Гамма Ре-мажор – теория простыми словами
Сейчас мы познакомимся с главными, а также побочными ступенями ре-мажора. Кроме того, узнаем про построение звукоряда.
Устойчивые и неустойчивые ступени гаммы Ре-мажор
Устойчивые ступени гаммы Ре-мажор – это 1, 3, 5. В нашем случае это будут ноты: ре, фа# и ля.
Неустойчивые – ми, соль, си, до#.
Как построить гамму
Чтобы правильно построить гамму Ре-мажор, следует воспользоваться тоновой схемой:
-
От ре откладываем тон, далее еще тон (получается как раз «фа-диез»), потом полутон (соль), Т – Т – Т – П (между «до-диез» и «ре» следующей октавы).
-
При гармоническом виде понижаем ступень 6 – получается B♭ (си бемоль). При проигрывании в обратном направлении также учитываем ее.
-
При игре мелодического вида вверх мы исполняем натуральный звукоряд. Вниз – понижаем 6 и 7 (си♭, ля♭).
Параллельная гамма
Параллельной к Ре-мажору является Си-минор. У них совпадают ключевые знаки. Отличаются тоники и устойчивые ступени.
Арпеджио — Устойчивые ступени
Существует такое понятие как устойчивые и неустойчивые ступени. Так вот, устойчивыми ступенями в гамме любой тональности являются 1-ая, 3-я, 5-ая, остальные — неустойчивые. Вы наверняка заметили, что первые, взятые вместе составляют аккордовое трезвучие, а последовательно минимально возможное арпеджио — короткое. Что же нужно знать об устойчивых и неустойчивых звуках и для чего они нужны импровизатору? Неустойчивые ступени «стремятся» в своем звучании к устойчивым, поэтому они слышатся как бы «незаконченными», конечно же в рамках той гаммы, в которой они рассматриваются. Здесь и главное отличие устойчивых и неустойчивых ступеней — первые «самодостаточны» и не требуют разрешения в другую ноту, вторые требуют. Так 2-ая ступень стремится к 1-ой, 4-ая к 3-ей, 6-ая к 5-ой, 7-ая к 1-ой
При игре необходимо помнить, что неустойчивые ступени, или те, которые не входят в короткое арпеджио, нужно использовать осторожно, так как если на них акцентировать внимание мелодия может получится некрасивой
Итак, активное использование устойчивых ступеней, делает фразы мелодии завершёнными. При использовании «просто» гаммы (обыгрывая и до мажор, и ля минор, и соль семь одной и той же гаммой, не особо задумываясь) не всегда угадаешь как играть и на какую все таки ноту закончить фразу в импровизации. Зная же арпеджио конкретно взятого аккорда эта проблема отпадает. Так, мы можем использовать неустойчивые звуки, «левые» нотки сколько нам нравится и как нам нравится, но вновь и вновь возвращаясь в устойчивые ступени.
Короткое арпеджио — обращение трезвучий
Мы уже выше сказали, что ноты, входящие в короткое арпеджио, взятые одновременно составляют основу для аккорда — трезвучие, мажорное или минорное. 1-ая, 3-я, 5-ая ступени дают нам возможность также создать обращение аккорда, что расширяет поле для импровизации и делает игру удобной. Почему удобной? Да потому, что если мы к примеру играем на гитаре, то можем выбирать для этого различные позиции на грифе. Не всегда из выбранной позиции легко взять отстоящий далеко аккорд, поэтому полезно знать его обращение, чтобы он стал доступен в любом месте, и, тем самым, внес разнообразие в импровизацию.
Что же такое обращение? Возьмите одновременно ноты до, ми, соль — или мажорное трезвучие (в статье обозначение аккордов мы говорили о нем), затем ми, соль, до, и, последним — соль, до, ми. Последние два варианта являются обращениями первого (до-мажора), фактически это тот же самый аккорд, только звуки составляющие его были перенесены вверх на октаву, сначала нота «до», затем «до» и «ми». Вы можете проделывать такое и с другими созвучиями конечно же, и помните от перемены мест слагаемых сумма не меняется, поэтому каждый аккорд можно, с помощью обращений сделать удобным.
Применить обращения можно еще в случае импровизации полностью на аккордах. Согласитесь интереснее играть в две гитары, когда человек на аккомпанементе также переиначивает свою партию, дополняя тем самым соло-гитару.
Тональность и гамма
Мажорный и минорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность».
Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Или еще пример: ре минор – это минорный лад от ноты РЕ. Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор, соль минор, ля минор и т.д.
ЗАДАНИЕ. Попробуйте сами составить какое-нибудь название тональности. Возьмите любую тонику и любой лад, соедините вместе. Что у вас получилось?
Если расположить по порядку все звуки тональности, начиная с тоники, то получится гамма. Гамма начинается тоникой и ей заканчивается. Кстати, гаммы называются точно так же, как и тональности. Например, гамма ми минор начинается с ноты МИ и заканчивается она тоже нотой МИ, гамма Соль мажор начинается с ноты СОЛЬ и ею же она завершается. Понимаете? Вот вам нотный пример:
Но откуда в этих гаммах берутся диезы и бемоли? Об этом давайте поговорим дальше. Оказывается, мажорные и минорные гаммы имеют свое особое строение.
Тональность
Тональность — это высота лада.
Лад можно построить от любого звука. Например, если построить мажорный лад от звука Ля, то это будет называться Ля-мажор. Минорный лад от звука Фа-диез — Фа-диез-минор.
Как строить лад от звука? Очень просто, если мы помним структуру нужного нам лада. Структура натурального мажора: 2 тона, полутон, 3 тона, полутон.
Давайте построим мажорный лад от звука До. Вот что у нас получится:
Как видим, ступени лада полностью совпали с основными ступенями звукоряда, белыми клавишами. Это тональность До-мажор. Или гамма До-мажорного лада. В неё входят звуки: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
А теперь, давайте построим мажор, к примеру, от звука Ми. Определим звуки, которые входят в тональность Ми-мажор.
А вот здесь уже интереснее. Некоторые ступени лада попали на производные ступени звукоряда, на черные клавиши. Получается что в тональность Ми-мажор входят звуки: Ми, Фа-диез, Соль-диез, Ля, Си, До-диез, Ре-диез.
Почему надо говорить именно Фа-диез, а не Соль-бемоль? Потому что 7 ступеней должны идти по порядку. После звука Ми не может идти сразу звук Соль, тогда не будет второй ступени — Фа. Поэтому мы всегда выбираем соседний звук с предыдущим.
Итак, в тональности Ми-мажор у нас получилось 4 диеза. Такие знаки альтерации, которые принадлежат тональности, называются ключевыми.
Если, к примеру, мы построим мажорный лад он звука Ре, то получим 2 ключевых диеза: Фа-диез и До-диез. А в До-мажоре вообще нет ключевых знаков.
Ключевые знаки всегда однородны! В одной тональности это могут быть только диезы или только бемоли, но никогда и те, и другие. Тональности с диезами называются диезными, а тональности с бемолями — бемольными.
Обозначение тональностей
- Слоговая система. До-мажор, Ре-минор итд.
-
Буквенная современная. Мажорная тональность обозначается просто буквой тоники. А минорная — буквой тоники с добавленной буквой m.
Например:С — До-мажор,
Em – Ми-минор,
F#m – Фа-диез-минор.
-
Буквенная из советских учебников. В этой системе мажор — dur, минор — moll. Буква тоники для мажорных тональностей большая, а для минорных маленькая.
C-dur — До-мажор
A-moll — Ля-минор
Fis-moll — Фа-диез-минор
Тут используются слоговые обозначения знаков альтерации. Также нота Си обозначается H по старинной системе, Си-бемоль — B.
Параллельные и одноименные тональности.
Параллельными тональностями называется пара из мажорной и минорной тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Что это значит? Это значит, что в этих тональностях одинаковый звуковой состав.
Поясню на примере. Давайте построим тональность Ля-минор. Если мы помним структуру минорного лада (Т,П,Т,Т,П,Т,Т), то это будет легко:
Как видим, в этой тональности нет ключевых знаков, все звуки на белых клавишах. Точно такая же картина как и в До-мажоре. И состоит Ля-минор в точности из звуков До-мажора. Такие тональности и называются параллельными.
Но позвольте, скажете вы, если в двух тональностях одинаковый звуковой состав, значит это одна и та же тональность? Нет, это не так. Не забываем, что тональность определяется не только звуковым составом, а ещё и системой тяготений неустойчивых ступеней в устойчивые. А ведь тоника (самая устойчивая, самая главная ступень) у этих двух тональностей разная! Это и делает параллельные тональности двумя разными тональностями, несмотря на одинаковый звуковой состав.
Сразу запоминаем правило:
Параллельные тональности располагаются друг от друга на расстоянии малой терции (1,5 тона). Внизу минорная, вверху мажорная. То есть, если мы хотим найти параллельную минорную тональность к мажорной, то отсчитываем малую терцию вниз. А если параллельную мажорную к минорной, то вверх.
Например, параллельная минорная тональность к Ми-мажору — До-диез-минор. В обеих тональностях будут 4 ключевых диеза.
Одноименные тональности — это пара из мажорной и минорной тональностей, с одинаковой тоникой. До-мажор и До-минор. Ре-мажор и Ре-минор.
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс
В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.
Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.
В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.
Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре
Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.
Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре
Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь.
Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой.
Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.
- Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
- 1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
- 2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
- 3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
- Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:
- Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре
- Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре
Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.
я как-то присутствовала на уроке сольфеджио в 1 классе. Так вот, педагог объясняла детям, что в ре мажоре (так же как и в фа мажоре, до мажоре и т.д) 4 ступень всегда разрешается только в третью,так как между ними полутон, а между 4 и 5 тон. Посмотрела потом тетрадь. Действительно все гаммы расписаны именно так у ребенка.
Вела урок сольфеджио. Вовочка на последней парте как всегда витал в облаках. Рисовал что-то в тетрадке. Меня это достало! Я отобрала у него тетрадку с какими-то каракулями, надписями. Не представляю, что из него вырастет! Вот его каракули! https://uploads.disquscdn.com/images/95cfde61c4267cdf5e8d249a5868b0a3ad77043a2afbb5aa96f05a82960bc607.jpg
У меня такой вопрос.
Если тяготения ступеней в звукоряде явление субъективное, то есть это ощущается в душе, при прослушивании звучащих ступеней, то чтобы ощутить эти тяготения неустойчивых ступеней в сочетании с устойчивыми, надо для этого как-то попытаться создать соответствующие условия.
То есть, что значит «опевать ступени»? Разве само по себе опевание ступеней рождает чувство их тяготения? Ведь это должно рождаться только в присутствии тоники, наверное? Слух — штука очень гибкая, и начав опевать, к примеру ми-фа-ми-ре-ми, слух самовольно присваивает ноте ми ощущение основного звука — тоники, сдвинув как бы весь звукоряд на 3 ступени вверх. То есть опевание должно включать в себя ориентирование на настоящую тонику (до), чтобы эффект ощущения тяготений происходил. То есть, как-то надо иначе, что ли выстраивать опевания ступеней?
супер… маме «юного дарования» тоже можно разобраться ��
Главные трезвучия лада — разрешение
Разрешением называется переход неустойчивых ступеней в ближайшие устойчивые. Ведь все трезвучия состоят из устойчивых и неустойчивых ступеней. Так, тоническое трезвучие (Т53, t53) состоит только из устойчивых ступеней ( I, III, V) . Поэтому оно не требует разрешения, ведь его ступени все устойчивые. Субдоминантовое трезвучие ( S53, s53 ) состоит из IV, VI, I ступеней. Здесь IV и VI — неустойчивые и требуют разрешения в ближайшие устойчивые. А I ступень остается на месте. Доминантовое трезвучие ( D53 ) состоит из V, VII, II ступеней. В нем VII и II являются неустойчивыми и требуют разрешения в ближайшие устойчивые ступени. А V ступень является устойчивой и остается на месте. Основным же правилом соединения аккордов является плавное голосоведение, и по возможности — противоположное. Это когда один голос идет вверх, а другой вниз или остается на месте.
ИНТЕРЕСНО:При разрешении неустойчивых ступеней в устойчивые, в основном, используется нисходящее тяготение II ступени — в I; IV ступени — в III; и VI ступени — в V. Только VII ступень имеет восходящее тяготение в I верхнюю ступень. На самом же деле тяготение неустойчивых ступеней в устойчивый имеет двухстороннее направление — как вниз, так и вверх. II ступень может разрешаться как в I, так и в III ступень. IV ступень может разрешаться как в III, так и в V ступень. VI ступень имеет только один вариант разрешения — в V ступень, т.к. выше нее находиться неустойчивая VII ступень, разрешение в которую невозможно. Ну и VII ступень имеет только одно — верхнее разрешение в I ступень.
Примеры разрешения главных трезвучий лада
Главные ступени лада и их названия
Перед нами гамма До мажор:
Слева расположены названия нот, а справа — те самые ступени.
Однако, как и в жизни, все выполняют свои роли. Кто-то ведет за собой толпу, кто-то является ее фундаментом, кто-то же трудится на благо остальных.
Так, лидером музыкального движения (гаммы До мажор) является нота До, она же и является главной ступенью лада — I. Это очень просто запомнить с помощью названия гаммы: если ее имя До мажор, значит, первой ступенью будет являться нота До; если же Ми мажор, то начальником станет нота Ми, и подобный принцип работает всегда и во всех гаммах.
Именно I ступень является ориентиром для построек всех остальных аккордов и трезвучий. Однако руководителю всегда нужна «правая рука» или его заместитель. У нашего директора таких руки сразу две: IV и V ступени.
Оставшись на все том же примере До мажора, под IV номером идет нота фа, под пятым — соль. Подобным образом музыканты высчитывают остальные главные две ступени.
Как и все остальные термины, они также имеют свои собственные имена:
- I ступень — тоника (сокращенно по лат. «T»);
- IV ступень — субдоминанта (S);
- V ступень — доминанта (D).
Следует уточнить: в минорном ладе сокращенные названия пишутся с малых букв: t, s и d, это упрощает ситуацию во время выяснения, к какому ладу принадлежит ступень или аккорд.
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.
Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.
В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.
Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?
Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V), которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII). В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:
Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре
Как разрешаются неустойчивые ступени?
Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.
Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре
Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.
Как опевать ступени?
Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:
Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре
Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.
Звукоряд, лад, тоника
Чтобы понять, что же такое тональность, нам необходимо сперва разобраться с некоторыми понятиями. И давайте начнем с лада.
Звукоряд — это звуки, располагающиеся друг за другом в восходящем или нисходящем порядке. Вы знаете, что нот всего семь и каждая располагается на своей ступени. Соответственно, ступеней тоже семь. Если выстраивать звукоряд от ноты До, то нота До будет располагаться на первой ступени, Ре — на второй, Ми — на третьей… Если строить звукоряд от ноты Ми, то нота Ми станет первой ступенью, Фа — второй и т.д.
Лад – это взаимосвязь звуков между собой, их согласованность и слаженность. В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени. Их принято обозначать римскими цифрами. I, III, V ступени – устойчивые, опорные, к ним тяготеют неустойчивые – подвижные звуки, расположенные на II, IV, VI, VII ступенях:
Вот пример того, как звучит незавершенная музыкальная мысль:
Завершенная мысль:
Существует довольно расхожая история о том, как сын И.С. Баха импровизировал на клавесине, в то время как его великий отец спал. Мальчик закончил свою импровизацию на неустойчивом аккорде и удалился от инструмента. Иоганн Себастьян проснулся, вскочил с постели, подбежал к клавесину, разрешил аккорд и помчался догонять сына, чтобы проучить его.
Самой главной среди устойчивых ступеней, является тоника – первая ступень. Сочетание I III V ступеней дают тоническое трезвучие, которое характеризует звучание лада, создают его окраску:
Мажор – лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с БОЛЬШОЙ терцией в основании. Звучит мажор ярко, жизнеутверждающе.
Минор — лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с МАЛОЙ терцией в основании. Звучит минор печально, драматично.
Строим мажорные гаммы
Итак, в мажорной гамме звуки должны быть выстроены таким образом, чтобы между ними было сначала два тона, потом полутона, затем три тона и снова полутон. Построим для примера гамму Ре мажор. Сначала делаем «заготовку» — напишем ноты подряд от нижнего звука РЕ до верхнего РЕ. Ведь в Ре мажоре звук РЕ является тоникой, с него гамма должна начаться и им она должна закончиться.
А теперь нужно «выяснить отношения» между звуками и привести их в соответствие с формулой мажорной гаммы.
- Между РЕ и МИ – целый тон, здесь все нормально, идем дальше.
- Между МИ и ФА – полутон, но на этом месте по формуле должен быть тон. Выправляем – путем повышения звука ФА добавляем в расстояние еще полтона. Получаем: МИ и ФА-ДИЕЗ – один целый тон. Теперь порядок!
- ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ дают нам полутон, который как раз должен быть на третьем месте. Получается, что не зря мы ноту ФА повышали, этот диез нам еще пригодился. Идем дальше.
- СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ – это целые тона, так и должно быть по формуле, оставляем их без изменений.
- Следующие два звука СИ и ДО – это полутон. Как выправить, вы уже знаете: нужно увеличить расстояние – ставим диез перед ДО. Если бы требовалось уменьшить расстояние, поставили бы мы бемоль. Понимаете принцип?
- Последние звуки – ДО-ДИЕЗ и РЕ – это полутон: то, что нужно!
Что же в итоге мы получили? Оказывается, в гамме Ре мажор два диеза: ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ. Понимаете теперь, откуда они взялись?
Аналогично можно построить мажорные гаммы от любых звуков. И там тоже будут появляться либо диезы, либо бемоли. Например, в Фа мажоре – один бемоль (СИ-БЕМОЛЬ), а в Си мажоре целых пять диезов (ДО, РЕ, ФА, СОЛЬ и ЛЯ-ДИЕЗЫ).
Можно строить гаммы не только от «белых клавиш», но и от пониженных или повышенных звуков. Не забывайте при этом учитывать известные вам знаки. Например, гамма Ми-бемоль мажор – это гамма с тремя бемолями (сам МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ), а гамма Фа-диез мажор – это гамма с шестью диезами (все диезы, кроме CИ-ДИЕЗА).
Работа над ступенями гаммы Соль мажор
Когда работа над письменной частью почти закончена, стоит вернуться к фортепиано и начать работать со ступенями для их закрепления. Вариантов интересной и эффективной работы довольно много. Чтобы дети не уставали, а также чтобы слух их развивался всесторонне следует менять формы работы. Среди них могут быть:
- Пение гаммы ступенями.
- Пение устойчивых ступеней в различных комбинациях (I-III-V, III-V-I, V-I-III и так далее).
- Определение ступеней на слух и пропевание их за педагогом.
- Задание, аналогичное предыдущему, но с записью ступеней в нотных тетрадях.
- Анализ музыкальных примеров в Соль мажоре с определением ступеней гаммы.
- Работа с разрешением неустойчивых ступеней в устойчивые.
- Наиболее «продвинутый» ученик может сам придумывать последовательности ступеней, в то время как его одноклассники будут записывать их на слух.
Это лишь часть форм работы, которые можно применять на уроках сольфеджио
Также при работе следует уделять внимание тому, чтобы ступени ассоциировались у детей с нотами в данной тональности. При пении устойчивых ступеней сначала следует называть их словами: «раз-три-пять», а затем повторить эту же комбинацию, называя звуки: «соль-си-ре»
Домой на закрепление материала можно дать как письменные, так и устные задания. Для закрепления тональности (а заодно и для приобретения новых навыков) нужно придумать задания на транспонирование. Нужно, чтобы дети показали письменно в тетради стрелочками разрешения неустойчивых ступней в устойчивые, как на примере ниже.
Устные задания по проработке гаммы Соль мажор также необходимы. Это может быть пение ступеней, разрешений, самой гаммы и примеров в нужной тональности.
Буквенное обозначение звуков и тональностей
Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита: A, a; B, b; C, c; D, d; E, e; F, f; G, g; H, h.
Таблица слоговых и буквенных названий
Основные звуки | Повышенныена 1/2 тона | Пониженныена 1/2 тона |
ДО — с | ДО# — cis | ДОb — ces |
РЕ — d | РЕ#— dis | РЕb— des |
МИ — e | МИ# — eis | МИЬ — es |
ФА — f | ФА# — fis | ФАb — fes |
СОЛЬ — g | СОЛЬ# — gis | СОЛЬb — ges |
ЛЯ — a | ЛЯ# — ais | ЛЯb — as |
СИ — h | СИ# — his | СИb — b |
Буквенное обозначение мажорных тональностей
ДО | мажор — C-dur | ФА | мажор — F-dur |
СОЛЬ | мажор — G-dur | СИ b | мажор — B-dur |
РЕ | мажор — D-dur | МИ b | мажор — Es-dur |
ЛЯ | мажор — A-dur | ЛЯ b | мажор — As-dur |
МИ | мажор — E-dur | РЕ b | мажор — Des-dur |
СИ | мажор — H-dur | СОЛЬ b | мажор — Ges-dur |
ФА # | мажор — Fis-dur | ДО b | мажор — Ces-dur |
ДО # | мажор — Cis-dur |
Буквенное обозначение минорных тональностей
ЛЯ | минор — a-moll | РЕ | минор — d-moll |
МИ | минор — e-rnoll | СОЛЬ | минор — g-moll |
СИ | минор — h-moll | ДО | минор — c-moll |
ФА # | минор — fis-moll | ФА | минор — f-moll |
ДО # | минор — cis-moll | СИ b | минор — b-moll |
СОЛЬ # | минор — gis-moll | МИ b | минор — es-moll |
РЕ # | минор — dis-moll | ЛЯ b | минор — as-moll |
ЛЯ # | минор — ais-moll |
Упражнения для игры гаммы Ре-мажор
Следующие упражнения не только закрепляют разучивание. Они помогают развить беглость пальцев и аппликатурное мышление.
Начинается через открытую струну и заканчивается движением вправо и обратно.
Напоминает предыдущее задание, но начинается с первой позиции (если считать от 10 лада).
Нужно уметь импровизировать не только на басах, но и на тонких струнах.
Оно истекает из предыдущего – позиция та же, но задействует средние струны.
Упражнение #5
Проиграв начальные упражнения, перейдём к более сложному. Оно содержит все струны, поэтому этому заданию следует уделить больше времени.
Параллельные тональности
Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.
Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.
Подытожим: параллельные тональности имеют одинаковые звуки, одинаковые знаки альтерации (диезы или бемоли), но у них разные тоники и разный лад.
Как найти параллельную тональность
Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.
Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.
Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:
Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.
Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:
В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.
Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:
Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора
В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.
Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.
Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.
Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:
Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое: