Музыкальное образование

Среднее-специальное образование

С того момента, когда ученик музыкальной школы принимает для себя решение заниматься музыкой профессионально, начинается этап подготовки к поступлению в музыкальное училище или колледж. При поступлении абитуриент должен будет пройти творческие испытания по той специальности, которую он выбрал, а также сдать экзамены по общеобразовательным дисциплинам, которые являются обязательными.

Сегодня выбор средне-специальных учебных заведений широк. Это не только музыкальные училища и колледжи, которые совершенствуют игру на том или ином музыкальном инструменте или профессионально оттачивают вокальные навыки вчерашних школьников. С начальным музыкальным образованием можно поступать в училища культуры, чтобы по окончании реализовать себя в сфере культуры. Можно выбрать музыкально-педагогическую специальность, для дальнейшего преподования музыки в детском саду, школе, студии, музыкальной школе. А вот для того, что бы выступать на эстраде, можно закончить эстрадно-цирковое училище или колледж.

Преимущества обучения в Гнесинке

  1. четыре года обучения у действующего тубиста России Александра Петровича Казаченкова
  2. будущая квалификация: концертный исполнитель, артист оркестра и камерного (духового) ансамбля, преподаватель
  3. иногородним предоставляется общежитие (гадюшник), близко от метро Полежаевская, не HI-FI, но жить можно
  4. про службу в армии на 4 года забыть (или забить)
  5. ну и если успешно окончишь училище, то прямая дорога в Академию им.Гнесиных (не далеко, через столовую пройти)

От себя лишь хочу добавить, ничего не бойся. Страх — не спутник удачи и везения. Если ты чувствуешь уверенность в себе и готов ко всем испытаниям, то смело приезжай в Москву и поступай в Гнесинку, ну или другое какое-нибудь музыкальное заведение.

Самый главный предмет в музыкальной школе

Два раза в неделю ученик посещает уроки по специальности, то есть по обучению игре на том инструменте, который он выбрал. Эти уроки проходят в индивидуальной форме. Педагог по специальности считается основным педагогом, главным наставником и обычно работает с учеником, начиная с 1 класса и до самого конца обучения. Как правило, ученик привязывается к своему преподавателю по специальности, смена педагога нередко становится причиной, по которой ученик забрасывает занятия в музыкальной школе.

На уроках специальности происходит непосредственная работа за инструментом, разучивание упражнений и различных пьес, подготовка к экзаменам, концертам и конкурсам. Каждый ученик в течение года должен выполнить определенную программу, которую педагог разрабатывает в индивидуальном плане ученика.

Любе отчеты по выполнению программы происходят публично в виде технических зачетов, выступлений на академических концертах и экзаменах. Весь репертуар выучивается и исполняется наизусть. Эта система здорово работает, и за 7-8 лет, как правило, из мало-мальски способного ученика обязательно выходит прилично играющий музыкант.

Зарплата музыкального руководителя

Как правило, в муниципальных образовательных заведениях уровень заработной платы музыкального руководителя не очень высок. Однако в частных детских садах, гимназиях и других учреждениях он может претендовать на достойную заработную плату, равно как и при ведении уроков в частном порядке.

Карьерный рост

Педагог по музыке может совершенствоваться в своей профессии, претендовать на вакансии с более высокой зарплатой, либо сфокусироваться на повышении должности и занимать руководящие посты в образовательном учреждении.

Профессиональные знания

  1. Сольфеджио.
  2. Ритмика и основы хореографии.
  3. Музыкально-инструментальный и вокальный классы.
  4. Теоретические и методические аспекты музыкального образования.
  5. Управление хором.
  6. Аранжировка музыкальных произведений.

Как получить образование

Музыкальное образование можно получить в колледжах, высших учебных заведениях, а также в рамках прохождения магистратуры. Каждый институт устанавливает свои требования. Набор экзаменов для поступления в вуз может быть следующим:

  1. русский язык, как базовый предмет;
  2. обществознание (предмет по выбору);
  3. литература (предмет по выбору).

Музыкальные направления подразумевают прохождение абитуриентами профессионального испытания. Во время экзамена комиссия оценивает способности и навыки поступающих. Регламент проведения аттестации устанавливается локальными документами вуза, поэтому чтобы подготовиться к экзамену следует ознакомиться с условиями отбора на официальном сайте выбранного вуза.

Предусмотрена возможность поступления в музыкальные вузы и по результатам олимпиад. Всероссийская олимпиада учащихся музыкальных колледжей и Межрегиональная открытая олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам — олимпиады, результаты которых учитывают при поступлении абитуриентов в вузы.

Бас гитара – сложное и простое

Среди начинающих исполнителей часто можно встретить людей, считающих бас гитару «упрощенной модификацией» обычной электрогитары, учиться играть на которой вроде бы и не надо. Это мнение, однако, глубоко ошибочно – бас гитара такой же инструмент, как и все другие, и учиться играть на ней ничуть не проще, чем на любом другом инструменте. Однако, к сожалению, сделать это не очень-то просто – лишь небольшое количество детских музыкальных школ сегодня предоставляют возможность обучения по классу бас гитары.

Если вы все-таки полны решимости найти преподавателя для освоения игры на бас гитаре – у вас есть два пути. Первый – это частные уроки индивидуально с преподавателем. Как правило, такие уроки дорого стоят, но есть здесь и некоторые плюсы – если вам удастся найти хорошего преподавателя, то вы сможете получить не только уроки техники игры на басу, но и рекомендации по изучению теоретически-музыкальных дисциплин и некоторое количество жизненного опыта реального музыканта. Кстати, иногда частные уроки дают даже вполне преуспевающие исполнители – обучение у такого может стать отличным трамплином для вашей собственной исполнительской деятельности.

Другой вариант – это дистанционное образование. Как это ни странно, такой вариант учебы в музыке может приносить отличные плоды – по сути, 95% обучения музыке – это ваша самостоятельная работа, а преподаватель выступает в роли образца (постановка рук, основные приемы игры и так далее) и своеобразного живого учебника. При условии предоставления подробных видеоматериалов и конспектов теоретических лекций вы сможете освоить все это самостоятельно – а дистанционный преподаватель по аудио или видеозаписи оценит ваши успехи и даст рекомендации по дальнейшей работе. Многие современные профессиональные музыканты прошли именно этот путь.

Нужно, однако, отметить, что сегодня все-таки начали появляться музыкальные школы, обучающие по классу бас гитары. Как правило, речь идет о частных школах, кроме того, их не так уж много – но они есть, и, возможно, такая школа уже появилась в вашем городе. Получать образование в такой школе, конечно, предпочтительнее – все-таки вы сможете освоить не только практическую, но и теоретическую сторону музыкального искусства, а значит – будете иметь серьезное преимущество перед теми, кто этими знаниями не владеет.

Со средне-специальным образованием все несколько проще – вы можете поступить в уже упоминавшийся Государственный музыкальный колледж эстрадно-джазового искусства или любое училище, имеющее отделение эстрадной музыки – в нем обязательно имеется специализация «Инструменты эстрадного оркестра», где и следует искать вожделенный класс бас гитары. Вся дальнейшая схема аналогична схеме обучения по классу гитары.

Обучение на музыкального руководителя

Обучение на музыкального руководителя в вузе не обязательно – достаточно среднего специального образования по направлению «Музыкальное образование» (код 53.02.01). Набор проводится на основании среднего балла аттестата, однако дополнительно придется сдать вступительные экзамены на базе колледжа: сольфеджио и исполнение индивидуальной программы. Обучение длится от трех до пяти лет в зависимости от формы посещения занятий, а также от времени поступления в ссуз (после 9-го или 11-го класса).

Хотите устроиться на работу сразу после получения профессии? Skillbox гарантирует это! При покупке курса с трудоустройством, Skillbox поможет с поиском работы по новой специальности. Если у вас не получится найти работу, Skillbox вернёт деньги за курс. Акция действует до конца 2022 года! Сейчас самое время, пока идет новогодняя распродажа со скидками до 60%!

Вузы

  • Академия имени Маймонида РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

    Музыкально-инструментальное искусство

    4 года

    248 000 ₽/год

    10
    бюджетных мест

  • Рязанский заочный институт (Филиал) Московского государственного университета культуры и искусств

    Музыкально-инструментальное искусство

    4 года

    42 500 ₽/год

    5
    бюджетных мест

  • Российская академия музыки имени Гнесиных

    Баян, аккордеон

    4 года

    630 000 ₽/год

    9
    бюджетных мест

  • Московская государственная академия хореографии

    Музыкально-инструментальное искусство

    4 года

    470 400 ₽/год

    нет
    бюджетных мест

Курсы

Здесь предлагают быстрый вариант того, где получить профессию музыкального руководителя, для людей с наличием профильного образования (среднего или высшего). Курсы длятся 3 месяца, вся программа включает в себя 520 часов занятий. Они проводятся дистанционно, поэтому могут быть пройдены из любого населенного пункта и без отрыва от актуальной работы.

Начальное музыкальное образование

Традиционно базовым музыкальным образованием является обучение в музыкальной школе по установленной программе с основными обязательными учебными дисциплинами. Классические музыкальные школы максимально нацелены на дальнейшую профессиональную ориентацию своих учеников в музыкальной сфере. Поэтому здесь дети не только осваивают игру на конкретном выбранном инструменте, но и изучают нотную грамоту, теорию и историю музыки, сольфеджио и основы композиции, сольного и хорового пения, обучаются игре в ансамбле или оркестре. Срок обучения в этих школах строго определен, и выпускники получают свидетельство об окончании 8 лет учебы. Базовое 8 летнее музыкальное образование предоставляет возможность для поступления в средние специальные учебные музыкальные заведения.

Еще больше преимуществ получают выпускники специализированных музыкальных школ. Особо талантливые, с высоким уровнем успеваемости, ученики таких школ могут даже претендовать после 10-летнего обучения на поступление сразу в музыкальные ВУЗы.

В отличие от классических музыкальных школ, музыкальные студии и кружки, а также частные школы неполного цикла образования, даже отдельные педагоги-музыканты, могут давать узкое музыкальное образование или факультативное, например, обучая только вокалу или игре на определенном инструменте.

В результате такого обучения дети не всегда получают весь объем необходимых музыкальных знаний и навыков, которые бы позволили им в дальнейшем пройти конкурс в средне-специальные музыкальные заведения. Однако положительным итогом подобного обучения становится эстетическое и культурное развитие ребенка, расширение его кругозора и объема знаний.

Посчитаем в годах?

  1. Детская музыкальная школа — 8 лет . Окончание ДМШ совпадает с выпуском из девятого класса общеобразовательной школы. (Возможно также учиться меньше лет, по сокращенной программе).
  2. Колледж искусств — 4 года. Музыкант получает среднее профессиональное образование с возможностью преподавать, быть артистом оркестра, ансамбля, концертмейстером, иллюстратором — зависит от инструмента.
  3. Консерватория — 4-6 лет (бакалавриат, бакалавриат+магистратура или специалитет). Высшее музыкальное учебное заведение, которое готовит настоящих профессионалов. Как правило, поступление в консерваторию является уже осознанным выбором человека. Также вместо консерватории есть вариант поступления в университет, институт культуры.

Особо заинтересованные дальше могут поступить в ассистентуру-стажировку и получить последипломное образование.

Итак, музыкант получает свою профессию 15-20 лет.

В пунктах описан «среднестатистический» вариант. Есть примеры, когда люди поступают в колледж без музыкальной школы или в консерваторию без ДМШ и колледжа . Чтобы так сделать, нужно обладать талантом. Но обычно перед поступлением люди все равно с кем-то занимаются музыкой.

Конечно, после прохождения всех ступеней обучения, совершенствование никто не отменял. Музыкант постоянно поддерживает форму, находится в поиске наилучшего звучания и разучивает новые произведения.

Школа

Кто такой музыкант?

Музыкант – человек, в совершенстве владеющий каким-либо музыкальным инструментом, либо тот, кто так или иначе связан с музыкальной индустрией. Примечательно, что музыкантом можно назвать как специалиста, получившего соответствующее профессиональное образование, так и человека, который является всего лишь любителем-самоучкой.

Музыканты появились задолго до возникновения большинства других профессий. Во времена, когда в мире еще не существовало государственных границ и заинтересованности в материальном обогащении, деятельность музыкантов уже представляла культурную ценность и была частью традиций древних людей. Музыка и песни использовались для проведения различных ритуалов и обрядов, поэтому музыканты занимали довольно почетное место в обществе.

В эпоху Средневековья музыкантами были преимущественно церковнослужители, хотя большое влияние на культуру оказало и творчество бродячих музыкантов. К их числу можно отнести и вагантов (бродячих поэтов), которые воспевали жизнь ради плотского наслаждения, тем самым отражая настроения того времени.

Рассматривая эту творческую профессию, необходимо понимать, что к ней относятся не только певцы и музыканты (в узком понимании этого слова). В ней присутствует ряд специальностей, согласно которым распределяются обязанности и задачи музыкантов:

  • Композитор. Именно с него начинается музыка. Он придумывает музыкальные произведения и записывает ноты. По сути, это тот же музыкант, поскольку без умения играть, невозможно представить, как будет звучать новая композиция.
  • Диджей. Появившаяся относительно недавно специализация получила большую популярность в современном мире и является очень востребованной. Диджеи работают на специальном оборудовании и знают, как правильно совместить несколько разных композиций, чтобы они получили уникальное и интересное звучание.
  • Певец. Он, обладая абсолютным слухом и красивым голосом, в словесной форме передает публике содержание композиции. Даже при отсутствии музыкального сопровождения певец способен передать весь замысел произведения посредством своего мелодичного голоса.
  • Артист-инструменталист. Он безупречно владеет музыкальным инструментом и знает все аккорды и приемы. В его обязанности входит воспроизведение составленной композиции и в отличие от композитора он является всего лишь исполнителем, хотя хороший музыкант так же способен сочинять произведения.

Среди других самых распространенных специальностей музыкантов можно выделить: дирижеров, аранжировщиков, звукорежиссеров. Преподаватель музыки также в некоторой степени относится к этой профессии, поскольку от него исходят все знания и умения, получаемые музыкантами для дальнейшей деятельности.

II. Организация информирования поступающих

2.1. Колледж объявляет прием граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования только при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по этим образовательным программам.

2.2. Колледж обязан ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.

2.3. В целях информирования о приеме на обучение Колледж размещает информацию

2.4. В период приема документов приемная комиссия ежедневно размещает на официальном сайте Колледжа и информационном стенде приемной комиссии сведения о количестве поданных заявлений по каждой специальности среднего профессионального образования с указанием форм получения образования (очная).

Особенности профессии

Музыкант — это профессия, которая имеет свои уникальные особенности:

  • Наличие музыкального слуха. Творческая личность должна не только креативно мыслить, но и иметь способности к музыке, созданию композиций.
  • Гибкая программа обучения. Стать музыкантом проще, чем, например, программистом или военным, так как во время учебы не придется постигать точные науки и регламенты. Но достичь высот в профессиональном плане без образования невозможно.
  • Разветвленность направлений. Музыкант — это не только пение или игра на инструментах. Наличие музыкального образования позволяет быть аранжировщиком, преподавателем, дирижером, ди-джеем, концертмейстером и пр.

Музыкально-теоретические дисциплины

Учебный план в музыкальных школах построен таким образом, чтобы дать ученику максимально разностороннее представление о музыке, воспитать в нем не только умелого исполнителя, но и грамотного слушателя, эстетически развитую творческую личность. Решить эти задачи во многом помогают такие предметы, как сольфеджио и музыкальная литература.

Сольфеджио — предмет, на котором много времени уделяется изучению музыкальной грамоты, развитию слуха, музыкального мышления, памяти. Главные формы работы на этих уроках:

  • пение по нотам (развивается навык беглого чтения нот, а также внутреннего «предслышания» того, что записано нотами);
  • анализ элементов музыки на слух (музыка рассматривается как язык со своими правилами и закономерностями, ученикам предлагается определить на слух отдельные созвучия и их красивые цепочки);
  • музыкальный диктант (нотная запись впервые услышанной или хорошо известной мелодии по памяти);
  • пение упражнений (развивает навыки чистого интонирования — то есть чистого пения, помогает осваивать все новые и новые элементы музыкальной речи);
  • пение в ансамбле (совместное пение является эффективным средством развития слуха, так как вынуждает учеников подстраиваться под друг друга, чтобы в результате получалось красивое сочетание голосов);
  • творческие задания (сочинение мелодий, песен, подбор аккомпанемента и много других полезных навыков, которые позволяют чувствовать себя настоящим профессионалом).

Музыкальная литература — прекрасный урок, на котором ученикам предоставляется возможность довольно подробно познакомиться с лучшими произведениями классической музыки, узнать подробности истории музыки, жизни и творчества великих композиторов — Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича и других. Изучение музыкальной литературы развивает эрудицию, а знание изучаемых произведений пригодится и на обычных школьных уроках литературы в школе (есть очень много пересечений).

Что нужно для поступления в музыкальное училище

Что нужно, чтобы поступить в музыкальный колледж: документы и экзамены

В приемную комиссию выбранного музыкального училища Москвы или другого города РФ нужно подать такие документы:

  • заявление от поступающего;
  • копия паспорта;
  • свидетельство об окончании ДМШ (если требуется);
  • аттестат об окончании средней школы;
  • 4-6 фотографий размером 3 на 4 см;
  • медицинская справку формы 086/о.

Оценки школьного аттестата не имеют особого значения для поступления. Главное — успешно пройти вступительные испытания. Их будет несколько:

  1. Сольфеджио (обязательно для всех специальностей).
  2. Исполнение сольной программы (игра на выбранном музыкальном инструменте или вокальная партия).
  3. Фортепиано (для некоторых направлений).
  4. Экзамен по специальности (дирижирование, музыкальная литература и пр.).

Музыкальный колледж: до скольки лет можно поступить

Согласно правилам приема в большинство государственных учебных заведений возраст поступления в музыкальные училища не должен превышать 35 лет.

Некоторые музыкальные колледжи делают исключение для тех, кто поступает на контрактную форму.

При поступлении в музыкальный колледж оценивается ваш уровень игры на инструменте

Что такое вокальное отделение

Вокал или искусство пения – одно из самых древних видов искусств. Его специфика заключается в исполнении мелодии с помощью человеческого голоса. Те, кто решают профессионально заниматься пением, приходят к решению поступления на вокальное отделение художественного колледжа, тогда как молодые люди далекие от искусства, начинают обучение в классических высших учебных заведениях. Девушки и юноши, поступающие на вокальное отделение, решают стать профессиональными певцами академического или эстрадного типа. При этом на отделение принимаются выпускники школ, обладающие необходимыми вокальными данными: музыкальным слухом, чувством ритма, памятью, со здоровым и сформировавшимся голосовым аппаратом.

Учитывается даже наличие речевых дефектов и физических недостатков, мешающих пению. Классическое российское музыкальное образование предполагает теоретическую и практическую подготовку исполнителей-вокалистов. В процессе обучения студенты изучают историю и теорию музыкального российского и зарубежного искусства, сольфеджио и теорию музыки. В рамках практической деятельности занимаются сольным или хоровым пением. Дополнительно возможны занятия фортепиано, дирижирования, танцами и сценическим движением.

Вступительные испытания

Поступление в музыкальный колледж маловероятно при отсутствии диплома об окончании музыкальной школы.

Общеобразовательные предметы – литература, русский язык. В некоторых колледжах еще история или какой-либо другой предмет по выбору руководства учебного заведения

Важно иметь достаточно высокий балл ЕГЭ по этим предметам.

Творческая часть. Это дополнительные испытания

Ключевой компонент этих экзаменов — исполнение различных форм музыкальных произведений на инструменте, которым вы владеете. По сути, это расширенный академконцерт. Обычно нужно сыграть романс, полифоническое произведение, народную песню, пьесу, этюд, оперную арию, вокализ или сонату. Уровень сложности произведений, которые вы должны исполнить, зависит от требований учебного заведения. Если абитуриент претендует на получение специальности хорового или оркестрового дирижера, исполнять эту часть ему придется на фортепиано.

Экзамен по сольфеджио. Нужно написать одноголосый нотный диктант, спеть с листа один номер задания и еще один номер наизусть, иногда дополнительно ответить на вопросы тестов.

Коллоквиум. Эта часть экзаменов по форме напоминает собеседование. Преподаватели оценивают ваше знание музыкальной литературы, биографий и творчества различных композиторов, истории музыки, музыкальных форм и инструментов, разнообразия стилей, жанров, направлений в музыке и их особенности. Также оценивается умение проводить музыкальный анализ произведений.

Как поступить?

Чтобы ребенок мог поступить в музыкальную школу, родители должны заранее побеспокоиться о подаче заявления.

  1. Необходимо заполнить специальный бланк и сдать его в приемную комиссию в апреле.
  2. Затем, в начале июня, пройдут вступительные экзамены, по результатам которых будет принято решение о зачислении ребенка в школу.

На случай если остались свободные места, после 20 августа проводят дополнительный набор учеников.

Вступительные экзамены в музыкальных школах проводят по-разному. В основном, с ребенком проводят собеседование и проверяют его на наличие способностей:

  • Музыкальный слух. Будущему ученику предлагают спеть любую песню, чтобы определить отсутствие или наличие у него музыкального слуха. Также могут быть задания: напеть только что сыгранную на инструменте мелодию или определить на слух количество взятых нот.
  • Чувство ритма. Проверка ритма обычно представляет собой повторение за педагогом нахлопанных ритмических рисунков. Также иногда просят спеть песенку, отбивая ритм.
  • Память. Заданий на проверку качества памяти обычно не проводят, поскольку ребенок может быть невнимателен или растерян. Иногда предлагают пропеть сыгранную мелодию.

Вывод

Профессия вокалиста требует большого самообладания и дисциплины. Не достаточно иметь один лишь талант, чтобы достичь успеха. Реалии современного мира таковы, что даже с большим стремлением, человек без образования не может претендовать на ту или иную позицию. Тем не менее, исполнители оказывают большое влияние на общество.

Занятие музыкой приносит удовольствие не только вокалисту, но и публике. Но для достижения результата придется пройти сложный путь обучения, который не завершается с окончанием колледжа. Саморазвитие – перманентное состояние музыканта в достижении своей мечты. Стоит выбрать профессию вокалиста лишь в том случае, когда вы не представляете себе иного существования. В погоне за мечтой можно достичь больших материальных благ, но стремится к финансовому благополучию вопреки отсутствию таланта и должной самоотдачи – большая ошибка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: