Орган

Строение органа слуха

Орган слуха человека состоит из трёх частей, выполняющих разные функции. Выпадение хотя бы одной из них влечёт потерю слуха. Отделы органа слуха:  

  • Периферический — улавливающий звуковую волну и трансформирующий её в волну нервного возбуждения. Состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.
  • Проводниковый – слуховой нерв, передающий нервный импульс в головной мозг.
  • Центральный – участок коры головного мозга, анализирующий сигнал.

Наружное ухо

Наружное ухо улавливает звуковой сигнал, усиливает его и передаёт на структуры среднего уха. В состав этого отдела входят:

  • ушная раковина – форма воронки способствует хорошему улавливанию звука, а её углубления и возвышения – усилению громкости и снижению частоты резонанса;
  • наружный слуховой проход – усиливает звуковой сигнал и защищает барабанную перепонку от неблагоприятных воздействий;
  • барабанная перепонка – мембрана из соединительной ткани, соединяющая наружное ухо со средним и передающая на его структуры механическую волну.

Среднее ухо

Среднее ухо представляет собой пазуху (барабанную полость) в пирамиде височной кости, соединённую евстахиевым каналом с носоглоткой. Канал поддерживает одинаковое давление между наружным и средним ухом, через него осуществляется вентиляция и дренирование последнего. В среднем ухе расположены мелкие слуховые косточки, соединённые между собой подвижными сочленениями:

  • молоточек;
  • наковальня;
  • стремечко.

Колебания барабанной перепонки приводят в движение сначала соединённый с ней молоточек, затем наковальню и стремечко, с которого волна переходит в наружное ухо. Рычажный механизм слуховых косточек усиливает давление при прохождении волны через среднее ухо в 1,5-2 раза.

Внутреннее ухо

Внутреннее ухо находится в височной кости и выполняет функцию естественного микрофона, трансформирующего звук в электрическую волну. Иногда именно его называют органом слуха и равновесия. Строение органа слуха (в обособленном понятии) сложное. Оно представляет совокупность извитых сообщающихся каналов и полостей, чем обусловлено его другое название – «лабиринт». В состав наружного (костного) лабиринта входят следующие структуры:

  • часть органа слуха – улитка;
  • элементы вестибулярного аппарата – преддверие и 3 полукружных канала с рецепторами, передающими в мозг информацию о положении тела.

Улитка – извитая костная структура – наполнена лимфой и соединяется с барабанной полостью через овальное окно, закрытое пластинкой стремечка. Механические колебания стремечка передаются через лимфу на основание канала улитки – базилярную мембрану и расположенный на ней кортиев орган. Этот орган содержит около волосковых клеток с рецепторами. Рецепторы преобразуют звуковой сигнал в электрический и передают его выше через нейроны слухового нерва.

Поскольку элементы органа слуха и органа равновесия имеют в области внутреннего уха тесную анатомическую связь, поражение (травматическое, воспалительное, ишемическое) тканей на этом уровне, нередко одновременно сопровождается и снижением функции слуха, и нарушением равновесия – головокружением, шаткостью походки, внезапными падениями.

Проводниковый и центральный отдел

Электрический импульс проходит по слуховому нерву (черепно-мозговому нерву VIII пары) через ствол головного мозга (продолговатый, средний, промежуточный мозг). По пути к центральному отделу слуховые нервы перекрещиваются, сигнал с левого уха идёт на правое полушарие и наоборот. В конце своего пути сигнал попадает на кору больших полушарий – слуховую долю височных долей, где подвергается анализу. Это позволяет человеку распознавать и формировать (в раннем детстве) речь, идентифицировать звуки с их источником, улавливать тональную и эмоциональную окраску голоса собеседника, музыкальные мелодии и многое другое.

История органа

Орган — это инструмент с многовековой историей. Первые упоминания о нём относятся к II в. до н. э.; считается, что изобрёл его грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296-228 гг. до н. э. Ближайшие родственники органа — волынка и флейта Пана, но самое главное принципиальное отличие органа заключается в том, что он имеет независимую воздушную систему. Это значит, что дыхание исполнителя не задействовано в процессе игры на инструменте. Второй важный момент, отличающий орган от других духовых инструментов — наличие клавиатуры, позволяющей брать несколько разных звуков одновременно. Каждый орган имеет от двух клавиатур и больше. Это позволяет брать несколько звуков одновременно, что невозможно для многих духовых инструментов — например, трубы, или флейты. Ранние органы имели только клавиатуры для рук — мануалы.

Органный зал в Кафедральном соборе г. Кёнигсберга (Калининграда). На самом верху  птица Феникс-символ вечного возрождения. Под ней внизу дева Мария — покровительница собора.

Примерно с XIV в. появляется клавиатура для ног — педаль. Вначале педаль насчитывала лишь несколько клавиш и использовалась для игры «cantus firmus», то есть темы хорала, или какой-нибудь мелодии, которую надо особо выделить. Но немецкие органные мастера в XVII в. существенно расширили диапазон, размер и роль педали. Во времена Баха органист уже мог играть ногами виртуозные пассажи, основной функцией педали стало извлечение басовых звуков. Таким образом, в педальных регистрах находятся самые большие трубы. В XVII в. в органостроении появилось новшество — мануал, трубы которого расположены внутри своеобразного ящика: размером с небольшую комнату, имеющего во фронтальной части вертикальные створки жалюзи, управляемых органистом с помощью особой педали. Устройство это называется швеллером: (Schweller), оно позволяет добиваться динамических изменений путём открытия, или закрытия створок жалюзи. В XIX в. швеллер прочно обосновался на романтических органах, существенно расширив возможности инструмента, а с середины XIX в. появилось ещё одно новшество — вальце (Walze). Применение вальце позволяло достигать мощных динамических нарастаний и затуханий путём открытия, или закрытия регистров, органист управлял вальце с помощью особого валика (отсюда и название Walze).

Трубы лабиальных регистров Oberwerk’а — видны регистры слева Hanpabo Flöte harmonique 8′, Hohlflöte 8′, Gedacht 8′, Holzflöte 4′.

Трубы лабиальных и языковых регистров Hauptwerk’a — слева направо Trompete 4′ . Trompete 8′ Gedacht 4′, Quinte 51\3, Doppelgedacht 8′

В 1721 г. в Кафедральном Соборе Кёнигсберга органный мастер Иоганн Мозенгель установил новый орган. Он насчитывал 64 регистра, звучащих в ярко выраженном барочном стиле. Пережив несколько реставраций, этот орган дожил до начала XX в. в то время его узкая барочная направленность уже считалась устаревшей, кроме того, инструмент обветшал. В 1928 г. фирма «Emil Hammer» из Ганновера установила новый орган, при этом сохранив фасад старого мозенгелевского инструмента с несколькими немыми трубами. Следует отметить, что диспозиция нового инструмента была выдержана в духе того времени, т. е. романтическом стиле. Поэтому произведения И.С.Баха звучали совсем не так, как на тех органах, на которых играл композитор, зато великолепно звучали произведения композиторов-романтиков. Новый инструмент имел уже систему комбинаций, облегчающий смену регистров при игре, два швеллера, а также электрическую трактуру, облегчающую усилие на клавише. Последний раз для публики орган фирмы «Emil Hammer» звучал 10 августа 1944 г., когда праздновалось 400-летие университета «Альбертина», а в ночь с 28 на 29 августа 1944 г. он сгорел вместе с Кафедральным Собором при бомбардировке Кёнигсберга английскими ВВС.

Принципы работы и назначение[править]

Духовой (трубный) орган в Миланском соборе (1395—1986)

Устройство, принципы звукообразования и другие характеристики того или иного органа напрямую зависят от его типа и вида.

В акустических органах (духовых, паровых, губных, ветряных, гидравлических, механических и т. д.) звук образуется благодаря вибрации воздуха в специальных органных трубах — металлических, деревянных, бамбуковых, тростниковых и т. д., которые могут быть с язычками, либо без язычков. При этом воздух может нагнетаться в трубы органа различными способами — в частности, с помощью специальных мехов.

На протяжении нескольких столетий для исполнения почти всей церковной музыки, как и музыкальных произведений, написанных в других жанрах, использовались исключительно духовые органы. Однако известно о церковном и светском применении и органиструма, не духового, а струнного клавишного инструмента с органными свойствами.

Электрический орган изначально был создан для электронной имитации звучания духовых органов, но затем электроорганы по их функциональному назначению стали разделять на несколько видов:

  • Церковные электроорганы, возможности которых максимально адаптированы для исполнения духовной музыки в культовых храмах.
  • Электроорганы для концертного исполнения популярной музыки, в том числе джаза и рока.
  • Электроорганы для любительского домашнего музицирования.
  • Программируемые электроорганы для профессиональной студийной работы.

Другие типы органов

Механический

  • Бочкообразный орган — известный шарманщик в своей портативной форме, большая форма часто оснащена клавиатурой для человека. исполнение
  • Органетта — небольшой инструмент, похожий на аккордеон, изготовленный в Нью-Йорке в конце 1800-х годов
  • Новые инструменты или различные типы, которые работают по одним и тем же принципам:. Orchestrion, ярмарочный орган (или оркестр в США), голландский уличный орган и танцевальный орган — в этих органах используется фортепиано. проигрыватель роллов или другое механическое средство вместо клавиатуры для воспроизведения подготовленной песни.

Бочковой органOrchestrionБэнд-органFairground органГолландский уличный органОрган для танцев

Пар

Ветер также можно создать, используя сжатый пар вместо воздуха. Паровой орган, или каллиопа, был изобретен в США в 19 веке. Каллиопы обычно имеют очень громкий и чистый звук. Каллиопы используются как инструменты на открытом воздухе, и многие из них построены на колесных платформах.

Как устроен орган?

То, что ценитель органной музыки наблюдает из зала – фасад инструмента. За ним скрывается просторное помещение, порой включающее по несколько этажей, уставленное механическими элементами и тысячами трубок. Чтобы понять принцип действия сего чуда, стоит рассмотреть хотя бы его краткое описание.

Орган является одним из самых громких музыкальных инструментов. Такой эффект достигается за счет регистров, включающего несколько рядов органных труб. Эти регистры по окраске звучания и целому ряду других объединяющих признаков делятся на несколько групп: микстуры, аликвотны, гамбы, флейты, принципалы. Регистровые трубы звучат в соответствии с нотной записью. Их можно включать как по отдельности, так и одновременно. Для этого задействуются расположенные на боковых панелях клавиатуры рукоятки.

Пультом управления исполнителя, работающего за инструментом, являются мануалы, педальная клавиатура и сами регистры. Число мануалов в зависимости от модификации «клавишника» может варьироваться от 1 до 7. Они располагаются террасой: один непосредственно над другим.

Педальная клавиатура может включать от 5 до 32 клавиш, посредством которых запускаются в действие регистры, формирующие низкие звуки. В зависимости от аппликатуры музыкального инструмента исполнитель нажимает на педальные клавиши носком или каблуком.

Наличие нескольких клавиатур, а также всевозможных тумблеров и рычагов довольно усложняет процесс игры. Поэтому зачастую вместе с исполнителем за инструментом сидит и его помощник. Для удобства чтения нот и достижения синхронности исполнения партия для ног традиционно располагается на отдельном нотном стане непосредственно под партией для рук.

В современных моделях функцию нагнетания воздуха в меха выполняют электромоторы. В средние века эту работу выполняли специально обученные кальканты, услуги которых приходилось оплачивать отдельно.

Несмотря на широкое распространение органов сегодня практически нереально встретить две одинаковых модели, поскольку все они собираются по индивидуальным проектам. Размеры установок могут варьироваться от 1,5 м до 15 м. Ширина крупных моделей достигает 10 м, а глубина – 4 м. Вес таких сооружений измеряется в тоннах.

Знаменитые органисты

Чтобы исполнять музыкальные произведения на органе, необходимо быть талантом, а чтобы еще и сочинять органную музыку, — гением. Такой гений знаком каждому — немецкий композитор XVIII века Иоганн Себастьян Бах. Также из талантливых органистов прошлых эпох нужно назвать:

  • немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона — начало XIX века;
  • австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта — вторая половина XVIII века;
  • немецкого поэта Кристиана Шубарта — середина XVIII века.

Сегодня орган — не самый популярный инструмент. Но есть несколько современных органистов, обладающих бесспорным талантом, собирающих многотысячные концертные площадки:

  • немецкий дирижер Гюнтер Рост;
  • француз Максим Патель;
  • татарская органистка Лада Лабзина;
  • французский композитор Тьерри Эскеш;
  • английский композитор Дэвид Бриггс.

Валидность определения «духовой орган»[править]

В общепринятой классификационной системе музыкальных инструментов Хорнбостеля—Закса понятия «класс орга́нов» или «семейство орга́нов» отсутствуют, а сам «король инструментов» отнесён в этой системе к классу Аэрофонов.

Каких-либо упоминаний о существовании этих понятий невозможно найти также ни в одной академической энциклопедии, ни в одном «официальном» музыкальном словаре или справочнике. Во всех подобных источниках под музыкальным инструментом «орга́н» всегда подразумевается именно и только «король инструментов», то есть хорошо всем известный большой духовой (а точнее трубный) клавишный инструмент, конструкцию которого в XIX веке довели до совершенства Аристид Кавайе-Коль, Фридрих Ладегаст и другие выдающиеся органные мастера.

https://youtube.com/watch?v=bkUUjUJ4wHg%3F

И.С. Бах, Токката и фуга ре минор

https://youtube.com/watch?v=Z4n2kmRMk8A%3F

Ханс Фагиус исполняет И.С. Баха на цифровом органе

В тоже самое время, несмотря на инертность и консерватизм в этом вопросе всех известных академических источников, здравый смысл, а также восприимчивость к прогрессу и реалиям времени подсказали выделять духовой орган в качестве особого инструмента в классе (семействе) органов составителей многих неакадемических музыкальных энциклопедий и справочников, особенно электронных.

Ну а первым важным толчком в пользу придания «королю инструментов», то есть большому трубному органу, особого статуса явилось появление и массовое производство беструбных (сугубо язычковых) духовых органов.

Внешний вид («фасад») современного органа

В качестве хотя и косвенных, но очень знаковых признаков, подтверждающих верность и своевременность выделения духового органа в качестве особого инструмента в классе (семействе) органов, можно считать следующие:

— нарастающая в англоязычной литературе тенденция специального обозначения духовых органов устойчивым термином «pipe organ»;

— достаточная распространённость понятия «духовой орган» в русском языке как свидетельство естественной необходимости выделения этого «короля инструментов» из целого класса (семейства) родственных ему инструментов — орга́нов, причём так называют данный инструмент не только любители органной музыки, но и сами строители органов.;

— объединение разработчиками спецификационного стандарта «General MIDI» многочисленных видов и подвидов музыкальных инструментов в единую группу «органы», в которой «король инструментов» фигурирует под названием «Church Organ» (церковный орган).

— факт использования в большинстве церквей западных стран (США, Канады, Западной Европы, Австралии, Новой Зеландии…) современных электронных органов, которые ни по своему внешнему виду, ни по звучанию совершенно не отличаются от органов духовых, что естественным образом побуждает людей называть такие инструменты не «электроорганами», а просто «органами», причисляя их таким образом к определённому классу (семейству) музыкальных инструментов, не учтённому системой Хорнбостеля-Закса. Точно также, в мире рок-музыки все электронные органы тоже давно уже называются просто «органами».;

— абсолютная идентичность звучания, которая не позволяет отличить на слух, особенно в записи, игру на органе реальном от игры на органе «мидийном». Поэтому если человек услышит на какой-нибудь записи «органную партию» и скажет, что «там звучит орган», подразумевая при этом орган духовой, то ошибётся, потому что там звучит орган мидийный, но если этот человек будет подразумевать под «органом» инструмент, относящийся по своему звучанию к целому классу органов, то он уже в подобных ситуациях никогда не ошибётся;

Опухоли почек, выявляемые на УЗИ

Ультразвуковая диагностика позволяет выявить опухоли, даже имеющие небольшие размеры и не дающие симптомов. Иногда новообразования впервые диагностируются именно на УЗИ. В почечных тканях чаще всего обнаруживаются:

  • Кисты – опухолевые образования, имеющие оболочку и наполненные жидким содержимым. Выглядят как четко очерченные темные пятна. Почка с множественными мелкими кистами называется губчатой, а с более крупными – поликистозной. Кисты, имеющие несколько камер, носят название мультилокулярных.
  • Липомы – жировики, имеющие небольшой размер и выглядящие на УЗИ достаточно светлыми. Могут перекрывать мочеточники, затрудняя отхождение мочи.
  • Онкоцитомы – доброкачественные новообразования, состоящие из железистых клеток. Чаще встречаются у пожилых мужчин. Перерождаются в рак.
  • Раковые новообразования имеют на УЗИ темный цвет. Быстро растут, что заметно при в повторном УЗ-исследовании. Такие опухоли могут быть первичными или являться онкологическими метастазами.
  • Большие крупные темные пятна часто оказываются злокачественными опухолями – саркомами, которые отличаются быстрым ростом и ранним появлением метастаз.

Обнаружение любых новообразований обязательно указывается в протоколе УЗИ. Описываются параметры опухолевых очагов:

  • Размеры и количество.
  • Положение – в органе или снаружи него. Местонахождение внутри почки.
  • Эхогенность, зависящую от плотности опухоли. Чем плотнее новообразование, тем выше этот показатель. Неоднородная эхогенность указывает, что в опухоли сочетаются элементы разной плотности. Например, внутри рыхлого образования могут находиться более жесткие перегородки и мелкие плотные элементы – кальцинаты.

Иногда в результатах указывается, что опухоль имеет кистозную или кистозно-солидную структуру. Такие образования имеют оболочку, внутри которой находится содержимое:

  • Кистозные – наполнены жидким или полужидким содержимым. Практически не перерождаются в рак, но могут разрываться с вытеканием жидкости наружу.
  • Солидные – под твердой оболочкой у них находится ткань. В большинстве случаев такие опухоли оказываются злокачественными.
  • Солидно-кистозные – содержащие жидкость и ткани. Могут иметь различные показатели злокачественности.

Исторический очерк кратко

Начать сообщение на тему орган хочется с его появления. История развития музыкальных инструментов очень богата. Они появлялись и развивались на протяжении всей истории цивилизации.

Историки и археологи находят тому массу подтверждений. Наскальные изображения древнего палеолита демонстрируют сцены жизни первобытных людей с разными примитивными барабанами, которые применяли для проведения ритуальных действий.

Появление и развитие «короля инструментов» уходит корнями в историю. Существует много мифов и легенд о его происхождении. Одни историки музыки утверждают, что предком такого типа духовых была древнекитайская волынка шэн, а другие — европейскую флейту Пана.

Однако, доподлинно известно, что в 3 веке до нашей эры существовал прототип в виде водяного агрегата или «гидравлоса».

В 4 столетии нашей эры появился его пневматический аналог, который звучал:

  • в цирках;
  • на ипподромах;
  • при дворцовых приемах.

Построение органов превратилось в целое искусство, которое охватило многие европейские страны и тесно переплелось с историей архитектуры. Конструкции храмов, часовен, дворцов проектировались с цилиндрическими или купольными сводами, что создавало определенную акустику в помещении.

Интенсивно развивалось в Англии, Италии, Франции, а затем в Германии и далее широко распространилось по всей Европе. Расцвет органного искусства в Средневековье определил современный облик. В этот же период проявились основные органные школы, которые конкурировали между собой, держали в тайне многие секреты настройки и исполнительства.

УЗИ почек – как проводится и что обнаруживает

При проведении почечного ультразвукового обследования больных осматривают в положении лежа на спине, боку, а при подозрении на опущение (птоз) органов – стоя. На кожу наносится специальный гель, улучшающий прохождение УЗ-волн.

Ультразвук, попадая в организм, отражается его тканями. Отраженный сигнал принимается датчиком и передается в компьютер. Полученные данные обрабатываются специальной программой и выдаются на экран в виде черно-белого изображения.

Оттенок различных почечных структур зависит от их плотности. Плотная ткань лучше отражает ультразвуковые волны, поэтому выглядит светлой. Более рыхлые участки и структуры, наполненные жидкостью, имеют темный или даже черный цвет.

Почки находятся на уровне 1–2 поясничного позвонка и имеют бобовидную форму. Правая расположена ниже левой. Каждый из двух органов состоит из плотной капсулы и находящихся под ней мягких тканей. Внутри располагается система сбора мочи, состоящая из пирамидок, чашечек и лоханок. В почечных тканях пролегают сосуды и нервы, окруженные жиром. Самые нижние и верхние почечные точки называются полюсами.

Во время УЗИ обнаруживаются отклонения от нормы:

Удвоение – существует несколько вариантов такой аномалии – четыре почки и четыре мочеточника, два крупных сросшихся органа с отдельными или разными мочевыделительными путями и т.д.

Поворот (ротация) в сторону. Такое состояние бывает врожденным и приобретенным, связанным с тяжелыми нагрузками, травмами поясницы, вибрациями, понижением мышечного тонуса.

Птоз – опущение, которое возникает на фоне похудения, ослабления мышечного тонуса, а также во время беременности. К птозу предрасположены астеничные мужчины и женщины, имеющие высокий рост, худощавое телосложение, узкую грудную клетку и тонкие кости.

Дистопия – нетипичное расположение. Существует несколько вариантов неправильно расположенных почек:

  • Торакальная – находящаяся в грудной клетке.
  • Тазовая, расположенная в малом тазу.
  • Подвздошная – обнаруживаемая в брюшной полости.
  • Сращение – в этом случае органы срастаются. Существует несколько таких вариантов:
  • подковообразное – сращение нижними полюсами;
  • L- образное – соединение под углом в виде латинской буквы L.
  • I-образное – состояние, при котором органы находятся друг над другом, образуя единую линию.

Зачастую пациенты узнают о своих особенностях, только получив результаты УЗИ, где указываются все аномалии развития и расположение органов. С возрастом неправильное расположение органов часто дает о себе знать, вызывая нарушения почечной функции.

Во время УЗИ врач определяет почечные размеры. Средние показатели:

  • толщина – 4,4-5,5 см;
  • ширина – 5,5-6,5 см;
  • длина – 10-12,5 см.

Данные варьируются в зависимости от пола пациента и его возраста. Прослеживается закономерность:

  • Ширина почки составляет половину от ее длины.
  • Толщина органа составляет 80% от ширины.

Очень часто одна из почек бывает больше или меньше. Если разница небольшая и не нарушено соотношение параметров, такая особенность считается вариантом нормы.

Увеличение размеров возникает при воспалении – нефрите, опухолях, кистах, переполнении чашечно-лоханочной системы, вызванном нарушением отхождения мочи.

Уменьшение размеров – признак склеротического поражения. Его причины – хронические заболевания, почечнокаменная болезнь и сахарный диабет. «Усохший» орган постепенно перестает выполнять свои функции и атрофируется.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: