Хронология композиторов классической музыки

Токката и фуга ре минор

И.С. Бах работал в самых разных жанрах, но основными были три:

  • вокально-инструментальный;
  • инструментальный (клавир, флейта, скрипка и др.);
  • органный.

Токката и фуга написаны для органа.

Произведение построено на контрасте: токката наполнена сложными пассажами и другими драматическими элементами. Драматизм постепенно нарастает, и вершиной его становится кода.

Стиль фуги также патетический, приподнятый, она продолжает тему токкаты, развивая её. Кода фуги – это заключительная патетическая фантазия, похожая на импровизацию.

Всё произведение отличается мощью звучания.

Народный рейтинг классики (474)

  • № 1: Петр Ильич Чайковский «Лебединое озеро. Танец маленьких лебедей»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 643915

    Под эту музыку в рекламах обожают подпрыгивать упитанные дядьки в балетных пачках. Официально это один из «танцев лебедей» — Allegro Moderato, но все так упорно называли его «танцем маленьких лебедей», что именно под таким названием мелодию знают во всем мире.

  • № 2: Людвиг ван Бетховен «Соната 14 (Лунная соната)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 638704

    Лично мне запомнилось использование Лунной сонаты в мультфильме «Маша и медведь» («До весны не будить»), где в финальных титрах Медведь, намаявшись с Машей, вместе с Волком в ночном лесу ест кашу и воет на луну.

  • № 3: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Вальс цветов»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 636899

    Гениальный вальс от гениального композитора. А картинка из гениального мультфильма )))

  • № 4: Николай Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане. Полет шмеля»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 620274

    Очень быстрый, очень сложный, очень известный

  • № 5: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Танец феи Драже»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 618569

    Эта мелодия на Западе считается едва ли не гимном Рождества (интересно, дело в колокольчиках или чем-то другом).

    Что примечательно, в России под Рождество все чаще звучит колокольчик Джингл Белл…

  • № 6: Арам Хачатурян «Гаянэ. Танец с саблями»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 618142

    Джигиты с саблями взмывают в воздух в стремительном танце.

  • № 7: Людвиг ван Бетховен «К Элизе (Fur Elise)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 616849

    Написано от безответной любви. Любовь не сложилась, зато сложился шедевр.

  • № 8: Феликс Мендельсон «Сон в летнюю ночь. Свадебный марш»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 616320

    Вряд ли Феликс Мендельсон мог предположить, что его музыка станет ежедневно звучать в каждом ЗАГСе России.

    Этот известнейший мотив навевает светлые грёзы множеству незамужних дам. Что примечательно, многие неженатые кавалеры боятся его как огня.

  • № 9: Антонио Вивальди «Времена года. Зима: I. Allegro non molto (Декабрь)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 608193

    Рекламу пива снова разрешили, а значит, мы готовимся опять услышать из всех телевизоров этот шедевр Вивальди, как аккомпанемент к «восхитительному» бархатному вкусу недорогих сортов.

  • № 10: Иоганн Себастьян Бах «Токката и фуга ре минор»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 593969

    Передача «Человек и Закон». Вспомнили?

  • № 11: Петр Ильич Чайковский «Концерт № 1»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 593608

    Первые аккорды в первой части концерта являются одними из самых узнаваемых в истории музыки.

  • № 12: Людвиг ван Бетховен «Симфония № 5»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 586162

    Знаменитый «па-ба-ба-бам», известный также как «мотив судьбы» или «тема судьбы».

  • № 13: Антонио Вивальди «Времена года. Лето: III. Presto (Летняя гроза)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 584176

    Эту музыку скрипачка Ванесса Мэй использовала для своей популярной в недавнем прошлом композиции «Шторм» (Storm)

  • № 14: Рихард Вагнер «Валькирия. Полет Валькирий»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 574519

    По меркам XIX века это была очень грозная музыка, изобразившая полёт ведьм и их боевой клич.

    Однако современные музыканты легко переплюнули Вагнера на этом поприще. Впрочем, я всегда подозревал, что некоторым группам музыку пишет разная нечисть…

  • № 15: Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкий марш (Rondo Alla Turca)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 559487

    Рондо «А ля Турка», или «Турецкий марш» – одно из самых известных произведений Вольфганга Амадея Моцарта. Любовь турок к этой мелодии воистину не знает границ. Простые люди не помнят автора, но все поют. Большинство уверены, что мелодия — народная.

  • № 16: Никколо Паганини «Каприс № 24 ля минор»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 533547

    Современные музыканты часто обращаются к этой мелодии. В 1989 году группа «Ария» задействовала фрагмент «Каприса №24» для вступления песни «Игра с огнём», а текст песни обыгрывает миф, будто бы Паганини продал душу дьяволу взамен на скрипичное мастерство.

  • № 17: Иоганн Себастьян Бах «Сюита № 2 (Шутка)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 526303

    Эта мелодия играет на звонке мобильного у целой кучи истинных ценителей классики. Причем половина из них затрудняется назвать композитора. А вторая половина уверены, что это Моцарт.

  • № 18: Вольфганг Амадей Моцарт «Маленькая ночная серенада (Серенада № 13)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 516359

    Является одним из самых известных и наиболее узнаваемых произведений композитора.

  • № 19: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Марш»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 451664

  • № 20: Людвиг ван Бетховен «Ода К радости (из Симфонии № 9)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 423058

    Гимн Евросоюза, между прочим

  • 1

Петр Ильич Чайковский — Симфония No 6

Эту симфонию великий русский композитор назвал «Патетической», так как в ней он попытался противопоставить жизнь и смерть.

Примечательно, что композиция стала последней работой автора: спустя 9 дней после ее премьеры, Петр Ильич Чайковский скончался от холеры (хотя после ходили слухи о самоубийстве).

Над шестой симфонией Чайковский работал несколько лет, задумав ее еще в 1899 году, о чем даже написал князю Константину Романову. Он сообщил, что хочет создать что-то грандиозное, что станет венцом его карьеры, и очень надеется, что успеет воплотить задуманное до своей смерти. Он успел, и творение получилось действительно грандиозное.

МУЗЫКА

Вечные темы искусства и жизни

Все искусства имеют единую основу — жизнь. Пока жив человек, он будет искать ответы на вопросы, что есть прекрасное и безобразное, добро и зло, любовь и ненависть, мир и война, жизнь и смерть. Отношение к этим вечным темам воплощается в художественных образах музыки и театра, изобразительного искусства и литературы. Но каждый из видов искусства живёт по своим, определённым законам.

По способу исполнения музыкальные произведения подразделяют на вокальные и инструментальные. А по условиям (месту) исполнения и восприятия — на камерные и симфонические. Камерная музыка (от латинского camera — комната) начиная с XVI в. предназначалась для домашнего музицирования или для исполнения в небольших помещениях. Позднее она наряду с симфонической музыкой зазвучала в концертных залах.

Инструментально-симфоническая музыка бывает программная и непрограммная. К программной музыке относятся произведения, написанные на какой-либо литературный сюжет, раскрывающийся в названии, к непрограммной — квартеты, квинтеты, сонаты, концерты, симфонии и др., не имеющие конкретных названий.

Существуют два направления программной музыки. В одном — на первый план выступают красочные, изобразительные свойства музыки, её способность создавать образ — портрет какого-либо действующего лица или пейзажные зарисовки. В другом — программа становится основой переинтонирования литературного сюжета, его обобщённого музыкального воплощения.

К первому направлению можно отнести симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева, «Океан-море синее» — вступление к опере Н. Римского-Корсакова «Садко», «Рассвет на Москве-реке» — вступление к опере «Хованщина» и сюиту «Картинки с выставки» М. Мусоргского, симфоническую поэму «Море» К. Дебюсси. Ко второму — симфоническую сюиту «Пер Гюнт» Э. Грига, написанную к одноимённой драме Г. Ибсена, увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» П. Чайковского по одноимённой трагедии У. Шекспира, увертюру «Эгмонт» Л. Бетховена из музыки к трагедии И.-В. Гёте и др. Однако надо сказать, что границы между этими направлениями весьма условны.

В вокальной музыке содержание художественного образа во многом связано со словом, поэтическим текстом

В инструментальной музыке, где нет слов, как в песне, романсе, кантате, опере, особенно важно представлять себе принципы развития, построения музыки

Сходство и различие (повтор и контраст) — основной принцип развития, построения музыкальной формы. Повторение интонаций, ритмических фигур, музыкальных фраз, тем в инструментальной музыке создаёт ощущение ясности, порядка, стройности, позволяет запоминать музыку, узнавать её образы. Контраст оттеняет грани одного образа или представляет взаимодействие нескольких образов: их сопоставление, столкновение, конфликт.

В этом разделе ты познакомишься с шедеврами мировой музыкальной классики и современной музыки. Это расширит твой кругозор, позволит глубже понять мир, взаимоотношения между людьми, самого себя. Музыкальные образы раскроют перед тобой особенности времени, в которое создавалось произведение, введут в мир самых разных композиторов, чувства и мысли которых созвучны нашему времени, мировосприятию. Именно такие музыкальные произведения стали образцами классического искусства и потому живут в веках.

Выполни задания в творческой тетради на с. 34-35.

Помедленнее, пожалуйста

Еще одно весьма специфическое произведение Джона Кейджа называется Organ²/ASLSP . За аббревиатурой ASLSP скрывается английская фраза As slow as possible , то есть «Как можно медленнее» — по указанию автора относительно темпа исполнения. И хотя произведение состоит всего из восьми страниц нотного текста — из восьми частей, одну из которых по своему выбору музыкант должен был бы пропустить, а еще одну исполнить дважды, — исполнение его силами одного музыканта занимает долгие часы. Так, на органе, который может воспроизводить звук при нажатых клавишах неопределенно долго, при условии что в трубы подается воздух, силами одного музыканта пьесу однажды играли в течение 14 часов 56 минут.

Михаил Глинка

Михаил Иванович Глинка – русский композитор, завоевавший международное признание и основоположник русской националистической школы.

Глинка впервые заинтересовался музыкой в ​​возрасте 10-11 лет, когда услышал частный оркестр своего дяди. Четыре года он проработал в Министерстве связи, но официальная карьера его так и не заинтересовала.

Михаила Ивановича называют гениальным дилетантом. Его стройное произведение считается основой самой поздней русской ценной музыки. Всемирную известность он получил после того, как овладел своим ремеслом в Милане и Берлине, вдохновившись работами композиторов Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти. В конечном итоге, тоска по дому привела его к мысли писать музыку «на русском» .

Первой работой, принесшей ему известность, стала работа «Жизнь за царя» (ранее известная как «Иван Сусанин»), поставленная в 1836 году.  На момент написания оперы он не знал ни сюжета, ни слов, но чувствовал отчаянное желание работать. Более того, композитор хотел создать поистине русскую оперу.

Произведение было закончено, но, к сожалению, Петербургский театр сначала отказался его ставить. В конце концов была достигнута договоренность: опера была поставлена, но при нескольких условиях, которые композитор не мог игнорировать. Одним из них было требование смены названия. В итоге композиция была переименована в «Жизнь за царя», а сам Глинка был вынужден отказаться от всех гонораров.

В своей работе Михаил Глинка хотел прославить простого крестьянина, величие русского национального характера, его отвагу и несомненную стойкость. Таким образом, композиция стала первой русской оперой, написанной совершенно без диалогов, и впервые в истории российской музыки крестьянин выступал не как обычный персонаж, а как героическая личность.

Премьера состоялась осенью 1836 года и имела огромный успех – сам царь лично поблагодарил Глинку и благословил его после окончания оперы . Сегодня именем Глинки названы три русские консерватории. А советский астроном Людмила Черных в его честь назвала малую планету «2205 Глинка», открытую в 1973 году.

В конце останется только один: «Симфоническая поэма» Дьёрдя Лигети

А вот еще одно относительно современное музыкальное произведение (впервые исполнено в 1963 году) от коллеги Карлхайнца Штокхаузена, австрийского композитора венгерского происхождения Дьёрдя Лигети. Сочинение исполняют так: на сцене устанавливается сто метрономов, у каждого из которых завод рассчитан на определенное время и каждому из которых задан свой темп. После некоторого периода тишины (от двух до шести минут, по желанию) по команде дирижера исполнители в числе десяти человек запускают каждый свой десяток метрономов и уходят со сцены (в 1995-м было придумано и впервые использовано приспособление, позволяющее запускать метрономы автоматически и обходиться без исполнителей-людей).

Вначале все это, конечно, звучит как совершеннейший хаос, но постепенно, по мере того как все больше метрономов останавливается, становятся слышны отдельные. В конце концов, в полной тишине остается только один — вскоре замирает и он.

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах – известный композитор, чьи произведения покорили миллионы людей по всему миру .

Бах, как и его современники, широко использовал словесную живопись, чтобы подчеркнуть значение слов в музыкальном плане. В своих произведениях он обращался к очень разнообразной аудитории: среди его слушателей были представители духовенства, купцы, обычные горожане и профессора выдающегося Лейпцигского университета .

Работы Иоганна Себастьяна отличались головокружительным разнообразием. Он сочинял не только вокальные и клавишные произведения, но и инструментальные композиции.

Бах очень часто конфликтовал со своим начальством и даже провел некоторое время в тюрьме за неподчинение. Он постоянно чувствовал, что работодатели его не поддерживают и недооценивают, и славился своим сложным характером .

Композитор занимался внешним консультированием, часто хорошо оплачиваемым, по построению органов, сдавал в аренду музыкальные инструменты, сочинял и играл на похоронах и свадьбах, чтобы получить дополнительный доход. Он также писал пьесы, чтобы отметить дни рождения аристократических покровителей, реальных и будущих.

Удивительно, что, будучи первоклассным органистом, Бах в игре на скрипке отказывался от главных ролей и предпочитал играть партию альта.  По словам его сына Карла Филиппа Эммануэля, он чувствовал, что может лучше оценить равновесие, сидя в середине струнного хора .

Появившись в благоприятный момент в истории музыки, Бах смог исследовать и объединить основные стили, формы и национальные традиции, которые развивались в течение предыдущих поколений, и, в силу своего таланта, обогатить их все. Известный физик Альберт Эйнштейн сказал однажды: «Вот что я скажу про Баха: слушайте его, играйте, любите, превозносите – и закройте свой рот».

Что читать и смотреть в интернете

Как слушать современную академическую музыку

theoryandpractice.ru

Расшифровка лекции композитора Сергея Невского о том, как слушать современную академическую музыку

В ней он разбирает, существуют ли сегодня такие категории, как «мелодия» и «мотив», почему важно взаимодействие музыки и окружающей среды. Каждый абзац пояснений сопровождается отрывком из определённого музыкального произведения — получается и правда настоящая лекция

Похожая лекция есть и на Arzamas: там свою же музыку по кирпичикам разбирают три российских композитора.

Гид по новой композиторской музыке на The Guardian

theguardian.com

В течение 52 недель музыкальный обозреватель The Guardian Том Сёрвис рассказывал о главных композиторах XX и XXI века: Альфреде Шнитке, Терри Райли, Арво Пярте, Мередит Монк, Пьере Булезе, Хельмуте Лахенмане и многих других. Получился более чем исчерпывающий гид по современной композиторской музыке.

contemporary-music.syg.ma

Русский вариант проекта композитора Сергея Невского об истории современной академической музыки последних 25 лет. Текст разделён на пять частей: «Перестройка: молодое вино в ветхих мехах», «Девяностые: импорт и релакс», «2000–2005 годы: цифровая революция и объективная музыка», «2005–2012 годы: новые платформы и бум музыкальных театров» и «2012–2014 годы: маленькие сети и возвращение в локальное». Каждую часть иллюстрируют музыкальные видео.

Алексей Мунипов — о том, чему нас научил Джон Кейдж

daily.afisha.ru

Редакционный директор Arzamas Алексей Мунипов объясняет самые важные идеи и открытия Джона Кейджа. Для тех, кто не может осилить 400 страниц «Разговоров с Кейджем», но хочет понять, почему Кейдж стал одной из ведущих фигур послевоенного авангарда.

100 музыкальных сочинений, с которых нужно начинать слушать классику

daily.afisha.ru

Музыкальный критик Илья Овчинников составил список из 100 произведений, после которых можно без памяти полюбить классику. В блоке «Классика XX века» можно найти 17 сочинений музыкантов — символов прошлого столетия: от Игоря Стравинского и Арнольда Шёнберга до Стива Райха и Пьера Булеза.

Петр Чайковский

Петр Ильич Чайковский считается самым популярным русским композитором в истории. Его имя неразрывно связано с историей российского балета. Русский музыкант был настоящим мастером танцевальной музыки 19 века и вошел в историю как один из самых известных композиторов не только России, но и мира.

Сегодня «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» остаются неизменными хитами балетных трупп всего мира. Однако еще пару столетий назад немногие верили в талант Чайковского. Удивительно, но премьера «Лебединого озера» в 1877 году не вызвала широкого резонанса среди поклонников балета .

Часто критики не принимали работы композитора, называя их «слишком сложными и шумными». Так, например, артисты, выступавшие на премьере балета «Лебединое озеро», заявили, что музыку Чайковского очень тяжело танцевать. Они полагали, что музыка такого богатства и глубины не должна сопровождать их балетные ходы .

Петр Ильич славился своим трудолюбием и безграничной любовью к музыке. Он часто говорил, что «вдохновение – это гость, который не навещает ленивых». Чайковский проводил сутки напролет за работой, стараясь улучшить и без того прекрасные произведения.

Конечно, чтобы стать профессионалом своего дела, нужно провести тысячи часов, оттачивая мастерство. Начать путь к самосовершенствованию вам поможет онлайн-программа «Лучшие техники самообразования», с помощью которой вы овладеете методами и приемами, способными улучшить необходимые вам навыки.

Чайковский умер в Санкт-Петербурге 6 ноября 1893 года. Хотя официально причиной его смерти была холера, некоторые из его биографов считают, что он покончил жизнь самоубийством после унизительного судебного разбирательства по делу о сексуальном скандале. Однако официальной документации, подтверждающей эту теорию, не существует.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков должен был продолжить семейную традицию. Он стал морским офицером, на военном корабле обошел много стран Европы и двух Америк, но музыкальный дар, унаследованный от матери, определил судьбу великого русского композитора.

Центральное место в его музыкальном наследии занимают оперы. Это 15 произведений, которые демонстрируют разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений Римского-Корсакова. Все они имеют особый почерк — мелодичные вокальные линии на фоне оркестровой музыки. Ключевыми темами произведений Римского-Корсакова были русская история и мир сказки и эпоса. Его даже называли «сказочником».

И все-таки они шутят. Иногда

Было время, когда композиторы если и сочиняли какую-нибудь странноватую музыку, то делали это в шутку. В частности, у Вольфганга Амадея Моцарта есть произведение «Музыкальная шутка», в котором собраны все возможные ошибки по части гармонии и ритма, которые мог бы совершить дурной или просто неопытный композитор. Впрочем, в последние лет сто двадцать такого рода решения стали применяться композиторами совершенно сознательно и отнюдь не по незнанию курса музучилища, но это уже совсем другая история…

Изрядно повеселился, по-видимому, и композитор Франц Йозеф Гайдн, сочиняя свои 60-ю и 94-ю симфонии. Помимо прочего, заскучавшего от любви к классике слушателя в них развлекут внезапные громкие аккорды и прочие нестандартные приемы. Но, как это часто бывает, сегодня такие шутки понятны далеко не каждому.

Эпоха романтизма (1820-1900)

Эпоха романтизма, охватывавшая 1820-1900 годы нашей эры, была временем эмоциональной, выразительной музыки.

Композиторы теперь писали музыку, чтобы выразить такие чувства, как горе и любовь, с помощью экстремального динамического диапазона, сложных последовательностей аккордов, использования рубато и других музыкальных приемов.

В нем также развивались новые формы, такие как тональные поэмы, песни, ноктюрны и рапсодии, среди прочих.

Ниже приведены некоторые из известных композиторов эпохи романтизма:

  • Vincenzo Bellini (1801-1835)
  • Луи-Гектор Берлиоз (1803-1869)
  • Иоганн Штраус I (1804-1849)
  • Феликс Мендельсон (1809-1847)
  • Фредерик Шопен (1810-1849)
  • Роберт Шуман (1810-1856)
  • Franz Liszt (1811-1886)
  • Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883)
  • Giuseppe Fortunino Frencesco Verdi (1813-1901)
  • Charles François Gounod (1818-1893)
  • Jacques Offenbach (1819-1880)
  • Clara Wieck Schumann (1819-1896)
  • Сезар Франк (1822-1890)
  • Антон Джозеф Брукнер (1824-1896)
  • Johann Strauss II (1825-1899)
  • Иоганнес Брамс (1833-1897)
  • Eduard Strauss (1835-1916)
  • Жорж Бизе (1838-1875)
  • Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
  • Петр Ильич Чайковский (1840-1893)
  • Antonín Dvorak (1841-1904)
  • Жюль Массне (1842-1912)
  • Эдвард Хагеруп Григ (1843-1907)
  • Gabriel-Urbain Fauré (1845-1924)
  • Сэр Эдвард Уильям Элгар (1857-1934)
  • Giacomo Puccini (1858-1924)
  • Gustav Mahler (1860-1911)
  • Клод Дебюсси (1862-1918)
  • Рихард Штраус (1864-1949)
  • Жан Сибелиус (1865-1957)
  • Эрик Сати (1866-1925)
  • Siegfried Wagner (1869-1930)
  • Александр Николаевич Скрябин (1872-1915)
  • Ральф Вон Уильямс (1872-1958)
  • Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
  • Густав Теодор Хольст (1874-1934)

Джоаккино Россини — «Севильский цирюльник» (The Barber of Seville)

Текущее название опера получила не сразу: автор изначально назвал ее «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Дело в том, что «Севильский цирюльник» – это в первую очередь пьеса, поставленная Пьером Бомарше в 1773 году, а первую оперу по ней написал Джованни Паизиелло, спустя 9 лет

Дело в том, что «Севильский цирюльник» – это в первую очередь пьеса, поставленная Пьером Бомарше в 1773 году, а первую оперу по ней написал Джованни Паизиелло, спустя 9 лет.

Молодой и никому неизвестный Россини напрямую обратился к Паизиелло, попросив его разрешения использовать сюжет пьесы и название. Тот разрешил, так как был уверен в провале Россини.

В итоге, несмотря на срыв премьеры (выступление было сорвано специально по заказу Паизиелло), Россини все равно прославился, как и его опера.

Иоганн Себастьян Бах

Сейчас многие слушатели считают, что музыка, которую писал Бах, мрачна и угрюма. Но люди, которые смогли углубиться в его произведения и понять истинный смысл, утверждают, что произведения маэстро – это настоящие истории мудрого и взрослого человека, который как бы делятся своим жизненным опытом через музыку. Бах родился и вырос в Германии.

Свои произведения он искал преимущественно для органа и для выступлений в церкви. Интересно, что его соотечественники так и не сумели понять истинного смысла его произведений, хотя практически все его родственники были популярными музыкантами того времени, но, увы их имена так и не дожили до наших дней.

Труды музыканта оценили только через сто лет, а сейчас Баха считают лучшим композитором того времени. Он не создавал нового стиля в музыке, но несмотря на это он заложил основы музыки нового и новейшего времени. Многие композиторы современности до сих пор вдохновляются сочинениями великого мастера, а у него их около 1000.

«Хроматическая фантазия и фуга» ре минор

Произведение создано композитором для клавесина с двумя мануалами и педалью. Клавесин, старинный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, был предшественником фортепьяно и не обладал ещё его богатством и выразительными возможностями. Но Бах сумел в сочинении для клавесина достичь органной глубины и монументальности, скрипичной выразительности и нежности и фортепианной виртуозности.

Окончательная редакция произведения относится к 1730 г., написано оно в городе Кётене (Германия).

Сочинение состоит из двух частей: фантазии и фуги. Они контрастны по жанру и образу, но объединены общей тональностью.

Фантазия. Виртуозная часть, насыщенная пассажами, богатством фактуры, динамикой и трагическим содержанием. Затем бурные гаммообразные пассажи переходят в волнообразные арпеджио. Завершает фантазию кода, в которой слышны романтические настроения, ослабляющие трагизм начала.

Фуга. Здесь тема фуги связана с темой коды фантазии, продолжает её, но более сдержанна и внутренне напряжена. Музыкальная тема фуги повторяется восьмикратно и завершается грандиозной кульминацией, утверждающей величие человека, его воли, духа и возможностей.

Это произведение Баха было переведено для многих инструментов: альта, классической гитары, фортепьяно соло, виолончели и фортепьяно и виолончели соло.

Интересные факты:

  • название «Хроматическая» не принадлежит Баху, так назвали произведение его современники из-за хроматически насыщенной мелодии и гармонии;
  • Музыка данного произведения служит саундтреком к французскому фильму Р. Брессона «Деньги» (L’Argent, 1983), по мотивам повести Л.Н. Толстого «Фальшивый купон». 
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: