Построение аккордов на гитаре. таблица и формулы строения аккордов

Введение

Говорят, что трудно научиться игре на музыкальном инструменте, за исключением игры на гитаре, ведь для неё – каждый подъезд консерватория. Когда наш двор решил, что пора научиться исполнять на гитаре песни типа «… Я готов целовать песок по которому ты ходила», а спросить, с чего начать, было не у кого, то почти каждый купил по самоучителю и попытался разобраться в нотных премудростях. Оказалось, что аккордов очень много, один и тот же аккорд имеет множество вариантов построения, одинаковые по «распальцовке» аккорды могут иметь несколько названий. Через непродолжительное время безуспешных попыток освоения гитары мне подарили с десяток самоучителей, которые я использовал для поиска нераскрытой в самоучителях, но существующей системы построения аккордов.

Много лет назад я открыл для себя систему построения любых аккордов, и «дворовых», и с баррэ, аккордов группы «Битлз» и даже джазовых, и теперь хотел бы максимально просто показать, как строить аккорды для любых музыкальных инструментов, прежде всего струнных, и как выделить аккорды из нотных записей для «не гитарных» инструментов, например, пианино.

Аппликатура аккордов

Зная состав нот аккорда и их расположение по грифу гитары, можно подобрать наиболее удобное и звучное исполнение аккорда. Ноты аккорда можно дублировать. На рисунке показано расположение нот аккорда До-мажор на шестиструнной гитаре и даны примеры построения этого аккорда.

Рис. 11. Распределение нот аккорда До-мажор (C) и варианты его аппликатуры (построения) на гитаре. Каждый вариант содержит ноты До (C), Ми (E) и Соль (G). На рисунках тонкая струна расположена вверху.

Для построения аккордов на другом струнном инструменте необходимо знать название струн инструмента и ноты аккорда. Расположение нот аккорда относительно открытых струн можно вычислить по схеме на рис. 3.

Предположим, у нас в руках балалайка и мы хотим сопровождать простейшими аккордами исполнение песен или, как говорится, аккомпанировать. Википедия сообщает, что до конца XIX века каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям. Вот и мы настроим балалайку как три верхние струны шестиструнной гитары: Ми (E), Си (H) и Соль (G). Расположение нот такой балалайки показано на рисунке:

Рис. 12. Распределение нот на первой струне балалайки. Балалайка настроена как верхние струны гитары: первая струна Ми (E), вторая – Си (H), третья – Соль (G).

Для простейшего аккомпанемента (без изысков) вместо сложных аккордов (например, септаккордов) можно исполнять только минорные или мажорные аккорды. Например, вместо D#4/7 брать мажорный аккорд D#, а вместо Am7 – минорный аккорд Am. Простейшие минорный и мажорный аккорды для трех струн показаны на рисунке:

Рис. 13. Простейший мажорный и минорный трехструнные аккорды.

Положение аккорда определяется по положению ноты, входящей в название аккорда. Например, Am берется как минорный аккорд на 5 ладу (см. положение тоники на первой струне, рис. 12), а F# — мажорный аккорд на втором ладу. Вот как располагаются на нашей балалайке (или гитаре) два типа аккордов для сопровождения музыкальной фразы из известного кинофильма:

Рис. 14. Исполнение двумя аккордами.

К недостаткам такого варианта можно отнести то, что приходится много «бегать» по ладам: c третьего по десятый, но зато для исполнения любой песни требуется знать только две аппликатуры. Для более компактного исполнения, естественно, потребуется расширить аппликатуру, например, как показано на Рис. 11.

Последовательность аккордов II V I в мажоре

Находясь в мажоре за основу возьмем мажорную гамму и проанализируем аккорды от выбранных ступеней.

На второй ступени мажорной гаммы строится малый минорный септаккорд (m7), на пятой ступени гаммы всегда строится малый мажорный септаккорд (7 или доминант септаккорд), а на первой большой мажорный септаккорд или тонический (maj7).

Значит можно записать так IIm7 — V7 — Imaj7. Как видите я намеренно не использую обозначения нот, т.к. для каждой тональности они будут разные: Dm7 — G7 — Cmaj7 (до-мажор), Gm7 — C7 — Fmaj7 (фа-мажор) и т.д.

Все три аккорда происходят из мажорной гаммы тонического аккорда. Слушатель подготовлен интуитивно к наступлению тоники уже во время звучания аккордов II и V.

Пример II V I в тональности до мажор

Как видим из примера выше, при каждой смене аккорда меняется только две ноты. Это самый базовый вариант без надстроек в тесном расположении аккордов, т.к. так лучше видна взаимосвязь нот в этой последовательности. Эта последовательность имеет массу вариантов по голосоведению и расположению нот в аккорде, которые выходят за рамки этой статьи.

Аккордовая инверсия

Вместо того, чтобы играть основной тон аккорда, мы играем пятую струну на высокой струне E в предыдущем примере. Такой аккорд называется инверсией аккорда.

Есть три типа инверсий аккордов:

  • Первая инверсия : терция в басу.
  • Вторая инверсия : пятая ступень в басу.
  • Третья инверсия : 7-я ступень в басу.

В нашем предыдущем примере у нас есть аккорд Cmaj9 с третьей (E) в басу, обозначенный следующим образом: Cmaj9 / E

Что вам нужно сделать, если вы хотите, чтобы этот аккорд стал доминирующим ? Просто посмотрите на формулы аккордов: 7 должна опускаться на полтона вниз (мажор – 1 3 5 7, доминант – 1 3 5 b7).

Взгляните на схему аккордов.Результат – первая инверсия C9: C9 / E

XX3b795: C9 / E

А если мы хотим сделать этот аккорд минорным ? Начиная с доминантного аккорда, мы должны понизить 3-й полутон (доминанта 1 3 5 b7, минор 1 b3 5 b7). На гитаре это означает, что мы должны понизить ноту ми ре-струны на полтона до ми-бемоль. Результатом является первая инверсия Cm9: Cm9 / E

XXb3b795: Cm9 / Eb

1 633

Почему II V I имеет такое большое значение в джазе?

Попытаюсь ответить на этот вопрос так. Основная часть джазовой музыки в его классическую эру — некая мелодия, обычно называемая темой и гармония для поддержания красоты этой мелодии. Но, мелодия может быть очень разнообразной, и включать ноты, которые не входят в одну гамму. Значит такую мелодию нужно гармонизовать аккордами из других тональностей.

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта в Telegram

Теперь важно понять, что помимо основной тональности в гармонической последовательности есть еще и тональные центры. Вообще, абсолютное большинство джазовой музыки тех лет строилось вокруг нескольких тональных центров и переходов от одного центра к другому

Тональный центр — это временный (обычно на несколько тактов) уход из основной тональности в другую, иначе говоря отклонение. Т.е. из до-мажора мы можем уйти на несколько тактов в тональность фа-мажор. Об этом нам может свидетельствовать появления ноты Bb в мелодии или гармонии.

Как раз для обозначения тональных центров и используется последовательно 2 5 1. Кроме того, с помощью этой последовательности вы можете только «намекнуть» слушателю о новом тональном центре, не закрепляя его тоническим аккордом, т.е. играется только 2 и 5 аккорды.

Составление названий аккордов по нотным записям

На следующем рисунке выделены ноты, которые исполняются одновременно. Чтобы определить, какому аккорду принадлежат эти ноты, необходимо выделить неповторяющиеся ноты и определить интервалы до одной из нот аккорда.

Рис. 15. Пример написания аккорда. Ноты аккорда Фа, Ля, До выделены красным.

Наиболее компактное расположение нот аккорда получается относительно ноты Фа. Как было показано на рис.8, ноты, расположенные относительно тоники на 4 и 3 полутона, образуют мажорный аккорд. Следовательно, в записи рис. 15 указан аккорд Фа-мажор (F).

Рис. 16. Компактное расположение нот аккорда.

Построить D7 с обращениями и разрешениями в тональностях: соль мажор, ми минор,си мажор,соль диез минор Помогите пожалуйста! !!

Построения смотрите во вложении.

Немного теории.

D7 — важнейший аккорд доминантовой функции, который состоит из четырех звуков, расположенных по терциям. Строится в натуральном мажоре и
гармоническом

миноре (VII#).
Интервальный состав:

б.3+м.3+м.3.
Разрешение:

неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.
Обращения D7:

I. D65 — квинтсекстаккорд: м.3+м.3+б.2. Разрешение: T53/t53 с удвоенной тоникой.
II. D43 — терцквартаккорд: м.3+б.2+б.3. Разрешение: полное тоническое трезвучие (T53/t53)
III. D2 — секундаккорд: б.2+б.3+м.3. Разрешение: тонический секстаккорд (T6/t6) с удвоенной тоникой

Малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд)

Этот аккорд строится путем добавления к мажорному трезвучию малой терции (м. 3). Еще его называют доминантсептаккордом. Сейчас я вам добавлю немного теории о доминантсептаккорде. Не пугайтесь, это объяснение даст вам полезную информацию, которую вы сможете по достоинству оценить позже. Технические термины можно не запоминать, главное уловить суть, которая поможет вам подбирать аккомпанемент к любимым песням на слух.

Итак, каждая нота звукоряда имеет свое название, которое опи­сывает ее отношение к тонике, или к основной ноте тональности. Вторую ноту обычно называют второй ступенью, третью — медиантой, четвер­тую — субдоминантой, пятую — доминантой и т. д., как показано на иллю­страции внизу.

Мы уже знаем из предыдущих уроков, что главными ступенями лада являются I, IV и V ступени, соответственно и аккорды на этих ступенях будут главными – тоника, субдоминанта и доминанта. Вместо доминантового трезвучия обычно берут септаккорд, он звучит красивее и более богат в гармоническом плане звучания. Рассмотрим этот аккорд поподробнее.

Доминантсептаккорд

В звукоряде до мажор (С) доминантой будет нота соль. Поэтому доминантсептаккорд тональности С — это доминантсептаккорд, построенный от соль, или G7. Поскольку доминантсептаккорды, как и любые другие ак­корды, строятся из нот той тональности, которой они принадлежат, то ноты доминантсептаккорда от соль (G7) должны быть взяты из звукоряда до мажор. (Сейчас мы рассматриваем ноту соль именно как пятую ступень то­нальности до мажор, а не как тонику тональности соль мажор или вторую ступень тональности фа мажор). Чтобы аккорд можно было назвать сеп­таккордом, интервал между его крайними звуками должен быть равным септиме. Вот ноты гаммы до мажор, из которых мы будем строить доми­нантсептаккорд:

Самый простой способ найти нужные ноты доминантсептаккорда — представить себе, что верхняя его нота находится тоном ниже основного звука. Например, септимой аккорда D7 будет нота до (С); аккорда С7 — си-бемоль (В).

Чтобы лучше усвоить эти два септаккорда, сыграйте такую последовательность: возьмите трезвучие и удвойте его основной тон октавой выше большим пальцем, вот так:

  • С – Cmaj7 – С7
  • F – Fmaj7 – F7
  • В – Bmaj7 – В7
  • Eb – Ebmaj7 – Eb7
  • G – Gmaj7 – G7
  • D – Dmaj7 – D7
  • A – Amaj7 – A7

Сыграв указанные выше последовательности несколько раз, вы, воз­можно, заметили, что некоторые из них запоминаются легко, другие же с трудом. Однако нет ничего страшного в том, что иногда вам приходится остановиться и с полминуты подумать. Когда вы начнете играть выбранные вами песни, вы обнаружите, что «сложные» аккорды запомнятся лег­ко и прочно, как самые простые трезвучия. Красивое звучание мелодий ваших любимых песен необычайно улучшит вашу память.

Пожалуй, пора остановиться, чтобы у вас случайно не случилось винегрета в голове

В этих примерах обратите внимание на то, что вокальная партия написана на отдельном нотном стане, её играть не надо

Попробуйте сыграть эти песни по-разному:

  1. Как написано, то есть мелодию вы поёте, а аккомпанемент играете как указано в тексте.
  2. Играете правой рукой мелодию, а левой аккорды которые даны над нотным станом.

https://youtube.com/watch?v=FJiSFWewaDE

Перенос теории аккордов на гитару

Первое, что вам нужно знать, это то, что не каждый тон аккорда одинакововажен :

3 и 7 являются важными нотами аккорда, потому что они определяют тип аккорда

Они также важны для озвучивания
Тоника является наименее важной, потому что, как правило ,ее играет басист.

5 является не столь важным , может иногда мешать.

Надстройки добавляют цвет и интерес к аккорду, поэтому предпочтительнее использовать натяжения вместо 1 и 5.. Вот пример хордовых диаграмм, мы начнем с C : CEG (1 3 5)

Вот пример хордовых диаграмм, мы начнем с C : CEG (1 3 5)

Взглянем на схему аккордов:

X15135: C

Снизу вверх (от нижней E струны до высокой E струны) мы имеем:

  • X: низкая струна E не воспроизводится
  • 1: 1 или основной тон аккорда играет на струне ля-ля.
  • 5: пятая часть аккорда играет на D-струне
  • 1: снова тоника, но уже на другой струне
  • 3: терция играется на струне си
  • 5: снова играет пятая струна, но на этот раз на высокой струне ми

Вы видите, что можно дублировать тоны аккордов, такие как 1 и 5 в нашем примере.

Этот аккорд звучит не очень по джазовому, поэтому давайте немного оживим его и сделаем Cmaj7 (1 3 5 7), заменив 1 на G-струне на 7:

X15735: Cmaj7

Вместо того, чтобы дублировать основной тон струны G, мы заменили его семеркой аккорда.

Теперь добавим немного цвета, сделаем это аккордом Cmaj9 (1 3 5 7 9):

X1379X: Cmaj9

Мы заменили 5-ю струну D на 3-ю, а 3-ю струну B заменили на 9.

Этот Cmaj9 был бы хорошим аккордом, если вы играете босса-нову, на соло-гитаре или в дуэте, но если вы играете с басистом и не хотите мешать ему, лучше пропустить тонику и играть только на высоких струнах:

XX3795: Cmaj9 / E

Большой мажорный септаккорд

Многие современные пианисты играют большой мажорный септаккорд даже там, где в нотах обозначено просто мажорное трезвучие. Большой септаккорд звучит по-модернистски, поэтому он не очень подходит для песен ти­па «Маленькой елочке холодно зимой» :-). Однако в некоторых современных песнях он звучит превосходно.

Чтобы построить этот аккорд, нужно к мажорному трезвучию прибавить большую терцию (б. 3). В результате этот септаккорд представляет собой комбинацию из терций — б.3 + м.3 + б. 3 Звучание аккорда довольно резкое за счет того, что крайние его звуки образуют интервал большой септимы (крайне диссонирующего интервала).

Обозначается данный аккорд Большой латинской буквой с добавлением к ней maj7. Например: Cmaj7, Dmaj7, Fmaj7 и т.д.

Обратите внимание, что септима большого мажорного септаккорда — это нота полутоном ниже основного звука аккорда. Например, септима ак­корда Dmaj7 — до-диез, Gmaj7 — фа-диез

Попробуйте сыграть красивую последовательность аккордов, включа­ющую большой мажорный септаккорд. Такую после­довательность, даже если она не указана в нотах, можно попробовать проиграть в любом месте, где долго выдерживается какой-либо мажорный аккорд. Возьмите на клавиатуре сначала мажорное трезвучие, а дальше добавьте к нему сверху септиму, чтобы получился большой мажорный септаккорд. И вернитесь к исходному аккорду.

Большой мажорный септаккорд не так уж часто встречается в популярных песнях. Красиво его использует И. Дунаевский в знаменитом «Мар­ше» из кинофильма «Веселые ребята» (см. первый такт песни). Пока не пытайтесь сыграть всю песню в целом, потренируйтесь чередовать аккор­ды F и Fmaj7.

Расположение аккордов и обращения

Обращением называется такое положение звуков аккорда, когда самым нижним из них (басом) является не основной, а какой-либо другой тон аккорда. Если в басу находится основной тон, говорят, что аккорд взят «в основном виде», в ином случае — «в обращении». При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Обращения трезвучий и септаккордов имеют свои названия:

  • трезвучие с терцовым тоном в басу — секстаккорд
  • трезвучие с квинтовым тоном в басу — квартсекстаккорд
  • септаккорд с терцовым тоном в басу — квинтсекстаккорд
  • септаккорд с квинтовым тоном в басу — терцквартаккорд
  • септаккорд с септимой в басу — секундаккорд

Обращения более сложных аккордов не имеют общепринятых названий.

Тон аккорда, соответствующий самому высокому звуку аккорда, определяет «мелодическое положение» аккорда. При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Например, аккорд «ля-до-ля-ми» находится в мелодическом положении квинты.

Различают мелодию и её аккордовое (гармоническое) сопровождение, аккомпанемент. По отношению к одновременно звучащему аккорду каждый звук мелодии может быть аккордовым или неаккордовым. Аккордовый звук является основным тоном, терцией, квинтой и т.д. того аккорда, который в данный момент звучит (или должен звучать). Неаккордовым является любой другой звук.

Задержание — неаккордовый звук, «оставшийся» от предыдущего аккорда и часто разрешающийся в аккордовый звук настоящего аккорда. Проходящий — неаккордовый звук, заполняющий интервал между аккордовыми звуками (иногда и двух разных аккордов) мелодическим движением по какой-либо гамме. Вспомогательный — это «проходящий» между повторениями аккордового звука. Предъём — неаккордовый звук, предвосхищающий звук следующего аккорда.

В музыкальных произведениях часто применяется четырёхголосное изложение, т.е. аккорды берутся в виде сочетаний из четырёх звуков. На гитаре, например, на правой руке используются для звукоизвлечения чаще всего четыре пальца. В четырёхголосии самый нижний звук аккорда называется басом, далее по порядку — тенор, альт и сопрано (мелодия). Тенор, альт и сопрано называются «верхними голосами».

Аккорд может иметь тесное, смешанное или широкое расположение. При тесном расположении каждый из трёх верхних голосов отстоит от своего соседнего на терцию или кварту (т.е. между ними нельзя вставить другие аккордовые звуки). При широком — на квинту, сексту или октаву. При смешанном — эти интервалы сочетаются. Как при тесном, так и при широком или смешанном расположении бас может находиться от тенора на любом расстоянии. Иногда аккорды в тесном расположении, у которых бас находится достаточно далеко от тенора, называют аккордами в широком расположении. Строго говоря, это не совсем верная терминология.

Конструкция минорного аккорда

Теперь давайте сложим 2 терции поверх второй ноты (2) до мажор. Это может немного сбивать с толку , но теперь мы называем эту вторую ноту мажорной гаммы «1», потому что она становится тоникой нашего аккорда:

D F А
1 b3 5

В результате получается трезвучие ре минор или Dm.

  • От D до F – второстепенная треть
  • От F до A большая треть

Каждый минорный аккорд имеет такую ​​структуру : сначала минорная терция, затем мажорная терция (отражение мажорного аккорда). Такой аккорд называется минорным, потому что между основным и терцовым тонами есть минорная терция (3 полутона).

Важно : буква b (также известная как бемоль ) перед 3 означает на полтона ниже (чем 3). Далее в этом уроке мы встретим # (он же диез ), что означает на полтона выше

Полутон на гитаре – это 1 лад.

Конструкция мажорного аккорда

Для начала мы начнем с гаммы, которую мы все знаем, до мажор . 7 нот этой гаммы пронумерованы, эти числа важны (они похожи на формулу).

Гамма до мажор C D E F G А B
1 2 3 4 5 6 7

Аккорды основаны на терцовых интервалах. Есть 2 вида терций:

Малая терция Интервал в 3 полутона
Большая терция Интервал в 4 полутона

Начнем с того, что сложим 2 терции на первой ноте (1, также называемой тоникой ) гаммы до мажор:

C E G
1 3 5

В результате получается трезвучие до мажор или до (трезвучие – это аккорд, содержащий 3 ноты).

  • От ноты C до E – мажорная терция (4 полутона)
  • От ноты E до G ля минор 3-й (3 полутона)

Каждый мажорный аккорд имеет такую ​​структуру: сначала мажорная терция, затем минорная терция. Такой аккорд называется мажорным, потому что между основным тоном и 3-м мажором есть мажорная терция (4 полутона).

Вывод

Последовательность 2 5 1 чрезвычайно важна для понимания джаза. В принципе, поняв как работают эти «цифры» в ней нет ничего сложно. Желательно потренироваться на фортепиано, чтобы привыкнуть к ее звучанию, но можно обойтись и одной лишь бас гитарой. Для этого ознакомьтесь со статьей об аккордовых гаммах на бас гитаре, там вы найдете необходимые подсказки и аппликатуры.

Если вы всерьез задумались об изучении джаза, то я рекомендую приобрести книгу «Основы джазовой гармонии». Покупая книгу по моей ссылке, вы делаете неоценимый материальный вклад в развитие этого сайта и написание новых статей для вас.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: