Полифония в новейшей музыке
Авангард в музыке двадцатого столетия имел две волны: с начала до середины века (П. Булез, К. Штокхаузен, Л. Берио, А. Шнитке, С. Губайделина) и с сороковых до конец шестидесятых годов (А. Веберн, А. Шёнберг).
Авангард, серийная музыка, пространственные представления
Представление музыки в виде линий (линия мелодии, вертикаль) развивалось вместе с музыкой. Это можно увидеть на иллюстрации И. Стравинского
(григореанский хорал, средневековая полифония, Бах, Вагнер, Веберн, Веберн, сериалисты, Стравинский)
У Веберна (представитель первой волны авангарда) исчезает мелодическая линейность. Возникает неопределенность голосовой структуры. Пример — фрагмент песни А. Веберна
Схема распределения двойного канона по партиям:
Пропоста I, начинает труба (Tromplete), затем переходит последовательно к флейте, кларнету и так далее (прямая линия).
Рипоста I в инверсии начинается кларнетом и переходит к трубе, скрипке (Geige) и т.д. (пукнктирная линия).
Пропоста II, исполняется голосом (Gesang) — утолщенная прямая.
Рипоста II в инверсии (скрипка, арфа, флейта и т.д.) — утолщенная ломаная линия.
Мелодическая линия в рипостах канона у Веберна часто искривляется. (пример — Вторая кантата Веберна op. 31 VI часть).
Также у него встречается “светывание” линий канона
Серийной композиции в современной музыке свойственна многоплановость структуры. Например, у Веберна она проявляется в возникновении “серийных нитей” окаймляющих его пуантилистические композиции. В одновременном изложении бывает несколько таких нитей, называемых “колеями”.
Ниже серийная диспозиция Симфонии op 21 Веберна (первая часть)
Фуга как раздел чего-то большего — полифонии
Для начала предлагаю разобраться в том, чем вообще является форма фуги и куда она входит.
Есть у нас-музыкантов целый раздел (и, по совместительству, целая дисциплина в средних и высших учебных заведениях) под страшным названием ПОЛИФОНИЯ. Переводится сей термин с латинского (polyphonia) и древнегреческого (πολυφωνία) как «многозвучие«, что по сути и является объяснением. Потому как полифония в музыкальном произведении представляет собой переплетение равноправно сосуществующих голосов (эдакая музыкальная демократия).
Для справки: против полифонии стоит гомофонно-гармонический музыкальный стиль. Тут всё предельно просто: мелодия + аккомпанемент. Поэтому данный стиль проще для восприятия широкой аудитории: чем следить за кучей некоторым количеством независимых голосов, проще слушать и воспринимать, например, вокал (как мелодию) и ударные с электрогитарой (аккомпанемент). В той же современной музыке его намного больше, чем полифонии, но в разных его вариациях:
- Читка + бит (всё, что касается репа)
- Вокал + оркестровый фон, тот же бит, фортепианный аккомпанемент, бэнд и пр.
- Пьеса для солирующего инструмента + аккомпанемент оркестра или фортепиано, реже — другого инструмента.
Полифоническое многоголосие. Теория музыки: музыкальное изложение, полифония, строгий стиль. Разница полифонии и монофонии
Полифони́я (от греческого πολυ — «много», φωνή — «звук») — вид многоголосной музыки, в котором одновременно звучат несколько самостоятельных равноценных мелодий. В этом её отличие от гомофонии (от греческого «гомо» — «равный»), где лишь один голос является ведущим, а другие его сопровождают (как, например, в русском романсе, советской массовой песне или танцевальной музыке).
Главная особенность полифонии — непрерывность развития музыкального изложения, текучесть, избегание периодически четкого разделения на части, равномерных остановок в мелодии, ритмических повторов сходных мотивов.
Полифония и гомофония, обладая своими характерными формами, жанрами и приемами развития, тем не менее взаимосвязаны и в операх, симфониях, сонатах, концертах органически переплетаются.
В многовековом историческом развитии полифонии выделяются два этапа. Строгий стиль — полифония эпохи Возрождения. Она отличалась суровым колоритом и эпической неторопливостью, распевностью и благозвучием. Именно эти качества присущи сочинениям великих мастеров-полифонистов О. Лассо, Дж. Палестрины.
Следующий этап — полифония свободного стиля (XVII–XX вв.). Она внесла огромное разнообразие и свободу в ладоинтонационное строение мелодии, обогатила гармонию и музыкальные жанры. Полифоническое искусство свободного стиля нашло свое совершенное воплощение в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, в произведениях В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И.
Глинки, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича.
В композиторском творчестве выделяются два основных вида полифонии — имитационная и неимитационная (разнотемная, контрастная). Имитация (от латинского — «подражание») — проведение одной и той же темы поочередно в разных голосах, чаще на разной высоте. Имитация называется точной, если тема повторяется полностью, и неточной при наличии некоторых изменений в ней.
Приемы имитационной полифонии разнообразны. Возможны имитации в ритмическом увеличении или уменьшении, когда тема переносится в другой голос и длительность каждого звука увеличивается или укорачивается. Встречаются имитации в обращении, когда восходящие интервалы обращаются в нисходящие и наоборот. Все эти разновидности использованы Бахом в «Искусстве фуги».
Лядова), части больших произведений (финал сонаты для скрипки и фортепьяно С. Франка). Многочисленны каноны в симфониях А. К. Глазунова.
Классические образцы вокального канона в оперных ансамблях — квартет «Какое чудное мгновенье» из оперы «Руслан и Людмила» Глинки, дуэт «Враги» из оперы «Евгений Онегин» Чайковского.
В неимитационной полифонии одновременно звучат разные, контрастные мелодии. Русская и восточная темы соединяются в симфонической картине «В Средней Азии» А. П. Бородина.
Широкое применение контрастная полифония нашла в оперных ансамблях (квартет в последней картине оперы «Риголетто» Дж. Верди), хорах и сценах (встреча Хованского в опере «Хованщина» М. П.
Мусоргского, картина ярмарки в опере «Декабристы» Ю. А. Шапорина).
Полифоническое сочетание двух мелодий после своего первоначального появления может быть дано в новой комбинации: голоса обмениваются местами, т. е. мелодия, звучащая выше, оказывается в нижнем голосе, а нижняя мелодия — в верхнем. Такой прием называется сложным контрапунктом. Он применен Бородиным в увертюре к опере «Князь Игорь», в «Камаринской» Глинки (см. пример 1).
В контрастной полифонии чаше всего соединяются не более двух разнохарактерных тем, но встречается совместное звучание трех (в увертюре к опере «Мейстерзингеры» Р. Вагнера) и даже пяти тем (в финале симфонии «Юпитер» Моцарта).
Важнейшая из полифонических форм — фуга (от латинского — «бегство»). Голоса фуги как бы вступают вдогонку друг за другом. Краткая, выразительная и легко узнаваемая при каждом своем появлении тема — основа фуги, её главная мысль.
Определение слова «Полифония» по БСЭ:
Полифония (от Поли… и греч. phone- звук, голос)вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов (родственный термин — Контрапункт). Их объединение подчиняется законам гармонии, координирующей общее звучание. П. противоположна гомофонно-гармоническому многоголосию, в котором главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. П. складывается из объединения свободных мелодико-линеарных голосов, получающих в произведении широкое развитие.В зависимости от мелодико-тематического содержания голосов различают: подголосочную П., образующуюся от одновременного звучания основной мелодии и её вариантов-подголосков. она характерна для некоторых народно-песенных культур, например русской, откуда перешла в творчество профессиональных композиторов. имитационную П., разрабатывающую одну и ту же тему, имитационно переходящую из голоса в голос. на этом принципе основаны формы Канона и фуги. контрастнотематическую П., в которой голоса проводят в одновременности самостоятельные, нередко относящиеся к разным музыкальным жанрам темы. этот род П. синтезирует тематический материал, служит сопоставлению и объединению различных его пластов.В музыке 18-20 вв. эти виды П. порой соединяются в сложных сплетениях. Таковы формы фуги и канона на две (три и т.д.) темы объединение имитационного развития с выдержанной самостоятельной темой, например Хорал (кантаты И. С. Баха), Пассакалья (П. Хиндемит) и др.Формы П. начиная с 12-13 вв. сильно менялись. Выделяются эпохи П. строгого стиля с вершиной в творчестве Дж. Палестрины и П. свободного стиля с вершиной в искусстве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, традиции которых продолжены В. А. Моцартом, Л. Бетховеном и композиторами последующего времени. В отечественной музыке П. занимает большее место в русском, украинском, грузинском народном творчестве, первый же взлёт профессионального искусства П. связан с музыкой партесного стиля (см. Партесное пение). Классическую форму русская П. получила в творчестве М. И. Глинки и последующих русских музыкальных классиков. П. — ведущий элемент музыкального языка композиторов 20 в., в частности И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина, П. Хиндемита, Б. Бриттена.Лит.: Танеев С., Подвижной контрапункт строгого письма, 2 изд., М., 1959. Скребков С., Учебник полифонии, 3 изд., М., 1965. Протопопов В. В., История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962. его же, История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII-XIX вв., М., 1965. Prout E., Counterpoint: strictandfree, L., 1890. Riemann H., Gro &beta.e Kompositionslehre. Bd 1-2, B. — Stuttg., 1903.Вл. В. Протопопов.
Полифония — не только про музыку
Вообще, термин полифонии применим ко многим видам искусства. В живописи — сочетание двух и более тем, образов одновременно, переплетение мотивов, смыслов.
В литературе — способ повествования, который включает в себя разнообразие одновременных точек зрения.
Даже в кино полифония — не редкость. Про неё так говорил великий режиссёр Андрей Тарковский«Я не верю в многослойность в кино. Полифония в кино рождается не в многослойности, а в чередовании и накоплении благодаря (кадр №n = к.№ 1+к. № 2+…к.№n) последовательному обогащению. И не только в этом. Многозначность образа — в качестве самого образа.»
Основы сведения музыки
Понятие «полифония» напрямую связано со сведением музыки и получением готового аудиотрека. Ранее мы узнали, что под полифонией подразумевается принцип сложения звуков (голосов и мелодий) на основе функционального равноправия. Это так называемое многоголосие, т.е. одновременное звучание двух и более мелодий и/или голосов. Полифония подразумевает гармоническое слияние нескольких самостоятельных голосов и/или мелодий в единое музыкальное произведение.
Собственно говоря, сведение музыки – это та же полифония, только на компьютере, а не на нотном стане. Сведение тоже предполагает взаимодействие минимум двух музыкальных линий – вокала и «минусовки» либо сопровождения музыкального инструмента. Если инструментов много, сведение превращается в организацию взаимодействия множества мелодических линий, каждая из которых может быть либо непрерывной на протяжении всего произведения, либо же появляться и периодически исчезать.
Если вы вернетесь чуть назад и посмотрите еще раз схематическое изображение полифонических приемов, то увидите много общего с интерфейсом большинства компьютерных программ, предназначенных для работы со звуком. Точно так, как большинство полифонических приемов изображено по схеме «один голос – одна дорожка», в программах обработки звука для каждой мелодической линии предназначена отдельная дорожка. Вот как может выглядеть простейший вариант сведения двух дорожек в программе Sound Forge:
Соответственно, если нужно будет свести, к примеру, голос, электрогитару, бас-гитару, синтезатор и ударные, дорожек будет 5. А если нужно будет сделать студийную оркестровую запись, там уже будет несколько десятков дорожек из расчета по одной под каждый инструмент.
Процесс сведения музыки – это не просто следование нотной записи и точное расположение начала и окончания музыкальных линий относительно друг друга. Хотя и это непросто, если в записи много шестнадцатых, тридцать вторых и шестьдесят четвертых нот, в которые «попасть» сложнее, чем в целые.
Само собой, саунд-продюсер должен услышать и нейтрализовать вкрапления посторонних звуков, которые могут появиться даже при записи в хорошей студии, не говоря уже о записях, сделанных в домашних условиях или, наоборот, во время концертов. Хотя, концертная запись тоже может быть очень качественной.
В качестве примера можно привести концертный альбом HAARP британской рок-группы Muse. Запись была сделана на стадионе Wembley. Тогда с разницей в 1 день прошли 2 концерта группы: 16 и 17 июня. Интересно, что для аудиоверсии на CD взяли запись от 16 июня, а для видеоверсии на DVD использовали запись концерта, прошедшего 17 июня 2007 года:
В любом случае звукорежиссеру или саунд-продюсеру придется немало поработать, чтобы даже хорошо записанное сложное многоголосие превратилось в полноценное законченное произведение. Это воистину творческий процесс, в котором приходится учитывать массу нюансов. Но, как мы уже многократно убеждались, музыка описывается вполне конкретными исчисляемыми категориями – герцами, децибелами и т.д. И критерии качественного сведения трека тоже есть, причем там используются и объективные технические, и субъективные художественные понятия.
Сложный контрапункт
Контрапункт — одновременное сочетание двух и более мелодий в голосах.
Принципы контрапунктирования
Полифоническое контрапункирование включает: ритмическое, мелодическое и звуковысотное соотнесение голосов.
Ритмическое соотнесение голосов — контраст ритмических рисунков в одновременно звучащих голосах
Осуществляется по принципу комплементарной (дополняющей) ритмики: оживленность движения в одном из голосов вызывает его замедление в другом и наоборот.Важно чтобы акценты в разных голосах не совпадали. . Мелодическое соотнесение голосов (также контрастное)
Мелодическое соотнесение голосов (также контрастное).
Контраст в мелодике:
направление мелодического движения (противоположное или косвенное голосоведение, параллельное движение голосов сводится к минимуму);
типы мелодического движения (плавное — скачкообразное);
звукорядный состав (диатоника — хроматика);
контрастность характера (жанровый “наклонений”, музыкально-ритолрических фигур);
неодновременность звуковысотных кульминаций, каденций, неодновременное вступление голосов.
Звуковысотное (гармоническое) соотнесение голосов основано на представлении о сочетании по вертикали как о наборе консонансных и диссонансных интервалов.
Простой и сложный контрапункт
Сложный контрапункт — соединение мелодий, которое при повторении дается с тем или иным изменением исходных соотношений..
Простой контрапункт — сочетания, не обладающее возможностью новых контрапунктических комбинаций.
Первоначальное соединение — исходное сочетание мелодий. Производное соединение — новая комбинация из тех же мелодий.
Полифония
Думаем, вам знакомо само слово “полифония”, и, возможно, вы имеете представление о том, что бы оно могло значить. Мы все помним всеобщий восторг, когда появились телефоны с полифонией, и мы наконец-то сменили плоские моно-мелодии на что-то более похожее на музыку.
Полифония – это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух или более мелодических линий или голосов. Полифония является гармоническим слиянием нескольких самостоятельных мелодий воедино. В то время, как звучание нескольких голосов в речи станет хаосом, в музыке такое звучание создаст нечто прекрасное и ласкающее слух.
Полифония может быть:
1. Подголосочной. Образуется, когда одновременно звучит и основная мелодия, и ее вариации-подголоски. Обычно такой вид полифонии встречается в народной музыке.
2. Имитационной. Такая полифония разрабатывает одну и ту же тему, которая имитационно переходит из голоса в голос. На таком принципе основаны:
- Канон – вид полифонии, где второй голос повторяет мелодию первого голоса с опозданием в такт или несколько, в то время, как первый голос продолжает свою мелодию. Канон может иметь несколько голосов, но каждый следующий голос все равно будет повторять изначальную мелодию
- Фуга – вид полифонии, в котором звучит несколько голосов, и каждый повторяет основную тему, короткую мелодию, которая проходит через всю фугу. Мелодия зачастую повторяется в немного измененном виде.
3. Контрастнотематической. В такой полифонии голоса производят самостоятельные темы, которые могут даже относиться к разным жанрам.
Упомянув выше о фуге и каноне, хотелось бы показать вам их более наглядно.
Канон Frère Jacques
Фуга до-минор, И.С. Бах
Виды полифонии
В дальнейшем в полифонии возникли определенные особые жанры. Это касается некоторых полифонических вариаций – чакона, а также пассакалья, инвенции и пьесы, которые использовали приемы имитации. Вершиной полифонического искусства считается фуга.
Фуга представляет собой многоголосую полифоническую мелодию, которую сочиняли, следуя особым и достаточно строгим законам. Один из таких законов гласит, что в основе этого музыкального произведения должна лежать яркая и очень хорошо запоминающаяся тема. Чаще всего можно встретить трехголосную либо же четырехголосную фугу.
Музыкальная полифония — это не просто звучание оркестра, важно, чтобы он играл одну мелодическую линию. При этом совершенно не имеет никакой разницы, сколько людей будут участвовать в подобном оркестре. Очень часто бывает так, что, когда несколько людей поет одну мелодию, то каждому хочется внести в нее что-то от себя и придать ей некоторый оттенок индивидуальности
Именно поэтому мелодия может как бы «расслаиваться» и превращаться из одноголосия в многоголосие. Такая его форма появилась достаточно давно и называется гетерофонией
Очень часто бывает так, что, когда несколько людей поет одну мелодию, то каждому хочется внести в нее что-то от себя и придать ей некоторый оттенок индивидуальности. Именно поэтому мелодия может как бы «расслаиваться» и превращаться из одноголосия в многоголосие. Такая его форма появилась достаточно давно и называется гетерофонией.
Другим и тоже древней формой многоголосия считается ленточная. Она представлена таким музыкальным произведением, в котором несколько голосов параллельно выполняют одну и ту же мелодию, но на разных частотах – то есть один поет несколько выше, а другой ниже.
Мелодика строгого стиля
Стоит остановиться на строгом стиле. Строгое письмо – это стиль полифонической музыки эпохи Ренессанса (XIV-XVI ст.), который разрабатывался нидерландской, римской, венецианской, испанской и многими другими композиторскими школами. В большинстве случаев этот стиль был предназначен для хорового церковного пения а капелла (то есть пение без музыки), реже строгое письмо встречалось в светской музыке. Именно к строгому стилю относится имитационный вид полифонии.
Для характеристики звуковых явлений в теории музыки используются пространственные координаты:
- Вертикаль, когда звуки сочетаются одновременно.
- Горизонталь, когда звуки сочетаются разновременно.
Чтобы вам было проще понять разницу между свободным и строгим стилем, давайте разберем из различия:
Строгий стиль отличается:
- Нейтральной тематикой
- Одним эпическим жанром
- Вокальной музыкой
Свободный стиль отличается:
- Яркой тематикой
- Разнообразием жанров
- Сочетанием и инструментальной, и вокальной музыки
Строение музыки в строгом стиле подчиняется определенным (и, конечно же, строгим) правилам.
1. Мелодию нужно начинать:
- с I или V
- с любой счетной доли
2. Заканчиваться мелодия должна на I ступени сильной доли.
3. Двигаясь, мелодия должна представлять собой интонационно-ритмическое развитие, которое происходит постепенно и может быть в виде:
- повторения исходного звука
- отхода от исходного звука вверх или вниз по ступеням
- интонационного скачка на 3, 4, 5 ступеней вверх и вниз
- движения по звукам тонического трезвучия
4. Стоит часто задерживать мелодию на сильной доле и употреблять синкопы (смещение акцента с сильной доли на слабую).
5. Скачки нужно сочетать с плавным движением.
Как видите, правил достаточно много, а это только основные.
Строгий стиль имеет образ сосредоточения и созерцания. Музыка в данном стиле имеет уравновешенное звучание и совершенно лишена экспрессии, контрастов и любых других эмоций.
Вы можете услышать строгий стиль в хорале Баха “Aus tiefer Not”:
А так же влияние строгого стиля можно услышать в поздних произведениях Моцарта:
В XVII веке строгий стиль сменился свободным стилем, о котором мы упомянули выше. Но в XIX веке некоторые композиторы все еще использовали технику строгого стиля, чтобы придать старинный колорит и мистический оттенок своим произведениям. И, несмотря на то, что строгий стиль в современной музыке не услышать, он стал основателем существующих на сегодняшний день правил композиции, приемов и техник в музыке.
Источник статьи: http://say-hi.me/music/teoriya-muzyki-muzykalnoe-izlozhenie-polifoniya-strogij-stil.html
Виды сложного контрапункта
Прямые и противоположные перестановки
Вертикально подвижной контрапункт основан на перемещении контрапунктирующих мелодий на гармонический интервал. Высота между голосами меняется. Прямые перестановки — это сближение или удаление голосов относительно друг друга без обмена партиями (верхний остается верхний, нижний — нижним). Противоположный контрапункт — голоса меняются местами.
Пример противоположного контрапункта:
Пример прямой перестановки (интервал может быть любой)
При перестановке важно следить за обращением интервалов. Чтобы консонансы не стали диссонансами и наоборот
В двойном (два голоса) контрапункте наименьшие ограничения создает перестановка на октаву (интервалы сохраняют свое качество). Исключение в этом случае — кварта, которая при обращении дает квинту (при этом применение двух кварт подряд даст параллельные квинты, что недопустимо).
Вертикальные перестановки в многоголосии (больше трех голосов)
Наиболее распространенный вид многоголосных вертикальных перестановок — тройной контрапункт.
Пример тройного контрапункта —фрагмент трехголосной инвенции Баха f-moll (Симфония №9)
Четверной контрапункт также применяется, но реже. Пятерной контрапункт почти не встречается в классической музыке. Уникальный образец пятерного контрапункта в коде симфонии “Юпитер” В. А. Моцарта.
Его схема:
Горизонтально-подвижной контрапункт
Это контрапункт с изменением расстояния между вступлениями контрапунктирующих мелодий
В производном соединении одна из мелодий или обе перемещаются по горизонтали вперед или назад по сравнению с первоначальным сочетанием.
Контрапункты, допускающие удвоение
Этот вид близок вертикально-подвижному контрапункту. В нем удваивается голос на терцию, сексту или дециму. Пример — фуга И. С. Баха g-moll II.
Обратимый контрапункт
Этот вид контрапункта основан на преобразовании мелодии.
Виды преобразований мелодии:
Инверсия —— воспроизведение мелодии с изменением направления каждого из ее интервалов.
Ракоход — воспроизведении мелодии от конца к началу
Ракоходная инверсия — сочетание инверсии и ракохода.
В зависимости от способа преобразования мелодий различают контрапункты:
основанные на инверсии (или зеркальный);
ракоходный;
сочетающий признаки и того и другого — ракоходно-инверсионный или вдвойне-обратимый.
Зеркальный контрапункт
Это самый распространенный вид обратимого контрапункта. Голоса в этом виде контрапункта симметрично меняются местами (противоположная перестановка). При этом мелодия каждого голоса представляется в перевернутом виде (инверсии).
Его особенность — неизменность интервального соотношения между голосами в первоначальном и производном соединениях. Часто этот контрапункт сочетается с вертикально-подвижным, тогда интервальное расстояние меняется.
Пример зеркального контрапункта — Фуга C-dur I И. С. Баха
Ракоходный контрапункт. Вдвойне-обратимый контрапункт.
Наибольшее распространение — в музыке XX века (Хиндемит “Ludus tonalis” Fuga in F).
Контрапункт с ритмическим преобразованием
К ритмическим преобразованиям относятся: увеличение, уменьшение, изменение метра.
Увеличение — воспроизведение мелодии длительностями большими, нежели в ее первоначальном изложении.
Уменьшение, соответственно, — воспроизведение мелодии длительностями меньшими, чем в первоначальном изложении.
Примечания
- Большая российская энциклопедия (Т.26. Москва: БРЭ, 2014, с.702) фиксирует в этом слове единственное ударение, на «о».
- Музыкальный орфографический словарь (М.: Современная музыка, 2007, с.248) показывает только одно ударение — на «о».
- М. В. Зарва. Русское словесное ударение (2001, с. 388) фиксирует единственное ударение на «и»
- Большой толковый словарь русского языка (гл. ред. С. А. Кузнецов. Норинт 2000. С. 902) фиксирует единственное ударение на «и»
- фиксирует единственное ударение на «и» с оговоркой, что «в речи музыковеда К. Аджемова зафиксировано ударение на «о».
- ↑ даёт единственное ударение — на «о».
- Полифо́ни́я // Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1993. — С. 1032. указано два ударения — на «о» и на второе «и»
- М. В. Зарва. Русское словесное ударение (2001, с. 388)
- Большой толковый словарь русского языка (гл. ред. С. А. Кузнецов. Норинт 2000. С. 902)
- Полифония // : / гл. ред. С. И. Вавилов. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1949—1958.
- Полифони́я // Энциклопедический музыкальный словарь / Авт.-сост. Б. С. Штейнпресс и И. М. Ямпольский / отв. редактор Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1959. — С. 211.
- Протопопов В. В. Полифо́ни́я // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4. — С. 344.
- Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с.432-433.
- Захаров В.Н. Система жанров Достоевского: Типология и поэтика. Л.: Изд. Лен. ун-та., 1985. — С. 138.
- Тамарченко Н.Д. О принципах типологии романа в работах М.М. Бахтина / Природа художественного целого и литературный процесс. — Кемерово: КемГУ, 1980. — С. 27-34.
Критерии качественной аудиозаписи
Эти критерии разработала существовавшая во второй половине 20 века Международная организация телевидения и радиовещания (OIRT), и они известны как Протокол OIRT, а положения Протокола и сегодня берут за основу оценки качества аудиозаписей многие структуры. Рассмотрим вкратце, каким же критериям должна соответствовать качественная запись согласно этому Протоколу.
Обзор положений Протокола OIRT:
1 |
Пространственное впечатление – подразумевается, что запись должна звучать объемно и естественно, эхо не должно заглушать звук, реверберационные отражения и прочие спецэффекты не должны мешать восприятию музыки. |
2 |
Прозрачность – подразумевается разборчивость текста песни и различимость звучания всех и каждого участвующего в записи инструмента. |
3 |
Музыкальный баланс – комфортное соотношение громкости голосов и инструментов, различных частей произведения. |
4 |
Тембр – комфортное звучание тембра голосов и инструментов, естественность их сочетания. |
5 |
Стереофоничность – подразумевается симметрия положения прямых сигналов и отражений, равномерность и естественность расположений звуковых источников. |
6 |
Качество звукового образа – отсутствие дефектов, нелинейных искажений, помех, посторонних шумов. |
7 |
Характеристика исполнения – попадание в ноты, ритм, темп, верное интонирование, хорошая ансамблевая сыгранность. Допускается отклонение от темпа и ритма с целью достижения большей художественной выразительности. |
8 |
Динамический диапазон – подразумевает соотношение полезного сигнала и шумов, соотношение уровня звука на пиках и самых тихих участках записи, соответствие динамики предполагаемым условиям прослушивания. |
Соответствие критериям Протокола оценивается по 5-балльной шкале. Наиболее четко Протоколу OIRT следуют при оценке классической, народной и джазовой музыки. Для электронной, поп- и рок-музыки единого протокола оценки качества звучания не существует, а положения Протокола OIRT носят более рекомендательный характер. Так или иначе, чтобы сделать качественную запись, нужны определенные технические условия. Поговорим о них подробнее.
Полифония строгого стиля
Полифония строгого стиля появилась в эпоху Ренессанса (пятнадцатый-шестнадцатый века).
Жанры — вокально-хоровые: мессы, мотеты, шансон, позже — мадригал и инструментальные ричеркары, канцоны, фантазии, токкаты.
Полифония строгого стиля все еще основана на cantus prius factus и системе восьми григорианских ладов (в шестнадцатом веке расширена до 12), также остаются от предыдущих эпох композиция и составление многоголосия из интервальных пар. В качестве новшества появляется новый интервальный состав вертикали.
Вертикаль в ПСП.
Совершенные консонансы (октава, квинта, кварта) теперь применяются в основном в начальных и заключительных моментах композиции или во внутренних цезурах (в современном понимании — каденциях). Появляются несовершенные консонансы (терции, сексты и их производные).
Диссонансы строго регламентируются (проходящий и вспомогательный диссонансы могут появляться только на метрически слабых долях, задержание — на сильной и относительно сильной доле). Исключается свободное применение диссонансов (секунд, септим, нон, а в двухголосиях — кварт).
Диссонанс должен отвечать следующим правилам:
быть приготовленным (до этого присутствовать в качестве консонанса) и должен разрешаться. Два диссонанса подряд в одной паре голосов запрещаются.
https://www.youtube.com/watch?v=F4_t6UvEeac&ab_channel=mracquaefuoco (месса построена на основе григореанского хорала).
Каноны в ПСП развиваются, появляются: двойные, тройные, четверные, зеркальные (вертикально-инверсионные и ракоходные), пропорциональные и т.д.
Как написать мелодию в строгом стиле
«Произведения эпохи строгого стиля поражают возвышенностью полета, суровым величием, какою-то лазурной, безмятежной чистотой и прозрачностью”
Полифония Возрождения (Строгий стиль)
Строгий стиль – так именуется эпоха расцвета полифонического искусства с середины XV до конца XVI века. В это время были найдены и теоретически осмыслены важнейшие средства полифонии: контрапункт, имитация, канон. Музыка строгого стиля регламентируется системой строгих правил и норм, связанных прежде всего с вокальной природой этого искусства.
- Исполнительский состав – хор a capella с его как бы нематериальной звучностью.
- Образный строй – возвышенный и сдержанный; отсутствуют контрасты, яркие нарастания и кульминации; музыка течёт сосредоточенно и плавно.
- Ладовая основа – система диатонических семиступенных ладов: I – дорийский, II – гиподорийский, III – фригийский, IV – гипофригийский, V – лидийский, VI – гиполидийский, VII – миксолидийский, VIII – гипомиксолидийский. Основные ладовые категории средневековых ладов: финалис (конечный тон), амбитус (объём напева), реперкусса (тон повторения, псалмодирования). Соотношение финалиса, амбитуса и реперкуссы образует основу структуры каждого лада.
Мелодика спокойная, плавная, уравновешенная . Диапазон не должен превышать дуодецимы. Основой мелодии является поступенное движение: ход более, чем на секунду считается скачком. Скачок не должен превышать квинту (возможен восходящий скачок на малую сексту и чистую октаву). Скачок должен быть уравновешен движением в противоположном направлении. Запрещены хроматизмы, секвенции, повторы звука, скачки на увеличенные и уменьшённые интервалы, поступенные ходы, обрисовывающие тритон. Примеры мелодий строгого стиля
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
– метр 2/1 (CC), 3/1, 4/1, 2/2, 3/2, 4/2(С), реже 5/2, 6/2;
– длительности крупные: бревис, целые, половинные, четверти;
– постепенный переход от крупных длительностей к мелким на слабой доле
– дробление сильной доли возможно, если весь такт заполнен равными короткими длительностями или если сильная доля слигована с предыдущей
– нельзя слиговывать короткие ноты с длинными на сильном времени
– мелодии в разных голосах складываются из фраз разной длины, слоги текста и словесные ударения в разных голосах также не совпадают – всё это вместе с разновременностью вступлений и каденций сглаживает регулярную метрическую пульсацию, создаёт впечатление метрической свободы и текучести.
Созвучия характеризуются стремлением к простоте и полнозвучию. Консонансы преобладают. Диссонанс обязательно готовится и разрешается в консонанс. Вертикаль трактуется как сумма интервалов. Уступая функциональной гармонии в динамике и функциональной ясности, строгий стиль выигрывает в выборе созвучий и нестандартности их последования.
Выполните задания
1. Пропойте или сыграйте мелодии в ключах До:
Источник статьи: http://ludustonalis.jimdofree.com/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C/