядеть далеко не все слои произведения. В то же время именно дети воспринимают произведения эмоционально, а взрослые включают рациональную составляющую.
— Я бы сказала, что все. Потому что нет никакой единой «молодой аудитории». Есть разные люди, которых объединяет возраст, похожий жизненный опыт и одна сфера интересов — искусство и музей. Но внутри этой группы множество разных субъективностей. Кто-то часами может сидеть у Кандинского, а кто-то пойдет вчитываться в Пригова
Важно, чтобы у всех была такая возможность. И ключи к пониманию и того и другого
— Это расширяет и обогащает жизненный опыт, формирует полезную привычку и навык, создает многогранную личность. Это развитие кругозора, пополнение сведений о мире, о людях, об исторических эпохах, о чувствах и переживаниях. И потом, это просто приятно. Смотреть произведения искусства — это же удовольствие! Надо непременно делиться этим с детьми!
— Сделать паузу. Перестать уговаривать. Но с увлечением ходить на выставки и в музеи самому, а потом с увлечением обсуждать увиденное за семейным столом. Через какое-то время предложить составить вам компанию. Ну и, конечно, выбрать правильное место, где умеют показать искусство интересно.