Самобытность
Для уха европейца, не привыкшего к таким гортанным звукам, изливающимся из глотки, подобное исполнение кажется весьма странным и непонятным явлением
К тому же данная техника в силу своей самобытности обросла множеством мифов, и очень важно отделить от них реальность
Средний обыватель, вероятнее всего, подумает примерно следующее: что происходит с этим человеком, ему плохо? Но тот, в чьем мозгу мелькнула подобная мысль, глубоко заблуждается. Ведь исполнитель горлового пения в этот момент связывается с энергией самой Земли, и каждая клеточка его тела начинает восстанавливаться, и, как следствие, самочувствие постепенно улучшается.
Упражнения для самостоятельного освоения навыка горлового пения
- Активация легких. Займите горизонтальное положение и медленно волнообразно вдохните носом (агым-вдох), одновременно простукивая всю область грудной клетки. Затем сделайте задержку дыхания и хорошенько разотрите грудь теплыми ладонями, после чего выдохните, в течение восьми секунд медленно и глубоко вдыхайте и выдыхайте воздух.
- Укрепление легких. Воспроизведите агым-вдох и сделайте задержку дыхания на 8 секунд. После чего вытяните губы трубочкой и небольшими порциями выдыхайте воздух. Выдыхать следует довольно мощно и каждый раз считать до восьми.
- Укрепление ребер. Встаньте ровно, а ладони прижмите к подмышечным впадинам так, чтобы четыре пальца были направлены вперед, а большой — назад. Затем — агым-вдох, не дышите в течение восьми секунд. После чего начните медленно выдыхать, слегка надавливая на бока, словно помогая себе ладонями.
- Расширение грудной клетки. Примите горизонтальное положение и снова сделайте агым-вдох, после которого обязательно следует задержать воздух. Сожмите кулаки и, подняв руки до уровня плеч, вытяните их перед собой, после чего разведите в стороны. Повторите действие некоторое количество раз, после чего со всей мощью сделайте выдох через ротовое отверстие.
- Усиление голосовой акустики. Вдохните воздух полной грудью через носовые ходы и удерживайте его в течение восьми секунд, после чего коротко и с силой выдохните.
Разновидности горлового пения
Говоря о горловом пении, стоит различать его разновидности и стили. Классификация по принадлежности происхождения включает следующие виды горлового пения:
- Тувинское горловое пение.
- Тибетское горловое пение.
- Горловое пение монахов.
- Горловое пение шаманов.
- Алтайское горловое пение.
История появления горлового пения тесно связана с ритуалами и народными сказаниями. Горловое пение тибетских монахов, например, привлекает своей необычностью исполнения и позволяет настроиться на изучение их удивительной культуры. Тибетское горловое пение слушать можно на различных страницах в сети Интернет. Для этого достаточно ввести запрос “горловое пение тибетских монахов слушать онлайн”, и поисковая система выдаст наиболее популярные результаты в формате аудио- и видеозаписей. Так можно найти горловое пение в современной обработке, что довольно интересно для прослушивания. Также в сети широко представлены концерты горлового пения, позволяющие сравнить исполнение разных вокалистов и остановиться на определенной технике для подробного изучения.
Современное горловое пение использует не только традиционные техники, но и их вариативные сочетания. Конечно, для начинающего исполнителя освоить горловые приемы пения довольно сложно, однако, при желании и должной регулярности занятий можно добиться значительного прогресса. Горловое пение — как научиться этой технике, знают профессиональные педагоги, которые не просто поставят голос, но и подберут наиболее подходящий репертуар. При этом не стоит слушать примеры исполнения: горловое пение в обработке звучит потрясающе и помогает расширить кругозор относительно этой вокальной техники. Кроме того, горловое пение монахов слушать полезно и для развития слуха, и для стабильной работы нервной системы.
Тюрген как горловое пение является отличным примером исполнения. Этот вокалист популяризировал монгольский горловой вокал и стал настоящим примером для начинающих певцов, работающих в этой технике.
В чем польза и есть ли вред?
Горловое пение возникло на заре человеческой цивилизации и применялось у шаманов разных народов мира как для единения со Вселенной, медитации и входа в состояние транса, так и для исцеления души и тела. Также известно, что горловое пение помогает очистить сознание от дурных мыслей, ведь его природа сродни священным мантрам, но оно является более действенным, ведь звуки исходят не только от тела, но и от души.
Ученые выявили, что у человека, исполняющего различные приемы горлового пения, активируются те участки головного мозга, которые обычно бездействуют. И именно благодаря звуковому резонансу на целительной частоте каждая клеточка тела вибрирует и регенерируется. Что, конечно же, приводит к восстановлению всего организма в целом. Из этого видно, что горловое пение влияет на человека очень положительно.
Но все же особенно увлекаться этим не стоит, так как длительные задержки дыхания чреваты увеличением содержания углекислого газа в крови, а чрезмерное напряжение мышц груди приводит к их ослаблению. Поэтому трех часов горлового пения в день более чем достаточно для того, чтобы оно приносило пользу организму, а не вред. Разумное применение данной техники благоприятно сказывается на кровообращении и тонизирует грудные и брюшные мышцы.
Монгольское горловое пение
В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие.
Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, монголов оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.
Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства монголов, тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий.
Чем полезно горловое пение?
Горловое пение польза и вред – в чем же они? Польза заключается в том, что при таком пении задействуются те участки
мозга, которые находились в спящем состоянии. Резонанс, возникающий при пении, заставляет клетки тела вибрировать на
исцеляющей частоте, что приводит к общему оздоровлению организма. Именно горловое вибрато пение обладает этим
чудесным действием.
Если говорить про влияние горлового пения на организм, то можно сказать, что это исключительно позитивное,
оздоровляющее действие.
Какие есть стили горлового пения? Их несколько, выделяют три основных – это Каргыраа, Хоомей и Сыгыт. Отличие их
друг от друга заключается в том, что звучат они в разных регистрах. Хоомей считается базовым стилем и с него обычно
начинается обучение.
Если вы уже занимаетесь вокалом, вам будет проще разобраться с тем, как петь горловым пением и даже как научиться
горловому пению самостоятельно. Если же вы никогда не занимались вокалом, то будет очень правильным позаниматься
таким видом пения, как академический вокал . Данная разновидность вокала является
базовой для всей вокальной отрасли. Там вы получите качественную постановку голоса и вам будет несравнимо проще
потом переквалифицироваться на любой другой тип вокала или виды горлового пения.
Женское горловое пение отличается от мужского в силу особенностей организма. Женщинам рекомендуют практиковать самый
удобный стиль – Хоомей, другие же не стоит использовать часто, так как у женщины может измениться гормональный
баланс. Горловое пение женщины в стиле Хоомей очень полезно для развития голоса в целом и здоровья самой женщины,
нормализации всех процессов в ее организме.
Откуда взялось горловое пение?
Тайна горлового пения заключается в том, что эти практики ввели алтайские шаманы, посредством которых они достигали
единения с природой. Если вы хотите понять, как научиться петь горловым пением, то для начала стоит почитать о нем,
побольше получить теоретических знаний. О том, для чего оно использовалось, как совершенствовалась горловое пение
техника, какие изменения влечет за собой увлечение горловым пением.
Особый интерес представляет горловое пение русских народных песен. Это необычно, и дает нам возможность увидеть наши
русские песни с новой стороны, услышать их в совершенно непривычном звучании. И русская народная манера исполнения,
и горловое пение – все это фольклорные стили, к тому же, недалеко ушедшие друг от друга. В чем-то похожие, а в
чем-то очень разные.
Вы можете легко начать обучение горловому пению в москве, обратившись в хорошую музыкальную студию или вокальную
школу.
Одним из старейших певческих искусств коренного этноса Саяно-Алтайского региона является горловое пение, которое примечательно тем, что при надлежащем исполнении позволяет человеку войти в особенное состояние, называемое трансом, и достигнуть душевного спокойствия, равновесия, а также обрести гармонию с внутренним «Я» и уверовать в собственные силы.
Как появилось пение
Считается, что умение воспроизводить мелодичные звуки предшествовало современной человеческой речи. Способность петь развивалась в древних сообществах, когда человек пытался имитировать звуки окружающего мира, сообщать что-либо другим существам с помощью голоса. Так предки стремились найти общий язык и «спеться» друг с другом.
Пение приобретало мистический характер. В Античности голос был неотделим от концепции анимизма — оживления мертвой материи, пишет автор книги «Голос как культурный феномен» Оксана Булгакова. «То, что в разговорной речи не слова определяют смысл, а тон, интонация, модуляция, темп, звучание, стоящее за словами, страсть и аффект, скрытые в теле, то есть то, что не может быть записано и не записывается, объясняет устойчивое представление о живом голове и мертвой букве, идущее от апостола Павла и вдохновившее всех исследователей устной культуры», — пишет автор. Однако античность наделила голос и противоположным смыслом. И пение стали связывать со смертью. Например, сила голоса Сирен была настолько разрушительной, что за собой влекла смерть. С другой стороны, голос мог и оживить, что доказал миф об Орфее, чей голос был залогом оживления безмолвной души умершей Эвридики.
В мистических свойствах пения убеждены и шаманы, которые активно используют его в своих практиках. Считается, что создаваемые вибрации имеют определенное влияние на физическую среду. Так, когда человек поет, он очищается сам, положительно действует на внешний мир, а подражая звукам природы, можно соединиться с ней. Например, представители алтайской этнокультуры используют горловое пение, стараясь стать частью природы.
Еще одно свойство пения — это невербальное выражение эмоций. Когда человека переполняет какое-то чувство, будь то радость, горе, печаль, любовь, возникает желание проявить эти ощущения через внешнее действие. И порой выразить это словами крайне сложно. И пение — это один из инструментов самовыражения и коммуникации, необходимый для максимально полного, объемного, эмоционального проявления человеческой личности.
Горловое пение
Вокальное расщепление обертон – это горловое пение. Оно характерно для певцов Дальнего Востока. Например, такую технику практикуют в Монголии, Туве и на Тибете. Это своего рода двузвучие, которое заключается в одновременном извлечении двух звуков – голосовых связок и горла. Иногда подобный прием встречается в рок-музыке, в андеграунде и в экспериментальных вокальных направлениях.
Специалисты выделяют четыре подстиля горлового пения:
- сыгыыт – пронзительный свист;
- каргыраа – подражание верблюдице;
- эзен-гилээр – разновидность свиста с особой мелодикой;
- борбаннадыр – опорный, мягкий, тихий звук.
Существует множество других разновидностей. Можно сказать, что у каждого народа и этноса Азии, исполняющих горловое пение, существует свой подвид. Для этих людей горловое пение не просто вокал, а один из инструментов медитации, позволяющих слиться с природой.
Тувинское горловое пение
По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение — хоомей — заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей — каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей — думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).
Происхождение термина «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие — с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.
В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение.
Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.
Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр — свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).
Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы — причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом.
Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги — стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки. При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.
Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» — перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.
Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги — стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки. При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.
Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» — перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.
О традиции сказительства на Алтае
В сказительстве и шаманизме можно найти схожие элементы, несмотря на то, что это два разных мира, два разных течения. Кайчи — это сказитель с феноменальной памятью и гениальными данными. Например, самое большое эпическое произведение, которое записано нашими учеными из Института алтаистики — «Маадай-Кара». Очень сложное и многоплановое, в нем выражены наши священные представления о мире.
Так вот, в этом произведении около 8 тысяч строк. Если его петь, это займет часов 12.
Эти сакральные знания, заключенные в стихотворные строки, исполнялись под музыкальные инструменты, передавались сыновьям или просто одаренным ученикам. Песня сказителя течет, словно речка. По своему усмотрению он может менять какие-то незначительные детали, но основные тезисы всегда оставались неизменными. Например, согласно шаманской мифологии, вселенная состоит из трех миров: верхнего, среднего и нижнего. И кайчи, исполняя свои сказания, вводит слушателя в эти миры.
И шаман тоже может странствовать по разным мирам. Тесно общается с духами, ведет масштабную энергетическую работу, может заглядывать вперед. Это целая религия, которая сильно повлияла на нашу культуру.
Мы поклоняемся духам местности: горам, рекам, кедрам.
Превозносим всё живое: алтайцы всегда были тесно связаны с природой. Она нас кормила, одевала, а мы относились к ней с почтением и отвечали добром.
Основные приемы расщепления голоса
Основные приемы расщепления голоса – это скриминг и хрип. Данные вокальные техники считаются приемами с расщеплением ложных голосовых связок. Скриминг близок к хриплому визгливому крику. Он практикуется в таких направлениях, как металкор и дэткор, блек-метал и спид-метал. В основном крик считается мужской техникой, однако существует несколько вокалисток, которые практикуют скриминг.
Хрип и скриминг имеют свои подгруппы:
- грим – сиплые звуки;
- харш – хриплый скриминг;
- скримо – чисто истерический крик;
- шрай – вой истерического характера.
Приступать к технике расщепления в вокале скриминга нужно под контролем педагога, и следует выполнять специальные упражнения, ведь в ином случае можно повредить голосовые связки. Со временем удастся издавать звуки громко без дискомфорта, что в дальнейшем поможет овладеть различными направлениями музыкального искусства.
Расщепление голоса – драйв и субтон
Один из основных приемов расщепления в вокале рок-вокалистов – это драйв. Исполнители академического вокала считают данный прием «восьмым» смертным грехом и говорят, что после такого пения связки уже могут и не понадобиться. Однако специалисты утверждают, что при правильном выполнении комплекса специфических упражнений, можно выполнять драйв, и достичь потрясающих результатов без вреда здоровью
Важно прислушиваться к себе и работать так, чтобы не было болезненных ощущений. Кроме того, упражнения позволяют укрепить голосовой аппарат и брать высокие ноты
При правильном выполнимом драйве, звук выходит чистый и без дрожания. При этом вокалист не напрягает гортань и хорошо работает диафрагмой. Громкость звука зависит от правильной резонаторики.
Субтон – это расщепление звука в вокале, когда пение происходит с придыханием. Этот прием используют практически все эстрадные певцы. Во время субтона рот нужно открывать широко, соблюдать продых и захватывать воздуха в количестве больше, чем обычно. Его должно хватать на исполнение всей фразы
Важно во время упражнения экономно расходовать кислород
Истоки
Древние буддистские трактаты повествуют о том, что рождение Вселенной произошло от мощных звуковых колебаний, поэтому использование данной техники позволяет наладить контакт с окружающим миром и попросить его о здоровье и жизненной силе.
Основной секрет состоит в том, что оно является практикой, позволяющей обрести гармонию с природой, которая применялась древними шаманами Алтая. И чтобы понять, как научиться приемам горлового пения самостоятельно, следует собрать как можно больше информации, для начала освоить теорию, прежде чем приступить к практике. А также:
- Заглянуть в историю и узнать, для чего именно применялась подобная техника и как она совершенствовалась.
- Побольше почитать о том, какие изменения происходят в организме, если постоянно практиковать горловое пение.
Особенную ценность представляет собой гортанная манера исполнения русских народных песен, так как звучание приобретает новый смысл и раскрывает их с необычной стороны. И горловое пение, и песни, звучавшие из уст наших пращуров задолго до нашего рождения, являются схожими между собой фольклорными стилями.
Если вам интересно, где и как научиться горловому пению, то в наше время можно просто найти школы вокала, расположенные вблизи.
О традиционном этно, трансформации реальности и экспериментах
На данный момент я работаю в оркестре Государственной филармонии Республики Алтай. И я солист группы «Новая Азия». Параллельно есть еще один проект — Todosh. Алтайцы — это разные племена, которые жили в разных частях Горного Алтая. Тубалары, челканцы, теленгиты, я, например, телеут. А внутри каждого племени — род, который начинается от одного общего предка. Вот я из рода Тодош. И в этом проекте я хочу донести мое видение алтайской традиционной музыки. Но сейчас я пишу альбом отдельно от этого проекта — он будет называться «Трансформация реальности». На русском, но с алтайскими корнями. Это о моей реальности, о трансформации моего духовного мировоззрения и мира. О ситуациях, которые влияли на меня.
Мне нравится регги. Вот недавно записал песню «Неповторимый путь». У нас во время пандемии никакие звукозаписывающие студии не работали, и я записал ее под гитару на лестничном пролете
Качества звука там нет, но для меня было важно выразить свою позицию. Я слушаю очень много разной музыки, для меня не особо важны жанры
Я смотрю на качество продукции. Даже иногда попсу слушаю, если она качественная. Мне интересно, как это сделано и с какой подачей. Любая песня — это определенный опыт.
Происхождение горлового пения
Искусство горловой фонации возникло очень давно, на заре человечества. Тогда оно еще не было пением, как таковым, и служило повседневным способом общения. Его основу составляли гласные звуки, щелчки языком и горлом, хрипение и свист. Все это носило подражательный характер, по типу: так шумит река, так поет птица, так рычит зверь. По характеру того или иного звука окружающим было понятно, о каком животном или явлении природы идет речь. Горловое (гортанное) двухголосное пение — это совершенно уникальное явление не только в мире музыки, но и в духовной культуре вообще. Сейчас горловое пение присуще лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона — тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло. Горловое пение слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает урчащие хрипы из глубины лёгких, непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой.
Техника исполнения
В голосе поющего человека смешиваются несколько звуков:
• бурдон — когда его связки смыкаются или вибрируют;
• обертон — когда вибрируют резонаторы головы;
• и унтертон — извлекаемый посредством вибрации мягких тканей его гортани.
Проще всего научиться исполнению в стиле хоомей. Для него характерно смешение бурдона (очень низкого басового звучания, высота которого, как правило, не меняется) и обертона (свиста, которым выводится мелодия).
Высота свиста изменяется при помощи силы выдыхаемого воздушного потока. Этому также помогает движение языка и увеличение или уменьшение объема ротовой полости. Чем больше воздуха может вдохнуть человек, тем продолжительнее будет его пение.
Важную роль в гортанном пении играет пресс. Когда делается глубокий вдох, воздух волной проходит от живота до плеч, диафрагма поднимается, и в груди создаётся избыточное давление.
Одновременно смыкаются голосовые связки, и воздух с силой выходит из лёгких, создавая своеобразное, очень низкое звучание.
Упражнения для самостоятельного обучения
Техника горлового пения является одной из самых сложных техник расщепления голоса. Изучать ее лучше сразу с педагогом по вокалу для взрослых, чтобы избежать ошибок и травм. Начать можно с хоомея – базовой разновидности. Человек, решивший освоить горловое пение, начинает обучение с упражнений для голоса, цель которых – разогреть речевой аппарат и подготовить его к исполнению. Одним из лучших упражнений является протяжное пропевание гласных звуков. Певец выбирает любой гласный звук, например, «а», и поет: «ааа». Во время упражнения он концентрируется на голосе и мысленно направляет его в точку, находящуюся на значительном расстоянии.
После этого можно переходить непосредственно к исполнению. Для этого певец расслабляет нижнюю челюсть
Его рот приоткрыт, внимание сосредоточено на корне языка. Он ищет определенный угол, под которым должен быть открыт рот, и для этого поет гласные звуки, как делал это во время упражнения для разогрева речевого аппарата
Когда угол найден, певец чувствует, что его горло не передавлено и звук выходит объемный и не зажатый.