Виды и строение септаккордов (урок 9)

Большой мажорный септаккорд

Многие современные пианисты играют большой мажорный септаккорд даже там, где в нотах обозначено просто мажорное трезвучие. Большой септаккорд звучит по-модернистски, поэтому он не очень подходит для песен ти­па «Маленькой елочке холодно зимой» :-). Однако в некоторых современных песнях он звучит превосходно.

Чтобы построить этот аккорд, нужно к мажорному трезвучию прибавить большую терцию (б. 3). В результате этот септаккорд представляет собой комбинацию из терций — б.3 + м.3 + б. 3 Звучание аккорда довольно резкое за счет того, что крайние его звуки образуют интервал большой септимы (крайне диссонирующего интервала).

Обозначается данный аккорд Большой латинской буквой с добавлением к ней maj7

Например: Cmaj7, Dmaj7, Fmaj7 и т.д.
Обратите внимание, что септима большого мажорного септаккорда — это нота полутоном ниже основного звука аккорда. Например, септима ак­корда Dmaj7 — до-диез, Gmaj7 — фа-диез

Попробуйте сыграть красивую последовательность аккордов, включа­ющую большой мажорный септаккорд. Такую после­довательность, даже если она не указана в нотах, можно попробовать проиграть в любом месте, где долго выдерживается какой-либо мажорный аккорд. Возьмите на клавиатуре сначала мажорное трезвучие, а дальше добавьте к нему сверху септиму, чтобы получился большой мажорный септаккорд. И вернитесь к исходному аккорду.
Большой мажорный септаккорд не так уж часто встречается в популярных песнях. Красиво его использует И. Дунаевский в знаменитом «Мар­ше» из кинофильма «Веселые ребята» (см. первый такт песни). Пока не пытайтесь сыграть всю песню в целом, потренируйтесь чередовать аккор­ды F и Fmaj7.

Главные и побочные трезвучия в мажоре

На каждой ступени мажорной гаммы можно построить трезвучие. Всего их будет семь — по количеству основных ступеней. Любое трезвучие обозначается цифрами 53. А перед ними прописывается римская цифра, соответствующая ступени, на которой это трезвучие построено (II 53 , III 53 и т.д.). Главные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях. Они обозначаются не римскими цифрами, а буквами T, S, D (тоника, субдоминанта, доминанта). Побочные трезвучия строятся на II, IV, VI, VII ступенях.

Обратите внимание на вид каждого трезвучия, построенного на ступенях мажорной гаммы. На I ступени строится мажорное трезвучие (Б53)

На II и III ступенях строятся минорные трезвучия (М53). На IV и V ступенях расположились мажорные трезвучия. А на VII ступени — уменьшенное трезвучие (Ум53).

Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему главными ступенями являются именно I, IV и V ступени? И почему главными трезвучиями являются именно те, что построены на I, IV и V ступенях?

ВАЖНО! Трезвучия, построенные в МАЖОРЕ на I, IV и V ступенях, являются МАЖОРНЫМИ, поэтому они называются главными трезвучиями лада. Они определяют лад — мажор

На других ступенях образуются минорные трезвучия и одно уменьшенное.

Подробнее о главных трезвучиях вы можете почитать также в статье Главные трезвучия лада.

Какие бывают аккорды?

Для того чтобы получился аккорд, нужно соединить минимум три звука или больше. От того, сколько звуков сцеплены вместе, и от того, как они соединены (по каким интервалам), зависит вид аккорда.

В классической музыке звуки в аккордах располагаются по терциям. Аккорд, в котором три звука, расположенных по терциям, называется трезвучием. Если записать трезвучие нотами, то графическое изображение этого аккорда очень будет напоминать маленького снеговика.

Если созвучие составляют четыре звука, также отстоящих друг от друга на терцию, то получается септаккорд. Название «септаккорд» означает, что между крайними звуками аккорда образуется интервал «септима». В записи септаккорд – тоже «снеговик», только не из трёх снежков, а из четырёх.

Если же в аккорде пять по терциям соединённых звуков, то он называется нонаккордом (по интервалу «нона» между его крайними точками). Ну а нотная запись такого аккорда даст нам «снеговика», который, кажется, объелся морковки, потому что он вырос аж до пяти снежков!

Трезвучие, септаккорд и нонаккорд – это основные виды аккордов, применяемых в музыке. Однако этот ряд можно продолжить другими созвучиями, которые формируются по тому же принципу, но используются гораздо реже. К таким можно отнести ундецимаккорд (6 звуков по терциям), терцдецимаккорд (7 звуков по терциям), квинтдецимаккорд (8 звуков по терциям). Любопытно, что если построить терцдецимаккорд или квинтдецимаккорд от ноты «до», то в их составе будут абсолютно все семь ступеней музыкального звукоряда (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

Итак, основные типы аккордов в музыке следующие:

  • Трезвучие – аккорд из трех звуков, расположенных по терциям, обозначается комбинацией чисел 5 и 3 (53);
  • Септаккорд – аккорд из четырех звуков по терциям, между крайними звуками септима, обозначается числом 7;
  • Нонаккорд – аккорд из пяти звуков по терциям, между крайними звуками нона, обозначается числом 9.

Музыкальный интервал

Музыкальный интервал — это расстояние между двумя нотами или звуками. Если ноты берутся одновременно, то это гармонический интервал. А если последовательно, то мелодический.

Нижний звук является основанием интервала, а верхний, его вершиной.

Чтобы определить расстояние между двумя нотами, нужно посчитать количество ступеней между ними.

И не важно где. На нотном стане или клавиатуре фортепиано

Мы просто считаем линейки и промежутки между двумя нотами.

Минимальная единица измерения по высоте между нотами один полутон. Два полутона составляют один тон.

Поэтому полутон, это универсальная единица измерения в музыке по высоте. И именно он равняется одному ладу на гитаре или одной клавише фортепиано.

В теории музыки интервалы принято называть латинскими названиями цифр. Например, если есть расстояние в 5 нот, то такой интервал называется Quinta. С латинского переводится, как пятый.

Таким образом, название подскажет, сколько ступеней присутствует внутри интервала.

Таблица интервалов в музыке

Для наглядности ниже вы можете посмотреть подробные таблицы интервалов в музыке. При желании, можете сделать шпаргалку по сольфеджио. Это пригодиться для запоминания как для детей, так и для взрослых.

Простые интервалы
Название интервала Обозначение Кол-во тонов Кол-во ступеней Тип
Чистая прима ч. 1 1 Совершенный консонанс
Увеличенная прима ув. 1 0,5 1 Диссонанс
Уменьшенная секунда ум. 2 2 Совершенный консонанс
Малая секунда м. 2 0,5 2 Диссонанс
Большая секунда б. 2 1 2
Увеличенная секунда ув. 2 1,5 2 Несовершенный консонанс
Уменьшенная терция ум. 3 1 3 Диссонанс
Малая терция м. 3 1,5 3 Несовершенный консонанс
Большая терция б. 3 2 3
Увеличенная терция ув. 3 2,5 3 Весьма совершенный консонанс
Уменьшенная кварта ум. 4 2 4 Несовершенный консонанс
Чистая кварта ч. 4 2,5 4 Весьма совершенный консонанс
Увеличенная кварта ув. 4 3 4 Диссонанс (другое название — тритон)
Уменьшенная квинта ум. 5 3 5
Чистая квинта ч. 5 3,5 5 Весьма совершенный консонанс
Увеличенная квинта ув. 5 4 5 Несовершенный консонанс
Уменьшенная секста ум. 6 3,5 6 Весьма совершенный консонанс
Малая секста м. 6 4 6 Несовершенный консонанс
Большая секста б. 6 4,5 6
Увеличенная секста ув. 6 5 6 Диссонанс
Уменьшенная септима ум. 7 4,5 7 Несовершенный консонанс
Малая септима м. 7 5 7 Диссонанс
Большая септима б. 7 5,5 7
Увеличенная септима ув. 7 6 7 Совершенный консонанс
Уменьшенная октава ум. 8 5,5 8 Диссонанс
Чистая октава ч. 8 6 8 Совершенный консонанс

Есть еще и составные типы. Их реже используют. Однако о них мы тоже будем вести речь.

Составные интервалы
Название Обозначение Кол-во тонов Кол-во ступеней Тип
Чистая октава ч. 8 6 8 Консонанс
Увеличенная октава ув. 8 6,5 8
Уменьшенная нона ум. 9 6 9 Диссонанс
Малая нона м. 9 6,5 9
Большая нона б. 9 7 9
Увеличенная нона ув. 9 7,5 9
Уменьшенная децима ум. 10 7 10 Консонанс
Малая децима м. 10 7,5 10
Большая децима б. 10 8 10
Увеличенная децима ув. 10 8,5 10
Уменьшенная ундецима ум. 11 2 4 Консонанс
Чистая ундецима ч. 11 2,5 4
Увеличенная ундецима ув. 11 3 4
Уменьшенная дуодецима ум. 12 3 5 Консонанс
Чистая дуодецима ч. 12 3,5 5
Увеличенная дуодецима ув. 12 4 5
Уменьшенная терцдецима ум. 13 3,5 6 Консонанс
Малая терцдецима м. 13 4 6
Большая терцдецима б. 13 4,5 6
Увеличенная терцдецима ув. 13 5 6
Уменьшенная квартдецима ум. 14 4,5 7 Диссонанс
Малая квартдецима м. 14 5 7
Большая квартдецима б. 14 5,5 7
Увеличенная квартдецима ув. 14 6 7
Уменьшенная квинтдецима ум. 15 5,5 8 Консонанс
Чистая квинтдецима ч. 15 6 8

Составные интервалы

Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:

  • 9 – Нона (интервал в 9 ступеней)
  • 10 – Децима (10 ступеней)
  • 11 – Ундецима (11 ступеней)
  • 12 – Дуодецима (12 ступеней)
  • 13 – Терцдецима (13 ступеней)
  • 14 – Квартдецима (14 ступеней)
  • 15 – Квинтдецима (15 ступеней)

Рассмотрим эти интервалы подробнее.

Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:

Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.

Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:

Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.

Ундецима – Октава + Кварта.

Дуодецима — Октава + Квинта.

Терцдецима — Октава + Секста.

Квартдецима – Октава + Септима.

Квинтдецима – Октава + Октава.

Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.

А теперь послушайте, как звучат составные интервалы:

Аккорд D#7

Состав аккорда D#7

Доминантсептаккорд или малый мажорный септаккорд состоит из мажорного трезвучия D# (Ре диез) (D#GA#) и еще одной малой терции (малой септимы от тоники) C# (До диез).

Аккорд состоит из четырех звуков:

Ре диез (D#) — тоника

Соль (G) — большая терция

Ля диез (A#) — малая терция (чистая квинта от тоники)

До диез (C#) — малая терция (малая септима от тоники)

Аппликатуры аккорда D#7

Схема имеет стандартный табулатурный вид (вид, будто вы держите в руках гитару и смотрите на гриф сверху вниз). Римские цифры над схемой — номера ладов. Буквы справа — ноты открытых струн. Арабские цифры в кружках на струнах — номера пальцев:

  1. указательный
  2. средний
  3. безымянный
  4. мизинец

V

IV

III

II

I

E

B

G

D

A x (заглушить)

E x (заглушить)

VII

VI

V

IV

III

E

B

G

D x (заглушить)

A

E x (заглушить)

VIII

VII

VI

V

IV

E x (заглушить)

B

G

D

A

E x (заглушить)

X

IX

VIII

VII

VI

E

B

G

D

A

E x (заглушить)

Аппликатуры аккорда D7

Состав аккорда D7

Доминантсептаккорд или малый мажорный септаккорд образуется путем добавления к мажорному трезвучию D (DF#A) еще одной малой терции (малой септимы от основного тона) C.

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • Ре (D) — основной тон аккорда
  • Фа диез (F#) — большая терция
  • Ля (A) — малая терция (чистая квинта от основного тона аккорда)
  • До (C) — малая терция (малая септима от основного тона аккорда)

Аппликатуры аккорда D7

На схеме струны расположены сверху вниз с шестой по первую. Римские цифры над схемой — номера ладов. Арабские цифры в кружках на струнах — указание пальцев:

  1. указательный
  2. средний
  3. безымянный
  4. мизинец

Аппликатура аккорда D7 на 1 ладу

I

II

III

IV

X (Струна не играется)

X (Струна не играется)

D (Ре)

A (Ля)

C (До)

F# (Фа диез)

Как зажать аккорд D7 на 1 ладу:
  • Струна 1 зажимается безымянным пальцем на 2-ом ладу.
  • Струна 2 зажимается указательным пальцем на 1-ом ладу.
  • Струна 3 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу.
  • Струна 4 остается открытой.
  • Струны 5 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.

Аппликатура аккорда D7 на 3 ладу

I

II

III

IV

V

X (Струна не играется)

X (Струна не играется)

F# (Фа диез)

C (До)

D (Ре)

A (Ля)

Как зажать аккорд D7 на 3 ладу:
  • Струна 1 зажимается мизинцем на 5-ом ладу.
  • Струна 2 зажимается указательным пальцем на 3-ом ладу.
  • Струна 3 зажимается безымянным пальцем на 5-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается средним пальцем на 4-ом ладу.
  • Струны 5 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.

Аппликатура аккорда D7 на 5 ладу

V

VI

VII

VIII

IX

X (Струна не играется)

D (Ре)

A (Ля)

C (До)

F# (Фа диез)

A (Ля)

Как зажать аккорд D7 на 5 ладу:
  • Струны 1, 3 и 5 зажимаются указательным пальцем на 5-ом ладу приемом баррэ.
  • Струна 2 зажимается мизинцем на 7-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается безымянным пальцем на 7-ом ладу.
  • Струна 6 не должна звучать, поэтому при игре боем должна быть приглушена.

Аппликатура аккорда D7 на 10 ладу

X

XI

XII

XIII

XIV

D (Ре)

A (Ля)

C (До)

F# (Фа диез)

A (Ля)

D (Ре)

Как зажать аккорд D7 на 10 ладу:
  • Струны 1, 2, 4 и 6 зажимаются указательным пальцем на 10-ом ладу приемом баррэ.
  • Струна 3 зажимается средним пальцем на 11-ом ладу.
  • Струна 5 зажимается безымянным пальцем на 12-ом ладу.

Аппликатура аккорда D7 на 11 ладу

XI

XII

XIII

XIV

XV

X (Струна не играется)

X (Струна не играется)

D (Ре)

F# (Фа диез)

C (До)

F# (Фа диез)

Как зажать аккорд D7 на 11 ладу:
  • Струна 1 зажимается мизинцем на 14-ом ладу.
  • Струна 2 зажимается безымянным пальцем на 13-ом ладу.
  • Струна 3 зажимается указательным пальцем на 11-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается средним пальцем на 12-ом ладу.
  • Струны 5 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:

Составные интервалы

Стоит сказать, что составные интервалы состоят из простых с добавлением одной или нескольких октав.

Составные интервалы в музыке

Такой вид может быть большим, малым, либо чистым, как соответствующий ему простой интервал.

Выходя за пределы октавы, первый встречный интервал будет охватывать девять ступеней. Он называется нона (Nona). Это секунда + октава.

Далее идет децима (Decima) или терция + октава. Затем ундецима (Undecima).

А вот двенадцати ступеневой интервал (Duodecimus) на практике не используется. Интервал в сексту + октава имеет название терцдецима (Tredecimus). Тут охват в 13 ступеней.

Однако, на практике расстояние шире 13 ступеней тоже не используют.

В принципе, его можно увеличивать до бесконечности. Но в этом нет большого смысла. Поскольку если мы пишем мелодию, то часто используем диапазон одной октавы.

Психологически так легче воспринимать ноты. Они идут последовательно и не имеют большой разброс.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое интервалы в музыке. По сути, это главная составляющая всей музыкальной гармонии. Красота песни во многом заключается в их правильном подборе.

Ведь вся мелодия состоит из разных расстояний между звуками.

На самом деле интервалов не так много. И у каждого есть своя персональная характеристика звучания. Если вы ее знаете, то сможете грамотно внедрить подходящий вид в нужную часть композиции.

Например, у нас начало мелодии. Есть серединная часть и та, которая подготавливает слушателя. Также есть кульминационная часть, ради которой слушается вся композиция.

Получается, что для каждой части идет индивидуальная задача. Но те интервалы, которые используются в различных частях, будут восприниматься по-разному.

В кульминационной части можно психологически неверно поставить интервал, который отвечает не тем эмоциям. В таком случае, вы испортите весь трек.

Есть и те, которые звучат приземленно. Их легко использовать в каких-то не нагружаемых эмоциональных композициях.

Конечно же, в разных мелодиях мы фактически можем использовать все интервалы. Но на эмоциональные части композиции лучше брать те, которые максимально точно передают эмоциональное содержание.

Есть интервалы, которые не будут звучать так роскошно и эпично. Потому что изначально они имеют другую характеристику звучания. И если такой тип вы засунете в кульминационную часть, то потом не сможете получить эффект масштабности.

Вывод

Последовательность 2 5 1 чрезвычайно важна для понимания джаза. В принципе, поняв как работают эти «цифры» в ней нет ничего сложно. Желательно потренироваться на фортепиано, чтобы привыкнуть к ее звучанию, но можно обойтись и одной лишь бас гитарой. Для этого ознакомьтесь со статьей об аккордовых гаммах на бас гитаре, там вы найдете необходимые подсказки и аппликатуры.

Если вы всерьез задумались об изучении джаза, то я рекомендую приобрести книгу «Основы джазовой гармонии». Покупая книгу по моей ссылке, вы делаете неоценимый материальный вклад в развитие этого сайта и написание новых статей для вас.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: