Увеличенные и уменьшенные интервалы
Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:
Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:
Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.
Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным. Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.
Уменьшенные интервалы
Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда.
Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».
Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.
Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.
«Рябинка» — музыкальный кроссворд Матрешка
Белоглазова Светлана Ивановна, музыкальный руководитель детского сада, предлагает вашему вниманию увлекательный кроссворд на музыкальную тематику, составленный Мерзляковой Светланой Ивановной.
Музыка и театр в играх-головоломках. Для старшего дошкольного возраста.
Для закрепления и уточнения знаний детей об искусстве музыки и театра, расширения кругозора и укрепления памяти можно использовать такие занимательные игры, как кроссворды.
Эти игры-головоломки интересны и полезны тем, что незаметно для ребенка можно проанализировать его знания о музыке и театре.
«Узор матрешки»
По горизонтали:
- Слово, которое объединяет польку, вальс, мазурку, полонез.(Танец)
- Искусство, созданное с помощью звуков. (Музыка)
- Отгадай загадку: Три струны на грифе тонком, Корпус треугольный. Просят люди: «Подыграй-ка! Озорная…….(балалайка)
- Группа музыкантов одновременно играющих на различных музыкальных инструментах. (Оркестр)
- Человек, сочиняющий музыку. (Композитор.)
- Пластичный танец с кружением. (Вальс.)
- Музыкант, управляющий оркестром. (Дирижёр.)
- Перерыв между действиями музыкального спектакля. (Антракт)
По вертикали:
Только кнопочки затронешь,
Сразу в музыке утонешь.
Нежно разорвёшь меха-
Запоёт твоя душа. (Баян)
- Вот пластинки из металла- На дощечке их немало. Слышите чудесный звон? Что звучит? (Металлофон)
- Музыкальный спектакль, содержание которого передаётся с помощью пластических движений. (Балет.)
- Музыкальное произведение с чётким ритмом, сопровождающее энергичную ходьбу. (Марш.)
- Ударный инструмент симфонического оркестра в виде цилиндрических металлических трубок разного размера, на котором играют с помощью деревянной колотушки; на Руси их использовали звонари, приглашая людей в церковь. (Колокола.)
- Театральный спектакль, в котором артисты не говорят, а поют. (Опера.)
- Музыкальное произведение для певца ,хора или вокального ансамбля, один из жанров музыки. (Песня.)
- Отгадай загадку: У какого инструмента есть струны и педаль? Он на сцене выступает, он — концертный наш ….(рояль)
- Пять ступенек — лесенка, На ступеньках – песенка. (Ноты.)
- Наш Петрушка молодец, На макушке…… (бубенец)
Данное задание взято из журнала «Музыкальный руководитель, №5, 2012 г.
Сетка кроссворда
Такт и размер такта. Слильные и слабые доли.
Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) – такты. Такт – это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.
Первая нота каждого такта имеет ударение — акцент. Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте. Такты отделяются друг от друга вертикальными чертами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.
После ключа выставляется размер такта. Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой в виде дроби: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д. Верхняя цифра указывает на число долей в такте, а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета – четверть, половинная, и т.д.). Например: размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности, а размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности. Но в большинстве случаев вы обнаружите две четверки. Сокращено этот размер еще обозначают буквой С на месте цифр. Иногда вы можете увидеть перечеркнутую вертикальной линией букву С – это равнозначно размеру 2/2.
Как мы уже говорили, первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков – акцентируются. При этом сохраняется периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений. Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном стане отмечается знаком акцента >) и нескольких следующих за ней слабых. В двухдольном такте (2/4) первая доля («раз») – сильная, вторая («два») – слабая. В трехдольном такте (3/4) первая доля («раз») – сильная, вторая («два») – слабая, третья («три») – слабая.
Двухдольные и трехдольные такты называются простыми. Четырехдольный такт (4/4) — сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента на первой и на третьей долях, причем первый акцент — на наиболее сильной доле такта, а второй — на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.
Алгоритм написания диктанта по сольфеджио
На написание диктанта дается 8-10 проигрываний. За это время вы должны успеть написать диктант.
Не сидите в полуобморочном состоянии до пятого проигрывания диктанта, а сразу мобилизуйтесь и приступайте к работе с первого же проигрывания.
Алгоритм написания диктанта состоит всего из 3 шагов. Помните это!
ШАГ 1. Первое проигрывание
Перед ним преподаватель скажет вам обратить внимание на движение мелодии, на особенности ритма или что-то еще. Спокойно прослушайте мелодию
Отметьте про себя, что она вполне себе красива)
Были ли повторения в этой мелодии? Это очень важно
В это же время преподаватель совместно со всем классом определяет тональность, в которой звучит диктант, и размер.
Сразу же напиши:
- скрипичный ключ
- ключевые знаки нужной тональности
- размер
- раздели нотную строку на 8 тактов
- между четвертым и пятым тактом поставь знак цезуры, разделяющий первое и второе предложения
- в конце восьмого такта поставь двойную тактовую черту
У тебя получится такая заготовка уже после первого проигрывания:
ШАГ 2. Второе-третье проигрывание. Слушая мелодию, смотри на свою тактовую заготовку, которую ты уже нарисовал.
Слушай и отмечай:
- движение мелодии — поступенное или скачками
- направление мелодии — вверх или вниз
Отметь условными знаками (стрелками, точками) всё, что услышишь.
- напиши тонику в конце диктанта
- определи, на какой ноте заканчивается четвертый такт
После третьего проигрывания твоя запись будет выглядеть примерно так:
ШАГ 3. Четвертое — пятое проигрывание. Начинай записывать ритм над нотной строкой или прямо на ней.
отмечай короткими и длинными палочками восьмые и четвертные длительности.
Посмотри, как это делается:
Обрати внимание, что в мелодии имеется пунктирный ритм — в первом, третьем, четвертом, пятом, седьмом, восьмом тактах. После пятого проигрывания у тебя уже будет написан ритм
Примерно так:
В оставшиеся пять проигрываний записывай мелодическую линию. Направление мелодии и скачки ты уже отметил в предыдущие проигрывания. Вспомни, что первый и пятый такты одинаковые. Заполни услышанные такты:
Заполни оставшиеся такты. Сотри над нотной строкой вспомогательный ритм и переписывай аккуратно и внимательно на чистовик.
Теперь проверь свою запись. Скорее всего, твой диктант будет выглядеть приблизительно так:
Бесплатные уроки сольфеджио
Solfeggio lessons с Викторией Руденко
На канале Виктории Руденко — множество уроков по сольфеджио, которые помогут разобраться в сложностях дисциплины. Уроки записаны на двух языках: русском и украинском.
Сольфеджио и уроки музыки с Неллей Чабановой
Нелли — репетитор по сольфеджио и теории музыки, пианист, композитор, мастер по настройке и ремонту фортепиано. На ее канале представлено не только огромное количество нужных и важных уроков по теории музыки, но и разборы популярных песен, советы по выбору пианино и его ремонту своими руками…
Сольфеджио с Натальей Юговой
Более 30 лет Наталья Владимировна преподает сольфеджио, музыкальную теорию и фортепиано детям и взрослым. Уроки, выложенные на ее Ютюб-канале просмотрены свыше 4 миллионов раз. Возможно, они пригодятся и вам…
История болезни
Как обычно происходит знакомство с нотами? Самостоятельно, либо с преподавателем, будущий музыкант знакомится с основными элементами: нотным станом с линейками, нотами, ключами, знаками альтерации; узнает, что ключи бывают разные: скрипичный (который все знают) и басовый (на самом деле их сильно больше).
Возможно даже студент узнает, что вообще-то, ключи — это изменившиеся до неузнаваемости буквы латинского алфавита. Если постараться, в завитке скрипичного ключа можно узнать заглавную букву G, а загогулина басового ключа с точками — это части буквы F.
Но обычно ограничиваются определением, что скрипичный ключ показывает положение ноты соль на нотоносце, басовый, соответственно, ноты фа. Расположение остальных нот однозначно определяется по отношению к ключу и запоминается путем боли и страданий практики.
А вот дальше, кто во что горазд.
Обычно изучение начинают со скрипичного ключа, как самого распространенного для записи мелодии.
В англоязычных странах, где ноты принято называть буквами, для запоминания студенты используют мнемонические фразы Every Good Boy Does Fine и FACE. Первая кодирует расположение нот на линейках, вторая в промежутках между ними.
В итальянской традиции именования нот (до ре ми…) пространства для фантазии больше. Тут уже мнемоники выглядят совершенно шизофренически, вроде: «РеФаЛя в ДоМике из Соли Кремния (Si)».
Освоившись в пределах основных линеек, студент приступает к великим и ужасным — добавочным линейкам, которых «чем больше, тем сложнее». Мнемонические фразы тут уже не особо помогают, и в худшем случае начинается унылый подсчет линеек и шевеление губами. Впрочем, если студент к этому моменту овладел интервалами, то все проходит спокойнее.
Худо-бедно научившись читать скрипичный ключ, студент переходит к басовому и все начинается сначала. Даже хуже: знания начинают конфликтовать! Мозг привязал названия нот к их положению на стане и упорно подсовывает укоренившиеся скрипичные названия линеек. А бедолаги, учащиеся на органистов (и не только), с ужасом встречают в нотном тексте еще и альтовый ключ.
А ведь мы даже не затронули проблемы знаков при ключе!
…со временем в голову все-таки вдалбливаются правильные ассоциации нот и их положения на стане и проблема передается по наследству следующему поколению страдальцев. Либо не вдалбливается, и тогда человек до конца жизни свыкается с мыслью, что «ноты это сложно», а то и «ноты для лохов, а настоящий музыкант должен уметь играть на слух», если вообще не забрасывает музыку. При этом ошибка выжившего не позволяет осознать тот факт, что методика запоминания может быть другой, поэтому все остается как есть.
Беда, как мне кажется, в том, что описанные выше мнемоники подменяют понимание истинной структуры нотной записи ничего не значащей фразой, что оказывает ученику медвежью услугу.
Что же делать?
Чтобы не тратить время впустую, мы должны правильно сориентировать наше сознание и изначально оперировать правильными абстракциями. Необходимо найти такой инвариант, который не будет ломаться при смене ключа. Еще лучше, если удастся найти симметрию, которая позволит учить меньше.
И математики и физики в один голос говорят, что симметричный объект изучать проще. Законы и уравнения, использующие принципы симметрии, оказываются существенно проще несимметричных альтернатив.
Тихо Браге посвятил всю свою жизнь астрономическим наблюдениям и составил подробнейшие таблицы, на основании которых Иоганн Кеплер вывел свои знаменитые законы движения небесных тел. До Кеплера астрономы пытались предсказывать движение планет, но ничего путного не получалось из-за чрезмерной сложности траекторий, если смотреть на них с Земли.
Так что симметрия — ключ к пониманию.
Как и когда начинать заниматься музыкой?
В 3 года малыш хорошо понимает речь и уже способен сам что-то рассказывать. Однако изучение нот для детей такого возраста может только затормозить их музыкальное развитие. Поэтому с 3 лет рекомендуется начинать такие занятия, которые не связаны с музыкальной грамотой. Они обычно включают в себя различные игры, ориентированные на следующие цели:
- развитие понимания высоты и тембра звуков;
- прослушивание и анализ музыкальных произведений;
- игру на детских музыкальных инструментах;
- пение.
С 4-5 лет, когда ребенок уже узнает буквы, можно начинать освоение нотной грамоты – но не раньше, ведь до этого возраста малыш хорошо чувствует музыку и без нее. Так лучше развивается музыкальный слух, и ребенок сможет освоить намного больше произведений.
Расположение нот на нотном стане
Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):
Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.
Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.
Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:
Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:
А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1
Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:
У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».
Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей . Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:
Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:
Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.
Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.
Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.
Музыкальный кроссворд к уроку музыки в 5 классе «Музыка и литература».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРОССВОРД
«МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА»
16
14
7
15
17
5
9
18
6
3
10
20
4
2
19
1
12
8
13
ВОПРОСЫ
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Древний русский струнный щипковый музыкальный инструмент.
4. Вокально-симфоническое произведения с русским текстом, посвященное памяти народных героев, траурная мелодия.
6. Небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
8. Торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение.
9. Автор знаменитого полонеза «Прощание с Родиной».
10.Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы.
12. Русский композитор, пианист, дирижёр в XIX веке пользовался большим успехом, автор известного романса «Соловей».
13. Ребенок, который признан образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
15. Самое крупное и значительное произведение, симфония-действо В.А. Гаврилина.
17. Основной жанр малой повествовательной прозы, меньшая по объёму форма художественной прозы, нежели повесть или роман.
18. Род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
2.Советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам, автор хоровой симфонии «Перезвоны».
3. Балет Михаила Фокина, поставленный на фортепианные произведения Фредерика Шопена.
5. Короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.
7. Пение без слов, также пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков или слогов.
11. Наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодию.
14. Одна из частей незавершенного произведения В.А. Моцарта, над которым он работал вплоть до самой смерти.
16. Танец с полным оборотом в два такта с тремя шагами в каждом.
19. Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.
20. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев.
ОТВЕТЫ
16
14
7
15
п
е
р
е
з
в
о
н
ы
л
в
е
а
17
р
а
с
с
к
а
з
5
9
о
г
и
н
с
к
и
й
л
к
п
к
н
ь
18
о
п
е
р
а
6
р
о
м
а
н
с
я
с
и
3
е
л
м
ш
л
и
10
ф
о
л
ь
к
л
о
р
ю
з
з
п
д
20
а
4
р
е
к
в
и
е
м
2
н
я
е
19
1
г
у
с
л
и
л
б
а
а
о
12
а
Л
я
б
ь
е
в
н
д
л
р
а
и
е
и
я
т
8
п
о
л
о
н
е
з
и
13
в
у
н
д
е
р
к
и
н
д
Как научиться отличать интервалы
Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.
Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.
Первый шаг.
Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.
Консонансы:
Диссонансы:
Второй шаг.
Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.
Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:
Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:
Септима — звуки расположены очень широко:
Третий шаг.
Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:
А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:
Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.
Прима – Свадебный марш
Малая Секунда – «К Элизе»
Большая Секунда – «Вальс собачек»
Малая Терция – «Оле-Оле»
Большая Терция – «Чижик Пыжик»
Чистая Кварта – «В траве сидел кузнечик» , Гимн РФ
Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей
Малая Секста – «Прекрасное далеко»
Большая Секста – «В лесу родилась елочка»
Малая Септима – Танго
Большая Септима – «Sleepy Shores»
Чистая Октава – «Утиные истории»
Если у вас возникает какая-то своя ассоциация при звучании интервалов, это даже лучше. Это не обязательно должна быть какая-то часть популярной песни. Возможны и другие фантазии. Например, в музыкальной школе предлагают представить ёжика, когда звучит Малая Секунда. Она и правда «колючая», поэтому это сравнение хорошо работает. Терции похожи на голос кукушки. Большая Терция – веселая кукушка, а Малая – грустная…
Заключение
Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:
- Услышать консонанс это или диссонанс
- Близко звуки расположены или широко
- Привязать ассоциацию к каждому интервалу и привыкнуть к ней.
- Тренировать слух на гармонических и мелодических интервалах
Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.
Зачем нужны диктанты по сольфеджио?
Диктант показывает уровень развития музыкального слуха. Вы же не будете спорить, что для настоящего музыканта развитый музыкальный слух очень важен?
Правда, в наше время появилось очень много «музыкантов», которые даже нотной грамоты не знают, но сочиняют и громко поют свои песни.
Конечно, такое творчество существовало и раньше. И называлось оно — устное народное творчество. Талантливые образцы народного творчества дошли до наших дней. Благодаря кому?
Благодаря музыкантам с развитым слухом, которые записали эти песни!
Музыкант, не знающий нотной грамоты, — всё равно что писатель, не умеющий читать и писать.
Музыкант, не умеющий записать мелодию (диктант), — всё равно что учитель английского, не умеющий перевести фильм на языке оригинала.
Таким образом, музыкальный диктант — это не только проверка уровня развития музыкального слуха, но и практический навык записи услышанной мелодии. Научиться писать диктант по сольфеджио — это необходимая задача каждого музыканта.
Мбу до «устьянская детская школа искусств» — основы нотной грамоты
Нотная грамота для начинающих музыкантов
Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.
Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.
Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.
Звуковысотность
Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:
Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:
Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:
Длительности нот
Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:
Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.
Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.
И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.
Громкость
На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:
Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу.
Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение.
Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на гитаре).
На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать.