«Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона и Д. Лигети
Балет создан по мотивам одноименной комедии У. Шекспира. Существует несколько его интерпретаций: М. Петипа, Дж. Баланчина, Ф. Аштона, Дж. Ноймайера.
В данной статье рассмотрен вариант известного американского балетмейстера Джона Ноймайера. Он давно увлечён русским балетом, в его труппе часто работают русские танцовщики.
Впервые балет был поставлен русской труппой в Гамбурге в 1977 г. и имел успех.
Хореограф стремился не «потерять» в череде танцевальных номеров суть комедии Шекспира, поэтому каждый герой имел свой пластический образ благодаря использованию различных инструментов для изображения дворцовой жизни и жизни простолюдинов: изысканная музыка звучит в богатых салонах, а ремесленники слушают шарманку.
«Лебединое Озеро»
Декорации к первому преставлению. Большой театр. Москва. 1877 год
Сцена из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов). 1895 год
Музыка П. Чайковского , либретто В. Бегичева и В. Гельцера. Первая постановка: Москва, Большой театр, 1877, хореография В. Рейзингера. Последующая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1895, хореография М. Петипа, Л. Иванова
.
Всеми любимый балет, классическая версия которого была поставлена в 1895 году, на самом деле родился восемнадцатью годами ранее в московском Большом театре. Партитура Чайковского, мировая слава которого была еще впереди, была своеобразным собранием «песен без слов» и казалась слишком сложной для того времени. Балет прошел около 40 раз и канул в Лету.
После смерти Чайковского «Лебединое озеро» поставили в Мариинском театре, и от этой версии, ставшей классической, отталкивались все последующие постановки балета. Действию были приданы большая ясность и логичность: балет рассказывал о судьбе прекрасной принцессы Одетты, волею злого гения Ротбарта обращенной в лебедя, о том, как Ротбарт обманул полюбившего ее принца Зигфрида, прибегнув к чарам своей дочери Одиллии, и о смерти героев. Партитура Чайковского была сокращена приблизительно на треть дирижером Рикардо Дриго и переоркестрована. Петипа создал хореографию первого и третьего действий, Лев Иванов — второго и четвертого. Это разделение идеальным образом отвечало призванию обоих гениальных хореографов, второму из которых пришлось жить и умереть в тени первого. Петипа — отец классического балета, создатель безупречно гармоничных композиций и певец женщины-феи, женщины-игрушки. Иванов — балетмейстер-новатор, необычайно чутко чувствующий музыку. В роли Одетты–Одиллии выступила Пьерина Леньяни, «королева миланских балерин», она же первая Раймонда и изобретательница 32 фуэте, самого трудного вида вращения на пуантах.
Можно ничего не знать о балете, но «Лебединое озеро» известно всем. В последние годы существования Советского Союза, когда престарелые лидеры довольно часто сменяли один другого, проникновенная мелодия «белого» дуэта главных героев балета и всплески рук-крыльев с экрана телевизора возвещали о печальном событии. Японцы так любят «Лебединое озеро», что готовы смотреть его утром и вечером, в исполнении любой труппы. Ни одна гастрольная труппа, которых в России и особенно в Москве множество, не обходится без «Лебединого».
Прокофьев интересные факты. Сергей Прокофьев — интересные факты из жизни
Сергей Прокофьев с детства воспитывался на музыке. Его мать часто исполняла при нем произведения Шопена и Бетховена. Его первым наставником по музыке была его мать, она хорошо играла на пианино. Представляем интересные факты о Прокофьеве.
Биография
Есть некая путаница, связанная с датой рождения композитора. Сам он утверждал, что родился 23 апреля. Однако, по официальным источникам известно, что день его рождения 27 апреля 1981 года. Был единственным сыном у родителей. Первую пьесу сочинил, когда ему было 5 лет. В семье родители активно занимались образованием Сергея: отец обучал его математике, а мать – немецкому и французскому языкам. Был учеником Н. А. Римского-Корсакова. Будучи студентом консерватории, изучал композицию, музыкально-теоретические дисциплины, фортепиано и дирижирование
Чуть позже получал уроки по классу органа
По словам некоторых знакомых, Сергей всегда любил привлекать к себе внимание и мог странно одеваться. Отличался резкостью и дерзостью высказываний, не боялся сказать правду в лицо
Временами мог резко высказываться о других композиторах. Его творчеством восторгался Маяковский. Любил шахматы и литературу
Играл в шахматы с именитыми личностями, как Э. Ласкер (немецкий шахматист), Д. Ойстрах (скрипач и дирижёр), Х. Р. Капабланка (кубинский шахматист), М. Эльман (советский скрипач) и С. Тартаковер (шахматист). Прокофьев утверждал, что игра в шахматы помогает ему в написании его произведений. Был лично знаком с Рахманиновым и Стравинским. Прокофьев немного злился из-за популярности Стравинского в Европе, а о Шостаковиче всегда высказывался резко. Первым шагом к популярности стало выступление на концерте клуба «Вечера современной музыки» — критики широко оценили творчество композитора, отметив, что он от части является «модернистом». На одном из вечеров представил свои произведения К. Дебюсси, который тогда посещал Россию. Довольно быстро заработал популярность. В свой первый заграничный тур он отправился спустя, буквально, 5 лет после своего первого выступления. Продолжая свою карьеру в качестве исполнителя, не раз сталкивался с жесткой критикой. Так, его Второй фортепианный концерт вызвал жесткий общественный резонанс и грубые высказывания в адрес композитора. Еще более жесткую критику получило его произведение «Скифская сюита». В определенный период своей жизни решает, что стоит ехать в Америку, чтобы продолжать там заниматься творчеством и давать концерты. В те времена он считал, что Америка — это то место, где жизнь бьет ключом, в то время, как в России полный застой. И он отправился. Гастролировал в Америке, Европе. Побывал с концертами в Японии. Одно из его первых выступлений во Франции окончилось полным провалом. Публика была недовольна. За рубежом больше выступал, как пианист, и меньше как дирижер. Первой его женой была Лина Кодина. В браке у них родилось двое сыновей: Олег и Святослав. Так как брак был заключен не на территории СССР, и не был заверен в консульстве – советской властью такой брак позже был признан недействительным. Второй его женой стала Мира Мендельсон. На ней он женился уже в СССР. За период его гастролей и путешествий он теряет советское гражданство в связи с окончанием срока командировочного удостоверения. Не служил в армии. Лишь спустя почти 20 лет странствий он с супругой вернулся на территории СССР, однако продолжал давать выступления за границей, но не часто. Наравне с другими известными композиторами (Шостакович, Мясковский, Хачатурян и др.) был обвинен советской властью в «формализме». Умер в один день со Сталиным – 5 марта 1953 года. По его завещанию, архивы о нем можно открыть и изучить только спустя 100 лет после его смерти – в 2053 году. Некоторые критики и исследователи в области музыки сравнивают творчество и деятельность Прокофьева с Чайковским, Моцартом и прочими именитыми личностями.
8. Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)
Игорь Фёдорович Стравинский — один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал «зеркалом» музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.
Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным — серия трёх балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.
В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский — космополит, вынуждено сменив несколько стран — Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода — «русский», «неоклассический», американский «серийного производства», периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому «почерку».
Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели.
Последнее высшее достижение Стравинского — «Реквием» (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера.
В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость», недаром его называли «композитором тысячи одного стиля», постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета — каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни.
Цитата И.Ф.Стравинского: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе»
Цитата о И.Ф.Стравинском: «Стравинский — истинно русский композитор… Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного… » Д.Шостакович
Интересный факт (байка):
Однажды в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.
— Вы не родственник композитора? — спросил он у шофера.
— Разве есть композитор с такой фамилией? — удивился шофер. — Впервые слышу. Впрочем, Стравинский — фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой — моя фамилия Россини…
9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)
Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер.
Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.
Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять.
Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.
Цитата С.С.Прокофьева:
«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»
«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»
Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин
Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.
Александр Порфирьевич БОРОДИН (1833—1887)
Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачём, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.
Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии. А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования. На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события — во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как «Могучая кучка». В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.
Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера «Князь Игорь» (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора — мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины. Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.
Цитата о А.П.Бородине: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». В.В.Стасов
Интересный факт: именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.
Настоящий дом русского балета — Большой театр
Театральное пространство с богатейшей историей и блистательным настоящим — вот что такое Государственный академический Большой театр России. Именно на этой сцене в 1877 году состоялась премьера «Лебединого озера», а десятилетия спустя спектакль стал визитной карточкой театра во всем мире.
В этом году главная сцена театра отметит 10 лет с окончания реконструкции. За 6 лет сложной работы площадь здания увеличили вдвое — до 80 тысяч кв. м, оборудовали подземную часть и восстановили знаменитую акустику зала.
На протяжении веков Большой театр в Москве остается роскошным домом для всего русского балета. Классические и современные постановки привлекают зрителей со всего мира, лучшие представители балетного искусства мечтают творить на этой сцене. А значит, искусство великого танца живет и развивается в этих стенах.
«Дон Кихот» Л. Минкуса
Либретто создал М. Петипа по одноимённому роману М. Сервантеса. Он же был и хореографом спектакля. Его хореографическое творчество отличается стремлением к чередованию пантомимы, классических и характерных танцев.
В основе всегда классический танец, который выражает характер и чувства главных героев. Характерные танцы расширяют бытовые детали, помогают создать историческую обстановку.
Считается, что музыка балета подчинена хореографии и фантазии Петипа и является служебной по отношению к танцу. Она не характеризует героев, лишена индивидуальных черт. Но в использовании испанских и цыганских ритмов проявляется национальный колорит Испании.
Впервые балет был поставлен в московском Большом театре в декабре 1869 г.
Несмотря на название, балет не претендует на целостное истолкование романа, для либретто использованы отдельные главы.
Сон в летнюю ночь (1960)
Комедия Уильяма Шекспира в 5 актах. Тезей готовится к свадьбе с Ипполитой, которая прибудет только через 4 дня. В честь радостного события Тезей приказывает Филострату «оживить» молодежь Афин, чтобы устроить настоящий праздник.
К правителю заглядывает Эгей, и у него есть жалоба – он собирается выдать замуж свою дочь за Деметрия, но Гермия не хочет слушаться отца, поскольку ее сердце принадлежит Лизандру. Тезей напоминает девушке о ее несчастной участи быть заточенной в монастыре, если она ослушается отца…
«Сон в летнюю ночь» – популярный балет в 2-х действиях, который многие любят. Комедия Шекспира считается самой романтической из всех его произведений, он подключил при ее создании свои богатые фантазии, наполнив пьесу увлекательными существами.
Краткое изложение либретто. Первое действие
В основе балета «Щелкунчик» Чайковского лежит рождественская история, поэтому действие начинает развиваться накануне, в Рождественский сочельник. В доме доктора Штальбаума собираются гости. Вслед за взрослыми в комнату приходят и дети в предвкушении рождественских подарков. Последним из гостей оказывается крестный детей доктора Мари и Фрица. Это кукольный мастер, часовщик и изобретатель Дроссельмейер. Он дарит девочке Щелкунчика и рассказывает, что эта игрушка, помогающая теперь раскалывать орехи, была настоящим Принцем, но злобный Мышиный король заколдовал его.
Брат Мари Фриц заставляет Щелкунчика разгрызть слишком твердый орех, и тот ломается. Огорченная Мари жалеет сломанную игрушку, а друзья Фрица, забавляясь и надев маски мышей, дразнят ее.
Но вот праздник закончен, все расходятся. Комната с новогодней елью пуста и залита таинственным лунным светом. Мари тихонечко пробирается к оставленному здесь и уже полюбившемуся ей Щелкунчику. Приходит и Дроссельмейер. Теперь он добрый волшебник и оживляет игрушки. Преображается и интерьер: стены раздвигаются, елка увеличивается в размерах. Становятся в строй бывшие игрушечные солдатики, которыми командует Щелкунчик. Предстоит бой с армией Мышиного короля.
Но мышей становится все больше и больше — силы явно неравны. Мари в отчаянии запускает своей туфелькой в предводителя войска серых грызунов, чем обращает его в бегство. Этот бой выигран. И лицо Щелкунчика начинает меняться — внезапно из уродливой игрушки он превращается в прекрасного принца.
История
Музыка была экспрессионистской и нестройной, движения были сильно стилизованы. В 1924 году Джордж Антейл написал «Механический балет». Это подходило для фильма движущихся объектов, но не для танцоров, хотя было новаторством в использовании джазовой музыки. С этой отправной точки музыка балета делится на два направления — модернизм и джазовый танец. Джордж Гершвин попытался восполнить этот пробел с его амбициозной партитурой к фильму «Давайте потанцуем» (1937), составляющей более часа музыки, которая охватила рассудочный и технически отбиваемый ногой джаз и румбу. Одна из сцен была сочинена специально для балерины Гарриет Хоктор.
Многие говорят, джаз — танец лучше всего представлен хореографом Джеромом Роббинсом, который работал с Леонардом Бернстайном в «Вестсайдской истории» (1957). В
некоторых отношениях это возвращение к «опере-балету», так как в основном сюжет рассказан в словах. Модернизм лучше всего представлен Сергеем Прокофьевым в балете «Ромео и Джульетта». Здесь пример чистого балета, и нет никакого влияния от джаза или любого другого вида популярной музыки. Еще одним направлением в истории балетной музыки является тенденция к творческой адаптации старой музыки. Отторино Респиги обработал произведения Джоаккино Россини (1792-1868) и их совместный ряд в балете называется «Волшебная лавка», премьера которой состоялась в 1919 году. Балетная аудитория предпочитает романтическую музыку, так что новые балеты coчетаются со старыми работами посредством новой хореографии. Известным примером является «Сон» — музыка Феликса Мендельсона, адаптированная Джоном Ланчбери.
«Баядерка» Л. Минкуса
Творчество австрийского композитора Людвига Минкуса связано с Россией. В соавторстве с балетмейстером Петипа он создал 16 балетов, наиболее известный из них «Баядерка». Действие балета, созданного в 1877 г., происходит в древней Индии.
В основе сюжета – романтичная легенда о любви баядерки и юноши-воина. Либретто С. Худекова. Премьера состоялась в 1877 году в Большом театре Петербурга.
Музыка Минкуса отличается мелодичностью, чётким ритмом, она довольно проста и служит в основном музыкальной иллюстрацией к действию.
Партию главной героини исполняли выдающиеся балерины своего времени: Матильда Кшесинская, Ольга Спесивцева, Анна Павлова, Наталья Дудинская.
Великие русские композиторы
Русская классика — это важная часть мирового культурного наследия. Она самобытна и прекрасна, ее отличает особый характер и неповторимое величие. Русские композиторы писали свои произведения вне времени. В XXI веке они по-прежнему звучат мощно и современно. Мы составили список великих русских композиторов, которыми можно гордиться.
- Михаил Иванович Глинка (1804—1857)
- Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887)
- Модест Петрович Мусоргский (1839—1881)
- Пётр Ильич Чайковский (1840—1893)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908)
- Александр Николаевич Скрябин (1872 — 1915)
- Сергей Васильевич Рахманинов (1873 — 1943)
- Игорь Федорович Стравинский (1882-1971)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 — 1975)
«Баядерка»
История
: «Баядерка» — один из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. Впервые постановка была представлена широкой публике в 1877 году, на сцене петербургского Большого театра. А в 1904 году балетмейстер Александр Горский
перенес ее в столицу. С течением времени «Баядерка» подвергалась многочисленным переделкам, неизменной оставалась только сцена «Тени» в исполнении кордебалета. Ее по праву считают настоящим украшением всей постановки и настоящим достижением балетмейстера Петипа.
Сюжет
: между Солором и баядеркой (танцовщицей) Никией вспыхивает любовь. Однако девушка нравится не только своему избраннику, но и Великому брамину, который получив отказ красавицы, решает отомстить ей. Раджа Дугманта тоже хочет смерти баядерки, ведь он мечтает выдать свою дочь за Солора. В результате заговора девушка умирает от укуса змеи, которую ее недруги прячут в букете.
Самая сильная часть «Баядерки» — сцена «Тени». Когда Солор засыпает, он видит невероятную картину: длинной вереницей по ущелью среди Гималаев спускается хоровод теней мертвых душ, среди них есть и Никия, которая зовет его к себе.
3. Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)
Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.
Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку». Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.
В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.
Цитата М.П.Мусоргского: «Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»
Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н.К.РерихИнтересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову
«Коппелия» Л. Делиба
Балет-пантомима впервые был поставлен хореографом А. Сен-Леоном в Париже в 1870 г. Сен-Леон был также соавтором либретто, основой которого стала новелла Э. Гофмана, немецкого писателя-романтика.
Действие происходит на рубеже XVIII-XIX вв. в Галиции: прекрасный юноша полюбил сделанную мастером Коппелиусом механическую куклу. Но в балете отсутствует мистика, присущая новелле. Либреттисты сочинили весёлую комедию о влюблённых, в которой чередуются различные приключения, ссоры и примирения.
Премьера балета прошла с большим успехом, и этот успех сопутствует ему до нашего времени. «Коппелия» стала одним из лучших балетов, классикой балетного жанра и не сходит с мировых сцен.
В России балет впервые был поставлен в январе 1882 г. в московском Большом театре. Постановщик Й. Хансен повторил хореографию Сен-Леона.
Музыка балета эмоциональна, поэтична, выразительна и образна. В отдельных картинах композитор использует национальные танцевальные номера: венгерский чардаш, шотландскую жигу, польскую мазурку и др. Это один из самых популярных классических балетов мира.