Разновидности горлового пения
Говоря о горловом пении, стоит различать его разновидности и стили. Классификация по принадлежности происхождения включает следующие виды горлового пения:
- Тувинское горловое пение.
- Тибетское горловое пение.
- Горловое пение монахов.
- Горловое пение шаманов.
- Алтайское горловое пение.
История появления горлового пения тесно связана с ритуалами и народными сказаниями. Горловое пение тибетских монахов, например, привлекает своей необычностью исполнения и позволяет настроиться на изучение их удивительной культуры. Тибетское горловое пение слушать можно на различных страницах в сети Интернет. Для этого достаточно ввести запрос “горловое пение тибетских монахов слушать онлайн”, и поисковая система выдаст наиболее популярные результаты в формате аудио- и видеозаписей. Так можно найти горловое пение в современной обработке, что довольно интересно для прослушивания. Также в сети широко представлены концерты горлового пения, позволяющие сравнить исполнение разных вокалистов и остановиться на определенной технике для подробного изучения.
Современное горловое пение использует не только традиционные техники, но и их вариативные сочетания. Конечно, для начинающего исполнителя освоить горловые приемы пения довольно сложно, однако, при желании и должной регулярности занятий можно добиться значительного прогресса. Горловое пение — как научиться этой технике, знают профессиональные педагоги, которые не просто поставят голос, но и подберут наиболее подходящий репертуар. При этом не стоит слушать примеры исполнения: горловое пение в обработке звучит потрясающе и помогает расширить кругозор относительно этой вокальной техники. Кроме того, горловое пение монахов слушать полезно и для развития слуха, и для стабильной работы нервной системы.
Тюрген как горловое пение является отличным примером исполнения. Этот вокалист популяризировал монгольский горловой вокал и стал настоящим примером для начинающих певцов, работающих в этой технике.
В поисках гармонии
В любом случае предоставленную вам теоретическую информацию нужно использовать скорее как дополнение для обмозгования и понимания практики пения, но учиться пению нужно по крайней мере по видео, если это невозможно вживую.
Прежде чем говорить о технике горлового пения, рассмотрим вопрос о звуках, из которых состоит наш голос. Можно выделить как бы три звуковых этажа, краски которых смешиваются и превращаются в единый голосовой поток:
- средний этаж – бурдон, звук, получаемый посредством смыкания или вибрации голосовых связок;
- верхний этаж – обертон («над» тон), получаемый посредством вибрации головных резонаторов;
- нижний этаж – унтертон, при котором вибрируют мягкие ткани гортани.
Все эти тоны суммируются, затем к ним примешиваются вибрации всего тела, и после того, как звук выходит наружу, он сталкивается с внешней средой, которая имеет свои акустические свойства.
Пение древности
Обертонное горловое пение встречается в культурах многих народов мира; у современного слушателя оно в большей степени ассоциируется с шаманами и тибетскими монахами. Впрочем, для всех вокалистов рекомендуется использовать хотя бы хоомей (один из стилей ) в качестве элементов , так как тембр в результате таких упражнений обогащается обертонами и становится более насыщенным.
Хоомей – подготовка
Итак, техника наиболее простого и базового стиля обертонного горлового пения – хоомея. При его исполнении преимущественно звучит естественный , к которому добавляются обертоновые украшения, извлекаемые с помощью верхних резонаторов.
Для того, чтобы извлекать подобные звуки, для начала нужно разогреть голосовой аппарат с помощью пения простых протяжных гласных: ааа, ооо, ууу, эээ, иии… Старайтесь посылать голос в определенную точку, которая находится далеко от вас. Например, если стоите у окна, выберите дерево или окно дома напротив. И пойте. Не бойтесь громкости, ведь вполголоса вы себя не натренируете.
Техника горлового пения хоомей
Чтобы петь хоомей, нужно научиться расслаблять нижнюю челюсть и раскрывать ее так, чтобы найти нужный угол. При этом происходит сосредоточение внимания не на горле, а на корне языка.
Важные примечания
Главное, чтобы было удобно! Может чесаться нос, губы – это нормально.
Есть и более низкие по регистру техники горлового пения, но это более сложная и отдельная тема. Хоомей могут петь как мужчины, так и женщины; что касается других стилей – в плане доступности для женского организма они более сложны. Шаманы, живущие в Сибири, не рекомендуют женщинам постоянно практиковать более сложные стили горлового пения, по регистру сравнимые с мужскими, потому что это ведет к изменению гормонального баланса.
Были сведения, что певица Пелагея хотела у них научиться этому, но они отказали ей, объяснив, что пока она не состоялась как мать, лучше не заниматься шаманскими техниками пения. Но в плане отдельных вокальных упражнений использование хоомея очень даже полезно для развития голоса.
Искусство горловой фонации возникло очень давно, на заре человечества. Тогда оно еще не было пением, как таковым, и служило повседневным способом общения. Его основу составляли гласные звуки, щелчки языком и горлом, хрипение и свист. Все это носило подражательный характер, по типу: так шумит река, так поет птица, так рычит зверь. По характеру того или иного звука окружающим было понятно, о каком животном или явлении природы идет речь. Горловое (гортанное) двухголосное пение — это совершенно уникальное явление не только в мире музыки, но и в духовной культуре вообще. Сейчас горловое пение присуще лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона — тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло. Горловое пение слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает урчащие хрипы из глубины лёгких, непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой.
С чем подавать
Отбивные из говядины хороши с домашним майонезом, горчицей, хреном, острым и сметанным соусом. Подавайте это блюдо горячим вместе с гарниром, украсьте рубленой зеленью по вкусу и гранатовыми зёрнышками. Кушанья из говядины лучше всего есть горячими и не разогревать повторно, ведь повторная термическая обработка делает говядину жесткой, поэтому готовьте это мясо в количестве, которое вы сможете съесть за один раз.
Жду ваших отзывов и комментариев, друзья. Делитесь собственными секретами приготовления говядины и самых вкусных отбивных. Приятного всем аппетита!
12 рецептов приготовления отбивных
отбивные из говядины на сковороде
4 шт.
40 минут
220 ккал
5
/5
(1
)
Отбивные принято жарить из свинины. Всё потому, что говяжье мясо считается слишком жёстким и менее сочным, нежели свиное. Но это не так!
Мы расскажем вам, как пожарить отбивные из говядины на сковороде, сохранив их сочность и нежность. Также в данном рецепте мы будем использовать манную крупу в виде кляра, что даст нашим отбивным хрустящую корочку!
Как правильно выбрать говядину на отбивные? Старайтесь избегать вырезки с обильным количеством плёнок и прожилок, иначе придётся потратить немного больше свободного времени на их удаление.
Уделяйте особое внимание цвету мяса. Говядина должна быть светло-красной
Предпочтительнее всего выбирать для говяжьих отбивных телятину
– благодаря тому, что мясо молодое, наши отбивные будут более мягкими и нежными.
Мясо обязательно нужно промыть
под проточной водой. После этого нужно дать воде стечь и просушить говядину бумажными полотенцами. Это очень важный этап, поскольку мясо должно быть сухим. Если же влага, которая останется после мытья, попадёт на разогретую сковороду, она резко снизит температуру, что приведёт к медленному образованию корочки. Из-за этого из мяса будет вытекать значительное количество сока, и отбивная получится не такой сочной.
Отбивайте мясо до мягкости, но не стоит доводить до того, чтобы оно просвечивалось.
Один человек — два голоса
Одним из первых природу двухголосного соло описал Владимир Даль , собиравший этнографический материал среди башкир. Будучи врачом по профессии, Даль довольно точно уловил суть горлового пения: «Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом — явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом»
. Современные специалисты объясняют, что это возможно, когда исполнитель в совершенстве владеет обертонами. У любого звука есть целый ряд обертонов — «надзвучий», призвуков, которые отличаются по высоте от основного тона. Певец берет основной низкий тон, а обертоны звучат высоко, словно свист. Горловик может делать призвук очень громким, исполняя свистом мелодию. Тогда основной тон играет роль непрерывного басового «фона» — бурдона. Диапазон голоса при этом значительно шире обычного вокального диапазона. В формировании свисткового призвука участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта. Примечательно, что сыгыт — стиль двухголосного пения с доминирующим свистом — наиболее развит у тувинцев. К этому располагает сама природа тувинского языка, в котором есть много гласных, произносимых при суженной гортани.
Тувинский сыгыт исполняет Радик Тюлюш
Излечение горловым пением
Звуки, издаваемые шаманами, способствуют погружению людей в состояние изменённого сознания. Когда причина заболевания или проблема, волнующая человека, найдена, шаман направленно воздействует на неё обертонами своего голоса.
Как это происходит? Всё в природе излучает определённую вибрацию. Вибрации здоровых и больных органов различны. Если шаман направит на больное место вибрацию «здоровой» частоты, то орган излечивается. Обертоны значительно усиливают такое лечение.
Дополнительно пациент подвергается информационному воздействию. В звуки голоса и удары бубна или звучание другого музыкального инструмента шаман вкладывает своё намерение излечить.
Один человек — два голоса
Одним из первых природу двухголосного соло описал Владимир Даль , собиравший этнографический материал среди башкир. Будучи врачом по профессии, Даль довольно точно уловил суть горлового пения: «Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом — явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом»
. Современные специалисты объясняют, что это возможно, когда исполнитель в совершенстве владеет обертонами. У любого звука есть целый ряд обертонов — «надзвучий», призвуков, которые отличаются по высоте от основного тона. Певец берет основной низкий тон, а обертоны звучат высоко, словно свист. Горловик может делать призвук очень громким, исполняя свистом мелодию. Тогда основной тон играет роль непрерывного басового «фона» — бурдона. Диапазон голоса при этом значительно шире обычного вокального диапазона. В формировании свисткового призвука участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта. Примечательно, что сыгыт — стиль двухголосного пения с доминирующим свистом — наиболее развит у тувинцев. К этому располагает сама природа тувинского языка, в котором есть много гласных, произносимых при суженной гортани.
Тувинский сыгыт исполняет Радик Тюлюш
Сыгыт
Сыгыт (в Кириллица: Сыгыт), буквально «свист», имеет основную часть средних частот и характеризуется сильными, флейтовыми или, скорее, пронзительными гармониками, напоминающими свист. Также описано как имитация легкого летнего ветерка, пения птиц, идеальный звук для гармоник называется Чистый звук — русский язык для чистый звук.
При выполнении Сыгыт язык поднимается и закрывается вокруг десен сразу за зубами. Сзади от коренных зубов остается небольшое отверстие слева или справа. Затем звук направляется между зубами к передней части рта. Губы образуют колоколообразную форму, обычно с гласной «ее», и звук направляется через это небольшое отверстие. Высота звука регулируется точно так же, как и в стиле хоомей.
От Сардинии до Японии
О том, как возникло это искусство, существует несколько легенд, и все эти предания довольно поэтичны. Где-то рассказывают, что такому способу пения научился юноша-отшельник, слушая, как свистит в скалах сильный ветер, вызывая гулкое эхо. Где-то говорят о подражании крику верблюдицы, оплакивающей своего мертвого детеныша. Как бы там ни было, в основе горлового пения лежит именно звукоподражание – крикам животных и птиц, или же звукам природы: горному эху, свисту ветра, журчанию воды. Древние охотники таким способом подманивали дичь, кочевники скотоводы с помощью голоса управляли стадами. Где-то здесь и следует искать корни этого древнего искусства.
Следует отметить, что огромное разнообразие стилей исполнения существует не только на бумаге: отличия действительно могут быть очень сильными. Например, есть традиционные сочинения с неизменяемой формой, и песни-импровизации. Есть песни со словами и чистое звукоподражание. Некоторые исполняются в сопровождении музыкального инструмента, некоторые – без. Кстати, далеко не все мелодии поддаются нотной записи. Иногда исполнение дополняется танцем: скажем, чукотский певец не просто подражает голосам животных, но и изображает их движения. Очень многое зависит от исполнителя и школы, к которой он принадлежит. Скажем, в Туве насчитывается четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей.
Запреты и правила
Хотя далёкие времена гортанно пели женщины, этому имеются подтверждения в преданиях, в современной жизни – это практически исключительно мужское дело.
Женское пение теперь не одобряют. Причина проста: из-за избыточного напряжения у женщин может пропасть молоко. Существует поверье, что и гормональный фон может измениться.
Говорят, что певица Пелагея обратилась к сибирским шаманам, чтобы научиться гортанному исполнению. Ей сказали не приезжать до тех пор, пока она не станет матерью.
Другие запреты касались и мужчин. Например, народным певцам, исполняющим героический эпос, нельзя было прерываться и не закончить песню.
Тувинское горловое пение
По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение — хоомей — заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей — каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей — думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).
Происхождение термина «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие — с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.
В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение.
Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.
Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр — свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).
Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы — причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом.
Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги — стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки. При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.
Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» — перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.
Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги — стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки. При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.
Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» — перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.
Из шаманских камланий — на большую сцену
В основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам неживой природы — журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье. В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы приманивать добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос — сказания о богах и героях. У коренных народов Севера горловое пение по сей день остается неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв. На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.
Алтайский кай исполняет группа «Altai Kai»
Из шаманских камланий — на большую сцену
В основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам неживой природы — журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье. В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы приманивать добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос — сказания о богах и героях. У коренных народов Севера горловое пение по сей день остается неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв. На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.
Алтайский кай исполняет группа «Altai Kai»
Техника исполнения
В голосе поющего человека смешиваются несколько звуков:
• бурдон — когда его связки смыкаются или вибрируют;
• обертон — когда вибрируют резонаторы головы;
• и унтертон — извлекаемый посредством вибрации мягких тканей его гортани.
Проще всего научиться исполнению в стиле хоомей. Для него характерно смешение бурдона (очень низкого басового звучания, высота которого, как правило, не меняется) и обертона (свиста, которым выводится мелодия).
Высота свиста изменяется при помощи силы выдыхаемого воздушного потока. Этому также помогает движение языка и увеличение или уменьшение объема ротовой полости. Чем больше воздуха может вдохнуть человек, тем продолжительнее будет его пение.
Важную роль в гортанном пении играет пресс. Когда делается глубокий вдох, воздух волной проходит от живота до плеч, диафрагма поднимается, и в груди создаётся избыточное давление.
Одновременно смыкаются голосовые связки, и воздух с силой выходит из лёгких, создавая своеобразное, очень низкое звучание.
Чем полезно горловое пение?
Горловое пение польза и вред – в чем же они? Польза заключается в том, что при таком пении задействуются те участки
мозга, которые находились в спящем состоянии. Резонанс, возникающий при пении, заставляет клетки тела вибрировать на
исцеляющей частоте, что приводит к общему оздоровлению организма. Именно горловое вибрато пение обладает этим
чудесным действием.
Если говорить про влияние горлового пения на организм, то можно сказать, что это исключительно позитивное,
оздоровляющее действие.
Какие есть стили горлового пения? Их несколько, выделяют три основных – это Каргыраа, Хоомей и Сыгыт. Отличие их
друг от друга заключается в том, что звучат они в разных регистрах. Хоомей считается базовым стилем и с него обычно
начинается обучение.
Если вы уже занимаетесь вокалом, вам будет проще разобраться с тем, как петь горловым пением и даже как научиться
горловому пению самостоятельно. Если же вы никогда не занимались вокалом, то будет очень правильным позаниматься
таким видом пения, как академический вокал . Данная разновидность вокала является
базовой для всей вокальной отрасли. Там вы получите качественную постановку голоса и вам будет несравнимо проще
потом переквалифицироваться на любой другой тип вокала или виды горлового пения.
Женское горловое пение отличается от мужского в силу особенностей организма. Женщинам рекомендуют практиковать самый
удобный стиль – Хоомей, другие же не стоит использовать часто, так как у женщины может измениться гормональный
баланс. Горловое пение женщины в стиле Хоомей очень полезно для развития голоса в целом и здоровья самой женщины,
нормализации всех процессов в ее организме.
Откуда взялось горловое пение?
Тайна горлового пения заключается в том, что эти практики ввели алтайские шаманы, посредством которых они достигали
единения с природой. Если вы хотите понять, как научиться петь горловым пением, то для начала стоит почитать о нем,
побольше получить теоретических знаний. О том, для чего оно использовалось, как совершенствовалась горловое пение
техника, какие изменения влечет за собой увлечение горловым пением.
Особый интерес представляет горловое пение русских народных песен. Это необычно, и дает нам возможность увидеть наши
русские песни с новой стороны, услышать их в совершенно непривычном звучании. И русская народная манера исполнения,
и горловое пение – все это фольклорные стили, к тому же, недалеко ушедшие друг от друга. В чем-то похожие, а в
чем-то очень разные.
Вы можете легко начать обучение горловому пению в москве, обратившись в хорошую музыкальную студию или вокальную
школу.
Одним из старейших певческих искусств коренного этноса Саяно-Алтайского региона является горловое пение, которое примечательно тем, что при надлежащем исполнении позволяет человеку войти в особенное состояние, называемое трансом, и достигнуть душевного спокойствия, равновесия, а также обрести гармонию с внутренним «Я» и уверовать в собственные силы.
Рецепт отбивных из говядины на сковороде в кляре из панировочных сухарей
-
Время приготовления:
от 30 до 45 минут. -
Количество порций:
4 шт. -
Кухонная техника и утварь:
разделочная доска, сковорода, миска, плита, кухонный молоточек.
Кажется, нет ничего проще, чем пожарить мясо на сковороде! Нарезал да зажарил. Но всем хочется не просто жареного ломтя мяса, а мягкого, сочного и ароматного кусочка! Для получения такого надо знать несколько хитростей. Чтобы добиться отличного результата и приготовить сочные отбивные из говядины на сковороде, сделаем многослойную панировку. Она поможет всем сокам и ароматам оставаться внутри, плотно запечатав их под хрустящей корочкой. Также панировка из крахмала, яйца и сухарей напитает растительное масло по минимуму.
Рецепт говяжьих отбивных базовый, по такому же принципу можно готовить из другого мяса. Однако изюминка здесь в том, что это именно говядина — мясо заведомо более жесткое, чем, например, свинина. Между тем отбивные получаются очень сочные.
Как научиться горловому пению
Постичь азы такого пения не удастся по инструкции или читая информацию в интернете. Необходимо руководство учителя, который будет контролировать со стороны процесс звукоизвлечения. В крайнем случае, можно учиться по видео, если нет возможности перенять эту технику вживую.
При этом нужно стремиться посылать звук какому-нибудь объекту, расположенному на расстоянии: зданию, дереву, чтобы голос сконцентрировался в одной точке.
Чтобы петь хоомей, нижняя челюсть должна быть расслаблена. Но вот под каким углом её открыть – удастся определить только при помощи практики.
В этом и заключается мастерство исполнения и получения качества звука на выходе: если опустить челюсть низко, горло перекроется, а если меньше, чем нужно, звук выйдет зажатым.
При пении нужно следить также за положением корня языка. С непривычки могут зудеть губы или нос, со временем это пройдёт.
В чем польза и есть ли вред?
Горловое пение возникло на заре человеческой цивилизации и применялось у шаманов разных народов мира как для единения со Вселенной, медитации и входа в состояние транса, так и для исцеления души и тела. Также известно, что горловое пение помогает очистить сознание от дурных мыслей, ведь его природа сродни священным мантрам, но оно является более действенным, ведь звуки исходят не только от тела, но и от души.
Ученые выявили, что у человека, исполняющего различные приемы горлового пения, активируются те участки головного мозга, которые обычно бездействуют. И именно благодаря звуковому резонансу на целительной частоте каждая клеточка тела вибрирует и регенерируется. Что, конечно же, приводит к восстановлению всего организма в целом. Из этого видно, что горловое пение влияет на человека очень положительно.
Но все же особенно увлекаться этим не стоит, так как длительные задержки дыхания чреваты увеличением содержания углекислого газа в крови, а чрезмерное напряжение мышц груди приводит к их ослаблению. Поэтому трех часов горлового пения в день более чем достаточно для того, чтобы оно приносило пользу организму, а не вред. Разумное применение данной техники благоприятно сказывается на кровообращении и тонизирует грудные и брюшные мышцы.
Эффекты и другие стили
Из следующего списка два эффекта, которые обычно используются в стилях хомей, сыгыт и каргыра: Борбангнадыр и Эзенгилеер.
- Борбангнадыр (Борбаңнадыр) — трель, напоминающая о птицах и путешествующих ручьях, производимая быстрыми движениями языка. Еще один эффект, который обычно добавляют к этому стилю, — это легкое дрожание губ, называемое «бырланг».
- Ezenggileer (Эзеңгилээр) — это пульсирующий стиль, пытающийся имитировать ритмы верховой езды. Он назван в честь тувинского слова, обозначающего стремени, езенги.
- Чиландык (Чыландык) одновременно Сыгыт и Каргыра. Это создает необычное звучание низких полутонов, смешанных с высоким свистком Сыгыт. Это также было описано как «щебетание сверчков». Внимательный слушатель может далее разбить этот стиль на Dag Chylandyk и Xovu Chylandyk.
- Думчуктаар (Думчуктаар) лучше всего можно описать как «гудение в горле». Певица создает звук, похожий на сыгыт, используя только носовой ход. Слово означает петь носом (думчук). Рот не нужно закрывать, но, конечно, он лучше демонстрирует суть.[нужна цитата ]
Голос из прошлого
Горловое пение — это особая техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани
Она оригинальна и интересна, привлекает к себе внимание и завораживает своим необычным звучанием. Освоить технику горлового пения не так трудно, как может показаться вначале
Данная техника пения имеет богатую историю, используется в некоторых религиях, в эпических сказаниях, традициях и культах. Наряду с современными профессиональными певцами и мастерами горлового пения, творят и любители данной необычной техники. Существуют специальные сообщества и клубы любителей горлового пения. В Тибете есть целый институт, который готовит мастеров горлового пения.
Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного монотонного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда. Обычно горловое пение сопровождает аккомпанементом специальных народных инструментов. Горловое пение – это уникальный вид музыкального искусства, специальная техника извлечения звука, когда певец извлекает сразу две ноты одновременно. Таким образом получается двухголосое соло.
Интерес к горловому пению постоянно растет. Эта техника привлекает своей необычностью, ведь порой кажется просто невероятным, что все эти звуки издает человек. Слушая горловое пение, переносишься в древние времена, соприкасаешься с и мистицизмом и магией, чувствуешь себя участником таинственного ритуала. Ощущения от такого пения просто невероятны. Оно затрагивает что-то глубоко внутри, позволяет соприкоснуться с архаичной культурой. У многих эти звуки ассоциируются с оккультизмом и шаманами. Однако горловым пением пользуются не только в ритуалах, это еще и способ передачи народных преданий и сказаний.
Выделяют 5 основных стилей горлового пения, которые используются у различных народов и в разнообразных целях. К ним относятся:
- кыркыра;
- кюмей;
- сыхыт;
- эзенгилээр;
- бербендер.
Однако помимо основных направлений, существует множество их разновидностей. Что бы лучше освоить горловое пение, следует ознакомиться с основными правилами и историей возникновения выбранного стиля.
Истоки
Древние буддистские трактаты повествуют о том, что рождение Вселенной произошло от мощных звуковых колебаний, поэтому использование данной техники позволяет наладить контакт с окружающим миром и попросить его о здоровье и жизненной силе.
Основной секрет состоит в том, что оно является практикой, позволяющей обрести гармонию с природой, которая применялась древними шаманами Алтая. И чтобы понять, как научиться приемам горлового пения самостоятельно, следует собрать как можно больше информации, для начала освоить теорию, прежде чем приступить к практике. А также:
- Заглянуть в историю и узнать, для чего именно применялась подобная техника и как она совершенствовалась.
- Побольше почитать о том, какие изменения происходят в организме, если постоянно практиковать горловое пение.
Особенную ценность представляет собой гортанная манера исполнения русских народных песен, так как звучание приобретает новый смысл и раскрывает их с необычной стороны. И горловое пение, и песни, звучавшие из уст наших пращуров задолго до нашего рождения, являются схожими между собой фольклорными стилями.
Если вам интересно, где и как научиться горловому пению, то в наше время можно просто найти школы вокала, расположенные вблизи.
Каким народам свойственен данный стиль исполнения?
Подобную технику практикуют тувинские шаманы и другие народы монголоидной и тюркской группы (хакасы, калмыки, алтайцы, буряты, башкиры, киргизы, казахи и якуты), но представитель любой народности может с легкость ее освоить, если, конечно же, захочет. К тому же горловое пение широко используется у монахов Тибета для чтения буддистских мантр, а в некоторых храмах имеются специальные музыкальные инструменты, позволяющие подготовить голосовые связки к исполнению данной вокальной техники (Гьюто и Гьюме Гьюмед).
Среди представителей южноафриканских племен также применяется горловое пение, в частности у народа коса. Также данный стиль исполнения можно услышать у канадских инуитов. А среди людей европеоидной расы техникой владеют представители ирландского этноса. Как научиться горловому пению? «Ом» является уникальным звуком, позволяющим человеку войти в особенное состояние транса, поэтому его воспроизведение позволяет успешно медитировать. Упражнение состоит в том, что данный звук следует произносить в разных тональностях, начиная от 15 минут в день. Заключается оно в том, что нужно сделать глубокий вдох и на выдохе протяжно пропеть букву «О», а тембр голоса регулировать положением нижней челюсти и языка.
При правильном исполнении звук постепенно углубляется из гортани в грудь и становится похож на медвежий рев. Также для успешного освоения навыка горлового пения идеально подойдет произношение таких звуков, как «йю» или «эль», ведь именно при их воспроизведении голосовые связки и мышцы находятся в правильном для нужного звучания положении. В наше время в свободном доступе находится множество выступлений, которые могут дать представление о том, как научиться горловому пению самому, без посторонней помощи. Самое главное — это понять то, как воспроизводить звуки, а уж потом научиться петь их с нужной интонацией и тембром голоса.
Польза горлового пения доказывалась веками, поэтому его технике можно смело доверять, но все же о чувстве меры забывать не стоит, ведь любое «лекарство» в больших количествах становится ядом.
Монгольское горловое пение
Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, монголов оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.
Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства монголов, тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий.
Монгольское горловое пение
В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие.
Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, монголов оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.
Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства монголов, тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий.