Строгий и свободный стиль в полифонии

Полифония в новейшей музыке

Авангард в музыке двадцатого столетия имел две волны: с начала до середины века (П. Булез, К. Штокхаузен, Л. Берио, А. Шнитке, С. Губайделина) и с сороковых до конец шестидесятых годов (А. Веберн, А. Шёнберг).

Авангард, серийная музыка, пространственные представления

Представление музыки в виде линий (линия мелодии, вертикаль) развивалось вместе с музыкой. Это можно увидеть на иллюстрации И. Стравинского

(григореанский хорал, средневековая полифония, Бах, Вагнер, Веберн, Веберн, сериалисты, Стравинский)

У Веберна (представитель первой волны авангарда) исчезает мелодическая линейность. Возникает неопределенность голосовой структуры. Пример — фрагмент песни А. Веберна

Схема распределения двойного канона по партиям:

Пропоста I, начинает труба (Tromplete), затем переходит последовательно к флейте, кларнету и так далее (прямая линия).

Рипоста I в инверсии начинается кларнетом и переходит к трубе, скрипке (Geige) и т.д. (пукнктирная линия).

Пропоста II, исполняется голосом (Gesang) — утолщенная прямая.

Рипоста II в инверсии (скрипка, арфа, флейта и т.д.) — утолщенная ломаная линия.

Мелодическая линия в рипостах канона у Веберна часто искривляется. (пример — Вторая кантата Веберна op. 31 VI часть).

Также у него встречается “светывание” линий канона

Серийной композиции в современной музыке свойственна многоплановость структуры. Например, у Веберна она проявляется в возникновении “серийных нитей” окаймляющих его пуантилистические композиции. В одновременном изложении бывает несколько таких нитей, называемых “колеями”.

Ниже серийная диспозиция Симфонии op 21 Веберна (первая часть)

Фуга как раздел чего-то большего — полифонии

Для начала предлагаю разобраться в том, чем вообще является форма фуги и куда она входит.

Есть у нас-музыкантов целый раздел (и, по совместительству, целая дисциплина в средних и высших учебных заведениях) под страшным названием ПОЛИФОНИЯ. Переводится сей термин с латинского (polyphonia) и древнегреческого (πολυφωνία) как «многозвучие«, что по сути и является объяснением. Потому как полифония в музыкальном произведении представляет собой переплетение равноправно сосуществующих голосов (эдакая музыкальная демократия).

Для справки: против полифонии стоит гомофонно-гармонический музыкальный стиль. Тут всё предельно просто: мелодия + аккомпанемент. Поэтому данный стиль проще для восприятия широкой аудитории: чем следить за кучей некоторым количеством независимых голосов, проще слушать и воспринимать, например, вокал (как мелодию) и ударные с электрогитарой (аккомпанемент). В той же современной музыке его намного больше, чем полифонии, но в разных его вариациях:

  • Читка + бит (всё, что касается репа)
  • Вокал + оркестровый фон, тот же бит, фортепианный аккомпанемент, бэнд и пр.
  • Пьеса для солирующего инструмента + аккомпанемент оркестра или фортепиано, реже — другого инструмента.

Полифоническое многоголосие. Теория музыки: музыкальное изложение, полифония, строгий стиль. Разница полифонии и монофонии

Полифони́я (от греческого πολυ — «много», φωνή — «звук») — вид многоголосной музыки, в котором одновременно звучат несколько самостоятельных равноценных мелодий. В этом её отличие от гомофонии (от греческого «гомо» — «равный»), где лишь один голос является ведущим, а другие его сопровождают (как, например, в русском романсе, советской массовой песне или танцевальной музыке).

Главная особенность полифонии — непрерывность развития музыкального изложения, текучесть, избегание периодически четкого разделения на части, равномерных остановок в мелодии, ритмических повторов сходных мотивов.

Полифония и гомофония, обладая своими характерными формами, жанрами и приемами развития, тем не менее взаимосвязаны и в операх, симфониях, сонатах, концертах органически переплетаются.

В многовековом историческом развитии полифонии выделяются два этапа. Строгий стиль — полифония эпохи Возрождения. Она отличалась суровым колоритом и эпической неторопливостью, распевностью и благозвучием. Именно эти качества присущи сочинениям великих мастеров-полифонистов О. Лассо, Дж. Палестрины.

Следующий этап — полифония свободного стиля (XVII–XX вв.). Она внесла огромное разнообразие и свободу в ладоинтонационное строение мелодии, обогатила гармонию и музыкальные жанры. Полифоническое искусство свободного стиля нашло свое совершенное воплощение в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, в произведениях В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И.

Глинки, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича.

В композиторском творчестве выделяются два основных вида полифонии — имитационная и неимитационная (разнотемная, контрастная). Имитация (от латинского — «подражание») — проведение одной и той же темы поочередно в разных голосах, чаще на разной высоте. Имитация называется точной, если тема повторяется полностью, и неточной при наличии некоторых изменений в ней.

Приемы имитационной полифонии разнообразны. Возможны имитации в ритмическом увеличении или уменьшении, когда тема переносится в другой голос и длительность каждого звука увеличивается или укорачивается. Встречаются имитации в обращении, когда восходящие интервалы обращаются в нисходящие и наоборот. Все эти разновидности использованы Бахом в «Искусстве фуги».

Лядова), части больших произведений (финал сонаты для скрипки и фортепьяно С. Франка). Многочисленны каноны в симфониях А. К. Глазунова.

Классические образцы вокального канона в оперных ансамблях — квартет «Какое чудное мгновенье» из оперы «Руслан и Людмила» Глинки, дуэт «Враги» из оперы «Евгений Онегин» Чайковского.

В неимитационной полифонии одновременно звучат разные, контрастные мелодии. Русская и восточная темы соединяются в симфонической картине «В Средней Азии» А. П. Бородина.

Широкое применение контрастная полифония нашла в оперных ансамблях (квартет в последней картине оперы «Риголетто» Дж. Верди), хорах и сценах (встреча Хованского в опере «Хованщина» М. П.

Мусоргского, картина ярмарки в опере «Декабристы» Ю. А. Шапорина).

Полифоническое сочетание двух мелодий после своего первоначального появления может быть дано в новой комбинации: голоса обмениваются местами, т. е. мелодия, звучащая выше, оказывается в нижнем голосе, а нижняя мелодия — в верхнем. Такой прием называется сложным контрапунктом. Он применен Бородиным в увертюре к опере «Князь Игорь», в «Камаринской» Глинки (см. пример 1).

В контрастной полифонии чаше всего соединяются не более двух разнохарактерных тем, но встречается совместное звучание трех (в увертюре к опере «Мейстерзингеры» Р. Вагнера) и даже пяти тем (в финале симфонии «Юпитер» Моцарта).

Важнейшая из полифонических форм — фуга (от латинского — «бегство»). Голоса фуги как бы вступают вдогонку друг за другом. Краткая, выразительная и легко узнаваемая при каждом своем появлении тема — основа фуги, её главная мысль.

Определение слова «Полифония» по БСЭ:

Полифония (от Поли… и греч. phone- звук, голос)вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов (родственный термин — Контрапункт). Их объединение подчиняется законам гармонии, координирующей общее звучание. П. противоположна гомофонно-гармоническому многоголосию, в котором главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. П. складывается из объединения свободных мелодико-линеарных голосов, получающих в произведении широкое развитие.В зависимости от мелодико-тематического содержания голосов различают: подголосочную П., образующуюся от одновременного звучания основной мелодии и её вариантов-подголосков. она характерна для некоторых народно-песенных культур, например русской, откуда перешла в творчество профессиональных композиторов. имитационную П., разрабатывающую одну и ту же тему, имитационно переходящую из голоса в голос. на этом принципе основаны формы Канона и фуги. контрастнотематическую П., в которой голоса проводят в одновременности самостоятельные, нередко относящиеся к разным музыкальным жанрам темы. этот род П. синтезирует тематический материал, служит сопоставлению и объединению различных его пластов.В музыке 18-20 вв. эти виды П. порой соединяются в сложных сплетениях. Таковы формы фуги и канона на две (три и т.д.) темы объединение имитационного развития с выдержанной самостоятельной темой, например Хорал (кантаты И. С. Баха), Пассакалья (П. Хиндемит) и др.Формы П. начиная с 12-13 вв. сильно менялись. Выделяются эпохи П. строгого стиля с вершиной в творчестве Дж. Палестрины и П. свободного стиля с вершиной в искусстве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, традиции которых продолжены В. А. Моцартом, Л. Бетховеном и композиторами последующего времени. В отечественной музыке П. занимает большее место в русском, украинском, грузинском народном творчестве, первый же взлёт профессионального искусства П. связан с музыкой партесного стиля (см. Партесное пение). Классическую форму русская П. получила в творчестве М. И. Глинки и последующих русских музыкальных классиков. П. — ведущий элемент музыкального языка композиторов 20 в., в частности И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина, П. Хиндемита, Б. Бриттена.Лит.: Танеев С., Подвижной контрапункт строгого письма, 2 изд., М., 1959. Скребков С., Учебник полифонии, 3 изд., М., 1965. Протопопов В. В., История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962. его же, История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII-XIX вв., М., 1965. Prout E., Counterpoint: strictandfree, L., 1890. Riemann H., Gro &beta.e Kompositionslehre. Bd 1-2, B. — Stuttg., 1903.Вл. В. Протопопов.

Полифония — не только про музыку

Вообще, термин полифонии применим ко многим видам искусства. В живописи — сочетание двух и более тем, образов одновременно, переплетение мотивов, смыслов.

В литературе — способ повествования, который включает в себя разнообразие одновременных точек зрения.

Даже в кино полифония — не редкость. Про неё так говорил великий режиссёр Андрей Тарковский«Я не верю в многослойность в кино. Полифония в кино рождается не в многослойности, а в чередовании и накоплении благодаря (кадр №n = к.№ 1+к. № 2+…к.№n) последовательному обогащению. И не только в этом. Многозначность образа — в качестве самого образа.»

Основы сведения музыки

Понятие «полифония» напрямую связано со сведением музыки и получением готового аудиотрека. Ранее мы узнали, что под полифонией подразумевается принцип сложения звуков (голосов и мелодий) на основе функционального равноправия. Это так называемое многоголосие, т.е. одновременное звучание двух и более мелодий и/или голосов. Полифония подразумевает  гармоническое слияние нескольких самостоятельных голосов и/или мелодий в единое музыкальное произведение.

Собственно говоря, сведение музыки – это та же полифония, только на компьютере, а не на нотном стане. Сведение тоже предполагает взаимодействие минимум двух музыкальных линий – вокала и «минусовки» либо сопровождения музыкального инструмента. Если инструментов много, сведение превращается в организацию взаимодействия множества мелодических линий, каждая из которых может быть либо непрерывной на протяжении всего произведения, либо же появляться и периодически исчезать.

Если вы вернетесь чуть назад и посмотрите еще раз схематическое изображение полифонических приемов, то увидите много общего с интерфейсом большинства компьютерных программ, предназначенных для работы со звуком. Точно так, как большинство полифонических приемов изображено по схеме «один голос – одна дорожка», в программах обработки звука для каждой мелодической линии предназначена отдельная дорожка. Вот как может выглядеть простейший вариант сведения двух дорожек в программе Sound Forge:

Соответственно, если нужно будет свести, к примеру, голос, электрогитару, бас-гитару, синтезатор и ударные, дорожек будет 5. А если нужно будет сделать студийную оркестровую запись, там уже будет несколько десятков дорожек из расчета по одной под каждый инструмент.

Процесс сведения музыки – это не просто следование нотной записи и точное расположение начала и окончания музыкальных линий относительно друг друга. Хотя и это непросто, если в записи много шестнадцатых, тридцать вторых и шестьдесят четвертых нот, в которые «попасть» сложнее, чем в целые.

Само собой, саунд-продюсер должен услышать и нейтрализовать вкрапления посторонних звуков, которые могут появиться даже при записи в хорошей студии, не говоря уже о записях, сделанных в домашних условиях или, наоборот, во время концертов. Хотя, концертная запись тоже может быть очень качественной.

В качестве примера можно привести концертный альбом HAARP британской рок-группы Muse. Запись была сделана на стадионе Wembley. Тогда с разницей в 1 день прошли 2 концерта группы: 16 и 17 июня. Интересно, что для аудиоверсии на CD взяли запись от 16 июня, а для видеоверсии на DVD использовали запись концерта, прошедшего 17 июня 2007 года:

В любом случае звукорежиссеру или саунд-продюсеру придется немало поработать, чтобы даже хорошо записанное сложное многоголосие превратилось в полноценное законченное произведение. Это воистину творческий процесс, в котором приходится учитывать массу нюансов. Но, как мы уже многократно убеждались, музыка описывается вполне конкретными исчисляемыми категориями – герцами, децибелами и т.д. И критерии качественного сведения трека тоже есть, причем там используются и объективные технические, и субъективные художественные понятия.

Сложный контрапункт

Контрапункт — одновременное сочетание двух и более мелодий в голосах.

Принципы контрапунктирования

Полифоническое контрапункирование включает: ритмическое, мелодическое и звуковысотное соотнесение голосов.

Ритмическое соотнесение голосов — контраст ритмических рисунков в одновременно звучащих голосах

Осуществляется по принципу комплементарной (дополняющей) ритмики: оживленность движения в одном из голосов вызывает его замедление в другом и наоборот.Важно чтобы акценты в разных голосах не совпадали. . Мелодическое соотнесение голосов (также контрастное)

Мелодическое соотнесение голосов (также контрастное).

Контраст в мелодике:

направление мелодического движения (противоположное или косвенное голосоведение, параллельное движение голосов сводится к минимуму);

типы мелодического движения (плавное — скачкообразное);

звукорядный состав (диатоника — хроматика);

контрастность характера (жанровый “наклонений”, музыкально-ритолрических фигур);

неодновременность звуковысотных кульминаций, каденций, неодновременное вступление голосов.

Звуковысотное (гармоническое) соотнесение голосов основано на представлении о сочетании по вертикали как о наборе консонансных и диссонансных интервалов. 

Простой и сложный контрапункт

Сложный контрапункт — соединение мелодий, которое при повторении дается с тем или иным изменением исходных соотношений..

Простой контрапункт — сочетания, не обладающее возможностью новых контрапунктических комбинаций.

Первоначальное соединение — исходное сочетание мелодий. Производное соединение — новая комбинация из тех же мелодий.

Полифония

Думаем, вам знакомо само слово “полифония”, и, возможно, вы имеете представление о том, что бы оно могло значить. Мы все помним всеобщий восторг, когда появились телефоны с полифонией, и мы наконец-то сменили плоские моно-мелодии на что-то более похожее на музыку.

Полифония – это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух или более мелодических линий или голосов. Полифония является гармоническим слиянием нескольких самостоятельных мелодий воедино. В то время, как звучание нескольких голосов в речи станет хаосом, в музыке такое звучание создаст нечто прекрасное и ласкающее слух.

Полифония может быть:

1. Подголосочной. Образуется, когда одновременно звучит и основная мелодия, и ее вариации-подголоски. Обычно такой вид полифонии встречается в народной музыке.

2. Имитационной. Такая полифония разрабатывает одну и ту же тему, которая имитационно переходит из голоса в голос. На таком принципе основаны:

  • Канон – вид полифонии, где второй голос повторяет мелодию первого голоса с опозданием в такт или несколько, в то время, как первый голос продолжает свою мелодию. Канон может иметь несколько голосов, но каждый следующий голос все равно будет повторять изначальную мелодию
  • Фуга – вид полифонии, в котором звучит несколько голосов, и каждый повторяет основную тему, короткую мелодию, которая проходит через всю фугу. Мелодия зачастую повторяется в немного измененном виде.

3. Контрастнотематической. В такой полифонии голоса производят самостоятельные темы, которые могут даже относиться к разным жанрам.

Упомянув выше о фуге и каноне, хотелось бы показать вам их более наглядно.

Канон Frère Jacques

Фуга до-минор, И.С. Бах

Виды полифонии

В дальнейшем в полифонии возникли определенные особые жанры. Это касается некоторых полифонических вариаций – чакона, а также пассакалья, инвенции и пьесы, которые использовали приемы имитации. Вершиной полифонического искусства считается фуга.

Фуга представляет собой многоголосую полифоническую мелодию, которую сочиняли, следуя особым и достаточно строгим законам. Один из таких законов гласит, что в основе этого музыкального произведения должна лежать яркая и очень хорошо запоминающаяся тема. Чаще всего можно встретить трехголосную либо же четырехголосную фугу.

Музыкальная полифония — это не просто звучание оркестра, важно, чтобы он играл одну мелодическую линию. При этом совершенно не имеет никакой разницы, сколько людей будут участвовать в подобном оркестре. Очень часто бывает так, что, когда несколько людей поет одну мелодию, то каждому хочется внести в нее что-то от себя и придать ей некоторый оттенок индивидуальности

Именно поэтому мелодия может как бы «расслаиваться» и превращаться из одноголосия в многоголосие. Такая его форма появилась достаточно давно и называется гетерофонией

Очень часто бывает так, что, когда несколько людей поет одну мелодию, то каждому хочется внести в нее что-то от себя и придать ей некоторый оттенок индивидуальности. Именно поэтому мелодия может как бы «расслаиваться» и превращаться из одноголосия в многоголосие. Такая его форма появилась достаточно давно и называется гетерофонией.

Другим и тоже древней формой многоголосия считается ленточная. Она представлена таким музыкальным произведением, в котором несколько голосов параллельно выполняют одну и ту же мелодию, но на разных частотах – то есть один поет несколько выше, а другой ниже.

Мелодика строгого стиля

Стоит остановиться на строгом стиле. Строгое письмо – это стиль полифонической музыки эпохи Ренессанса (XIV-XVI ст.), который разрабатывался нидерландской, римской, венецианской, испанской и многими другими композиторскими школами. В большинстве случаев этот стиль был предназначен для хорового церковного пения а капелла (то есть пение без музыки), реже строгое письмо встречалось в светской музыке. Именно к строгому стилю относится имитационный вид полифонии.

Для характеристики звуковых явлений в теории музыки используются пространственные координаты:

  • Вертикаль, когда звуки сочетаются одновременно.
  • Горизонталь, когда звуки сочетаются разновременно.

Чтобы вам было проще понять разницу между свободным и строгим стилем, давайте разберем из различия:

Строгий стиль отличается:

  • Нейтральной тематикой
  • Одним эпическим жанром
  • Вокальной музыкой

Свободный стиль отличается:

  • Яркой тематикой
  • Разнообразием жанров
  • Сочетанием и инструментальной, и вокальной музыки

Строение музыки в строгом стиле подчиняется определенным (и, конечно же, строгим) правилам.

1. Мелодию нужно начинать:

  • с I или V
  • с любой счетной доли

2. Заканчиваться мелодия должна на I ступени сильной доли.

3. Двигаясь, мелодия должна представлять собой интонационно-ритмическое развитие, которое происходит постепенно и может быть в виде:

  • повторения исходного звука
  • отхода от исходного звука вверх или вниз по ступеням
  • интонационного скачка на 3, 4, 5 ступеней вверх и вниз
  • движения по звукам тонического трезвучия

4. Стоит часто задерживать мелодию на сильной доле и употреблять синкопы (смещение акцента с сильной доли на слабую).

5. Скачки нужно сочетать с плавным движением.

Как видите, правил достаточно много, а это только основные.

Строгий стиль имеет образ сосредоточения и созерцания. Музыка в данном стиле имеет уравновешенное звучание и совершенно лишена экспрессии, контрастов и любых других эмоций.

Вы можете услышать строгий стиль в хорале Баха “Aus tiefer Not”:

А так же влияние строгого стиля можно услышать в поздних произведениях Моцарта:

В XVII веке строгий стиль сменился свободным стилем, о котором мы упомянули выше. Но в XIX веке некоторые композиторы все еще использовали технику строгого стиля, чтобы придать старинный колорит и мистический оттенок своим произведениям. И, несмотря на то, что строгий стиль в современной музыке не услышать, он стал основателем существующих на сегодняшний день правил композиции, приемов и техник в музыке.

Источник статьи: http://say-hi.me/music/teoriya-muzyki-muzykalnoe-izlozhenie-polifoniya-strogij-stil.html

Виды сложного контрапункта

Прямые и противоположные перестановки

Вертикально подвижной контрапункт основан на перемещении контрапунктирующих мелодий на гармонический интервал. Высота между голосами меняется. Прямые перестановки — это сближение или удаление голосов относительно друг друга без обмена партиями (верхний остается верхний, нижний — нижним). Противоположный контрапункт — голоса меняются местами. 

Пример противоположного контрапункта:

Пример прямой перестановки (интервал может быть любой)

При перестановке важно следить за обращением интервалов. Чтобы консонансы не стали диссонансами и наоборот

В двойном (два голоса) контрапункте наименьшие ограничения создает перестановка на октаву (интервалы сохраняют свое качество). Исключение в этом случае — кварта, которая при обращении дает квинту (при этом применение двух кварт подряд даст параллельные квинты, что недопустимо).

Вертикальные перестановки в многоголосии (больше трех голосов)

Наиболее распространенный вид многоголосных вертикальных перестановок — тройной контрапункт.

Пример тройного контрапункта —фрагмент трехголосной инвенции Баха f-moll (Симфония №9)

Четверной контрапункт также применяется, но реже. Пятерной контрапункт почти не встречается в классической музыке. Уникальный образец пятерного контрапункта в коде симфонии “Юпитер” В. А. Моцарта. 

Его схема:

Горизонтально-подвижной контрапункт

Это контрапункт  с  изменением расстояния между вступлениями контрапунктирующих мелодий

В производном соединении одна из мелодий или обе перемещаются по горизонтали вперед или назад по сравнению с первоначальным сочетанием.

Контрапункты, допускающие удвоение

Этот вид близок вертикально-подвижному контрапункту. В нем удваивается голос на терцию, сексту или дециму. Пример — фуга И. С. Баха g-moll II.

Обратимый контрапункт

Этот вид контрапункта основан на преобразовании мелодии.

Виды преобразований мелодии:

Инверсия —— воспроизведение мелодии с изменением направления каждого из ее интервалов.

Ракоход — воспроизведении мелодии от конца к началу

Ракоходная инверсия — сочетание инверсии и ракохода.

В зависимости от способа преобразования мелодий различают контрапункты:

основанные на инверсии (или зеркальный); 

ракоходный;

сочетающий признаки и того и другого — ракоходно-инверсионный или вдвойне-обратимый.

Зеркальный контрапункт

Это самый распространенный вид обратимого контрапункта.  Голоса в этом виде контрапункта симметрично меняются местами (противоположная перестановка). При этом мелодия каждого голоса представляется в перевернутом виде (инверсии).

Его особенность — неизменность интервального соотношения между голосами в первоначальном и производном соединениях. Часто этот контрапункт сочетается с вертикально-подвижным, тогда интервальное расстояние меняется.

Пример зеркального контрапункта — Фуга C-dur I И. С. Баха

Ракоходный контрапункт. Вдвойне-обратимый контрапункт.

Наибольшее распространение — в музыке XX века (Хиндемит “Ludus tonalis” Fuga in F).

Контрапункт с ритмическим преобразованием

К ритмическим преобразованиям относятся: увеличение, уменьшение, изменение метра.

Увеличение — воспроизведение мелодии длительностями большими, нежели в ее первоначальном изложении.

Уменьшение, соответственно, — воспроизведение мелодии длительностями меньшими, чем в первоначальном изложении.

Примечания

  1. Большая российская энциклопедия (Т.26. Москва: БРЭ, 2014, с.702) фиксирует в этом слове единственное ударение, на «о».
  2. Музыкальный орфографический словарь (М.: Современная музыка, 2007, с.248) показывает только одно ударение — на «о».
  3. М. В. Зарва. Русское словесное ударение (2001, с. 388) фиксирует единственное ударение на «и»
  4. Большой толковый словарь русского языка (гл. ред. С. А. Кузнецов. Норинт 2000. С. 902) фиксирует единственное ударение на «и»
  5. фиксирует единственное ударение на «и» с оговоркой, что «в речи музыковеда К. Аджемова зафиксировано ударение на «о».
  6. ↑ даёт единственное ударение — на «о».
  7. Полифо́ни́я // Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1993. — С. 1032. указано два ударения — на «о» и на второе «и»
  8. М. В. Зарва. Русское словесное ударение (2001, с. 388)
  9. Большой толковый словарь русского языка (гл. ред. С. А. Кузнецов. Норинт 2000. С. 902)
  10. Полифония //  :  / гл. ред. С. И. Вавилов. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1949—1958.
  11. Полифони́я // Энциклопедический музыкальный словарь / Авт.-сост. Б. С. Штейнпресс и И. М. Ямпольский / отв. редактор Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1959. — С. 211.
  12. Протопопов В. В. Полифо́ни́я // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4. — С. 344.
  13. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с.432-433.
  14. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского: Типология и поэтика. Л.: Изд. Лен. ун-та., 1985. — С. 138.
  15. Тамарченко Н.Д. О принципах типологии романа в работах М.М. Бахтина / Природа художественного целого и литературный процесс. — Кемерово: КемГУ, 1980. — С. 27-34.

Критерии качественной аудиозаписи

Эти критерии разработала существовавшая во второй половине 20 века Международная организация телевидения и радиовещания (OIRT), и они известны как Протокол OIRT, а положения Протокола и сегодня берут за основу оценки качества аудиозаписей многие структуры. Рассмотрим вкратце, каким же критериям должна соответствовать качественная запись согласно этому Протоколу.

Обзор положений Протокола OIRT:

1  
Пространственное впечатление – подразумевается, что запись должна звучать объемно и естественно, эхо не должно заглушать звук, реверберационные отражения и прочие спецэффекты не должны мешать восприятию музыки.
2  
Прозрачность – подразумевается разборчивость текста песни и различимость звучания всех и каждого участвующего в записи инструмента.
3  
Музыкальный баланс – комфортное соотношение громкости голосов и инструментов, различных частей произведения.
4  
Тембр – комфортное звучание тембра голосов и инструментов, естественность их сочетания.
5  
Стереофоничность – подразумевается симметрия положения прямых сигналов и отражений, равномерность и естественность расположений звуковых источников.
6  
Качество звукового образа – отсутствие дефектов, нелинейных искажений, помех, посторонних шумов.
7  
Характеристика исполнения – попадание в ноты, ритм, темп, верное интонирование, хорошая ансамблевая сыгранность. Допускается отклонение от темпа и ритма с целью достижения большей художественной выразительности.
8  
Динамический диапазон – подразумевает соотношение полезного сигнала и шумов, соотношение уровня звука на пиках и самых тихих участках записи, соответствие динамики предполагаемым условиям прослушивания.

Соответствие критериям Протокола оценивается по 5-балльной шкале. Наиболее четко Протоколу OIRT следуют при оценке классической, народной и джазовой музыки. Для электронной, поп- и рок-музыки единого протокола оценки качества звучания не существует, а положения Протокола OIRT носят более рекомендательный характер. Так или иначе, чтобы сделать качественную запись, нужны определенные технические условия. Поговорим о них подробнее.

Полифония строгого стиля

Полифония строгого стиля появилась в эпоху Ренессанса (пятнадцатый-шестнадцатый века).

Жанры — вокально-хоровые: мессы, мотеты, шансон, позже — мадригал и инструментальные ричеркары, канцоны, фантазии, токкаты.

Полифония строгого стиля все еще основана на cantus prius factus и системе восьми григорианских ладов (в шестнадцатом веке расширена до 12), также остаются от предыдущих эпох композиция и составление многоголосия из интервальных пар. В качестве новшества появляется новый интервальный состав вертикали.

Вертикаль в ПСП.

Совершенные консонансы (октава, квинта, кварта) теперь применяются в основном в начальных и заключительных моментах композиции или во внутренних цезурах (в современном понимании — каденциях). Появляются несовершенные консонансы (терции, сексты и их производные).

Диссонансы строго регламентируются (проходящий и вспомогательный диссонансы могут появляться только на метрически слабых долях, задержание — на сильной и относительно сильной доле). Исключается свободное применение диссонансов (секунд, септим, нон, а в двухголосиях — кварт).

Диссонанс должен отвечать следующим правилам:

быть приготовленным (до этого присутствовать в качестве консонанса) и должен разрешаться. Два диссонанса подряд в одной паре голосов запрещаются.

https://www.youtube.com/watch?v=F4_t6UvEeac&ab_channel=mracquaefuoco (месса построена на основе григореанского хорала).

Каноны в ПСП развиваются, появляются: двойные, тройные, четверные, зеркальные (вертикально-инверсионные и ракоходные), пропорциональные и т.д.

Как написать мелодию в строгом стиле

«Произведения эпохи строгого стиля поражают возвышенностью полета, суровым величием, какою-то лазурной, безмятежной чистотой и прозрачностью”

Полифония Возрождения (Строгий стиль)

Строгий стиль – так именуется эпоха расцвета полифонического искусства с середины XV до конца XVI века. В это время были найдены и теоретически осмыслены важнейшие средства полифонии: контрапункт, имитация, канон. Музыка строгого стиля регламентируется системой строгих правил и норм, связанных прежде всего с вокальной природой этого искусства.

  • Исполнительский состав – хор a capella с его как бы нематериальной звучностью.
  • Образный строй – возвышенный и сдержанный; отсутствуют контрасты, яркие нарастания и кульминации; музыка течёт сосредоточенно и плавно.
  • Ладовая основа – система диатонических семиступенных ладов: I – дорийский, II – гиподорийский, III – фригийский, IV – гипофригийский, V – лидийский, VI – гиполидийский, VII – миксолидийский, VIII – гипомиксолидийский. Основные ладовые категории средневековых ладов: финалис (конечный тон), амбитус (объём напева), реперкусса (тон повторения, псалмодирования). Соотношение финалиса, амбитуса и реперкуссы образует основу структуры каждого лада.

Мелодика спокойная, плавная, уравновешенная . Диапазон не должен превышать дуодецимы. Основой мелодии является поступенное движение: ход более, чем на секунду считается скачком. Скачок не должен превышать квинту (возможен восходящий скачок на малую сексту и чистую октаву). Скачок должен быть уравновешен движением в противоположном направлении. Запрещены хроматизмы, секвенции, повторы звука, скачки на увеличенные и уменьшённые интервалы, поступенные ходы, обрисовывающие тритон. Примеры мелодий строгого стиля

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина

– метр 2/1 (CC), 3/1, 4/1, 2/2, 3/2, 4/2(С), реже 5/2, 6/2;

– длительности крупные: бревис, целые, половинные, четверти;

– постепенный переход от крупных длительностей к мелким на слабой доле

– дробление сильной доли возможно, если весь такт заполнен равными короткими длительностями или если сильная доля слигована с предыдущей

– нельзя слиговывать короткие ноты с длинными на сильном времени

– мелодии в разных голосах складываются из фраз разной длины, слоги текста и словесные ударения в разных голосах также не совпадают – всё это вместе с разновременностью вступлений и каденций сглаживает регулярную метрическую пульсацию, создаёт впечатление метрической свободы и текучести.

Созвучия характеризуются стремлением к простоте и полнозвучию. Консонансы преобладают. Диссонанс обязательно готовится и разрешается в консонанс. Вертикаль трактуется как сумма интервалов. Уступая функциональной гармонии в динамике и функциональной ясности, строгий стиль выигрывает в выборе созвучий и нестандартности их последования.

Выполните задания

1. Пропойте или сыграйте мелодии в ключах До:

Источник статьи: http://ludustonalis.jimdofree.com/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: