Дмитрий алексеев: фортепианная игра как пение души

Антитеза

Что может быть общего у таблеток от ангины и литературного приема? 

Слово «антитеза» имеет какой-то лечебно-лекарственный оттенок. 

Таблетки «Антиангин» — это противостояние простуде. А антитеза — противопоставление. Оба слова начинаются с «анти», которое означает отрицание.

Так что же отрицает антитеза?

Антитеза — фигура речи, представляющая собой противопоставление. Может проявляться не только на уровне словосочетаний, на уровне предложений, но и на уровне целого текста.

Например: по принципу антитезы часто строятся стихотворения, где чувства лирического героя чему-то противопоставлены: 

В небесах торжественно и чудно!Спит земля в сиянье голубом…Что же мне так больно и так трудно?Жду ль чего? Жалею ли о чем?(М.Ю.Лермонтов, отрывок из «Выхожу один я на дорогу»)

В этом отрывке мы видим антитезу. Тревожные чувства лирического героя противопоставляются умиротворенному пейзажу.

Синекдоха

Не пугайся незнакомого названия — синекдоха усиливает выразительность языка и придает речи обобщающий смысл за счет переноса названия от общего к частному. Отличительная особенность синекдохи в том, что она может заменять множественное число на единственное. Например, «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» — строки М. Ю. Лермонтова: здесь единственное число — «француз» — подразумевает множественное.

Синекдоха чаще всего используется в публицистике, но ей есть место и в устной речи — только вот не во всех случаях она бывает уместна. Например, в деловом общении лучше воздержаться от употребления таких приемов. А на письме категорически нельзя использовать синекдоху в научном стиле.

6. Олицетворение

Олицетворение — это прием, который основывается на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами. Чаще всего олицетворения можно встретить в стихотворениях: «деревья проснулись», «ветер шепчет» или «рояль поет».

Глагол в данных случаях выступает как средство оживления — он создает впечатление, что предмет находится во взаимодействии с человеком. При помощи олицетворения можно расширить свои описательные возможности и выразить отношение к предмету разговора.

Предложения, в которых употребляются олицетворения, мы слышим ежедневно, хоть зачастую и не замечаем этого. Единственное, что нужно запомнить: олицетворений должно быть в меру, а так — пользуйся, не переусердствуй.

7. Гипербола

Гипербола — это образное выражение, которое несет в себе непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы и других качеств предмета/явления/человека. У гиперболы есть противопоставление — литота. Она, напротив, выражает непомерное преуменьшение всего вышеперечисленного.

Вот несколько примеров гиперболы: «сто лет не виделись!», «тысяча извинений!», «сотый раз говорю», «напугал до смерти». Понятное дело, что говорить сто раз об одном и том же как минимум странно, а не видеться сто лет и случайно встретиться снова — вообще невозможно, но такие впечатляющие выражения помогают усилить эмоциональность и сделать речь более красочной.

8. Перифраза

Перифраза — упоминание объекта не путем его называния, а через описание. Чтобы сразу стало понятно: врачи — это «люди в белых халатах». Или вот еще пример: «Люблю тебя, Петра творенье!» равнозначно фразе «Люблю тебя, Санкт-Петербург!» Мы не называем город, но даем некий намек, описываем его, и само прямое упоминание становится не нужным.

Другие примеры

Еще одна распространенная темы в отечественной лирике – описание природы и Родины. В данном случае в качестве образца школьникам можно предложить сочинения С. Есенина

При анализе его стихов следует указать на то, что русская природа в фольклорном преломлении занимала важное место в его творчестве

Основная идея всех его стихотворений – это глубокая любовь к России. Отдельно следует указать на поэтическую лексику автора. Есенин принадлежал к направлению имажинистов, поэтому в его ранних сочинениях встречаются выразительные эпитеты, которые создают поэтические символы крестьянского быта, природы. Итак, план анализа стихотворения на школьных уроках литературы должен включать следующие компоненты: краткую характеристику истории создания произведения, выделению темы, идеи, поэтической лексики. Кроме того, школьник обязан указать общие особенности творчества автора, которые проявились в конкретном сочинении. Приведенный пример анализа стихотворения может послужить образцом для учащихся.

Главная мысль

Тема стихотворения должна быть названа школьником с предельной точностью: ведь от ее правильного определения зависит дальнейший ход работы над анализом произведения. Идею лирического сочинения лучше всего выразить одной фразой для того, чтобы сам школьник отчетливо понимал, о чем именно писал поэт (о природе, дружбе, любви, Родине, поэзии, истории и т. д.). В рассматриваемом стихе Тютчева речь идет о раскаянии за причиненное возлюбленной горе. Поэтому ученики могут сказать, что перед ними – любовное стихотворение, однако сразу же необходимо пояснить, настоящая тема стихотворения – это скорее боль по ушедшему счастью, которое, пройдя, причинило возлюбленным столько горя.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Кто, если не мы?

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Что означает музыкальный размер и что такое такт

Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.

Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.

Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.

Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.

Расстояние от одной сильной доли, до следующей сильной доли называется ТАКТОМ. На письме такты разделены тактовыми чёрточками.

Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.

Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:

Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.

Нижнее число обозначает длительность каждой доли.

Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).

Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).

Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.

Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».

Все понятно448Запутался124

Ассонанс

Давайте пропоем (да-да, прямо вслух) слово «ассонанс». Протянутся гласные звуки. Так мы запомним, что ассонанс — это повторение гласных звуков.

Например:

Быстро лечу я по рельсам чугуннымДумаю думу свою(Н.А.Некрасов, отрывок из «Железной дороги»)

Буква «у» — это звук ветра, возникающий от стремительного движения вперед. С другой стороны, это звук тоски и растянутого времени: «Ску-у-ука».

Чтобы запомнить понятие аллитерации, представим, что мы читаем реп. На самом деле, тут и сильно фантазировать не придется. Возьмем строчку из музыкальной композиции Оксимирона:

Если вкратце, всё дело в пользе от аллитераций 

Запомним, что слово «аллитерация» мы проговариваем быстро, с акцентом на согласные — так же, как это делает репер. Тогда мы точно не забудем, что аллитерация — это повторение согласных звуков.

Мы разобрались с средствами художественной выразительности. Поняли, какие они бывают и как украшают наш язык.

Образ лирического героя

Школьник, который делает анализ какого-либо стихотворения, должен помнить, что в любом лирическом произведении присутствует автор. Последний либо высказывает свои мысли от имени другого персонажа, либо сам непосредственно обращается к читателям. В рассматриваемом сочинении Тютчев от своего имени выражает переполняющие его эмоции, что удваивает ценность данного стиха. Он имеет, таким образом, не только значение художественного произведения, но и показывает читателям реальные события из жизни поэта. Данное произведение, несмотря на его пафосность, вообще характерную для творчества Тютчева, имеет интимное звучание. Ведь в нем поэт делится с читателем своей личной драмой, которая оказала большое влияние на всю его последующую жизнь. О том, что стихотворение имеет личный характер, указывает ряд обращений к читателям, восклицательные предложения, междометия. Поэт очень искренен в выражении своих чувств: он прямо делится своим горем, говорит о жалости к возлюбленной, о ее страданиях. Из рассматриваемого примера видно, что характеристика образа лирического героя позволяет прочувствовать эмоциональный фон стихотворения, понять его содержание, сюжет и идею.

Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар

Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.

Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:

Диез –повышает звучание ноты на полтона.

Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.

Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.

На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.

Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона

Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.

А на этой картинке указано расположение бемолей:

Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.

Как правильно писать диезы и бемоли

Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:

Важное место среди знаков альтерации занимает бекар. Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза

Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:

Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:

Также существует дубль-диез:

и дубль-бемоль:

Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.

Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».

Многосоюзие

Двигаемся дальше!

Многосоюзие — фигура речи, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в строке или предложении.

Нет, многосоюзие — это не альтернативное название формы устройства СССР. Это фигура речи. Автор специально увеличивает количество союзов, чтобы передать ритм речи и эмоции лирического героя. Давайте посмотрим на пример:

И ароматы… и движенье,И шум, и блеск, и красота –Зелёный бал — воображеньяЕдва рождённая мечта…(из стихотворения «С кровати», И. Анненский)

Здесь перечисление с «и» создает ощущение бесконечности ряда, сильную увлеченность лирического героя происходящим. А мы, тоже увлеченные, идем дальше!

Тропы

Тропы — употребление слова в переносном значении.

Тропы Значение термина Пример
Аллегория Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. Прекрасен царскосельский сад,Где льва сразив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
Гипербола Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Гротеск Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Граф Хвостов,Поэт, любимый небесами,Уж пел бессмертными стихамиНесчастье Невских берегов… (А.Пушкин)

Литота Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).
Метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.

Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина)
Метонимия Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения.

Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Олицетворение Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль,И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)
Перифраз Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса)
Синекдоха Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, русский колет, рубит, режет.

Мы все глядим в Напoлеоны.

Эпитет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. Но люблю я, весна золотая,Твой сплошной, чудно смешанный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком.
Сравнение Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский)

Проблема выбора

Часто школьникам бывает трудно определить, какое именно произведение взять для анализа на уроке по литературе. К сожалению, многие при этом руководствуются объемом произведения, ошибочно полагая, что небольшое лирическое сочинение легче для изучения. Однако выбор стихотворения должен определяться не данным параметром.

Лучше всего брать для анализа ключевое стихотворение в творчестве того или иного поэта. Так ученикам, которые уже ознакомились на занятиях с литературными сочинениями автора, будет легче выделить наиболее важные черты, характерные для его лирики. Например, в творчестве А. Пушкина главными являются тема дружбы и любви, М. Лермонтова – вольнолюбивая тематика, С. Есенина – русская природа и т. д. Автор и название стихотворения уже во многом являются своеобразной подсказкой для ученика. Школьник, знакомый с творчеством выбранного автора, уже по заголовку может примерно определить, о чем пойдет речь в данном произведении.

Аллегория

Буквально этот термин переводится как «иносказание», поэтому аллегория — это иносказательное изображение какого-либо явления действительности. Аллегория очень распространена в искусстве: живописи, театре, литературе и т. д.

Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.

Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов. Он изображал людей в виде животных, наделяя их определенными повадками и характером. Так Эзоп и выговориться смог, и угодил хозяевам — им нравились его произведения.

Разум и чувства

В игре Алексеева нет рационализма, он играет всеми эмоциями, всем сердцем. Возможно, именно поэтому произведения русских и зарубежных романтиков в его исполнении особенно нравятся слушателям. Его пианизм можно назвать пением души.

Однако игру Алексеева нельзя назвать сиюминутным эмоциональным порывом. У него всегда присутствует чувство меры: прикосновения к клавишам, соотношений тембра и динамики, расстановки акцентов. Тонкое знание, музыкальный расчет (происходит он в сознании или подсознании музыканта, мы не знаем) скрыты от слушателя. Мы воспринимаем только упругость звука, пластичность музыкальных фраз, ощущение музыкальной фактуры. Игра Алексеева всегда убедительна: своей честностью, динамичностью, своевременными, подсказанными сердцем и умом, переходами от торжествующего forte до надмирного pianissimo.

Сегодня

Пианист Дмитрий Алексеев продолжает вести активную музыкальную деятельность, и не только исполнительскую

С 1990 года Дмитрий Алексеев проживает в Лондоне, преподает фортепиано в Королевском колледже музыки. Он продолжает вести активную концертную деятельность по всему миру: его слушают в Европе, Америке, Австралии, Южной Африке и в стране заходящего солнца. Выступает Алексеев и в России.

Дмитрия Алексеева можно увидеть в составе жюри некоторых музыкальных конкурсов. Например, Международного конкурса имени Чайковского, в котором он сам принимал участие 40 лет назад. Он с интересом слушает молодых исполнителей. Алексеев считает музыкальные конкурсы хорошей подготовкой к концертной деятельности. В одном из интервью он заметил:«Для выступления на конкурсе необходима способность полностью сконцентрироваться и выложить все лучшее, что умеешь, за краткое конкурсное время. А ведь эти качества нужны и на концертах».

Виды повтора

Этот стилистический прием осуществляется на разных уровнях текста и слова как единицы речи. В литературе различают несколько видов повтора:

  • фонетический (повтор одинаковых гласных и согласных);
  • морфемный (повтор морфем и частей слова);
  • лексический (повтор слова);
  • синтаксический (использование одинаковых или однотипных синтаксических конструкций).

Если в поэтической строке повторяются одни и те же гласные звуки, то в нем используются ассонанс. Повторение согласных звуков — это аллитерация.

Наиболее часто используются повторы лексических средств языка:

  • анафора
  • эпифора
  • симплока
  • анадиплосис

Все эти стилистические приемы объединяются одним термином — «лексический повтор».

1. Анафора, или единоначалие, состоит в повторе начальных частей слова, морфем, отдельных слов и групп слов. Вот как использует анафору поэт А. Фет в стихотворении «Первый ландыш»:

Анафора может быть лексической, то есть выражается в повторе одного и того же слова в начале строки:

2. Эпифора возникает там, где автор повторяет отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции в конце фразы. Этот стилистическая фигура речи используется для выделения основного смысла высказывания.

3. Сочетанием анафоры и эпифоры является симплока.

Симплока — это сложный стилистический прием, который выражается в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста. При симплоке повторяются начальные и конечные слова в соседних фразах или смежных стихотворных строках:

4. Анадиплосис (греч. «удвоение») — это стилистическая фигура, заключающаяся в повторе заключительной части стихотворного текста в начале следующего. Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и последовательно развертывающих друг друга частей текста. Такой прием позволяет показать внешнее течение событий, их замедленность и причинно-следственную обусловленность.

Разные виды повтора широко используются художниками слова для придания тексту экспрессивной выразительности.

Тематика произведения

В данном пункте школьник должен несколькими фразами указать, какие идеи чаще всего находили отражение в творчестве автора. Таким небольшим вступлением он покажет свое знание особенностей лирики изучаемого поэта и одновременно сделает небольшое вступление к основной части анализа.

Сюжет и композиция стихотворения в этом пункте должны быть в центре внимания учащегося. Рассматриваемое произведение, как уже говорилось выше, строится на принципе контраста: автор противопоставляет счастливую любовь тяжелому горю от нареканий света. Тема любви сквозной линией проходит через все произведение, определяя лексику и поэтические обороты. Особенностью стиха является то, что оно пронизано горечью и болью. Это произведение стало не признанием в любви, как у многих других поэтов, а раскаянием и просьбой о прощении.

Ноты

В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.

Длительности нот

Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.

А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.

А вот как выглядит деление нот.

Целая – самая протяженная длительность.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.

Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.

Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».

Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.

Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.

Пока все ясно448Не все понятно124

Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Средства речевой выразительности»

В Основном Государственном экзамене есть задание 7, которое предусматривает анализ средств выразительности. Разберем все нюансы его выполнения.

Особенности задания 7 ОГЭ 2020. Суть задания

Перед учеником представлены несколько предложений, которые содержат всевозможные тропы. Они могут быть совершенно из разных категорий, но их нужно уметь различать. В самом задании просят найти только один определенный вид. Чтобы это сделать, следует расписать каждое предложение и определить средство выразительности.

Это поможет не запутаться и выбрать правильный вариант ответа

Важно напомнить, что в данном задании их может быть несколько – в этом и заключается его сложность

Алексей Романов: пианист без рук, который играет, как бог.

Знакомьтесь: это Алексей Романов, пианист — виртуоз. Ему 15 лет. Молодой человек родился без пальцев рук и одной стопы. Однако ему так хотелось играть на пианино, что отсутствие пальцев не помешало идти к цели.

Прошло несколько лет, и Алексей Романов выступает на престижных международных конкурсах.

Он сирота. Родители, увидев, что он родился с такими особенностями, отказались от него еще в роддоме.  

Еще раз: пианист — виртуоз. Сирота. Без единого пальца. Играет так, что хочется плакать от счастья. 

Как выяснилось, одаренный девятиклассник учится в казанской школе-интернате №4 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, куда попал из зеленодольского детдома, сменив «по пути» несколько школ и гостевых семей. С недавних пор заботу о подростке взяли на себя патронажные родители из Зеленодольска, к которым он ездит по выходным.

— Алексей, говорят, ты начал осваивать фортепиано, даже не владея нотной грамотой? — поинтересовалась у юного музыканта корреспондент «Вечерней Казани». 

— Да, еще два года назад я не знал нот. Но музыка мне нравилась всегда. Особенно классическая и современная инструментальная. Много музыки я скачивал из Интернета. И чем больше слушал, тем больше хотелось играть самому. Подбирал аккорды на слух. А потом помогли друзья. Одна знакомая скрипачка научила азам нотной грамоты, а другая подруга-пианистка подсказывала, кого из композиторов мне стоит слушать, скидывала по почте партитуры. Начинал с простых детских песенок вроде «Елочки».

— Где же ты упражнялся? У тебя был инструмент?

Здесь, в школе-интернате, есть пианино. Однажды я просто подошел к нашему преподавателю музыки Аиде Ахметшиной, попросил показать, как сыграть понравившуюся мне мелодию. Ноты скачал в Интернете. Она показала. Потом второй раз подошел. А потом она начала со мной заниматься. Каждый день. Год назад мне подарили электропианино — за победу в республиканском конкурсе для детей с ограниченными возможностями. Я там сыграл песенку Jingle bells и татарскую мелодию. Я балдею от электропиано! 

Ты когда-нибудь раньше выступал вместе с оркестром?

— Это выступление на сцене Государственного Большого концертного зала было первым. Честно говоря, я очень боялся. Не дай бог ошибиться!.. Поэтому вначале нервничал. Но благодаря поддержке оркестрантов у меня будто крылья за спиной выросли. Я расслабился, и музыка сама полилась из инструмента.

— Рустем Абязов написал для тебя оркестровку?

— Да. Меня с ним познакомили мои педагоги — просто подвели к нему за кулисами после концерта. Показали меня. Я ему сыграл. Первое, что он спросил, — пробовал ли я сочинять музыку. Я ответил — нет. А потом дирижер предложил мне поучаствовать в проекте «Звезды из завтра» — в виде исключения.

— Почему для выступления ты выбрал «сумеречный» саундтрек River Flows in You, а не Шопена или Баха?

Я вообще люблю саундтреки. Мелодия из вампирской саги у меня, скажем так, уже наигранная. Я ее год разучивал. Еще играю саундтреки из фильмов «Пираты Карибского моря», «Титаник»

А сейчас что разучиваешь?

— Сочинение итальянского композитора и пианиста Людовико Эйнауди. Он мне очень нравится. Он написал музыку к фильмам «Чтец» и «Черный лебедь».

— Руки после занятий устают? Мозоли, наверное, есть?

— Болей нет. Только удовольствие от игры.

— Хочешь стать профессиональным музыкантом?

— Честно — не знаю. Мне еще нравится рисовать карандашами и фломастерами, кататься на коньках…

В интервью Алексей из скромности не рассказал нам о своей проблеме. Недавно у него сломался протез ноги. И поскольку его нечем заменить (стоит протез очень дорого), подросток ходит на сломанном, который сильно натирает ногу. Как рассказали в школе-интернате, за помощью в приобретении нового протеза они обратились в Минкульт РТ и к президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Ответа пока нет. Ну а из хороших новостей — неделю назад Алешу зачислили в 7-ю музыкальную школу Казани, где он будет обучаться экстерном.

Парцелляция

Парцелляция — фигура речи, представляющая собой намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков.

Парцелляция делит предложение на несколько частей. Такая фигура речи часто создает ощущение прерывистости. 

Есть одно до боли знакомое проявление парцелляции. Вспомните эту замечательную переписку с человеком, который каждое слово отправляет отдельно. Чтобы найти парцелляцию, представляем переписку в мессенджере. Давай посмотрим на пример:

Товарища в беде не поддержать,Во чьё-то горе обратить забаву,В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.С недобрым другом поравняться славой…(отрывок из стихотворения «Сыну погибшего воина» А.Твардовского)

Задумка

Второй пункт задания предполагает приведение небольшой исторической справки о том, какие события в жизни автора привели к написанию того или иного лирического сочинения. Как правило, речь идет о каких-либо важных переменах в личной жизни, в его творчестве, связанных с сильным душевным подъемом либо, наоборот, психологическим кризисом.

В данном случае речь идет о тяжелой сердечной драме Тютчева, который фактически вступил в гражданский брак, что по понятиям 19 века считалось крайне постыдным поступком. История создания стихотворения связана с этой тяжелой историей: возлюбленная поэта Е. Денисьева за свой роман с Тютчевым подверглась гонению светского общества, прошла через тяжелые нравственные страдания. Тютчев, остро чувствуя свою вину за мучения девушки, посвятил ей рассматриваемое произведения, в котором излил свою горечь и боль, а также просил у нее прощения за все то, что ей пришлось ради него перенести. Итак, описание истории создания стихотворения очень важен для понимания смысла и содержания произведения.

Композиция

В поэме – одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности и главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.

«К морю» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – стихотворный размер, жанр, кому посвящено

Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.

Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нем ребенка и не высмеять его за это.

Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.

Краткий анализ

История написания – Стих написан в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэтессы.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а второй – делится своим определением отчизны.

Жанр – Патриотическая лирика.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использование перекрестной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты – «заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – «не делаем ее в душе своей».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: