История музыкального образования в россии: основные этапы

Начальное музыкальное образование

Традиционно базовым музыкальным образованием является обучение в музыкальной школе по установленной программе с основными обязательными учебными дисциплинами. Классические музыкальные школы максимально нацелены на дальнейшую профессиональную ориентацию своих учеников в музыкальной сфере. Поэтому здесь дети не только осваивают игру на конкретном выбранном инструменте, но и изучают нотную грамоту, теорию и историю музыки, сольфеджио и основы композиции, сольного и хорового пения, обучаются игре в ансамбле или оркестре. Срок обучения в этих школах строго определен, и выпускники получают свидетельство об окончании 8 лет учебы. Базовое 8 летнее музыкальное образование предоставляет возможность для поступления в средние специальные учебные музыкальные заведения.

Еще больше преимуществ получают выпускники специализированных музыкальных школ. Особо талантливые, с высоким уровнем успеваемости, ученики таких школ могут даже претендовать после 10-летнего обучения на поступление сразу в музыкальные ВУЗы.

В отличие от классических музыкальных школ, музыкальные студии и кружки, а также частные школы неполного цикла образования, даже отдельные педагоги-музыканты, могут давать узкое музыкальное образование или факультативное, например, обучая только вокалу или игре на определенном инструменте.

В результате такого обучения дети не всегда получают весь объем необходимых музыкальных знаний и навыков, которые бы позволили им в дальнейшем пройти конкурс в средне-специальные музыкальные заведения. Однако положительным итогом подобного обучения становится эстетическое и культурное развитие ребенка, расширение его кругозора и объема знаний.

Царь Петр I – музыка не в чести

История русской музыки начинается с момента зарождения нашего народа. Еще в Древней Руси люди спокойно могли спеть многоголосие на десять и более голосов. Этому способствовало пение народное. С другой стороны развивалось духовное, обрядовое пение – музыка служила богу. Однако светское пение, свободное сочинение музыки долгое время было чуждо русскому народу.

Иногда Петр I устраивал балы, но больше это походило на заседание госсовета

Царь Петр I
иногда пел. У царя был неплохой голос и не дурной слух. Как
он использвал эти дарованные природой возможности? А никак. Встречая человека с действительно не плохим
слухом, Петр I тут
же брал руководство музыки на себя, пытался дирижировать и из этого получалась
скорее пародия, чем музыка.

Тем не менее Петр I зародил традицию; музыка стала неотъемлемой частью дворянского воспитания, что и привело к появлению значительного числа музыкально образованных людей, игравших на том или ином инструменте.   Предыдущие русские цари вообще не путешествовали, а этот царь смолоду побывал в Европе и во многом её взял за образец обустройства государства.

На свежем воздухе легко танцуется

 Как отмечают очевидцы-французы Петр I «посетил оперу и комедию нашу, более из любопытства, чем по склонности к развлечению…» (Дюнайе) Или по версии другого свидетеля: «…регент заехал за ним и повез его в Оперу… В середине представления Царь спросил пива… В четвёртом действии он уехал из Оперы ужинать» (Ришелье). Этот факт отмечен также и в «Журнале путешествия» Петра, составленном одним из служащих царя: «…Его Величество отправился в театр, в Королевскую ложу. Давали Оперу Гипермнестру… Когда поднялся занавес, Царь удивился много великолепию театра, перемене декораций и танцам девицы” .

Владимир Горовиц, 4 сонаты Скарлатти, тот же автор

Соната B major Доменико Скарлатти в исполнении Вдадимира Горовица, Карнеги Холл

Опера в то время представляла довольно загадочное действо. Гипермнестра — в древнегреческой мифологии старшая из данаид . Дочь Даная и Элефантиды, жена Линкея , мать Абанта . Единственная из пятидесяти сестер-данаид, ослушавшаяся своего отца и оставившая в живых мужа. Данай заковал дочь в цепи и хотел убить её… Представляете что царь Петр, еще под воздействием алкоголя, должен был во всем этом разбираться?

Кастрат Петра I — мужчины, поющие женскими голосами обычное дело при дворе Петра I

Среднее-специальное образование

С того момента, когда ученик музыкальной школы принимает для себя решение заниматься музыкой профессионально, начинается этап подготовки к поступлению в музыкальное училище или колледж. При поступлении абитуриент должен будет пройти творческие испытания по той специальности, которую он выбрал, а также сдать экзамены по общеобразовательным дисциплинам, которые являются обязательными.

Сегодня выбор средне-специальных учебных заведений широк. Это не только музыкальные училища и колледжи, которые совершенствуют игру на том или ином музыкальном инструменте или профессионально оттачивают вокальные навыки вчерашних школьников. С начальным музыкальным образованием можно поступать в училища культуры, чтобы по окончании реализовать себя в сфере культуры. Можно выбрать музыкально-педагогическую специальность, для дальнейшего преподования музыки в детском саду, школе, студии, музыкальной школе. А вот для того, что бы выступать на эстраде, можно закончить эстрадно-цирковое училище или колледж.

Где можно получить высшее музыкальное образование

В нашей стране консерватории есть почти в каждом крупном городе. Рассмотрим самые известные из них.

Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

Старейшее высшее музыкальное учебное заведение России было основано в 1862 году А. Г. Рубинштейном. Римский-Корсаков провел в консерватории почти 40 лет. А П. И. Чайковский окончил это учебное заведение с золотой медалью.

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

Заведение было основано в 1866 году Н. Г. Рубинштейном. Огромный вклад в развитие академии внес П. И. Чайковский. Консерватория получила награду имени Моцарта от организации ЮНЕСКО за огромный вклад в общемировую культуру. 

Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Учебное заведение основано в 1912 году. Консерватория ежегодно организует для жителей города порядка 300 концертов классической музыки. 

Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Учебное заведение основано в 1934 году в Екатеринбурге. В 2008 году институт получил статус академии. В настоящее время это творческий центр Урала, который готовит профессиональных музыкантов не только для России, но и для работы за границей.

Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова

Учебное заведение открылось сразу же по окончании Великой Отечественной войны. Сейчас в его стенах получают музыкальное образование не только россияне, но и студенты из США, Японии и Китая. Выпускниками Казанского учреждения являются О. Лундстрем и Р. Ибрагимов. Библиотека местного фонда насчитывает более 400 трудов.

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Это современный музыкальный вуз, который одновременно является культурным, образовательным и научным центром Поволжья. Каждый год в залах Нижегородской консерватории проводится более 150 концертов, проходят крупные мероприятия и международные конкурсы.

Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки

Учебное заведение основано в 1956 году как первый музыкальный вуз в Сибири. Академия до сих пор остается единственной консерваторией за пределами европейской части страны. При консерватории открыт музей, в котором хранятся фотографии, аудиозаписи, афиши и документы.

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Высшее музыкальное учебное заведение было основано в 1967 году. Сейчас это крупнейший музыкальный центр на юге страны. В Ростовской консерватории каждый год проходят всероссийские и международные конференции и фестивали. Самый известный называется «Ростовские премьеры».

Выпускники вуза востребованы в России и за границей. Они поют в Большом, Мариинском, Киевском, им. Станиславского, им. Мусоргского, им. Немировича-Данченко оперных театрах, Новой опере; преподают в РАМ им. Гнесиных, в Ростовской и Магнитогорской консерваториях, в Королевской Шотландской академии музыки, в  музыкальных вузах Германии, США, Нидерландов и Финляндии. 

Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Учебное заведение до 1991 году было филиалом Петербургской консерватории. Академия имеет репутацию концертно-исполнительского центра. Консерватория тесно сотрудничает с известными музыкальными заведениями Италии, США, Китая, Норвегии, Финляндии и других стран. 

Магнитогорская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Вуз был основан в 1993 году. Сейчас это мощная образовательная система, которая позволяет выпускать специалистов, востребованных в Новой опере, Геликон-опере (Москва), в Мариинском театре (Санкт-Петербург), в Королевской академии музыки (Лондон).

Павел I ( годы жизни 1754 – 1801) и Моцарт

Павел I стал
первым русским царем, который встречался с действительно великими музыкантами.
Павел I был преданным поклонником Моцарта. Это, пожалуй первое
упоминание действительно великих музыкантов в связи с русской историей. Во
время второго визита монаршей четы Павла Петровича и Марии Фёдоровны в Вену в 1781
году для них давали оперу  «Волшебная
флейта» великого композитора, причём автор сам сидел за клавесином и управлял
спектаклем! В Вене супруги пробыли почти два месяца. И они
были очарованы Моцартом.

“Волшебная флейта” оркестр “Русская филармония”, дирижер Виктор Бабарыкин с включением рок-ансамбля:

Дирижер Виктор Бабарыкин, увертюра к опере В.А.Моцарта «Волшебная флейта»

И Мария Фёдоровна, и её супруг были весьма хорошими пианистами: преподавателями императорской семьи были Джованни Паизиелло и сам Дмитрий Бортнянский. Павел I с детских лет занимался музыкой. Великий князь и его жена Мария Фёдоровна играли на клавишных инструментах, пели французские песни, приобретали ноты и либретто французских опер для своей библиотеки, регулярно посещали придворные спектакли и концерты. Мария Фёдоровна, кроме фортепиано, очень любила играть на арфе и брала уроки у лучших арфистов того времени. Музыкальные увлечения матери повлияли на её детей, охотно учившихся музыке и достигших значительных успехов: Александр – в игре на скрипке, Александра и Елена – в пении, игре на клавире и гитаре, Николай – на флейте.

Рояль Павла I

Консерваторская научно-музыкальная библиотека имени С. И. Танеева

Ценный источник уникальных знаний, колоссальный опыт работы великих людей в области музыкальной культуры, высокий уровень обучения, развитая структура и система управления – всё это возвышает главное музыкальное учреждение Москвы, которое посвящено им. Чайковского. Консерватория может похвастаться одним из самых крупных в стране нотным и книжным хранилищем. Научно-музыкальная библиотека имени С. И. Танеева делает огромный объем работы, что позволяет сформировать ценный фонд страны, который имеет не только практическое, но и историческое значение.

Документы, книги и ноты, которые сохранились еще с прошлых столетий, бережно оберегаются библиотекой для будущих поколений. Эти информационные ресурсы ценны не только для студентов консерватории, но и для большого количества людей, деятельность которых связана с музыкальным искусством, историей и наукой как в России, так и за её границами.

Факультеты

В консерваториях получают высшее профессиональное образование как музыканты (вокалисты, композиторы, дирижеры, инструменталисты), так и теоретики музыки (музыковеды, искусствоведы).

В музыкальных вузах, как правило, есть следующие факультеты:

  • фортепианный;
  • оркестровый;
  • народных инструментов;
  • вокальный;
  • теоретико-композиторский;
  • хорового, симфонического дирижирования.

На фортепианном отделении учат игре на фортепиано и органе. Выпускники этого факультета могут стать пианистами, концертмейстерами, преподавателями колледжей.

На оркестровом факультете обучаются инструменталисты, входящие в состав симфонического оркестра: виолончелисты, скрипачи, альтисты и т. д.

На факультете народных инструментов учат игре на домре, балалайке, баяне, аккордеоне, гитаре. Выпускники отделения могут быть как сольными исполнителями, так и выступать в ансамбле.

На вокальном — готовят оперных певцов. Помимо вокала студенты изучают основы хореографии, сценическое движение, актерское мастерство, языки и др. 

На теоретико-композиторском факультете обучаются будущие музыковеды и композиторы. 

На факультетах симфонического и хорового дирижирования проходят подготовку дирижеры хоров и оркестров.

Век Екатерины II – век просвещения(период царствования с 1762 по 1796).

Eкатерана II воцарилась надолго. На целые 34 года. Екатерина II любила и приглашала работать при своем дворе следующих композиторов – Паизиелло, Галуппи, Манфредини, Сарти и первых профессиональных русских композиторов – Березовского, Бортнянского, Хандошкина и Пашкевича. Многие иностранцы приезжали в Россию по приглашению императорского дома. Хотя сама Екатенина II музыкальным слухом не обладала и откровенно признавалась, что «музыка для моих ушей редко что‐нибудь другое, чем простой шум». Но она понимала пользу дела и для этого связалась с Петрилло из Италии. Некий Петрилло в 1734 году, когда он еще состоял камерным музыкантом, принял поручение двора договориться для придворной капеллы с итальянской оперой и комедией и отыскать в Италии нужных людей, способных привести к совершенству придворную камерную музыку. Он отыскал:

“Летом следующего года он прибыл из Италии обратно и с ним: Франческо Арайя, неаполитанец, в качестве капельмейстера придворной камерной музыки, Мориджи, из Болоньи, кастрат, владеющий поразительно высоким сопрано, Джиов. Пиантонида, из Флоренции, превосходный виртуоз на скрипке, с ним его жена синьора Посторля в качестве примадонны и Катарина Джиорджи, из Рима, в качестве второй певицы; …Джузеппе Далольо, из Падуи, один из величайших виртуозов на виолончели, и его брат Доменико — превосходный скрипач и композитор; …затем итальянский балетмейстер Фузано со своей женой Джинглией, из Венеции, весьма талантливой танцовщицей” – пишет Якоб Штелин — один из первых российских академиков и близкий друг Карла Филиппа Эмануила Баха — одного из сыновей И. С. Баха, в своих «Записках». Представление о музыке Карла Филиппа Эмануила Баха дает его концерт для флейты, струнных и клавесина:

Карл Филипп Эммануил Бах

Немного музыки дожило с тех времен. Концерты для
клавесина – один из шедевров Карла Филиппа Эмануила Баха. С ним, по крайней
мере Екатерина II вела
переписку. К некоторым операм она написала русские слова, в частности к операм
Бортнянского.

Дмитрий Бортнянский опера “Празднество сеньора”

Написано в подарок великому князю Павлу Петровичу

Можно было подготовить этих
музыкантов в России, но в России в то время не было ни одной консерватории.

 У Екатерины II был небогатый выбор музыкантов, она тратилась па музыку как могла и даже сама писала либретто к операм. Меж тем в Европе были популярны совсем другие композиторы, куда нам более знакомые –  Франц Йозеф Гайдн ( 1732 — 1809), Антонио Сальери (1750–1825), Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) , Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827). Но на них в России не хватало денег. Так что Екатерина делала что могла.

Великая княгиня Елена Павловна и последствия ее политики

За
все эти классы, Антон Рубинштейн, как и вся консерватория, получал деньги от
великой княгини Елены Павловны. Но почему именно она, а предположим  — не царь, Александр II (правивший с 1855 по 1881 год), ни все предыдущие
цари не взяли на себя этой почетной роли?

Александр II сыграл большую роль в развитии музыкальной
культуры. Именно при нем был создан Большой театр в Москве и Мариинский театр в
Петербурге. Сам Александр II прекрасно музицировал на фортепиано, его супруга
Мария Александровна также увлекалась клавишными инструментами, а великий князь
и брат императора Константин Николаевич играл на виолончели в оркестре под
управлением главного дирижера Мариинского театра Э. Ф. Направника.

А не взяли они на себя финансирование первой консерватории просто потому, что им было пофиг. А почему великая княгиня Елена Павловна взяла? Во первых потому, что у нее умер муж, она овдовела. Ей всего 52 года. Она очень любила музыку. А деньги у нее были, правда, очень скромные.

Великая княгиня Елена Павловна

Зато происхождение у княгини было самое подходящее.  Великая княгиня Елена Павловна
родилась 28 декабря 1806 (9 января 1807) года в Штутгарте, в германском
королевстве Вюртемберг. Самое музыкальное государство. Она была первенцем в
семье принца Павла Карла Фридриха Августа, младшего сына короля Вюртемберга
Фридриха I и принцессы Шарлотты Саксен-Альтенбургской. При рождении она
получила имя Фредерика-Шарлотта-Мария и титул принцессы Вюртембергского дома.
Когда Антон Рубинштейн предложил ей взять часть расходов за создание Первой
русской консерватории, она с радостью согласилась. Ведь она была первой, кто
действительно помог. Тем более, что русские композиторы были скромны в своих
расходах. Консерватория войдет в свет благодаря минимальным зарплатам.

Пышное название должности полностью противоречило бессистемным выплатам преподавателям. Зарплата составляла 50 рублей в месяц. Чайковский, 34-летний музыкант подрабатывал случайными публикациями критических обзоров в прессе. Заняв должность в Московской консерватории, он вернулся к первой своей зарплате, недавнего выпускника училища правоведения – 49 рублей в месяц. На десять лет назад. При этом нагрузка была приличная – часов 10-12 в день.

Елена Павловна — ей мы обязаны Консерваторией

У других преподавателей зарплаты тоже были не больше.
Инвестиции в консерваторию окупались за счет платного преподавания. Впрочем
наиболее талантливым студентам оно давалось бесплатно, а преподавателям за них
платил инвестор. Кроме того, Елена Павловна предоставила для консерватории
собственный особняк.

Тем временем финансирование из государственной казны составляло 0 целых 0 десятых процентов. И как только консерватория на столь скудном финансировании дотянула до революции 1917 года? Большевики взяли полностью финансирование консерватории на себя.

Эволюция православного музыкального образования с конца до середины XVII столетия

В развитии музыкального образования православной ориентации с конца X до середины XVII столетия могут быть выделены три основных периода.

Первый период — с конца X до начала XV столетия — характеризуется, главным образом, освоением и адаптацией русскими мастерами пения византийских православных традиций в сфере образования. О развитии музыкального образования в России в этот период отечественная наука располагает весьма малым количеством материалов. Исторические сведения, собранные в этой области учеными разных профилей — историками, археологами, искусствоведами, музыкантами, педагогами, а также представителями некоторых других специальностей — разрозненны и разноплановы. К тому же их явно недостаточно, чтобы хоть сколько-нибудь полно охарактеризовать особенности развития отечественной музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики в данный период. Осложняет дело и то, что певческие рукописи, относящиеся к этому времени, еще не поддаются расшифровке. Поэтому рассуждения исследователей носят, как правило, гипотетический характер. Тем не менее, попытаемся проанализировать имеющиеся данные с педагогических позиций. Это позволит хотя бы в самых общих чертах представить себе целевые установки, содержание, методы музыкального образования православной ориентации на начальном этапе его становления и развития.

Прежде чем перейти к такому анализу, необходимо, однако, уточнить, что именно было принято Русской Православной Церковью из византийских традиций богослужебного пения и в каком виде. Иными словами, на какой базе происходило развитие русской православной музыкальной педагогики, что стояло у её истоков? Лаконичный и вместе с тем ёмкий ответ на этот вопрос дает А.Никольский. Согласно проведенному им исследованию, вместе с христианским вероучением новообращенная Русь получила: «Во-первых, готовый, совершенно установившийся текстовый материал на все службы годового круга в переводе на славянский язык, каковую работу к этому времени (конец X века) успели совершить балканские славяне.

Во-вторых, готовые же осмогласные напевы православного Востока в крюковом изложении их, имевшемся в богослужебных нотных книгах.

В-третьих, установившиеся на Востоке способы и виды церковного пения, одиночного и хорового.

В-четвертых, строго вокальный характер пения и его чисто мелодическую природу, чуждую стремления к гармонии в смысле одновременных аккордовых созвучий.

В-пятых, святоотеческие взгляды на задачи церковного пения.

В-шестых, полное незнакомство с музыкально-певческими течениями Запада, соединенное к тому же с византийской нетерпимостью ко всему, что идет от западных схизматиков» (222, 61).

Таким образом, развитие русского церковного пения с самого начала было, по словам ученого, направлено «в то русло, по которому пение шло и развивалось на христианском Востоке» (222, 61).

Вместе с тем нельзя не учитывать, что процесс освоения на Руси традиций византийского культового пения и их переосмысления с позиции русской национальной певческой культуры был весьма сложным и противоречивым. Отношение к византийскому пению на Руси, как свидетельствуют исследования отечественных медиевистов, было не однозначным. Так, Н.Д.Успенский, изучая древнерусское церковно-певческое искусство Киевской Руси, отмечает, что Епископат, монахи Киево-Печерского монастыря и аристократия «стремились к освоению византийскою пения во всей его полноте, до напевов и приемов музыкальной звукоподачи включительно, хотя бы то было в ущерб смыслу исполняемых произведений» (295, 61).

Большинство же русского духовенства, но его мнению, придерживалось иных взглядов. Оно принимало в целом традиции византийского пения, но не считало необходимым ограничиваться освоением только готовых Византии 94

ских напевов и допускало «употребление за богослужением своих русских народных интонаций» (295, 61).

Были, как считает исследователь, среди русского клира и те, кто ограничивался принятием только богослужебных текстов. В этом случае пение «предоставлялось личному художественному вкусу певцов и их творческому дарованию» (295, 61).

Совершенно очевидно, что такая разница во взглядах духовенства на то, что должно представлять собой православное пение в Русской Церкви, не могла не найти отражения и в различном понимании цели музыкального образования певчих. Вот почему говорить о каком-либо единообразии в этом отношении не представляется возможным.

Николай I (1825 – 1855) – любитель Глинки обидел Глинку

Если верить организаторам
президентской библиотеки то “император Николай I был хорошим музыкантом и любил
выступать на придворных балах дирижером танцев.” Для
интимных царских праздников Львов (был придворным музыкантом при Николае I)
сочиняет музыкальные пьески и они разыгрываются Николаем I
(на трубе), императрицей (на фортепиано) .  С 1836 году умер старый Львов, а через
некоторое время молодой генерал Львов был назначен вместо него директором
придворной Певческой капеллы. Ему и принадлежит музыка первого
государственного гимна России.

В России во всех торжественных случаях с 1816 по 1833 год звучал один из старейших европейских государственных гимнов, гимн Великобритании «God Save the King» («Боже, храни короля»). В России его стали исполнять на слова стихотворения Василия Жуковского «Молитва русских». Гимн Молитва русских (рус. дореф. Молитва Русскаго народа) — первый Высочайше утверждённый государственный гимн России. За мелодию просто-напросто взяли гимн Великобритании. Утвердил проект царь Александр I.

Русский гимн — копия гимна Великобритании

До этого все торжественные события в
России сопровождались церковными песнопениями, а при Петре Великом — военными
маршами.
При царе Александре I музыка
оставалась английской. Два гимна, английский и русский, звучали совершенно
одинаково.  Конечно так дальше
продолжаться не могло.

Был обьявлен конкурс на музыку и на
слова государственного гимна. Заказчиком был сам царь Николай I. В конкурсе
было всего две пары участников. Михаил Иванович Глинка, предложивший в качестве
гимна уже созданные им ранее песни.
Автором музыки нового официального гимна стал
Алексей Фёдорович Львов, в 1833 году сопровождавший Николая I в Австрию и
Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками «God Save the King». Эта
тема запомнилась Николаю I. Львов был посредственным композитором, но выдающимся
скрипачом. Когда Шуман услышал его игру в Лейпциге, то посвятил ему
восторженные строки: «Львов настолько замечательный и редкий исполнитель, что
его можно поставить в один ряд с первоклассными артистами. Если в русской
столице найдутся еще такие любители, то иной артист скорее мог бы там
поучиться, чем самому учить». В 1840 году Львов давал концерты вместе с Листом.

Итак Львов написал мелодию гимна, во
многом взяв за основу гимн Великобритании. Он обратился к Василию Жуковскому с
просьбой переделать несколько строчек заимствованного у англичан произведения,
чтобы слова ложились на музыку.

В итоге, послушав все три варианта, Николай I выбрал вариант Львова. Это был первый настоящий русский гимн, написанный для музыкального прославления императоров русским композитором и русским поэтом. 18 декабря 1833 года в московском Большом театре состоялось первое публичное исполнение гимна, ставшего известным под названием «Боже, царя храни!» 25 декабря 1833 года Николай I утвердил гимн Львова. И он проработал до революции.

Гимн Львова

Новый гимн Росссийской империи, действующий с 1833 по 1917 год.

Боже царя храни

Ленин и Бетховен – история взаимоотношений

Об этом полностью позаботился Владимир Ильич Ленин. Тут же
появились цитаты   вождя об Апассионате Бетховена, пересказанные
Максимом Горьким в 1924 году:

—  “Ничего
не знаю лучше «Appassionata», готов слушать её каждый день. Изумительная,
нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской,
думаю: вот какие чудеса могут делать люди,

И, прищурясь, усмехаясь, он прибавил невесело:

— Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя — руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми.

Большевики сразу поняли что без музыки им обходиться нельзя. Они поставили музыку служить собственным интересам – воспитанию рабочего класса. Но ничего хорошего из этого не получилось. Музыканты, и , надо сказать, ведущие, стали валом валить за границу. Из классиков остались считанные единицы – Шестакович, Прокофьев, Дунаевский. Их ждала невеселая судьба. Особенно не счастливым оказался Шестакович, но он заслуживает отдельного рассказа. Сбежали – Рахманинов, Стравинский, Глазунов, Черепнин, Гречанинов, Метнер,  Шаляпин, Вертинский. Они ни разу не пожалели.

Алексей Орешкин

Елизавета Петровна – время песен и неизвестных в Европе композиторов

Царица Елизавета Петровна (правила
в 1741 по 1761 год) оказалась на редкость музыкальным человеком. Сохранились песни, которые она сочинила, или, как тогда
говорили, напела. При дворе Елизаветы в почете были русские песни и танцы,
однако  все-таки не русская, а
итальянская музыка составляла основу репертуара придворных музыкантов. При
Елизавете придворный оркестр возглавлял известный итальянский композитор и
дирижер Франческо Арайя. Под его управлением находились прекрасные немецкие,
итальянские, французские музыканты. Они исполняли преимущественно итальянские и
французские произведения . Так тогда было принято при всех европейских
дворах. 

“Прощальная симфония” N 45 Йозефа Гайдна, с фестиваля Юрия Темирканова:

Прощальная симфония

В конце 1740-х годов в Петербурге
стали проводить публичные концерты для горожан. Сохранилась петербургская афиша
1748 года, в которой говорилось, что по средам в 6 часов вечера в доме князя
Гагарина на Большой Морской улице будут устраиваться концерты. На них разрешалось
присутствовать горожанам, купцам. Запрещалось приходить только пьяным, лакеям и
проституткам.

Увлечение музыкой при дворе
Елизаветы способствовало появлению в России арфы, мандолины, а главное –
гитары, ставшей впоследствии популярнейшим инструментом.

Опера считалась еще одним из любимых зрелищ людей
середины XVIII века. В царствование Елизаветы поставили более 30
опер. Оперы преимущественно ставились на античные сюжеты. Оперы были перегружены аллегориями, отвлеченными
символами, скучным назиданием и заканчивались непременной победой добра над
злом. Но зрители валом валили на оперные спектакли.

В 1758 году в опере «Альцеста» впервые выступил семилетний Дмитрий Бортнянский – в будущем выдающийся русский композитор второй половины XVIII века. Но представим другую оперу Дмитрия Бортнянского “Cын – соперник” на русском языке, что теперь редкость:

Опера Бортнянского «Cын — соперник» на русском языке

Не правда ли, похоже на Моцарта, но
не так запоминаются мелодии.

Но в целом Елизавета встречалась не
с теми, с кем можно было встречаться. Она не была знакома и не слушала
произведения Иоганна Себастиана Баха (умер в 1750 году, как раз в разгар
правления Елизаветы), ни его моногочисленных сыновей, не слушала Йозефа Гайдна
(родился в 1732) – его оперу “Хромой бес” (поставлена в Вене в 1752), ни его с десяток
струнных квартетов (1755), ни его первой симфонии (1759).

Йозеф Гайдн, симфония N 49.

https://www.youtube.com/watch?v=-gxGidXYw2c

Страсть — одна из частей симфонии

Не слушала Моцарта, ему правда было всего 5 лет.   

Кратко об условиях поступления

На территории Российской Федерации в 2022 году зачисление в высшие учебные заведения проводится на основании баллов, полученных учащимися на сдаче единого государственного экзамена. Но это условие не относится к творческим специальностям, где обязательным условием для поступления является сдача вступительных экзаменов. В остальном процесс поступления в музыкальный вуз ничем не отличается от поступления в другие университеты: необходимо написать заявление, собрать пакет необходимых документов, узнать даты сдачи экзаменов.

https://youtube.com/watch?v=ZBdLgAJzAAU

Нужны ли результаты ЕГЭ

В консерваторию, как и в любое другое высшее учебное заведение России, необходимо предоставлять сертификаты, полученные по результатам сдачи ЕГЭ. Но это правило, скорее, для галочки. Поступающим в обязательном порядке нужно сдать творческие экзамены, на основании которых и будет принято решение о зачислении.

Музыкальные ВУЗы

Чтобы стать магистром в музыке, получить статус «маэстро», музыканты, прошедшие первые две ступени музыкально образования, поступают в высшие музыкальные заведения: консерватории, институты культуры, университеты с музыкальной специализацией, академии искусств и т. п. Что дает им такое образование? Музыкальные ВУЗы дают своим ученикам узкоспециальные знания академического уровня, совершенствуют и корректируют музыкальные умения своих студентов в игре на инструменте или в вокале, доводя их до самого высокой степени, какая доступна каждому отдельному студенту, с учетом величины его таланта и приложенных им усилий и старания. Цель обучения в ВУЗе — приобретение высокого профессионализма.

В подтверждение этого можно упомянуть о том, что из консерваторий и музыкальных академий вышли виртуозные музыканты, известные композиторы, знаменитые певцы мирового уровня, талантливые признанные дирижеры и великолепные педагоги.

Какие экзамены сдавать при поступлении

Обязательными дисциплинами для поступления на любой факультет музыкального вуза являются:

  1. Специальность (владение инструментом).
  2. Сольфеджио (музыкальный диктант).
  3. Гармония (проверка знаний по теоретической гармонии).
  4. Фортепиано.
  5. Собеседование (коллоквиум).

Помимо основных экзаменов, на ряд факультетов предусмотрены дополнительные испытания:

При поступлении на теоретический факультет абитуриенты сдают музыкальную литературу.
Для поступления на композиторский необходимо показать комиссии произведения своего сочинения.
Чтобы поступить на дирижерский, важно продемонстрировать навыки работы с хором или оркестром.
Чтобы поступить на вокальный — исполнить несколько произведений. 

Залы

Консерватория им. Чайковского, афиша которой полна самыми разнообразными мероприятиями, – это место, в котором параллельно работает несколько залов. Именно благодаря этому зрителю и слушателю предоставляется возможность выбирать то, как будет проведен вечер, среди такого большого списка возможных выступлений. Одним из лучших в мире считается Большой концертный зал, так как благодаря идеальной акустике произведения трогают каждого присутствующего.

Классический стиль этого помещения, предоставленные меценатами мебель и ковры, орган «Кавайе-Коль», портреты великих композиторов, памятник П.И. Чайковскому и скульптуры В. Мухиной – всё это создает необъяснимое чувство прекрасного у каждого, кто переступил порог консерватории. «Музыкальным утром памяти Чайковского» стало открытие уютного Малого зала в 1898 году в связи с пятым годом со дня ухода композитора. Также многими выступлениями можно насладиться в Рахманиновском зале и концертом зале им. Н.Я. Мясковского.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: