Другие музыкальные формы
Концерт
Это музыкальное произведение для солирующего (или нескольких солирующих) инструмента с оркестром.Созданы концерты и для одного инструмента без оркестра, и концерты для оркестра без сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella.Концерт появился в Италии на рубеже XVI-XVII вв. как вокальное произведение церковной музыки. Концерт ещё по-другому называли мотет.
Исполнение мотетаРазвитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких солирующих инструментов продолжилось в XIX в. в творчестве Никколо Паганини, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона, Иоганнеса Брамса, Ференца Листа, Петра Чайковского и многих других композиторов. Разновидность концерта в малой форме – концертино.Остался популярным концерт и в XX в.. Во всём мире популярны фортепианные концерты и концерты для других инструментов Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, Бела Бартока, Пауля Хиндемита, Арнольда Шёнберга, Альбана Берга, Антона Веберна и др.Концерты созданы практически для всех «классических» европейских инструментов: фортепиано, скрипки, виолончели, альта, контрабаса, деревянных и медных духовых инструментов.Ещё в эпоху классицизма сформировалась классическая структура концерта, заложенная Й. Гайдном, В.А. Моцартом и усовершенствованная Л. ваном Бетховеном:
• 1 часть. Аллегро в сонатной форме.• 2 часть. Медленная, чаще в форме арии, в 3-х частях.• 3 часть. Быстрая в форме рондо или темы с вариациями.
Этюд (фр. étude «изучение»)
Музыкальное произведение, созданное с определённой технической установкой, предназначенное для упражнений. Жанр этюда известен с XVIII в. Наиболее известен как автор этюдов Карл Черни, он создал более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники.А Фредерик Шопен в XIX в. вывел этюд на новый уровень: его этюды – это не только технические упражнения, они имеют большую художественную ценность.Писали этюды для фортепиано Роберт Шуман, Ференц Лист, Камиль Сен-Санс, Клод Дебюсси и др.
Фантазия (с др.-греч. – «плод» воображения)
Это свободная музыкальная форма, известная с XVI в.Наибольшее распространение фантазия получила в эпоху романтизма. Самые известные фантазии – «Скиталец» Ф. Шуберта, Фантазия-экспромт Ф. Шопена, Фантазия Р. Шумана, «Вальс-фантазия» М.И. Глинки «Большая фантазия на тему Паганини» Ф. Листа, Фантазия «Исламей» М.А. Балакирева, Соната-фантазия g-moll А.Н. Скрябина и др. Называют фантазиями симфонические произведения П.И. Чайковского «Буря» и «Франческа да Римини», а его «Ромео и Джульетта» носит название «увертюра-фантазия». В XX в. обращение к этой форме стало редким, т.к. стало меньше музыкальных установок и стереотипов, в связи с чем понятие «фантазия» потеряло смысл. Но есть редкие авторы, обращающиеся ещё к этой музыкальной форме. Существуют ещё и другие музыкальные формы: песенная, текстомузыкальная, строфическая. Формы в музыке XX-XXI вв. претерпевают творческие изменения, происходят многочисленные эксперименты. Процесс этот в мире повсеместен и не окочен.
- < Назад
- Вперёд >
Основные жанры, стили и направления
На сегодняшний день существует несколько десятков жанров, а ещё больше поджанров в музыке (стилей и направлений). Предлагаем ознакомиться с доминирующими и наиболее употребляемыми в музыкальном мире.
Народная музыка
Народная музыка считается крупным разделом, так как объединяет произведения по историческому, этническому и культурному признаку. Исходя из такого деления, музыка подразделяется на русскую народную, болгарскую, немецкую, норвежскую и так далее. Конечное число определено количеством этнических групп и временных рамок.
Классическая музыка
Классика определена историческим отрезком времени и рациональности исполнителей. Классическая музыка перекликается с народной, но обладает рядом отличий. Выделяется Европейская классическая музыка (средневековье, барокко, романтизм и т.д.), Арабская, Индийская и другие.
Блюз, Ритм-н-Блюз, Джаз
Блюз, Ритм-н-Блюз и Джаз считаются разными жанрами музыки, но появились в одну эпоху и обладающие общностью стиля. Различия жанра зависят от места появления и развития, используемых инструментов, вокала и некоторых других особенностей. Каждое музыкальное направление обладает собственным поджанром.
Электронная музыка
Электронная музыка – большой раздел музыкального мира (жанр), охватывающий композиции, исполняемые с использованием электронных инструментов. Поджанры отличаются от вида инструмента, которые появлялись в процессе развития технологий и человечества. Первая стадия зарождения жанра началась в XIX веке. Особая роль такой музыки возникла в момент появления компьютерной техники и синтезаторов.
Рок
Рок считается ещё одним огромным жанр популярной музыки, появившийся в далёком XIX веке. Начало положено с использованием рок-н-ролла, а развитие продолжается по сей день. Характерным для рока является чёткий ритм, разнообразие инструментов. Музыкальное направление обладает наибольшим числом поджанров начиная от лёгких, заканчивая агрессивными трэщ-металом, блэк-металом и другими.
Рок
Рок произошел от классического рок-н-ролла в 60-е, хотя уже в 70-е перестал даже отдаленно напоминать своего прародителя. Рок-музыка настолько захватила музыкальную индустрию, что до сих пор многие критики считают его самым значимым направлением. Рок-н-ролл, а затем и рок, появился как молодежное бунтарское течение. Главные признаки рок-музыки – доминирующие гитары, в основном электронные. Важным составляющим музыки считается бас-гитара и ударные, иногда присутствуют ритм-гитары. Звучание может изменяться от более легкого, как у Beatles, к более тяжелому, как у Rolling Stones и Animals.
Основную популярность жанр получил после знаменитого «британского нашествия», когда в США приехали яркие представители рока Beatles и Rolling Stones. В 70-е рок-музыка позаимствовала некоторые приемы у классической музыки, как гармонизация голосов у группы Smokie и почти оперные вставки у Queen.
Понятие музыкальной формы в Европе, США и России
Определения музыкальной формы в европейских и американских учебниках формы чаще всего совпадают с первым (композиционно-техническим) значением, принятым в российском музыкознании. Британский «Oxford Companion to Music» (2002) определяет музыкальную форму как «внешний облик или структуру музыкального сочинения». Гарвардский музыкальный словарь различает «form in music» и «forms of music» (синоним — «musical forms»); первое словосочетание близко русской трактовке формы как всеобъемлющего целого, второе — композиционно-технической её трактовке. Музыкальный словарь Гроува (2001) в статье «Form» описывает музыкальную форму предельно широко, определяя её как «конструктивное или организующее начало в музыке» (англ. constructive or organizing element in music), при этом композиционно-техническая трактовка музыкальной формы вовсе не рассматривается.
Ученик Шёнберга, австриец Эрвин Рац (1951) и американец Уильям Каплин (1998) создали учение о «формальной функции» (англ. formal function), то есть, функции того или иного элемента целостной формальной структуры. Собственное учение о функциях частей музыкальной формы развивали в России И.В. Способин (1947) и Ю.Н. Холопов. Функциональный подход позволил Холопову вернуть в отечественную теорию важнейший компонент тональной формы, издавна известный под названием «ход», и отказаться от классификации форм на основе «наименьшей структурной единицы — периода», которая долгое время была единственной принятой в советском музыкознании.
дальнейшее чтение
- Честер, Эндрю. 1970. «Размышления о рок-эстетике: группа». Обзор новых левых 1, вып. 62 (июль – август): 78–79. Перепечатано в На записи: рок, поп и письменное слово, отредактированный Саймоном Фритом и Эндрю Гудвином, 315–19. Нью-Йорк: Пантеон, 1990.
- Кейл, Чарльз. 1987. «Расхождения в участии и сила музыки». Культурная антропология 2, № 3 (август): 275–83.
- Cadwallader, Аллен. 1990. «Форма и тональный процесс. Дизайн различных структурных уровней». Тенденции в исследованиях Шенкера, Под ред. А. Кадвалладера. Нью-Йорк и др .: Schirmer Books: 1-21.
- Ласковски, Ларри. 1990. «Бинарные» танцевальные движения И.С. Баха: форма и голосовое лидерство «, Исследования Шенкера, Х. Зигель изд. Кембридж: КУБОК: 84-93.
- Шмальфельдт, Джанет. 1991. «На пути к согласованию концепций Шенкера с традиционной и новейшей теорией формы», Музыкальный анализ 10: 233-287.
- Пляж, Дэвид. 1993. «Эксперименты Шуберта с формой сонаты: формально-тональный дизайн против основной структуры», Музыка Теория Спектр 15: 1-18.
- Смит, Питер. 1994. «Брамс и Шенкер: взаимный ответ на сонатную форму», Музыка Теория Спектр 16: 77-103.
- Смит, Чарльз Дж. 1996. «Музыкальная форма и фундаментальная структура: исследование Formenlehre Шенкера». Музыкальный анализ 15: 191-297.
- Бернхэм, Скотт. 2001. «Форма», Кембриджская история теории западной музыки, Чт. Christensen ed. Кембридж: КУБОК: 880-906.
- Вебстер, Джеймс. 2009. «Форменлехре в теории и практике», Музыкальная форма, формы и форма: три методологических размышления, П. Берже изд. Лёвен: LUP: 123-139.
- Хупер, Джейсон. 2011. «Ранняя концепция формы Генриха Шенкера, 1895-1914». Теория и практика 36: 35-64.
- Шмальфельдт, Джанет. 2011 г. В процессе становления: аналитические и философские взгляды на форму в музыке начала девятнадцатого века, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Чекки, Алессандро (ред.). 2015 г. Форменлехре Шенкера. Rivista di Analisi e Teoria Musicale XXI, №2.
Определение определения
Что же такое форма в музыке? Даже сами музыканты к данному определению относятся неоднозначно. Одни говорят, что форма — это структура произведения и только. Другие связывают форму с жанром, и тогда акцент может смещаться в самые неожиданные стороны, вовлекая в определение формы совершенно неожиданные на первый взгляд грани: особую технику композиции (фуга), ритм или темп (менуэт), манеру исполнения (концерт), число исполнителей (трио) и даже национальный колорит (мазурка).
Темп (лат. tempus — время) — мера времени в музыке, скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения темпа служит метроном. Темп в большей степени определяет характер музыки. Быстрые темпы служат для передачи движения, жизнерадостного настроения, энергии, смятения, драматизма. Медленные — для передачи покоя, неподвижности, печали, горя. Средние темпы наиболее нейтральны и используются в музыке разного содержания.
Действительно, форма в музыке практически неразрывно связана как с жанром, так и со стилем. Но все-таки общепринятым определением стало следующее. С одной стороны, форма — это конструкция произведения, его «скелет», определенный порядок, в котором выстраиваются его части, а проще говоря, схема, согласно которой композитор без труда сможет написать сонату или песню, фугу или рондо. Но с другой стороны, это не только сама схема, но еще и процесс развития музыкальных средств, которые автор использовал в произведении для создания художественного образа (мелодия, тембр, регистр, ритм или гармония).
Итак, форма — это схема и развитие музыкальных средств внутри этой схемы.
Сонатно-симфонический цикл
К сонатно-симфоническому циклу относятся наиболее абстрактные жанры академической музыки, такие как симфония, соната, концерт. Для него характерны:
- абстрагирование от прикладного характера музыки (даже если в качестве материала какой-либо части использован прикладной материал);
- возможность образно-смысловых контрастов между отдельными частями (вплоть до их прямого противопоставления);
- сложное тональное развитие;
- устоявшиеся функции и формы отдельных частей (характерные для отдельных жанров сонатно-симфонической музыки).
Классическая соната формировалась в течение XVIII века, вершины развития достигла в венской классике и остается, с некоторыми оговорками, живым жанром. Симфония как жанр сформировалась в середине XVIII века, вершины развития достигла также в венской классике и остается живым жанром академической музыки. (Симфоническую форму не следует путать с симфонизмом, который может быть свойствен и произведениям, не относящимся к этой форме). Во второй половине XX века для многих произведений этого жанра стал свойствен лейтмотивный и монотематический принципы. Концерт как разновидность сонатно-симфонического циклического произведения, для которого характерно противопоставление звучания полного состава ансамбля и отдельных групп или солистов, сложился в известном ныне виде к концу XVIII века.
Что такое музыкальные жанры
Давайте сначала разберёмся, что такое музыкальный жанр. Музыкальный жанр – это категория, которая вмещает в себя произведения, схожие по ряду признаков: стилистических, композиционных, сюжетных и пр.
Музыку можно разделить на разные жанры согласно множеству характеристик, таким, как использование определенных музыкальных инструментов, особенностей темпа, общего настроения мелодии и других. Художественный характер музыки означает, что эти классификации часто субъективны и противоречивы, а некоторые жанры могут пересекаться.
Очень интересно звучат композиции, которые сочетают несколько стилей
Элегия
Элегия в переводе с греческого языка – это «траурное пение». Первоначально являлась поэтично-музыкальным жанром в Древней Греции. Приобрела широкую популярность в эпоху сентиментализма и романтизма. Философские мысли о разочаровании, неудовлетворенности и страданиях в жизни находили свое отражение в этом произведении.
Г. Перселл – один из ранних представителей этого жанра. В отечественной культуре все те же мастера: Варламов, Глинка, Алябьев, Яковлев, Даргомыжский и др. Для русской элегии специфично исполнение в виде монолога под характерный для романсов аккомпанемент (гитарные переливы или фортепианные звучания).
Один из ярких примеров – » Не искушай меня бед нужды» Глинки. Элегия исполнена Олегом Погудиным — известным в нынешнее время камерным певцом.
Какие жанры относятся к вокальной музыке еще?
Ритм-н-блюз (R’n’B)
R’n’B – хороший пример плавного перемещения нескольких направлений музыки из 20 в 21 век. С одной стороны, здесь присутствуют особенности духовной (евангелистской) музыки – феномен, который можно встретить только в американских церквях: духовные строки поются в заводном, ритмичном темпе.
Нотки блюза, с другой стороны, придают этому направлению теплые аккорды и богатые басовые ноты. Современный R’n’B слегка отошел от классического звучания, сделав уклон в сторону хип-хопа с рэп-вставками и брейк-дансом. Типичный пример современного – певица Aaliyah, которую именуют «принцессой R’n’B».
R’n’B включает в себя много поджанров, некоторые принято считать индивидуальными стилями:
Классический ритм-н-блюз;
Ду-воп: в этом поджанре основное внимание уделяется вокалу при минимуме музыкального сопровождения;
Соул: отличается уклоном в духовную (околорелигиозную) музыку;
Фанк: танцевальный вид ритм-н-блюза;
Диско: фактически является сочетанием соула и фанка;
Буги (электрофанк): также танцевальный стиль r’n’b, но с элементами техномузыки.
Презентация на тему: » МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ. Музыкальная форма Построение музыкального произведения, соотношение его частей. Простейший составной элемент музыки называется мотивом,» — Транскрипт:
1
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
2
Музыкальная форма Построение музыкального произведения, соотношение его частей. Простейший составной элемент музыки называется мотивом, 2-3 мотива образуют более законченное музыкальное построение – фразу. Несколько фраз соединяются в предложение, а предложения – в период.
3
Одночастное произведение Произведение, в котором отсутствует деление на части. « Со вьюном я хожу » русская народная песня
4
Двухчастная форма Самая простая форма музыкального произведения, обычно состоит из следующих один за другим периодов. « Пусть всегда будет солнце » А. И. Островский, Л. Ошанин « Спят усталые игрушки » А. И. Островский, З. А. Петрова
5
Куплетная форма Распространенная форма вокальных произведений, в которых одна и та же мелодия повторяется неизменно ( или изменяется лишь слегка ), но при каждом повторении в куплете новый текст. Куплетными являются большинство народных песен. « Венецианская ночь » М. И. Глинка « Куплеты тореадора » Ж. Бизе СТРОЕНИЕ Вступление – куплет ( запев, припев )- проигрыш – куплет ( запев, припев ) — заключение
6
Вариационная форма Вариации ( от лат. вариация – изменение ): 1. многократное повторение основной мелодии с некоторыми ее изменениями. Причем первоначальная тема всегда обогащается, украшается, становится все более интересной, не теряя при этом своей узнаваемости. « Полюшко — поле » Л. К. Книппера
7
Рондо Рондо ( от фр. рондо — хоровод, хождение по кругу ) – музыкальная форма, состоящая из многократного построения основного раздела – рефрена, с которым чередуются другие эпизоды. Рондо начинается и заканчивается рефреном, словно образуя замкнутый круг. « Рондо Фарлафа » М. И. Глинки
8
Фуга Фуга ( бег ) – многоголосное полифоническое произведение, в котором главная тема проходит в разных голосах. Чаще фуга исполняется в сочетании с другими музыкальными пьесами – прелюдией, токкатой, фантазией. « Токката и фуга ре — минор » И. С. Бах
9
Циклические формы СИМФОН ИЯ СЮИТА ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ СОНАТА
10
Сюита Сюита ( фр. Suite- ряд, последовательность ). Состоит из нескольких самостоятельных частей – танцев, обычно контрастирующих между собой и объединенных общим художественным замыслом. « Сюита в старинном стиле » А. Шнитке « Картинки с выставки » М. Мусоргский « Шехерезада » Н. Римского — Корсакова
11
Концерт Концерт ( состязание ) – виртуозное произведение для солирующего инструмента или голоса с сопровождением оркестра. «1- й концерт для фортепиано с оркестром » П. И. Чайковского
12
Соната Учебное или концертное произведение для одного или двух инструментов. Обычно состоит из 3-4 разных характеров. « Лунная соната » Л. Бетховен « Апассионата » Л. Бетховен
13
Симфония Симфония ( созвучие ) – произведение для оркестра в форме сонатного цикла (3-4 части ). « Ленинградская симфония » Д. Б. Шостакович « Патетическая симфония » П. И. Чайковский
14
Кантата Кантата ( от итал. петь ) – большое вокально — симфоническое произведение из нескольких частей для солиста, хора и симфонического оркестра. « Александр Невский » С. С. Прокофьев
15
Оратория Вокально – симфоническое произведение из многих частей. В ней чередуются хоровые эпизоды, симфонические фрагменты и вокальные номера – арии, ансамбли, речитативы. « Реквием » В. А. Моцарт
16
Вокальный цикл Несколько романсов и песен, объединенных одной общей темой. Вокальные циклы содержат от 3-4 до 20 и более романсов или песен. « Детская » М. П. Мусоргский « Прощание с Петербургом » П. И. Чайковский
Формы, используемые в западной популярной музыке
Некоторые формы используются преимущественно в популярной музыке, включая жанровые формы. Популярные музыкальные формы часто происходят из строфической формы (форма песни AAA), формы из 32 тактов (форма песни AABA), формы куплета-припева (форма песни AB) и формы блюза с 12 тактами (форма песни AAB).
Секционные формы
- AABA a.k.a. American Popular
- AB a.k.a. Стих / Припев
- ABAB
- ABAC a.k.a. Стих / Припев / Стих / Мост
- ABCD a.k.a. Сквозной состав
- Блюз Формы песен
- AAB a.k.a. Двенадцатитактовый блюз
- 8-тактный блюз
- 16-тактный блюз
Увидеть
Расширенные формы
Расширенная форма — это формы, которые имеют корень в одной из форм выше, однако они были расширены дополнительными разделами. Например:
- AAAAA
- ААБАБА
Названия разделов в популярной музыке
- Введение a.k.a. Intro
- Стих
- Воздерживаться
- Pre-chorus / Rise / Climb
- хор
- Пост-хор
- Мост
- Средняя восьмерка
- Соло / Инструментальный перерыв
- Столкновение
- CODA / Outro
- Ad Lib (часто в CODA / Outro)
От фундамента до крыши
В древние времена не строили дома, человек мог считать домом пещеру в скале. Но шли века, и люди научились возводить постройки из бревен, камней и кирпичей. Да и что говорить, чем меньше единица, тем больше возможностей для вариаций. В музыке самым мелким «строительным материалом» являются мотив, фраза и предложение.
Мотив (от лат. «двигаю») — это яркий и легко запоминающийся мелодический оборот, его размер может составлять от одного, двух, трех звуков до целого такта.
Такт (лат. tactus — касание) — единица музыкального метра, промежуток между двумя соседними сильными долями. В нотной записи такт — совокупность нот, заключенная между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотоносце (нотном стане)
Несколько мотивов, объединенных в единое целое, называется фразой (от греч. «выражение»). Первоначально длительность фразы была напрямую связана с дыханием певца, исполнявшего вокальную партию. Понятие расширилось с развитием инструментальной музыки.
Фразы, в свою очередь, объединяются в предложения. Обычным размером предложения считают четыре такта. Завершается этот музыкальный «кирпичик» кадансом (от лат. «оканчиваюсь») — заключительным музыкальным оборотом.
Наконец, из предложений составляется период. Это законченная самостоятельная музыкальная форма. Чаще всего (хотя и не всегда) период состоит из двух предложений с разными кадансами. Без периода невозможно представить вокальную музыку, потому что простейшая форма периода известна буквально всем и каждому, из них состоят куплеты и припевы песен.
Что нам стоит дом построить
Итак, мы знаем, из чего строится музыка. А как это сделать?
При построении музыкального произведения композиторы опираются на три основных принципа: повторение, варьирование и контраст. Для воплощения этих принципов применяются всевозможные средства: ритм, мелодия, тембр или гармония.
Повторение, варьирование и контраст встречаются как в вокальных жанрах, так и в инструментальных. Строфическая форма, в которой мелодия повторяется, оставаясь неизменной, в чистом виде возможна лишь в вокале, потому что в данном случае контраст или повторение создаются только с помощью поэтического текста. Но и для вокальных, и для инструментальных жанров характерно использование рефрена — повторяющейся части.
К основным структурам построения музыкального произведения относят следующие (буквы используются для обозначения частей разного типа):
- Куплетная форма (А-В-А-В-А)
- Двухчастная форма (А-В)
- Трехчастная форма (А-В-А)
- Форма с рефреном (рондо) (А-В-А-С-А)
- Вариационная форма (А-А1-А2-А3-А4-А5 и т. д.)
Конечно, этим количество форм не ограничивается. Более сложные построения образуются при изменении или расширении основных структур. Рондо можно усложнить, написав его по тому же принципу повторения и контраста, но введя еще один повторяющийся период (А-В-А-С-А-В-А). Можно обратиться к приему «бесконечной мелодии», столь любимому, например, Вагнером. В его композициях почти невозможно найти четкую границу между разделами. Для этой сложной формы был даже придуман специальный немецкий термин — durchkomponiert («основанный на сквозном развитии»). Такая организация характерна для произведений, в которых используется слово (часто — отдельное литературное произведение).
Следует отметить, что принцип повторения доминировал в музыке задолго до появления принципа развития. Послушайте старинные музыкальные композиции и убедитесь, что все они строятся на вариации и повторении. Развитие темы приходит в музыкальное искусство с расцветом инструментальной музыки. Именно в ней композиторам была дана возможность выделить и показать элементы, которые могут изменяться и взаимодействовать между собой.
Наконец, объединение нескольких музыкальных фрагментов, написанных по разным структурным схемам, рождает более крупное произведение, или так называемый цикл (опера, оратория, соната, квартет, симфония, сюита и т. д.). В таком случае принято разделять произведение на части (по количеству фрагментов) и обозначать для каждой части темп и характер исполнения.
С подобным делением можно соглашаться или спорить, но очевидно одно: форма музыкального произведения — это не статичное явление. Новые формы всегда возникали вместе с новыми инструментами, способами игры, потребностями общества. А это значит, что новые формы и новые методы композиции будут появляться и далее.
Поделиться ссылкой
Народные мелодии в произведениях русских композиторов.
Опубликовано: 06.10.2014 18:33 | Просмотров: 63801
Многие народные мелодии, записанные и обработанные композиторами-классиками, нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблей.
В сочинениях русских композиторов можно найти не только примеры цитирования (то есть точного воспроизведения) народных песен, но и множество мелодий, созданных в народном складе. Песни Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», хор поселян из оперы Бородина «Князь Игорь», многие темы в симфонических произведениях Чайковского, в операх и романсах Глинки, Мусоргского порою очень трудно бывает отличить от народных мелодий.
Одна из наиболее ярких особенностей музыки русских композиторов — распевность и широта мелодий, их выразительность, идущие от народных песен.
Глинка М.И. Вариации на русскую народную песню «Среди долины ровныя».
{mp3remote}https://www.dropbox.com/s/408eq5irlptpz0d/Glinka-Variacii-na-temu-russkuyu-narodnuyu-pesnyu-quotSredi-doliny-rovnyyaquot%28muzofon.com%29.mp3?dl=1{/mp3remote}
Эта лирическая песня была популярна у городского населения. Глинка написал на её основе произведение для фортепиано в форме вариаций.
В народном напеве композитора привлекли плавность и широта мелодии, искренняя теплота чувств. В песне выражено настроение задумчивости, печали.
В начале произведения тема звучит тихо и задушевно, затем к ней присоединяется певучий подголосок. Аккомпанемент напоминает мягкое звучание гитары.
Тема по-разному видоизменяется (варьируется) в каждой из пяти вариаций. Её развитие обогащается виртуозными приёмами фортепианной игры. Медленные и певучие вариации чередуются с быстрыми и энергичными.
Песня Марфы из оперы Мусоргского «Хованщина».
Модест Петрович Мусоргский в своих произведениях часто обращался к русским и украинским песням. Опера «Хованщина» написана на русский исторический сюжет. Среди нескольких замечательных подлинных песенных мелодий в опере звучит известная протяжная лирическая песня «Исходила младёшенька» — очень задушевная, с плавной мелодией, в которой движение по ступеням чередуется с широкими выразительными оборотами.
В опере эту песню поёт Марфа. Народная мелодия помогла композитору создать яркий и глубоко национальный образ русской женщины, способной на глубокие и сильные переживания.
Во всех шести куплетах мелодия остаётся неизменной, зато аккомпанемент различный — варьируется в зависимости от содержания каждого куплета.
Песня Садко с хором из оперы-былины Римского-Корсакова «Садко».
Опера «Садко» написана композитором на сюжет русской былины о новгородском гусляре Садко, который своими песнями покорил грозного Морского царя и принёс богатство и славу родному Новгороду.
Композитор назвал своё произведение оперой-былиной. Подобно неторопливому былинному сказу, развёртывается действие на сцене. Многие мелодии и речитативы оперы очень близки к напевам древних русских былин. Композитор использует и подлинно народные былинные напевы. Например, хор «Высота ли, высота поднебесная» написан на мелодию былины «Соловей Будимерович». Композитор сохранил здесь народные слова. Но характер мелодии былины был изменён. Вместо неторопливого рассказа-повествования речитативного склада, исполняемого одним сказителем в опере напев превратился в хоровую молодецкую песню, энергичную и раздольную.
Народные песни в произведениях П.И. Чайковского.
- Струнный квартет, II часть, песня «Сидел Ваня».
- Первый фортепианный концерт, финал, укр. нар. песня-веснянка «Выйди, выйди, Иваньку».
- Симфония № 2, финал, укр. нар. песня «Журавель».
- https://www.dropbox.com/s/cepozi0r585sf40/Simfoniya_2_do-minor_op.17._IV_-_Finale._Moderato_assai._Allegro_vivo_-_P.I.CHajkovskij_1840-1893_._%28iPlayer.fm%29.mp3?dl=0
- Симфония № 4, финал, русск. нар. песня «Во поле берёза стояла».
- https://www.dropbox.com/s/rzyy8sif4g66pk5/CHajkovskij_Petr_Ilich_-_Simfoniya_4_Or._36_fa_minor_IV_chast_Variacii_na_temu_Vo_pole_beryoza_s_%28iPlayer.fm%29.mp3?dl=0
Вопросы:
1. Каким образом русские композиторы доносили до слушателей записанные ими народные мелодии?
2. Что означает «Цитирование народных песен»?
3. Приведи примеры произведений, созданных композиторами в народном складе.
4. Что является одной из ярких особенностей музыки русских композиторов-классиков?
5. Расскажи о каждом из прослушанных произведений.
6. Мелодии каких народных песен и в каких произведениях использовал П.И. Чайковский?