Популярное за 7 дней
Какие головные уборы в Церкви допустимы для женщин помимо платка?
14.12.22 10:09
Мудрость царей: Притчи Соломона
14.12.22 22:21
Зима в работах Шишкина
20.12.22 11:07
19 декабря – день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
19.12.22 11:07
Открытки с блестками — кощунство или выражение чувств?
14.12.22 11:54
Открытое обращение Священного Синода УПЦ к Президенту Зеленскому
20.12.22 15:35
Украинский вопрос исчерпан и не будет возвращен на рассмотрение Синода − иерарх Кипрской Церкви
15.12.22 16:32
Как нам стать достойными учениками святителя Николая и спастись?
19.12.22 10:59
18 декабря — день памяти преподобного Саввы Освященного
18.12.22 07:45
Гнев святого Николая
18.12.22 08:00
Респонсорный вид
Если перевести термин «responsum» на русский язык, получится слово «ответ». Святой текст здесь также может озвучиваться двумя способами:
- Текст прошения сопровождается ответом либо воззванием священника.
- Стихи произносятся певцом по порядку, а хор отвечает дублированием первых возглашенных строчек.
Повторение может дублироваться двумя хорами попеременно. В финале начало первого стиха псалмодируется, а хор отвечает главному исполнителю произнесением второй половины. Прокимны поются именно таким способом. Суммируем: данный тип хорового творчества является комбинацией ипофонического и антифонного пения с вкраплениями псалмодирующего чтения.
Иудея и Ислам
Из Библии можно узнать, что музыка пришла в израильские храмы ещё при царе Давиде. Для сопровождения богослужений при каждом храме в обязательном порядке находился свой оркестр. Единственным жанром тогда были псалмопения, исполнявшиеся солистом или хором.
После того как римляне в начале первого тысячелетия разрушили Иудейский Храм, начала развиваться синагогальная музыка. Молитва стала новым духовным жанром и заменила традиционные жертвоприношения.
В отличие от храмовых песен, сопровождаемых огромным оркестром из десятков инструментов, синагогальные богослужения проходили без музыки. Традиционным стало мелодичное чтение речитативом. В Средние века возникает новый жанр — пиют, являющийся своеобразным духовным гимном.
Уже более семи сотен лет традиционным для мусульманской культовой музыки является Каввали. В исполнении главным образом участвуют мужчины, поющие на несколько голосов под аккомпанемент народных инструментов. Сегодня произведения в этом интересном жанре можно услышать не только во время ритуальных обрядов, но и в повседневной жизни.
Форма гимнографии как традиция григорианской музыки
«Членение артикуляции в григорианской музыке производится написанным текстом, создающим некоторые структурные типы, наиболее распространенными из которых являются псалом и встречавшийся нам уже гимн, которые употребляются в богослужебном пении в качестве некоторых типов литаний и секвенций».
Наиболее важными собраниями григорианского пения являются градуалы, используемые в праздничных богослужениях и антифонарии, которые включают антифоны, респонсории и псалмы, чьи тексты включены в бревиарий, в отличие от градуалов.
Теоретикгригорианский музыки Гвидо д’Ареццо выделяет три типа песнопений:
а) Песнопение прозаическое в свободном ритме;
б) Песнопение метрическое, размеренное;
в) Песнопения лирические, исполняемые в различных ритмах.
Изначальная форма григорианского хорала — это мелодийная форма, выражающая как в византийской традиции все песнопения в монодии, структурирована в четырех автентических и четырех плагальных модуляциях. Григорианская монодия общепринято называется кантом. Самыми популярными формами гимнографических григорианских монодий являются: TeDeum(«Тебе Бога хвалим», Амвросианский гимн), Gloriain Excelsis Deo(«Слава в вышнихБогу», ангельский гимн), также известный как Великое славословие и Sanctus («Свят, Свят, Свят», гимн Серафимам).
Мелодия или монодия строго следует ритму латинской прозы и перенос ее развитию, зачастую линейному, приглашая к созерцанию. Григорианская монодия точно так же, как и византийская, происходит от еврейского речитатива, восходящего к 700 году, и присутствует в среде французских монахов бенедиктинцев.
Позднее в григорианскую музыку приходит полифония. Поскольку мелодия канта меняться не может, он становится кантусфирмус (CantusFirmus): к нему параллельно присоединяется голос, в октаву, кварту и квинту. Так появились канты в 2 голоса (organum), в 3 голоса (triplum)и в 4 голоса (quadruplum).
Хор григорианских монахов
Знаменный распев
Древнерусская богослужебная традиция — так называемый знаменный распев (название происходит от знаков, по-славянски «знамен», которыми записывалась музыка) — в силу обстоятельств Крещения Руси сложилась на основе византийской церковной культуры, несмотря на возможный и отчасти подтвержденный контакт с традицией западного григорианского одноголосного пения Григорианское пение — литургическое одноголосное пение, принятое в Римско-католической церкви. Название получило благодаря папе Григорию I Великому (590–604), собравшему песнопения литургического обихода воедино. на самом раннем этапе. Первоначально службы в Русской церкви совершались на греческом языке и греческими певчими. В Повести временных лет говорится о прибытии в Киев после официального принятия христианства «епископа корсуньского с попы царицины», то есть духовенства и клира греческого происхождения.
Вплоть до XI века, по всей вероятности, древнерусское церковное пение развивалось в устной форме. Во всяком случае, первая рукопись, в которой записаны песнопения на славянском языке со знаками нотации, указывающими на определенные мелодии, датируется только рубежом XI–XII веков «Типографский Устав: Устав с кондакарем» (конец XI — начало XII века) — самая древняя славянская певческая рукопись.. Восприняв и усвоив основные черты византийской церковно-певческой традиции (система осмогласия, форма нотации, разнообразные стили распевания и текстов и особые жанры), древнерусское церковное пение с течением времени преобразилось по содержанию, поскольку развивалось в другой культурной среде. По этой причине классический знаменный распев, который сложился к XV веку (и песнопения которого, в отличие от более древних образцов, могут быть расшифрованы), имеет существенные отличия от своих византийских прототипов. Например, появились своеобразные, присущие русской музыкальной традиции, интонации; некоторые знаки нотации были переосмыслены, или их значение поменялось.Пасхальные стихиры (знаменный распев)Исполнение: Константин Павлов. Рижская старообрядческая община (запись Татьяны Владышевской, 1969 год). Т. Ф. Владышевская Важная особенность знаменного пения, заимствованная из византийской традиции, заключалась в использовании корпуса определенных мелодических формул — «попевок», музыкальных фраз, характерных для определенного гласа (напева). Из них, как в стихотворении, которое состоит целиком из строк других стихотворений (центон), складывалась собственная композиция песнопений.
До середины XVI века все сочинения знаменного распева оставались анонимными, однако на протяжении XVI–XVII веков появляются разнообразные варианты уже сложившихся традиционных песнопений знаменного распева с указанием «ин роспев», «ин розвод» (то есть «другой распев», «другое толкование») или даже с надписанием происхождения распева («троицкий», «кириллов», «усольский») или имени распевщика («Христианинов», то есть священника Феодора Крестьянина; «Исайи Лукошко»; «Варлаамово», то есть архимандрита Варлаама (Рогова). Несмотря на то что роль авторского начала сводилась либо к изменению композиции (смене традиционной последовательности «попевок»), либо к вариантному пропеванию некоторых мелодических оборотов, эти изменения в певческой культуре свидетельствуют о постепенном переходе от средневековой эпохи к Новому времени.
Христианская традиция
Христианская духовная музыка отличается невероятным разнообразием: от канонической до весьма свободной, исполняемой на популярные мотивы. Благодаря реформаторским веяниям и сотрудничеству с видными светскими композиторами, она прошла огромный путь от одноголосного пения до сложнейших полифонических концертов, стала более близка людям и оказала неоценимое влияние на мировую культуру.
Жанры зарубежной сакральной музыки:
- месса;
- реквием;
- псалом;
- секвенция;
- пассионата;
- хорал.
Список православных жанров:
- величание;
- кондак;
- всенощная;
- стихара;
- литургия;
- тропарь.
Кратко говоря, православная и католическая музыка отличается глубокой торжественностью и печалью. Она должна напомнить верующим о страданиях Иисуса Христа и преподать урок из Священного Писания. Слушая церковные песнопения и величественные звуки органа, человек просто обязан проникнуться вечным и понять всю второстепенность земного бытия.
Что такое церковные песнопения
Что же представляло собой (и представляет) песнопение церковного характера? Это христианское вокальное искусство, применяемое в богослужении. Древнейшей разновидностью этого искусства историки признают псалом — хвалебную песнь, встречающуюся в Псалтири. Простейшим чтением молитвы считается литургический речитатив. Исполнение кондака относится к категории широких распевов, перемежающихся мелодичными инсталляциями.
Занимаются храмовым песнопением как отдельные исполнители, так и большие коллективы (хоры). В старину проходили даже состязания хоров, так называемые духовные концерты. Со временем религиозная музыка превратилась в сложное искусство, вышедшее за рамки чтения тропаря. Сейчас это искусство стало предметом, изучаемым в духовных семинариях.
Музыка и песни — Православные аудиокниги
Иерей Георгий Галахов живет в г. Рязани и служит в Вознесенском храме. Кроме духовного имеет высшее музыкальное образование – окончил Воронежский государственный институт искусств. Многие годы работал певцом, хормейстером, регентом, священником-регентом.
Альбом песен протоиерея Олега Скобли «Крестный ход».
Сборник духовных песен протоиерея Олега Скобли «Земля обетованная».
Протоиерей Олег Скобля — настоятель храма свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы г. Санкт-Петербурга. В музыкальном творчестве отца Олега сведены воедино пастырское служение и искусство.
Альбом песен Светланы Копыловой «Ностальгия».
Альбом «О Тебе пою…» Просто песни.
Альбом «Не обижайте матерей». Песни о семье и матери.
Альбом песен Светланы Копыловой «Ювенальная юстиция или гражданская позиция».
Альбом автора и исполнителя духовных песен священника Георгия Галахова. Рязань, 2016 год.
Эти песни — о жизни и о смерти, о детстве и о старости, о том внутреннем диалоге человека с Богом, который приводит к покаянию, как единственному средству получения душевного мира, успокоения и изменения себя для жизни в Вечности.
Альбом «Друг мой Небесный» посвящен тому самому Другу, который есть у каждого из нас, если мы крещены Святым Крещением, но которому мало, или совсем не внимаем подчас, а ведь Он и есть самый настоящий Друг.
Иеромонах Роман (Александр Матюшин) родился в 1954 г., в семье сельской учительницы. Учился в университете, преподавал в школе. В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 рукоположен во иеромонахи.
Пасха светлая, Пасха красная! Ах, как сладко поют соловьи! И встает над землей утро ясное В дивном свете Христовой любви!
Дорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию рингтоны на православную тематику. Рингтон — это короткое музыкальное произведение, которое устанавливается в качестве мелодии при входящем телефонном звонке. Также мелодии можно установить в будильник.
Мужской хор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии.
Сборник песен православной певицы Светланы Копыловой на стихи современных авторов.
Вдоль трассы, где рекламные щиты Глазам не верю: неужели царь? Портрет знакомый… Милые черты… Под ним слова: Прости нас, Государь!
Протодиакон Михаил Спельник — известный автор-исполнитель православной песни, удостоенный государственного звания Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Песни протодиакона Михаила Спельника.
Ценности православных произведений искусства
Всенощное бдение (Всенощная) является православной службой, соединяющей в себе великую вечерню, утреню и первый час. Уже с XVIII столетия русскими композиторами начали создаваться на их основе произведения для концертного исполнения. Шедеврами жанра становятся Всенощные, написанные П. Чайковским и С. Рахманиновым.
В XVII столетии в России возник жанр духовных концертов, символизирующий соперничество хоров. Сначала этот вид считался исключительно церковным и напоминал богослужебные православные традиции. Он не предусматривал инструментального сопровождения, а представлял собой утвердившееся в церкви тех времен партесное многоголосное пение. Классическими являются произведения, созданные Д. Бортнянским.
Антифонный вид
«Антифон» в переводе с греческого означает «противогласие». Хор условно разделяется на две части — левую и правую. Исполнители усаживаются по разные стороны иконостаса и начинают петь. Вокальные партии исполняются по очереди. Антифонный вид религиозного вокала отлично подходит для исполнения стихиры. Таким образом, получается диалог певческих групп, направленный на максимально качественное исполнение длинных произведений.
Сейчас принцип двухорности встречается крайне редко. Эта разновидность храмового пения почти исчезла после 1917 года. Если хотите услышать, как люди поют антифонно, поезжайте в Грецию.
Гимнический песенный вид
Если песнопенье необходимо исполнить без перерывов, на едином дыхании, лучшим решением будет гимнический вид. С применением данной техники исполняются такие произведения, как «Свете тихий» и «Херувимская песнь». Этот тип подходит и для литургических песнопений, а также для утрени и вечерни. Когда священник хочет провести церемониальное действие, он тоже выбирает гимническую разновидность церковного вокала. Примером могут служить:
- Торжественный проход служителя сквозь царские двери.
- Облачение архиерея.
Помимо кондака, литургий и стихиров в православных храмах нередко исполняется акафист. Название имеет древние корни — греческое слово «кафизо» переводится как «сажусь». Это песнь, носящая благодарственно-хвалебный характер. Акафисты славят Иисуса Христа и Богородицу и состоят из 25 строф. А вот сидеть при исполнении этих произведений запрещается.
От первых песнопений до новых жанров
В церковной музыкальной традиции Византии после принятия христианства сложился свой круг богослужебных песен. Они представляли собой своеобразное продолжение иудейской культуры, в том числе псалмов и прочих культовых распевов.
Особенности византийской традиции:
- Главенство слова.
- Акапельное исполнение, исключавшее любые музыкальные инструменты.
- Преобладание текста, несущего основную нагрузку, над мелодией.
- Очевидная взаимосвязь интонации песни с её смыслом.
- Плавное и последовательное течение мелодии.
Ответвление византийской школы в виде исполнения православных молитв распространилось на Руси после крещения. Прошло совсем немного времени и первоначальные формы духовной музыки трансформировались в так называемый знаменный распев, имеющий древнерусские корни.
Западноевропейские системы пения:
- В католической традиции появляется связанный с римским папой Григорианский хорал (VII век).
- Развитие полифонии или «органум» (IX век).
- Многоголосый дискант (XII век).
- Более поздним жанром духовной музыки, отличающимся сложностью форм, является месса, возникшая позже.
Начиная с XI столетия, в храмы Европы приходит музыкальное сопровождение в виде органа. Другие инструменты не допускались к духовному миру ещё несколько сотен лет. Первое струнное произведение, церковная соната, прозвучало лишь в XVII веке. В то же время православие остаётся более консервативным, продолжая вокальную традицию Византии.
Основные этапы в истории российской церковной музыки:
- Происходит отказ от немецкого влияния и возвращение национальной гармонии.
- Поиски собственного стиля в творчестве русских композиторов.
- Объединение традиционных религиозных произведений с народным творчеством.
- Развитие новых, более свободных форм вокального исполнения.
- Перерыв связанный с коммунистическим режимом.
- Возрождение.
На сюжеты и образы духовной музыки западной и центральной Европы значительно повлияли светские композиторы, например, Бах, Моцарт, Вивальди и многие другие. Развитие протестантизма послужило к ещё большему смешению церковного и мирского. Возникли совершенно новые тенденции и жанры, вмещавшие в себя самые разные стили: от популярных произведений до африканских напевов. В 1971 году на Бродвее был поставлен знаменитый мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда».
Музыка в христианском богослужении
С развитием и утверждением христианского богослужения, с появлением первых гимнографических форм в византийской Литургии музыка также облекается в мелодические формы христианской гимнографии. Впервые музыкальный элемент в христианском богослужении мы встречаем в Евангелии от Матфея, который сообщает, что на Тайной вечери пелись псалмы (Мф. 26;30), гимны и молитвы сопровождали хваления апостолов (Деян. 16;25).
Апостол Павел приводит дополнительные сведения о присутствии музыки в христианских собраниях, сам являясь автором двух знаменитых гимнов: гимна любви (1 Кор. 13) и гимна«Тайна истинной веры» (1 Тим. 3;15).
Дело в том, что первые христиане никогда не исключали музыкальный элемент из христианского богослужения, наоборот максимизировали его, учитывали чрезвычайную важность в богослужебном почитании и Литургии. Христианская музыка основана на двух главных источниках
Христианская музыка основана на двух главных источниках
а) еврейский источник;
б) греческий источник или греческая традиция;
Что касается еврейской традиции, то она сыграла решающую роль и стимулировала последующую христианскую музыкальную культуру. «В самом сердце древнееврейского богослужения, в атмосфере идей и верований Закона Моисеева в постоянном внимании к требованиям и религиозной практике иудаизма, христианствосоздает свои праздничныебогослужения, испытывая непосредственное влияние, даже принимая целые части еврейской литургии, превращая, преобразуя их в то, что станет впоследствии христианским богослужением».
Поворотным и отделяющим фактором ранних христиан от еврейской музыкальной традиции остается псалмодия. Термин «псалмодия» происходит от греческого ψαλμωδιαи обычно означает, «пение псалмов», «монотонно», на одной мелодии, rectotonо.
Псалмодия из монотонной структуры развивается в разнообразные интонации, от литургического речитатива мелизматическог опения к более детализированному пению. Псалмодии имеют две формы: респонсории и антифоны.
Греческий элемент, взятый ранними христианами в литургическую музыку, создал византийскую монодию, структурированную греческими столпами, способствуярождению византийской музыки, а затем и византийской традиции в 3 музыкальных жанрах: диатоническом, хроматическом и энгармоническом и 4 стилях изложения: речитатив, ирмологий, стихиры иантифоны.
Все вышеизложенное относится к восточной традиции, православной церковной музыке. Религиозная музыкальная культура знает и другую церковную традицию, западную, известную как григорианский хорал.
Этот термин охватывает весь репертуар церковной музыки западного, латинского католического обряда, который начал организовываться и кристаллизоваться в VI–VII вв., развивался и испытывал влияния, пока не принял определенной формы к XI в. Название термина «Григорианский хорал» происходит от имени папы Григория I, называемого Великим (ум. 604 г.), который во время своего епископства реорганизовал и объединил церковные песнопения на основе географических регионов, отсюда и наименование: Амвросианское пение, Галликанское, Мозарабское и т.д. Музыкальные и литургические реформы, инициированные папой Григорием I, были направлены на достижение «европейского единства в вере и правах, свободе и уважении к человеку».
Григорианская реформа повлияла также и на византийскую музыку. Можно сказать, что дух европейской мысли на Востоке (Византийский) и Западе (латинский) положит свой отпечаток на дальнейшее развитие музыкальной культуры христианской Церкви.
Хор Ионинского монастыря, поет и византийские напевы
Духовные стихи
Духовные стихи — песни калик перехожих, скитские песни старообрядцев, псалмы (переложение псалмов царя Давида на стихотворный лад). Духовные стихи пелись под разные музыкальные инструменты, в основном жалейки, гудки, колёсные лиры или гусли. Духовные стихи исполнялись каликами перехожими — калечными людьми, не имеющими другой возможности заработать себе на хлеб. Калики перехожие совершали паломничества к святым местам, были очень честными людьми.
В конце XX века широкую популярность приобрели духовные песнопения, исполняемые на эстраде. Некоторые известные исполнители эстрадных православных песнопений: архидиакон Роман (Тамберг), иеромонах Роман (Матюшин), иеромонах Фотий (Мочалов), диакон Николай Червон, Жанна Бичевская и другие. За духовные стихи, песнопения и сценические постановки берутся многие прославленные музыкальные ансамбли и хоровые коллективы.
Основные жанры
Чтобы лучше разобраться в понятии религиозной музыки, необходимо более внимательно рассмотреть её разновидности. Каждая традиция имеет свои особенности, отличаясь содержанием и формой выражения.
Описание основных жанров:
- Псалом — универсальная музыкальная форма, встречающаяся в иудаизме и христианстве, созданная на основе ветхозаветной книги Псалтири. В основе этого жанра лежит текстовая составляющая. Из библейских стихов родилось несколько видов песнопений: градуал, тракт, аллилуйя и антифон. Со временем они развивались и стали исполняться многоголосо под аккомпанемент органа и струнных инструментов.
- Религиозный гимн — торжественное произведение, прославляющее бога, святых и прочих сакральных персонажей. Жанр отличается от других своей величественностью и невероятной силой. Его предназначение заключается в поднятии духа верующих и воодушевлении на подвиги во имя божества.
- Месса — отличный пример духовной музыки, представляющий собой полифоническое пение молитвенных текстов под инструментальный аккомпанемент. Изначально они сочинялись исключительно для проведения католических служб, но со временем эволюционировали в сочинения для концертов, не связанные с церковью.
- Реквием в узком понимании — католическая заупокойная служба, предназначавшаяся для отпевания усопших. В более широком смысле — это разновидность траурной музыки, зачастую не связанная с богослужением. К этому жанру обращались практически все известные композиторы.
- Мотета — довольно необычный вид хорового пения, возникший в XIII веке. Произведения этого жанра не имеют чётких церковных предписаний, являя собой мелодичное распевание светских текстов. Благодаря тому, что каждый участник хора исполняет свою партию, возникает очень своеобразная полифония и затрудняется слуховое восприятие текста.
- Новая эра или New Age — современные музыкальные произведения, представляющие собой симбиоз электроники, классики и этнического звучания. Тексты могут быть самые разнообразные, в том числе на вымерших или несуществующих языках.
Формы гимнографии и византийская монодия
В чем состоит специфика традиционной византийской музыки, сформировавшей гимнографию и монодии? Гимнография, как процесс развития традиции Церкви, сконцентрировала и выработала в форме гимнов, православное, догматическое учение веры, зафиксированное Вселенскими Соборами, творениями святых отцов и церковных писателей, канонами Вселенских Соборов и Поместных Церквей. В этом контексте можно говорить о догматической, канонической и литургической традиции Восточной Церкви, возникшей в византийской музыке в ее гимнографическом наследии.
а) Тропарь является старейшей, простейшей, самой маленькой и наиболее значимой формой единого гимнографического блока, образовавшегося путем развития обращения, призывания и восхваления. Появляется в V в. и эквивалентно наименованию стихир, концентрируя догматические положения против несториан и евтихиан….
б) Кондак — это гимн, состоящий из различного количества строф (между 18 и 30), которые имеют одинаковую структуру ритма. Каждая строфа тропаря имеет одинаковое число стихов. Первая строфа — это Ирмос. Эта гимнографическая форма появляется в VI в. Первым известным кондаком были кондак Романа Сладкопевца «Дева днесь» и ирмос Акафиста «Взбранной Воеводе».
в) Канон является самой пространной и сложной формой литургической гимнографической традиции, составленный как стихотворение из девяти песней, каждая из которых имеет по три тропаря, имеет равное количество слогов в первом гимне, который называется «ирмос» или «катавасия».
Среди авторов канонов упоминают Великий канон святого Андрея Критского, читаемый в первую и пятую неделю Великого Поста.
Все формы византийской гимнографии — стихиры, тропарь, кондак, канон — исполнялись монодийно. Монодия представляет своеобразие и специфику византийской мелодии, которая имела беспрецедентное развитие в горизонтальной мелодической линии как единственном элементе своего выражения.
Канонарх
Этот церковный вокал практикуется преимущественно в монастырях. Функцию канонарха можно сравнить с действиями суфлера — возглашается текст, выбирается один тон и происходит псалмодирование. Канонарх объявляет номер возгласа — в песнопении это становится своеобразной подсказкой другим исполнителям. Отметим ключевые особенности канонарха:
- это оптимальный способ исполнения для монастырских хоров, разделенных надвое;
- канонарх применяется не во всех песнопениях, а только в стихирах;
- допускается воссоединение хора в центре монастыря;
- при объединении певцы формируют полукруг;
- певца-канонарха нельзя путать с головщиком.
От первых песнопений до новых жанров
В церковной музыкальной традиции Византии после принятия христианства сложился свой круг богослужебных песен. Они представляли собой своеобразное продолжение иудейской культуры, в том числе псалмов и прочих культовых распевов.
Особенности византийской традиции:
- Главенство слова.
- Акапельное исполнение, исключавшее любые музыкальные инструменты.
- Преобладание текста, несущего основную нагрузку, над мелодией.
- Очевидная взаимосвязь интонации песни с её смыслом.
- Плавное и последовательное течение мелодии.
Ответвление византийской школы в виде исполнения православных молитв распространилось на Руси после крещения. Прошло совсем немного времени и первоначальные формы духовной музыки трансформировались в так называемый знаменный распев, имеющий древнерусские корни.
Западноевропейские системы пения:
- В католической традиции появляется связанный с римским папой Григорианский хорал (VII век).
- Развитие полифонии или «органум» (IX век).
- Многоголосый дискант (XII век).
- Более поздним жанром духовной музыки, отличающимся сложностью форм, является месса, возникшая позже.
Начиная с XI столетия, в храмы Европы приходит музыкальное сопровождение в виде органа. Другие инструменты не допускались к духовному миру ещё несколько сотен лет. Первое струнное произведение, церковная соната, прозвучало лишь в XVII веке. В то же время православие остаётся более консервативным, продолжая вокальную традицию Византии.
Основные этапы в истории российской церковной музыки:
- Происходит отказ от немецкого влияния и возвращение национальной гармонии.
- Поиски собственного стиля в творчестве русских композиторов.
- Объединение традиционных религиозных произведений с народным творчеством.
- Развитие новых, более свободных форм вокального исполнения.
- Перерыв связанный с коммунистическим режимом.
- Возрождение.
На сюжеты и образы духовной музыки западной и центральной Европы значительно повлияли светские композиторы, например, Бах, Моцарт, Вивальди и многие другие. Развитие протестантизма послужило к ещё большему смешению церковного и мирского. Возникли совершенно новые тенденции и жанры, вмещавшие в себя самые разные стили: от популярных произведений до африканских напевов. В 1971 году на Бродвее был поставлен знаменитый мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда».
Вариант 2
Что же такое духовная музыка и что она из себя представляет в современном мире? Музыка эта не предрасположена для вечеринок и увеселительных мероприятий, ни в коем случаем. Это течение жанра музыки используется только для церковной службы. Каждое богослужение в церкви проходит не без помощи духовной музыки. Эта музыка окрыляет и проникает в чувства каждого человека и дарует умиротворение. У каждой религии своя духовная музыка, особый темперамент и звучание. И она тесно связана с множеством религий. Содержание ее отличается религиозным словом. И каждая ныне живущая на земле традиция имеет свою духовную музыку.
В христианской вере есть несколько направлений. Протестантская, православная, католическая и у каждой свое направление духовной музыки. У нас в России преобладает Православная церковь и ее духовная музыка. Пение в церкви до особой поры было на Руси с момента принятия христианства и считалось профессиональным. Само песнопение было заимствованно из Византии. На Руси были даже свои знаменитые певцы в духовной музыке.
Как-то так получается, что Россия постоянно находится в состоянии могучих социальных потрясений когда человек теряется и подчас не знает на что опереться, что делать помочь может только настоящая духовная музыка. Богослужебное пение называют ангела голос певчей находясь в храме и созерцая тайный Боже также является ядом который непрестанно слова какой-нибудь пение чтобы можно было сказать что это ангелоподобный это песня рождалась прежде всего в тишине в особо тишине. Монах который принял решение на всю свою жизнь посвятить служение Богу он пришёл с грузом светских мелодии песен и здесь в монастыре происходит удивительное событие человек в помыслах своих мыслях от всего мирского и прежде всего от воспоминаний песен молитвы и распевая псалмы человек использует интонации которых не было него светской жизни то есть происходит то, что интонации преломляются и преображается в свойства, таким образом зарождалась богослужебное пение. Этап не называют ангела подобным именно потому что ангелы непрестанно находится славословие Богу и человек на клиросе если он поёт он также является созерцатель им танец, который в этот момент совершаются поэтому точно может сказать что я не я это икона в звуке как золото очищенное огнем очищается от примеси так ок Обреченная этими интонациями очищается от примесей личности.
Можно с успехом сказать, что духовная музыка может менять сознание человека русского и имеет свою ведущую роль в современном мире.