Полная история песни «валенки»

4.

1703 Основание Санкт-Петербурга
Это знаменательное событие произошло 16 (27) мая 1703 года. Этому необыкновенному городу суждено было на протяжении почти 200 лет выполнять роль столицы Российской Империи. Теперь же он ограничивается скромным и почетным званием культурного центра нашей необъятной родины.

Названием своим Санкт-Петербург обязан Святому Петру — небесному покровителю отца-основателя города — Петра Великого, ведь именно ему принадлежит идея построить прекрасный, невиданный до тех пор на Руси город, который своей величественностью должен был превзойти все европейские столицы. Однако мало кто из подданных искренне поддержал царя в его идее, ведь и суровый северный климат, и болотистая местность, и близость с вечно враждующими государствами-соседями не вселяли им веру в успех этого предприятия. Но, как любил повторять сам Петр Первый: «И небывалое бывает!».

Городской фольклор

Изучение городского фольклора является нетривиальной задачей. В начале 20-го века появился ряд работ, посвящённых этой теме. Но с тех пор среди специалистов нет единого мнения, существует ли такое явление в принципе. Некоторые исследователи, в частности этнограф Д. К. Зеленский, видят городской фольклор как традиционный крестьянский, но «испорченный» урбанистической культурой. Согласно другой версии, поддержанной в частности Ю. М. Лотманом, городской фольклор — самостоятельное культурное явление, рождение которого спровоцировано изменением массового сознания горожан и появлением новых культурных запросов.

Городской фольклор имеет многочисленные формы, например, анекдот, песня, частушка, танец (кадриль), театр (балаган), живопись (лубок) и т. д. На основе русского романса появился новый вид, жестокий. Его сюжет непременно мелодраматичен и редко обходится без кровопролития, герои переживают нешуточные страсти, что выражено многократно употребляемыми словами «роковой», «ужасный», «кошмарный», «безумный» и т. п. Сюжеты различаются в основном причинами трагедии, а вот итог — смерть или смертельное горе.

Легенда 2. Ленин устроил революцию, потому что мстил за брата

Александр Ульянов. 1887 год

В мае 1887 года 21-летний Александр Ульянов, старший брат Владимира, был повешен в Шлис­сельбургской крепости за участие в террористи­ческой фрак­ции партии «Народная воля» и под­готовку покушения на императора Алек­сандра III. Позже образ казненного студента будут часто использовать для объяснения революции и убий­ства царской семьи. Одно из наиболее кари­катурных воплощений этой мифологемы — кар­тина художника Николая Ко­пей­кина, создан­ная в 2017 году: на ней Ленин стреляет в Николая II, рядом мы видим надпись «За брата — смерть». 

Вердикт: это лишь отчасти правда.

С одной стороны, уже в первые годы советской власти образ Александра Ульянова использовался, чтобы объяснить мотивы действий Ленина и про­демонстрировать жесто­кость самодержавия. В январе 1919 года на открытии памятника погибшим в Шлиссельбурге революционерам глава Петро­градского совета Григорий Зиновьев заявил, что Ленин «несет то знамя, которое вырвали из рук его брата»  Памяти шлиссельбуржцев. Речь Григория Зиновьева на открытии памятника шлиссельбуржцам 22 января 1919 года. «Петроградская правда». 24 января 1919 года. С другой — политические решения, которые Владимир Ульянов принимал во время революции и Гражданской войны, нельзя объяс­нять исклю­чи­тельно личными обстоятельствами.

Во второй половине XIX века революционные настроения были очень распро­странены среди студентов. Проучившись чуть больше трех месяцев в Казан­ском университете, Владимир Ульянов был исключен: 4 декабря 1887 года он уча­ст­вовал в студенческой сходке в знак протеста против введенных прави­тельством ограничений на универси­тетское образование. Исключение из уни­вер­ситета (а также родство с казненным террористом) сделало буду­щего Ле­нина маргиналом и поставило в оппо­зицию к власти. Револю­ционных взглядов придержи­вались и сестры Ульяно­вы — Анна, которую арестовали и сослали по подозрению в причаст­ности к покушению на императора, и Мария. Позже обе стали видными участницами партии большевиков.

Таким образом, интеллектуальное влияние старшего брата и тех идей, за ко­торые он пошел на казнь, во многом сформировало политические взгляды Ленина, но не было причиной револю­ции.

Все о Ленине — в шести лекциях Александра Шубина в «Радио Arzamas»

Как Ленин пришел к власти, как смог ее удержать и каким видел будущее страны

Эту песню не задушишь, не убьёшь

НЭП позволил простым людям приобщиться к буржуазным благам: театр или кабаре, стрижки в якобы парижском стиле, маникюр или педикюр. Правда, средств на потребительский рай хватало не у всех. Городской фольклор 1920-х годов полон историями о советских робин-гудах, которые грабили богачей и поддерживали бедняков.


Мода времён НЭПа. (flickr.com)

Благополучие нэпманов вызывало зависть. При этом интеллигенция считала их пошлыми, носителями низменной психологии. В результате фигура советского бизнесмена очень скоро стала объектом всеобщей ненависти. Это настроение также звучит в городском фольклоре.


Карикатура на нэпмена. (flickr.com)

С отменой НЭПа городской фольклор, расцветший в его годы, рассыпался как жанр. Часть форм была объявлена вне закона, а часть — получила новые темы и даже исполнялась на приёмах в Кремле. Так, Леонид Утёсов, в 1930-е годы выпустивший пластинку с блатными песнями, был приглашён с оркестром в Кремль, где по просьбе Иосифа Сталина исполнил «С одесского кичмана».

9.

1941–1945 Великая отечественная война
22 июня 1941 года — дата нападения Германии на СССР. В ходе этой самой страшной в истории человечества войны погибли десятки миллионов военных и гражданских, разрушены до основания десятки городов, стерты с лица земли сотни сел и деревень. Победа над Германией стоила нашему народу колоссальных усилий.

В войне против СССР германским правительством преследовалась цель уничтожить государство противника, завладеть его территорией, подвергнуть физическому истреблению большую часть населения, а тех, кто останется в живых планировалось использовать в качестве бесплатной рабочей силы.

В итоге СССР нанёс самый большой вклад в победу над фашистской Германией, в сравнении со всеми остальными странами-членами антигитлеровской коалиции. Советский Союз вытеснил агрессора со своей территории и освободил от оккупации страны Центральной и Восточной Европы.

Отечественные кинематографисты

Лев Кулешов – применил технику монтажа в российской кинематографии. Является первооткрывателем эффекта Кулешова, где два кадра неодинакового содержания при склеивании, придают новый смысл. Благодаря его творчеству, лучшие деятели страны стали появляться в кинокадрах.

Сергей Эйзенштейн – создатель фильма «Броненосец Потёмкин», ставший впоследствии культовым. Теоретик кино, впервые начал использовать технику динамичного монтажа. Первым стал и в другом деле, а именно в применении цвета в кино. Например, так появился красный флаг в фильме «Броненосц Потёмкин».

Михаил Ромм – режиссёр документального кино, автор научных трудов, преподаватель ВГИКа. Снял неординарные картины:

  • «Девять дней одного года»;
  • «Обыкновенный фашизм».

Его работы получили большой общественный резонанс. Один из лучших теоретиков кино середины XX века.

Андрей Тарковский – снимал в стиле арт-хаус, сильно отличавший его от других режиссёров. Его знаменитые фильмы «Солярис» и «Сталкер» наполнены глубокими метафорами и ярко выраженными личностными смыслами. Его работы пронизаны аллегоричностью и где-то сродни притчам.

Московский музей «Русский валенок»

История валенок бережно хранится в созданных в честь них музеях. Пока их три: в Москве, в Кинешме, в Мышкине.

Московский музей имеет богатую коллекцию войлочной обуви, от старинных образцов — до дизайнерских. Особый интерес посетителей привлекают шуточные поделки из валенок: мышь, самолет, дом, поезд. Здесь можно увидеть воочию валенки, шитые на заказ для знатных дам, щеголявших в них несколько веков назад.

Но еще интересней познакомиться с процессом изготовления валяной обуви. Здесь его покажут как ручной, так и фабричной валки. А посмотрев краткий документальный фильм можно погрузиться в тему глубже: узнать, что происходит с овечьей шерстью после стрижки.

Музей интересен еще и тем, что здесь все можно потрогать, сфотографировать и даже примерить. Для особо заинтересовавшихся посетителей работают мастер-классы.

Хочется добавить, что русский валенок, как необычное изделие фигурирует в «Книге рекордов России». Валерий Соколов методом мокрого валяния изготовил самый маленький сапожок на ступню 0,9 миллиметра. Вот такой «Левша» из Кинешмы.

Что собой представляют

Ответ на вопрос, что такое валенки, знает, наверное, каждый человек, живущий в условиях суровой зимы. Это обувь, свалянная из шерсти, не имеющая подошвы, предназначенная для сухой морозной погоды. Традиционные валенки – монолитные, лаконичные, без застежек, молний, обильного декора. Они просторные, комфортные, легко снимаются и надеваются. Зимние модели могут утепляться войлоком, мягкие используются в качестве домашней обуви или под резиновые сапоги.

Валенки – древняя обувь, ее прообразом были короткие сапоги, напоминающие калоши – чуни, коты, кеньги. Версий происхождения очень много. Известно большое количество интересных фактов о валенках, связанных с легендами появления войлока:

  1. Войлок случайно изобрел Папа Римский Климент I. Он использовал очес в качестве подкладок. Под воздействием пота, постоянного давления шерсть стала валяным полотном.
  2. Апостол Иоаков во время длительного перехода собирал клочья овечьей шерсти, подкладывал в обувь, чтобы она меньше натирала ноги. Так получились первые стельки.
  3. Ноев ковчег был выстлан шерстью. Благодаря соленой воде и утрамбовке животными получился своеобразный валяный ковер.

Согласно археологическим исследованиям, появились валенки еще в IV веке до нашей эры – фрагменты шерстяной обуви найдены при раскопках на Алтае. Хорошо было развито ремесло на Кавказе, в Тибете, Карпатах. Его использовали скотоводы, кочевые племена евразийских степей. Историю возникновения валенок на Руси связывают с периодом Золотой Орды, соседством с монгольскими и тюркскими племенами. Первое упоминание о шерстяной обуви зафиксировано в произведении «Слово о полку Игореве». Изделия были дорогими, купить их могли только богатые люди. Часто одна пара покупалась на целую семью, ею пользовались поочередно.

Сначала валенки на Руси кроились и сшивались. Цельные изделия без швов стали изготавливать уже в начале XIX века в Нижегородской губернии. Фасон обуви, наиболее похожей на современные модели, изобрели мастера города Мышкина. Когда наладилось промышленное производство, валенки стали более доступными, популярными и незаменимыми. Ими пользовались рабочие и крестьяне. Во время Второй мировой войны обувь носили советские солдаты. Знаменитыми стали белые валенки снайперов. Постепенно популярность изделий немного спала – зимы стали более теплыми, слякотными, с частыми оттепелями.

Известны валенки под многими названиями – катанки, валенцы, пимы, чесанки, волнушечки, выходки. Наименование обуви менялось в зависимости от региона и материала изготовления. Они выделяются многими преимуществами:

  • хорошо сохраняют тепло, характеризуются отличной воздухопроницаемостью;
  • прочные, долговечные, комфортные;
  • гипоаллергенные, легкие, удобные.

К недостаткам изделий относится водопроницаемость, необходимость тщательного ухода. Однако при правильной эксплуатации обувь способна прослужить несколько сезонов. Именно поэтому она столь востребована и популярна.

Сейчас история валенок продолжает свое развитие – появились новые технологии, изменились модные тенденции. Модельный ряд изделий значительно расширился. К ассортименту обычных фасонов добавляются модели с резиновой или кожаной подошвой, голенищем разной длины, конфигурации, разнообразным декором.

Особенности дизайнерских моделей

Русские валенки в современной интерпретации – интересные, красивые, уникальные. Крупными производителями старинной обуви в России являются фирмы «Каляев», «Тофа», «Котофей», «Зебра». Их ассортимент разнообразен. Ежегодно с конвейера выходят:

  • полуваленки, короткие, высокие модели;
  • с облегающим и свободным голенищем;
  • оснащенные молниями, шнурками, застежками;
  • фасоны на каблуках, платформе и танкетке;
  • теплые, удобные и яркие валенки для детей с интересными изображениями сказочных персонажей или любимых зверушек;
  • практичная, прочная мужская обувь – бурки.

Среди разнообразия фасонов выделяются дизайнерские модели – благодаря авторским идеям такие валенки уникальны и неповторимы. Часто профессионалы декорируют обувь вручную, используют дорогие материалы – работа сложная, требует терпения и кропотливого труда. По этим причинам дизайнерская обувь дорогая, статусная. Среди отечественных модельеров выделяются оригинальные идеи Владислава Зайцева, он придумал много интересных моделей:

  • с градиентным переходом цвета;
  • декорированные стразами, лентами, мехом, кружевом, бисером;
  • вышитые гладью, крестом.

Валенки – практичная, теплая, натуральная обувь. В старину она была просто незаменимой. В настоящее время благодаря тенденции к использованию природных материалов, актуальности народных мотивов, популярность валяной обуви возросла. Производители адаптировали валенки к современным требованиям, дополнили другими материалами, декорировали. В результате получилась модная, красивая и качественная обувь.

«Каляев»«Тофа»«Котофей»«Зебра»Валенки от Владислава Зайцева

Сергей Васильевич Рахманинов

Известный русский композитор, пианист, дирижер С.В. Рахманинов (1873 – 1943 гг.) родился в обеспеченной дворянской семье. Дед Рахманинова был профессиональным музыкантом. Первые уроки игры на фортепиано ему давала мать, а впоследствии пригласили учительницу музыки А.Д. Орнатскую. В 1885 г. родители определили его в частный пансион к профессору Московской консерватории Н.С. Звереву. Порядок и дисциплина в учебном заведении оказали значительное влияние на формирование будущего характера композитора. Позже он окончил Московскую консерваторию с золотой медалью. Еще будучи студентом, Рахманинов пользовался большой популярностью у московской публики. Он уже создал свой «Первый фортепианный концерт», а также некоторые другие романсы и пьесы. А его «Прелюдия до-диез минор» стала очень популярной композицией. Великий П.И

Чайковский обратил внимание на дипломное произведение Сергея Рахманинова — оперу «Олеко», которая была им написана под впечатлением от поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»

Петр Ильич добился ее постановки в Большом театре, пытался помочь с включением этого произведения в репертуар театра, но неожиданно умер.

С двадцати лет Рахманинов преподавал в нескольких институтах, давал частные уроки. По приглашению известного мецената, театрального и музыкального деятеля Саввы Мамонтова, в 24 года композитор становится вторым дирижером Московской русской частной оперы. Там же он подружился с Ф.И. Шаляпиным.

Карьера Рахманинова прервалась 15 марта 1897 г. в связи с непринятием петербургской публикой его новаторской Первой симфонии. Рецензии на это произведение были поистине разгромными. Но самое большое огорчение доставил композитору отрицательный отзыв, оставленный Н.А. Римским-Корсаковым, мнение которого Рахманинов очень ценил. После этого он впал в затяжную депрессию, выйти из которой ему удалось при помощи врача -гипнотизера Н.В. Даля.

В 1901 г. Рахманинов заканчивает работу над Вторым фортепианным концертом. И с этого момента начинается его активная творческая деятельность как композитора и пианиста. Уникальный стиль Рахманинова объединил русские церковные песнопения, романтизм и импрессионизм. Главным ведущим началом в музыке он считал мелодию. Наибольшее выражение это нашло в любимом произведении автора — поэме «Колокола», которую он написал для оркестра, хора и солистов.

В конце 1917 г. Рахманинов с семьею покидает Россию, работает в Европе, а затем уезжает в Америку. Композитор тяжело переживал разрыв с Родиной. Во время Великой Отечественной войны он давал благотворительные концерты, выручку от которых направлял в Фонд Красной Армии.

Великие художники

Андрей Рублёв – знаменитый иконописец. Основоположник русской живописи. Написал множество икон. Его работы хранятся в церквях, соборах, монастырях и в художественных галереях. Их относят к эталонам и образцам иконописи. Следующее поколение художников буквально училось по его работам.

Феофан Грек – один из лучших российских художников. Занимался росписью храмов, среди которых:

  • Церковь Спаса на Ильине (Новгород);
  • Архангельский Собор (Москва, Кремль);
  • Благовещенский собор Московского Кремля.

Прославился как знатный иконописец, глубокий знаток иконографии.

Илья Репин – великий художник, чьей кисти принадлежат полотна, ставшие известными всему миру:

  • «Иван Грозный и сын его Иван»;
  • «Бурлаки на Волге»;
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Его работам присуща сюжетность, точное изображение ситуации. В каждой картине уловлена кульминация жизненного события. Полотна не сразу обнажают суть. Очень остро выписаны детали и чувства персонажей.

Казимир Малевич – автор прогремевшего «Чёрного квадрата», художник-модернист. Искал новые способы выражения цветового спектра в живописи. В его полотнах встречаются геометрические формы и абстракции. Мечтал найти «абсолютный покой» в художественных произведениях.

Легенда 9. Ленин умер от сифилиса

Одна из последних прижизненных фотографий Владимира Ленина. Горки, 1923 год

Разговоры о том, что причиной болезни и смерти Ленина был сифилис, начались в 1920-х и продол­жа­ются до сих пор.

Вердикт: скорее всего, это неправда.
Владимир Ульянов умер в 18 часов 50 минут 21 января 1924 года «при явлениях паралича дыхательного центра». На следующий день тело исследовали патоло­гоанатомы, обнару­жившие «резкие изменения кровеносных сосудов голов­ного мозга и свежее кровоизли­яние из сосудов мягкой мозговой оболочки в области четверо­холмия, что и послужило ближайшей причиной смерти»  Бюллетень, опубликованный в совместном экстренном выпуске «Правды» и «Известий» 22 января 1924 года.. Народный комиссар здравоохранения РСФСР Николай Семашко в статье «Что дало вскры­тие тела Владимира Ильича» назвал причиной смерти склероз сосудов, кото­рый у Ульяновых был наследственным. Ленин часто страдал от бессонницы и нервных головных болей. По утверждению Семашко, «нечелове­ческая умст­венная работа, жизнь в постоянных волнениях и непрерывном беспокой­стве привели нашего вождя к преждевременной смерти»  Н. А. Семашко. Что дало вскрытие тела Владимира Ильича // Вождь железной когорты. Памяти Ильича-Ленина. Воспоминания, статьи, стихотворения. Ростов-на-Дону, М., 1924..

В середине 1990-х хирург, академик РАМН Юрий Лопухин писал, что лечившие Ленина врачи долго не могли определиться с диагно­зом и в разное время пред­писывали лечение от неврастении, сифилиса и вызванного ранениями 1918 го­да отравления свинцом. Симптомы, как следует из медицинских документов, были сложными и противоречи­выми, но лабораторные анализы сифилиса не подтвердили. Лопухин согласился с выво­дами вскрытия об атеросклерозе как причине смерти (при жизни пациента этот диагноз поставить не удалось).

В политической жизни революционной России слухи о сифилисе могли дис­кредити­ровать политических противников, объяс­нять их кажу­щееся нело­гичным поведение. Так, комиссар Временного правительства в Крон­штадте Фома (Томаш) Парчевский писал о том, что лидер местных анархистов Иосиф Блейхман страдал сифилисом мозга. Для Парчевского это было, видимо, са­мым простым способом объяснить себе и читате­лям, почему анархисты бросали вызов правительству. Слухи о сифилисе могли серьезно дискредити­ровать человека. Поэт Владимир Маяковский в 1918 году передавал литератору Максиму Горькому, что «не избил его только потому, что тот стар и болен». Горький якобы был причастен к распространению лживых слухов о Маяков­ском-сифилитике  Б. Янгфельдт. Ставка — жизнь. Владимир Маяковский и его круг. М., 2009.. Рассказы о том, что Ленин болел сифилисом, вне зависи­мости от их правдивости подрывали его моральный и политический авторитет.

НЭП: новые удовольствия для новых людей

НЭП, объявленный весной 1921 года, стал новой страницей в истории страны. Возможность предпринимательской деятельности и рост благосостояния населения создали ресурс для развития культуры и инвестиций в сферу досуга.

Появился новый класс людей — нэпманы. Он аккумулировал тех, кто ещё в годы Гражданской войны промышлял на «чёрном» рынке; криминальных элементов; чиновников средней руки, которые использовали служебное положение для ведения бизнеса и устранения конкурентов.


К. Рудаков. Из серии «НЭП» для журнала «Бегемот». (flickr.com)

В либеральной обстановке НЭПа популярны были не авангардные идеи, а кабаре и варьете с куплетистами и танцовщицами. В кино полные залы собирали не фильмы Сергея Эйзенштейна, а импортные мелодрамы, комедии и остросюжетные ленты. Неформальной столицей низовой культуры была Одесса, где образовался союз нэпманов, криминала и эстрады.

Период 12-17 столетий

Одним из известных памятников литературы периода Древней Руси стало «Слове о полку Игореве», повествующее о походе русских князей на половецкое войско. Авторство его до сих пор остается неизвестным. События, описанные в поэме, происходили в 12 в. в эпоху феодальной раздробленности, когда свирепствовали в своих набегах монголо-татары и польско-литовские завоеватели.

К этому периоду относится следующий этап в истории развития русского языка, когда произошло его подразделение на 3 этноязыковые группы, диалектические особенности которых уже сформировались:

  • великорусскую;
  • украинскую;
  • белорусскую.

В 15 в. на европейской территории России существовало 2 основной группы диалектов: южное и северное наречия, каждому из которых были присущи свои особенности: аканье или оканье и др. В этот период зародилось несколько промежуточных среднерусских говоров, среди которых классическим считался московский. На нем стали выходить периодические издания и литература.

Образование Московской Руси послужило толчком к реформе языка: предложения стали более короткими, широко употреблялась бытовая лексика и народные пословицы и поговорки. В истории развития русского языка эпоха начала книгопечатания сыграла большую роль. Показательным примером стало произведение «Домострой», вышедшее в середине 16 в.

В 17 столетии в связи с расцветом государства Польского много пришло терминов из области техники и юриспруденции, при помощи которых русский язык прошел этап модернизации. К началу 18 в. в Европе сильно ощущалось французское влияние, что дало толчок к европеизации высшего общества Российского государства.

Основание Новосибирска

В середине 19-го века в связи с принятием в 1861 году закона, освободившего крестьян от крепостного права, резко увеличился поток переселенцев, направившихся на восток страны. Крестьянам стало не хватить земель в европейской части России, и правительство стало наделять крестьян земельными наделами за Уралом.

Одного Московского тракта, который соединял центральные регионы России с могучим и обширным восточным краем, уже было недостаточно, поэтому в 1891 году по указу императора Александра III было начато строительство Сибирской железнодорожной магистрали.

Среди причин, которые подтолкнули царя принять решение о прокладывании железнодорожных путей в сибирский регион, можно выделить следующие:

  • необходимо было начать освоение богатых ресурсов Восточно-Сибирского региона;
  • понадобились дополнительные рынки сбыта продукции и сырья;
  • руководству страны не давал покоя выход к тихоокеанскому побережью.

Дата основания Новосибирска — 30 апреля. В этот день в 1893 году в село Кривощеково прибыли видные российские инженеры и отряд строителей для возведения моста через реку Обь. Таким образом, принято считать, что 1893 год — это год основания Новосибирска.

Работы по строительству моста и прокладыванию железной дороги были окончены в 1897 году. К тому времени первоначальный вид села очень изменился. В поселке появились паровые мельницы, огромная лесопилка, крупный склад керосина и множество торговых заведений, а речная пристань и железнодорожная станция на реке Оби превратились в крупные торговые пункты на Сибирской железной дороге.

Как развивалось производство?

Развитие овцеводства в Поволжье и центральной части России стало напрямую связано с производством валенок. Долгими вечерами крестьяне валяли обувь в домашних условиях, чтобы прокормить семьи, а после сбывали готовую обувь перекупщикам. Труд крестьянина был очень тяжёлым, ручным и кропотливым. Секреты производства валенок хранились в большой тайне и передавались по наследству.

По историческим исследованиям ныне известно, что для одной пары валенок тогда было необходимо около килограмма шерсти. На минуточку – это стрижка целой овцы! Шерсть отбирают, моют и сушат, после этого специальной машинкой её делают мягкой и воздушной. После этого формируются валуны — кудель, из которого готовят выкройки для будущей обуви. Чтобы вата стала цельным полотном, кудель прессуется в валяное сукно, покладистое для ручной работы. Сам валенок выкраивается по трафарету. Самое главное надёжно прикрепить подошву, на которую накладывается толстый слой шерсти, ведь эта деталь валенка должна быть максимально прочной. Подготовленную основу заворачивают в мокрую ткань и тщательно спрессовывают, чтобы пышная шерсть слегка улеглась. Все это делается вручную. Скатывание производится вдоль сапога, а войлок катают по ширине.

Многие мастера-ремесленники делились хитростями и рассказывали, что применяли в производстве медный купорос, а в СССР — серную кислоту. Шерсть и ворс имеют цилиндрическую форму, они покрыты гладкими чешуйками. Кислота же воздействует на шерсть так, что эти чешуйки раскрываются. Так шерсть становится плотнее.

Интересные факты о валенках

Чем же удивляют эти уникальные сапожки любопытные умы и по сей день? Ниже мы приведём несколько увлекательных фактов, и вы поймёте, что валенки – воистину необычная обувь, аналогов которой нет во всём мире.

  • Факт 1. Валенки, как и ласты, не бывают правыми или левыми (при условии, что речь идёт о модели без подошвы). А ещё они со временем равномерно садятся по ноге, так что необходимо приобретать эту обувь на размер больше.
  • Факт 2. Из-за материала и способа изготовления валенки сохраняют целебные свойства, как и многие натуральные шерстяные изделия. Они хорошо прогревают суставы и разгоняют кровь, что наиболее актуально для старшего поколения.
  • Факт 3. Самый большой валенок около трёх лет назад появился в Санкт-Петербурге, длина стопы у него 5 м. В районе пятки есть дверь, через которую любой желающий может зайти суровой зимой внутрь и погреться. Самые маленькие в мире экземпляры появились в г. Омск в 2012 г., длина подошвы не превышает 3 мм.

Факт 4. Сделать валенки своими силами вполне реально. Ведь в последнее время валяние из шерсти – весьма популярное занятие, а информации об изготовлении валенок в домашних условиях в Интернете довольно много.

С чем носить розовые кеды Фасоны прямых юбок

Сибирский центр науки и культуры

История Новосибирска богата различными культурными и научными достижениями. В 30-е годы 20-го века в Новосибирске активно стала развиваться не только промышленность, но и социально-культурные сферы жизни. В 1934 году был построен Академический театр оперы и балета.

В 50-х годах ученые физики и математики создали в городе Академгородок, на территории которого располагаются крупные исследовательские центры и лаборатории.

В 60-х годах в городе был открыт известный на всю страну зоопарк, который отличается богатой коллекцией животных.

Официально статус культурного и научного центра Новосибирск получил в феврале 1990 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: