Происхождение жанра
Ответ на вопрос о том, что такое марш, следует искать в истории тех времен, когда этот жанр только-только складывался. Первые зачатки подобной музыки можно обнаружить еще в античности. В Древней Греции и Римской империи движение войск обязательно сопровождалось музыкой. Это помогало поддержать боевой дух солдат. Именно поэтому марши по своему звучанию чаще всего бодры и энергичны, потому что они должны настроить рядовых и офицеров. С древних времен эта формула не менялась.
«Марш славянки» обладает узнаваемой простой мелодией, благодаря которой он стал едва ли не одним из национальных символов России. Известен он и за рубежом. Произведение часто используется в западных фильмах в качестве атрибута советской или российской армии.
«Марш славянки» получил свое название в знак той тяжелой судьбы, которая уготована всем женам и матерям, проводившим своих мужчин на фронт. Интересно, что оригинальная версия музыкального произведения не включала в себя текст. Все стихи появились уже позднее, когда мелодия стала крайне популярной в русской армии.
В 1915 году были выпущены первые пластинки с записью марша. Именно в это время шла Первая мировая война. Войскам, как воздух, была необходима «духоподъемная» музыка, под которую было бы не страшно уходить на фронт. Именно таким и стал этот марш.
Мелодия не была забыта даже в советское время, хотя многими она не беспричинно воспринималась как символ царской эпохи. До сих пор идут оживленные споры о том, исполнялось ли «Прощание славянки» на судьбоносном параде 7 ноября 1941 года, когда войска отправлялись защищать подступы столицы от нацистских войск.
В современной России под этот марш в путь отправляются фирменные поезда, а также новобранцы, которые покидают родные места, чтобы пройти службу в армии.
Марсельеза
Марсельеза является одним из знаменитейших маршей Великой Французской Революции. В настоящее время «Марсельеза» является гимном Франции: она считается одним из самых красивых и пламенных гимнов во всем мире. Изначально «Марсельеза» носила название «Военный марш Рейнской армии». Интересно, что написан он был в рекордные сроки: на его сочинение потребовалась всего одна ночь. В 1792 году Клод де Лиль, военный инженер, настолько вдохновился происходящими на родине изменениями, что написал пламенную песню, призывавшую к свободе, борьбе с тиранами всех мастей и независимости. Всего через несколько недель марш уже был на устах всех революционно настроенных французов.
В России есть свой собственный вариант «Марсельезы» – так называемая «Рабочая Марсельеза», которая была создана в 1875 году. После революции 17-го года эта песня некоторое время была гимном молодой Советской Социалистической Республики.
Классификация маршей
-
Военный марш
— когда марширует войсковая часть или другая организованная колона людей. Например, «Прощание славянки». Выделяют несколько видов военного марша:- строевой марш
- походный марш
- встречный марш
-
Спортивный марш
— на физкультурных парадах и соревнованиях («Олимпийский марш»). - Траурный марш (Похоронный марш Ф. Шопен).
- Сказочный марш (марш Черномора из оперы Руслана и Людмилы, «Шестрие чуд морских» из оперы «Садко»).
- Юмористический марш («Любовь к трём апельсинам» С.С. Прокофьев).
- Игрушечный марш («Марш» из балета «Щелкончик» П.И. Чайковского).
-
Детский марш
(из «Детской музыки» С.С. Прокофьева). - Песня-марш («Вместе весело шагать»).
- Карнавальный марш.
Марш является прикладным жанром.
Песни гражданской и Великой Отечественной войн
Песни, посвященные отважным подвигам солдат, обладают огромной нравственной силой. Они воспитывают патриотизм, пробуждают в человеке чувство гордости за свой народ, вдохновляют на борьбу за светлый идеал. В смутные времена военные песни придавали бойцам силу и бодрость, подзадоривали, дарили минуты радости, воодушевляли тружеников тыла. Многие песни создавались фронтовиками, именно они писали и текст, и музыку. В память о войне осталось множество чутких, лиричных песен, воспевающих дружбу, героизм, мужество и верность: «Священная война» В.Лебедева-Кумача, «Алеша» Э.Колмановского, «День Победы» Д.Тухманова, «Темная ночь» Н.Богословского, «Смуглянка» А.Новикова, «Журавли» Я.Френкеля и другие.
«Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Николая Римского-Корсакова
Написанная в тяжелые временя для России – в период первой русской революции, опера призвана напомнить, что главное – это светлая надежда на будущее. Римский-Корсаков посредством музыкальных звуков рассказал о том, как важна духовность, чистота, верность своей стране и о том, что добро всегда побеждает зло.
Китеж, это, по легенде, город, находящийся в северной части Новгородской области у озера Светлояр. Построенный князем Владимиром, он являлся духовным центром, оплотом православия, символом чистоты русского народа. Татарский хан, узнав о богатствах, находившихся в Китеже, послал свое войско на святой город. Силы были неравны и богатыри не смогли устоять под натиском вражеских завоевателей, пав смертью храбрых.
Горожане не собирались сдаваться без боя. Они вышли навстречу врагу с оружием, с иконами и крестами. И тут совершилось чудо – город стал невидимым для врагов…
Интересные факты
Какие есть жанры в классической музыке, было рассказано выше, а теперь немного занимательных фактов.
Исследование, проведенное в 2015 году итальянскими учеными, доказало, что прослушивание композиций Моцарта стимулирует мозг к более активной деятельности. Противоположный эффект на его активность производят некоторые произведения Бетховена. Процесс увеличения активности мозга был назван «Эффектом Моцарта».
В Южной Африке был проведен другой эксперимент, целью которого ставилось выявление влияния классической музыки на растения. Как выяснилось, от прослушивания мелодий Вивальди они росли несколько быстрее, а также их здоровье немного укрепилось. Однако ученые утверждают, что благотворный эффект был достигнут, благодаря вибрациям, исходящим от музыкальных инструментов, а сами мелодии и звуки никакого воздействия не оказывают.
Многие композиторы-классики были сумасшедшими. К примеру, Э. Сати употреблял в пищу только продукты и блюда белого цвета, а для самозащиты носил с собой всегда молоток. А. Брукнер фанатично относился к вещам и постоянно все пересчитывал, известны случаи, когда он доставал из гробов черепа Шуберта и Бетховена. Моцарт тоже имел весьма серьезные отклонения в поведении: он любил вести себя, как кошка, причем даже во время репетиций.
Марш Мендельсона
В 1842 году Феликс Мендельсон написал свой самый знаменитый марш, который со временем стал интернациональным символом свадебных торжеств и заключения брака. Первоначально, по замыслу автора, произведение являлось частью концертной увертюры «Сон в летнюю ночь», основой для которой стала комедия английского драматурга Уильяма Шекспира. Прусский король Фридрих Вильгельм стал непосредственным вдохновителем этого немалого труда, заказав у композитора полноценную сюиту.
Но со временем марш Мендельсона стал самодостаточным и зажил своей жизнью. Это яркий пример того, как жанр оторвался от своих военных корней. От предшественников произведение Мендельсона получило узнаваемую структуру и ритм, однако ничего милитаристского в этой музыке уже не было.
Седьмая («Ленинградская») симфония Дмитрия Шостаковича
Великая Отечественная Война пробудила желание в Шостаковиче написать произведение, которое поможет человеку обрести веру в победу над жестоким врагом. В сочинении отражается борьба добра со злом, воля Советского народа к победе, непреодолимая сила духа русских людей. Симфония – это хроника военных лет, каждый звук которой повествует об исторических подвигах героев.
Сочиняя композицию, Шостакович находился в гуще военных событий. Писал он ее в перерывах между боевыми дежурствами в войсках противовоздушной обороны. Война ужасающе повлияла на моральное состояние композитора, в своей музыке он передал тревогу, которую испытывал за своих близких, оставшихся в блокадном Ленинграде.
Впервые произведение прозвучало в Куйбышеве в 1942 году. Премьера в окруженном городе-герое состоялась 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады. Трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители, музыка звучала в каждом доме. Враги остались в полном изумлении, это был настоящий подвиг русских людей, которые в холод, в голод не забывают думать об искусстве и о вечных ценностях. Спустя годы многие немцы говорили, что именно в тот момент осознали непобедимость русского народа.
Композиционные особенности
Помимо своих прикладных особенностей, любой марш отличается и узнаваемыми композиционными чертами. Это размеренный темп и четкая структура. Композиторы, пишущие марши, стараются избегать вольностей и чрезмерных импровизаций, потому что в таком случае войскам сложно следовать за ритмом. Часто структура всего произведения основывается на барабанной дроби, и именно ударные инструменты становятся ориентиром для слушателей.
Чтобы точно описать, что такое марш, также необходимо упомянуть несколько его видов. Это произведения, написанные специально для парадов, строевого шага, а также колонного построения. Все они имеют свои размеры и пишутся по определенным лекалам. Еще один распространенный вид марша — траурный. Его исполняют на похоронах и торжественных погребениях. Он отличается скорбной мелодикой.
Значение слова «марш», пришедшего к нам из французского языка, многообразно. Маршем называют способ передвижения в строю, военный маневр, армейский или спортивный поход, музыкальную композицию с характерным чеканным ритмом. Зрительный образ, ассоциирующийся с маршем, — парадное шествие воинов, шагающих в ногу под звуки трубы и литавров.
В переводе с французского, marche — действие, ходьба, поступь. В русском языке у этого слова есть и другие определения. Но начнем мы с прекрасного, то есть поговорим о музыке. Что такое марш?
История происхождения марша
Марш сформировался как жанр военной музыки в эпоху позднего средневековья на основе народной походной песни, военных сигналов, некоторых форм танцевальной музыки.
Начиная с 18 века в европейских странах для исполнения маршевой музыки стали специально создаваться военные инструментальные капеллы и оркестры, состоящие из деревянных и медных духовых инструментов и барабанов. К началу 19 века к ним добавляются и металлические ударные — литавры, тарелки и т.д.
История русской военной музыки восходит к временам Киевской Руси. Об игре на духовых инструментах во время похода княжесткой дружины упоминается еще в «Слове о полку Игореве». Организующие, воодушевляющие свойства военно-духовой музыки отмечались многие военачальники. А.В. Суворов писал, что «музыка удваивает и утраивает армию».
Инструмент воодушевления
Не случайно марши составляют основу репертуаров военных оркестров. Дело в том, что они оказывают сильное психологическое воздействие на солдат и офицеров действующей армии – эта функция остаётся неизменной с XVI века. Как писал в 1947 году советский композитор Борис Асафьев, «марш должен поднимать боевой дух войск, а потому эмоциональное начало в нём должно быть действенным и ярким».
Аналогично мнение участника Великой Отечественной войны – полковника Баурджана Момыш-Улы. «Музыку, пение боевых и иных песен» Момыш-Улы называл в числе «средств воодушевления войск». Полковник описывал воодушевление как «подъём душевных сил, стремительный поток энергии, бодрости».
Всё это совпадает со свидетельством специалиста по этологии Конрада Лоренца, лауреата Нобелевской премии. Как человек, прошедший Вторую мировую войну в составе вермахта, Лоренц опирался в том числе и на личный опыт. Воодушевление, по версии учёного – это «автономный инстинкт человека». У него есть физиологические проявления – чувство «священного трепета» на спине и наружной поверхности рук, шевеление волосков на коже. Одновременно у человека повышается тонус поперечнополосатых мышц, выравнивается осанка. Воинственность и готовность защищать социальные ценности Лоренц считал одним из проявлений инстинкта агрессии. При этом он находил параллели между поведением человека и других социальных животных.
«Когда при звуках старой песни или какого-нибудь марша по мне хочет пробежать священный трепет, – я обороняюсь от искушения и говорю себе, что шимпанзе тоже производят ритмичный шум, готовясь к совместному нападению», – писал Конрад Лоренц в книге «Агрессия (так называемое зло)».
Жанр сценической музыки
К началу XVIII века практически каждая европейская армия имела свой марш, звучавший на мирных парадах, поднимавший дух солдат во время военных действий. Он стал таким же атрибутом, как форменное обмундирование или общевойсковое знамя.
Однако марш — музыка не только строевая. Легкие ритмичные мелодии сопровождали появление на сцене актеров в древнегреческих и западноевропейских средневековых театрах. Под звуки марша комедианты раскланивались перед зрителями и покидали подмостки.
Минорные и мажорные мотивы с чеканным темпом входят в состав симфоний, опер и сюит, исполняющихся на струнных или клавишных инструментах. Большое значение маршу придавали Глюк, Гендель и Рамо, а также Моцарт, Шопен, Бетховен и Шуберт. Марши писали русские композиторы Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский и многие другие.
Музыка для чёткого шага
Название «марш» происходит от французского marche – «шествие вперёд». Обычно марши исполняются на открытом воздухе, а их темп соответствует ритму быстрого шага – 120 ударов в минуту. Как музыкальный жанр марш зародился в конце XVI века в армии императора Священной Римской Империи Максимилиана II. Совершая переходы на дальние расстояния, солдаты должны были идти в ногу, и чтобы помочь им, отряды сопровождали флейтисты и барабанщики.
Впоследствии в европейских армиях марши исполняли военные оркестры. При Петре I этот музыкальный жанр прижился и в России. Свои собственные марши имели Преображенский, Семёновский, Измайловский полки. Марши скрашивали монотонность переходов и даже облегчали их.
«Под мерный, громкий и большею частью весёлый марш идти гораздо легче; все, даже самые утомленные, приосанятся, отчетливо шагают в ногу, сохраняют равнение», – отмечал писатель Всеволод Гаршин, ветеран русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Музыковеды относят марш к массово-бытовым жанрам. Его считают военной разновидностью так называемой функциональной музыки (известнейший пример – напевы русских бурлаков «Эй, ухнем»). С развитием жанра помимо походных маршей появились парадные и другие разновидности. Однако связь с военным шествием осталась – марши по сей день используются для обучения солдат строевому шагу.
Эмоционально-эстетическому воздействию маршей слушатели подвержены независимо от того, являются они военнослужащими или нет. В книге Валентина Петрушина «Музыкальная психология» музыка в быстром темпе с мажорной окраской характеризуется как «музыка радостная, жизнеутверждающая, весёлая, ликующая». Воздействие усиливается характерной музыкальной интонацией.
Музыковед Дина Кирнарская относит жанр марша к «базисной форме призыва» – его цель в том, чтобы побудить слушателей к действию, «заразить» их энергией.
В XX веке, когда широко распространилось радио, эмоциональная и коммуникативная окраска маршей сделала их востребованным инструментом государственной пропаганды. В СССР марши вдохновляли слушателей на ежедневные подвиги в труде и спорте. Под звуки маршей школьники в 1930-х годах делали утреннюю гимнастику.
«Из-за моего похода на демонстрацию я не успел послушать по радио трансляцию военного парада, торжественные марши, бравые команды. А хотелось бы всё это послушать, это всегда так поднимает настроение! Я пойду, конечно, по военной линии, как отец», – писал в дневнике 7 ноября 1939 года 16-летний московский школьник Николай Большунов.
Самые известные марши
Большую популярность этот жанр приобрел в армии, и является основным направлением военной музыки. Однако марши вышли далеко за рамки военных произведений и получили широкое распространение в жанрах сценической и концертной музыки, таких как опера, балет.
На данный момент существует великое множество маршей. Написанные в разные периоды времени, они передают определённые эмоции и чувства присущие своей эпохе. Есть и такие произведения в данном музыкальном жанре, которые не утрачивают своей популярности с момента создания и до наших дней. Далее рассмотрим самые известные марши за всю историю этого жанра.
Марш Мендельсона
Один из известнейших свадебных маршей мира, написанный немецким композитором и музыкантом Феликсом Мендельсоном в 1842 году. Изначально произведение было создано для пьесы «Сон в летнюю ночь». А в 1858 году марш исполнился на свадьбе принцессы Виктории, после чего и приобрел свою популярность и был признан как свадебный марш.
Похоронный марш
Еще одни знаменитый марш, известный по всему миру, был написан в 1837 году Фредериком Шопеном и является третьей частью из четырёх Сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор. Это произведение одновременно смешало в музыке такие чувства как горе, тоска, грусть и безнадёжность, что не могло оставить слушателя равнодушным. Именно сам автор стал первым человеком, которого похоронили под звуки этого произведения. Впоследствии эта музыка звучала все чаще на похоронах у различных народов мира, что принесло известность данному маршу.
Марш «Прощание славянки»
Русский марш, созданный трубачом Василием Агапкиным в 1912-1913 годах. С момента создания и по сей день считается национальным маршем. Под его звуки провожают людей в дальнее путешествие, на военную службу, также марш символизирует проводы на войну. В зарубежных странах является самым узнаваемым музыкальным произведением символизирующим Российскую Федерацию.
Парадный марш «День Победы»
Знаменитая советская песня, написанная композитором Д. Тухмановым на слова поэта В. Харитонова, изначально стала популярной строевой песней в Советской и впоследствии Российской армии. А затем и парадным маршем, без которого не обходится ни одно празднование девятого мая – дня победы.
Военный марш Рейнской армии (Марсельеза)
Самый знаменитый марш Французской революции (1789-1794 гг.) написанный в 1792 году Руже де Лилем изначально именовался «Военный марш Рейнской армии». После того как в Париж вошёл батальон добровольцев из Марселя в июне 1792 года, напевая слова этого марша, он и получил своё знаменитое название «Марсельеза». А через год был выбран официальным гимном Франции.
Приведённые в этой статье самые известные марши это только малая часть гениальных творений разных эпох, так как марш, является очень многогранным и выразительным музыкальным жанром. Марши могут быть абсолютно разными по стилистике:
- Военно-строевой.
- Торжественный.
- Траурный.
- Спортивный.
- Сказочный.
Такое разнообразие естественно не может остаться без внимания великих композиторов. Марши можно обнаружить в крупных произведениях М. Глинки, Л. Бетховена, П. Чайковского, М. Мусоргского и многих других гениальных композиторов.
Автор – Станислав Колесник
Пожалуй, самый популярный в мире марш – Свадебный марш Мендельсона. Для поднятия настроения прослушайте полную версию марша:
Источник
Русский романс
Откуда появился русский романс? Этот жанр возник под влиянием течений романтизма. Это произошло в первой половине девятнадцатого века. Нельзя сказать, кто именно придумал этот жанр. Важный вклад в становление старинного романса сделали Гурилев, Алябьев, Варламов. Во множестве произведений встречаются цыганские мотивы. Впоследствии в России появилось несколько видов романсов – салонный, жестокий и прочие.
Наиболее популярным это направление в музыке стало в начале двадцатого века. Именно в этот период работали такие известные исполнители, как Вертинский, Плевицкая, Панина. Затем традиции стали продолжать Изабелла Юрьева и Петр Лещенко.
Передвижение войск и боевых отрядов
Что такое марш с точки зрения военной стратегии? Так называют организованную передислокацию войсковых соединений, цель которой — выход на новые рубежи в максимально сжатые сроки. Люди и военная техника в условиях марша передвигаются самоходными колоннами или перевозятся на автопоездах. Если такая переброска войск производится в военное время, марш может иметь направление вдоль фронта, к фронту или в тыл. Для обеспечения секретности активные действия совершаются под покровом темноты, а в светлое время суток войсковые колонны останавливаются на привал в районах с ограниченной видимостью.
В военном деле существует и такое понятие как марш-бросок. Значение этого выражения в словарях — стремительное непрерывное движение войск в один прием. На самом деле при совершении марш-бросков механизированными, конными или пешими отрядами, перерывы все же бывают. Длительность привалов, в зависимости от общей протяженности маршрута и поставленной боевой задачи, составляет от нескольких минут до 2-3 часов.
Новый европейский романс
С тринадцатого века во Франции, а затем в Германии и прочих странах Европы термин стали применять для обозначения небольшого музыкального и поэтического произведения, которое отличается лирическим характером.
В девятнадцатом веке появились известные национальные школы – французская, русская, немецкая и австрийская. Композиторы часто объединяли романсы в вокальные циклы. В качестве примера стоит привести Шуберта, Бетховена, Шумана, Брамса.
В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века появились другие школы – чешская, финская, польская, норвежская. Помимо камерно-вокальной классики, получило развитие бытовое направление. Оно ориентировалось на певцов-любителей.
Романс обладает строфической формой. При этом в нем не обязательно используются периоды с четным числом тактов, которые характерны для песни. В таких творениях допустимы расширения или переходы между строфами.
Важно, чтобы вокальная партия отличалась ясной и рельефной мелодией. Также большое значение имеет певучесть
Рефрен в таком произведении, как правило, отсутствует. Однако существуют и исключения.
Как правило, романс создается для сольного вокального исполнения. При этом обязательно предусмотрен инструментальный аккомпанемент – обычно гитары или фортепиано. Это произведение можно отнести к категории камерной музыки. В сочинениях академических композиторов инструментальное сопровождение часто сопоставимо по значимости с вокальной партией.
Опера
Иногда этот жанр используется при написании опер. К примеру, Мейербер создал произведение «Гугеноты», в первом действии которого звучит Романс Рауля. Также можно привести в пример Романс Антониды в опере «Иван Сусанин», которую написал Глинка.
Инструментальная музыка
Фрагменты циклических произведений и отдельные пьесы, которые по происхождению можно причислить к романсам, часто применяются в инструментальной музыке периода второй половины восемнадцатого и девятнадцатого веков. В качестве примера стоит привести вторые части клавирного концерта d-moll Моцарта.