Анна Евтушенко (Недорезова)
Солистка Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье». приглашённая солистка Народного театра Моравии-Силезии (NDM), Чехия. В детстве занималась балетом, но из-за травмы оставила серьёзные занятия, тем не менее, продолжив занятия танцами различных направлений, а в дальнейшем и акробатикой. Отмечает, что акробатикой заинтересовалась и стала заниматься для того, чтобы расширить свои возможности в пластическом выражении в спектаклях. Имеет достаточно сильный голос, что позволило ей без потери профессионализма исполнять партии, написанные для контральто в «Евгении Онегине». Выступала с оркестром «Сити» под управлением дирижёра Владимира Яцкевича на государственных мероприятиях.
БАРИТОН
Средний мужской голос, поющий в диапазоне примерно от соль-ля большой октавы до соль первой (бывает и выше).
Лирический баритон
Это легкий, сочный мужской голос. Они тяготеют к комическим партиям, но в некоторых случаях не лишены глубины. Папагено в “Волшебной флейте” Моцарта — пример лирического баритона.
Вердиевский баритон
Баритон Верди, как и следовало ожидать из названия, относится к типу голоса, характерному для опер Верди. Настоящие баритоны Верди несколько редки, это роли, требующие, чтобы певец пел ноты на крайних нотах диапазона баритона и делал это с богатым округлым звуком. Верди взял “Макбета” Шекспира и сделал из него захватывающую оперу, заглавная роль в которой отведена баритону.
Э. Бастианини поет «Eri tu» из оперы «Бал-маскарад» Верди
Драматический баритон
Самый низкий баритон, имеющий диапазон, аналогичный диапазону певцов Верди, но тесситура имеет тенденцию быть ниже. Скарпиа из «Тоски» Пуччини — яркий пример этого голоса.
Самый редкий женский голос – контральто на трёх примерах
Контральто и дирижёр Натали Штуцман.
Контральто – это самый низкий женский голос, образно говоря – “женский бас” в академическом вокале. Но дело тут не только в низких нотах (контральто часто поют в диапазоне меццо-сопрано и наоборот), но и в особенностях тембра. Он плотный, густой, напоминающий виолончель или старинную виолу да гамба.
Если у певицы-контральто действительно красивый тембр и хорошая техника, это всегда изысканное удовольствие для слуха, настоящая вокальная роскошь.
Чтобы получить представление об этом тембре, можно послушать эту запись Лины Мкртчан. Она камерная певица с мощным голосом и со специфическим ракурсом творчества.
Но здесь речь именно об оперных контральто.
В опере не так много партий для этого голоса. Но и они чаще всего поются меццо-сопрано, хороших контральто очень мало мало, это редкость.
С другой стороны, контральто тоже заходят на территорию меццо-сопрано по той же причине – им тесно в рамках своего репертуара.
Сейчас, в эпоху бароккомании, контральто больше всего востребованы в барочном репертуаре (Гендель, Вивальди, Бах). Они делят с контртенорами партии, когда-то написанные для кастратов-альтов.
Вот, например, три контральто, которые сейчас составляют первую линию в своём классе.
1. Натали Штуцман (Франция)
Она очень популярная, заслуженная и авторитетная личность в своей стране (Рыцарь Почётного легиона, между прочим), потому что кроме вокала она построила серьёзную дирижёрскую карьеру.
Размах её деятельности и сильный характер очень хорошо соответствуют типу её голоса с мужскими теноровыми красками на нижних нотах. Её разговорный голос тоже практически мужской. Посмотрите этот ролик:
2. Мари Николь Лемьё (Канада)
Жизнерадостная и яркая певица, любимица публики. У неё нет такого выраженного контральтового тембра, как у Натали Штуцман, но зато у неё очень широкий репертуар: от барокко до Дебюсси и широкие колоратурные возможности.
Она славится своим незаурядным комическим даром, который демонстрирует в операх Россини или вот здесь – в “Фальстафе” Верди.
В этой опере все только и занимаются тем, что дурачат недалёкого простака сэра Фальстафа. Миссис Квикли приходит к нему, чтобы завлечь беднягу в очередную ловушку. Она рассказывает, что по нему смертельно страдают сразу две прекрасные дамы, и что есть возможность встретиться с ними наедине сегодня с “двух до трёх” (“da due a tre”).
Вот в ????этом ролике можно полюбоваться Мари-Николь Лемьё в паре с другим известным комиком – Филиппом Жарусски.
3.Сара Мингардо (Италия)
У неё редкий по красоте тембр, хорошая техника и замечательная музыкальность. Плести бесконечное кружево вокальных линий в барочной лирике – это её конёк.
Ария №7 из кантаты Вивальди “Dixit Dominus”
На первый взгляд контральто выглядит несколько тяжеловесно, но в эпоху барокко композиторы писали для них очень подвижные и виртуозные колоратурные партии (в 19 веке такие задачи перед ними ставил Россини).
В ???? этой культшпаргалке можно послушать, как Сара Мингардо поёт ультрастремительную арию из оратории Вивальди и почитать, о чём она.
Мария Каллас (1923-1977)
Мария Каллас – одна из величайших оперных певиц XX века. В начале своего творческого пути она выступала в качестве драматической колоратуры, а впоследствии — как лирико-драматическое сопрано. В конце певческой карьеры Каллам стала исполнять партии меццо-сопрано.
Певица не ограничивалась одними лишь виртуозными колоратурами в операх Беллини, Россини и Доницетти, а смогла превратить свои связки в отлаженный выразительный инструмент.
Своим трудом она добилась практически абсолютной универсальности своих профессиональных возможностей. Ее диапазон вмещал классические партии типа “Весталки” Спонтини и последние оперы Верди.
Альбина Шагимуратова
Заслуженная артистка РФ, Народная артистка Республики Татарстан. Выпускница Казанской консерватории, законила аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И.Чайковского. В прошлом солистка Московского академического музыкального театра, Казанского Государственного академического театра балета. Стажировалась в «Гранд Опере» Хьюстона. Певицу часто приглашают в качестве солистки на сцены самых разных престижных театров, включая зарубежные «Ла Скала» и Ковент Гарден, что красноречиво свидетельствует о её вокальном мастерстве. К характерным ролям Альбины можно отнести Царицу ночи из моцартовской «Волшебной флейты», которую она с блеском исполняла в течение десяти лет, окончательно отказавшись от этой роли лишь в 2018 году. Мастерски владеет техникой бельканто. После возвращения в Россию из Америки преподаёт вокальное мастерство в Казани, часто гастролирует в качестве приглашённой солистки, в последнее время в основном на сцене Большого и Мариинского театров.
Валентина Левко
Советская и российская оперная и камерная певица. Заслуженная и народная артистка РСФСР. Выпускница Музыкально-педагогического института им. Гнесиных по классу «артистка оркестра» и педагог альта. Увлечение девочки музыкой проявилось довольно рано, но поначалу в качестве музыканта — Валентина с 8 лет начала посещать занятия по скрипке, а позже закончила муз. училище им. Гнесиных. Во время учёбы выступала в составе оркестра двух довольно известных театров. Немногим позже девушка решает связать свою карьеру непосредственно с вокальным мастерством, начиная свой путь в качестве певицы со сцены Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, с успехом пройдя конкурс. Начиная с 1960-го года, Валентина в составе труппы Большого театра активно гастролирует по России и за рубежом. Занимательный факт: дебютной ролью для Левко стала мужская партия князя Ратмира в опере «Руслан и Людмила», предложенная Сергеем Лемешевым. С 1963 года певица становится выпускницей Московской консерватории по классу вокала, которую она окончила экстерном. Все критики отмечали бархатный и «благородный» тембр её голоса, говоря что именно так поют великие. После 25 лет работы в Большом театре Валентина приняла решение сделать упор на свою преподавательскую деятельность и вернулась в стены родной «Гнесинки» в качестве профессора — заведующей кафедрой сольного пения, попутно давая множество мастер-классов в России и за рубежом. В 2008 году был открыт Центр вокального искусства Валентины Левко, который функционирует и по сей день. После продолжительной болезни, летом 2018-го великой певицы не стало.
ТЕНОР
Тенор в основном берет на себя главную мужскую роль (часто героя-любовника). Оперный вокальный диапазон для тенора примерно от до малой октавы до до второй (записывается в скрипичном ключе на октаву выше). Достижение таких высоких нот является настоящим вызовом для многих теноров, и показательна в этом плане ария Тонио “Аh! mes amis, quel jour de fête!”, из “La Fille du Regiment” Доницетти, в которой есть девять до.
Теноры делятся на типы, некоторые из которых встречаются чаще, чем другие. Ниже приведены четыре наиболее распространенные группы:
Лирический тенор
Теплые, яркие голоса, способные с легкостью брать самые высокие теноровые ноты. Лирические теноры получают самых очаровательных персонажей. Довольно широкая категория, эти певцы могут варьироваться по тембровым краскам, некоторые намного темнее и насыщеннее, другие светлее и ярче. Яркий пример партии из оперы — Фауст у Гуно или Ленский у Чайковского.
Дж. ди Стефано «M’appari» (лирический тенор)
Спинто
Похож на лирический тенор по диапазону, но с большим весом в голосе, особенно в верхней части диапазона. Эти роли гораздо сложнее, чем многие думают, для многих певцов это серьезный вызов. Пример Спинто — Калаф из «Турандот» Пуччини (часто можно наблюдать, как эту партию поют лирические или драматические теноры).
Драматический тенор
Большой, эмоциональный и мощный голос, драматический тенор обычно избавлен от крайне высоких нот, но должен покрывать мощные оркестровые силы. Хороший пример — Отелло Верди.
Франческо Дзени — итальянский драматический тенор в роли Лоэнгрина.
Героический тенор (Heldentenor)
Это тип голоса, в основном используемый Вагнером, набор партий с низкой, почти баритоновой тесситурой. Это массивные роли, требующие от певца поддержания мощного звучания в течение чрезвычайно длительных периодов, что делает их непопулярными. Вагнер создал добрую дюжину таких ролей, но, пожалуй, самая требовательная из всех — Зигфрид в цикле “Кольцо нибелунга”. Часто за такие партии берутся драматические теноры.
Пласидо Доминго (1941-)
Испанский певец Пласидо Доминго является одним из самых знаменитых ныне живущих оперных вокалистов. Его потрясающий лирико-драматический тенор завораживал не одно поколение благодарных слушателей.
За свою почти полувековую творческую карьеру Доминго исполнил более 150 ведущих оперных партий на самых знаменитых сценах мира. Вместе с не менее известными певцами – Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом – Доминго входит в тройку самых узнаваемых в мире теноров.
Громкая слава пришла к Доминго в 60-х годах прошлого столетия, когда он начал выступать на сценах “Метрополитен-опера”.
В 1968 году пригласили исполнять оперную партию на открытии сезона в легендарном “Ла Скала”. С того момента, он считается одним из лучших “украшений” этого театра.
Помимо того, Доминго продолжает выступать на всех известных оперных площадках мирового масштаба.
Как расширить свой вокальный диапазон
К счастью, при надлежащем обучении и практике ваш вокальный диапазон может расти и расширяться со временем. Вот несколько способов, которые помогут вам со временем расширить свой вокальный диапазон.
1.
Практикуйте хорошую осанку.
Такая простая вещь, как правильная осанка, может удивительным образом повлиять на качество и тембр вашего голоса в целом. Встаньте прямо, поставив ноги на ширине плеч. Держите плечи назад и старайтесь держать голову прямо во время пения.
2.
Работайте с вокальным тренером.
Поскольку тип нашего голоса и природные способности к пению во многом зависят от индивидуальных особенностей, имеет смысл применять индивидуальный подход к развитию голоса. Если вы всерьез намерены улучшить свой голос, подумайте о том, чтобы вложить деньги в обучение вокалу или, по крайней мере, присоединиться к общественному хору.
3
. Дышите диафрагмой.
Во время пения вы должны видеть, как ваша диафрагма расширяется и сжимается, а не как ваши плечи набирают воздух и выпускают его. Сосредоточьтесь на правильном наборе воздуха. Даже выполнение таких простых упражнений, как дыхательная гимнастика, поможет со временем улучшить вокальный контроль и тембр.
4.
Практика!
Если вы не поете, вы не знакомитесь со своим голосом в лучшую сторону. Несмотря на то, что вокальный отдых не помешает, разумно петь вместе с репертуаром, чтобы вы могли понять, где ваши слабые места. Сосредоточьтесь на согласовании своей подачи с эталонными треками и уделите время разминке перед тем, как взяться за высокие ноты.
5.
Расслабьте челюсть.
Когда мы тянемся к высоким нотам, наши голосовые связки растягиваются, чтобы произвести более высокий тон. Поэтому, расслабив челюсть, вы обеспечите своему певческому голосу пространство, необходимое для правильного воспроизведения высоких тонов. Позвольте вашей мягкой палитре опуститься, позвольте рту удлиниться, но держите голову ровно. Вам не нужно двигать головой вниз или вверх, чтобы достичь сильного тона.
6
. Позаботьтесь о своем голосе.
Многое может проявиться в микрофоне. Поскольку вы сами являетесь своим инструментом, чтобы расширить свой вокальный диапазон, вам необходимо заботиться о себе физически на протяжении всей вашей певческой карьеры. Это означает, что нужно уделять время разминке перед пением, использовать вокальные упражнения, практиковаться, а также высыпаться, пить и быть терпеливым. Если у вас на горизонте большое вокальное выступление, будет разумно избегать газированных напитков и молочных продуктов, которые могут вызвать скопление слизи.
СОПРАНО
Самый высокий женский голос, диапазон примерно от до первой октавы до до третьей, может петь и выше. Делится на пять видов:
Колоратурное сопрано
Колоратурное сопрано способно на, казалось бы, сверхчеловеческие подвиги. Голос чрезвычайно подвижен, гибок, умеет петь быстрые рулады, которые поднимаются до фа третьей октавы и выше. Колоратурные роли присутствуют в операх от барокко до XX века. Особенно прекрасным примером является Лючия в “Лючии ди Ламмермур” Доницетти, которую можно отнести к драматической колоратуре, а также главная героиня “Лакме” Делиба, условно лирическая колоратура.
Дж. Сазерленд — Ария Нормы (драматическая колоратура)
Субретка
Сопрано-субретка относится как к амплуа, так и к подтипу голоса. Это дерзкие, кокетливые героини, исполняемые певицами со сладкими, яркими голосами. Тесситура у них иногда может быть довольно высокой, но без обилия колоратуры. Хорошим примером здесь служат две моцартовские героини – Сюзанна и Церлина.
Лирическое сопрано
Лирическое сопрано обычно обладает более полным, насыщенным звучанием, чем субретка, и, как правило, имеет более зрелое качество тембра. Тесситура обычно выше, чем у субреток, но ниже, чем у колоратуры, примерно до до-ре третьей октавы. Хороший пример на контрасте – рабыня Лиу из “Турандот” Пуччини, где сама главная героиня Турандот — драматическое сопрано.
Турандот и Лиу — драматическое и лирическое сопрано
Спинто
У сопрано-спинто много великолепных ролей в опере, особенно в итальянской романтической традиции Верди и Пуччини. Отчасти по этой причине лирические и драматические сопрано часто берут на себя эти роли, независимо от того, подходят они им по природе или нет (и история знает достаточно лирических сопрано, которые сократили свою карьеру, взяв на себя тяжелые роли спинто). Эти роли требуют легких, блестящих высоких нот лирического сопрано, но с большим весом в кульминационных моментах (spinto переводится как “подталкиваемый”). Многие относят к спинтовой партию Татьяны из “Евгения Онегина”.
Драматическое сопрано
Это большие голоса с достаточной силой, чтобы их можно было услышать через большой оркестр, которые сохраняют при этом ровность на всем диапазоне. Драматические роли сопрано вышли на первый план в романтическую эпоху, до середины XIX века их было мало. Вагнер оставил целую галерею таких партий, как колоссальная роль Брунгильды.
История
Хотя меццо-сопрано обычно исполняют второстепенные роли в операх, заметные исключения включают заглавную роль в Бизе Кармен, Анджелина (Золушка ) в Россини La Cenerentola и Розина в Россини Севильский цирюльник (все они также поются сопрано, а последние два — контральто). Во многих операх 19 века на французском языке главная женская роль отводится меццо, в том числе Беатрис и Бенедикт, Проклятие Фауста, Дон Кихот, Ла фаворит, Дом Себастьян, Карл VI, Миньон, Самсон и Далила, Les Troyens и Werther, а также Кармен.
Типичные роли меццо-сопрано включают стереотипную триаду, связанную с контральто «ведьмы, суки и штаны»: ведьмы, медсестры и мудрые женщины, такие как Азусена в Il trovatore Верди ; злодеи и соблазнительницы, такие как Амнерис в «Аиде» Верди ; и «роли в штанах » или «роли в штанах» (мужские персонажи в исполнении певиц), такие как Керубино в Моцарте Le nozze di Figaro. Меццо-сопрано широко представлены в музыке барокко, старинной музыке и опере барокко. Некоторые роли, предназначенные для более легких субретных сопрано, поют меццо-сопрано, которые часто обеспечивают более полное и драматическое качество. К таким ролям относятся Деспина в фильме Моцарта Così fan tutte и Церлина в его Дон Жуане. Меццо иногда играет драматические сопрано роли, такие как Сантуцца в Cavalleria rusticana Масканьи, Леди Макбет в Макбете Верди и Кундри в Парсифале.
Ольга Спицына
Солистка Московского музыкального театра «Геликон опера», выпускница Государственной классической академии им. Маймонида по классу академического вокала. Ольга родилась в Казахстане, но после учёбы осталась жить и работать в Москве, в 2013-м году приняв предложение стажироваться в «Геликон-опере». Два года Ольга была солисткой детского музыкального театра, исполняла более 10 разных партий в детских оперных произведениях. Обладающая яркой внешностью и харизмой, певица органично смотрится в роли роковых красоток и властных женщин, а благодаря выразительному тембру голоса легко справляется с ролью возрастных персонажей.
Мария Каллас
Известная как своими выходками за сценой и незаконными любовными связями, так и своим драматичным и нежным голосом, Мария Каллас является одной из величайших оперных певиц всех времен.
Она родилась в Нью-Йорке, выросла в Греции и начала петь в итальянской опере в подростковом возрасте.
Каллас получила известность благодаря бетховенскому “Фиделио” в возрасте 21 года. В течение года ей предложили главные роли в Метрополитен-опера в Нью-Йорке и нескольких оперных театрах Италии.
Она была одной из немногих сопрано, которая могла исполнять как тяжелые немецкие оперные партии, так и более легкие итальянские оперы бельканто.
БАС
Мало кого из басов не сравнивают с Фёдором Шаляпиным.
Самый низкий голос из всех. Стандартный общий диапазон оперных басов от ми большой октавы до до-ми первой. Некоторые басовые певцы могут опускаться еще ниже, хотя это редко требуется в стандартном оперном репертуаре.
Бас-баритон
Бас-баритон может петь так же низко, как бас, но также комфортно и в более высокой тесситуре, близкой к диапазону баритона. Этот тип голоса появился как таковой с середины XIX века, но несколько ролей у Моцарта, написанных в эпоху, когда баритон еще не стал отдельным вокальным типом, обычно даются певцам этого класса. Пример — Алеко Рахманинова или Фигаро у Моцарта.
Бас-буффо
Басовые роли буффо — забавные, комические персонажи, которые часто встречаются в произведениях эпохи Бельканто. Это очень разные партии с обширными требованиями к пению “скороговоркой”, к владению искусством речитатива. Так же это бывают и злодейские, но забавные герои, например Дон Маньифико из “Золушки” Россини. Кстати, буффо разделяют на лирических (Дон Паскуале у Доницетти, например) и драматических (Данад из “Летучего голландца” Вагнера).
Дж. Таддеи — Выход Дулькамары из «Любовного напитка» Доницетти
Бас-профундо
Самый низкий тип голоса в опере. Эти певцы создают стену богатого, бесконечного звука с огромной мощностью. Роли в основном ограничены старыми злодеями или мудрецами, как Зарастро в “Волшебной флейте” Моцарта.
Любовь Казарновская
Знаменитая российская певица, актриса и заслуженный педагог. Даже не просто заслуженный — Казарновская является почётным профессором института экономики в Москве. Выпускница Российской академии музыки (РАМ) имени Гнесиных, факультет музкомедии, окончила аспирантуру в Московской государственной консерватории. Неоднократно становилась лауреатом и призёром разнообразных конкурсов и фестивалей. В прошлом солистка Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И Немировича-Данченко и Мариинского театра. Дебют состоялся на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в роли Татьяны Лариной из «Евгения Онегина» и имел большой успех у зрителей. Годами позже, Любовь Казарновская назовёт себя «поющей актрисой». Она часто появляется на экранах телевизоров в различных передачах, на концертах и трансляциях собственных выступлений. Была наставником и членом жюри в таких шоу как «Один в один» и «Точь в точь», вошла в состав жюри «Евровидения» от России в 2015 году. Критики и коллеги по сцене единогласно отмечают лёгкий характер певицы и прекрасное чувство юмора, которые дополняют выдающиеся внешные данные и неизменная широкая улыбка.
Женское пение
Женские голоса в зависимости от тембровой окраски делят на 3 основные группы — сопрано, меццо-сопрано, контральто. Они различаются легкостью, прозрачностью, силой и насыщенностью звука.
Легендами становятся певицы, чей диапазон и тесситура необыкновенно широки. Одна из самых известных исполнительниц — Има Сумак из Перу. Она легко пела сопрано и контральто, используя 5 октав.
Отличия сопрано
Это самый высокий голос, исполняющий ноту до от первой до третьей октавы. Такой вокал отличается прозрачной легкостью, звонкостью, открытым подвижным звучанием, полетностью. Благодаря разнообразию исполнительских возможностей сопрано разделяют на несколько разновидностей:
- Колоратурное. Название происходит от итальянского слова «над». Отличается способностью исполнять быстрые и сложнейшие пассажи и фиоритуры, мелизмы, рулады. Звучит от до первой октавы до фа третьей октавы, может дополняться в верхней части диапазона блестящей квартой или квинтой. Такой голос легко покоряет чистотой и звучностью, обладая схожестью со скрипкой или флейтой. Он не сливается с другими голосами, поэтому в хоровом пении практически не используется, а его тембр является основой для подбора других исполнителей. Для колоратурных сопрано написано немало прекрасных партий: Виолетта («Травиата»), Царица ночи («Волшебная флейта»), Антонида («Иван Сусанин»), Людмила («Руслан и Людмила»). Колоратурным сопрано поют современные оперные дивы А. Георгиу, Ю. Лежнева, А. Патти, Евгения Мирошниченко.
- Лирико-колоратурное. Выделяют в отдельный тип из-за напевности и технической подвижности, что позволяет голосу сливаться с хором. Середина диапазона сильнее, чем в колоратурном сопрано. Берет диапазон от до первой октавы до ми третьей. Из певиц приобрели известность Суми Йо, Н. Дессей.
- Лирическое. Ярко звучит в верхнем регистре, берет до ноты ми третьей октавы, тембр мягкий, светлый, серебристый. Во второй октаве напоминает звуки гобоя. Лирическим сопрано обладают Г. Вишневская, М. Френи, Б. Нильссон, М. Кабалье, А. Нетребко. Для этого певческого голоса написаны партии Мими («Богема»), Татьяна («Евгений Онегин»). Хорошо звучит в хоре.
- Лирико-драматическое. Насыщенный грудной тембр позволяет исполнять разнообразные партии: Мария («Мазепа»), Тоска в одноименной опере Дж. Пуччини. Исполнительницы — М. Каллас, Л. Маршалл, Р. Тебальди.
- Драматическое. Плотный мощный голос позволяет демонстрировать эмоциональный подъем. Отличается богатством среднего и нижнего регистров, его обладательницам удаются звуки меццо-сопрано. Прекрасно различим на фоне оркестрового сопровождения. Типичные партии — Аида («Аида»), Лиза («Пиковая дама»). Певицы — М. Гулегина, М. Каллас, Г. Яновиц.
Особенности меццо-сопрано
Рабочий диапазон этого женского голоса звучит в пределах от ноты ля малой октавы до ля второй. Отличительные черты — насыщенность на средних регистрах.
Общее впечатление от вокала — глубина и даже некоторая тяжесть звуков. Обладательницы меццо-сопрано могут петь партии контральто или сопрано. В операх они зачастую исполняют роли молодых людей, так называемые брючные партии. Меццо-сопрано бывает высокое (лирическое) и низкое (драматическое). Некоторые специалисты выделяют также колоратурное меццо-сопрано.
Самая известная партия для меццо-сопрано драматического типа — Кармен из одноименного оперного произведения Ж. Бизе. Также для этого необычного голоса написаны роли Зибель («Фауст»), Керубино («Свадьба Фигаро»), Лауры («Каменный гость»). Обычно это роли сильных, смелых и волевых женщин. Среди известных исполнительниц можно назвать М. Кожену, Е. Образцову, Т. Синявскую.
Звучание контральто
Контральто работает в диапазоне от ми малой октавы до фа второй. Это низкий голос у женщин. Отличительные качества — наполненные плотные ноты в малой октаве и резонирование в среднем регистре. Верхний регистр невелик, зато низкие ноты звучат великолепно, приближая женский голос к мужской тональности.
Голос встречается очень редко, не во всех оперных театрах есть исполнительницы с таким вокалом. Композиторы создавали для контральто роли юношей, например, партии Вани в «Иване Сусанине» и Орфея в «Орфее и Эвридике». Известные женские роли — Ольга («Евгений Онегин»), Мари («Летучий голландец»), Лючия («Сельская честь»). Певицы, обладающие контральто, — Е. Полдеш, М. Андерсон.
Евгений Мартынов
драматический тенор
22 мая 1948 года —1990 | советский эстрадный певец и композитор | Репертуар: «Звучи, любовь!», «День рождения», «Баллада о матери» и др
Веру в добро, которым лучатся песни Евгения Мартынова, поселили в нем родители. У них и история любви была просто образцовой — мать, Нина Трофимовна, в годы войны служила в эвакуационных госпиталях 3-го Украинского фронта, где и познакомилась с раненым солдатом Григорием Мартыновым. Она его выходила и вышла за него замуж. И они вместе, в любви и согласии, вырастили сыновей Юрия и Евгения. Голос Мартынова трудно было спутать с другим. Присущий только ему мягкий баритональный тембр снискали ему любовь публики. Он не раз выигрывал конкурсы и фестивали эстрадной песни в СССР и за рубежом, в том числе в Берлине, Болгарии, Братиславе.
Популярность Мартынова в СССР никогда не снижалась на всём протяжении его творческой жизни. Мартынов спел и написал множество песен, каждая из которых была популярна и любима публикой. А такие песни, как «Лебединая верность» и Баллада о матери», знала и пела вся страна. Многие талантливые и популярные советские и российские певцы исполняли и продолжают исполнять песни Мартынова.
https://youtube.com/watch?v=lwayVDMbKiA
Сергей Лемешев
лирический тенор
27 июня 1902, село Старое Князево, Тверская губерния — 26 июня 1977, Москва | Оперный певец и оперный режиссёр, педагог | Репертуар: Левко «Майская ночь», Звездочёт «Золотой петушок», Водемон «Иоланта» П. И. Чайковского, Ленский «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, Ромео «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно и др.
Природная музыкальность, виртуозное владение вокальной палитрой, непосредственность и благородная простота – вот несколько ёмких описаний исполнения Сергея Лемешева. Творчество Сергея Яковлевича Лемешева вписано одну из самых ярких страниц в истории советского вокального искусства. Его манера исполнения оказывала огромное эстетическое воздействие на слушателей, которое даже в эпоху маршей и отчеканенных речей находило себе место, как лиричное противопоставление этим явлениям жизни. Его мягкое, льющееся пение задевает, “карамельный” голос с серебристыми верхами напоминает природный перезвон. В дополнение к этому Сергей Лемешев – обладатель прекрасной дикции, с бережными отношением подходил к слову и всегда знал чувство меры при исполнении.
Лемешев собрал самые лучшие творения композиторов и поэтов XIX века, представил их широчайшей советской аудитории, популяризовал русское и советское оперное искусство. Кроме пения в оперных спектаклях, Лемешев много и плодотворно трудился над исполнением камерного репертуара. С гордостью он отмечал, что ему удалось спеть все 100 романсов П. И. Чайковского.
https://youtube.com/watch?v=ocEduk4Hqak
Елена Образцова
Народная артистка СССР, солистка Большого театра, актриса театра и кино. Её голос признан одним из самых выдающихся в оперной культуре. Развивала голос в ленинградском дворце пионеров имени Жданова. Первый выход на сцену состоялся в Большом театре, в опере Мусоргского «Борис Годунов», с ролью «русской царицы» Марины Мнишек. Что примечательно, Елена выступала без единой репетиции, и блестяще справилась с ролью. Её любимой ролью была Кармен, по признанию самой артистки, это «опера, которая пела ею», а не наоборот. В дальнейшем много гастролировала за рубежом. Пела совместно с Лучано Паваротти, сама Монтсеррат Кабалье признавала талант Образцовой. Исполняла обширный репертуар с различных в жанрах – оперетты, романсы, эстрадные песни и джазовые композиции. Оперная дива скончалась в 2015 году, в Лепциге.