Дополнительные материалы
Учебники
- Учебники, тесты по сольфеджио (и не только) можно бесплатно скачать на сайте Евгении Болотовой. Здесь же можно посмотреть фильмы о знаменитых композиторах и музыкантах…
- Осколова Е.Л. Мое любимое сольфеджио (в 5 частях)
- Яценко Т. Сольфеджио для самых маленьких
- Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей
- Баева Н.Д. Задания по сольфеджио _1_класс
- Баева Н.Д., Зебряк Т.А. Сольфеджио 1 -2 класс
- Варламова А.А. Сольфеджио 1_класс
- Варламова А.А Сольфеджио 4 класс
- Давыдова Е.В. Сольфеджио 3 класс
- Давыдова Е.В Сольфеджио 4 класс
- Давыдова Е.В Сольфеджио 5 класс
- Вахромеева Т.А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио (2004)
- Зебряк Т.А.Основы музыкальной грамоты и сольфеджио
- Золина Е.М. Домашние задания по сольфеджио 1 кл.
- Золина Е.М Домашние задания по сольф 2 кл.
- Золина Е.М Домашние задания по сольф 3 кл.
- Золина Е.М Домашние задания по сольф 5 кл
- Золина Е.М Домашние задания по сольф 6 кл.
- Золина Е.М Домашние задания по сольф 7 кл.
- Золина Е.М Сольфеджио. 6-8 классы. Тетрадь 1. Музыкальный синтаксис. Метроритм.
- Золина Е.М Сольфеджио. 6-8 классы. Тетрадь 2. Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция.
- Золина Е.М Сольфеджио. 6-8 классы. Тетрадь 3. Интервалы -аккорды.
- Калинина Г.Ф. Рабочая тетрадь 1кл.
- Калинина Г.Ф. Рабочая тетрадь 2кл.
- Калинина Г.Ф. Рабочая тетрадь 3кл.
- Калинина Г.Ф. Рабочая тетрадь 4кл.
- Калинина Г.Ф. Рабочая тетрадь 5кл
- Калинина Г.Ф. Рабочая тетрадь 6кл.
- Калинина Г.Ф. Рабочая тетрадь 7кл.
- Калмыков-Фридкин. Двухголосие со сольфеджио.
- Калмыков-Фридкин. Сольфеджио Одноголосие.
- Калужская Т. Сольфеджио 6кл.
- Фридкин Г… Чтение с листа на уроках сольфеджио.
- Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио, 5 класс
Полагаю, что вам может пригодиться нотная библиотека портала детского образования в сфере искусства России, которая комплектуется на основе учебных программ, а также материалов рекомендованных для обучения…
Онлайн-тренажеры, тесты по сольфеджио
- Диктанты по сольфеджио здесь и здесь;
- Тренажер (web-приложение) для написания мелодических диктантов, определения на слух нот, интервалов, аккордов, ладов и т.д.;
- Тренажер для запоминания нот;
- Тесты и тренажеры по сольфеджио (параллельные тональности, знаки в тональностях);
- Тест абсолютного слуха;
- Тренажер «Знаки в тональностях»;
- Материалы и интерактивные тесты для самопроверки;
- Закрепление практических навыков в слуховом анализе, прохождение тестов по следующим темам:
Здесь же для вас
- полезные ссылки;
- возможность распечатать нотную бумагу…
Обратите внимание на приложения, которые могут облегчить детям изучение непростого предмета, а также на обзор программ для развития музыкального слуха
Примеры уроков по сольфеджио для детей
https://youtube.com/watch?v=vnZKAcGtHWU%3F
https://youtube.com/watch?v=X6sbjZdjSng%3F
Еще видеоуроки здесь и здесь.
Не бойтесь сольфеджио! Занимайтесь им с удовольствием!
У вас все обязательно получится!
Зачем изучать музыкальную теорию?
Обучение игре на фортепиано с репетитором проходит эффективнее, если параллельно вы занимаетесь сольфеджио. Одна из его задач – это развить чувство ритма, благодаря которому вам будет проще понимать нотное письмо. Со временем, если вы продолжите регулярно выполнять все упражнения, то научитесь импровизировать, играть в разных стилях и даже сочинять собственные мелодии.
Музыка, как и чтение, должна доставлять удовольствие. Но ведь для того чтобы мы полюбили чтение, нам сначала пришлось приложить усилия и выучить все буквы. С уроками по теории музыки очень похожая ситуация. Её освоение потребует от вас терпения и методичной работы, но в результате вы сможете свободно играть на пианино от любой ноты.
Современное образование двигается в сторону более интерактивного преподавания. Репетиторы фортепиано учитывают эту тенденцию и стараются разнообразить не только практические занятия, но и уроки сольфеджио. Ещё несколько лет назад ученики музыкальных школ назвали бы их скучными, однако использование всевозможных технических устройств позволяет изучать теорию музыки легко и интересно.
Профессиональным пианистам знания по теории музыки необходимы (фото freepik)
Вы можете возразить нам и сказать, что не все известные музыканты занимались сольфеджио. Это правда. Например, Джими Хендрикс и Джанго Рейнхарт были гитаристами-виртуозами, но они никогда не ходили в музыкальную школу и не учили сольфеджио. Незнание теории музыки не помешало им сочинять произведения, которые сейчас являются частью мирового музыкального наследия. Но у них были абсолютный слух и врождённый талант, а этим могут похвастаться далеко не все.
Сейчас всё чаще ведутся споры о том, надо ли начинающим пианистам изучать сольфеджио. Одни утверждают, что это вовсе не обязательно, потому что столь фундаментальные знания отвлекают от процесса музицирования. Другим кажется, что теория музыки органично дополняет практические занятия. Мы со своей стороны готовы выделить для момента:
- сольфеджио для тех, кому хочется научиться играть на пианино для себя, желательно, но не является приоритетом. Даже при минимальных теоретических знаниях вы сможете перейти к практике.
- сольфеджио для профессиональных пианистов. Если вы решили связать свою жизнь с музыкой, без изучения теоретической базы не обойтись. Не зря сольфеджио входит в список обязательных предметов как в музыкальной школе, так и в консерватории.
Как готовить домашнее задание по сольфеджио (памятка для обучающихся)
Как готовить домашнее задание по сольфеджио
(памятка для обучающихся)
Почему-то многим предмет сольфеджио кажется слишком сложным, непонятным и запутанным. Особую проблему в таких случаях представляет выполнение домашнего задания по сольфеджио.
Почему? Да потому что дома каждый из вас, учеников, остаётся один на один с уроком, просто не понимая как действовать так, чтобы наверняка всё получилось. Дорогие друзья! Давайте мы будем вместе с вами образовываться, давайте будем учиться выполнять домашние задания по сольфеджио самостоятельно и без ошибок.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЕЩЁ В КЛАССЕ?
Вот вы ещё находитесь на уроке, приближается его окончание. Что вы обязательно должны сделать, не выходя из класса?
Записать как можно подробнее записать домашнее задание в дневник. Не надейтесь на свою память – всё вылетает из головы, спустя всего 10 минут. Вам только кажется, что вы и так всё запомните!
Если задание не понятно, то немедленно попросите учителя объяснить задание лично вам. Не нужно стесняться этого вопроса. Да, ещё не нужно бояться спрашивать, главное говорите вежливо. Что можно сказать? Можно так “Объясните, пожалуйста, мне задание такое-то”. Ещё вы можете задавать уточняющие вопросы: “А это делать письменно или устно? А здесь нужно строить от звука или в тональности?” и т.д.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Вы все уже привыкли к тому, что я вам задаю домашние задания. И проверяя, оцениваю домашнюю работу отдельной оценкой. И не всегда эта оценка устраивает меня и, тем более, вас. Зачастую, домашнее задание вы делаете накануне вечером, либо второпях перед уроком. И результат, как говорится, налицо (или, скорее, в дневник).
Я не призываю вас учить только этот предмет днями и ночами. Я предложу вам последовательный план подготовки домашнего задания. Давайте попробуем следовать ему. И я уверена, что это сработает. Не забывай приготовиться к сольфеджио.
Ты помнишь, что для работы на уроке необходимы учебник, «Рабочая тетрадь», нотная тетрадь, творческая тетрадь (если ты ее ведешь), простые карандаши и стерка.
Приступая к подготовке домашнего задания, внимательно прочти его в своем дневнике. Пропущенный тобою урок не освобождает тебя от подготовки задания. И твоя задача узнать, что задано на следующий урок.
Начинай готовить домашнее задание на следующий же день после урока (или, при возможности, в тот же день)
Выдели всего 15-20 минут в день для подготовки к сольфеджио, распределив задание на каждый день.
Прежде всего, сделай задания по новой теме, пока новая информация не вылетела из головы безвозвратно. Чаще всего это касается письменного задания по новой теме.
Если задано много письменного задания, разбей его на несколько дней. Не поленись, проиграй все то, что ты построил и написал. Это поможет тебе найти ошибки и еще раз услышать то, что мы слушаем, определяем, поем на уроках.
Научись пользоваться справочным материалом, который есть у тебя в «Рабочей тетради». Там много полезной информации по пройденным ранее и новым темам. Запомни, выучить и вызубрить все просто невозможно, но если ты знаешь, куда подсмотреть – значит, ты на правильном пути.
Работай у инструмента, если номер задан для сольфеджирования. Проиграй его несколько раз со счетом, не забудь про ключевые знаки. Затем, можешь, проигрывая, петь. И на последнем этапе надо спеть номер без инструмента, помогая себе дирижерским жестом.
Бесплатные уроки сольфеджио
Solfeggio lessons с Викторией Руденко
На канале Виктории Руденко — множество уроков по сольфеджио, которые помогут разобраться в сложностях дисциплины. Уроки записаны на двух языках: русском и украинском.
Сольфеджио и уроки музыки с Неллей Чабановой
Нелли — репетитор по сольфеджио и теории музыки, пианист, композитор, мастер по настройке и ремонту фортепиано. На ее канале представлено не только огромное количество нужных и важных уроков по теории музыки, но и разборы популярных песен, советы по выбору пианино и его ремонту своими руками…
Сольфеджио с Натальей Юговой
Более 30 лет Наталья Владимировна преподает сольфеджио, музыкальную теорию и фортепиано детям и взрослым. Уроки, выложенные на ее Ютюб-канале просмотрены свыше 4 миллионов раз. Возможно, они пригодятся и вам…
Как справляться со сложными домашними заданиями по музыке
Несколько советов по выполнению домашних заданий по музыке по сложным предметам, таким как инструмент и сольфеджио:
Разделять большое задание на части. Выполнять их по 10-20 минут, а не все сразу.
Поучив вечером, повторить утром или на следующий день.
Поговорить с преподавателями насчет выполнения домашних заданий – узнать основные требования, главные темы, важные умения и навыки, объем работы и т. д.
Следует внимательно и точно записывать задание. Часто задания трудно сделать из-за неточной или ошибочной записи. Если задание непонятно, не стесняться и спросить разъяснения у преподавателя.
Если что-то не получается, нужно найти, что получилось (даже мелочь) и похвалить за это Далее отдохнуть и попытаться через какое-то время или завтра, а не мучиться часами «пока не получится».
Выявлять трудные места, темы и понятия. Попросить преподавателя разъяснить еще раз. Также можно получить один или несколько уроков по этой теме онлайн и закрыть этот пробел в знаниях или умениях
Например, это можно сделать на наших уроках.
Очень важно родителям проявлять интерес к изучаемому ребенком материалу. Даже, возможно, попробовать научиться самому выполнять данное упражнение – это будет прекрасным стимулом для вашего ребенка! Тогда можно организовать соревнование или придумать игру – это всегда веселее и вызывает интерес!
В этом материале мы не затронули вопрос о том, если ребенок совсем не хочет делать домашнее задание по музыке, и какие есть способы для того, чтобы попытаться привить ребенку не просто обязанность к выполнению домашней работы, а даже интерес и любовь
Некоторые аспекты этого вопросы рассмотрены в статье о том, почему ребенок не хочет заниматься музыкой. Конечно, в идеале хочется, чтобы ребенок мог охватить все необходимые виды домашней работы, но время не всегда позволяет это сделать, поэтому важно регулировать приоритеты и рассчитывать свои силы
Поделиться
Карина Барас. «Домашние задания по сольфеджио для 1, 2 и 3 классов»
От редакции:
Автор сборника — Карина Вальдемаровна Ба́рас, нижегородский композитор, плодотворно сочиняющий в различных жанрах, в том числе камерной и детской музыки, а также являющийся педагогом с многолетним опытом преподавания музыкально-теоретических дисциплин в школе. Ученики К. В. Ба́рас становятся победителями различных олимпиад, лауреатами конкурсов, среди них, к примеру, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, ныне учащийся ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского Валентин Малинин.
_____________________
Пособие «Домашние задания по сольфеджио для 1, 2 и 3 классов» адресовано учащимся начальных классов, предназначено для самостоятельной работы в домашних условиях и нацелено решать целый комплекс стратегических задач музыкальной педагогики. Пособие объединяет в себе:
- учебник,
- справочник,
- рабочую тетрадь,
- аудио-диск,
- раскраску.
Автор постарался максимально полно охватить всё многообразие методов и форм работы в рамках курса сольфеджио, включая творческие и занимательные, на сообразительность и общий музыкальный кругозор. Много внимания уделено тембровому слуху и развитию музыкального слуха в целом.
Для этого в пособие включены в качестве важного дополнения звуковые дорожки, которые сопровождают каждое домашнее задание. Это и музыка для слушания и слухового анализа, и интересные фонограммы песен, это и упражнения, диктанты, звуковые загадки
Сборник содержит «визуальные помощники», схемы, образцы для выполнения тех или иных заданий, «подсказки», картинки для раскрашивания, головоломки.
Значительное внимание в пособии уделено самостоятельной работе учащихся дома с диктантами. По мнению автора, это не только развивает музыкальный слух, но и в значительной степени облегчает работу на уроке, помогает лучшей адаптации детей, которые испытывают определённые затруднения в написании диктантов в условиях реального урочного времени
Пример задания для первого класса в конце учебного года:
Для учащихся, особенно для тех, кто не имеет дома фортепиано, озвученные на диске упражнения и номера для пения — большая и необходимая помощь в работе над правильным интонированием (в третьем классе — в пении двухголосия и трёхголосия). Номера для пения снабжены визуальными помощниками для правильного дирижирования.
Пример задания для 2 класса:
Материал сборников для 1 и 2 классов расположен в соответствии с учебным планом и количеством уроков по четвертям (всего по 33 домашних задания в каждой тетради).
Это сделано с определённой целью: дать педагогу возможность скорректировать предложенный материал применительно к конкретному уровню обучаемых, подробнее и тщательнее проработать сложные задания, вернуться для закрепления к старым, уже пройденным ранее.
Пример задания для 3 класса:
Виды домашних заданий по музыке
Как правило, маленький музыкант получает домашнее задание не по одному предмету. Как минимум, есть специальность, сольфеджио, музыкальная литература и хор. Дети часто не понимают, как выполнить музыкальное домашнее задание, а подчас им просто не хватает времени. Как же можно успеть сделать все задания, чтобы еще и осталось время пообщаться с семьей и друзьями, погулять на свежем воздухе, послушать любимую музыку, заняться хобби или просто поиграть?
В первую очередь, родителям надо умело организовывать и планировать весь день своего ребенка. При ежедневном выполнении графика дети быстро усваивают, как эффективнее распределять время, что, несомненно, поможет им в будущем
Важно уметь грамотно и эффективно заниматься музыкой дома. В этом может помочь наша статья, потому что не каждый преподаватель, к сожалению, объясняет, как правильно делать домашнее задание по музыке
Для начала, разделим музыкальные домашние задания на 4 части:
- по инструменту
- по сольфеджио
- по музыкальной литературе
- по хору/вокалу
Родители замечают сразу, что какие-то из этих предметов ребенку нравятся, а другие – меньше или совсем не нравятся.
Теория музыки как основной инструмент обучения игре на пианино
В первую очень мы рекомендуем рассматривать уроки сольфеджио как базу, которая позволит вам заниматься музыкой. Это своего рода музыкальный алфавит, без которого вы не научитесь играть на фортепиано.
Что конкретно изучают на таких занятиях? На теоретических уроках новички часто приступают к освоению программы с нот и ритма, тональностей и интервалов, а также узнают про мажорный и минорный лады. А во время практики они пишут диктанты, которые помогают развивать музыкальный слух.
Не стоит думать, что вам это не потребуется, когда вы сядете за инструмент. Наоборот. Все полученные знания вы сразу же начнёте применять уже в момент исполнения первых фортепианных произведений. Кроме того, владея основными музыкальными терминами, вы будете лучше понимать своего репетитора и ему не придётся тратить время на том, чтобы объяснять вам разницу между диезом и бемолем.
Уроки сольфеджио могут быть интересными и интерактивными (фото freepik)
Таким образом, уроки фортепиано и занятия по музыкальной теории неотделимы друг от друга. Это похоже на чтение, когда мы сначала складываем буквы в слова, затем слова в предложения, и только потом понимаем мысль, которую хотел донести до нас автор. С сольфеджио аналогичная ситуация, но вместо букв – ноты.
Знание нотной грамоты, умение исполнять мелодии с листа, понимание принципов гармонии и развитый музыкальный слух – всё это является основой музыки, без которой вы не сможете прогрессировать. Чем выше уровень вашего исполнительского мастерства, тем глубже должны быть ваши представления о сольфеджио.
О музыкальных домашних заданиях по разным предметам
Задания по музыкальной литературе часто не слишком трудные.
- Прочитать тему – о музыкальном направлении, эпохе, определенном композиторе или его произведении. Уметь своими словами рассказать, пытаясь запоминать новые термины. При выполнении можно пользоваться электронными музыкальными словарями.
- Иногда нужно выучить небольшие отрывки из произведений и суметь их сыграть. В учебниках обычно даются готовые переложения для фортепиано.
- Послушать музыкальные произведения и их отрывки.
Больших трудностей эти задания не вызывают.
Характерные домашние задания по хору или вокалу – это выучить текст песни, мелодию с текстом или пропеть мелодию нотами. Реже – выучить скороговорку, выполнить дыхательные или артикуляционные упражнения. Такое домашнее задание тоже не является сложным.
Чаще всего у детей сложности вызывает выполнение уроков по сольфеджио или/и по инструменту по специальности. Про эффективное выполнение домашней работы по специальности вы можете прочитать в нашей статье о том, как заниматься дома на музыкальном инструменте.
Когда лучше заниматься сольфеджио?
Об этом задумываются почти все люди, которые хотят научиться музицировать. Для того чтобы начать уроки игры на фортепиано, нужно только ваше желание. Не смотрите на возраст, он не станет помехой на пути к вашим музыкальным целям. Да, в детском и более молодом возрасте мы действительно быстрее учимся, но это не повод отказываться от нового хобби.
Как мы уже говорили ранее, те дети, которые ходят в музыкальную школу, изучают сольфеджио с первого класса. Это очень правильный подход, который взрослые тоже могут перенять. Репетиторы по игре на фортепиано часто предлагают занятия по нотной грамоте как дополнительную опцию, и мы советуем рассмотреть этот вариант.
Попробуйте разные варианты занятий по теории музыки и выберите подходящий именно вам (фото freepik)
Лучше, если частные уроки игры на пианино и занятия по сольфеджио будут проходить в разные дни. Пусть эти дисциплины и связаны, но сложно осваивать их одновременно. Предположим, что в начале недели, пока вы ещё не слишком устали на работе, у вас курс по теории музыки, а ближе к выходным – практика.
Однако существует методика, по которой преподаватель фортепиано первую половину урока посвящает сольфеджио, а затем переходит к разбору конкретных пьес с учеником. Главным плюсом такой системы является быстрый переход от теории к практическим заданиям. Но есть риск, что к концу занятия ученик сильнее устанет и потеряет концентрацию внимания. Попробуйте оба варианта, чтобы выбрать оптимальный для себя.
Советы по изучению теории музыки
Какой смысл знать мажорный и минорный лады, длительность нот и музыкальные ключи, если вы не знаете, как заниматься на фортепиано? Регулярно играйте на инструменте и подстраивайтесь под собственный ритм – вот важные моменты вашего музыкального образования.
Освойте сначала игру одной рукой, а затем уже двумя. Это не такой простой навык, как может показаться, ведь вам придётся поработать над координацией и концентрацией внимания. На данном этапе лучше не спешить и дать себе возможность позаниматься столько, сколько нужно. А уроки сольфеджио в этот момент очень помогут сконцентрироваться и обрести уверенность.
Уроки сольфеджио улучшают память
Теория музыки предполагает выполнение повторяющихся упражнений. Их надо не просто делать, но и заучивать наизусть, а также интегрировать в сами занятия фортепиано. Реализовать это за один день невозможно. Обычно весь процесс занимает пару недель, но иногда на отработку одного упражнения может уходить и пара месяцев.
Не надо форсировать события. Все люди, которые начинают заниматься на фортепиано, имеют разный уровень знаний и подготовки. У одних память и координация развиты достаточно хорошо, чтобы быстро совершенствовать навыки музицирования. А другим на это требуется больше времени. Но одно можно сказать точно – изучение сольфеджио влияет сразу на несколько видов памяти человека:
- на кратковременную память. Здесь обрабатывается и хранится от 1 секунды до 10 минут вся новая информация, которую вы получаете. Но помните, что без дальнейшей практики вы её очень быстро забудете.
- на оперативную память. Это промежуточный этап, на котором вы помните, мелодии, выученные несколько дней назад, но вряд ли вы сможете их воспроизвести через месяц.
- на долговременную память. Если вы продолжаете своё обучение игре на фортепиано, то все знания переходят в “долговременное хранилище”. На данную тему был проведён целый ряд исследований. Так, в одном из них пожилая пианистка, которая страдала от болезни Альцгеймера и не узнавала даже своих близких, без труда смогла сыграть по памяти более 400 фортепианных пьес. Фантастика, не правда ли?
- на двигательную память. Не зря пианисты говорят, что “руки помнят”. Достигнув определённого уровня мастерства вы перестанете думать о нотах, пальцы сами будут играть знакомые композиции.
- и даже на эмоциональную память. Музыка – это мощный инструмент, который влияет на наши чувства и эмоции. Когда по радио играет песня нашей юности, мы мгновенно вспоминаем то, что было с ней связано в прошлом. С игрой на пианино аналогичная история.
Как видите, польза игры на фортепиано уже подтверждена учёными. Однако начинать придётся с базы, а именно с уроков сольфеджио. Вы можете заниматься самостоятельно по видео или методичкам, записаться на групповые курсы или дополнительные занятия с репетитором, который преподаёт сольфеджио. Если ваш ребёнок ходит в музыкальную школу, то там эти уроки включены в обязательную программу.
Лучшие преподаватели по фортепиано доступны для занятий
5 (8 отз.)
Манана
₽1200 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (7 отз.)
Alana
₽450 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (5 отз.)
Мариам
₽1000 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (4 отз.)
Диана
₽1000 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (2 отз.)
Ольга
₽1700 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (2 отз.)
Анастасия
₽1000 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (5 отз.)
Ольга
₽750 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (5 отз.)
Ольга
₽1000 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (8 отз.)
Манана
₽1200 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (7 отз.)
Alana
₽450 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (5 отз.)
Мариам
₽1000 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (4 отз.)
Диана
₽1000 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (2 отз.)
Ольга
₽1700 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (2 отз.)
Анастасия
₽1000 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (5 отз.)
Ольга
₽750 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (5 отз.)
Ольга
₽1000 /ч
1е занятие бесплатно!
Поехали!