Что такое музыкальный стиль, жанр и направления музыки: основные понятия

Джаз

В конце с. XIX, большинство афроамериканских музыкантов играли только блюз, но некоторые также играли классическую музыку и учились европейской гармонии. Некоторые даже смешали европейскую гармонию с ритмами и гаммами блюза, и именно благодаря этому миксу появился «джаз».

Джаз характеризуется рядом элементов: импровизация, обработка ритма (свинг), использование контр-битных нот и синкопий., их голоса (например, скат), их оркестры (Big Bang) и т. д. Одним из величайших джазовых музыкантов был трубач Луи Армстронг, но такие исполнители, как Фрэнк Синатра, также известны во всем мире. Есть разные виды джаза: латинский джаз, бибоп, свинг … но все они сохраняют суть этого стиля.

Луи Армстронг, Лес Поль, Рэй Чарльз или Тито Пуэнте — всемирно известные джазовые исполнители.

Исторический

Состав

От до , Бах был хормейстером при дворе князя Леопольда Ангальт-Кётно . Князь — музыкант и заботливый. Этот счастливый период зрелости Баха способствовал написанию его величайших инструментальных произведений для лютни, флейты, скрипки ( Сонаты и партиты для скрипки соло ), клавесина ( Le Clavier bien tempéré, Книга I), виолончели (Сюиты для виолончели соло) и шесть Бранденбургских концертов .

Этот период контрастирует с периодом Мюльхаузена и Веймара, с по 1717 год — 300 кантат (пятилетний литургический цикл), сочинений для органа .

Подобно «  Клавиру  », о котором мы не знаем, был ли это клавесин, клавикорд или орган, инструмент, для которого Бах задумал виолончельные сюиты, является предметом спекуляций: несомненно, «  скрипичный бас  », настроенный как современная виолончель, возможно, что это такой инструмент, как виолончель да спалла, носимый через плечо. В интервью DIAPASON, Сигисвальд Кёйкен указывает:

Успех альта транскрипций этих Suites — записано Лилиан Фукс, Примроуз и совсем недавно Антуан Таместит — идет в этом направлении. Также вероятно, что вопрос о точной природе инструмента не имел для Баха большого значения.

Затмение и повторное открытие

Затмение, которое претерпели шесть сюит, вызвано двумя причинами: низкая популярность виолончели до романтического периода и низкая популярность Баха.

Виолончель оставалась в течение длительного времени ограничивается ролью фольги; он не был до второй половины XVIII — го  века, в конце концов вытеснил бас — виола и XIX — го  века, которые приобрели виолончель признание для сольного инструмента Concertante, благодаря Людвиг ван Бетховен, Брамс, Шуман, Эдуара Лало, Жак Оффенбах, Камилла Сен-Санс, Антонин Дворжак, Феликс Мендельсон .

Баха постигла схожая судьба: если бы великие классики, такие как Моцарт, Гайдн или Бетховен, знали, изучали, уважали творчество Баха за его формальное совершенство и мастерство контрапункта (и вдохновлялись им), то не оставалось ничего менее старомодного. Их романтические наследники, Феликс Мендельсон во главе, вытащат его из этого забвения, чтобы сделать его еще более «не модным» .

Хотя первый опубликованный в Париже в 1824 году XIX — го  века не звонил снова время будильника в Suites  : музыка оказалась более и более решительно в сторону оркестровой музыки, и Бах, она играет особенно страсти ( Passion от Матфея, Страсти по Святой Иоанн ). На рубеже веков были времена Вагнера, Верди, Малера, огромных оркестров и гигантских опер.

XX — го  века было более благоприятным: Пабло Казальс, молодой, пристрастился к Suites . Его талант и новаторская интерпретация позволили им получить признание.

Сюиты и современная виолончель

Эти сюиты являются важным элементом виолончельного репертуара, прежде всего из-за их музыкальных качеств, а затем из-за их образовательного и теоретического интереса. Бах подчеркивает все полифонические возможности инструмента.

Интерпретация люксов входит в почетную программу современного виолончелиста: Пабло Казальса, Пьера Фурнье, Жаклин дю Пре, Пола Тортелье, Андре Наварра, Йо-Йо Ма, Мстислава Ростроповича, Яноша Старкера, Аннера Бильсма, Генриха Шиффа, Питера. Виспельвей, Рафаэль Пиду, Офели Гайяр, Жан-Гиэн Кейрас, Энн Гастинель, Жан-Эрик Тиро, Миша Майски и многие другие склонились к выполнению упражнения. Некоторые исполнители ждали, пока созреют, чтобы записать сюиты  : Казальсу более 60 лет (1936-1939), Пьеру Фурнье 54 года (1961 год), Наварре 66 лет (1977 год), Тортелье 47 лет (1961 год), затем 69 лет (1983 год), Билсме 45 лет. и 58 (1979, 1992) Ростроповичу 63 года (1990), Йо-Йо Ма после 35 лет (1990, 1998). Старкер впервые записал сюиты в возрасте 33 лет в 1957 году и повторил их дважды в 1963 и 1983 годах, соответственно, в возрасте 39 и 59 лет.

В целом умеренная техническая сложность первых трех сюит никоим образом не мешает их интерпретации всеми. Некоторые танцы доступны даже с ранних лет новичку. В консерваториях и музыкальных школах люксы входят в программу большинства конкурсов и экзаменов.

Вокальные жанры

Вы наверняка догадались – здесь все ровно наоборот. К вокальным относятся композиции, в центре внимания которых находится голос солиста или хора. 

Например:

  • песня;
  • романс;
  • баллада;
  • ария;
  • кантата;
  • опера;
  • серенада
  • вокализ.

“Какой вокальный жанр проще всего будет освоить начинающему солисту — зависит от интересов и аттракторов (естественных вокальных привычек). Кому-то легче дается народный, кому-то рок, кому-то поп. В целом, в любом музыкальном направлении есть несложные вокальные композиции.”

Елизавета Мусаелян, преподаватель по вокалу, музыкальной грамоте и фортепиано Indie Rock School

Жанры этого направления

Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:

Камерно-инструментальные миниатюры. Их отличие — большая самостоятельность и творческая активность каждого участника музыкального коллектива. В качестве примера можно привести песни без слов Мендельсона, прелюдии Шостаковича и Шопена, небольшие сочинения Скрябина и Рахманинова и т. д.
Камерная вокальная музыка (жанр песен и романса)

Большое внимание уделяли этому жанру как зарубежные, так и русские композиторы — Р. Шуман, Ф

Шуберт, П. И. Чайковский, А. П. Бородин и другие. Их вокально-песенные циклы и вокальные миниатюры получили свою известность в конце 18 — начале 19 века.
Соната — жанр, предназначенный для инструментального исполнения, характеризуется трехчастным циклом и количеством исполнителей не более двух.
Трио — музыкальное произведение (так же называют ансамбль из трех музыкантов) для трех вокальных или инструментальных исполнителей. Фортепьянные трио создавали такие композиторы, как Бетховен, Рахманинов, Шостакович и многие другие.
Квартет — также может быть и жанром, и количеством музыкантов в коллективе. Инструменты, которые участвуют в исполнении, могут быть однородными (4 духовых или 4 смычковый, например) или смешанными. Возможно и использование вокала.
Прелюдия — это небольшая инструментальная пьеса, ее название с латыни переводится как вступление или предварительная игра. Поначалу она предваряла основную пьесу, а в 16−18 веке трансформировалась в самостоятельное произведение. В 19 веке стала одним из самых популярных и распространенных жанров камерной музыки. Композиторы, которые работали в данном направлении, — Рахманинов, Шостакович, Дебюсси
Этюд — от французского «учение», был предназначен для оттачивания технических навыков игры музыкантами. Сначала этюды предназначались для фортепьяно, а затем появились для скрипки, виолончели, позже — и для других инструментов. Европейские композиторы Паганини, Шуман, Мендельсон, а также многие русские и советские композиторы — Шостакович, Прокофьев, Кабалевский — сделали из этюда полноценное художественное произведение сложного исполнения. Таким образом, значение этого жанра сохранилось (этюд способствует оттачиванию мастерства музыкантов).
Песня. Музыкальная форма связывается с содержанием текста. Самая распространенная авторская форма ее — куплетная. В этом жанре работали очень многие великие русские и зарубежные композиторы: Шуберт, Берлиоз, Массне, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов.
Романс — вокальное произведение для голоса и инструмента. Литературоведы обращают внимание на сходство романса с балладой. Отличается от песни более выразительной мелодией и связью ее со словами.
Вокализ — от латинского «звучный или «певучий» — в контексте камерной музыки означает концертное вокальное произведение, чаще всего для сопрано, с инструментальным сопровождением. Отсутствие слов призвано показать красоту голоса. Вокализ приближен к инструментальному жанру. Пример — «Пять мелодий для голоса или скрипки с фортепиано» С. Прокофьева.

Определения и разница между стилем, жанром и направлением

Понять различия между стилем, жанром и направлением помогут определения:

  1. Музыкальный жанр – французское слово, которое определяет тип произведения в зависимости от назначения, формы и содержания. Примером жанра выступает романс, опера, песня, ария, соната. В каждую из групп попадают сотни исполнителей и неограниченное число композиций.
  2. Музыкальный стиль – приёмы и элементы, которые позволяют достигнуть конечного результата в виде песни, арии или материала. Разнообразие стилей возникает благодаря манере игры на инструментах, преподношения вокала. На стилевые признаки влияли исторические и социальные предрассудки людей, мироощущения авторов композиций.
  3. Музыкальное направление – обобщающий термин, которые не используется в профессиональном мире музыки. Обыватели применяют понятие для отображения принадлежности произведений авторов к единой категории. Направление предполагает объединение стиля и жанра, определяя их общность.

Применение того или иного понятия осложняется разнообразным отношением авторов к определениям. Использование любого из предложенных определений в схожем контексте не ошибка.

Какие бывают жанры в музыке

Поистине выдающиеся музыканты никогда не ограничивают себя рамками определенного стиля или жанра. Тем более, что рамки эти бывают очень размыты. Однако меломанам, а тем более тем, кто и сам занимается музыкой, стоит разбираться в обилии музыкальных жанров, чтобы легче ориентироваться в этом многообразии.

Прежде чем начать разбираться в жанрах, коих в музыке накопилось такое великое множество, что они уже с трудом поддаются классификации, нужно понять, что такое музыкальный жанр. В музыке жанр (от фр. Genre или от лат. Genus – вид, род) – широкое и многогранное понятие, обозначающее тот или иной род произведений. В последнее время нередко приходится наблюдать, как слово «классика» используется в виде названия жанра. Например, во многих плеерах в эквалайзере есть настройки по жанрам, и среди них – «classic». В действительности классика, конечно, не жанр, но широкое понятие, понимать которое следует из контекста. Классическая музыка – любая музыка, проверенная временем, академическая, фольклорная и т.д. Внутри же самой классики можно выделить несколько сотен жанров. В академической музыке наиболее известные из них – опера, оперетта, вокализ, симфония, оратория, кантата и другие. В фольклорной (или народной музыке) жанровая дифференциация несколько иная, ввиду древности ее происхождения. В ней выделяют инструментальные, песенные и танцевальные жанры. Не следует путать фолк с этнической музыкой. Этника (этно) – это адаптация музыки народов мира (преимущественно Африки и Азии) под западные стандарты, то есть не вполне аутентичная музыка. Колоссальное количество новых жанров рождалось в течение всего XX столетия. В первую очередь, это блюз и джаз. Блюз зародился еще в конце XIX века и представляет собой смесь афроамериканской народной музыки и англосаксонской музыкальной традиции. Как выразился один из величайших блюзменов Вили Диксон, «блюз – корни, остальная музыка – плоды». Действительно, именно благодаря блюзу родились джаз, ритм-н-блюз, соул, рок-н-ролл, рок и ряд других жанров.Для джаза, основанного на блюзе и рэгтайме, характерны большая зажигательность, импровизации, синкопированный ритм. Некоторые поджанры джаза – бибоп, затем кул-джаз – приблизились к профессионально-академическим жанрам. Джаз стал элитарной музыкой.

В 50-е годы в США возник рок-н-ролл. Он представлял собой невероятную смесь множества, казалось, несочетаемых жанров от кантри до буги-вуги. Именно из рок-н-ролла родились поп и рок, а из рока – то огромное количество поджанров и подстилей, которое существует теперь.

Отдельно нужно говорить об электронной музыке и ее жанрах. Электроника намного старше, чем привыкли думать обыватели. Первые шаги в этой области были сделаны еще в первой половине XX века, когда были изобретены сначала терменвокс, затем магнитная лента для звукозаписи.

Из нее впоследствии родилось множество различных жанров, наиболее значительные из которых: эмбиент, индастриал, нойз, синт-поп и др.

Наконец, нельзя обойти стороной такой популярный жанр, как рэп. Само слово rap не является аббревиатурой, по-английски оно означает «стук», «легкий удар». Рэп – важнейший жанр стиля хип-хоп, зародившийся в 80-е годы.

В рэпе ритмизированный текст читается под музыку с тяжелым битом. Исполнителей рэпа называют либо рэперами, либо MC (Master of Ceremonies).

Статья Ю.Кинуса “Роль и место импровизации в джазе”

Распечатать

Какие бывают жанры в музыке

Определения

В его книге Форма в тональной музыке, Дуглас М. Грин различает жанр и форма. Он перечисляет мадригал, мотет, канцона, Ричеркар, и танец как образцы жанров из эпоха Возрождения период. Чтобы дополнительно прояснить значение жанрГрин пишет, что «сочинение 61 Бетховена и сочинение 64 Мендельсона идентичны по жанру — оба являются скрипичными концертами, — но различаются по форме. Однако рондо Моцарта для фортепиано, К. 511, и произведение Agnus Dei из его мессы, К. 317, совершенно разные по жанрам, но похожи по форме ». Некоторые, как Питер ван дер Мерве, относитесь к условиям жанр и стиль как то же самое, говоря, что жанр следует определять как музыкальные произведения, разделяющие определенный стиль или «основной музыкальный язык».

Другие, такие как Аллан Ф. Мур, заявляют, что жанр и стиль являются двумя отдельными терминами, и второстепенные характеристики, такие как тематика, также могут различать жанры. Музыкальный жанр или поджанр также может быть определен музыкальные техники, культурный контекст, а также содержание и дух тем. Географическое происхождение иногда используется для определения музыкального жанра, хотя одна географическая категория часто включает большое количество поджанров. Тимоти Лори утверждает, что с начала 1980-х «жанр превратился из подгруппы исследований популярной музыки в почти повсеместную основу для составления и оценки объектов музыкального исследования».

Музыковеды иногда классифицируют музыку в соответствии с трихотомическим различием, таким как «аксиоматический треугольник Филипа Тагга, состоящий из« народной »,« художественной »и« популярной »музыки». Он объясняет, что каждый из этих трех видов отличается от других по определенным критериям.

В качестве альтернативы музыку можно оценивать по трем параметрам: «возбуждение», «валентность» и «глубина». Возбуждение отражает физиологические процессы, такие как стимуляция и расслабление (интенсивный, сильный, абразивный, волнующий или нежный, успокаивающий, мягкий), валентность отражает эмоции и процессы настроения (веселые, счастливые, живые, восторженные, радостные или депрессивные, печальные) глубина отражает когнитивные процессы (интеллектуальные, изощренные, вдохновляющие, сложные, поэтические, глубокие, эмоциональные, вдумчивые по сравнению с музыкой для вечеринок, танцевальные). Это помогает объяснить, почему многим людям нравятся похожие песни из разных традиционно разделенных жанров.

Традиционная и народная музыка

Фортепианный аккордеон: Итальянский инструмент используется в разных культурах.

Традиционная и народная музыка — очень похожие категории. Хотя традиционная музыка является очень широкой категорией и может включать в себя несколько разных жанров, широко признано, что традиционная музыка включает народную музыку. Согласно ICTM (Международный совет по традиционной музыке), традиционная музыка — это песни и мелодии, которые исполнялись в течение длительного периода времени (обычно несколько поколений).

В Народная музыка Жанр классифицируется как музыка, которая устно передается от одного поколения к другому. Обычно исполнитель неизвестен, и существует несколько разных версий одной и той же песни. Жанр передается через пение, прослушивание и танцы под популярные песни. Этот тип коммуникации позволяет культуре передавать стили (питчи и каденции), а также контекст, в котором она была разработана.

Народные песни, передаваемые культурным путем, содержат множество свидетельств того, в какой период истории они были созданы, и в каком социальном классе они развивались. Некоторые образцы народного жанра можно увидеть в народная музыка Англии и Турецкая народная музыка. Английская народная музыка развивалась с Средневековый период и передается с того времени до сегодняшнего дня. Точно так же турецкая народная музыка связана со всеми цивилизациями, которые когда-то прошли через Турцию, тем самым являясь мировым эталоном после напряженности между Востоком и Западом во время Ранний современный период.

Традиционная народная музыка обычно относится к песням, сочиненным в двадцатом веке, которые, как правило, пишутся как универсальные истины и большие проблемы того времени, когда они были написаны. Художники, включая Боб Дилан; Петр, Павел и Мэри; Джеймс Тейлор; и Леонард Коэн преобразовал народную музыку в то, что известно сегодня. Новые композиторы, такие как Эд Ширан (поп-фолк) и Люминиры (Американский фолк) являются примерами современная народная музыка, который был записан и адаптирован к новому способу прослушивания музыки (онлайн), в отличие от традиционного способа устной передачи музыки.

В каждой стране мира, а в некоторых случаях в каждом регионе, районе и сообществе есть свой собственный стиль народной музыки. Различные подразделения народного жанра развиваются в зависимости от места, культурной самобытности и истории. Поскольку музыка развивается в разных местах, многие инструменты характерны для местности и населения, но некоторые используются повсюду: кнопка или же фортепиано аккордеон, разные виды флейты или же трубы, банджо, и укулеле. И во французской, и в шотландской народной музыке используются родственные инструменты, такие как скрипка, арфа и вариации волынки.

Жанры народных песен

Существует много жанровых разделений по типу событий. Например, обрядовые (календарные и семейные).

Календарные подразумевали славянские праздники:

  • зимние — колядки («Уродилась коляда накануне Рождества»), щедровки («Добрый вечер, щедрый вечер»), овсени («Овсей, Овсей шел по дорожке»);
  • святочные — подблюдные;
  • масленичные («Ой, блины, мои блины»);
  • весенние — веснянки, пасхальные («Из-под лесу»);
  • летние — купальские.

Семейные описывали бытовые сцены и праздники:

  • рождение и пестование;
  • свадьба;
  • похороны (плачи и причитания);
  • колыбель.

Также существуют такие жанры народных песен:

  • трудовые — объединяли рабочих и делали тяжкий труд с помощью песни, сливаясь в одну силу, намного проще;
  • шуточные — частушки, припевки, сатира;
  • хороводные и плясовые;

  • эпические(повествование) — былины, исторические, баллады, сказки, небылицы;
  • протяжно-лирические (часто связаны с описанием тяжелой женской доли, с которой приходилось мириться из-за принятых обществом традиций);
  • отходнические (время, когда нужно было покидать дом и уходить на крестьянские работы за пределы деревни) — бурлацкие, ямщицкие, солдатские, рабочие.

Одни из лучших песен жанра фольклора:

  • «Ой, мороз, мороз».
  • «Ой, то не вечер».
  • «Солдатушки».
  • «Пойду ль я, выйду ль я».
  • «Валенки».
  • «Тонкая рябина».
  • «Эй, ухнем».

Бранденбургские концерты (ок. 1721 года)

Их всего 6. Это вершина баховского оркестрового стиля. Созданы в Кётене для маркграфа Христиана Людвига Бранденбургского. При жизни композитора исполнены не были, в настоящее время считаются музыкальными шедеврами. Цикл концертов считается непосредственным предшественником классической симфонии XVIII в.

Каждый из шести концертов отличается индивидуальностью и художественной красотой. В наше время эти концерты обычно исполняются камерным оркестром с большой струнной группой.

Рождественская оратория (1734)

Музыка Баха наполнена размышлениями о вечных вопросах человеческой жизни, но чаще всего эти размышления религиозного характера – бо́льшая часть его жизни связана с церковью (он служил органистом) и бо́льшая часть музыки написана для церкви.

Его духовные кантаты были предназначены для богослужения. Бах был верующим человеком, хорошо знал Священное Писание, соблюдал все церковные праздники, каноны, а его настольной книгой была Библия.

Рождественская оратория – это цикл из 6 кантат.

Иногда кантата и оратория различаются с трудом.

Исполнители Рождественской оратории: Евангелист (тенор), солисты (сопрано, альт, тенор, бас), хор, оркестр, орган.

Конкретные действующие лица и события отсутствуют, присутствуют только лирические размышления о них, их связывают между собой речитативы Евангелиста. Все 6 кантат оратории сюжетно объединены темой Рождения Младенца Христа.

Повествование открывает торжественный хор «Ликуйте, торжествуйте», а завершает ораторию торжественный хорал (богослужебное пение).

Инструментальное творчество Прокофьева

Симфонии

  • №1 (1916 – 1917) «Классическая», где композитор обращается к бесконфликтному типу симфонизма добетховенского периода (гайдновский тип симфонизма);
  • №2–4 (1924, 1928, 1930) – симфонии зарубежного периода. Симфонию №2 Асафьев назвал симфонией «из железа и стали». Симфонии №3 и №4 – на материале оперы «Огненный ангел» и балета «Блудный сын»;
  • №5–7 (1944, 1945 – 47, 1951 – 1952) – написаны в поздний период. Героико-эпическая симфония №5 отразила дух военного времени; симфония №7, завершенная менее чем за год до смерти композитора, исполнена, тем не менее, оптимизма и радости жизни.
  • С. Слонимский к симфониям также относит симфонию-концерт для виолончели b—moll (1950 – 1952).

Фортепианное творчество Прокофьева

композиторов-кучкистов, с другой – к представителям западной музыкальной культуры. Так, бодрый тон творчества, стройность музыки, приемы гармонического развития (органные пункты, параллелизмы и т.д.), ритмическая четкость, лаконичность в изложении музыкальной мысли роднят его с Григом; изобретательность в области гармонии – с Регером; изящество тарантелльных ритмов – с Сен-Сансом (отмечает Л. Гаккель).

Для Прокофьева важна наглядность музыкальных идей, максимальная простота и рельефность в их реализации. Отсюда – стремление к «прозрачности» звучания (характерно для ранних произведений), где темы часто оказываются в верхнем регистре, а по мере роста динамического напряжения – сокращается число звучащих голосов (дабы не перегружать звучность). Общая логика развития, как правило, определяется движением мелодической линии.

В фортепианном наследии Прокофьева – 9 сонат (№10 осталась незавершенной), 3 сонатины, 5 концертов (№4 – для левой руки), множество пьес, фортепианные циклы («Сарказмы», «Мимолетности», «Сказки старой бабушки», т.д.),  порядка 50 транскрипций (в основном, собственных сочинений).

Кантатно-ораториальное творчество

Прокофьевым создано 6 кантат:

Одним из первых образцов нового подхода к жанру исторической кантаты считается одночастная кантата Прокофьева «Семеро их», написанная на тексты «Зовов древности» Бальмонта, – обращенные в стихи халдейские заклинания для заклятия семерых чудовищ, антибогов, мешающих жизни. В кантате скифские тенденции переплетаются с конструктивистскими, что характерно также для Скифской сюиты и симфонии №2; предвосхищаются сонорные приемы хорового письма. Главным выразительным средством оказывается прием ostinato, близкий, с одной стороны, древним заклинаниям; с другой – идущий из музыки нового времени.

«Кантата к 20-летию Октября» родилась под впечатлением возвращения композитором на родину и стремлением запечатления эпохальных событий Советской России. Ее идейная суть: Великая Октябрьская социалистическая революция, победа, индустриализация страны, Конституция. В текстовом отношении – содержит фрагменты работ Маркса, Сталина, Ленина. Произведение было отклонено Комитетом по делам искусства, поскольку идея воплотить эти темы в музыке  была расценена как кощунство. Премьера состоялась лишь в 1966 г.

Широко известный исторический (героико-патриотический) опус «Александр Невский» – монументальное творение Прокофьева, основанное на музыкальном материале одноименного кинофильма (тексты композитора и В. Луговского). В 7 частях кантаты («Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков») наблюдается тесное взаимодействие драматургических принципов эпической композиции и кинематографического монтажа:

  1. эпика – в выдвижении на первый план народа как главного действующего лица, обобщенной трактовке образа Александра Невского, характеризуемого посредством песни о нем;
  2. монтажный принцип ярко проявляется в сцене ледового побоища посредством подключения нового музыкального материала, обусловленного динамикой зрительного ряда. В то же время он действует на уровне форм – в последовательности самостоятельных разделов,  при этом иногда формируются внутренние структуры, иногда –  развитие не подчиняется логике ни одной из типовых форм.

Общая динамика эволюции стиля С. Прокофьева отмечена постепенно усиливающимся тяготением к мелодизации в сравнении с моторикой и скерцозностью, имеющими ведущее значение в ранний период творчества, что, впрочем,  не всегда было связано с эволюцией творчества композитора, а определялось тем, в какой стране и когда он живет.

Наряду с иными новаторами (К. Дебюсси, Б. Бартоком, А. Скрябиным), он в своем творчестве определил новые пути развития музыки ХХ века.

Авторская

К авторской композиции можно подобрать синоним — бардовская песня. В середине XX века бардовское творчество начинает селиться в разных странах.

Можно выделить несколько особенностей:

  • композитор, написавший песню, сам ее и воспроизводит;
  • помимо музыки, автор сочиняет еще и текст;
  • смысловая нагрузка стоит на переднем плане.

Предшественником авторской песни считается городской романс. С момента возникновения магнитофона в 1950-х годах происходит резкий рост бардовских песен.

Самые известные авторы жанра русской песни: Окуджава, Высоцкий, Новиков, Розенбаум, Старчик, Митяев, Соснора.

Разнообразие жанров современной музыки

Большинство новых произведений последних лет делятся на три большие категории. В каждой их них  присутствуют свои фишки, направления и стили.

Поп-музыка

Мы уверены, что вы с ней знакомы. Это популярная музыка, которая играет из большинства радиоприемников, звучит в фильмах, торговых центрах и кафе. Она легко запоминается и всегда «на слуху». Это песни, которые слушает большинство. Но это не означает, что все эти люди одинаковые и предпочитают одно и то же. Поп-музыка – это целая куча разнообразных жанров, а иногда их сложная смесь. Например, такие разновидности, как кантри, соул и подобные им.

Разберем простые примеры Pop-music:

  • Диско. Треки, предназначенные для танцев. Под эти dance-мелодии действительно легко плясать: ритм задают ударные и бас, а струнные и духовые инструменты звучат на втором плане.
  • Техно. Холодные, футуристические мелодии. Металлическое звучание, механические ритмы и вокал без явного проявления эмоций – и под все это тоже можно и нужно танцевать.
  • Хаус. Электронная музыка, созданная на синтезаторе. Для хауса характерно цикличное повторение музыкальных фраз, специальная обработка и большое количество необычных эффектов.
  • Транс. По задумке создателей он обладает гипнотическим эффектом. Характеризуется повторяющимися мелодиями, фразами и плавно меняющимся басом. Несмотря на то что этот стиль погружает в транс, он также относятся к категории dance. Ну то есть, танцуем под гипнозом.
  • Фанк. Дерзкая музыка с этническим оттенком и африканским происхождением. Для нее характерны пульсирующие танцевальные ритмы и кричащий вокал. 

Рэп

Танцевальное направление с афроамериканскими и латиноамериканскими корнями. Отличительная особенность – отсутствие вокала. Его заменяет речитатив. Текст песен не поют, а зачитывают, как стихи. Это, кстати, не так просто, как кажется. Солиста активно поддерживают сложный бас, ударные и иногда – скрип виниловых пластинок.

Rap получил развитие и зазвучал на радиостанциях в 80-х годах. Тогда же у него появились поклонники во всем мире.

Разновидности:

  • клауд;
  • дрилл;
  • хардкор;
  • трэп;
  • ганста;
  • джаз-рэп;
  • кранк и др.

Некоторые упоминают rap как синоним hip-hop. Это не совсем верно. Давайте разбираться. На самом деле последний – более широкое понятие. Рэп является разговорно-вокальным способом исполнения, а хип-хоп объединяет целую субкультуру и стиль, использующий элементы речитатива.

Рок

Это выходец из американского блюза (blues). Он окончательно оформился к концу 50-х годов 20 века. В США первый Rock’n’Roll ассоциируется с именем Элвиса Пресли, во Франции – с Клодом Франсуа и Ришаром Антони. Одновременно с французскими музыкантами в Европе зажигала легендарная британская четверка The Beatles.

Самый главный темп здесь задает электрогитара, бас-гитара и ударные инструменты. Чаще всего музыканты исполняют треки собственного сочинения. Название Rock в переводе с английского языка звучит как «качать». Он «раскачивает», несет особую философию, драйв и свободу. Это музыка протеста, ритмы творческих личностей и настоящих бунтарей. 

Основные жанры:

  • панк;
  • поп;
  • хард;
  • блэк-метал;
  • хэви-метал;
  • треш;
  • фолк;
  • рага;
  • глэм;
  • альтернативный;
  • рок-н-ролл; 
  • инди.

“Бывает так, что голос тяготеет к определенному жанру, но сейчас многие каноны уходят в прошлое. Среди релизов последних лет очень много всего кросс-жанрового, так что любому вокалисту можно подобрать репертуар. И кстати, можно ведь попробовать писать и исполнять собственные песни.”

Мария Ярова, музыкант, композитор, преподаватель по вокалу Indie Rock School

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: