Немного музыкальной теории
Какие знания нужны, чтобы играть по нотам как ваш любимый гитарист? Конечно, в идеале вам необходимо поступить в музыкальную школу или нанять преподавателя. Но для начала можно ограничиться минимальными знаниями теории музыки и двигаться вперед шаг за шагом.
Сначала вам нужно понять, что такое нота, какие они бывают, как и по какому принципу складываются в созвучия. Кроме того необходимо осознать понятие паузы и то, что пауза не менее важна в музыке, чем звук.
Без этих базовых знаний ваше дальнейшее самостоятельное обучение бессмысленно. Поэтому уделите пять минут на прочтение краткого курса сольфеджио.
Ритмические упражнения на разные длительности
Давайте теперь постараемся познать все то же самое, только уже на практике.
УПРАЖНЕНИЕ №1. Допустим, что пульс у нас отбивается ровными четвертями на ноте СОЛЬ. Все, что мы здесь описываем, будет представлено и на нотном примере, под которым также размещена аудиозапись. Послушайте, как это звучит. Уловите этот ровный ритм. Хлопайте его в ладоши, щелкайте пальцами или отбивайте ручкой по столу, а после того, как мелодия закончится, попытайтесь продолжить этот же ритм или повторить самостоятельно без аудио.
УПРАЖЕНИЕ №2. Теперь попробуйте уловить звучание других длительностей. Например, половинных. Половинные звучат, конечно же, в два раза медленнее, чем четверти, которыми у нас в данном случае отбивается пульс. В начале следующего примера вы услышите удары пульса четвертями – мы напомним таким образом вам этот тепм. Четвертные ноты прозвучат четыре раза, а затем пойдут половинные длительности. В каждой половинной постарайтесь уловить, прочувствовать продолжение тех же самых ударов. То есть второй удар в половинной ноте вам нужно как бы представить, ощутить внутри себя.
Получилось? Если да, то хорошо. Если нет, то попробуйте другой вариант упражнения. Сейчас на нотном примере вы увидите двухголосие. Нижний голос будет тихо играть ровными четвертями на ноте СОЛЬ в басовом ключе, а верхний голос после первых четырех ударов переключится на половинные, которые будет играть погромче на ноте СИ. Таким образом, в каждой половинной вы сможете услышать реальный отголосок второго удара пульса, который будет подыгрывать второй голос. После этого варианта упражнения вы можете вернуться к первому варианту.
УПРАЖНЕНИЕ №3. Сейчас нужно будет ловить ритм из восьмых нот. Восьмые ноты исполняются быстрее, чем четвертные, и поэтому на каждый удар пульса будет приходиться сразу по две восьмушки. В приведенном ниже примере сначала, как всегда, пройдут четыре удара четвертями, а затем пойдет пульсация восьмыми. Вы при этом стучите про себя пульс ровными четвертями. Почувствуйте, как на один ваш удар приходится две восьмых ноты.
И второй вариант этого упражнения. С двухголосием, во втором голосе от начала и до конца сохранена пульсация ровными четвертями на ноте СОЛЬ. В верхнем голосе идет переключение на восьмушки.
УПРАЖНЕНИЕ №4. Эта задача познакомит вас с ритмом шестнадцатых нот. Их на один удар пульса приходится сразу четыре штуки. Разгоняться мы будем постепенно. Сначала будет 4 удара четвертями, затем 8 ударов восьмушками, и только потом пойдут шестнадцатые. Шестнадцатые здесь для удобства собраны в группы по четыре штуки под одну «крышу» (под одно ребро). Начало каждой группы совпадает с ударом основного пульса.
И второй вариант этого же упражнения: один голос — в скрипичном ключе, другой — в басовом. У вас все должно получиться.
Полезные советы родителям
Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:
- использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
- играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
- устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
- в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
- хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.
Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.
Сколько нот в музыке?
Людей, которые начали заниматься музыкой волнует еще один вопрос: «Сколько нот в музыке?» Каждый из нас, наверное, еще со школы помнит, что в музыке всего семь нот. И конечно же, каждый задумывался, как из такого небольшого количества нот создается совершенно разнообразная музыка, разные мелодии, произведения искусства, совершенно непохожие друг на друга. Действительно, за все время сколько существует человечество, на свет родилась уже не одна уникальная прекрасная композиция, покорившая сердца многих слушателей. На самом деле все эти семь нот просто составляют одну октаву в определенной тональности. Каждый из нас, и не один раз видел клавиатуру фортепиано. Всего на ней насчитывается 64 клавиши. Каждая клавиша — это определенная нота. Так сколько нот в музыке? Их точно насчитывается всего семь штук? А как же тогда у музыкантов получается так быстро ориентироваться при таком то разнообразии звуков? Сколько нот в музыке на самом деле? Тут нужно разобраться. Для начала, чтобы научиться быстро ориентироваться среди такого большого количества нот, необходимо, прежде всего, их систематизировать. Для этого в музыке существует разделение нот по высоте. Согласно этому свойству все ноты разбиваются на небольшие группы, получившие название октавы. Клавиатура пианино насчитывает в себе октавы в количестве 8 штук. Каждая из октав имеет в себе 12 звуков. Звучание большинства звуков в сочетании друг с другом плохое и совершенно некрасивое. В музыке подобное явление получило название «диссонанс»). Для того, чтобы упростить создание композиции, дабы не «спотыкаться» о те ноты, между которыми появляется диссонанс, из всех нот образуются тональности. Тональность представляет собой набор нот, между которыми полностью отсутствует диссонанс. То есть, это явление, при котором ноты, воссоединяясь, образуют невероятно красивые и гармоничные звуки. Такое явление в музыке имеет название «консонанс». Чтобы в создаваемых вами произведениях не случалось возникновение диссонанса, а присутствовал лишь консонанс, необходимо освоить основы теории музыки. Так все-таки, сколько нот в музыке? Семь или двенадцать? Эти семь ноток, о которых шла речь прячутся в так называемой тональности. Каждая тональность состоит из этих семи нот. Все эти ноты отлично сочетаются друг с другом и придают звучанию композиции очень красивого оттенка. Благодаря существующей теории музыки, значительно упрощается жизнь композиторам, так как можно определить, звучание каких звуков будет приятно для восприятия нашим ухом, а звучание каких, наоборот, будет резать слух. Поэтому, в конце концов, у нас есть несколько октав — в каждой из них по семь нот. Поэтому всегда говорят, что в музыке семь нот.
Как определить тональность мелодии
Опытные музыканты определяют тональность мелодии на слух, что не удивительно за долгие годы опыта, но новичкам это сделать крайне сложно. На самом деле не нужно иметь какие-то специальные приборы или многолетний опыт, поскольку в современном мире высоких технологий определить тональность музыкальной композиции можно легко, с помощью онлайн сервиса, об один из которых мы сейчас и рассмотрим.
Речь пойдет о неком сервисе Vocalremover, с помощью которого можно не только определять тональность и темп мелодии, но и изменять их, а так же удалять вокал с аудиозаписи и редактировать её. Но, нас интересует именно тональность, поэтому в другие возможности сервиса вникать не будет, а если захотите можете разобраться с ними самостоятельно, там всё логически понятно и имеется поддержка русского языка.
Для определения тональности любой мелодии вам достаточно загрузить в сервис свой файл и получить результат обработки.
В качестве примера возьмём одну из понравившихся композиций в жанре «кантри» и проверим её тональность.
В результате сервис нам выдает все необходимые характеристики композиции, в данном случае тональность мелодии Ми-минор (Em), т.е. вам подойдет гармоника с тональностью Ми (Е). Вот и все манипуляции. Ну а что же делать, если у вас гармоника в другой тональности, например в До (С), а мелодия вам очень нравится и хочется именно её использовать в качестве аккомпанемента? Воспользуемся этим же сервисом и изменим тональность мелодии на необходимую нам.
Видео по практичным основам гармонии и управлению эмоциями в музыке простым языком:
У кого мелодии и гармоничные идеи сейчас не получаются, и вы хотите писать электронную музыку, да и музыку в целом, важно понять 2 момента:
- Не нужно сейчас ни каким образом париться насчет своего сведения, обработки, мастеринга, современных семплов или синтезаторов. Так как вопрос музыкальной основы прежде всего необходим в своем понимании, но необходимы как раз именно основы. И да, без этого понимания основ, вам ни куда дальше не уйти, ну максимум куда вы уйдете это в жанр техно\techno.
- Вопрос гармонии может быть не такой веселый, как практичное создание музыки и подбор инструментов, т.е. аранжировка, но он прямо связан с ней и лежит в ее основе. И 95% мелодий, и гармоний в треках, что вы слышите у своих кумиров это результат всего лишь понимания тех основ музыкальной теории — не более и в изучении при должном напоре и практике это отнимет у вас от 1 недели до месяца в зависимости от вашего желания и рвения.
Если вы совсем ленивый, вам даже не нужно знать правильные названия всех нот и аккордов, а просто лучше в них ориентироваться и знать основные правила игры на поле Piano Roll или может быть на MIDI клавиатуре.
Я начну с самых простых принципов, чтобы максимально рассеять весь мрак в вашей голове относительно нот и гармонии, и ближе к концу я расскажу Вам о том, зачем вы все пришли сюда: как без напрягов писать мелодии или гармонии в любом оттенке – гармонию для танцевальной и жизнерадостной House композиции, серьезную и эпичную гармонию для транса композиции или же брутальную и агрессивную мелодию для Trap, Dubstep или Drum’n’Bass.
Как и когда начинать заниматься музыкой?
В 3 года малыш хорошо понимает речь и уже способен сам что-то рассказывать. Однако изучение нот для детей такого возраста может только затормозить их музыкальное развитие. Поэтому с 3 лет рекомендуется начинать такие занятия, которые не связаны с музыкальной грамотой. Они обычно включают в себя различные игры, ориентированные на следующие цели:
- развитие понимания высоты и тембра звуков;
- прослушивание и анализ музыкальных произведений;
- игру на детских музыкальных инструментах;
- пение.
С 4-5 лет, когда ребенок уже узнает буквы, можно начинать освоение нотной грамоты – но не раньше, ведь до этого возраста малыш хорошо чувствует музыку и без нее. Так лучше развивается музыкальный слух, и ребенок сможет освоить намного больше произведений.
Как определить тональность мелодии, Музыкальный класс
Бывает, придёт в голову мелодия и «колом её оттудова не выбьешь» – хочется играть и играть, а еще лучше записать, чтобы не забыть. Или на очередной репетиции группы разучиваешь новую песню товарища, судорожно подбирая аккорды на слух. В обоих случаях сталкиваешься с тем, что нужно понять, в какой тональности играть, петь или записывать.
О том, как определить тональность мелодии думает и школьник, разбирая нотный пример на уроке сольфеджио, и несчастный аккомпаниатор, которого попросили подыграть вокалисту, требующему продолжения концерта на два тона ниже.
Если не углубляться в дебри музыкальной теории, то для определения тональности мелодии алгоритм таков:
- определяем тонику;
- определяем лад;
- тоника + лад = название тональности.
Имеющий уши — да услышит: он просто определит тональность на слух!
Тоника – самая устойчивая по звучанию ступень лада, своего рода главная опора. Если вы подбираете тональность на слух, то попробуйте найти звук, на котором можно закончить мелодию, поставить точку. Этот звук и будет тоникой.
Если только мелодия не представляет собой индийскую рагу или турецкий мугам, определить лад не так и сложно. «На слуху» у нас два основных лада – мажор и минор.
Мажор имеет светлый, радостный оттенок, минор – оттенок тёмный, грустный. Обычно, даже немного натренированный слух позволяет быстро опознать лад.
После того, как найдена тоника и лад, можно смело называть тональность. Так, тоника «фа» и лад «мажор» составляют тональность Фа мажор. Чтобы найти знаки при ключе, достаточно обратиться к таблице соотношения знаков и тональностей.
Как определить тональность мелодии в нотном тексте? Читаем ключевые знаки!
Если нужно определить тональность мелодии в нотном тексте – обратите внимание на знаки при ключе. Одинаковый набор знаков при ключе может быть только у двух тональностей
Это правило отражено в квартово-квинтовом круге и созданной на его основе таблице соотношения знаков и тональностей, которую мы вам уже показали немножко раньше. Если, к примеру, рядом с ключом нарисован «фа диез», то вариантов два – или Ми минор, или Соль мажор.
Так что следующим шагом будет нахождение тоники. Как правило, ею является последняя нота в мелодии.
1) мелодия может заканчиваться и на другом устойчивом звуке (III или V ступень). В этом случае из двух вариантов тональностей нужно выбрать ту, в тоническое трезвучие которой входит этот устойчивый звук;
2) возможна «модуляция» – это тот случай, когда мелодия началась в одной, а закончилась в другой тональности.
Здесь нужно обратить внимание на новые, «случайные» знаки альтерации, появившиеся в мелодии – они будут служить подсказкой к ключевым знакам новой тональности. Также следует отметить и новую тонику-опору
Если это задание по сольфеджио, правильным ответом будет написать путь модуляции. Например, модуляция из Ре мажора в Си минор.
Научиться определять тональность мелодии – несложно. Главное – тренировать слух (чтобы распознавать устойчивые звуки и наклонение лада) и память (чтобы каждый раз не заглядывать в таблицу тональностей). По поводу последнего почитайте статью – Как запомнить ключевые знаки в тональностях? Удачи!
Медитация
Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.
Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.
Параллельные тональности
Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.
Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.
Подытожим: параллельные тональности имеют одинаковые звуки, одинаковые знаки альтерации (диезы или бемоли), но у них разные тоники и разный лад.
Как найти параллельную тональность
Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.
Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.
Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:
Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.
Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:
В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.
Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:
Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора
В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.
Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.
Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.
Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:
Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:
Для чего нужны тональности
Что такое тональности мы усвоили. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как их использовать.
В прежние времена, тональности имели гораздо более глубокий смысл нежели сейчас. Так в музыке И.С. Баха тональности символизировали различные евангельские сюжеты. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха, вы можете прочитать у В.Б. Носиной.
В музыке эпохи романтизма, композиторы также наделяли тональности особыми смыслами. Ми бемоль мажор, к примеру, использовали, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор употребляли для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.
В XX веке композиторы Новой венской школы (Шенберг, Берг, Веберн), решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и раздвинули музыкальные рамки, в связи с чем появилась атональная музыка. Особо любопытным из вас, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шёнберга – именно с ним связывают начало атональности.
В наши дни семантика тональностей утратила свое значение, а вот практическая составляющая осталась. Давайте более подробно поговорим о том, зачем нужны тональности и как их использовать.
Самое первое и понятное значение тональности – настроение. Как вы помните, тональность обладает мажорным или минорным ладом, от которого зависит настроение музыки. Бывают и такие случаи, когда минорное произведение звучит бодро и живо, а мажорное наоборот погружает в задумчивое состояние, нагоняя воспоминания и легкую тоску. Этих оттенков можно достичь, скорее, за счет фактуры, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. Тональность же, сразу дает понять какое настроение несет музыка.
Второе значение тональностей связано с удобством. Музыканты, которые аккомпанируют вокалистам, часто сталкиваются с ситуацией, когда вокалист «не в голосе» и просит сыграть на тон-полтора ниже оригинальной тональности, дабы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может транспонировать на ходу и играть в разных тональностях одно и то же произведение.
В печали и радости
Если вы частенько сидите за пианино или домашним синтезатором и все мечтаете оформить собственную композицию, но мешает вопрос, как определить тональность в музыке, то знайте, что творить можно абсолютно в любой. При подборе аккордов тональность может напоминать удобные домашние тапочки, так как она только помогает. Если ваша композиция скорее скорбная, то вам прямая дорога в си минор, где, кстати, обитает «Высокая месса» Баха. А с героическими мелодиями вам в до минор. Там были написаны соната № 8 и симфония № 5 Бетховена. Для слезных по-итальянски сочных арий актуальны соль минор и ре минор. В соль мажоре и фа мажоре особенно удаются светлые пасторальные темы, такие как «Времена года» Гайдна.
Получается, что все лайфхаки при создании мелодий уже придуманы. От современных композиторов, как профессиональных, так и начинающих, требуется только прислушиваться к создаваемой мелодии и чутко относиться к своим слушателям. В таком случае тональность будет удобной базой, где творить приятно и относительно легко.
Заключение
Вот и все, что я хотел сказать в этот раз. Конечно, за рамками статьи осталось еще очень много. Совсем ничего не сказано про добавочные линейки дальше второй. Опять же, знаки при ключе остались без внимания.
Я думаю, что уловив основную идею, вы сможете самостоятельно придумать такой способ, который будет работать для вас лучше всего.
Тем не менее, следует отметить, что данный способ обладает и заметными преимуществами по сравнению с традиционной зубрежкой:
- Приучает начинать чтение нот с ключа, а ведь это тоже частая ошибка начинающих
- Дает представление об октавной структуре, все октавы учатся в связи друг с другом
- Дополнительные линейки вводятся сразу и на равных участвуют в процессе распознавания
- Обучение происходит спокойно и без превозмогания (по крайней мере у меня это было так)
Надеюсь, что моя статья оказалась вам полезной или хотя бы интересной. А если благодаря ней вы сможете овладеть нотной грамотой, это будет для меня самой большой похвалой.
До встречи и с наступившим новым годом!
Заключение
Научиться писать диктант по сольфеджио — вполне реальная и выполнимая задача.
Для этого надо выполнить всего лишь три шага.
Но каждый из этих шагов требует определенных навыков и опыта.
Запись нот, определение на слух интервалов и аккордов, запись ритма, понимание формы диктанта — все эти составляющие отрабатываются на уроках сольфеджио.
Конечно, чтобы быстро научиться писать диктанты по сольфеджио, необходимы методически правильно выстроенные занятия с преподавателем и домашняя работа. Всё возможно и всё в ваших руках!
Если тебе надо быстро научиться писать диктанты по сольфеджио, запишитесь на индивидуальные занятия по WhatsApp