Построение аккордов на гитаре. таблица и формулы строения аккордов

Последовательность I-V-vi-IV

Аккорды в До мажоре: C-G-Am-F;

 Одна из самых популярных последовательностей аккордов в популярной музыке. На Западе часто шутят, что эта последовательность – беспроигрышный билет в любой хит-парад

Особое внимание к этому шаблону привлекло известное видео “4 Chords” австралийского трио The Axis of Awesome, в котором показано более 40 песен на основе схемы I-V-vi-IV

Популярность и привлекательность для слуха обычно объясняется контрастом между ступенями. Последовательность I-V-vi-IV построена вокруг обыгрывания тоники, доминанты и субдоминанты. В тональности До мажор эта последовательность состоит из аккордов C, G, Am и F, где:

  • C – тоника (I ступень);
  • G – доминанта (V ступень);
  • Am – субмедианта (минорная VI ступень);
  • F – субдоминанта (IV ступень).

Иногда пятая ступень (второй аккорд последовательности) может заменяться на третью, вторую, четвертую или повтор первой ступени, в зависимости от фантазии музыканта. В таких случаях последовательность принимает следующий вид:

  • I-III-VI-IV (C-E-A-F);
  • I-III-vi-IV (C-E-Am-F);
  • I-I-vi-IV (C-C-Am-F);
  • I-II-vi-IV (C-D-Am-F);
  • I-IV-vi-IV (C-F-Am-F).

Известные примеры: The Beatles – Let It Be, Journey – Don’t Stop Believin’, Katy Perry – Save as Draft, Taylor Swift – All Too Well, Aerosmith – Cryin, Richard Marx – Right Here Waiting.

Как строить аккорды на гитаре?

Первый способ – формула и гамма

Первый способ подразумевает то, что вы точно знаете тональность, а также все ноты, которые входят в нее. Итак, вы просто знаете, как выстраивается каждый из аккордов, и таким образом просто подставляете нужные ноты. Это довольно просто, когда вы зазубрите все гаммы и формулы выстраивания аккордов. До этого же это будет проблематично, и вы будете часто путаться.

Пример:

Гамма C (До-мажор) = C D E F G A B C

Способ второй – интервалы

Это гораздо проще, чем способ, обозначенный выше. Вы учите то, какие интервалы отстраиваются от тоники самого аккорда в определенной комбинации – и отталкиваетесь уже от этого. Этот способ намного проще, потому что не требует заучивания гамм – поскольку все интервалы и так уже входят в гамму. Однако это может немного запутать вас, однако с опытом все выправится.

Кластеры или секундовые гроздья

До сих пор мы упоминали только те созвучия, которые состоят из консонансов разного рода – терций, кварт и квинт. Но созвучия можно строить и из интервалов-диссонансов, в том числе и из секунд.

Из секунд образуются так называемые кластеры. Иногда их также называют секундовыми гроздьями (их графическое изображение очень напоминает гроздь каких-нибудь ягод – например, рябиновых или винограда).

Нередко кластеры обозначаются в нотах не в виде «нотных россыпей», а как закрашенные или пустые прямоугольники, располагаемые на нотном стане. Их следует понимать следующим образом: играются все ноты (белые или чёрные клавиши фортепиано в зависимости от цвета кластера, иногда и те, и другие) в пределах границ этого прямоугольника.

Пример подобных кластеров можно увидеть в фортепианной пьесе «Праздничная» российского композитора Лейлы Исмагиловой.

Кластеры, как правило, не относят к аккордам. Причина на то следующая. Оказывается, в любом аккорде должны хорошо прослушиваться отдельные звуки его составляющие. Любой такой звук можно в любой момент звучания выделить слухом и, например, пропеть, остальные звуки, составляющие аккорд, при этом нам не будут мешать. В кластерах же – иначе, потому что все их звуки сливаются в единое красочное пятно, и отдельно расслышать какой-либо из них не представляется возможным.

Тональность и ее ступени

Опытные музыканты уже знают, какие гармонии лучше поставить в той или иной тональности. Для начинающих часто является загадкой, почему играется именно эта гармония, а не другая. В музыке есть некоторые элементы математики. Присутствуют «формулы» в виде таблиц и последовательностей.

В каждой гамме есть ступени – от 1 до 7. Скажем, известная каждому схема «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» является ступенями До-мажорной гаммы. Дело в том, что для гармоничного звучания необходимо использовать ноты, которые входят в определенную тональность. 

Ступени всегда начинают считать от тоники – она самая главная и устойчивая в ладу (основа аккорда). В До-мажоре будут ноты CDEFGAB, но в соответствии с кругом тональности, их же можно будет встретить и в Ля-миноре, только в иной последовательности.

Разумеется, бывают отклонения от нормы, многие жанры музыки шагнули за рамки классической гармонии. Но для начала хорошо изучить стандартные таблицы.

Строение трех типов аккордов

Ниже представлены способы построения трех наиболее популярных типов аккордов, которые можно быстро выучить и применять на практике.

Собственно, это именно то, что мы описали в самом начале своей статьи. Самый стандартный тип, который используется повсеместно во всех музыкальных композициях. Строятся они по следующему принципу:

Мажорное трезвучие – «тоника – большая терция – малая терция».

Минорный аккорд – «тоника – малая терция – большая терция».

Попробуйте самостоятельно строить их на своем инструменте – и уже потом отталкивайтесь от того, что получилось.

Септаккорд – это аккорд с четырьмя звуками, последний из которого стоит от тоники в интервале малой септимы. Построить его очень просто – помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через пять полных тонов от тоники. Например, в случае с аккордом A это будет нота G.

Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность.

Это – собирательное название для всех аккордов, которые используют другие интервалы в дополнение к основным

Очень важно, чтобы ноты использовались в гамме, иначе это будет образовывать сильный диссонанс, и не считаться аккордом

Попробуйте подставить к стандартным трезвучиям дополнительные ноты. Например – добавить к аккорду C ноту G#, что даст довольно напряженное и необычное звучание, а также позволит без проблем двигать его по ладам. Пробуйте – на самом деле добавлять можно почти все из 12ти нот, и это будет давать какое-то звучание и интересные последовательности аккордов.

Аппликатуры аккорда A

На схеме струны расположены сверху вниз с шестой по первую. Римские цифры над схемой — номера ладов. Арабские цифры в кружках на струнах — указание пальцев:

  1. указательный
  2. средний
  3. безымянный
  4. мизинец

Аппликатура аккорда A на 2 ладу

I

II

III

IV

V

X (Струна не играется)

A (Ля)

E (Ми)

A (Ля)

Db (Ре бемоль)

E (Ми)

безымянный

средний

указательный

Как зажать аккорд A на 2 ладу:

  • Струны 1 и 5 остаются открытыми.
  • Струна 2 зажимается безымянным пальцем на 2-ом ладу.
  • Струна 3 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается указательным пальцем на 2-ом ладу.
  • Струна 6 не должна звучать, поэтому при игре боем должна быть приглушена.

Аппликатура аккорда A на 5 ладу

V

VI

VII

VIII

IX

A (Ля)

E (Ми)

A (Ля)

Db (Ре бемоль)

E (Ми)

A (Ля)

указательный

указательный

средний

мизинец

безымянный

указательный

Как зажать аккорд A на 5 ладу:

  • Струны 1, 2 и 6 зажимаются указательным пальцем на 5-ом ладу приемом баррэ.
  • Струна 3 зажимается средним пальцем на 6-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается мизинцем на 7-ом ладу.
  • Струна 5 зажимается безымянным пальцем на 7-ом ладу.

Аппликатура аккорда A на 7 ладу

VII

VIII

IX

X

XI

X (Струна не играется)

X (Струна не играется)

A (Ля)

E (Ми)

A (Ля)

Db (Ре бемоль)

безымянный

мизинец

средний

указательный

Как зажать аккорд A на 7 ладу:

  • Струна 1 зажимается безымянным пальцем на 9-ом ладу.
  • Струна 2 зажимается мизинцем на 10-ом ладу.
  • Струна 3 зажимается средним пальцем на 9-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается указательным пальцем на 7-ом ладу.
  • Струны 5 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.

Аппликатура аккорда A на 9 ладу

IX

X

XI

XII

XIII

X (Струна не играется)

A (Ля)

Db (Ре бемоль)

E (Ми)

A (Ля)

X (Струна не играется)

средний

указательный

безымянный

мизинец

Как зажать аккорд A на 9 ладу:

  • Струны 1 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.
  • Струна 2 зажимается средним пальцем на 10-ом ладу.
  • Струна 3 зажимается указательным пальцем на 9-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается безымянным пальцем на 11-ом ладу.
  • Струна 5 зажимается мизинцем на 12-ом ладу.

Аппликатура аккорда A на 12 ладу

XII

XIII

XIV

XV

XVI

X (Струна не играется)

A (Ля)

E (Ми)

A (Ля)

Db (Ре бемоль)

X (Струна не играется)

безымянный

безымянный

безымянный

указательный

Как зажать аккорд A на 12 ладу:

  • Струны 1 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.
  • Струны 2, 3 и 4 зажимаются безымянным пальцем на 14-ом ладу приемом баррэ. Такой прием взятия аккорда требует подготовки и гибкости безымянного пальца, поэтому этот аккорд можно взять зажав указательным пальцем 2, 3 и 4 струны приемом баррэ, а остальные струны зажать средним пальцем, безымянным и мизинцем.
  • Струна 5 зажимается указательным пальцем на 12-ом ладу.

Модификаторы аккордов

Формулы приведённые выше рассматривают большинство аккордов, которые вам нужно знать. Но помимо них, есть ещё модифицированные аккорды. Следующие правила помогут вам модифицировать уже известные вам аккорды и изучить почти все оставшейся.

  • Аккорды с приставкой Add. Их особенность заключается в том, что к обычному трезвучию добавляется 9 ступень. Например, для того чтобы построить аккорд Cadd9, мы должны взять мажорное трезвучие и добавить к нему 9 ступень. Аккорд Cadd9 — это не тот же самое, что аккорд C9. Аккорд Cadd9 строится без 7 ступени, когда как у аккорда C9 она должна быть.
  • Аккорды с пропущенной нотой. Этот вид аккордов просто пропускает ноту из аккорда. В аккордах довольно часто пропускают ноты, которые создают диссонанс, но как-то по особенному их не обозначают.
  • Модифицированные ступени. Играя какие-то песни, вы можете наткнуться на аккорды с модифицированными ступенями. Например аккорд minor7♭5. Это минорный септаккорд, в котором понижена 5 ступень (квинта) на пол тона. Другой пример — это модифицированный add аккорд E7♯9. Это обыкновенный доминантсептаккорд, к которому добавлена повышенная ♯9 ступень. Обычно такой вид аккордов называют аккордом Hendrixa, в честь легендарного гитариста Jimi Hendrixa.

Аккорд A (Ля мажор)

Смотрим на обозначение аккорда A. Будем считать, что справа расположен верхний порожек и головка грифа. Слева идут 1,2,3 и так далее лады. Кружочки с цифрами — это места, где нужно зажимать струны и указано какими пальцами. 1 — это указательный палец, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец. Крестиком указывают струну, которую играть не следует. Здесь стоит отметить тот факт, что аккорд должен начинаться с тоники (главный звук в аккорде). Тоника должна звучать на басовых струнах (три толстые струны гитары). То есть если у нас аккорд Ля Мажор (A), то и начинаться он должен с ноты Ля (A), поэтому басовую ноту Ми (E) мы не играем.

Далее приведу изображения ещё нескольких простых аккордов на гитаре.

Разновидности трезвучий, септаккордов и нонаккордов

Классические аккорды имеют множество разновидностей. Трезвучий всего четыре вида, септаккордов – 16, но в практике закрепились лишь 7, вариантов нонаккордов может быть ещё больше (64), но те, которые из них употребляются постоянно, снова могут быть пересчитаны по пальцам (4-5).

Подробному рассмотрению видов трезвучий и септаккордов мы посвятим отдельные выпуски в будущем, сейчас же дадим им лишь самую краткую характеристику.

Но сначала, нужно понять, почему вообще существуют различные виды аккордов? Как мы уже отмечали ранее, в качестве «строительного материала» для аккордов выступают музыкальные интервалы. Это своеобразные кирпичики, из которых затем получается «здание аккорда».

Но вы также помните, что интервалы также имеют множество разновидностей, они могут быть широкими или узкими, а кроме того чистыми, большими, малыми, уменьшёнными и т.д. Облик интервала-кирпичика зависит от его качественной и количественной величины. И от того, из каких интервалов мы строим (а можно строить аккорды из интервалов как одинаковых, так и различных), зависит, какой вид аккорда, в конечном счёте, у нас выйдет.

Итак, трезвучие имеет 4 вида. Оно может быть большим (или мажорным), малым (или минорным), уменьшённым или увеличенным.

  1. Большое (мажорное) трезвучие обозначается заглавной буквой Б с прибавлением чисел 5 и 3 (Б53). Состоит оно из большой и малой терции, именно в таком порядке: сначала внизу большая терция, а над ней надстраивается малая.
  2. Малое (минорное) трезвучие обозначается заглавной буквой М с прибавлением тех же чисел (М53). Малое трезвучие, наоборот, начинается с малой терции, к которой сверху добавляется большая.
  3. Увеличенное трезвучие получается путём соединения двух больших терций, сокращённо обозначается так – Ув.53.
  4. Уменьшённое трезвучие образуется путём сцепления двух малых терций, его обозначение такое – Ум.53.

На следующем примере вы можете видеть все перечисленные виды трезвучий, построенные от нот «ми» и «фа»:

Септаккордов есть семь основных видов (7 из 16). Их названия складываются из двух элементов: первый – это вид септимы между крайними звуками (она может быть большой, малой, уменьшённой или увеличенной); второй – вид трезвучия, которое находится в основании септаккорда (то есть вид трезвучия, которое образуется из трёх нижних звуков).

Например, название «малый мажорный септаккорд» нужно понимать так: у этого септаккорда септима между басом и верхним звуком малая, а внутри него находится мажорное трезвучие.

Итак, 7 основных видов септаккордов можно легко запомнить так – три из них будут большими, три – малыми, а один – уменьшённым:

  1. Большой мажорный септаккорд – большая септима + мажорное трезвучие в основании (Б.маж.7);
  2. Большой минорный септаккорд – большая септима по краям + минорное трезвучие внизу (Б.мин.7);
  3. Большой увеличенный септаккорд – большая септима между крайними звуками + увеличенное трезвучие образуют три нижних звука от баса (Б.ув.7);
  4. Малый мажорный септаккорд – малая септима по краям + мажорное трезвучие в основе (М.маж.7);
  5. Малый минорный септаккорд – малая септима образована крайними звуками + из трёх нижних тонов получается минорное трезвучие (М.мин.7);
  6. Малый уменьшённый септаккорд – септима малая + трезвучие внутри уменьшённое (М.ум.7);
  7. Уменьшённый септаккорд – септима между басом и верхним звуком уменьшённая + трезвучие внутри тоже уменьшённое (Ум.7).

Нотный пример демонстрирует перечисленные виды септаккордов, построенные от звуков «ре» и «соль»:

Что касается нонаккордов, то их нужно научиться различать, главным образом, по их ноне. Как правило, применяются нонаккорды только с малой или с большой ноной. Внутри нонаккорда, конечно, требуется уметь различать и вид септимы, и вид трезвучия.

Среди часто встречающихся нонаккордов можно назвать следующие (всего пять штук):

  • Большой мажорный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и мажорным трезвучием (Б.маж.9);
  • Большой минорный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и минорным трезвучием (Б.мин.9);
  • Большой увеличенный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и увеличенным трезвучием (Б.ув.9);
  • Малый мажорный нонаккорд – с малой ноной, малой септимой и мажорным трезвучием (М.маж.9);
  • Малый минорный нонаккорд – с малой ноной, малой септимой и минорным трезвучием (М.мин.9).

В следующем нотном примере эти нонаккорды построены от звуков «до» и «ре»:

Практические правила построения аккордов

Давайте рассмотрим ещё раз то, что мы только что изучили.

2 наиболее популярные формы

Наиболее популярные формы основаны на следующих формулах:

  • R-5-R-3-(5)-(R) – используется для построения следующих аккордовых форм:  E, A, и D.
  • R-3-5-(R)-(3)-(R) – используется для построения G и C форм.

Распространённые модификации для септаккордов

Для построения септаккордов, можно пользоваться следующими правилами:

  • Мы можем заменять дублированные тональные ступени (1) на септимы (7).
  • Мы можем модифицировать квинты (5) и зажимать септимы (7) вместо них.

Распространённые модификации для расширенных аккордов

Мы знаем, что мы не всегда можем зажать все ноты, которые требует теория расширенного аккорда. Мы сначала можем модифицировать дублированные ноты, но чаще всего приходится идти на выбирать исходя из следующих правил:

  • Исключаем дублирующую тонику (1) для построения 9 аккорда.
  • Исключаем квинту, чтобы построить 11 и 13 аккорды.

Движение струны к струне

В скором времени вы заметите, что следующие правила применимы почти ко всем аккордам при переходе с более низкой струны, на более высокую:

  • Тоническая (1) ступень либо спускается к терции (3), либо поднимается на квинту (5).
  • Терция (3) либо спускается к квинте (5), либо поднимается на септиму (7).
  • Квинта (5) либо спускается к септиме, либо поднимается на тонику (1).
  • Септима (7) либо спускается к тонике (1), либо поднимается на терцию (3).


Все эти правила могут быть упрощены до такого вида:

Аппликатура аккордов

Зная состав нот аккорда и их расположение по грифу гитары, можно подобрать наиболее удобное и звучное исполнение аккорда. Ноты аккорда можно дублировать. На рисунке показано расположение нот аккорда До-мажор на шестиструнной гитаре и даны примеры построения этого аккорда.

Рис. 11. Распределение нот аккорда До-мажор (C) и варианты его аппликатуры (построения) на гитаре. Каждый вариант содержит ноты До (C), Ми (E) и Соль (G). На рисунках тонкая струна расположена вверху.

Для построения аккордов на другом струнном инструменте необходимо знать название струн инструмента и ноты аккорда. Расположение нот аккорда относительно открытых струн можно вычислить по схеме на рис. 3.

Предположим, у нас в руках балалайка и мы хотим сопровождать простейшими аккордами исполнение песен или, как говорится, аккомпанировать. Википедия сообщает, что до конца XIX века каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям. Вот и мы настроим балалайку как три верхние струны шестиструнной гитары: Ми (E), Си (H) и Соль (G). Расположение нот такой балалайки показано на рисунке:

Рис. 12. Распределение нот на первой струне балалайки. Балалайка настроена как верхние струны гитары: первая струна Ми (E), вторая – Си (H), третья – Соль (G).

Для простейшего аккомпанемента (без изысков) вместо сложных аккордов (например, септаккордов) можно исполнять только минорные или мажорные аккорды. Например, вместо D#4/7 брать мажорный аккорд D#, а вместо Am7 – минорный аккорд Am. Простейшие минорный и мажорный аккорды для трех струн показаны на рисунке:

Рис. 13. Простейший мажорный и минорный трехструнные аккорды.

Положение аккорда определяется по положению ноты, входящей в название аккорда. Например, Am берется как минорный аккорд на 5 ладу (см. положение тоники на первой струне, рис. 12), а F# — мажорный аккорд на втором ладу. Вот как располагаются на нашей балалайке (или гитаре) два типа аккордов для сопровождения музыкальной фразы из известного кинофильма:

Рис. 14. Исполнение двумя аккордами.

К недостаткам такого варианта можно отнести то, что приходится много «бегать» по ладам: c третьего по десятый, но зато для исполнения любой песни требуется знать только две аппликатуры. Для более компактного исполнения, естественно, потребуется расширить аппликатуру, например, как показано на Рис. 11.

Заключение

Аккорды в тональности – не сложная тема в музыкальной грамоте. Здесь самое главное разобраться в том, какие есть ступени в тональности, запомнить основные интервалы, а также принцип построения трезвучий. Новичку может показаться эта тема сложной, потому ему в помощь идут специальные таблице. Выучив их, можно строить собственные трезвучия, добиваясь уникального звучания.

Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.

Как построить аккорды в тональности.

Функции аккордов в тональности (тоника, субдоминанта, доминанта).

Аккорды. Виды и принцип построения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: