Средства музыкальной выразительности
Жанр связан методами и приемами, которые использовал композитор, когда садился писать свое творение. Для этого в распоряжении автора целый набор средств выразительности. Давайте разберем некоторые из них:
- Мелодия – неповторимая музыкальная линия. Бывает горизонтальной, восходящей или нисходящей. Может двигаться волной или скачками. Мелодия делает произведение уникальным. Именно ее мы проигрываем в голове, когда вспоминаем любимую песню.
- Лад – общее настроение. Бывает мажор и минор. По-простому – радостный или грустный.
- Ритм – последовательность резких и плавных звуков, а также пауз между ними. Его легко разглядеть в танце – хороший танцор пляшет как раз в соответствии с ритмом.
- Темп – скорость исполнения. Он может быть медленным, умеренным или быстрым. Адажио, аллегро, анданте, престо, модерато – все эти итальянские слова говорят о скорости музыкального темпа.
- Тембр – цвет тона, индивидуальная окраска музыки. Тембр бывает звонким, глухим, мягким, жестким, холодным, глубоким, металлическим, теплым, живым. Тут все как с человеческим голосом.
- Регистр – часть диапазона. Бывает верхним, нижним и средним. В высоком регистре звучание легкое, звонкое, в нижнем – гулкое, «грудное». Средний регистр знаком всем по обычной разговорной речи.
- Метр – смена сильных и слабых долей мелодии. Выглядит как рисунок или схема конкретной музыки. Например, как в вальсе, знаменитое «раз-два-три, раз-два-три».
- Динамика – сила звучания. Она бывает тихой, громкой и даже очень громкой.
С помощью средств выразительности автор воплощает свой замысел и передает мысль слушателям. Многие произведения составляются из контрастов – противоположных по окраске приемов. Их выбор как раз ограничивается жанром. Давайте посмотрим, какими они бывают. Будет интересно, обещаем.
Джазовый вокал
Строго сформулировать определение джазового вокала сложно. Каждый исполнитель создает собственный стиль пения, исходя из возможностей голоса. У Эллы Фитцжеральд был широкий диапазон — более двух октав, а Билли Холидей обходилась всего одной.
https://youtube.com/watch?v=CJb5mxuZ-9g
Джазовая манера исполнения требует безупречно ощущать ритм и гармонию и владеть разными техниками звукообразования. Вокал этого стиля часто подражает инструментальным импровизациям. Послушайте скэт Эллы Фицджеральд:
Исполнители, стремясь добиться особого звучания, порой культивируют голосовые недостатки: хрипотца, сипение, частичное несмыкание связок, горловое и носовое звучание, отсутствие кантилены, неестественная преувеличенная вибрация — все это успешно существует в джазе.
Эстрадный вокал
Эстрадный вокал — это поиск собственного стиля пения. Нет строгости, присущей академической манере пения, что даёт певцу экспериментировать с вокальными приёмами, искать индивидуальный вокальный стиль. Глиссандо, вибрато, легато — это приёмы, характерные для эстрадного вокала. Нередко певцы-эстрадники используют речевую позицию голосового аппарата, пропевают приёмы из академического и народного вокала в поисках собственного стиля. Эстрадные песни — это поп-музыка, рок-музыка и всё, что поётся с эстрады. Для эстрадных композиций характерны несложные слова и форма, направленные на массового слушателя.
Академический вокал
Наиболее заслуженный, хоть и не самый популярный сегодня стиль появился еще в в XVII веке. Академическое пение предполагает высокую позицию голосового аппарата, сильное дыхание, сглаженность гласных звуков и смешение регистров, широкий вольный диапазон от самых низких до самых высоких звуков. Важна сила голоса — исполнитель обычно поет без микрофона.
Академическое пение дает хорошую вокальную базу. Начинающим исполнителям часто кажется, что они не смогут исполнять ничего, кроме оперных партий, романсов и духовной музыки. Но на самом деле, если заниматься академическим вокалом у хорошего педагога, то впоследствии вы сможете петь в любых направлениях.
«Хулиганский» номер Анны Нетребко из концерта «Три звезды в Берлине», 2011 год.
Смешение рок-вокала Фредди Меркьюри и академического — Монсерат Кабалье, дает совершенно потрясающий эффект. Посмотрите видео с их совместного выступления.
Определения и разница между стилем, жанром и направлением
Понять различия между стилем, жанром и направлением помогут определения:
- Музыкальный жанр – французское слово, которое определяет тип произведения в зависимости от назначения, формы и содержания. Примером жанра выступает романс, опера, песня, ария, соната. В каждую из групп попадают сотни исполнителей и неограниченное число композиций.
- Музыкальный стиль – приёмы и элементы, которые позволяют достигнуть конечного результата в виде песни, арии или материала. Разнообразие стилей возникает благодаря манере игры на инструментах, преподношения вокала. На стилевые признаки влияли исторические и социальные предрассудки людей, мироощущения авторов композиций.
- Музыкальное направление – обобщающий термин, которые не используется в профессиональном мире музыки. Обыватели применяют понятие для отображения принадлежности произведений авторов к единой категории. Направление предполагает объединение стиля и жанра, определяя их общность.
Применение того или иного понятия осложняется разнообразным отношением авторов к определениям. Использование любого из предложенных определений в схожем контексте не ошибка.
Фламенко
Фламенко — это традиционная испанская музыка, зародившаяся на юге Испании и тесно связанная с цыганской культурой.. Однако корни фламенко находятся в культурном смешении, которое произошло в Андалусии во время ее создания: коренные жители, мусульмане, цыгане, кастильцы и евреи; Они привели к его отличительному звучанию, в котором голос и гитара играют ведущую роль.
Фламенко характеризуется наличием талантливых гитаристов («виртуозов») и пение фламенко, стиль канте, усиливающий самые глубокие чувства.
Пако де Лусия, Томатито, Энрике Моренте, Эстрелла Моренте и Диего эль Сигала — великие артисты фламенко.
Жанры русских народных песен
Пение в России являлось ритуалом, который сопровождал все праздники, важные события и простые ежедневные хлопоты. Тексты не записывали на бумагу. Их заучивали и передавали, как должное, детям от родителей. Запоминались они легко, ведь эти мотивы звучали ежедневно. В них отражалась вся жизнь и быт. Отсюда и разделение русских народных песен по жанрам:
- Частушки. Короткие ритмичные песенки с юморком. Зачастую нецензурные и весьма колкие. Частушки исполнялись на ярмарках, праздниках и гуляниях. В роли певцов выступали профессионалы-скоморохи и просто любители из толпы гуляк. Удачные тексты передавали из уст в уста, но часто талантливые исполнители импровизировали прямо на месте. Это один из видов веселого и популярного народного творчества.
- Обрядово-календарные. Они были способом обращения к силам природы. Считалось, что пение способно вызвать дождь или обеспечить урожай. Представляете, иногда действительно помогало! Может, подсказать эту идею нашим метеорологам, как информацию для размышления?
- Игровые. Использовались для хороводов, игр и веселых танцев во время праздничных гуляний. Именно под это музыкальное сопровождение доярка Маша ненавязчиво заводила отношения с трактористом Петей, а балагур Вася задорно прыгал через костер.
- Колыбельные. Спокойные и трогательные детские напевы, которые знала каждая мама. Они часто придумывались на ходу, поэтому слова не заучивались.
- Лирические. Как думаете, о чем? Конечно, о любви. А еще о разлуке, тихой грусти, светлой радости. О подвигах советских солдат, детях и обо всем, что бередит душу и сердце. Это самые любимые женские мотивы тогда и сейчас.
- Трудовые. Очень полезная разновидность музыки. Крестьянский, а позже советский, труд был тяжелым и занимал большую часть дня. С песней время пролетало быстро, да и работалось веселее.
- Семейно-обрядовые. Они посвящались важным событиям и жизненным изменениям: рождению ребенка, крестинам, похоронам, именинам. Существовала отдельная большая категория – свадебные композиции. На свадьбе считалось важным не только погулять, но и «напеть» молодоженам счастливое совместное будущее и «семерых по лавкам».
Ансамбль танца Виктора Елисеева
Создание ансамбля пришлось на 3 июля 1973 года. Руководителем коллектива стал подполковник Борис Салмин, благодаря деятельности которого уже через 3 месяца, ансамбль песен и танца гастролировал по всей территории России.
А с 1985 года руководителем коллектива признан генерал-майор внутренней службы Виктор Елисеев.
В 2005 году, ансамбль получил грант Президента России.
За время своего существования, участники коллектива подготовили 39 концертных программ и дали около 8 тысяч концертов, которые посетило более 25 млн. зрителей.
В составе ансамбля присутствует хор (70 человек), оркестр (40 человек) и балет.
Кроме того, в 2000 году при ансамбле Виктора Елисеева создан и детский ансамбль
, который включает в себя 250 детей.
Текст этой презентации
Слайд 1
Что Вы знаете о А. Лядове?
В каком жанре преимущественно работал А. Лядов?
Что такое «лейтмотив»?
Дайте характеристику симфонической картинке «Кикимора» А. Лядова.Повторение пройденного
Слайд 2
Тема урока: Жанры инструментальной и вокальной музыки.
Слайд 3
Жанр — (франц. genre — род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства.Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.
Слайд 4
Различают жанры: — По способу исполнения (вокальные — сольные, ансамблевые, хоровые; вокально-инструментальные; инструментальные — сольные, ансамблевые и оркестровые)
— По содержанию (лирический, эпический, драматический) Месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка) По назначению (прикладные: марш, танец, колыбельная песня и др.)
Слайд 5
Жанры вокальной музыки: Песня
Месса
Мотет
Романс
Баллада
Серенада
Кантата
Оратория
Опера
Слайд 6
Жанры инструментальной музыки: — Пьеса
— Ноктюрн
— Прелюдия
Этюд
Вариации
Рондо
Симфония
Скерцо
Марш
Токката
Слайд 7
Мелодия – главное выразительное средство в музыке. Мелодия – это мысль, выраженная звуками.
Слайд 8
Слайд 9
Вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке.
Слайд 10
Сергей Васильевич Рахманинов«…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». «Вокализ»
Слайд 11
Песни без слов в инструментальной музыке: Мелодия
Ария
Романс
Серенада
Слайд 12
Георгий Васильевич Свиридов«Романс»Рома́нс в музыке (исп. romance, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — камерное музыкально –поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.Певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека.
Слайд 13
Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «песня без слов»: это — пьеса с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано ( Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.
Слайд 14
Феликс МендельсонЦикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов»Баркарола (barca — лодка), песня лодочника.
Слайд 15
Слайд 16
В мире существуют вокальные и инструментальные баркаролы.
Слайд 17
Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера»Франц Шуберт романс «Баркарола»
Слайд 18
Словно как лебедь по влаге зеркальной,
Тихо качаясь, плывет наш челнок,
О, как на сердце легко и спокойно,
Нет и следа в нем минувших тревог (2 раза). В небе заката лучи догорают,
Розовым блеском осыпан челнок (2 раза).
Час незаметно за часом проходит, Дальше скользим мы по зеркалу вод.
О, как на сердце легко и спокойно, Нет в нем и тени минувших забот (2 раза).
О, неужели на крыльях туманных
Утро с собой их опять принесет?
О, неужели опять принесет? О, неужели опять принесет!
Дирижирование в хоре
Руководителем хора является хоровой дирижёр, он же хормейстер. Дирижёр хора управляет подопечным коллективом на всех этапах творческого процесса:
- при разучивании новых музыкальных произведений;
- на репетициях;
- наконец, при концертном исполнении произведений, входящих в репертуар коллектива.
Кроме того, хормейстер подбирает новых участников коллектива, прослушивает их, определяет их место в хоровом коллективе в зависимости от вокальных данных. В целом, хоровой дирижёр должен сочетать функции музыканта, организатора и педагога.
У главного хормейстера круг обязанностей шире. В частности, он работает с композиторами и драматургами в рамках создания новых произведений, принимает участие в разработке репертуарных планов учреждений культуры, контролирует работу хормейстеров и при необходимости оказывает им профессиональную помощь.
Песня
Песня – наиболее простая и самая распространенная форма, основа всех основ. Она подразделяется на народную и авторскую.
Первый вид относят к фольклору (устному народному творчеству), в его создание каждый мог внести индивидуальную лепту. Песня лилась из уст в уста, словно ручей, и слагалась на свой лад. До нашего времени дошло достаточное количество народных шедевров, которые являются бессмертными хитами. Одна из самых популярных русских народных песен — это всем известная «Калинка».
Название «авторская песня» говорит само за себя. Для ее создания прикладывает силы конкретный композитор и поэт. Как жанр она возникла в середине XX века. Отличительная особенность: автор текста, музыки и исполнитель – это один человек. Приоритет отдан тексту, а не музыкальному гитарному сопровождению.
Стоит отметить, что песня принадлежит не только к камерному жанру, но и к концертному. Если ранее под ней подразумевалась простота и миниатюрность, то сейчас она является одним из главных номеров крупномасштабных сцен.
Жанры этого направления
Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:
Камерно-инструментальные миниатюры. Их отличие — большая самостоятельность и творческая активность каждого участника музыкального коллектива. В качестве примера можно привести песни без слов Мендельсона, прелюдии Шостаковича и Шопена, небольшие сочинения Скрябина и Рахманинова и т. д.
Камерная вокальная музыка (жанр песен и романса)
Большое внимание уделяли этому жанру как зарубежные, так и русские композиторы — Р. Шуман, Ф
Шуберт, П. И. Чайковский, А. П. Бородин и другие. Их вокально-песенные циклы и вокальные миниатюры получили свою известность в конце 18 — начале 19 века.
Соната — жанр, предназначенный для инструментального исполнения, характеризуется трехчастным циклом и количеством исполнителей не более двух.
Трио — музыкальное произведение (так же называют ансамбль из трех музыкантов) для трех вокальных или инструментальных исполнителей. Фортепьянные трио создавали такие композиторы, как Бетховен, Рахманинов, Шостакович и многие другие.
Квартет — также может быть и жанром, и количеством музыкантов в коллективе. Инструменты, которые участвуют в исполнении, могут быть однородными (4 духовых или 4 смычковый, например) или смешанными. Возможно и использование вокала.
Прелюдия — это небольшая инструментальная пьеса, ее название с латыни переводится как вступление или предварительная игра. Поначалу она предваряла основную пьесу, а в 16−18 веке трансформировалась в самостоятельное произведение. В 19 веке стала одним из самых популярных и распространенных жанров камерной музыки. Композиторы, которые работали в данном направлении, — Рахманинов, Шостакович, Дебюсси
Этюд — от французского «учение», был предназначен для оттачивания технических навыков игры музыкантами. Сначала этюды предназначались для фортепьяно, а затем появились для скрипки, виолончели, позже — и для других инструментов. Европейские композиторы Паганини, Шуман, Мендельсон, а также многие русские и советские композиторы — Шостакович, Прокофьев, Кабалевский — сделали из этюда полноценное художественное произведение сложного исполнения. Таким образом, значение этого жанра сохранилось (этюд способствует оттачиванию мастерства музыкантов).
Песня. Музыкальная форма связывается с содержанием текста. Самая распространенная авторская форма ее — куплетная. В этом жанре работали очень многие великие русские и зарубежные композиторы: Шуберт, Берлиоз, Массне, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов.
Романс — вокальное произведение для голоса и инструмента. Литературоведы обращают внимание на сходство романса с балладой. Отличается от песни более выразительной мелодией и связью ее со словами.
Вокализ — от латинского «звучный или «певучий» — в контексте камерной музыки означает концертное вокальное произведение, чаще всего для сопрано, с инструментальным сопровождением. Отсутствие слов призвано показать красоту голоса. Вокализ приближен к инструментальному жанру. Пример — «Пять мелодий для голоса или скрипки с фортепиано» С. Прокофьева.
Жанры классической музыки
Классическая (академическая) музыка оформилась и обрела популярность два столетия назад, во время эпохи европейского классицизма. Зарождение классики произошло еще раньше – в эпоху Средневековья. Изначально первые композиторы черпали вдохновение из древней литературы античного периода. Постепенно классика продолжала свое развитие, появлялись новые разновидности и стили.
Многие слушатели сейчас предпочитают современные направления, но и академические творения до сих пор не ушли в прошлое. Да, танцевать под них сложно. Зато можно настроиться на рабочий лад или, наоборот, расслабиться и даже почитать книгу. А можно просто слушать и получать удовольствие.
Примеры:
- симфония – предназначена для исполнения оркестром;
- оратория – большое музыкальное творение с драматическим сюжетом для солистов или хорового исполнения;
- кантата – отличается от оратории меньшим размером;
- сюита – состоит из нескольких частей, объединенных одной темой;
- увертюра – инструментальная пьеса, играющая роль вступления перед основным музыкальным действием;
- ноктюрн – пьеса, изначально предназначенная, для исполнения ночью под открытым небом.
К классике также относятся вариации, элегии, этюды, прелюдии, фуги, кантаты и инструментальные концерты.
Металл
Металлическая часть хард-рока 70-х годов и он переживает взрыв музыкальных групп в 80-е годы во всех странах Запада
Его главная характеристика — важность, которую придается электрогитаре и барабанам для создания мощных и энергичных звуков
Хотя многие люди используют «хэви-металл» и «металл» как синонимы, другие различают металл как широкую категорию и хэви-метал как исходную траекторию первых групп, от которых в последние десятилетия ушли альтернативные поджанры.
С другой стороны, использование гласных очень разнообразно, от высоких до использования техник, которые заставляют голос звучать более серьезно и жестко, чем обычно. В скандинавских странах особенно выделяется популярность известных металлических поджанров, таких как блэк-метал и дэт-метал, в котором буквы практически неузнаваемы из-за использования используемого способа крика.
Iron Maiden, Manowar, Opeth, Metallica, Pantera, Anthrax или System of a Down — хорошо известные представители металла.
Что такое хоровая партия
Термином «хоровая партия» называют группы участников хора, которые обладают голосами, схожими по тембру и диапазону. Базовыми являются 4 типа таких партий. Это басы, тенора, альты и сопрано (у детей дисканты). Внутри этих типовых партий имеется своя градация голосов. К примеру, к басовой партии относятся баритоны, а к альтам – контральто.
Кроме того, нередко случается, что голос певца нельзя чётко отнести к какой-либо одной партии. Например, его можно классифицировать и как тенор, и как баритон. В конечном итоге, тип голоса певца, а также его возможности и место в хоре определяет хормейстер.
Академический вокал
Академическое пение — это оперы, мюзиклы, литургическое пение. Певцы-академисты поют в высокой вокальной позиции. Академический стиль — манера вокального исполнения при классической постановки голоса. Постановка певческого аппарата для академического пения предполагает высокое нёбо, благодаря которому голос звучит объёмно и настолько мощно, что певцу-академисту не нужен микрофон. Громкость достигается и за счёт попадания потока голоса в резонаторы. Каноны академического вокала сформировались в ХVI веке, для академического вокала недопустимы призвуки и форсирование звука.
Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.
Классическая музыка
Классическая музыка — это течение, которое начинается примерно в 1750 году и заканчивается примерно в 1820 году., в Европе. Сегодня этот тип музыки ассоциируется с серьезными людьми, поскольку это культурный стиль, типичный для очень формальной, изысканной и элитарной среды.
Когда кто-то представляет себе этот тип музыки, быстро приходит в голову образ большого оркестра с множеством инструментов, возглавляемого фигурой дирижера.Платье формальное, с уважением и серьезностью. Классическая музыка выражается в концертах (солист аккомпанирует оркестру) и симфониях (хор голосов и инструментов).
Некоторые из ее основных авторов — Вагнер, Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен и так далее.
[править] Классификация жанров
Существуют различные способы классификации музыкальных жанров. Музыковед Т. В. Попова предлагает классифицировать жанры по условиям их бытования и исполнения. По этой классификации различают жанры:
- Народной музыки (музыкальный фольклор)
- Развлекательной музыки (в том числе музыка современной эстрады)
- Камерной музыки (что исполняется камерными ансамблями)
- Симфонической музыки (исполняется большими оркестрами)
- Хоровой музыки (исполняется хоровыми коллективами)
- Театральной музыки (в том числе оперы, музыка к спектаклям, кинофильмам и т. п.)
В. А. Цукерман предлагает классифицировать жанры по содержательным признакам:
- Лирические жанры
- Эпические жанры
- Концертные
- Картинные (программная музыка)
А. Н. Сохор предлагает классифицировать жанры по т. н. «Жанровому содержанию»
- культовые и обрядовые
- массово-бытовые
- концертные
- театральные
Рок
Рок произошел от классического рок-н-ролла в 60-е, хотя уже в 70-е перестал даже отдаленно напоминать своего прародителя. Рок-музыка настолько захватила музыкальную индустрию, что до сих пор многие критики считают его самым значимым направлением. Рок-н-ролл, а затем и рок, появился как молодежное бунтарское течение. Главные признаки рок-музыки – доминирующие гитары, в основном электронные. Важным составляющим музыки считается бас-гитара и ударные, иногда присутствуют ритм-гитары. Звучание может изменяться от более легкого, как у Beatles, к более тяжелому, как у Rolling Stones и Animals.
Основную популярность жанр получил после знаменитого «британского нашествия», когда в США приехали яркие представители рока Beatles и Rolling Stones. В 70-е рок-музыка позаимствовала некоторые приемы у классической музыки, как гармонизация голосов у группы Smokie и почти оперные вставки у Queen.
Эстрадный вокал
С этим стилем мы сталкиваемся чаще всего, но не стоит ставить знак равенства между эстрадой и попсой. Все-таки Арета Франклин, Уитни Хьюстон, Сэм Смит, Нина Симон, Адель — исполнители высокого класса!
Не обманывайтесь — просто подпевая любимому исполнителю, особых успехов вы не добьетесь. Татьяна Четвертных, преподаватель вокала школы Staccato объясняет:
Настоящий эстрадный вокал — это синтез различных вокальных направлений. Заниматься с педагогом необходимо прежде всего для того, чтобы освоить базу: певческое дыхание, опору звука, чистоту интонации, дикцию и артикуляцию… Тем более, что спеть один в один, как Beyonce, вряд ли у вас получится. Да и зачем? Ведь гораздо интереснее найти свою манеру, раскрыть все краски своего голоса, чем пародировать уже известных исполнителей.
От эстрадного вокалиста требуется открытость и естественность звучания, правильные вокальная позиция и опора звука, многообразие тембральных оттенков голоса. На первый взгляд кажется, что это исключительно врожденные способности. Но, например, Уитни Хьюстон помимо роскошного грудного голоса, владела идеальным вибрато — могла быстро изменять громкость и высоту голоса. Этим и другими певческими приемами вы можете овладеть на уроках вокала.
Уитни Хьюстон вживую исполняет свой главный хит «I Will Always Love You».
Песни для хора
Подбор песен для хора определяется вкусами хормейстера, популярностью тех или иных песен среди слушателей, направленностью хорового исполнительства. Под направленностью подразумеваются направления, в которых работают хоровые коллективы. В настоящее время различают два направления – академическое и народное. Академическое направление не является чем-то узкоспециализированным, догматичным и застывшим. В этом направлении имеется множество школ, стилей исполнения. При этом в академическом направлении присутствует и определённая нормативность, что не мешает исполнять как классические, так и совершенно новые произведения, включая современные популярные песни.
Большей специализацией отличаются народные хоры. Их деятельность базируется на местных певческих традициях. Местные традиции накладывают отпечаток и на манеру исполнения. В соответствии с направленностью, подбирается репертуар такого коллектива. Это могут быть исконные народные песни, или песни, написанные профессиональными композиторами специально для народно хора.
Что такое музыкальные жанры
Давайте сначала разберёмся, что такое музыкальный жанр. Музыкальный жанр – это категория, которая вмещает в себя произведения, схожие по ряду признаков: стилистических, композиционных, сюжетных и пр.
Музыку можно разделить на разные жанры согласно множеству характеристик, таким, как использование определенных музыкальных инструментов, особенностей темпа, общего настроения мелодии и других. Художественный характер музыки означает, что эти классификации часто субъективны и противоречивы, а некоторые жанры могут пересекаться.
Очень интересно звучат композиции, которые сочетают несколько стилей
Баллада
Баллада – музыкальный жанр, подразумевающий под собой повествование, рассказ в поэтическом виде. Первоначально была одноголосной песней с элементами танца. Как лирический жанр, она стала популярной с XVIII века. Достойные образцы:
- «Лесной Царь» или «Король эльфов» И. В. Гете в сопровождении музыки, написанной Ф. Шубертом (1815 г.), или версия Карле Леве
- Р. Шуман (романсы и баллады, опус 49);
- Ф. Лист;
- Ф. Брамс;
- Ф. Мендельсон (для хора «Первая Вальпургиева ночь»).
Не остались в стороне и наши соотечественники:
- М. П. Мусоргский («Забытый»);
- А. Г. Рубинштейн («Баллада»);
- П. И. Чайковский («Корольки»);
- А. П. Бородин («Море»);
- А. Н. Верстовский;
- А. Е. Варламов — титан вокального жанра.
Опера
Опера является фундаментом вокальной музыки. Она синтезируется с хоровыми, инструментальными, танцевальными и театральными номерами и совмещает все аспекты воедино.
Считают, что отдаленной предшественницей оперы является трагедия Древней Греции. В ней шло чередование диалогов с пением (сольным и хоровым).
В 1597 году был написана первая опера «Дафна» итальянским композитором Якопо Пери.
В XVII веке, несмотря на то, что Италия хотела сделать этот жанр исключительно своим, опера стала популярная и в России. М. И. Глинка считается «отцом русской оперы». Прорывным являлось сочинение «Руслан и Людмила».
В XIX веке своими сочинениями прославились А. Даргомыжский («Русалка», «Каменный гость»), М. Мусоргский («Хованщина», «Борис Годунов»), П. И. Чайковский («Пиковая дама» и «Евгений Онегин»), Н. Римский-Корсаков («Садко», «Снегурочка»).
Традиции русской оперы в XX веке развивали многие композиторы, в том числе С. Рахманинов, И. Стравинский, Д. Шостакович, С. Прокофьев.
Подведем итоги
Хоровое пение по сей день не утратило своей популярности несмотря на всю мощь современной развлекательной индустрии. Этот вид искусства справедливо можно назвать массовым, так как участником самодеятельного хорового коллектива может стать человек даже с довольно скромными музыкальными данными. Репертуар хора может быть весьма разнообразным – от сложных произведений, рассчитанных на высокопрофессиональных исполнителей, до незатейливых народных или популярных песен
В любом случае, хоровое исполнение музыкальных произведений неизменно привлекает внимание слушателей, зачастую значительно расширяет их представления о музыкальной культуре